- Нашел в продаже «Моргуновку», как из «Операции Ы», и удивился стоимости этих автомобилей.
- Машины из кино: СМЗ С-3А «Моргуновка» из фильма Операция «Ы»
- Мотоколяска С3А .Инвалидка из «Операции Ы.»
- Автомобиль из фильма «Операция Ы»: советское чудо на колёсах
- ClassicAutoClub.ru
- гид по реставрации автомобилей
- автокаталог
- Автоистория > Отечественные автомобили
- Операция «Ы». История спасения автомобиля СЗА
Нашел в продаже «Моргуновку», как из «Операции Ы», и удивился стоимости этих автомобилей.
Тема небольших автомобилей с ручным управлением была актуальна во время всего периода существования СССР, страна прошла через войну, последствия которой затронули очень много семей. Уже в конце 40-ых были начаты работы по созданию специальных мотоколясок, предназначенных для людей с ограниченными физическими возможностями. Первой мотоколяской стало изделие Серпуховского завода СМЗ-1Л, внешне напоминающее циклопа с тремя колёсами, дальнейшие работы по модернизации модели привели к появлению улучшенной версии уже более менее похожей на полноценный автомобиль.
Однако и эта машина представляла из себя компромисс, и являлась нечто средним между автомобилем и моторизированной инвалидной коляской, а потому имела недостатки и того и другого. Несмотря на цельнометаллический кузов, расположенный на пространственной раме, езда на машине представлялась не самым комфортным занятием, колеса были маленькие и застревали в ямках, передних тормозов не было, были лишь задние, а мотоциклетный двигатель мощностью 8 л.с, даже для такого небольшого автомобиля весом меньше 500 кг, не давал хоть сколько вменяемой динамики — максимальная скорость не превышала отметки в 55-60 км/ч.
Однако, не смотря на эти минусы важность этих автомобилей нельзя недооценивать, все дело в том, что такие машины выдавались безвозмездно, определенных категориям людей на определенный срок, в ходе которого предоставлялось право на такой же бесплатный ремонт мотоколяски, после некоторого времени государством машина изымалась, в обмен на такую же, но новую.
Народная известность СМЗ-3А, пришла после эпизодической роли в фильме » Операция Ы и другие приключения Шурика» , после которой автомобиль стал плотно ассоциироваться с этой кинокартиной, за машиной даже прозвище закрепилось — Моргуновка.
Всего за 15 лет производства было выпущено чуть более 200 000 экземпляров разных модификаций, до наших дней «Моргуновок» сохранилось пару сотен, а потому среди коллекционеров советской техники эта машина пользуется заслуженной популярностью. Ещё одна причина из-за которых фактического нахождения мотоколясок на балансе у государства, они в свою очередь по истечению определенного срока подлежали утилизации,
Из-за чего сегодня «Моргуновка» в хорошем состоянии может стоить 300-400 тысяч рублей — практически, как новая Лада Гранта, а за еле живой кузов без документов спокойно могут просить 80-100 тысяч рублей, такие вот расценки, которые меня сначала даже удивили.
Доводилось ли Вам видеть такой автомобиль в живую?
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/autoway/nashel-v-prodaje-morgunovku-kak-iz-operacii-y-i-udivilsia-stoimosti-etih-avtomobilei-6005e0c0a3a08c096fec5e93
Машины из кино: СМЗ С-3А «Моргуновка» из фильма Операция «Ы»
Представляю вашему вниманию изделие советского автопрома, которое узнают если не все, то многие.
Нам этот автомобиль знаком по фильму Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В нём ездили Трус, Балбес и Бывалый.
СМЗ С-3А (эс-три-а) — четырёхколёсный двухместный автомобиль-мотоколяска, выпускавшийся Серпуховским заводом с 1958 по 1970 год. Использовался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил.
C-3А — базовый вариант мотоколяски , выпускался с 1958 по 1962 год.
Масса 425 кг. Тормоза только задние – барабанного типа.
