Как починить радиатор автомобиля 21099

Потек радиатор системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

Неисправность: потек радиатор системы охлаждения двигателя часто встречается на автомобилях ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 с большим пробегом.

Признаки неисправности

— Как минимум: сладковатый запах тосола (антифриза) и едва заметный пар под капотом автомобиля после прогрева двигателя (радиатор «парит»). Скорее всего, охлаждающая жидкость слегка сочится через уплотнения радиатора, либо через трещину где-то в его алюминиевых трубках. В большинстве случаев место сочения ОЖ отпотевает и на цвет отличается от всей поверхности радиатора. При нагреве тосол испаряется и источает сладковатый запах. Уровень в расширительном бачке практически не падает.

— Как максимум: к запаху и парению добавляется самая настоящая течь ОЖ (радиатор потек). Течь может быть маленькая (капли на асфальте на месте стоянки автомобиля), либо большая (под автомобилем лужа тосола). Радиатор в этом случае может течь как на холодную, так и на горячую. Уровень жидкости в расширительном бачке периодически или постоянно падает.

Возможные места течи охлаждающей жидкости

— Соединения патрубки радиатора – шланги системы охлаждения

— Алюминиевые трубки радиатора

Читайте также:  Что такое датчик наружной температуры автомобиля

— Уплотнения бачков радиатора

— Пробка слива охлаждающей жидкости

Причины течи радиатора

— Неплотное соединение патрубков и шлангов

— Разрушение резиновых прокладок бачков радиатора

Диагностика неисправности

Диагностировать неисправность помогает визуальный осмотр радиатора и его шлангов. Места течи обычно имеют потеки и запотевания которые довольно легко обнаружить. Осмотр следует провести на холодном двигателе и на прогретом (завести и смотреть где будет течь по мере прогрева).

Способы устранения неисправности

Во многих случаях при возникновении серьезной течи радиатора самостоятельный ремонт не приносит ожидаемого положительного эффекта, либо приносит, но временный. Но попробовать отремонтировать потекший радиатор все же стоит.

Во первых, если подтекают соединения патрубки радиатора – шланги системы охлаждения следует для начала подтянуть их хомуты. Если не помогает, заменить хомуты более качественными. Если и это не помогает, заменить шланги системы охлаждения. В такой ситуации, когда течь ОЖ не затрагивает сам радиатор это должно помочь.

Если обнаружена небольшая трещина в алюминиевой трубке каркаса радиатора ее можно замазать холодной сваркой. Если к такому ремонту подойти со всей ответственностью: снять радиатор с автомобиля, тщательно зачистить место течи, высушить, сдуть пыль и грязь, приобрести качественную холодную сварку, замазать все по инструкции к ней, то успех в борьбе с течью обеспечен. Качественная холодная сварка и тщательная зачистка места течи дадут возможность поработать радиатору еще несколько лет.

Большую дыру или множественные дыры и повреждения в алюминиевых трубках радиатора нужно варить аргоновой сваркой. Если есть такая возможность, то можно снять радиатор, зачистить места повреждений и заварить. Единственный минус, что цена ремонта аргоновой сваркой может быть довольно высока.

В случае если охлаждающая жидкость течет через резиновые уплотнения бачков радиатора проще заменить радиатор новым или рабочим бэушным чем возиться с таким ремонтом.

При обнаружении течи из-под сливной пробки радиатора можно попробовать заменить ее новой.

В случае обнаружения трещин в пластмассовых бачках радиатора он подлежит замене.

Примечания и дополнения

— Помимо механического повреждения течь охлаждающей жидкости через уплотнения радиатора может вызывать ее черезмерный перегрев и повышенное давления в системе охлаждения. К такой ситуации приводят засорение системы охлаждения в целом и радиатора в частности, неисправность пробки расширительного бачка, неисправность термостата, неисправность электровентилятора на радиаторе. Следует последовательно проверить все перечисленные элементы, а так же при необходимости промыть систему охлаждения.

