- ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИЗНОС, КОГДА МЕНЯТЬ И КАКИЕ ЛУЧШЕ?
- Как правильно обслуживать и ремонтировать тормозную систему автомобиля
- Сколько служат тормозные колодки
- Как определить, что колодки пора менять
- Когда пора менять тормозные диски и барабаны
- Когда нужно протачивать тормозные диски
- Как обслуживать тормозную систему
- Как правильно обкатывать новые тормоза
- Когда необходимо менять тормозную жидкость
- Итак, совсем коротко
ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИЗНОС, КОГДА МЕНЯТЬ И КАКИЕ ЛУЧШЕ?
Добрый день, сегодня мы узнаем, как правильно установить износ тормозных колодок автомобиля и необходимость их замены, а также что влияет на ускоренный выход из строя этого расходного элемента тормозной системы любого транспортного средства. Кроме того, расскажем про основные признаки, которые указывают на изношенность тормозных колодок автомобиля, как самостоятельно установить остаточный ресурс этих расходных деталей и почему так опасна их не своевременная замена. В заключении мы поговорим о том, почему довольно часто на колесных дисках машины можно обнаружить тормозную пыль с примесью металлической стружки и о чем это может свидетельствовать относительно колодок.
Для того, чтобы правильно определить, когда нужно производить замену отработавших свой срок службы автомобильных тормозных колодок, необходимо знать и понимать, основные признаки, которые в первую очередь указывают на их критический износ, а также симптомы косвенно подтверждающие на обновление старых расходных деталей тормозной системы на новые. Данные вопросы мы и обсудим в нашем рассказе, чтобы получить исчерпывающее представление о том, когда нужно делать замену таких расходных элементов транспортного средства, как тормозные колодки с накладками. Кроме того, рассмотрим часто задаваемый вопрос многими автовладельцами: “Сколько способны отработать автомобильные тормозные колодки от замены до замены?“.
Справочно отметим, что автомобильная тормозная система является одной из основных в машине, которая отвечает за безопасность при движении. Главной задачей тормозов автомобиля является частичное замедление транспортного средства, а также его полная остановка. Важным моментом в эксплуатации любого автомобиля является исправность его тормозной системы. Ключевым элементом тормозной системы того или иного автомобиля являются колодки с фрицкионными накладками. При систематическом взаимодействии тормозных элементов с барабаном или диском, происходит стирание фрикционных накладок, после чего требуется замена тормозных колодок.
Замена тормозных колодок в автомобиле является регулярной и периодической процедурой, потому что их износ напрямую влияет на качество торможения, а также непосредственно влияет на безопасность транспортного средства в целом. Поэтому нет надобности говорить о том, что необходимо на постоянной основе проверять состояние тормозных колодок, процесс износа, которых просто неизбежен, независимо от той или иной модели транспортного средства. Заметим, что для каждой машины имеются свои определенные рекомендации, которые раскрывают периодичность замены тормозных колодок.
Справочно отметим, что у большинства автовладельцев, которые эксплуатируют автомобиль без резких остановок, тормозные колодки способны отработать около 30-35 тысяч километров пробега и даже более. Как утверждает большинство специалистов по обслуживанию и ремонту транспортных средств, не стоит всегда ориентироваться на количество пройденного пути машиной, как эталонный период для замены расходных деталей тормозной системы.
Кроме того, заметим, что очень многое по износу колодок зависит от стиля езды водителя. Любители агрессивной езды приведут в негодность колодки в 2 раза быстрее, чем водители, которые ездят в нормальном режиме. Кроме того, нельзя не учитывать качество материала из которого изготовлены тормозные колодки с накладками.
Основные признаки износа автомобильных тормозных колодок :
– Ощущается биение при резком снижении скорости или торможении : происходит, как правило, в самом конце службы колодок, в том случае, когда они стираются не равномерно. В период неравномерного стирания колодок довольно часто на фрикционных накладках возникают сколы и трещины. Изношенная колодка в этом случае создает сторонний шум, а также биение в процессе торможения автомобиля. Заметим, что такой нюанс может возникать также вследствие износа диска тормозного типа. Тогда нам потребуется проточка дисков или их замена на новые.
– Тормозная система ведет себя непредсказуемо : тогда, когда тормоза слишком слабые или чрезмерно резкие, что свидетельствует об износе фрикционных накладок тормозных колодок. Когда тормоза слишком слабые, то педаль тормоза при нажатии на нее начинает опускаться ниже, чем ранее или почти в пол, но при этом торможение происходит не интенсивно. А если колеса автомобиля наоборот резко блокируются, то быстрее всего фрикционная накладка износилась в ноль и происходит прямое трение металл о металл.
