- Расчет допустимой нагрузки на ось тягача и полуприцепа
- Для чего нужен расчет допустимой нагрузки на ось
- Методика расчета
- Для тягача
- Для тягача с полуприцепом
- Для тягача с груженым полуприцепом
- Что понадобится для расчета
- Распределение нагрузки на задние оси полуприцепа
- Как пользоваться калькулятором
- Ответственность за перегруз
- Как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля
- Расчёт нагрузки на ось грузового автомобиля
- Максимально допустимая нагрузка на ось грузовых автомобилей в России
- Как рассчитать нагрузку
- Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля
- Штрафы за перегруз
- Методика расчета нагрузки на ось для грузовых автоперевозок
- 1. Тягач
- Как можно применить формулу (1.3) на практике?
- 2. Тягач с полуприцепом
- 3. Тягач с полуприцепом и грузом
- 4. Что нужно для расчета нагрузок на оси грузового автопоезда
- Поупражняйтесь в расчетах и распределении груза
- Мы сделали калькулятор для расчета нагрузок на оси грузового автопоезда в составе седельного тягача и полуприцепа.
- 5. О распределении нагрузки на задние оси полуприцепа
- Ослабление исходной модели.
Расчет допустимой нагрузки на ось тягача и полуприцепа
В сфере грузоперевозок важно не только верно подобрать автомобиль, но и тщательно просчитать перед отправкой в рейс ряд параметров. Один из них – допустимая нагрузка на ось тягача. Предварительный расчет осевых нагрузок на груженый полуприцеп с тягачом поможет избежать штрафов и неприятностей на пунктах контроля.
В статье разберем алгоритмы ручных и онлайн-подсчетов, рассмотрим санкции за перегрузы.
Для чего нужен расчет допустимой нагрузки на ось
Рассчитать нагрузку на ось тягача и полуприцепа перед выездом – залог спокойного пути и прохождения весового контроля. Законодательство РФ вводит ограничения на эти значения. Именно оси грузовиков и фур передают дорожному покрытию нагрузки. Предельные показатели попросту разрушают асфальт.
Чтобы дорожное полотно оставалось в целости и сохранности, для каждого типа автомобилей предусмотрены свои допустимые показатели. Значения детально описаны во втором приложении к Постановлению Правительства под номером 272.
Обхитрить сотрудников дорожной службы не выйдет: близ заездов в города установлены пункты весового контроля. Через них «прогоняют» все фуры, после чего всплывают перегрузы, и назначаются солидные штрафы. Чтобы сохранить наличные и нервы, рассчитать риски нужно заранее.
Методика расчета
Вести подсчет можно несколькими способами: вычислять данные через формулы или внести значения в калькулятор нагрузки на ось тягача и полуприцепа. На онлайн-программе мы остановимся позже, пока же разберем методику самостоятельных расчетов.
Для тягача
Здесь дела обстоят просто: нагрузка на ведущую ось пустого седельного тягача прописана в ПТС. Если документ находится не под рукой, данные для разных моделей тягачей («Вольво», «Мерседес») представлены в открытом доступе.
Для тягача с полуприцепом
Здесь многое зависит от веса самого автомобиля. Нагрузка на оси и вес грузовика (скотовоза, цистерны, фуры) заключается в следующем:
масса (m) равна нагрузке на переднюю ось (A) плюс нагрузка на каждую из осей (N).
M = нагрузка A +нагрузка N + нагрузка N1, N2, N3, N4, N5.
Для тягача с груженым полуприцепом
Определять данные для груженой фуры самостоятельно довольно сложно. Дело не в формуле, а в нюансах, которые влияют на результат.
Для получения достоверных значений подвеска фуры должна быть неизношенной, балансировка колес настроена корректно, прицеп не должен прогибаться под весом товара, а площадь, на которую «ложится» вес, обязательно должна быть ровная.
Если все перечисленные пункты соблюдены, подсчет будет таким:
- В техпаспорте автомобиля находим массу техники (тягача M1 и прицепа M2).
- Из сопроводительных документов на товар узнаем фактический вес груза M3.
Первым делом высчитываем нагрузку на прицеп.
Это делается так:
75 процентов от M2+M3. Допустим, масса тягача = 8 тоннам, прицепа – 10 тоннам, товар весит 20 тонн.