— Использование специальных присадок в охлаждающую жидкость для устранения течи радиатора не рекомендуется из-за возникновения негативных последствий: закупорки его трубок, а так же закупорки трубок «печки» и засорения системы охлаждения двигателя в целом.

Источник статьи: http://twokarburators.ru/potek-radiator-systemy-ohlazhdenia/

Ваз 2109: замена радиатора охлаждения своими силами

Безотказная работа любого автомобиля невозможна без системы охлаждения. Главным элементом этой системы является радиатор, который представляет собой резервуар, изготовленный из синтетического материала или алюминия, снабженный ребрами с левой и правой стороны.

Постоянная циркуляция охлаждающей жидкости по специальным каналам, позволяет поддерживать определенный температурный режим, необходимый для нормальной работы двигателя.

Выход устройства охлаждения из строя, протечка охлаждающей жидкости, недостаточный ее уровень, в конечном итоге может привести к перегреву двигателя и в конечном результате к его поломке. Радиатор ВАЗ 2109 можно подвергнуть ремонту, после выявления основных причин, которые могли служить отказу в его эффективной работе.

Снятие радиатора и его последующую установку на место, необходимо выполнять на холодном двигатели автомобиля. Перед установкой нового или отремонтированного радиатора, следует проверить его на герметичность.

Для этого достаточно заглушив патрубки, опустить его в ванну с водой и подвести воздух давлением 0,2 Мпа. Если в течение 30 секунд на поверхности не появились пузырьки, то можно считать, что на герметичность устройство проверку прошел. Все работы по ремонту и замене радиатора можно произвести самостоятельно своими руками, не прибегая к помощи специалиста.

Как заменить радиатор охлаждения двигателя на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

1) Сперва слейте из радиатора всю охлаждающую жидкость. (Как ее слить, см. в статье: «Замена охлаждающей жидкости»)

2) Далее если у вас инжекторный двигатель, то в таком случае снимите с него корпус воздушного фильтра. (Как снять корпус, см. в статье: «Замена корпуса воздушного фильтра»)

3) После чего с радиатора охлаждения двигателя, снимите вентилятор. (Как снять вентилятор, см. в статье «Замена вентилятора радиатора»)

4) Следом ослабьте при помощи отвертки, хомут подводящего шланга, он же толстый шланг (Указан синей стрелкой), и после ослабления хомута, перейдите к снятию пароотводящего шланга, он же тонкий шланг (Указан красной стрелкой), для этого: «Продолжение сразу же под картинкой»

Радиатор – уязвимая деталь авто

Замена радиатора охлаждения ваз 21093

Сам радиатор – это довольно уязвимая часть машины, ведь он имеет латунный корпус, который подвержен многочисленным нагрузкам. Да и по конструкции эта деталь тонкая, а если учитывать огромное количество паяных соединений в нем, то скорый выход радиатора охлаждения из строя становится понятным. Радиатор находится впереди автомобиля и случайно попавший в него камешек от дороги или ветка дерева могут стать смертельной пулей. Даже самые мелкие инородные предметы, попавшие в радиатор, способны разрушить пайку и места контактной сварки.

Ваз 21099 замена радиатора охлаждения

Кроме того, взаимное влияние элементов автомобиля в данном случае играет злую шутку. Длительная эксплуатация химикатов, хочешь не хочешь, ослабляет зону контакта, нарушает режим работы насоса, повышает температуру охлаждающей жидкости и т. д. К тому же, если прикипит клапан крышки радиатора, то он не даст вовремя сбросить давление, что в итоге приведет к появлению множества точек протекания.

Примечание. Причин, из-за которых радиатор может выйти из строя или недобросовестно функционировать очень много. Останавливаться на них в этой статье мы не будем. Цель этой инструкции – ознакомить читателя с тем, как без проблем снять радиатор и заменить его на новый.