– Появление тормозной пыли на колесных дисках с примесью металлической стружки : происходит в тех случаях, когда при движении автомобиля наглядный износ колодок не наблюдается. Обнаружить тормозную пыль можно тогда, когда заглянем за колпак колеса. В том случае, когда образующийся налет равномерный, темного или угольного оттенка, то быстрее всего у тормозной колодки, накладка еще сохранена.
В том случае, когда в тормозной пыли на колесе видны яркие металлические частицы, то к сожалению накладка быстрее всего уже сильно изношена и царапает тормозной диск автомобиля. При такой ситуации стоит не откладывать в долгий ящик замену колодок и по возможности осуществить эту процедуру незамедлительно. Заметим, что данный способ проверки остаточного состояния тормозных колодок может не подойти для литых дисков, а также тормозов вентилируемого типа, так как тормозная пыль может в процессе движения автомобиля просто развеется под воздействием потока воздуха.
Справочно заметим, что по статистике износ передних колодок происходит быстрее, чем задних, так как большая часть инерционной силы, которая способствует гашению скорости, приходится именно на переднюю часть автомобиля. Поэтому рекомендуется производить замену передних колодок примерно в 2 раза чаще, чем задних.
Те кто меняет тормозные колодки самостоятельно также стоит учитывать тот факт, что их нужно обновлять по парам, то есть сразу заменяют либо на передних, либо на задних колесах. Не в коем случае нельзя допускать, чтобы колодки на паре колес имели разную степень износа. А самое главное и важное правило обслуживания тормозных колодок, это то, что они всегда должны меняться вовремя, так как эти изношенные расходные элементы системы способны сильно повредить тормозные диски, что может привести к их негодности и удорожанию ремонта тормозной системы автомобиля в разы.
Ниже на изображении можем наглядно видеть справочную инфографику по замене автомобильных тормозных колодок, а также признаки их износа.
Кроме того, во время замены автомобильных тормозных колодок стоит также обращать внимание на степень износа таких немаловажных деталей тормозной системы, как хомуты, суппорты, пружины, резиновые чехлы, пыльники на целостность, исследовать степень износа тормозных дисков и прочие элементы. Также при замене колодок, стоит обратить внимание на тормозные шланги, по которым курсирует тормозная жидкость в системе. Все это нужно для того, чтобы в случае наличия подтекания на деталях тормозной системы, немедленно их устранить и установить причину проблемы до того, как на дороге общего пользования с нами, а также с автомобилем не произошло беды.
В заключении отметим, что самым оптимальным способом проверки и оценки необходимости замены автомобильных тормозных колодок является их визуальный осмотр, который проводится профессионально на станции технического обслуживания или в самостоятельно, в гаражных условиях. Кроме того, в процессе проведения данной процедуры, рекомендуется осматривать тормозные диски, барабаны, а также желательно оценивать состояние прочих элементов тормозной системы, таких как шланги, суппорты на наличие трещин и повреждений. Важно не забывать автовладельцам, что замена колодок осуществляется парно, то есть меняем данные расходные элементы на одном и втором переднем или заднем колесах. Лучше всего производить замену тормозных колодок сразу на всех 4-х колесах автомобиля, так как надежность работы тормозной системы транспортного средства – залог безопасности на дороге .
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/autoblogcar/tormoznye-kolodki-kak-opredelit-iznos-kogda-meniat-i-kakie-luchshe-5e8986d8383bb92e4fc24d94
Как правильно обслуживать и ремонтировать тормозную систему автомобиля
В первой части нашего рассказа мы разобрались, как устроены тормоза и как ездить так, чтобы они служили дольше. Но рано или поздно даже самые надёжные тормозные системы потребуют обслуживания и ремонта, ведь основные их компоненты относятся к расходным материалам. Это, прежде всего, тормозные колодки, диски или барабаны, а также тормозная жидкость.
Рассказываем про возможные неполадки тормозов, их обслуживание и выбор правильных «расходников».
Сколько служат тормозные колодки
Чаще всего в современных тормозах приходится менять именно колодки, причём срок их службы индивидуален не только для каждой модели автомобиля, но и стиля езды водителя. А ещё это зависит от условий, в которых машина эксплуатируется.
Например, считается, что колодки меньше служат во влажном климате и при частых поездках по пыльным или грязным дорогам. С другой стороны, если «грунтовки» будут прямые и малозагруженные, то ресурс тормозов повысится – просто потому, что водителю нет нужды тормозить так же часто, как в городе.
