- Состояние технологий Почему все автомобили стали выглядеть одинаково
- Как разрабатывается дизайн автомобиля
- Как разрабатывается интерьер автомобиля
- Почему же одни автомобили выглядят круто, а другие нет
- Верность классике: популярные автомобили, дизайн которых мало изменился с XX века
- Porsche 911
- Mercedes-Benz G-klasse
- Suzuki Jimny
- Jeep Wrangler
- Mini Cooper
- Бонус: УАЗ «Хантер»
Состояние технологий Почему все автомобили стали выглядеть одинаково
Последние лет 15 люди жалуются, что новые авто стали выглядеть одинаково, а если взглянуть на топ-100 самых красивых машин, то модели, выпущенные с середины 90-х, в нем можно посчитать по пальцам. Редактор «Афиши» побывал в дизайн-центре Ford of Europe и выяснил, почему дела обстоят именно так.
Как разрабатывается дизайн автомобиля
«Многие люди не понимают, чем мы занимаемся. Инженеры думают, что мы играем в бирюльки, наши родители уверены, что мы лепим из пластилина, как маленькие дети, друзья думают, что у нас нескончаемая вечеринка. На самом деле, конечно, наши задачи труднее и скучнее. Разработкой внешнего дизайна автомобиля занимается группа из 5–6 человек под управлением главного дизайнера. Мало кто учится на дизайнера автомобилей. У нас в команде есть мебельный дизайнер, графический дизайнер, но главное условие для всех — специалист должен иметь видение будущего автомобиля.
Здесь, в Кельне (дизайн-центр Ford of Europe в Мерценихе. — Прим. ред.), мы специализируемся на автомобилях малого и среднего класса: Galaxy, Mondeo, Fiesta и Focus. Но обычно разработка проходит в конкурентных условиях: новые машины рисуют в дизайн-офисах Ford по всему миру, а затем из всех проектов выбирают лучший. Мы вовлечены в каждый этап работы над машиной с самого начала до самого конца — от бумажного эскиза до линии сборки. Мы рисуем очень много скетчей. Некоторые рисуют маркером, другие аэрографом, кто-то рисует на цифровом планшете. У нас есть огромные экраны — powerwall, на которые мы можем проецировать свои рисунки, чтобы лучше их воспринимать. Мы также анимируем скетчи, чтобы увидеть, как машина выглядит в движении.
Закончив с набросками, мы приступаем к полноразмерным моделям из пластилина. Это, пожалуй, единственная индустрия, где дизайнерам приходится работать с пластилином. Только так на реальном объекте мы можем изучать изгибы линий модели. Такая объемная модель авто дает совсем другие ощущения восприятия, чем любое, пусть даже трехмерное изображение. Одно дело, если ты видишь картинку, совсем другое — когда ты можешь прогуляться вокруг объекта. Сейчас в этот процесс включаются и цифровые технологии, но в основном это все же ручная работа. Далее мы наносим на пластилин пленку, имитирующую краску, и добавляем детали: дверные ручки, фары и колеса. Специальный материал имитирует затемненные стекла — в общем, мы делаем модель настолько реалистичной, насколько это возможно. На создание модели в масштабе 1:10 уходит около двух недель, весит она около 10 кг; для того чтобы внести финальные правки и сделать модель в реальную величину, дизайнерам необходимо потратить еще два месяца и 1,2 тонны пластилина. Одни только материалы, которые для нее используются, обходятся в 30 000 долларов, в то время как разработка модели целиком стоит 2 млн долларов.
Далее эта модель проходит испытания в аэродинамической трубе, где изучается поведение каждой детали с точки зрения аэродинамики. Далеко не у каждого автопроизводителя есть своя установка для этого, но нам повезло. После тестов мы передаем трехмерные чертежи инженерам, которые говорят, какие элементы и изгибы кузова возможно воплотить в реальной машине, а от каких придется отказаться. Затем мы проверяем модель, чтобы не было никаких щелей и просветов в панелях: все должно выглядеть премиально. Параллельно работают дизайнеры интерьера над тем, как выглядит авто изнутри. Мы, дизайнеры, просто чокнутые на деталях».