Инструкция по снятию и установки радиатора на ВАЗ 2109-2108

Прежде чем приступать к демонтажу, сначала необходимо снять вентилятор вместе с корпусом. Затем обязательно слить охлаждающую жидкость из системы. После того, как это сделано, на самом деле остается лишь снять патрубки системы охлаждения. Итак, два патрубка находятся вверху, и они наглядно показаны на фото ниже. Сначала откручиваем болты хомутов:

После чего снимаем патрубок и шланг, результат чего показан на приведенной ниже картинке:

Затем приступаем к нижнему патрубку, также открутив предварительно болтик крепления хомута, снимаем его:

Замена

Замена радиатора охлаждения в ваз 2109

Читать дальше: Хендай гетц под капотом схема

Данная деталь подлежит замене в том случае, если обнаружилась течь. Но все же, для начала лучше провести его проверку, чтобы убедиться, откуда течь.

Проверка

Для проверки радиатора его нужно снять (как это сделать, будет описано ниже), заглушить все патрубки и опустить в ванну с водой. Работы нужно проводить в специально отведенном для этого месте (мастерской, гараже и т. д.). К ванне подводим воздух под давлением. Если появятся пузырьки в течение 30 секунд после поступления воздуха, значит в радиаторе есть дырка и ее даже можно найти, если наблюдать внимательно.

Снятие радиатора

Ваз 2109 радиатор охлаждения

  • в первую очередь, следует обесточить АКБ или даже снять;
  • ОЖ слить полностью, открыв краник;
  • если автомобиль наделен системой впрыска топлива, то нужно демонтировать воздушный фильтр.

Примечание. Для быстрого снятия воздушного фильтра следует пальцем или отверткой отжать защелку, отсоединить колодку с проводами, ослабить хомут и снять фильтр, подняв для начала его переднюю часть.

  • теперь нужно разрезать хомут, фиксирующий жгуты проводов;
  • разъединить колодку проводов вентилятора;
  • снять хомут тяги дроссельной заслонки, расположенной на кожухе вентилятора;
  • теперь нужно отсоединить отводящий шланг радиатора, который соединен с термостатом;

  • отсоединяем также подводящий шланг, соединенный с патрубком рубашки охлаждения;
  • снимаем пароотводящий шланг;
  • пришла пора вывернуть гайку, фиксирующую радиатор к кузову сверху.

Примечание. Стоит отметить, что тем же болтом фиксируется кожух вентилятора.

  • радиатор наклоняем к мотору;
  • снимаем его, двигая вверх в сборе с вентилятором;
  • теперь нужно ослабить затяжку хомутов;
  • отсоединяем от радиатора все шланги;

Ваз 2109 радиатор системы охлаждения схема

  • выворачиваем болты и гайки, которые крепят кожух с вентилятором и радиатор;
  • отсоединяем кожух с вентилятором;
  • нужно снять с радиатора две подушки нижнего крепления.

Примечание. Нужно визуально осмотреть подушки и если они порваны или потеряли упругость, заменить на новые.

Ваз 21099 радиатор охлаждения

Установка нового радиатора проходит в обратной последовательности. Не забываем надеть только подушки нижнего крепления. Заливаем новый антифриз и все, радиатор готов к использованию. Обязательно рекомендуется в процессе работы своими руками посмотреть соответствующее видео или фото – материалы. Пошаговая инструкция, данная выше, написана специалистами, которые знают все не понаслышке. Поэтому соблюдать нужно все ее пункты. Научившись менять радиатор и другие детали своего автомобиля самостоятельно, можно неплохо сэкономить на периодическом ремонте, цена на который постоянно растет.

Замена радиатора Ваз 2109 видео инструкция

Видео урок по замене радиатора на автомобиле Ваз 2109.