На длительности срока службы колодок сказываются их качество, вес автомобиля и его загрузка. Ну и конечно, темперамент владельца. Динамичные разгоны, как правило, требуют и интенсивных замедлений, быстро «съедающих» фрикционные накладки. А на скользких покрытиях свою лепту вносит электроника, использующая тормоза — противобуксовочная система или ESP.
Как показывает статистика, современному автомобилю при штатной эксплуатации передних тормозных колодок хватает на 15–40 тыс. км. Задние колодки у большинства машин служат в 2–3 раза больше, поскольку нагрузка на них ниже.
Как определить, что колодки пора менять
Прежде всего, визуально — по остатку фрикционного материала. Предельная толщина накладок записана в инструкции по эксплуатации автомобиля. Для дисковых тормозов это обычно 3 миллиметра. Но в сервисе вам, скорее всего, предложат подстраховаться и поменять колодки ещё раньше — при остатке в 5–6 мм.
Часто производители закладывают рекомендацию по допустимому износу колодки прямо в её конструкцию. Это бороздка определённой глубины, идущая поперёк накладки. Износ накладки до основания прорези и становится сигналом для замены.
А самый простой способ определения предельного износа накладок — сигнал датчика. Это может быть простейшее механическое устройство, которое при достижении предельной толщины накладки начинает издавать посторонний звук. Или электронный датчик — он зажжёт контрольную лампу на щитке приборов. Такими часто оснащаются даже не очень дорогие автомобили.
Понять необходимость замены колодок можно не только визуально, но и по косвенным признакам. Например, снижение курсовой устойчивости во время торможения, «мягкость» педали и увеличение её хода, снижение уровня тормозной жидкости в бачке.
Колодки надо срочно менять, если тёмный налет появился на рабочей поверхности тормозного диска – это на него «намазывается» фрикционный материал, потерявший свои свойства. Также сигналом к ремонту служат биения, ощутимые при торможении, вибрация педали тормоза, резкий скрип или скрежет.
Если пренебречь своевременной заменой колодок, то затраты на последующий ремонт резко возрастут. Сточенные сверх меры накладки могут стать причиной перекоса колодок и заклинивания тормозов. А если дело дойдёт до торможения «голой» металлической основой колодок, то замены потребуют ещё и тормозные диски, которые стоят намного дороже комплекта свежих колодок.
Наконец, при стёршихся накладках поршни, прижимающие их к дискам, сильно выдвигаются из тормозных суппортов. Это может привести к течи тормозной жидкости и/или попаданию воздуха в гидравлический привод. И то, и другое означает резкое падение эффективности тормозов, вплоть до полного их пропадания, и аварийную ситуацию на дороге.
В барабанных тормозах накладки на колодках тоньше, однако их ресурс выше, до 80–100 тыс. км пробега. Но это потому, что они испытывают меньшие нагрузки: в современных легковушках барабаны устанавливают только на заднюю ось маломощных версий. Эффективно замедлять быстрые и тяжёлые автомобили они не в силах. Да и контролировать состояние барабанных тормозов сложнее, чем дисковых: их нужно частично разобрать даже для того, чтобы просто посмотреть на колодки.
Вне зависимости от типа тормозных механизмов при обслуживании действует единое правило: колодки меняют одновременно на одной оси. Иначе говоря, сразу все передние или все задние колодки (то же касается и дисков). Это позволяет исключить неравномерность распределения тормозных усилий.
Когда пора менять тормозные диски и барабаны
В процессе эксплуатации стирается не только фрикционная часть колодок. Она изнашивает и рабочую поверхность вращающихся частей — дисков или барабанов, постепенно снимая с них металл.
Этот процесс обычно идёт медленно. Считается, что в современных машинах передних тормозных дисков хватает на два-три комплекта колодок или примерно на 60–80 тыс. км. Хотя встречаются модели, где диски с колодками каждый раз приходится менять комплектом. Менее нагруженные задние диски или барабаны изнашиваются медленнее, но рано или поздно тоже требуют замены.
Опытный водитель может прикинуть, не пора ли покупать новые диски, визуально или на ощупь. Оценить износ можно по ступеньке (буртику), образующемуся между рабочей поверхностью и кромкой, не контактирующей с колодками. Сама поверхность должна быть ровной, без глубоких рисок или «волн». Важно: проверку надо проводить после продолжительной стоянки, когда диск остынет — иначе можно получить ожёг.