Выходит: (10+20)*0,75. Получаем 22,5 тонны нагрузки на полуприцеп.
Далее считаем нагрузку на каждую из осей фуры. Допустим, их в автомобиле три штуки.
Получаем: 22,5 тонны делим на 3. Итог – 7,5 тонн веса на каждую ось прицепа.
Следующим шагом вычисляем нагрузку на ось тягача. На этот показатель приходится 0,25 процента от массы прицепа и тягача.
Теперь нужно понять, какая часть веса приходится на задние оси. На них ложится 75 процентов от нагрузки на сам грузовик:
Нагрузка на переднюю ось: 15,5–5,8*2=3,9 тонны.
Подводим итог: максимальные нагрузки в нашем примере получаются: 3,9 тонны на переднюю ось, по 5,8 тонны на каждую из задних осей.
Что понадобится для расчета
Для подсчетов вам будет достаточно следующих параметров:
- вес седельного тягача;
- вес полуприцепа;
- фактическая масса груза.
Распределение нагрузки на задние оси полуприцепа
Перед тем как приступить к расчетам, важно понимать принцип распределения веса на каждую из осей транспортного средства. На передние оси приходится только 25 процентов массы. Это объясняется тем, что «первые» оси держат лишь массу тягача и части полуприцепа. Весь остальной вес (75 процентов) ложится на задние оси (именно они фиксируют груженный товаром прицеп).
Как пользоваться калькулятором
Для удобства дальнобойщиков и транспортных компаний в Сети представлены онлайн-калькуляторы для определения нагрузок на оси. Данные сервисов, по отзывам на форумах, могут иметь незначительные погрешности. Но примерные значения в программах подбить вполне реально.
Здесь можно рассчитать нагрузки на каждый тип грузового транспорта.
Для этого вам нужно:
- На главной странице кликнуть по кнопке «Рассчитать сейчас».
- Выбрать из представленных типов ТС подходящий. К примеру, вариант «Тягач + полуприцеп.
- В верхней части страницы указать тип тягача и прицепа (это можно сделать вручную или выбрать нужную модель).
- Далее в нижней части страницы вводим вес товара, разрешенную нагрузку на дорогу, протяженность маршрута и ваше местонахождение.
- Заключительным этапом жмем кнопку «рассчитать».
Программа представит результаты для каждой оси ТС. После данные можно распечатать.
Ответственность за перегруз
Если по какой-то причине подсчеты не были проведены, а весовой контроль показал перегруз, будьте готовы понести финансовое взыскание:
- размер штрафа для физических лиц достигает 2 тысяч рублей;
- должностным лицам придется заплатить до 15 тысяч рублей;
- организации несут самые большие потери: штрафы до 400 тысяч рублей.
Точная сумма наказания зависит от размера превышенного веса.
Нужно понимать, что перегруз не только портит асфальт и опустошает вам кошелек.
Грузовик с неравномерной нагрузкой на оси движется рывками. Это создает неудобства шоферу и остальным участникам движения. Перегрузки негативно сказываются на ТС: детали быстрее приходят в негодность. Кроме того, большие массы изменяют длину тормозного пути, что нередко влечет за собой ДТП.
Итак, для спокойствия водителя и сохранности содержимого кошелька важно рассчитать нагрузку на оси грузовика. Это можно сделать вручную или с помощью онлайн-программ.
Учитывайте грузовые оси на полуприцеп. В формуле есть деление на задние и передние оси. Нагрузка на них распределяется как 75 процентов к 25 процентам. При подсчете обязательно учитывайте этот нюанс.
За перегрузы законодательство предусматривает немалые штрафы. Если при прохождении весового контроля вас поймают на перевесе, минимальная сумма взыскания составит 2 тысячи рублей для водителя.
В некоторых случаях дорожная инспекция может разрешать перегруз, но перед рейсом компания получает на это специальное разрешение.
Детальная информация видна на видео:
Источник статьи: http://yvezi.ru/polupritsepy/raschet-dopustimoj-nagruzki-na-os-tyagacha-i-polupritsepa
Как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля
Автомобиль с перегрузом, неважно легковой или фура, – представляет существенную угрозу для всех участников движения. Во-первых, потому что сама машина движется нестабильно. Во-вторых, большая нагрузка на ось может привести к её внезапной поломке. В-третьих, тормозной путь такого авто более длинный, что может привести к аварии. Кроме того, превышение допустимого веса ведёт к разрушению дорожного полотна и мостовых конструкций. И за перегруз полагается административный штраф.
