- Система курсовой устойчивости vsc: как она нас спасает от заноса?
- Курсовая устойчивость автомобиля что это такое и в чем её отличие от динамической стабилизации
- Когда работает система курсовой устойчивости VSC?
- Курсовая устойчивость: под контролем всё авто
- Всегда ли полезна VSC?
- Устранение курсовой неустойчивости автомобиля
- Поверхность контакта автомобиля с дорогой
- Геометрические построения
- Страсть к путешествиям
- Рулевое управление?
- Тюнинг ходовой части автомобиля: как улучшить управляемость?
- А в каких случаях есть смысл делать более серьезный тюнинг ходовой?
- Итак, что же можно сделать для улучшения управляемости автомобиля?
Система курсовой устойчивости vsc: как она нас спасает от заноса?
Уважаемые коллеги-автолюбители, курсовая устойчивость автомобиля что это такое? Есть такое явление, и сейчас рассмотрим именно то, что собой представляет система курсовой устойчивости vsc.
Мы с вами прекрасно знаем, что езда на машине может сопровождаться не только приятными впечатлениями, но и непредвиденными ситуациями, результатом которых в лучшем случае становится дорогой ремонт авто.
Конечно же, скажете вы, очень многое зависит от прокладки между рулём и передним сиденьем – водителя, который порой и не задается этим вопросом «курсовая устойчивость автомобиля что это такое?»
Чтобы предотвратить беду, автопроизводители, в расчете на дилетантов-наездников и женщин-блондинок, оснащают свои детища всевозможными электронными системами активной безопасности, призвание которых в недопущении аварийных ситуаций.
Рассмотрим одну из таких технологий, эффективно заботящуюся о том, чтобы машины ехали по задуманной нами траектории и не преподносили неприятных сюрпризов – заносов или чего-то похожего.
Курсовая устойчивость автомобиля что это такое и в чем её отличие от динамической стабилизации
Пусть вас не вводит в заблуждение аббревиатура из латинских букв, следующая за вполне известным названием технологии. Дело в том, что одно и то же устройство, выпускаемое разными производителями автотехники, может иметь совершенно разные названия.
Так, к примеру, система курсовой устойчивости хорошо известна и как система динамической стабилизации, а аббревиатур, обозначающих её вообще бесчисленное количество – это и ESP, и ESC, и VSC, и VDC, и так далее. Тем не менее, её суть и принцип работы мало зависят от названия, отличия, конечно, могут быть, но они незначительны.
Когда работает система курсовой устойчивости VSC?
Итак, зачем же нам нужна система курсовой устойчивости? Как мы уже упомянули в начале статьи, главной её функцией является сохранение заданной траектории движения автомобиля. Представим ситуацию: конец осени, первые заморозки, вы, притопив педаль газа, едете по дороге, на которой вчерашние лужи уже успели покрыться коркой льда. Впереди небольшой поворот, и вы, не снижая скорости, входите в него, как вдруг одно из ведущих колёс (представим, что у Вас авто с задним приводом) попадает на лёд.
Если машина не оборудована VSC, то тогда последствия могут быть очень печальными – занос, снос с траектории, одним словом, ужас водителя. Но если машина имеет систему курсовой устойчивости и она активирована, то в этом случае вы даже ничего не заметите, разве что транспортное средство слегка вильнёт кормой. Вот такие дела.
Курсовая устойчивость: под контролем всё авто
Ну что, а теперь давайте углубимся в принцип работы и устройство системы курсовой устойчивости. Она относится к технологиям высокого уровня, а это значит, что под её контролем находятся другие системы и узлы автомобиля. Ключевыми элементами VSC являются такие:
- комплект различных датчиков;
- электронный блок управления;
- исполнительные устройства.
Состояние машины отслеживается россыпью всевозможных датчиков, а именно: датчиком угла поворота руля, давления в тормозной магистрали, продольного и поперечного ускорения кузова, частоты вращения колёс и угловой скорости машины.
