- Автомобиль скорой помощи
- Содержание
- Краткая история автомобилей скорой помощи в СССР и РФ
- Цветовое оформление реанимобилей
- Почему автомобили скорой помощи называют каретами? Причины, фото и видео
- Появление карет скорой помощи в мире
- История карет скорой помощи в Российской империи
- Первая Мировая война и СССР
- Почему скорая помощь до сих пор называется каретой?
- Почему автомобили скорой помощи называют каретами – видео
- История «Скорой помощи»
Автомобиль скорой помощи
Автомоби́ль ско́рой по́мощи (каре́та ско́рой по́мощи, скорая помощь [1] , в просторечии скорая, неотложка) — автомобиль для перевозки в больницу людей, требующих скорой медицинской помощи. Как правило, такие автомобили оборудуются на базе микроавтобусов или развозных грузовых автомобилей. Следуя по вызову, автомобиль скорой помощи имеет ряд преимуществ перед другими участниками дорожного движения, закреплённых правилами дорожного движения.
Исторически необходимость в создании службы скорой помощи и перевозки больных наиболее остро проявилась после пожара в Венском театре комической оперы 8 декабря 1881 года с большим количеством пострадавших, которые не могли самостоятельно добраться до больниц. И такая служба была создана в самые кратчайшие сроки.
В Москве служба скорой медицинской помощи и перевозки больных была открыта 28 апреля 1898 года в соответствии с Приказом обер-полицмейстера г. Москвы № 117 [2] .
Содержание
Краткая история автомобилей скорой помощи в СССР и РФ
До начала 1930-х гг. автомобили скорой помощи в СССР строились преимущественно на импортных шасси, а также на отечественном шасси АМО-Ф-15.
С освоением массового выпуска легкового автомобиля ГАЗ-А и полуторки ГАЗ-АА кареты скорой помощи создавались преимущественно на их шасси, иногда даже с изменённым дизайном оперения. Для нужд армии с конца 1930-х массовой серией выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-55 на базе полуторки ГАЗ-ММ, который во время ВОВ дополняли тяжелые автомобили ЗИС-16С и ЗИС-44.
После войны на базе массового 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51 выпускался санитарный автомобиль ПАЗ-653. Для нужд столичных медицинских учреждений до войны выпускалась санитарная версия ЗИС-101С правительственного лимузина ЗИС-101, а после войны аналогичная модель ЗИС-110А на базе лимузина ЗИС-110.
Для более массового использования предназначался автомобиль ГАЗ-12Б на базе седана большого класса ГАЗ-12 «ЗиМ». Существовала версия и на базе массового седана ГАЗ-М20 «Победа». В качестве массовых санитарных автомобилей в 1960-1980-х гг. использовались автомобили «Волга» с кузовом универсал ГАЗ-22, ГАЗ-24-03 и ГАЗ-24-13, но наибольшую популярность приобрели микроавтобусы моделей РАФ-977, РАФ-2203 и УАЗ-452А.
Для обслуживания медицинских учреждений «4-го управления» на базе седанов большого класса «Чайка» (ГАЗ-13 и ГАЗ-14) и лимузинов высшего класса ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-41047, а также малых представительских автобусов «Юность» (ЗИЛ-118 и ЗИЛ-119) в единичных экземплярах выпускались реанимобили, ставшие в 1980-х непременными атрибутами эскорта престарелого руководства CCCР [источник не указан 911 дней] .
В 2000-х гг. основная часть российского парка автомобилей скорой помощи состоит из моделей ГАЗ семейств ГАЗ-32214 «Газель» и ГАЗ-22171 «Соболь», а также модели 3261 на базе микроавтобусов ГАЗ (Газели и Соболя) произведеные в Нижнем Новгороде и УАЗ-3962 и микроавтобусов зарубежного производства (преимущественно марок Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и Peugeot Boxer). Последние, как правило, — на реанимационных и других специализированных бригадах.
Цветовое оформление реанимобилей
В СССР автомобили скорой помощи традиционно окрашивались в белый цвет или светло-бежевый с красной полосой (с 1980-х гг) и несли в качестве опознавательного знака красный крест. В 1980-х реанимобили «РАФ», оборудованные финской фирмой TAMPO, окрашивали в жёлтые и красные цвета, что в дальнейшем нашло отражение в ГОСТе). В других странах красный крест используется только на автомобилях скорой помощи, относящихся к Международному Комитету Красного Креста, на обычных автомобилях скорой помощи используются другие символы, чаще всего — так называемая «Звезда жизни» или эмблема медицинской компании.