Как разрабатывается интерьер автомобиля
«Работа над проектом интерьера начинается с мудборда. Определившись с размерами и параметрами салона, мы решаем, будет ли это классический, спортивный или элегантный стиль. Мы работаем с настроением и стараемся искать вдохновение в самых разных вещах — например, в кроссовках или гоночных куртках: у них много деталей и комбинаций материалов, швов и так далее. Мы часто бываем на индустриальных выставках: очень интересно наблюдать, например, как мебель вдохновляет дизайнеров техники, а техника вдохновляет мебельщиков. Нам важно следить за последними трендами, особенно когда мы определяемся с цветовой палитрой салона и основным цветом. Например, последние три года стали популярны автомобили в коричневых цветах: от светло-коричневого до оттенка темного шоколада. До этого самыми популярными были белые авто.
Важно, чтобы все было гармонично: и цвета, и текстуры, и разные на ощупь поверхности. Мы работаем на полноразмерном макете салона авто — здесь мы смотрим, как все сочетается. Это наша песочница, где мы играем с материалами, цветами и деталями. Бывает, что мы по 10 раз на дню просим изменить цвет того или иного элемента. Малейшие нюансы полностью меняют ощущение всего интерьера. На этом же макете мы проводим демонстрацию для нашего менеджмента. Но самое сложное — дать каждому отдельному элементу машины название и код цвета и текстуры. По этому детальному брифу затем выполняется наш заказ, после чего все проверяется отделом качества.
Работая на глобальный рынок, важно угодить вкусам каждого. Возьмем, к примеру, Apple — почему всем так нравится айфон? Он существует всего в нескольких цветах, но это очень эмоциональный продукт. В своей работе я также всегда стараюсь попасть в эти эмоции. Только тогда продукт понравится людям. Но каждый отдельный регион требует чего-то особенного. Например, в Турции и Израиле из-за жаркого климата популярны светлые интерьеры машин, но в Германии и Британии никому они не нужны. Для разных стран важны разные ощущения. Например, американцы любят что-то более броское и предпочитают мягкие на ощупь сиденья — как плюшевый мишка. Европейцы любят сухие твердые текстуры. Зернистость поверхности, твердость, блеск или его отсутствие, контраст в ощущениях от материала — все это создает ощущение качественной вещи. Однако у нас есть возможность сделать только один продукт — и ошибиться нельзя.
Дизайн панели Ford Focus был разработан в 2008–2009 годах; конечно, мы попытались ее «причесать», сделать менее загруженной, также мы старались разбавить ее материалами, более соответствующими новому времени. При разработке интерьера многое упирается в деньги: у меня есть определенный бюджет, за рамки которого я не могу выйти. И это всегда очень трудно. Например, я думаю: «Стоит потратить еще пару долларов», — но у меня их просто нет. Тогда я иду на компромисс: решаю использовать, например, меньше строчек, зато беру кожу более высокого качества. Всегда приходится искать баланс, торговаться, как на базаре».
Почему же одни автомобили выглядят круто, а другие нет
Эрнесто Рупар: «Мой бывший босс говорил, что есть три главные вещи в автомобильном дизайне: пропорции, пропорции и пропорции. Они могут быть плохими, если, например, перед или зад машины слишком длинный. Важную роль играют колеса — они должны быть пропорциональны общему объему. Конечно, важна и форма кузова. Предыдущие модели Ford Focus были более плоские, без особых изгибов, — не такие интересные. Капот раньше казался плоским, также боковые стекла у Focus, как и у всех современных машин, стали уже. Мы можем заставить машину выглядеть круче — опустить ее, а можем, наоборот, приподнять посадку, как у внедорожника».
«Одна из аксиом автомобильного дизайна состоит в том, что колеса автомобиля должны быть выделены визуально, чтобы весь объем опирался на них, — это то, что связывает машину с землей. Чем крепче эта опора, тем больше к ней доверия. Обратите внимание, что гоночные автомобили всегда выглядят гораздо круче: у них намного более мощные моторы, и для улучшения ходовых качеств машины ставят большие, широко расставленные колеса (в случае переизбытка мощности маленькие колеса будут прокручиваться, к тому же в диск большего диаметра можно установить более эффективные тормоза)».