Поэтому в этой статье мы расскажем о нормах предельно допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля и о том, как её определить.
Расчёт нагрузки на ось грузового автомобиля
Процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Среди которых ФЗ об автодорогах №257-ФЗ от 08.11.2007. В соответствии с п. 2 ст. 31 которого для передвижения по автодорогам транспорта с превышением общей допустимого веса или нагрузки на ось больше чем на 2% необходимо получить разрешение. Исключение делается лишь для автотранспорта Вооружённых сил России.
При получении разрешения владелец авто должен:
Компенсировать урон, наносимый покрытию дороги.
Если перегруз менее 10%, используется упрощённая процедура выдачи, которая занимает всего 1 день.
Кроме того, проезд по мостам и участкам дороги иногда бывает ограничен специальными знаками, указывающим предельное значение веса грузового автомобиля или нагрузки на его ось. Это может быть связано с грузоподъёмностью конструкции или её состоянием.
Полный список документов, необходимых для оформления карты
Максимально допустимая нагрузка на ось грузовых автомобилей в России
Постановлением Правительства Российский Федерации о правилах перевозки грузов автотранспортом установлен допустимый предельный вес машин в тоннах.
Количество осей | Одиночные автомобили, т | Автопоезда прицепные или седельные, т |
Две | 18 | – |
Три | 25 | 28 |
Четыре | 32 | 36 |
Пять | 35 | 40 |
Шесть и более | – | 44 |
Вторая характеристика, устанавливаемый этим нормативным актом, – допустимая нагрузка. Она определяется в зависимости от вида дорог, типа колёс и расстояния между сближенными осями.
Например, таблица максимально разрешённых нагрузок на оси грузовых автомобилей для односкатных колёс выглядит следующим образом.
Значения в таблице приводятся для каждой оси. Расчёт массы должен производиться как можно точнее, так как допустимая погрешность не более 5 %.
Как рассчитать нагрузку
Итак, ограничение по проезду существует по двум параметрам:
По нагрузке оси.
Рассчитаем вес авто. Существует соотношение для двухосного автомобиля (например, марки Газель):
Ма=Нп+Нз,
где, Ма – вес грузовика.
Нп – нагрузка на переднюю ось.
Нз – аналогичный параметр для задней оси.
Эта простая формула расчёта связывает нагрузку на оси грузового автомобиля и его массу.
Для автотранспорта с тремя осями, задний и средний мост которого объединён в тележку (пример – Камаз 53215), эта зависимость имеет следующий вид:
где, Нт – нагрузка на всю заднюю тележку.
Нагрузка для задней тележки и оси обычно больше. Так как именно там располагают перевозимые товары. А вес, давящий на переднюю ось, определяется только массой кабины и силового агрегата.
Узнать нагрузку, имея вес груза, машины и прицепа – сложнее. И это расчёт будет иметь очень приблизительный вид.
Берем в свидетельствах о регистрации массу авто (Ма) и прицепа (Мп). Для примера возьмем Ма=6 т, Мп= 11 т.
Узнаем фактический вес груза (Мг). Примем Мг= 19 т.
Самое распространённое соотношение нагрузок: 0,75 – на прицеп, 0, 25 – на тягач. Тогда нагрузка на прицеп: Нп=0,75*(Мп+Мг)=22,5.
Считается, что нагрузка распределена в прицепе равномерно. И нагрузка на одну ось (Но) равна Нп/количество осей =22,5/3=7,5 т на каждую ось.
Аналогично считаем нагрузку на оси машины. На них приходятся оставшиеся 0,25 веса. То есть (Мп+Мг)*0,25+Ма=(11+19)*0,25+6=13,5 т.
Нагрузка на задние оси автомобиля будет равно 0,75 от нагрузки на грузовик. То есть 13,5*0,75/2=5,06.
А нагрузка на переднюю ось – то, что осталось от общей нагрузки на авто. 13,5–5,06*2=3,37.