Понять, насколько изношен диск, можно в сервисе, измерив его толщину и сравнив её с показателем нового. Кроме того, на диске бывает сделана специальная выемка в торцевой части. Благодаря ей при критическом износе диск начинает тормозить рывками, что водитель сразу чувствует.
Минимально допустимая толщина тормозного диска также регламентируется автопроизводителем, и она не намного меньше таковой у новой детали. Для современного вентилируемого диска толщиной 22–26 мм предельно допустимый износ – всего 2–3 мм, по достижении которого деталь положено менять.
На практике решение о замене дисков обычно принимается при замене колодок. Когда тормоза полностью открыты, проще оценить толщину, структуру и целостность металла. К тому же диски меняют только вместе с колодками. Полуизношенные накладки не будут работать с новым диском и даже могут его испортить.
Кроме стандартных чугунных, очень мощные автомобили сегодня могут комплектоваться более продвинутыми дисками — сборными, из керамики или композитных материалов. Они эффективнее, но намного дороже, а критерии износа у них другие. Например, состояние керамических дисков диагностируется только специальным сервисным оборудованием.
Впрочем, замена тормозных дисков может понадобиться задолго до того, как с их поверхности будут сняты критические миллиметры металла. А из-за того, что диск теряет правильную геометрию. Достаточно лёгкого искривления, буквально в доли миллиметра, чтобы тормоза заметно потеряли в эффективности. Понять наличие проблемы можно по косвенным признакам — увеличению свободного хода педали и её вибрации при торможениях.
Обычно такое торцевое биение возникает при сильном нагреве и последующем охлаждении дисков, особенно резком. Например, если после серии интенсивных торможений заехать в глубокую лужу. Но когда это произошло с относительно новыми дисками, то их можно попробовать проточить на специальном станке и тем самым восстановить геометрию.
Когда нужно протачивать тормозные диски
Многие уверены, что проще поменять диски, не забивая себе голову дилеммой с проточкой. Однако она позволит прилично сэкономить: цена подобной услуги заметно ниже стоимости замены дисков со всеми расходниками. В столице, например, за эту операцию на кроссовере с вас возьмут около пяти тысяч рублей. Цены в регионах и того ниже. Остаётся понять, имеет ли это смысл.
Логика простая. Для начала надо определить, насколько кривым стал диск — ведь эти десятые доли миллиметра специалисту придётся снять с его рабочей поверхности. Потом замерить текущую толщину диска и рассчитать, сколько её останется после проточки. И, наконец, сравнить эту цифру с вышеупомянутыми показателями предельного износа. Если разница окажется совсем маленькой, процесс не имеет смысла — всё равно диски вскоре придётся менять на новые.
Важно понимать, что диски не только останавливают автомобиль, но и отводят немалую часть тепла от колодок — именно поэтому на передней оси они уже повсеместно вентилируемые. И если диск от перегрева посинел, его тоже нужно протачивать – вместе с цветом у чугуна меняется и структура, отчего он становится более «скользким», а эффективность торможения падает. Однако чем тоньше диск, тем ниже его теплоёмкость, тем быстрее и сильнее он нагревается и перегревается, что повышает износ колодок и в итоге снова ведёт к появлению биения. Худший сценарий: слишком тонкий диск треснет и может заблокировать колесо на ходу, что чревато аварией.
Как обслуживать тормозную систему
Аккуратно управлять автомобилем, избегая экстремальных нагрузок на тормоза, — это только половина дела. Важно правильно обращаться с тормозной системой на сервисе. Чтобы она служила долго и надёжно, достаточно следовать несложным рекомендациям.
Избегайте подделок! Увы, на российском рынке запчастей — в избытке дисков и особенно тормозных колодок непонятных производителей, а то и просто контрафакта. Покупайте детали известных брендов и у надёжных продавцов, которые дорожат своей репутацией.
Старайтесь устанавливать диски и колодки одного производителя. Или тех же, что поставляют свою продукцию на конвейер, где была собрана ваша машина. Это обеспечит совместимость деталей. В противном случае возможны потеря эффективности торможения, появление писка, снижение ресурса. Например, «жёсткие» колодки, рассчитанные на более высокую температуру работы, могут слишком быстро сточить стандартные тормозные диски.
При замене колодок обязательно проверяйте другие компоненты тормозной системы. Поршни, направляющие суппортов, колодки в своих посадочных местах – всё это должно двигаться без подклиниваний, которые могут привести к неравномерному износу накладок и снижению эффективности замедления. Перед сборкой весь узел нужно почистить от грязи и коррозии, и там, где этого требует производитель, обработать специальной смазкой. Именитые бренды вкладывают тюбик с ней в коробку с новыми колодками.