Пошаговая замена радиатора Ваз 2109

Для замены радиатора вам понадобиться:

  1. Ключи на десять и на восемь
  2. Плоская отвертка
  3. Новый радиатор
  4. Посудина для слива охлаждающей жидкости
  5. Новая охлаждающая жидкость

И так начнем замену радиатора.

1. Снимите минусовую клемму с аккумулятора. Если вы только ездили, подождите пока остынет мотор. Далее снимите защиту картера и откройте краник отопителя. Так же откройте крышку расширительного бачка. Отверните сливную пробку, и слейте всю охлаждающую жидкость в заранее подготовленную посудину.

2. Отсоедините 2 проводка от датчика электровентилятора. Далее отключите разъем проводов вентилятора. Теперь отсоедините все шланги от радиатора. Чтобы снять шланги, нужно перед снятием попустить хомуты. Далее отверните 2 гайки крепления сверху кожуха вентилятора, и после этого снимите крепящую скобу радиатора.

3. Демонтируйте радиатор (в купе с корпусом вентилятора), немного наклоняя его к мотору. Крепиться корпус вентилятора на четырех болтах. Отверните болты и уберите корпус вентилятора. Советую посмотреть на состояние подушек, они находятся на нижнем креплении радиатора. Если они повреждены, советую заменить.

4. Берем новый радиатор и ставим на него корпус вентилятора. Далее устанавливаем подушки на нижнее крепление. Теперь берем радиатор и аккуратно заводим его и опускаем на подушки в отверстия кронштейна. Далее закрепляем подушки штифтами. Теперь подсоединяем все шланги и провода. При подключении датчика вентилятора, вставьте в его корпус защитные кольца из резины, и только потом сами наконечники проводов.

5. Проверьте закрепление всех шлангов и посмотрите закрутили ли вы сливную пробку. После проверки залейте новую охлаждающую жидкость. Далее подключите АКБ.

Вот и вся работа, если что-то непонятно посмотрите видео урок.

Еще хотел бы сделать заметку для тех, кто хочет отремонтировать старый радиатор. Чтобы проверить где есть пробой, его нужно опустить в чан с водой, и посмотреть где пойдут пузырьки. Запомните места течи, и производите ремонт. Удачи!

Причины выброса

Первым делом следует разобраться, почему жидкость охлаждения выкидывает из расширительного бачка.

  1. Износ элементов СО. В частности, речь идет о патрубках, соединительных шлангах. Они находятся под постоянным воздействием высокого давления и температур. Потому с течением времени их износ — это вполне естественное явление. Как результат, тосол начинает выкидывать наружу.
  2. Низкое качество комплектующих. Если естественный износ характерен для подержанных автомобилей и уже достаточно давно функционирующих СО, то при использовании комплектующих низкого качества даже на полностью новой или обновленной системе охлаждения могут возникнуть серьезные проблемы. Пример — это простые заусенцы на горле расширительного бака. Из-за них крышка прилегает недостаточно плотно, что ведет к появлению зазора и выбросу тосола.
  3. Расширительный бак. Увы, качество пластика, из которого сегодня делают расширительные бачки для ВАЗ 2109, оставляет желать лучшего. Из-за него пластик попросту лопается под действием высокого давления.
  4. Неисправный двигатель. Если сам мотор работает некорректно, жидкость охлаждения может закипеть. Это приводит к поломке термостата, радиатора, насоса.

Отсюда можно сделать вывод, что качество работы СО напрямую зависит от технического состояния автомобиля и качества используемых компонентов.


Выброс ОЖ

Признаки выброса ОЖ

Важно понимать, что охлаждающую жидкость может выкидывать не только через крышку расширительного бачка, но также внутри системы. Тут важно следить за состоянием СО и вовремя определять признаки утечки.

Тосол очень быстро испаряется, потому заметить его следы удается не всегда.