С3А заменил собой более неудобную в управлении мотоколяску СМЗ С-1Л, став её усовершенствованной четырехколёсной версией.
Недостатком было то, что в СМЗ С-3А конструкторы попытались совместить средство передвижения для инвалидов и обычный автомобиль.
В результате, для инвалидов аппарат оказался тяжелым, а для общего пользования был слишком мал.
Также по автомобильным меркам у мотоколяски была низкая максимальная скорость — до 60 км/ч, а узкие и небольшие колеса не способствовали хорошей проходимости.
Однако, отличаясь неприхотливостью и ремонтопригодностью, автомобильчик смог заработать себе популярность.
Кстати, миниавтомобили в то время выпускались повсеместно, вот вам наиболее яркий представитель — BMW Isetta . Бывшая итальянка.
Герой сегодняшнего выпуска приобрел популярность благодаря не только своему функционалу и запоминающейся внешности, но и участию в популярной по сей день кинокомедии Гайдая « Операция «Ы» и другие приключения Шурика ».
Некоторые автолюбители, которым он запал в душу, отыскивают ржавеющие в гаражах раритеты.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/pristegnis/mashiny-iz-kino-smz-s3a-morgunovka-iz-filma-operaciia-y-5d41a7b2bd45c000add1a78e
Мотоколяска С3А .Инвалидка из «Операции Ы.»
20 февраля 1957 года Серпуховский мотоциклетный завод приступил к выпуску знаменитой советской инвалидки.
В СССР эту «инвалидку» и за автомобиль-то не считали. Называли ее термином «мотоколяска», и выдавали мотоциклетные номера. У обладателей С3А не было проблем с техосмотром (эти машины ему попросту не подлежали), а для управления этими недоавтомобилями в водительских удостоверениях достаточно было иметь специальную пометку.
Была и в нашем квартале такая машина. Принадлежала она дяде Леше,инвалиду без ног, ветерану войны.Инвалидного кресла у него не было и он подъезжал на самодельной тележке (вместо колес подшипники),отталкиваясь от земли деревянными «утюжками»,подтягивался на руках и так попадал в свой автомобиль.Если это происходило утром,то от лающего звука мотора просыпался весь квартал. На ночь привязывал цепью к лавочке свою «жабу»,так он называл свою машину.Иногда катал нас пацанов по кварталу и это было счастьем.
Базовые инвалидки С3А выпускались в модификации, приспособленной для управления только лишь руками. Сцепление и газ были вынесены на руль, рычаг переключения передач находился на привычном для автомобилистов месте, но скорости переключались как на мотоцикле последовательно, вперед-назад, а зелёная лампочка на панели подсказывала, когда включена «нейтралка».
Максимальная скорость ограничивалась шестьюдесятью километрами в час, а от 0 до 40 С3А разгонялась за 18 секунд. Расход топлива составлял 4,5 литра на сто километров. Длина автомобиля составляла 2625 мм, а ширина – 1315. Маневренность автомобильчика была непревзойденной, а схема управления позволяла управлять им одной рукой. Сзади располагался двухтактный мотоциклетный двигатель. Мотор был позаимствован у Иж-49 .
Мотоколяски С3А бесплатно распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов. Выдавались они собесами на определённое время, после которого инвалид был обязан сдать мотоколяску в собес и пoлyчить новую.
Сразу после своего появления С3Д стала героем анекдотов, а Леонид Гайдай даже снял ее в фильме « Операция Ы ». Кстати, небольшая масса мотоколяски позволяла Моргунову в одиночку передвигать ее по съемочной площадке.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e0f4a2f4e057700b19f79f9/motokoliaska-s3a-invalidka-iz-operacii-y-5eb62d6c9dbe95648c545275
Автомобиль из фильма «Операция Ы»: советское чудо на колёсах
И возможно, многие из зрителей задавались вопросом о марке необычного автомобиля, появившегося в картине. Им стал СМЗ С-ЗА — автомобиль-мотоколяска на четырёх колёсах, сменивший своего трёхколёсного предшественника СМЗ С-1Л.
