Ижевский машиностроительный завод автомобили
426060, РФ, Удмуртская Республика,
г.Ижевск, ул.Автозаводская, д.5
Автозавод сегодня
Новости
13 ноября 2020г.
13 ноября с конвейера сошла 500-тысячная LADA Vesta. Юбилейным автомобилем стал седан Vesta Cross в комплектации [BLACK], оснащенный 1,6-литровым мотором мощностью 106 л.с. и механической коробкой передач. Машина отправится к своему владельцу в Кемерово.
21 октября 2020г.
21 октября 2020 года LADA Ижевский автомобильный завод, входящий в Группу АВТОВАЗ, отмечает свой 55-летний юбилей: в этот день в 1965 году был подписан приказ об организации автопроизводства в Ижевске.
Источник статьи: http://ladaizhevsk.ru/
Ижевский брат «Москвича» или история автомобилестроения Удмуртии
6 апреля 1966 года Совет Министров СССР принял постановление об организации на Ижевском машиностроительном заводе производства легковых малолитражных автомобилей. А уже 12 декабря с конвейера экспериментального производства сошла первая партия автомобиля «Москвич» с эмблемой «Иж» на радиаторе. Так было положено начало автомобилестроению в Удмуртии.
В начале 1930-х годов в Ижевске была изготовлена небольшая опытная партия малолитражек НАТИ-2. Они носили название автотракторного института, который их разработал. Первая партия состояла из машин нескольких модификаций: четырехместный «фаэтон», «пикап» грузоподъемностью в 500 кг и двухместный «родстер» на короткобазном шасси.
Малолитражки были показаны на Красной площади в Москве во время парада, посвященного 15-й годовщине Октябрьской революции. На этом выпуск автомобилей в Ижевске был приостановлен.
Автомобиль НАТИ-2, изготовленный в Ижевске. Фото: autohis.ru ©
В середине 1960-х годов в стране началось быстрое развитие легкового автомобилестроения. По контракту с итальянской фирмой «Фиат» началось невиданное по своим масштабам строительство Волжского автомобильного завода в городе Тольятти, развертывалась реконструкция Горьковского автозавода, набирали обороты Московский завод малолитражных автомобилей и Запорожский автозавод.
В этот период встал вопрос о строительстве еще одного автозавода за счет резервов крупных машиностроительных предприятий. О готовности быстро организовать экспериментальное производство автомобилей с последующим наращиванием мощностей заявили Киев, Минск, Свердловск, Пермь и другие города Советского Союза. Свою кандидатуру выдвинула и Удмуртская АССР, предложив для строительства завода две площадки – в Воткинске и Ижевске. Не без участия секретаря ЦК КПСС Дмитрия Устинова выбор руководства страны пал на Ижевск.
Первоначально планировалось, что штамповку для кузова, а также некоторые другие детали дает Московский завод малолитражных автомобилей, а все остальное, за исключением двигателя, временно изготавливается на предприятиях Удмуртии, сборку производят на «Ижмаше».
Для решения вопроса о размещении автопроизводства Дмитрий Устинов приехал в Ижевск лично. В то время за городской чертой, на том самом месте, где теперь стоит автозавод, находился недостроенный корпус предприятия «Прогресс». Стройка была заморожена из-за отсутствия финансирования. Здесь и было решено развернуть новое производство.
Секретарь ЦК КПСС Д. Ф. Устинов и первый секретарь Удмуртского обкома КПСС В. К. Марисов на строительной площадке производственного корпуса Ижевского автозавода. Фото: ЦДНИ УР ©
Строительство стартовало в 1965 году. Одновременно с реконструкцией корпуса «Прогресс» началась организация технических служб завода. В работе был привлечен Ижевский строительный трест № 17, в помощь его коллективу по партийным и комсомольским путевкам на строительные работы прибыло около полутора тысяч добровольцев.