Рабочую поверхность дисков, даже новых, перед эксплуатацией нужно обработать специальным очистителем, удалив следы консервационной смазки или фрикционного материала.
Как правильно обкатывать новые тормоза
После установки новых деталей или при покупке нового автомобиля тормоза требуют притирки и обкатки — тогда они будут служить дольше и эффективнее.
Цель притирки — устранить избыточную шероховатость колодок и дисков. Дело в том, что контактная поверхность новых деталей вчетверо меньше рабочей — той, что должна в итоге сформироваться. Притирка проходит всего за пару десятков плавных торможений с 80 до 30 км/ч — с перерывами между ними на охлаждение компонентов.
Обкатка служит другой цели: фрикционный материал колодок начинает как следует работать только после нагрева до определённой температуры, которая запускает процесс «спекания» материала в более твёрдое состояние. При этом важно не допустить излишнего нагрева, который способен привести к разрушению ещё не окрепшего фрикционного слоя. Поэтому нужно в первые 300 км придерживаться размеренной езды без резких торможений, перегруза или буксировки прицепа. И, конечно, лучше избегать горных спусков на тормозах, активнее используя торможение двигателем.
После таких процедур ваши тормоза будут максимально эффективны. И, при необходимости, выдержат даже экстремальную нагрузку.
Когда необходимо менять тормозную жидкость
«Кровь» тормозной системы с гидравлическим приводом — тормозная жидкость. Правильно её выбрать и вовремя заменить не менее важно, чем следить за состоянием колодок и дисков. О том, как это сделать, мы уже писали в отдельной статье, а здесь лишь коротко резюмируем её в формате «вопрос-ответ».
Почему? Тормозную жидкость нужно периодически менять, потому что со временем, даже при маленьких пробегах, она теряет свои свойства. Прежде всего, снижается температура её кипения, того что она постепенно насыщается влагой из воздуха. В критической ситуации это может привести к образованию паровых пробок в гидросистеме и, как следствие, полному отказу тормозов.
Какую? Тормозные жидкости бывают нескольких типов и температурных стандартов. Использование той или иной определяется уровнем сложности и теплонагруженности тормозов. При замене лучше использовать жидкость того же стандарта, что была залита прежде. И ни в коем случае не смешивать жидкости разных типов.
Когда? Периодичность замены тормозной жидкости определяет автопроизводитель, она тоже зависит от её типа. У большинства машин это раз в два-три года. Кроме того, жидкость стоит поменять, если она потемнела или помутнела. Но в этом случае, возможно, понадобится и какой-то ремонт – например, замена резиновых манжет, из-за разрушения которых и происходит изменение цвета жидкости.
Как? В современных автомобилях жидкость меняют с помощью специального оборудования, под давлением вытесняющего старую «тормозуху» свежей. В машинах попроще, без ABS или ESP, это можно сделать и без техники, силами двух человек. Один из них должен давить на педаль, а другой – выпускать из системы старую жидкость и воздух через специальные штуцеры на суппортах. Подробно такая процедура описывается в руководстве по обслуживанию автомобиля.
Итак, совсем коротко
– Автомобильные тормоза при грамотной эксплуатации и обслуживании проедут без ремонта десятки тысяч километров, но рано или поздно даже им необходимо менять тормозные колодки, диски и тормозную жидкость.
– Момент замены колодок на дисковых тормозах можно определить визуально, по косвенным симптомам или по подсказке датчиков. Ресурс передних колодок колеблется в диапазоне 15–40 тыс. км пробега.
– Тормозные диски — важная часть системы. Они «ходят» два-три жизненных цикла тормозных колодок. Однако из-за резкого охлаждения или перегрева могут потерять геометрию задолго до критического износа.
– Устранить биение можно проточкой дисков на станке. Однако это не всегда имеет смысл, в том числе с точки зрения затрат.
– После замены колодок и дисков они должны пройти процедуру притирки и обкатки, тогда их ресурс и эффективность будут выше.
– Тормозную жидкость из-за её гигроскопичности нужно менять не по пробегу, а по возрасту. Обычно — раз в два-три года, как того требует автопроизводитель. Важно использовать жидкость правильного типа и не допустить попадания в систему воздуха при замене.
Материал по теме
Всё, что нужно знать о тормозах. Часть 1: устройство, эксплуатация и диагностика неисправностей
Материал по теме
Тормозные жидкости: как выбрать и когда менять. Инструкция
Источник статьи: http://mag.auto.ru/article/breakstipsp2/