Также на лобовой части большинства современных автомобилей скорой помощи в странах Запада (и не только) находится зеркально отраженная надпись «Ambulance». Это сделано для того, чтобы впереди едущим водителям в зеркало заднего обзора читалась эта надпись, и они пропускали автомобиль. В России зеркальной надписи «Скорая помощь» не делают.
Варианты эмблем, размещаемых на автомобилях скорой помощи в разных странах мира.
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/200692
Почему автомобили скорой помощи называют каретами? Причины, фото и видео
Какие только изменения не претерпела карета скорой помощи на протяжении своей истории! Она была закрытой повозкой на конной тяге, двухъярусным экипажем, велосипедной повозкой, транспортным средством на гусеницах, грузовиком, мотоциклом. Но при этом она продолжала называться каретой. Внешний вид меняется с годами – название остается прежним. Почему так получилось? Попробуем разобраться.
Появление карет скорой помощи в мире
Первая карета скорой помощи в мире появилась 8 декабря 1881 года, в столице Австрии – Вене. Несмотря на то, что в городе было множество оборудованных по последнему слову техники клиник, во время пожара в Венской опере в них не удалось организовать доставку пострадавших. В результате было много пострадавших. После этого, благодаря частной инициативе доктора Яромира Мунди в столице Австро-Венгерской империи и было создано первое в мире добровольное спасательное общество.
Для перевозки пострадавших использовались различные типы гужевого транспорта – повозки, закрытые рессорные экипажи, тарантасы, дилижансы, пролетки, но за всеми ними закрепилось название «карета». Даже современные микроавтобусы, оборудованные электронными и другими средствами оказания медицинской помощи, продолжают называть также.
История карет скорой помощи в Российской империи
До того, как появилась централизованная медицинская помощь, услуги по лечению населения оказывали земские и семейные врачи. Как правило, они были привязаны к определенному месту службы, обмен опытом, скорость отклика на произошедший несчастный случай или болезнь, были на низком уровне. Доставкой пострадавших занимались частные извозчики.
С ростом промышленного производства в конце XIX века, резкому повышением концентрации населения в городах, появилась острая необходимость в организации скорой помощи. Первым городом российской империи, где была создана служба скорой помощи, была Варшава.
Карета скорой помощи
Случилось это в начале 1880-х годов. Потом такая служба появилась в Риге, Вильно, Лодзи, Киеве. Первая карета скорой помощи в Москве появилась на средства купчихи А. И. Кузнецовой. Станции скорой помощи в Москве были организованы при Сущевской и Сретенской полицейской части.
Первая Мировая война и СССР
Во времена Первой Мировой Войны для перевозки раненых использовали любой более-менее подходящий для этого транспорт – полугусеничные шасси, старые грузовики, и даже лимузины. Кареты с красным крестом на борту выстраивались и передвигались по дорогам длинными колоннами. Можно только представить, какой ужас творился в этих не предназначенных для перевозки раненых транспортных средствах. В данном случае их наименование «карета», как символа роскошной, королевской жизни, может расцениваться издевкой со стороны судьбы.
Первые кареты скорой помощи серийного производства в СССР появились в середине 1920-х годов, это были переделанные под нужды здравоохранения итальянские грузовики FIAT. Закупка производилась на вырученные за счет политики НЭПа деньги. Первый серийных транспорт не отличался надежностью – громоздкий, маломощный, тряский, холодный. Параллельно с итальянскими грузовиками в Москве работали авто немецкого производства Mercedez.
Впоследствии советские инженеры не только успешно перенимали зарубежный опыт, но и активно внедряли собственные разработки в сферу здравоохранения. Например, кареты-внедорожники, в том числе и на гусеничной тяге, способные выполнять задачи по транспортировке больных в сложных погодных и климатических условиях.
Почему скорая помощь до сих пор называется каретой?
Автомобили скорой помощи называют каретами в силу закрепившейся исторической привычки. В конце XIX века перевозка больных осуществлялась в закрытых экипажах на конной тяге. Позже они были заменены на привычные нам автомобили с бензиновым двигателем и четырьмя колесами. Однако, в языке название транспортного средства для перевозки больных так и закрепилось за словом «карета».
Почему автомобили скорой помощи называют каретами – видео
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник статьи: http://kipmu.ru/pochemu-avtomobili-skoroj-pomoshhi-nazyvayut-karetami/
История «Скорой помощи»
Карета скорой помощи – привычный оборот речи. Так называют автомобиль, украшенный красным крестом, под вой сирен летящий на помощь к очередному больному. Невольно задаешься вопросом – это лишь архаизм или за устарелым названием прячется дань памяти славному прошлому?