Итого получается следующая примерная картина распределения веса 3,37+5,06+5,06+7,5+7,5+7,5.
Реальные значения могут отличаться. Часто нагрузка на осях бывает неравномерной. Это обычно связано со следующими причинами:
Цены на карты для тахографов можно узнать здесь.
Неисправностью подвески полуприцепа.
Прогибанием прицепа под грузом.
Негоризонтальностью площадки полуприцепа.
Конструктивными особенностями подвески.
Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля
Взвешивание – простой способ определения как общего веса, так и значения для каждой отдельной оси. Есть два метода:
Динамический. Для взвешивания грузовик со скоростью не более 5 км/ч проезжает по поосным автомобильным весам. Они зафиксируют вес каждой оси, а потом определят вес самой машины. Это достаточно простой и удобный способ, но его погрешность составляет от 0,5 до 3%. Что – как вы можете понять при границе превышения максимальной допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля в 2% – слишком много.
Статический. Авто въезжает и останавливается на платформе весов, на которую установлены тензодатчики. Их применение позволяет добиться очень высокой точности взвешивания – 0,01%.
Также можно купить тягач, оснащённый системой мониторинга, и совместимый с ним прицеп. Это довольно удобный способ всегда быть в курсе уровня загруженности своей машины, но очень дорогой.
Можно вмонтировать манометры в магистраль пневморессоры, и следить за показаниями в процессе погрузочных работ. Чтобы не мучится с определением, какое значение шкалы манометра какому весу соответствует, можно установить специальные датчики. Но это требует не только затрат денег при покупке всех элементов системы, но и значительных усилий по её отладке.
Штрафы за перегруз
В основном об этом виде административного наказания беспокоятся водители грузовиков. Так как у легковых автомобилей есть ограничения только по количеству перевозимых пассажиров. Штраф за превышение нагрузки разделяются на три типа в зависимости от уровня ответственности лиц:
Для физических лиц 1,5–2 тыс. руб.
Для должностных – сумма уже выше,15 тыс. руб.
И ещё выше для юридических – 400 тыс. руб.
Оформить заказ на карту для тахографа.
Если при превышении более 2% нет разрешения на провоз, то также оформляется штраф. Да и когда вес груза не совпадает с тем, что написано в сопроводительных бумагах с физического лица могут взыскать сумму 5 тыс. рублей. Для компании размер взыскания больше минимум в 50 раз. Правда, без контрольного взвешивания выписать штраф инспектор не имеет права.
Источник статьи: http://tahocard.ru/info/kak-rasschitat-nagruzku-na-os-gruzovogo-avtomobilya/
|
Методика расчета нагрузки на ось для грузовых автоперевозок
Тяга к знаниям — она как «старость», в самый неожиданный момент может настичь любого. Вот и мы, застигнутые врасплох, протянули ручки к знаниям. Хотя все «изучали» в школе физику, но по жизни простейшая задачка вызывает ступор. Наша цель — понять возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.
В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп $<\large (
Все объекты мы будем рассматривать в системе отсчёта, в которой ось $X$ направлена горизонтально, ось $Y$ — вертикально, а начало отсчёта совпадает с передней осью тягача (см.Рис.1). При таком выборе проекции всех сил, действующих на тягач, полуприцеп и груз, на ось $X$ равны $0$ (поскольку все эти силы перпендикулярны оси $X$). А проекции всех сил на ось $Y$ — равны по модулю величине этой силы, а знак зависит от направления действия силы (если направление совпадает с направлением оси, то знак плюс, если не совпадает — минус). То есть если где-либо в тексте встречается символ $\overrightarrow
Все уравнения, описывающие наши объекты, относятся к тем моментам, когда они либо находятся в состоянии покоя, либо двигаются равномерно и прямолинейно (с точки зрения классической механики эти состояния описываются одними и теми же уравнениями и, находясь внутри системы, невозможно понять, покоится ли она или двигается равномерно и прямолинейно). В эти моменты сумма всех сил, действующих на каждый из рассматриваемых объектов, равна нулю. А также сумма всех моментов сил, действующих на каждый из объектов, равна нулю.