Эрнесто Рупар: «Конечно, при работе, например, над шоукаром у нас, дизайнеров, полная свобода. Мы делаем все что захотим; над нами нет инженеров — и нет таких жестких рамок по стоимости компонентов. Но я думаю, что на самом деле люди любят смотреть на такие красивые автомобили, но вовсе не обязательно хотят их приобрести. Все предпочитают практичные вещи, которые можно использовать каждый день, соответствуют потребностям и окажутся по карману. Даже если у кого-то есть деньги на концепт-кары и спорткары, их не так охотно покупают. На таких машинах некомфортно просто поехать в отпуск или в магазин, поэтому большинство выбирает что-то попроще».
Источник статьи: http://daily.afisha.ru/archive/vozduh/technology/autodesign/
Верность классике: популярные автомобили, дизайн которых мало изменился с XX века
Автопроизводители постепенно меняют дизайн своих моделей, с каждым новым поколением адаптируя их внешность к современным веяниям моды. Современная Honda Civic ничуть не напоминает самую первую модель 1972 года, а Lada Vesta внешне ничего не роднит с квадратными дедушкиными «Жигулями». Но есть и автомобили, которые производители не меняют годами, ограничиваясь «косметикой».
В некоторых случаях узнаваемый облик пытаются сохранить, меняя при этом большинство конструктивных решений, а в некоторых даже этого не происходит. Иногда к старому дизайну возвращаются спустя годы, желая отдать дань классике. Так поступали, к примеру, Ford и GM, возвратившие своим масл-карам Mustang и Camaro узнаваемые черты спустя десятилетия. Здесь же речь пойдет о моделях авто, конструкторы которых не отходили от старого дизайна на протяжение всего выпуска.
Porsche 911
Porsche 911 – легендарный спорткар, производимый с 1964 года. В настоящее время с конвейеров VAG сходит уже седьмое поколение этого автомобиля. Будучи изначально созданным с использованием ряда архаичных черт (опробованных еще на VW Kafer в конце 30-х), автомобиль рисковал быть не понятым публикой. Но ему повезло, в итоге округлые формы и «пучеглазые» фонари стали фирменной чертой 911-го, отличающей его от конкурентов.
Разработчики усовершенствовали силовую конструкцию кузова, перерабатывали подвеску, повышали безопасность и добавляли новые опции комфорта. Но визуально в Porsche 911 выпуска 2018 года все еще можно проследить черты его «прапрадеда», покинувшего завод полвека назад. Кроме дизайна, неотъемлемой чертой спорткара остается оппозитный 6-цилиндровый двигатель. В 90-х систему его охлаждения сменили с воздушной на водяную, но формат мотора оставили прежним.
Mercedes-Benz G-klasse
Mercedes-Benz G-klasse, он же Gelandewagen, а в простонародье «Гелик», является еще одним примером бессмертной классики немецкого автопрома. В этом году он отмечает 40-летний юбилей, но внешне мало изменился в сравнении с 1979 годом. Все те же прямоугольные формы, квадратный профиль, круглые фары спереди и агрессивный передок с рельефным капотом никуда не делись.
За 40 лет сменилось всего 3 поколения «Гелика», так что следующего редизайна ждать еще минимум лет 10. Но можно быть уверенным, что и тогда серьезных изменений внешности не будет. Ведь G-класс и любят именно за его классические брутальные формы, способствующие практичности и проходимости. А для тех, кому хочется что-то более «городское» и «современное» – у немцев есть кроссоверы серий GLA, GLK, GLE и других.
Suzuki Jimny
Suzuki Jimny – еще один автомобиль из класса внедорожников, чей дизайн не меняется почти полвека. Выпускаемый с 1970 года, автомобиль пережил 3 смены поколений, сейчас выпускается четвертое. За это время его немного «облагородили», перейдя от самых примитивных штампов для кузовных панелей, слегка сгладили очертания, но это все тот же «кубик» с полным приводом, которому не нужны дороги.