До двадцатого века медицинская помощь не была ни быстрой, ни массовой. Сильные мира сего пользовались услугами образованных врачей и платили за это немалые деньги. У военных были свои хирурги, кое-как залечивающие раны. А всем остальным приходилось довольствоваться знахарями, травками и молитвами.
Первые больницы при христианских церквях появились после Никейского собора как знак милосердия к беднякам. Много веков подряд страждущие под любыми предлогами старались избегнуть храмов медицины – из-за антисанитарии и невежества врачей смертность там поражала воображение.
Немногим лучше обстояли дела в монастырских богадельнях и приютах для паломников. Орден святого Иоанна организовал госпиталь в Палестине в 1080 году, монахи, ухаживающие за страдальцами, носили кресты на одежде и верхом выезжали на поле битвы, чтобы подобрать раненых. Считается, что именно иоанниты стали первыми парамедиками скорой помощи.
Когда в 14 веке в Европу пришла чума, городам волей-неволей пришлось заняться здравоохранением. Служители-мортусы крючьями стаскивали с улиц бренные тела, а заболевших на телегах отвозили в чумные бараки.
К 17 веку больницы появились во всех крупных городах, обслуживали там душевнобольных, неимущих и заразных пациентов. 19 век стал поворотным в истории медицины – больные в госпиталях стали получать самую лучшую для своего времени помощь. И в Европе, и в США, и в России врачи начали осваивать наркоз, переливание крови, делать сложные операции. Развитие военно-полевой медицины заложило основы для новых методов экстренной медицинской помощи.
Первая общедоступная больница появилась в Москве, в 1844 году по инициативе доктора Ф.П. Гааза. Клиника на 150 коек « по внезапным случаям для пользования и оказания бесплатной помощи для лиц, подобранных на улице в бесчувственном состоянии » располагалась в Малом Казенном переулке.
В 1877 на шахтах и крупных вокзалах Англии открылись первые пункты St. John Ambulans Association, в 1881 возникло общество добрых самаритян в Германии – эти организации до сих пор занимаются неотложной помощью населению. Однако, пациенты сами должны были обращаться к медикам, с улиц пострадавших доставляли полицейские и извозчики, а в США больных нередко транспортировали на… похоронных катафалках, куда удобно вставали носилки.
Современная скорая помощь обязана своим существованием двум катастрофам. 8 декабря 1881 года случился пожар в Венской Комической опере. 384 человека погибли, более 50 пропали без вести, сотни пострадали.
Люди лежали перед зданием оперы прямо на снегу, их не успевали вывозить, врачи были бессильны. На месте происшествия оказался один из знаменитых венских хирургов, профессор Яромир Мунди. Его так потрясла гибель несчастных, что следующим же утром он обратился с к коллегам и меценатам с просьбой о содействии. Граф Ганс Гильчек, близко знакомый с молодыми дворянами, погибшими при пожаре, пожертвовал 100 тысяч гульденов – и в Вене открылась первая официальная станция скорой помощи.
В 1897 году первая станция скорой помощи открылась в Варшаве, тогда ещё входившей в состав России. А в 1898 году две кареты с красным крестом, приобретенные на пожертвования благочестивой купчихи Кузнецовой загромыхали по булыжникам Москвы – при Сущевском и Сретенском полицейских участках появились станции скорой помощи. Право вызова получали лишь официальные лица – полицейские, дворники и ночные сторожа. У простых горожан, застигнутых болезнью посреди ночи, возможности обратиться к врачам во внеурочное время всё ещё не было.
Первая специализированная больница скорой помощи начала принимать пациентов в 1903 году в Одессе, благодаря пожертвованиям и активному участию графа Михаила Михайловича Толстого, дальнего родственника знаменитого писателя. Личный врач графа Яков Бардах стал первым руководителем станции. Два пароконных экипажа ездили по вызовам, в каждой карете находились врач и два санитара. За месяц станция обслуживала около 300 вызовов. Устав одесской службы был простым и строгим.
« Станция подает первоначальную медицинскую помощь днем и ночью в несчастных случаях или при внезапных заболеваниях, происшедших на улицах, площадях, фабриках и заводах, театрах, цирках, ресторанах, гостиницах, училищах, казенных и частных конторах, на вокзалах железных дорог, пароходных пристанях, ночлежных приютах, магазинах, местах общественных гуляний и проч., а равно в случаях, происшедших в амбарах, на лестницах и чердаках домов и в случаях, когда пострадавший вне дома был временно перенесен в частную (чужую) квартиру.