На основе полученной информации блок управления за доли секунды оценивает ситуацию, и если по его мнению автомобиль движется не так как того желает водитель, посылает сигналы исполнительным устройствам для исправления ситуации. В число устройств, которые могут подчиняться электронике VSC, входят:
- клапаны антиблокировочной системы, встроенные в тормозную магистраль;
- элементы антипробуксовочной системы;
- блок управления двигателя;
- электроника автоматической коробки передач (если, конечно, она имеется в машине);
- активная система управления колёсами (также при наличии).
Следствием работы системы курсовой устойчивости может быть подтормаживание колёс, изменение режима работы мотора и коробки передач, перераспределение крутящего момента по осям или колёсам и так далее.
Всегда ли полезна VSC?
Кстати, несмотря на всю свою полезность, технология VSC имеет и своих противников. Считается, что для опытных водителей она не просто бесполезна, но и является лишней обузой. Возможно, в этом есть доля правды, и именно поэтому у многих автомобилей, оборудованных системой курсовой устойчивости, имеется кнопка для её выключения.
Иногда её деактивация позволяет решить сложную ситуацию нестандартным способом, например, добавить газу для выхода из заноса, или же просто дарит любителям активной езды возможность пощекотать свои нервы и насладиться настоящим драйвом за рулём.
Надеюсь вас уже не мучает вопрос: «курсовая устойчивость автомобиля что это такое»? Но как бы то ни было, друзья, всегда будьте внимательны на дорогах и не уповайте во всём на умную электронику машины.
Советую познакомиться, в рамках систем безопасности, с антипробуксовочная система ASR.
Источник статьи: http://auto-ru.ru/sistema-kursovoj-ustojchivosti-vsc.html
Устранение курсовой неустойчивости автомобиля
Вы почти наслаждаетесь долгой поездкой по хорошей, гладкой автотрассе. Почти – потому что дует сильный боковой ветер и вам приходится крутить рулем туда-сюда, лавируя, как лодка под парусом, чтобы удержаться на своей полосе. Так продолжалось, пока вы не сделали короткую остановку и не поняли, что нет никакого ветра. Дети на заднем сиденье требуют таблетку от укачивания, да и вы утомлены, проведя всего час за рулем.
Нет никаких сомнений – у вас определенно проблема в рулевом управлении.
Поверхность контакта автомобиля с дорогой
Прежде чем озаботиться дорогостоящим ремонтом, убедитесь, что основная поверхность контакта автомобиля с дорогой, то есть шины, в порядке. Во-первых, проверьте давление в шинах. (Не доверяйте дешевому измерительному прибору на местной станции. Потратьтесь на дорогой манометр и держите его в бардачке.) Следует проверять давление в шинах один раз в месяц. И это первое, что нужно делать в холодное утро. Правильное давление указано в прилагаемой инструкции – прочитайте в руководстве по эксплуатации, где она находится. Шина с низким давлением с одной стороны будет уводить автомобиль в этом направлении. Это потому, что диаметр качения будет меньше, чем у соседней шины на другой стороне. Также на стороне с более низким давлением будет больше сцепления протектора с дорогой, в результате чего автомобиль будет уводить в ту сторону.
МЕРТВЫЙ ХОД: изношенный диск может привести к люфту в рулевом механизме.
Если проблема сохраняется, попробуйте поменять правую и левую шину/колесо в сборе. Если автомобиль уводит в противоположную сторону после того, как вы сделали это, вы обнаружили проблему в шине.
Проверьте остаточный рисунок протектора шин. Например, если протектор передней шины изнашивается вдоль внешнего края, вероятно, что развал колес в том углу положительный и любой увод автомобиля будет в эту сторону.
Геометрические построения
Развал колес имеет отношение к отклонению шины от вертикального положения, и это оказывает принципиальное влияние на направление автомобиля. Нулевой развал означает, что центральная линия шины идеально перпендикулярна к ровной поверхности. Если вершина колеса отклоняется наружу от кузова, такой развал колес называется положительным. Слишком сильное отклонение в этом направлении приведет к тому, что автомобиль будет уводить в эту сторону, потому что шина образует конус.
Низкое давление в шинах приведет к тому, что автомобиль будет уводить в сторону.