Реконструкция производственного корпуса завода «Прогресс», 1965 год. Фото: Из коллекции И. Ривелиса ©
В сентябре 1966 года строительные работы были завершены, в ноябре закончен монтаж оборудования. Одновременно началось строительство «Большого автозавода». Десятки гектаров земли вокруг здания «малого» автопроизводства превратились в огромную строительную площадку.
С началом монтажа оборудования на «Ижмаш» стали прибывать представители зарубежных предприятий. Сперва их было немного, но потом группа разрослась до 100 человек. В жилом секторе автозавода выделили дом, который окрестили «французским».
В ночь на 12 декабря 1966 года с конвейера «малого автозавода» сошел первый ижевский автомобиль. На утро состоялся торжественный митинг.
«И вот первенец выкатывается на заводской двор. Его ведет слесарь-сборщик, шофер первого класса Галимулла Шарифуллин. В добрый путь, ижевский автомобиль! Принимай, страна, подарок в честь предстоящего 50-летия Великого Октября!», – этими словами участники митинга напутствуют сверкающий белый «Москвич», на котором стоит теперь марка «ИЖ».
До конца декабря 1966 года коллектив завода дал первую промышленную партию автомобилей – 300 штук. Это воспринималось как большая трудовая победа.
Инженеры Ижевского научно-исследовательского технологического института создают первый опытный образец ижевского автомобиля, 1965 год. Фото: Из коллекции И. Ривелиса ©
Январь 1970 года считается в «биографии» автозавода месяцем, когда коллектив полностью перешел на изготовление продукции из штампованных деталей собственного производства. Отныне теснейшая производственная кооперация с АЗЛК прерывалась, и Ижевский завод становился самостоятельным предприятием.
Ижевский брат «Москвича» или история автомобилестроения Удмуртии
В 1988 году зарегистрирован рекордный выпуск продукции – почти 190 тыс. автомобилей.
14 сентября 1990 года собран первый автомобиль Иж-2126 «Ода». Вначале автомобиль назвали «Орбита», но позднее переименовали, поскольку товарный знак уже был зарегистрирован за рубежом. Модель была огромным шагом вперед, были существенно улучшены все потребительские и технические качества автомобиля.
Если бы город Ижевск имел свой герб, то непременными его деталями стали бы автомобиль и мотоцикл. Вот уже многие годы эти стремительные машины двадцатого века определяют лицо промышленности Удмуртской автономной республики и ее столицы!
В начале двухтысячных освоено лицензионное производство седана LADA 2106 и универсала LADA 2104, в 2004-2009 годы – сборка автомобилей KIA – Spectra, Rio, Sorento.
Современное автопроизводство в Ижевске. Фото: ladaizhevsk.ru ©
27 октября 2011 года состоялось закрытие сделки, в результате которой Ижевский автозавод стал частью российского автомобильного гиганта – «АвтоВАЗа». Переход завода в структуру безусловного лидера отечественного автомобилестроения открыл новую страницу в истории предприятия.
В начале 2019 года автозаводом LADA Ижевск выпущен 300-тысячный автомобиль LADA Vesta. Фото: ladaizhevsk.ru ©
Сегодня автозавод LADA Ижевск является одной из основных производственных площадок по выпуску легковых автомобилей в России и производит автомобили LADA Vesta, LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross.
Хотите знать больше, оставайтесь с проектом «#Про100летУдмуртии».
Источник статьи: http://udmurt.media/articles/obshchestvo/70494/
ИжАвто
ООО Лада Ижевск | |
Тип | Публичная компания |
---|---|
Основание | 1965 |
Прежние названия | до 2017 — «ИжАвто» |
Расположение | Россия |
Ключевые фигуры | Рябов Михаил Сергеевич (генеральный директор ООО «ОАГ») |
Отрасль | Автомобилестроение |
Продукция | Легковые автомобили, малогабаритные грузовые автомобили |
Оборот | ▼ 20,891 млрд руб. (2008 год, РСБУ) |
Чистая прибыль | ▼ −908 млн руб. (2008 год, РСБУ) |
Материнская компания | АВТОВАЗ |
Сайт | http://www.ladaizhevsk.ru |
ИжАвто на Викискладе |
ООО «ЛАДА Ижевск», до 2017 — «ИжАвто» — российское автомобилестроительное предприятие, расположенное в Ижевске. С 2011 года является 100 % дочерним предприятием ПАО «АВТОВАЗ». Генеральный директор предприятия — Михаил Сергеевич Рябов. Ранее являлось частью оборонного концерна ИЖМАШ. Контролируется АвтоВАЗом через дочернюю компанию «Объединённая автомобильная группа» [1] .