Наша задача не привязана к какому-либо конкретному типу тягачей, полуприцепов и грузов. Поэтому все формулы будут предоставлены в общем виде. Однако, поскольку нашей целью не является получение абстрактных формул и решение систем уравнений, а мы хотим решить практические вопросы, то величины, которые могут быть измерены на практике, будут полагаться известными. Кроме того, мы будем рассматривать двуосный тягач и одноосный полуприцеп. В нулевом приближении при увеличении количества осей у тягача и/или полуприцепа нагрузка на каждую ось уменьшается пропорционально. Т.е. если мы получим, что нагрузка на одну ось составляет 10 тонн, то замена одной оси на 2 приведёт к тому, что нагрузка на каждую из осей будет составлять 5 тонн. Если практические измерения покажут неприменимость такого подхода, при котором нагрузка делится между осями поровну, то необходимо будет уточнить и дополнить модель.
Рассмотрение системы из 3-х объектов будем проводить последовательно, т.е. сначала рассмотрим один тягач, затем добавим к нему полуприцеп, после чего добавим груз и посмотрим, как можно оптимизировать нагрузку на оси тягача и полуприцепа, изменяя положение груза в полуприцепе.
1. Тягач
Любая задача в механике начинается с рисунка, на котором отмечены все важные в контексте задачи геометрические размеры; силы, действующие на объекты; а также указана система отсчета, в которой мы пишем все уравнения.
Рисунок 1.
В данном случае рис.1 показывает, что на тягач действуют 3 силы: сила тяжести $m^
Итак, условие, что сумма всех сил, действующих на тело равна нулю, приводит нас к уравнению:
$<\large | $(1.1)\qquad$ |
Обратите внимание, что у всех переменных «пропали» стрелочки. Это связано с тем, что уравнение записано не для самих сил — векторныx величин, а для их проекции на ось $Y$, т.е. для скалярных величин.
Что даёт нам уравнение (1.1) с практической точки зрения? Если мы знаем массу тягача и нагрузку на его заднюю ось в неснаряженном состоянии (обозначенную как $\overrightarrow
$<\large | $(1.1′)\qquad$ |
Рассмотрим ось, проходящую через переднюю ось грузовика (и направленную, как мы договаривались ранее, перпендикулярно плоскости рисунка). Сумма всех моментов сил действующих на тело, равна $0$. Это следует из того, что раз грузовик находится в состоянии покоя (а он очевидно находится в состоянии покоя, см. также замечание относительно состояния покоя и равномерного прямолинейного движения во вступлении), то он не вращается вокруг любой выбранной оси. Значит он не вращается в том числе вокруг оси, проходящей через переднюю ось грузовика. Это даёт нам уравнение:
Где $
Уравнение (1.2) можно рассмотреть относительно величины а $
Как можно применить формулу (1.3) на практике?
Для этого рассмотрим тягач Mercedes Actros 1841.
- вес тягача — 8180 кг.
- нагрузка на переднюю ось — 5700 кг.
- нагрузка на заднюю ось — 2480 кг.
Данные взяты не из бумажек, измерения проводились на реальном пункте взвешивания — на весах. В баке было 500 литров дизельного топлива.
Расстояние между осями нашего тягача Mercedes Actros 1841 — 3600 мм.
Чтобы корректно подставить эти значения в формулу (1.3) обсудим сначала вопрос о размерности физических величин.
Масса — скалярная величина, измеряется в килограммах. Сила — векторная величина, измеряется в Ньютонах.
Пример: на горизонтальной поверхности лежит кирпич массой $<\large \textit<10>\;kg>$. При этом модуль силы $<\large \overrightarrow
Ускорение свободного падения $<\large g = 9,81\,m/s^2>$. Считаем Для простоты считаем, что $<\large g = 10\,m/s^2>$:
Таким образом, мы видим, что сила однозначно связана с массой, и в принципе, нам всё равно, в чём измерять силу — в Ньютонах или в килограммах — это вопрос договорённости. Когда речь идёт о нагрузке, которую оказывает автомобиль на дорогу, общепринятой единицей измерения этой нагрузки являются килограммы. В формулу (1.3) входит отношение нагрузки на заднюю ось к весу тягача. Вес (по определению) это сила, с которой тело давит на горизонтальную опору или растягивает вертикальный подвес. Таким образом, вес — это сила. Но раз мы договорились о том, что все силы мы измеряем не в Ньютонах (как мы все привыкли со школы), а в килограммах, то и вес тягача мы выражаем в килограммах. Т.е. от веса переходим к массе.