Не спешите ехать в сервис, регулировать развал-схождение. Вы можете воспользоваться строительным уровнем, хотя вам нужно будет припарковаться на идеально ровной поверхности. Мы использовали две кассеты для 35-миллиметровой фотопленки, прикрепленные к краю уровня аптечными резинками. Кассеты служили в качестве опор, которые мы поместили сверху и снизу обода колеса. Не забывайте, что большинство автомобилей будут иметь градус или два отрицательного развала.
Вот здесь нужна высота расположения кузова автомобиля. Так как пружины или торсионы проседают со временем, развал колес изменяется. Замена пружин или регулировка торсионов может вернуть правильное расположение колес.
Даже если передние колеса идеально отбалансированы и давление в шинах в норме, вы все равно можете постоянно крутить рулем, чтобы удерживать автомобиль на прямой линии. Проблема в том, что задние колеса также пытаются управлять автомобилем и перегнать передние. Такое состояние часто называют «идти по следу».
Этой стороной кверху: быструю проверку развала колес можно провести с помощью уровня и двух простых проставок.
Технически такое случается, когда «линия действия тяги» и центральная линия вашего транспортного средства слишком расходятся. На автомобилях с неразрезным задним мостом линия действия тяги перпендикулярна задней оси. На автомобилях с независимой задней подвеской линия действия тяги определяется разделением угла схождения задних колес. Например, если заднее левое колесо сходится под углом в 4°, а правое имеет нулевой угол схождения, линия действия тяги будет 2° влево от центральной линии.
В идеале две линии совпадают. Но если взять размеры автомобиля, производственные допуски, износ и неправильную эксплуатацию во время ежедневных поездок, этого не происходит. Если отклонение двух линий большое, ваш автомобиль будет «идти по следу». Кроме того, что ваше рулевое колесо будет не в центре, когда вы едете прямо, другое прямое указание на то, что ваши задние колеса «идут по следу», – если вы видите четыре отчетливые дорожки на снегу или в дождь, когда едете прямо.
Практически невозможно исправить это без профессионального оборудования для регулировки углов всех четырех колес. На автомобилях с независимой задней подвеской обычно устанавливаются конические прокладки под задние поворотные цапфы колес, чтобы совместить линию действия тяги с центральной линией и восстановить гармонию. При неразрезной задней оси для ремонта потребуется заменить задние короткие тяги или выпрямить раму.
Страсть к путешествиям
Если ваш автомобиль не уводит определенно в одну сторону, но вместо этого он виляет из стороны в сторону, первое, о чем вам нужно подумать, – износ рулевого механизма и подвески.
Прямое наблюдение – самый хороший способ выяснить это, но вам потребуется помощник. Автомобиль должен стоять всеми четырьмя колесами твердо на земле. Попросите помощника разблокировать рулевую колонку, затем энергично повернуть руль вперед и назад, в то время как вы посмотрите с фонариком снизу под автомобиль. (Нет необходимости напоминать, что двигатель должен быть выключен.)
РАЗБОЛТАЛСЯ: незначительная регулировка зазора картера рулевого механизма с большим сроком службы может подтянуть рулевой механизм.
Если на автомобиле рулевая система параллелограмного типа – разновидность с рулевой сошкой, выходящей из картера рулевого механизма, – вы можете увидеть, что управляемое колесо или рулевая сошка двигаются вверх и вниз. Или вы можете заметить люфт в наконечниках рулевых тяг, или, возможно, больше вращательного движения входит в картер рулевого механизма, чем выходит из него. Если у вас рулевой механизм реечного типа, уделите особое внимание внутренним наконечникам рулевых тяг и убедитесь, что сам корпус рейки прочно закреплен.
Другой способ проверить – слегка поднять одну шину от земли (установите домкрат под нижний рычаг независимой подвески, затем попросите вашего помощника покрутить эту шину из стороны в сторону, затем сверху вниз, пока вы будете наблюдать).
Рулевое управление?