  1. Если ОЖ выбрасывает через бачок, под машиной сразу образуются лужи.
  2. Если жидкость попадает в салон из-за нарушения работоспособности СО, определить это можно по запаху. Он имеет сладковатый оттенок.
  3. Тосол также не редко выходит в систему двигателя. Определяется такая поломка по белому дыму, исходящему через выхлопную трубу.
  4. Самая неприятная и опасная ситуация — это выброс тосола в картер мотора. Если это произошло, на поверхности маслозаливной крышки появится белая эмульсия.
  5. Периодическая проверка пространства под кожухом ремня ГРМ позволит определить, не вышел ли из строя насос. Если да, тогда там вы обнаружите повышенную влажность.


Расширительный бачок

Признаки закипания

Если возникли проблемы с двигателем, в СО может попросту закипеть тосол. В этом нет ничего хорошего, потому важно вовремя обнаружить неисправность. Существует пять основных признаков закипания ОЖ:

  • Указатель температуры скачком поднимается до 130 градусов;
  • На горловине заливки появляется пена белого цвета;
  • Двигатель перестает работать должным образом;
  • Резко повышается уровень ОЖ в расширительном бачке;
  • Из выхлопной трубы валит белый дым.

При возникновении проблем с СО необходимо в первую очередь проверить ее на герметичность. Согласно рекомендациям, делать это нужно каждые 15 тысяч километров пробега. Если обнаруживаются проблема со шлангами, патрубками, они меняются всем комплектом, а не только те, на которых есть дефекты.

Замена патрубков

Весь процесс замены патрубков делится на два этапа:

Начнем с демонтажных работ.

  1. Открутите пробку расширительного бачка, чтобы в систему попал воздух.
  2. Откройте кран отопителя внутри салона, повернув регулятор до упора вправо.
  3. Снимите защиту картера, открутив все крепежные болты.
  4. Подготовьте емкость, куда будете сливать старую ОЖ. Она должна быть из пластика объемом минимум 10 литров. Выбирайте чистую тару, если хотите повторно залить этот тосол.
  5. Зачистите поверхности возле сливной пробки на блоке цилиндров и радиаторе. Так грязь не попадет в емкость для слива ОЖ.
  6. Подставьте тару под слив из радиатора, открутите пробку и дождитесь, пока тосол выйдет.
  7. Аналогичным образом слейте жидкость из блока цилиндров.
  8. Дождитесь, когда вся ОЖ выйдет, после чего закрутите пробки.
  9. Начните работу с салона, открутив крепежи приборной панели и убрав их в сторону. Передние кресла сдвиньте максимально назад. Так вы обеспечите себе более-менее комфортные условия.
  10. Открутите хомуты с трубок подачи и обратного возврата ОЖ с крана печки. Его вы найдете в перегородке между салоном и отсеком с мотором.
  11. Снимите резиновые патрубки. Если их снять тяжело, можете подергать в стороны или обрезать ножом. Все равно они идут под замену. Из-за горячей ОЖ резина прикипает к металлическим штуцерам, что усложняет их демонтаж.
  12. Будьте внимательны и аккуратны, не тяните сильно трубки. Иначе вы рискуете повредить соединения штуцеров. А это повлечет за собой куда более дорогостоящий ремонт.
  13. Плоской отверткой снимите кран от моторного отсека.
  14. Плоскогубцами или пассатижами рассоедините держатель с тягой привода крана печки.
  15. Зачистите кран, продуйте его внутреннюю часть сжатым воздухом.
  16. Последовательно снимите все оставшиеся патрубки с радиатора и мотора. Обязательно запомните последовательность их расположения, чтобы не возникло проблем с обратной сборкой.


Демонтажные работы

На этом демонтажные работы можно считать завершенными. Но впереди не менее ответственное мероприятие — установка новых патрубков.