Врачи скорой помощи выезжают на частные квартиры в случаях, угрожающих жизни, требующих немедленного пособия и случаях, грозящих серьезным расстройством здоровья. Если на месте окажется, что заболевание не носит характер внезапности или обострения, то врач не оказывает помощи».
За оказанную помощь станция никакой платы не взимает, невзирая на степень состоятельности пострадавшего. Станция скорой помощи просит не утруждать врачей напрасным предложением гонорара, которого они ни в коем случае принять не могут. Санитары и кучера за принятие подачек увольняются немедленно со службы »
В 1903 при родильном приюте братьев Бахрушиных появилась первая карета для транспортировки рожениц. Тогда же открылась седьмая подстанция скорой, город был поделен на участки, к каждому прикрепили врачей и транспорт.
В 1908 году на вооружение Добровольного общества скорой помощи в Москве поступил первый автомобиль. В 1912 году штатный врач Владимир Поморцов создал конструкцию кареты скорой помощи, на основе которой впоследствии был разработан санитарный автомобиль. Техническое оснащение и медикаменты оплачивались благотворителями, медики выезжали на экстренные вызовы бесплатно.
К сожалению, в 1914 году в связи с Первой Мировой войной едва наладившаяся система скорой помощи понесла существенный урон – автомобили реквизировали для перевозки раненых, многих врачей призвали на фронт.
С 1917 до 1919 года столица (как и вся Россия) обходилась без карет с красным крестом. В 1919 году под давлением многочисленных запросов, Коллегия врачебно-санитарного отдела Совета рабочих депутатов Москвы приняла декрет о возобновлении службы скорой помощи. Возглавил её Владимир Поморцов – ему досталось помещение из трёх комнат, два телефона и один неисправный автомобиль.
В невыносимых условиях, в голод, холод, при недостатке медикаментов врачи исполняли свой долг. Через год заболевшего Поморцова сменил Герштейн, а за ним А.С. Пучков. Этот героический человек буквально с нуля, на собственном опыте разработал систему эффективной работы службы. Телефонные пульты Пучкова и Виноградова для быстрого приема звонков, и световые карты-панно, позволяющие мгновенно отследить место вызова, взяли на вооружение по всему СССР.
Должность старшего дежурного врача смены – сердце и мозг службы — по меткому выражению Александра Сергеевича, тоже была его нововведением. И статистика вызовов – по месяцам, по времени суток, по болезням и травмам – появилась на «скорой» благодаря ему.
В 1926 году в Москве открылся пункт неотложной помощи для внезапно заболевших на дому, в 1927 – скорая психиатрическая помощь. К середине 30х годов кареты с красным крестом стали привычным зрелищем. В Ленинграде и Киеве станции скорой помощи охватывали весь город.
Война стала тяжелейшим испытанием для службы. «Скорые» задыхались в потоке раненных и обожженных. Однако, не сдавали позиции – машины с красным крестом по-прежнему вовремя поспевали к местам бомбежек и пожаров, согласно схеме работы при массовых поражениях. Как писал после Победы помощник А.С. Пучкова, доктор А. М. Нечаев: « Можно сказать, что Московская станция вышла с честью из испытаний «огнем и железом», что ее организационное построение оказалось гибким и пригодным как для мирного, так и для военного времени ».
Послевоенное время тоже было нелёгким. В 1947 году вся «Скорая помощь» города Калуги, например, размещалась в одной комнате с телефоном при поликлинике, в штатном расписании числился: конюх и лошадь по кличке «Монгол», а также 1 врач, 1 фельдшер, 1 санитарка . Но со временем раны войны зарубцевались, и система скорой и неотложной помощи обрела знакомый нам вид.
В 1957 году появились специализированные кардиологические бригады, первые реанимобили и самолеты санитарной авиации, в 1960е – педиатрические, токсикологические, гематологические и травматологические.
К началу 21 века на станции СиНМП г. Москвы работало 10416 человек, в том числе 2929 врачей, через службу 03 проходило от 7 до 10 тыс. обращений в сутки, средняя скорость доезда до пациента – 5-30 минут с момента вызова.
В наши невеселые дни нагрузка на систему скорой помощи стала экстремальной. Врачи и фельдшеры оказались на первой линии фронта борьбы с эпидемией. Они рискуют своими жизнями, чтобы спасти больных. Хочется верить, что их подвиг заставит нас с должным уважением относиться к врачам, которые в любое время дня и ночи, в любую погоду торопятся по нашим вызовам – спешат делать добро!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/nikab/istoriia-skoroi-pomosci-5ea526d477d8ae256581a8d9