Содержание
История
Строительство завода началось в 1965 году при поддержке Дмитрия Фёдоровича Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности страны, в связи с возросшим благосостоянием и спросом населения и для создания внутренней конкуренции автомобилям АЗЛК и ВАЗ. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408». Автомобиль был произведен на площадях достроенного и переоборудованного корпуса «Прогресс», принадлежащего «Ижмашу». В этом небольшом здании размещался «временный», обходной вариант производства — с участками сварки, окраски и сборки. Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом «АЗЛК». Но уже в 1971 году был введен в эксплуатацию главный конвейер «большого» автозавода, и выпуск автомобилей в «Прогрессе» прекратился. С этого времени площади корпуса используются для производства так называемых «мягких» узлов — сидений.
С 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров, которые были лицензированы от Renault и строились с помощью французских специалистов. Основные достижения и новые разработки датировались как раз началом семидесятых годов, когда на конвейер был поставлен первый и на более чем десятилетие единственный в СССР легковой автомобиль Иж-2125 («Иж-Комби») с типом кузова хэтчбэк. Проектная мощность завода была доведена до 200 тысяч в год, хотя фактический выпуск автомобилей был несколько меньше [2] .
Бывший изначально частью «Ижмаша», а с 1975 года — подразделением в составе производственного объединения (ПО) «Ижмаш», в начале 1990-х завод выделился в самостоятельное предприятие ДАО «Ижмаш-Авто». ДАО — дочернее акционерное общество, все его акции принадлежали оборонщикам Ижевского оружейного завода. В дальнейшем наблюдался застой и спад производства. Пик спада пришёлся на 1997 год, когда «Иж-Авто» сумел собрать лишь 8 000 автомобилей, при расчётной мощности завода в 250 тыс. машин в год.
Ситуация изменилась лишь после дефолта 1998 года и резкого падения курса рубля, «буквально спасшего российский автопром» благодаря резкому — в несколько раз — падению реальных цен на его продукцию [3] [4] . В 1999 году акционером «Ижмаш-Авто» стала группа компаний «СОК» под руководством президента Юрия Качмазова. Под руководством нового главного конструктора завода А. К. Миллера (бывшего ВАЗовца, ведущего конструктора ВАЗ-21081) удалось «реанимировать» предприятие, смонтировав имеющееся производственное оборудование, включая цех роботизированной сварки, и развернуть массовый выпуск активно рекламируемого Иж-2126 — единственного в то время отечественного легкового автомобиля малого класса с классической схемой привода. В результате к 2003 году выпуск автомобилей в Ижевске вырос более, чем в восемь раз.
В августе 2005 года производство собственных моделей «Иж», за исключением «Иж-27175» (фургон на базе «ВАЗ-2104» с использованием узлов «Иж-2126»), было прекращено, в декабре было прекращено производство «ВАЗ-2106». Началась промышленная сборка автомобиля Spectra корейской компании KIA Motors Corporation. С 2006 начат выпуск KIA Rio второго поколения. В 2007 году продолжался выпуск «ВАЗ-21043», «Иж-27175», была запущена сборка KIA Sorento.
Кризис 2008—2009 годов и преодоление его последствий
До 2009 года ОАО «ИжАвто» входило в группу компаний «СОК». В 2009 году группа «СОК» продала компанию «ИжАвто» её менеджменту за сумму около $200 млн [5] . Позднее представители Сбербанка России, получившего в итоге за долги контроль над предприятием, обвиняли в связи с этим «СОК» в выводе активов автозавода [6] , и по подозрению в преднамеренном банкротстве «ИжАвто» было возбуждено уголовное дело. В феврале 2011 года собственник «СОКа» Юрий Качмазов и ряд других руководителей «СОКа» и «ИжАвто» были объявлены в розыск [7] .