  • Зачистите все места соединения с помощью металлических щеток. Обрабатывайте окружность каждого штуцера. Действуйте аккуратно, не торопитесь;
  • Сухой ветошью удалите остатки загрязнений. Даже мельчайшие остатки мусора могут повлечь за собой закупоривания системы охлаждения;
  • Обработайте края хомутов мелким надфилем. Так вы сделаете их менее острыми, а потому риск повреждения резиновых патрубков минимизируется;
  • Хомуты предварительно наденьте на патрубки, чтобы они оставались пока в свободном положении;
  • Если не удается натянуть патрубок на штуцер, попробуйте смазать его края мылом. Так он легче примет на себя патрубок;
  • Натяните патрубок, действуя аккуратно и последовательно. Убедитесь, что установка выполнена без перекосов;
  • Установив на место элементы, проверьте плотность прилегания. Иногда резина оказывается слишком эластичной или диаметр патрубка больше положенного. Тут лучше сразу сходить в магазин за новым комплектом, чем рисковать системой охлаждения;
  • Удостоверившись, что патрубки сели надежно, затяните хомуты;
  • Установите на свои места все новые трубки, еще раз убедитесь, что все сделано верно, без перекосов, хомуты затянуты должным образом;
  • Проверьте, затянуты ли должным образом пробки слива жидкости охлаждения;
  • Залейте в расширительный бачок слитую ранее или купленную новую ОЖ;
  • Подождите около 10 минут, потом долейте еще немного жидкости. За это время тосол пройдет по системе, заполнит печку, радиатор, блок цилиндров;
  • Закрутите пробку бачка и запустите двигатель;
  • Следите за показаниями датчика температуры. Если они поднимаются выше положенных, сразу заглушите мотор;
  • Аккуратно откройте крышку расширительного бачка с тосолом и нажмите с определенным усилием на верхний патрубок от радиатора;
  • Так вы поспособствуете выходу лишнего воздуха из системы. Повторите процедуру несколько раз;
  • Долейте ОЖ в бачок, чтобы тосол оказался на необходимом уровне. Еще раз запустите двигатель и проверьте поведение датчика. Если все хорошо, можете смело дальше эксплуатировать свой ВАЗ 2109.

Конструкция и технические характеристики радиатора

На вазовской «девятке» установлена жидкостная, герметичная система охлаждения с принудительной циркуляцией. Охлаждение антифриза происходит в радиаторе, расположенном в передней части моторного отсека. Герметичность системы обеспечивается установкой 2 клапанов в крышке расширительного бачка. При подъеме давления выше 1.1 кг/см² выпускной клапан открывается и тем самым поддерживает значение параметра в пределах 1-1.1 кг/см². Это позволяет увеличить температуру кипения ОЖ до 110 °С.

Если давление в СО снизилось до 0.03-0.13 кг/см² ниже атмосферного на холодном двигателе, то открывается впускной клапан. При выравнивании параметров последний закрывается. Радиатор охлаждения ВАЗ-2109 представляет собой элемент СО состоящий из 2 вертикальных пластмассовых бачков, соединенных между собой по высоте 2 горизонтальными рядами алюминиевых трубок. Для увеличения площади теплосъема на них напрессованы охлаждающие пластины. Левый бачок разделен горизонтальной перегородкой для изменения направления движения потока.

Охлаждающая жидкость подается через патрубок, расположенный в верхней части радиатора, а отводится через нижний. В правом бачке установлен датчик-выключатель, который управляет вентилятором радиатора. При температуре жидкости около 100 °С включается электродвигатель, а при 95 °С — отключается. Радиатор устанавливается в рамку. На него закрепляется кожух с установленным вентилятором. Рамка радиатора ВАЗ-2109, в свою очередь, крепится к корпусным конструкциям автомобиля.

Заполнение системы ОЖ проводится через расширительный бачок. Конструктивной особенностью радиатора «девятки» является отсутствие заливной горловины. Во избежание получения травмы запрещается открывать крышку бачка и проводить доливку жидкости на горячем двигателе.

Источник статьи: http://prometey96.ru/lada-remont/radiator-vaz-2109.html

Оцените статью