Итак, давайте рассчитаем расстояние от передней оси тягача Mercedes Actros 1841 по формуле (1.3) с учётом рассуждений о единицах измерения:
Все рассуждения о нагрузке, которая измеряется в килограммах, будут применяться и в дальнейшем при практическом применении выведенных формул. См., например, вычисление центра тяжести полуприцепа по формуле (2.4).
2. Тягач с полуприцепом
Если к тягачу, рассмотренному ранее, присоединён полуприцеп без груза, то нагрузка на его оси изменяется.
Рисунок 2.
Рассмотрим рис.2. Мы можем записать по отдельности для тягача и полуприцепа оба условия равновесия. Необходимо отметить, что положение центра тяжести тягача, вычисленное согласно (1.3), не изменится после присоединения полуприцепа.
Где $<\large \overrightarrow
Что даёт нам уравнение (2.1) с практической точки зрения? Если мы, зная массу тягача, измерим нагрузку на его переднюю и заднюю оси при присоединении пустого полуприцепа, то используя уравнение (2.1) мы можем вычислить силу, с которой пустой полуприцеп «давит» на тягач:
Рассмотрим теперь полуприцеп.
Для того чтобы определить, где находится центр тяжести полуприцепа (это важно — мы ищем положение центра тяжести именно самого полуприцепа, а не системы «тягач+пустой полуприцеп»), запишем условие равенства моментов сил, действующих на полуприцеп, относительно оси, проходящей через заднюю ось полуприцепа:
Где $<\large X_
Эта формула пригодится нам в дальнейшем при рассмотрении груза, находящегося в полуприцепе. Также мы можем вычислить нагрузку на ось полуприцепа (считаем что ось на полуприцепе одна) по следующей формуле:
Рассмотрим тягач Mercedes Actros с полуприцепом. Масса пустого автопоезда составляет ( 5900 + 3560 + 1760 + 1800 + 1560) = 14580 кг.,
следовательно масса полуприцепа (14580 — 8180) кг = 6400 кг.
Полуприцеп трёхосный, но в рамках оговоренной ранее методики мы считаем нагрузку на каждую ось одинаковой. Посмотрим, к каким результатам нас это приведёт. Рассчитаем по формуле (2.2) силу взаимодействия тягача и полуприцепа, сила с которой полуприцеп давит на «седло» тягача:
$<\large N_
Подставим теперь полученную величину в формулы (2.4) и (2.5):
Если теперь мы хотим рассчитать нагрузку на каждую из осей, то общую нагрузку необходимо поделить на 3 (т.к. у полуприцепа 3 оси). Полученный результат можно показать при помощи следующей таблицы:
Номер оси | |||
1 | 1706,7 | 1760 | -53,3 |
2 | 1706,7 | 1800 | -93,3 |
3 | 1706,7 | 1560 | 146,7 |
Итого | 5120,0 | 5120 | 0 |
3. Тягач с полуприцепом и грузом
Перейдём теперь к рассмотрению общего случая, когда в полуприцепе находится груз. Теперь мы должны на основании рассчитанных ранее характеристик грузовика и полуприцепа выяснить, как будут распределяться нагрузки на оси при различном положении груза. При этом необходимо сделать следующую оговорку: мы будем предполагать, что рама полуприцепа является идеально жесткой, не деформируется при наличии груза и распределяет нагрузку равномерно на каждый метр своей длины. Т.е. истории, подобные той, что описана на сайте в разделе страшных рассказов, выходят за рамки текущей задачи.
Рисунок 3.
Итак, запишем условие равенства сил, и моментов сил, действующих на тягач:
$ <\large m^
где $<\large N_1, N_2>$ — нагрузка на переднюю и заднюю ось тягача, соответственно, $<\large N>$ — сила, с которой полуприцеп в месте сцепки (называется – седло) «давит» на тягач, $<\large l_1>$ — расстояние от передней оси тягача до точки сцепки с полуприцепом.
Теперь запишем аналогичную пару уравнений для полуприцепа, при этом условие равенства моментов сил будем рассматривать относительно задней оси полуприцепа.