Если на автомобиле картер рулевого механизма с шариковой гайкой, обычно имеющийся на больших заднеприводных автомобилях, пикапах и внедорожниках, зазор будет постепенно увеличиваться между червячной и секторной передачами. Вы можете устранить эту проблему, проведя «регулировку нейтрального положения». Найдите регулировочный болт или винт на верхушке картера рулевого механизма. Поставьте колеса так прямо, как только сможете. Ослабьте контргайку, затем поверните винт по часовой стрелке, чтобы уменьшить зазор. Не перестарайтесь – или вы уменьшите внутренние допустимые отклонения слишком сильно, что приведет к повреждениям. Вы узнаете, что перестарались, если рулевое колесо останется в том положении, в котором вы его оставили, вместо того чтобы возвращаться в положение прямо при обычном дорожном усилии, особенно когда вы выезжаете из поворота.
Износившиеся наконечники рулевых тяг приведут к вилянию колес и неточному рулевому управлению.
Зазор может иметься в соединениях, что позволяет рулевой колонке передавать команды руля к коробке передач. Соединения с карданными шарнирами могут проработать вечность, но тип соединения с прорезиненной тканью, известный как «rag joint», часто изнашивается до такой степени, при которой появляется чрезмерный люфт.
Изношенные втулки верхнего рычага независимой подвески могут привести к серьезным проблемам в рулевом управлении, а также, возможно, к сильному лязганью. Наблюдайте за ними, пока ваш помощник удерживает тормоза и переключается с передачи Drive на Reverse и обратно. Вы услышите и увидите избыточную подвижность.
Источник статьи: http://automend.ru/articles/ustranenie-kursovoj-neustojchivosti-avtomobilja/
Тюнинг ходовой части автомобиля: как улучшить управляемость?
В этой статье хотелось бы затронуть такую тему, как тюнинг ходовой части автомобиля. На самом деле его редко делают отдельно. Обычно ходовую модернизируют после того, как увеличат мощность движка.
Но, тем не менее, многие любители тюнинга, желая хоть что-то изменить в своем автомобиле, все же идут на, как правило, незначительные изменения ходовой. Минимально, что можно сделать для придания автомобилю внешней выразительности – поменять диски (например, поставить хромированные) и обуть их в низкопрофильную резину.
Photo by Casey Stump, U.S. Air Force (USAG Livorno PAO, flickr.com/photos/campdarby/)
В некоторой степени это даже улучшит управляемость, но не кардинально. Хотя внешний эффект, вкупе с другими изменениями во внешности может быть весьма впечатляющим.
А в каких случаях есть смысл делать более серьезный тюнинг ходовой?
Для езды по дорогам общего пользования, как правило, не требуется доработки. Производитель автомобиля уже заложил в него наиболее оптимальные, усредненные показатели плавности хода и управляемости и, руководствуясь динамическими характеристиками, подобрал необходимое оборудование.
Другое дело, если автомобиль планируется использовать для каких-то спортивных соревнований. Вот тогда и над движком колдуют, ходовую переделывают практически полностью, да и вообще от серийного автомобиля остается только кузов, да и тот усиливается рамой.
Но, полагаю, что наш блог вряд ли читают спортсмены, тем более, что они наверняка имеют в своем распоряжении некую мастерскую с профессионалами автомобильного дела, поэтому поговорим о другом. о том, что заботит простых автолюбителей, которым не нравятся усредненные заводские настройки.
Как правило, говоря о ходовой части автомобиля, затрагивается вопрос баланса между плавностью хода автомобиля и его управляемость. Есть две крайности – можно ездить очень комфортно, почти не замечая неровностей на дороге, но при этом автомобиль будет сильно раскачиваться и крениться в поворотах, медленно и не очень точно реагировать на команды руля.
А другая крайность – отличная управляемость, но при этом каждый мелкий камешек будет чувствоваться буквально всем телом, проходя через пятую точку по позвоночнику к мозгу.
И буквально все автопроизводители ищут в каждой своей модели автомобиля тот идеальный баланс между управляемостью и комфортом, который бы был принят большинством своих потенциальных покупателей.
Но, к сожалению, не каждый автолюбитель может себе позволить купить тот автомобиль, который бы отвечал всем его требованиям.
Поэтому очень у многих возникает желание доработать тот автомобиль, который имеется в наличии.
Как правило, когда заходит речь о тюнинге ходовой, то стремятся улучшить именно управляемость автомобиля, что не лишено смысла.
