- Как оптимально прогреть мотор зимой: на ходу или в движении?
- Осваиваем приемы эксплуатации автомобиля в холода
- Две концепции
- Чем плохи крайности
- Оптимальный способ прогрева
- Спецсредства
- Прогревайте не только двигатель
- Не душите других
- Нужно ли прогревать двигатель машины зимой
- Пользователи: прогревать нужно, но недолго
- Эксперты: грейте, но есть нюансы
- Зачем вообще что-то греть?
- Что рекомендуют автопроизводители
- Что говорит эксперт: греть или нет?
- Прогревать ли двигатель летом
Как оптимально прогреть мотор зимой: на ходу или в движении?
Осваиваем приемы эксплуатации автомобиля в холода
Вопрос возникает регулярно и делит автомобилистов на две секты. Одни уверены, что прогрев на холостом ходу бесполезен и даже вреден, другие предпочитают «кипятить» охлаждающую жидкость с помощью автозапуска. Так нужно ли греть двигатель на холостом ходу?
Две концепции
Во времена карбюраторных машин вопрос не стоял остро: замерзшее топливо так плохо распыливалось, что «помаслать» на холостом ходу с вытянутым подсосом (воздушной заслонкой) казалось естественным. Ехали, когда двигатель начинал держать обороты.
Потом в Россию потекли иномарки, а с ними западным ветром надуло мнение, что прогрев машин с впрыском топлива на холостом ходу вреден. В ряде европейских стран он даже запрещен, а в инструкциях к обрусевшим иномаркам часто содержится аналогичные рекомендации, цитируем: «Не нужно прогревать двигатель на месте, особенно зимой, перед началом поездки; в движении автомобиль прогревается быстрее».
В пользу такой концепции высказываются и некоторые технари, ведь холостой ход — режим довольно «грязный» и ведет к отложениям на свечах, деталях цилиндро-поршневой группы, выпускном тракте. Наконец, некоторые турбомоторы малого объема и дизели на холостом ходу не догреваются даже до минимального деления шкалы термометра.
Другой лагерь, наоборот, предпочитает активировать мотор автозапуском и ехать лишь через 10−15 минут, когда он прогрет основательно, когда оттаяло стекло, а из дефлекторов сифонит теплый воздух. Это комфортно и позволяет сразу активнее нагружать мотор, например, если после выезда со стоянки вы попадаете в плотный поток.
Чем плохи крайности
Западная концепция «не греть на холостом ходу» связана в большей степени с экологическими заботами: стоящий автомобиль не только изрыгает токсичные газы, но и концентрирует их около места стоянки. Кроме того, на холостом ходу плохо греется нейтрализатор отработавших газов, а пока он не выйдет на температурный режим, не будет и работать.
Но эти стандарты созданы под реалии стран, омываемых Гольфстримом. Многие в качестве контраргумента кивают на Скандинавию, но её населенная часть зачастую отличается куда более мягким климатом. Для сравнения, норвежский город Тромсо находится за Полярным кругом примерно на широте нашего Мурманска, но максимально зафиксированная температура там всего -18,4 градусов. В том же Мурманске -39,4 градуса, в Москве -42,1 градуса, в Новосибирске -51,1 градус. Мы порой сами не осознаем, насколько суровый климат нам достался.
Поэтому для России прогрев на холостом ходу в морозы — скорее, необходимость. Причин на это несколько. Скажем, многие уповают на качество современных масел, которые отличаются хорошими вязкостными характеристиками. И да, современное масло сохраняет текучесть в морозы, но проблема в том, что для доступа к микроскопическим зазорам оно должно быть маловязким, а в мороз всё равно происходит его загустевание. К тому же масло с поверхности цилиндров смывает холодное топливо, которое не успевает испаряться.
Увлечение алюминием с его высоким коэффициентом теплового расширения привело к тому, что в современном моторе по мере прогрева «гуляют» зазоры. В холодном состоянии некоторые зазоры увеличиваются, например, между зеркалом цилиндра и поршнем. Порой это слышно на слух — холодный двигатель стрекочет, как швейная машинка. А другие зазоры, как в сопряжении поршня с поршневым пальцем, уменьшаются, что затрудняет распределение вязкого масла. Слишком большая нагрузка или обороты в такие моменты могут повредить поверхности трения двигателя. При нормальной его работе в основном реализуется гидродинамический режим трения: это когда поверхности, фактически, не соприкасаются друг с другом и разделены слоем масла. В первые же минуты подача густого масла затруднена, а трение может быть сухим или пограничным — именно поэтому некоторые исследователи приравнивают один морозный пуск к 300 километрам пробега с точки зрения износа.
Есть и другие аспекты, например, холодный мотор не дает тепла, что чревато запотеванием или обмерзанием стекол. В России небольшой прогрев всё же желателен.
Но растягивать его на 15 минут вряд ли целесообразно: темп прогрева падает, двигатель загрязняется, да и расход топлива растет. Например, если путь до работы составляет 5 км по городу при «летнем» расходе топлива 10 л/100 км, длительный прогрев увеличивается среднее потребление аж в полтора раза до примерно 15 л/100 км.