Менять что-то кардинально в облике Suzuki Jimny – не то, что излишне, а даже грешно. Небольшая масса, короткая база и «квадратный» профиль обеспечивают отличную проходимость даже с маленьким мотором на 0,66 литра. Умельцами разработано немало усовершенствованных решений для Jimny, вроде улучшенных блокировок, а конструктивная простота кузова облегчает процесс тюнинга. Если бы Suzuki захотела что-то кардинально изменить, поклонники модели просто не оценили бы этого.
Jeep Wrangler
Jeep Wrangler – модель внедорожника, которая уходит корнями еще в годы Второй Мировой. Ее предок Jeep CJ был одним из первых джипов для военного применения. Оборонная промышленность требовала простой и надежный автомобиль высокой проходимости для перемещения офицеров и командиров, поэтому с дизайном не стали мудрствовать. Автомобиль получил простые очертания, открытый кузов с мягким тентом.
Со временем серия CJ эволюционировала, получила более сглаженные формы, опцию в виде съемной жесткой крыши. Увеличивались и размеры авто. В конце 80-х на смену пришла модель Wrangler, исполненная в том же духе. И по сей день этот джип, особенно в модификации Rubicon, обладает выдающейся проходимостью, имеет съемные двери и крышу, а внешне очень напоминает предшественника 75-летней давности.
Mini Cooper
Mini Cooper – пример автомобиля, в котором постоянство облика обусловлено спецификой применения. Только в данном случае речь идет не о внедорожных поездках, а перемещении в плотном городском потоке. Формат микролитражки для города накладывает свои ограничения, поэтому разработчики решили не мудрствовать и оставаться верными классике.
Как и в случае с Porsche, облик «Купера» отсылает нас к середине прошлого века. Все те же скругленные формы, круглые фары спереди. Изменились, в сторону усложнения, только общие формы, но не в ущерб узнаваемости. Инженеры BMW, которой сейчас принадлежит марка, при создании актуальных поколений «Купера» специально стремились сохранить преемственность. Но, несмотря на классический облик, современные Mini Cooper S отличаются резвым нравом, так как могут оснащаться даже турбо-моторами.
Бонус: УАЗ «Хантер»
Отечественный автопром тоже знает примеры постоянства в дизайне. УАЗ «Хантер» – как «капсула времени», переносящая нас в 60-е. Модель разработана в 60-х, встала на конвейер в 1972 под именем УАЗ-469 и с тех пор мало изменилась. Кузов обзавелся жесткой крышей вместо тента, менялась форма светотехники, движок модернизировался. С переходом на модель УАЗ-3151 улучшили ходовую часть, повысили комфорт, но основа автомобиля осталась прежней.
Несмотря на то, что с 2000-х УАЗ выпускает более современный и комфортный внедорожник «Патриот», а в 2014 «Хантер» собирались снять с конвейера, общественность не приняла этого. Хоть «Уазик» и далек от идеала, морально устаревает, но преимущества дешевой, неприхотливой и проходимой машины перекрывают ее недостатки.
Можно вспомнить и другие модели авто, минимально изменившиеся за десятилетия. Это и Land Rover Defender, и ВАЗ «Нива», но в большинстве случаев их объединяет одно: консервативный дизайн продиктован практическими требованиями. Ведь основная масса таких авто сохраняет классическую внешность потому, что сделать утилитарный внедорожник принципиально иным – сложно, дорого и не нужно большинству.
Только в исключительных случаях, вроде Porsche 911 или Mini Cooper, создатели сознательно идут на сохранение преемственности поколений, чтобы не лишиться фирменного и узнаваемого облика. Также иногда к нему возвращаются, чтобы сблизить уже серьезно переработанную машину с легендарными предшественниками, если последнее поколение не смогло стать столь же популярным.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/hyperu/vernost-klassike-populiarnye-avtomobili-dizain-kotoryh-malo-izmenilsia-s-xx-veka-5ca5e5edec888400b2bd0953