Итак, запишем условие равенства сил, и моментов сил, действующих на тягач:
$ <\large m^
где $<\large L^
Из уравнения (3.4) мы можем вычислить величину $<\large N>$, после чего, зная $<\large N>$, из уравнения (3.3) мы сможем вычислить $<\large N_3>$, из (3.2) вычислим $<\large N_2>$ и из (3.1) — $<\large N_1>$. Итак:
Как мы видим, в формулу для расчёта величины $<\large N>$ входит параметр $<\large a>$, а величина $<\large N>$ в свою очередь входит в формулу для расчёта нагрузки на каждую из осей. Таким образом, варьируя параметр $<\large a>$, мы можем менять нагрузку на оси.
4. Что нужно для расчета нагрузок на оси грузового автопоезда
Итак, любая модель подразумевает в первую очередь набор исходных данных; переменную величину, изменяющееся значение которой влияет на результаты; алгоритм расчёта и результат.
Что нам необходимо в качестве исходных данных?
Нужно геометрическое описание тягача и полуприцепа:
$<\large L_T>$ | — расстояние между осями тягача; |
$<\large l_1>$ | — расстояние от передней оси тягача до точки сцепки с полуприцепом; |
$<\large L^ | — расстояние от задней оси полуприцепа до места сцепки с тягачом. |
Необходимо знать распределение нагрузки на оси тягача без полуприцепа:
$<\large N_<1<,>0>^
$<\large N_<2<,>0>^
Необходимо знать распределение нагрузки на оси тягача при присоединении полуприцепа без груза:
$<\large N_<1<,>1>^
$<\large N_<2<,1>>^
В этом случае мы можем вычислить положение центра тяжести тягача и полуприцепа согласно формулам (1.3) и (2.4). После чего, задавшись параметром $<\large a>$ можем написать расчётные формулы для нагрузки на оси тягача и полуприцепа при перевозке груза. Если необходимо рассмотреть более сложный случай, когда в полуприцепе находится не один груз, а несколько, то параметр $<\large a>$ в свою очередь является расчётной величиной, и рассчитывается по следующей формуле:
где $<\large m_i^
Если каждый груз представляет из себя коробку, внутри которой вес распределен равномерно, то центр тяжести находится на середине ширины коробки. В данном случае шириной мы называем геометрический размер стороны коробки, параллельный борту полуприцепа.
Поупражняйтесь в расчетах и распределении груза
Мы сделали калькулятор для расчета нагрузок на оси грузового автопоезда в составе седельного тягача и полуприцепа.
5. О распределении нагрузки на задние оси полуприцепа
Ранее было сделано предположение о том, что нагрузка на задние оси полуприцепа распределяется равномерно. Это предположение приводит к расхождению теоретических расчётов с экспериментальными результатами. Причём пренебречь этими расхождениями мы не можем, поскольку они превышают точность измерений на статических весах в пунктах весового контроля.
Для учёта неравномерной нагрузки можно применить несколько различных подходов:
- Первый подход заключается в механическом подборе коэффициентов распределения нагрузки.
- Второй подход заключается в ослаблении исходного предположения о равномерном распределении нагрузки. Мы можем предположить, например, что в случае 3-осного полуприцепа нагрузки на первые две оси равны между собой.
- Третий подход заключается в исследовании такой модели полуприцепа, где нагрузка на оси будет неравномерной в силу самой природы этой модели.
Ослабление исходной модели.
Рассмотрим пустой полуприцеп. Уравнение (2.5) позволяет вычислить суммарную нагрузку на оси полуприцепа. Если мы обозначим через $<\large \overrightarrow
Если теперь мы обозначим через $<\large r_1>$ расстояние между первой и второй осями полуприцепа, $<\large r_2>$ — между второй и третьей, то мы можем записать уравнение для моментов сил, действующих на полуприцеп относительно точки сцепки:
Где $<\large X_
Предположим теперь, что нагрузка на первую и вторую ось полуприцепа равны, т.е.
Давайте проверим, к чему нас это предположение приведёт. Уравнения (4.1), (4.2) принимают вид:
Мы получили систему из двух линейных уравнений с двумя неизвестными: $<\large n_1>$, $<\large n_3>$. Решение этой системы выглядит следующим образом:
Источник статьи: http://www.vdnk.ru/index.php?page_id=209