Ведь от работоспособности подвески машины зависит не только ощущение при езде, но и безопасность водителя, а также всех его пассажиров.
Итак, что же можно сделать для улучшения управляемости автомобиля?
Одними из самых главных механизмов ходовой части, которые потребуется менять, являются амортизаторы. Для повышения управляемости требуется поставить более жесткие виды амортизаторов, что увеличит противодействие раскачиванию машины.
Подобные характеристики имеют газовые амортизаторы. Они быстро реагируют на смену дорожного покрытия, не позволяя машине сильно раскачиваться. Разумеется, понадобится правильно настроить амортизаторы автомобиля. Это можно сделать посредством настройки функций сжатия и отбоя, отвечающих за качество работы автомобильной подвески.
Помимо амортизаторов также понадобится менять и пружины. Пружины тоже требуется поставить более жесткие, что существенно улучшит работу амортизаторов. В наши дни существует большой ассортимент выпускаемых пружин.
Это и пружины с переменным витком, и популярные пружины с повышенной жесткостью, и пружины, которые состоят из двух секций. Последние варианты имеют нижнюю «мягкую» пружину и верхнюю, которая отличается большей жесткостью. Такие изделия не позволяют колесу отрываться от дорожного покрытия и поэтому даже на больших выбоинах обеспечивают устойчивое сцепление с трассой.
Также не стоит забывать и про стабилизаторы поперечной устойчивости. Они отвечают за крен машины. Для тюнинга подвески понадобится установить усиленный или же сдвоенный вариант стабилизатора (он более жесткий).
Однако в таком случае вся мягкость подвески совсем исчезнет. Кроме того, уделяем внимание и соединительным шарнирам разных механизмов подвески. Они, как правило, имеют резиново-металлическое исполнение.
При моделировании подвески спортивного автомобиля данные шарниры выпускаются не круглой (как обычные), а сферической формы и сделаны полностью из металла. Это повышает общую управляемость авто, но при этом даже самые мелкие неровности дорожного покрытия будут ощущаться внутри салона.
Также нужно будет заменить и рычаги передней подвески автомобиля. Лучше покупать усиленные варианты, потому что все удары установленной жесткой подвески будут деформировать обыкновенные рычаги (не адаптированные под жесткую эксплуатацию).
Кроме всего вышеперечисленного, потребуется заменить и автомобильные колеса. Нужно будет поставить диски, имеющие больший диаметр, а также низкопрофильные шины. Такой профиль покрышек положительно воздействует на управляемость машины и на жесткость ее хода. При этом более широкие протекторы еще увеличат и устойчивость автомобиля.
Теперь вы знаете, что требуется выполнить, чтобы авто был более устойчивым на трассе, не терял управляемость и не кренился в поворотах.
Напоследок заметим, что тюнинг подвески – это довольно ресурсоемкое, сложное и дорогое занятие.
Сложность заключается в том, что необходимо правильно подобрать все составляющие подвески, чтобы они работали согласованно и подходили модернизируемому автомобилю.
Новичкам в тюнинге не рекомендуется самостоятельно делать серьезных изменений в конструкции автомобиля во избежание негативных последствий.
Правильно будет найти хорошего специалиста в тюнинге, который порекомендует вам набор компонентов для модернизации ходовой части автомобиля, который будет наилучшим образом отвечать вашим требованиям.
Впрочем, если вы располагаете солидным бюджетом, и в вас живет дух Кулибина, то можете, конечно, поэкспериментировать. Единственный совет в этом случае, не меняйте все сразу, а действуйте постепенно.
Модернизируйте что-то одно, проверьте, достигнут ли тот результат, который должно было дать то улучшение, которое вы предприняли. Если эффектом довольны, но это не все, что хотелось сделать, то двигайтесь дальше.
Если же вы поменяете все, что можно, а результат вам не понравится, то вы не сможете понять, что же в этом ансамбле фальшивит. Все равно придется проверять каждый модернизированный узел.
Успешного вам тюнинга и только положительных эмоций от вождения!
Источник статьи: http://autodromo.ru/articles/tyuning-hodovoy-chasti-avtomobilya-kak-uluchshit-upravlyaemost