К тому же, в движении прогреваются и другие узлы, которые невозможно «размять» на стоянке: коробка передач, гидроусилитель руля и амортизаторы.
Оптимальный способ прогрева
Лучший способ — прогрессивный прогрев. Параметры зависят от погоды, но в целом алгоритм такой:
1. Заводим мотор и даем ему поработать на холостом ходу 2−5 мин. — чем сильнее мороз, тем больше время. Пока ждем, можно очистить автомобиль от снега, а стекла — ото льда.
2. Начинаем движение на небольшой скорости, стараясь делать всё по возможности плавно: аккуратно добавляем газ, без резкости меняем передачи. Частоту двигателя держим в пределах 1300−2000 об/мин. Даже на небольшой скорости интенсивность прогрева резко возрастает в сравнении с холостым ходом.
3. Когда температура охлаждающей жидкости превысила 50−60 градусов, переходим на обычный для городского потока режим, но первые минуты всё равно не увлекаемся резкими разгонами и высокими оборотами.
Постепенное возрастание интенсивности движения снижает нагрузки на непрогретый двигатель, но попутно минимизирует само время прогрева: тепловыделение мотора при наборе скорости растет почти в геометрической прогрессии.
Спецсредства
Некоторые автомобили имеют заводские щитки на решетку радиатора, которые в зимнее время ограничивают воздушный поток и потери тепла — не забывайте использовать их. Это в том числе повышает эффективность «печки».
Одеяла под капотом — решение спорное: они полезны тем, чей график состоит из множества коротких поездок. Одеяла сохраняют тепло 2−3 часа, но утренним пускам и прогревам они помогают едва ли. И, кстати, убедитесь, что выбранное одеяло действительно пожаробезопасно.
Удобная штука — автозапуск: сегодня его ставят на некоторые автомобили даже с завода (например, на ряд моделей Renault). Наибольший соблазн использовать его возникает именно в морозы, когда требуются более продолжительные прогревы на холостом ходу. Но в этом есть коварство: некоторые системы дают короткий стартовый импульс и после трех неудачных попыток оставляют вас наедине с залитыми свечами. В морозы сильнее -25 градусов, как правило, надежнее запускать мотор вручную.
Прогревайте не только двигатель
В свое время россияне столкнулись с поломками автоматов отдельных моделей, например, четырехступенчатых агрегатов DP0/DP2 компании Renault и их аналогов, которые также ставились на продукцию Peugeot, Citroen, Nissan. Эти коробки, как и автоматы вообще, не любили слишком активной езды в морозы. Даже если вы прогрели охлаждающую жидкость мотора, имейте в виду — масло в коробке остается «морозным». Необходимость прогрева касается практически всех типов автоматических трансмиссий, где масло используется в качестве рабочей жидкости гидроприводов.
Гидроусилители руля тоже не любят резкости: при активном верчении баранки в первые минуты резко возрастает давление в системе — масло-то вязкое. Пока греете двигатель, плавно поверните несколько раз руль, только убедитесь, что колеса не заклинены, например, из-за чересчур близкой парковки к бордюру или снега.
Не душите других
И ещё одно: если уж вы любите прокипятить мотор перед поездкой, например, ради комфорта детишек, — это ваше право. Но не делайте этого во дворах и местах скопления людей. Это и правилами запрещено, и чисто по-человечески не слишком приятно.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://4kolesa.mirtesen.ru/blog/43656142558/Kak-optimalno-progret-motor-zimoy:-na-hodu-ili-v-dvizhenii
Нужно ли прогревать двигатель машины зимой
Использование машины зимой — всегда повышенные нагрузки на узлы и агрегаты, а один из самых нагруженных компонентов — это двигатель. С наступлением холодов среди автолюбителей разгораются споры о том, нужно ли прогревать мотор. Мы спросили мнение наших пользователей, а потом узнали, что об этом думают эксперты.
Пользователи: прогревать нужно, но недолго
В опросе на сайте Журнала Авто.ру приняли участие больше 5 тысяч человек, и вот что они ответили на вопрос «Прогревать или нет?».
Больше половины респондентов прогревают двигатель автомобиля, но совсем недолго — не более пяти минут. Причём почти половина из них делают это всего пару минут, после чего начинают движение.
Каждый пятый водитель греет дольше — от 5 до 10 минут, и лишь каждый десятый не начинает движение, пока не прогреет силовой агрегат до рабочей температуры. Но правильно ли это?
Эксперты: грейте, но есть нюансы
Чтобы разобраться, нужно ли прогревать двигатель зимой, и если да — как правильно это делать, мы поговорили с экспертом Михаилом Ходосом, директором техцентра по ремонту двигателей Хонсервис и автором ютуб-канала ХодосАвто. Но чтобы окончательно ответить на этот вопрос, давайте кратко разберёмся в базовых терминах.
Зачем вообще что-то греть?
Под рабочей температурой подразумевается температурный режим, при котором двигатель автомобиля нормально работает в номинальных режимах — то есть эффективно на протяжении какого-то времени. Для современных «дизелей» оптимальная температура составляет 85–90 градусов Цельсия, для бензиновых агрегатов — 90–100 (хотя в некоторых моторах эта цифра может достигать 110 градусов). Когда температура ниже этой отметки, уменьшается коэффициент полезного действия (КПД) и увеличивается износ деталей, потому что большинство технических жидкостей работают не оптимально.
Речь, в первую очередь, про моторное масло — ведь его характеристики подбираются таким образом, чтобы эффективно выполнять свои функции при рабочей температуре двигателя. После холодного запуска маслу требуется некоторое время, чтобы выйти на оптимальные характеристики, затечь во все полости и отверстия и начать делать то, для чего его и заливают в мотор, — как следует смазывать все трущиеся детали.
Но низкая температура влияет ещё и на гидравлические характеристики моторного масла — на его способность удерживать масляную плёнку на деталях при минусовых температурах. А ведь именно она требуется при холодном старте двигателя после длительной остановки. И чем ниже качество масла, тем быстрее замёрзшая плёнка на трущихся поверхностях «срывается», приводя к так называемому сухому запуску, при котором износ деталей увеличивается. Негативно сказывается на ресурсе и неправильно подобранная вязкость моторного масла: чем оно гуще, тем сложнее будет двигателю завестись.
При низкой температуре двигателя плохо работает и отопитель салона (печка), потому что в большинстве автомобилей воздух для салона нагревается с помощью охлаждающей жидкости (ОЖ). А её температура на работающем без нагрузки двигателе растёт слишком медленно. По той же причине невозможна эффективная работа систем, отвечающих за «экологичность» выхлопных газов: пока не прогреются двигатель и ОЖ, система рециркуляции выхлопных газов (EGR — способствует снижению вредных выбросов в атмосферу) и катализатор будут функционировать неэффективно.
Наконец, сразу после холодного запуска современные двигатели самостоятельно выставляют «прогревочные» обороты, которые могут достигать 1500–2000 в минуту. В это время в цилиндры поступает обогащённая топливная смесь (то есть с увеличенным количеством бензина), что повышает расход топлива. Но страшно не это, а то, что длительная езда на обогащённой топливной смеси ведёт к закоксовыванию контактирующих с ней деталей (свечи, поршни, поршневые кольца, клапана, цилиндры и так далее). А ещё обогащённая смесь портит катализатор, потому что способствует образованию нагара и сажи на сотах и последующему их разрушению. Поэтому начинать движение сразу после запуска — на обогащённой смеси — специалисты не советуют.
Что рекомендуют автопроизводители
В инструкциях по эксплуатации большинства современных автомобилей написано, что прогрев не нужен, а «умная» электроника сама грамотно регулирует подачу топлива и другие процессы. Связано это в первую очередь с борьбой за экологию и локальным законодательством некоторых стран. В большинстве европейских городов запрещена стоянка с включенным двигателем и, например, в Австрии за это предусмотрен штраф в 5000 евро — больше 350 тысяч рублей! Аналогичный закон действует и в России: прогревать двигатель разрешено не дольше пяти минут. Штраф за нарушение — 1500 рублей (и 3000 рублей для Москвы), однако на практике желающие «отогреться» продолжают это делать.
Что говорит эксперт: греть или нет?
Самая простая рекомендация — как минимум дождаться момента, когда обороты двигателя упадут с прогревочных до холостых. После этого можно аккуратно начинать движение, не поднимая обороты выше двух тысяч для бензиновых моторов и выше полутора тысяч — для дизельных.
Когда на улице сильный мороз (20–30 градусов и ниже), мотор лучше прогреть подольше — до тех пор, пока стрелка температуры охлаждающей жидкости не начнёт подниматься (обычно это 50–60 градусов).
Однако «греться» долго тоже не имеет смысла. Во время стоянки с заведённым двигателем прогревается только мотор, да и то не слишком эффективно. А вот коробка передач, амортизаторы, редуктор и мосты (если они есть), и всякие резинки (сайлентблоки, покрышки и так далее) остаются холодными. Эти элементы прогреваются только во время движения, причём плавного, без резких нагрузок — это позволит дольше сохранить детали автомобиля в рабочем состоянии.
Стоит отметить, что всё описанное выше касается в первую очередь бензиновых двигателей — дизельные агрегаты в морозы на холостом ходу прогреть вообще невозможно. Для них существуют внешние подогреватели, работающие автономно: от электросети, аккумулятора или другого источника питания. Ну а лучше всего они греются во время движения.
Прогревать ли двигатель летом
В тёплое время года технические жидкости имеют температуру окружающей среды, поэтому греть автомобиль не имеет особого смысла. Но начинать движение сразу после запуска мотора тоже вредно — дайте оборотам упасть до уровня холостого хода и только потом начинайте движение.
Источник статьи: http://mag.auto.ru/article/timetowarmeng/