Выпускался СМЗ С-3А в Серпухове на мотоциклетном заводе в период с 1958 по 1970 год. Под капотом необычной машины находился довольно маленький мотоциклетный двигатель ИЖ-49, мощность которого составляла всего-навсего 8 лошадиных сил. Он позволял автомобилю развивать максимальную скорость в 60 км/ч. За 12 лет производства было изготовлено более 200 тыс. экземпляров.
Модель имела независимую подвеску и реечное рулевое управление, которые были протестированы на испытательном НАМИ-031 с пластмассовым кузовом. После появления на телеэкранах СМЗ С-3А получил народное признание и обзавёлся прозвищем «Моргуновка». Вызвано оно тем, что в фильме автомобилем управлял известный советский актёр Евгений Моргунов.
Двухместное крошечное авто имело длину всего 2,6 метра, а ширина его достигала отметки в 1,3. Вес такой заднеприводной «коляски» – 425 килограммов, а ёмкость топливного бака — 12 литров.
Большим недостатком СМЗ С-3А являлась неопределённость между полноценным автомобилем и самоходной мотоколяской. Будучи по сути дополнением к мотоциклу, СМЗ С-3А претендовал на роль двухместной микромашины, поэтому с обеими ролями справлялся неважно.
Для выполнения полноценных функций мотоколяски СМЗ С-3А был слишком тяжёлым и трудоёмкой для производства. По критериям автомобиля советский «малыш» имел посредственную динамику и управляемость ввиду наличия крошечных колёс и малой мощности двигателя. Единственным достоинством мотоциклетного мотора стала простота конструкции, а по остальным характеристикам авто оказалось слабо пригодным к эксплуатации.
Но были у СМЗ С-3А и достоинства: лёгкость ремонта и весьма низкая цена даже для пародии на полноценный автомобиль. Стоит сказать, что при немалом количестве нареканий к себе гибрид мотоколяски и машины всё-таки справлялся со своими обязанностями, пускай и не самым лучшим образом.
Подводя итог, стоит заметить, что несмотря на довольно посредственную комфортабельность, СМЗ С-3А всё же смог завоевать небольшую популярность среди жителей СССР. Поспособствовало этому именно появление в кинокартине Леонида Гайдая, подарившее «моргуновке» народное признание.
Источник статьи: http://picturehistory.livejournal.com/4372901.html
ClassicAutoClub.ru
гид по реставрации автомобилей
автокаталог
Автомобиль подвергся даунсайзингу и был сильно переработан в тоже время, что и 88 модель. Десятое поколение пользовалось особой популярностью и смогло даже установить новый рекорд продаж для линейки в размере 139 423 штук.
Автоистория > Отечественные автомобили
Операция «Ы». История спасения автомобиля СЗА
Те, кому хотя бы раз довелось посмотреть кинокомедию «Операция «Ы», наверняка обратили внимание на необычный микроавтомобиль, на котором передвигались главные герои. Однако точно назвать марку и годы серийного производства этой машины могут далеко не все, хотя еще полвека назад подобные автомобили можно было встретить во многих городах Советского Союза.
Микроавтомобили с мотоциклетными двигателями, рассчитанными на перевозку не более двух человек, считая водителя, принято называть мотоколясками. В странах Западной Европы, особенно в Италии и ФРГ, эти маломощные машинки были очень популярны в 1950-е годы, когда во время экономического кризиса личный автомобиль для большинства населения являлся роскошью. Их производством занимались фирмы, ранее не выпускавшие автомобили: например, Messerschmitt и Zundapp. Интересно, что именно производство кабиненроллеров (так назывались мотоколяски в Германии) помогло компании BMW избежать банкротства и пережить трудные годы. Однако уже в первой половине 1960-х годов в связи с повышением уровня жизни в странах Западной Европы спрос на микроавтомобили резко упал, что привело к полному прекращению производства.
В Советском Союзе пошли своим путем. Первым отечественным микроавтомобилем серийного производства стал в 1952 году трехколесный С1Л с единственным передним колесом, предназначенный для инвалидов Великой Отечественной войны. Несущим элементом являлась сваренная из труб пространственная рама, на которой устанавливался цельнометаллический двухместный открытый кузов с брезентовым тентом. Микроавтомобиль получил руль мотоциклетного типа и независимую пружинную подвеску на поперечных рычагах. Любопытно, что автомобиль не имел электрического стартера: для запуска двигателя служил рычаг на панели приборов.
В задней части кузова устанавливался четырехсильный двухтактный мотоциклетный двигатель, мощности которого с трудом хватало, чтобы привести в движение машину весом 275 кг, – максимальная скорость не превышала 30 км/ч. Трехколесная компоновка позволила максимально (до 4 м) уменьшить радиус поворота, но проявила себя и отрицательно: автомобиль отличался крайней неустойчивостью. Кроме того, при движении по покрытой грязью грунтовой дороге каждое колесо было вынуждено прокладывать себе колею, что снижало проходимость. Определенные нарекания вызывали также слабое освещение (всего одна передняя фара в центральной части) и ненадежность конструкции, компенсировавшаяся, правда, легкостью ремонта. Однако при всех недостатках машина обеспечивала своему владельцу защиту от непогоды и давала возможность передвигаться без посторонней помощи.
В 1956 году Серпуховский завод освоил выпуск модернизированного микроавтомобиля С3Л с более мощным (7,5 л.с.) двигателем Иж-49. Он выпускался всего два года, после чего был заменен четырехколесным С3А с реечным рулевым механизмом. Для запуска двигателя служил электрический стартер, но на всякий случай в салоне остался рычаг, с помощью которого также можно было завести мотор. Ведущий задний мост имел приводимый цепью дифференциал с реверсом, позволявшим получать по 4 передачи как вперед, так и назад.
В задней части двухместного кузова размещался двухтактный двигатель Иж-49 в блоке с четырехступенчатой коробкой передач. От силового агрегата к главной передаче крутящий момент передавался при помощи цепи. Тормоз на С3А был только ручной, механический.
Торсионная подвеска передних колес отнимала много внутреннего пространства в и без того тесном кузове, из-за чего в багажнике едва хватало места для запасного колеса и инструмента. Поперечные трубы с заключенными в них пластинчатыми торсионами и пружинная независимая подвеска задних колес крепились к сваренной из труб раме, которая была весьма трудоемким в изготовлении узлом. Микроавтомобиль получился довольно тяжелым для своих габаритов: его снаряженная масса составляла 425 кг. Максимальная скорость автомобиля не превышала 60 км/ч, а расход топлива составлял 5 литров на 100 километров пути. Желание сделать дешевую машину, которую не жалко вручить бесплатно, привело к парадоксальному результату: из-за обилия ручного труда и 75 погонных метров труб в конструкции себестоимость СЗА была выше, чем у «Москвича-407»! Однако, несмотря на высокую трудоемкость и безнадежно устаревшую конструкцию, С3А оставалась в производстве до 1970 года, хотя уже в 1962 году конструкторы НАМИ разработали двухместный микроавтомобиль СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» с новым силовым агрегатом и оригинальным современным закрытым кузовом с двумя взрослыми и двумя детскими местами. Однако «Спутник» так и остался опытным образцом: Министерство автомобильной промышленности отказалось выделять средства на его подготовку к серийному производству.
Правда, в 1962 году С3А подверглась некоторой модернизации (замена фрикционных амортизаторов телескопическими, обновленные резиновые шарниры полуосей и более совершенный глушитель) и получила индекс С3АМ. Кроме того, в 1960 и 1961 годах выпускалась модификация С3Б, предназначенная для управления одной рукой и одной ногой. Срок службы микроавтомобиля был определен в 10 лет, после чего владелец бесплатно менял его в органах социального обеспечения на новый, а отслуживший свой срок автомобиль отправлялся в металлолом. Именно это обстоятельство привело к тому, что до наших дней уцелело небольшое количество этих не вполне удачных, но достаточно интересных автомобилей.
В начале 1990-х годов автору этих строк часто приходилось бывать в подмосковной деревне Скрябино. Она ничем не отличалась от других деревень Подмосковья, если бы не одно обстоятельство: на берегу пруда под деревом стоял странный автомобиль без крыши и с двумя большими дверьми, навешанными на задних петлях. Долгое время я мучился в догадках, что это за автомобиль, пока не увидел его в кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Однако полностью приоткрыть завесу тайны удалось только летом 1994 года, после выхода второго тома книги Л.М. Шугурова «Автомобили России и СССР». В середине 1990-х годов поездки в Скрябино прекратились, и необычный автомобиль оказался на некоторое время забыт. Возможно, я так бы и не вспомнил о нем, если бы не его величество случай.
В середине мая 2007 года, просматривая путеводитель по Ленинграду конца 1960-х годов, на одной из фотографий я увидел С3А и вспомнил о своей давней находке в деревне Скрябино. Я тут же решил рассказать об этом своим друзьям – реставратору Музея городского транспорта ГУП «Мосгортранс» Валерию Дрокову и директору музея Владиславу Карганову: они давно хотели приобрести С3А для экспозиции. Решение созрело мгновенно: «Мы организуем транспорт, а ты покажешь дорогу». Экспедиция в Скрябино была назначена на последний день весны. Честно говоря, я опасался, что уникального микроавтомобиля не окажется на месте, ведь с момента нашей последней встречи прошло более 10 лет… Однако мои опасения оказались напрасными: автомобиль не только оказался на месте, но и был практически полностью комплектный, за исключением сидений.
В середине июня, в один из дней, когда я уже собирался идти с работы домой, у меня зазвонил телефон. Это был Валерий: «Хочу сообщить тебе новость: «инвалидки» в Скрябино больше нет!». На вопрос, что с ней произошло, он ответил, что ее только что доставили в музей. Подробности стали известны на следующий день. После смерти владельца его дети не стали сдавать мотоколяску в металлолом, а привезли ее в деревню, где переоборудовали ручное управление в стандартное. Они согласились уступить автомобиль музею за 5000 рублей. После этого передача уникального микроавтомобиля стала делом техники.
Несмотря на то, что большинство узлов и агрегатов найденного автораритета были оригинальными, его восстановление растянулось на несколько лет. Сотрудникам музея пришлось заниматься реставрацией самостоятельно, в ремонтном боксе, большинство работ выполнялось вручную. Были демонтированы педали, установленные прежними владельцами; вместо металлических ушей в задней части кузова установлены оригинальные жалюзи системы охлаждения, приобретенные на «разборке». Пришлось заново изготовить рамки стекол, отсутствующие на найденном автомобиле. Завершение реставрационных работ и постановку автомобиля на ход доверили специализированному предприятию. К сожалению, здесь не обошлось без ложки дегтя: реставраторы отказались восстанавливать оригинальный тент и заменили его новым, не совсем соответствующим конструкции. Однако старый тент не стали выбрасывать, и при желании его можно поставить на автомобиль.
Первое появление полностью восстановленной мотоколяски С3А на публике состоялось 8 августа этого года на проспекте Сахарова, где проходил парад ретро-автобусов, приуроченный к 91-летию московского автобуса.
Новый экспонат вызвал наибольший интерес у посетителей. Как заметил мой друг, на таком автомобиле не стыдно принять участие и в других ретро-мероприятиях!
Возможно эта история вдохновит кого-то еще на спасение редкого автомобиля от утилизации. Для этого наши редакторы и эксперты отбирают самые интересные классические автомобили, продающиеся на электронных площадках России. Вы можете посмотреть их в разделе Антиутиль.
Источник статьи: http://classicautoclub.ru/story/smz