В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90 % сотрудников — около 5 тыс. человек. [8]
В марте 2009 года производство на предприятии было остановлено. Общий долг перед кредиторами составлял 13,5 млрд рублей. В августе того же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о банкротстве [9] , и месяцем позднее она была признана банкротом [10] .
С 2010 года предприятие начало постепенно «оживать». В августе 2010 года началась расконсервация оборудования после года простоя, начали определяться сроки возобновления производства, модельный ряд и объёмы производства [11] .
27 сентября 2010 года Ижевский автозавод отгрузил первые после возобновления производства 10 автомобилей ВАЗ-2104 [12] . План на октябрь предусматривал производство 2484 автомобилей ВАЗ-2104 и Иж-27175.
Основным держателем долга обанкротившегося «ИжАвто» является Сбербанк. Ранее он получил в качестве вариантов развития «ИжАвто» два бизнес-плана: корейского концерна Hyundai — Kia и альянса «АвтоВАЗ» — Renault—Nissan. Корейцы планировали, что в октябре-ноябре 2010 года на конвейере завода начнётся сборка автомобиля Kia Spectra, в середине 2011 года — автомобиля Kia Sorento. На декабрь был назначен старт крупноузловой сборки грузовиков Hyundai. Однако 17 декабря 2010 года «Ростехнологии» и подконтрольный им АвтоВАЗ в присутствии премьера Владимира Путина подписали со Сбербанком меморандум о покупке долгов и активов обанкротившегося автозавода «ИжАвто». В меморандуме значилось, что Сбербанк переуступает «Ростехнологиям» большую часть долга «ИжАвто» — на 5,23 млрд руб. «Ростехнологии» покупают у Сбербанка задолженность «ИжАвто» за деньги федерального бюджета. Предполагается, что производство «классики» будет закрыто уже к концу 2011 года, и на мощностях «ИжАвто» сможет начать сборку коммерческих машин альянс Renault-Nissan [13] .
В феврале 2011 года суд вновь подтвердил банкротство «ИжАвто» и ввёл конкурсное управление на предприятии [10] .
C апреля 2011 года «ИжАвто» производил автомобили LADA 2107. 17 апреля 2012 года производство этих автомобилей было прекращено [14] . Летом 2011 года на несколько месяцев было возобновлено производство ограниченных партий Kia Spectra (1700 шт.) и Kia Sorento (800 шт.) — до выработки оставшихся машинокомплектов.
В 2011 году активы ОАО «ИжАвто» и его дочерних предприятий приобрела «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ) [15] . В свою очередь, в октябре того же года ОАГ была приобретена ОАО «АвтоВАЗ» за 1,7 млрд рублей [16] . При этом долг «ИжАвто» составлял более 13 млрд рублей. После модернизации на мощностях завода планировалось собирать LADA Granta. Одновременно также предполагалось начать здесь производство нескольких моделей Renault-Nissan, однако последние в апреле 2012 года предпочли производственные мощности в Санкт-Петербурге [17] .
В мае 2012 года председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что альянс «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» планирует вложить в модернизацию Ижевского автозавода порядка 10 млрд рублей. К 2016 году мощность предприятия планируется довести до 300 тысяч автомобилей в год, что станет одним из самых крупных автопроизводств в стране [18] .
25 июля 2012 года на предприятии началось производство модели LADA Granta. В организацию производства было вложено 1,36 млрд руб [19] . 14 мая 2014 года с конвейера завода сошел первый автомобиль LADA Granta в модификации кузова «лифтбек» [20] .
17 сентября 2012 года ИжАвто выпустила последний экземпляр универсала LADA 2104, завершив тем самым историю производства «классики» [21] .
В феврале 2015 года на заводе была начата пилотная сборка автомобиля LADA Vesta [22] .
25 сентября 2015 года начато серийное производство автомобилей LADA Vesta [23] .
11 сентября 2017 года семейство LADA Vesta расширилось — стартовало производство автомобилей LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross [24] .
25 апреля 2018 года в производство был запущен седан LADA Vesta Cross [25] .
Собственники и руководство
По состоянию на весну 2012 года активы «ИжАвто» контролировались «АвтоВАЗом» через дочернюю компанию «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ) [15] .
24 февраля 2014 года [26] новым генеральным директором ООО «Объединенная автомобильная группа» назначен Михаил Сергеевич Рябов, занимавший пост вице-президента по продуктам и программам АвтоВАЗа.
24 апреля 2017 года [27] производственная площадка Группы «АВТОВАЗ» в Ижевске переименована из ООО «Объединённая автомобильная группа» в ООО «ЛАДА Ижевский Автомобильный Завод» (сокращенно ООО «ЛАДА Ижевск»).
Новое название отражает принадлежность предприятия к Группе «АВТОВАЗ», и способствует формированию единого корпоративного нейминга.
Хронология выпуска автомобилей
- 1966—1967 Москвич-408 выпущено 4196 машин
- 1968—2001 Москвич-412 выпущено 2 317 439 машины (всех модификаций)
- 1968—1973 Москвич-434
- 1973—2001 Иж-2715 выпущено 1 076 954 машины (всех модификаций)
- 1973—1997 Иж-2125 выпущено 414 187 машин (всех модификаций)
- 1982—1997 Иж-27151
- 1990—2005 Иж Ода выпущено 141 508 машин
- 2002—28.12.2005 ВАЗ-2106
- 2002—2012 LADA 2104
- 1997—2005 Иж-2717
- 1997—2005 Иж-27171
- 2003—2006 Иж-21261
- 2005—2012 Иж-27175
- 2005—2009, 2011 Kia Spectra
- 2006—2009 Kia Rio
- 2007—2009, 2011 Kia Sorento
- 2011—2012 LADA 2107
- 2012—2017 LADA Granta
- 2014—2017 LADA Granta liftback
- 2014—2017 Nissan Sentra
- 2015—2017 Nissan Tiida
- 2015— н.в LADA Vesta[28]
- 2017— н.в LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross
- 2018— н.в LADA Vesta Cross
Деятельность
В 2005 завод выпустил 52 822 автомобиля. В 2005 было продано 1810 Kia Spectra, за первые пять месяцев 2006 года — 8549 автомобилей. В 2006 году завод увеличил производство автомобилей на 23 % — до 65 024 единиц [29] .
В 2006 году выручка завода выросла по сравнению с 2005 годом в 2,2 раза — до 18,4 млрд руб.; чистая прибыль составила 274 млн руб. [29] .
Выручка компании за 2008 год составила 20,891 млрд руб., чистый убыток — 908 млн руб.
В 2010 году завод выпустил 6 980 машин LADA 2104 и Иж-27175 [30] .
За 2011 год завод выпустил 70 176 автомобилей, в том числе: 30 826 — ВАЗ-2104, 31 629 — ВАЗ-2107, 5 241 — Иж-27175, 1 680 — KIA Spectra и 800 — KIA Sorento [30] .
В 2012 году предприятие произвело 48 573 автомобиля, в том числе, 24 074 — LADA Granta [31] .
В конце 2017 года ИжАвто перенес производство LADA Granta liftback в Тольятти, тем самым освободив производственные мощности для семейства LADA Vesta [32] .
Статистика
Производство автомобилей в 1966—1991 годах [2] :
1966 | 1967 | 1968 | 1969 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
300 | 3029 | 13826 | 20822 | 39109 | 71154 | 105210 | 122100 | 153200 | 165600 | 165600 | 170900 | 171300 | 173000 | 179150 | 176200 | 174950 | 177950 | 177950 | 178950 | 180580 | 185950 | 188700 | 180265 | 180823 | 168224 |
Производство автомобилей в 1992—2004 годах [2] :
Источник статьи: http://wiki2.net/%D0%98%D0%B6%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE