- Симптомы и диагностика неисправного катализатора
- Симптомы неисправного катализатора
- Диагностика неисправного катализатора
- Как проверить состояние катализатора?
- Катализатор забит сажей, оплавлен и частично разрушен
- Как проверить состояние катализатора?
- Проверка катализатора эндоскопом
- Проверка катализатора с помощью OBD2 сканера
- 3 простых способа самостоятельно определить забившийся катализатор
- На что влияет забитый катализатор
- Как проверить: методы СТО
- Три простейших способа определить забившийся катализатор
- Демонтаж катализатора и его осмотр
- Определение состояния катализатора с помощью манометра и переходника
- Обращаемся в автосервис
- Удаление или замена катализатора
- Подведём итоги
- Как проверить катализатор на машине
- Устройство катализатора и его неисправности
- Признаки неисправностей
- Способы проверки
- Самостоятельная проверка на противодавление
- Способы решения проблемы
Симптомы и диагностика неисправного катализатора
Здравствуйте Уважаемые читатели и подписчики! Сегодня будет очередная диагностическая статья, посвящённая катализатору автомобиля. Симптомам его поломки, диагностике, и в конце небольшая автохитрость 😉
Катализатор — важная часть выхлопной системы автомобиля, которая выполняет очень важную функцию — очищает отработавшие газы перед их выбросом в атмосферу.
Автовладелец обязан следить за работой катализатора, так как он напрямую связан с мощностью двигателя.
Забитый или повреждённый катализатор приводит уменьшению динамики и увеличению расхода топлива. Поэтому при первых подозрениях следует самостоятельно проверить катализатор или съездить в автосервис.
Симптомы неисправного катализатора
Симптомы, конечно, на разных автомобилях разные, но я могу выделить 3 основных симптома, которые встречаются практически на всех автомобилях:
Машина с трудом набирает скорость. Проблема может проявляться не постоянно, а, например, только на низких оборотах (в зависимости от степени загрязнённости).
Повышенный расход топлива. Обратите внимание, что повышенный расход будет только вместе с медленным набором скорости.
Загорается Check Engine. «Чек» будет загораться в основном из-за неверных показаний датчиков воздуха, но так же и из-за других проблем с двигателем, связанных с катализатором.
Диагностика неисправного катализатора
Чтобы продиагностировать катализатор я знаю тоже (как ни странно) 3 способа:
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/autotricks/simptomy-i-diagnostika-neispravnogo-katalizatora-5cd144d5220cec00af74b5ab
Как проверить состояние катализатора?
При неисправности каталитического нейтрализатора мы с вами увидим сообщение на панели бортового компьютера со значком «Check engine», или «Джеки Чан», как его еще называют. Но появляется оно на большинстве автомобилей уже тогда, когда от катализатора не осталось, мягко говоря, ничего. Что же делать в том случае, когда состояние катализатора знать ну просто необходимо. Например, вы приобретаете новый автомобиль и хотите узнать а каком состоянии катализатор , так как, к примеру, если он забит сажей, то запросто может увеличиться расход топлива или даже загореться вышеупомянутый «Check engine». Или же вы владеете корейским автомобилем, Hyundai Solaris, Kia Rio 3 или Cerato, Ceed до 2017 года выпуска и состояние катализатора, а вместе с ним и блока цилиндров вас очень даже интересует.
Для начала рассмотрим несколько признаков, прямо или косвенно говорящих нам о проблемах с каталитическим нейтрализатором еще до того, как загорится «Check engine»:
Катализатор забит сажей, оплавлен и частично разрушен
- Автомобиль стал разгоняться хуже;
- Появились «барьеры», выше которых машина не разгоняется;
- Появились провалы при в наборе скорости при обычном темпе езды;
- Повышается расход топлива.
Если данные признаки присутствуют, особенно в совокупности, то велик шанс того, что с вашим каталитическим нейтрализатором беда. Кстати, ресурс у него колеблется от 150 до 400 тыс. км. пробега, но он может выйти и раньше из-за регулярной заправкой некачественным бензином.
Как проверить состояние катализатора?
Есть простой путь, например, приехать на СТО, где либо снимут выпускной коллектор и посмотрят состояние катализатора напрямую, либо проведут проверку «антидавления» манометром (выхлопные газы, встречаясь с оплавленными или забитыми сотами катализатора стремятся попасть обратно в двигатель (в случае с корейскими авто, зачастую неся с собой вредоносные частицы металлической пыли от сот разрушенного кат-ра в блок цилиндров)).
Но сами вы можете воспользоваться другими способами:
Проверка катализатора эндоскопом
Проверка катализатора с помощью OBD2 сканера
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5edc9f42ecddd46a09040da8/kak-proverit-sostoianie-katalizatora-5f04a2bdeaf6d7248f6dda00
3 простых способа самостоятельно определить забившийся катализатор
Через определенный пробег авто вы рано или поздно столкнетесь с дилеммой катализатора! Вырезать или нет? Задумываться начнете, примерно, на пробеге в 150 000 – 200 000 километров. Именно этот фильтрующий элемент может подвести в самый неподходящий момент, и на панели предательски загорится CHECK ENGINE . Появление ошибки в 80% случаев означает выход из строя катализатора. Но допустим, вы покупаете подержанный автомобиль, и как проверить состояние каталитического нейтрализатора, сколько ему осталось ? Даю несколько советов.
Вначале хочется сказать, что современные катализаторы достаточно прочные : если верить производителю, могут ходить по 200 000 и даже больше.
На что влияет забитый катализатор
Как мы с вами разбирались в прошлой статье , катализатор установлен сразу после выпускного коллектора, то есть отработавшие газы собираются из 4 (6 — 12) цилиндров и попадают в него для очистки — догорания отработанных газов.
Если он забивается, то отработанные газы уже не могут проходить через соты свободно, что, в свою очередь, сильно влияет на работу двигателя в целом .
Сейчас многие могут сказать: каталитический нейтрализатор душит двигатель! И будут правы, так как он отбирает примерно 5 – 7% мощности , даже в исправном состоянии, я уже молчу о забитом.
На моей практике бывали случаи, когда двигатель не запускался при забитом каталитическом нейтрализаторе. Потому как выхлопные газы создавали антидавление (сопротивление) и, по сути, не выходили в глушитель, а шли обратно в цилиндры.
Признаки забитого каталитического нейтрализатора:
- Если забит катализатор, то тяга автомобиля значительно упадет . Плохой набор скорости, низкая максимальная скорость , которая будет постоянно падать. Например, раньше вы легко разгонялись до 150 км/ч, затем скорость упала до 120, далее до 100, а сейчас и 80 не можете выжать! Это уже первый звоночек, именно так проверяют многие СТО.
- Провалы в резком разгоне . Решили быстро разогнаться, нажали педаль в пол, а машина не едет. Бывают толчки, провалы и т.д.
- Горит CHECK ENGINE . ЭБУ, опираясь на два датчика кислорода, точно определит, есть проблема с катализатором или нет, и обязательно просигнализирует.
- Проверяете сканером ELM 327 — он указывает ошибку катализатора.
- Некоторые мастера на СТО заверяют, что вырастает расход топлива . Логично, так как приходится больше давить на педаль газа, чтобы хоть как-то разогнать машину.
Выше перечислены основные пункты, на что влияет забитая или вышедшая из строя деталь. Начинают проявляться такие симптомы? Стоит задуматься (особенно с максимальной скоростью).
Как проверить: методы СТО
Первые причины у нас проявляются, но не всегда загорится CHECK ENGINE . Ведь может забиться, скажем, топливный насос, и симптомы будут схожими, но на приборной панели и при считывании ошибок проблемы не обнаружатся.
Тогда необходимо проверить самому, непосредственно . Существует несколько рабочих методов, не всегда они простые, но на 100% действенные:
- Снять и посмотреть внутрь. Соты должны просвечиваться. У некоторых двигателей катализатор совмещен с выпускным коллектором, поэтому просмотреть сложно. Тогда попробуйте взять фонарик и посветить в коллектор: свет должен достаточно хорошо проходить с другой стороны, если нет, стоит задуматься, возможно, потребуется прочистка.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/deutsche_autoindustrie/3-prostyh-sposoba-samostoiatelno-opredelit-zabivshiisia-katalizator-5ffb3f02d1a90641ca6dbea1
Три простейших способа определить забившийся катализатор
Три простейших способа определить состояние катализатора позволят вам вовремя провести ремонт автомобиля или же принять решение о необходимости вырезать такой нейтрализатор отработанных газов.
Большинство современных автомобилей оснащаются катализаторами, основное назначение которых это улучшение показателей экологичности выхлопных газов. При этом многие автовладельцы скептически относятся к необходимости использования таких фильтрующих нейтрализаторов отработанных газов, так как, по их мнению, это лишь усложняет конструкцию авто, существенно увеличивая затраты автовладельца. Поговорим поподробнее о том, как правильно определить необходимость замены катализатора.
Демонтаж катализатора и его осмотр
Проще всего определить состояние катализатора, это демонтировать его и провести визуальный осмотр. На большинстве автомобилей имеется возможность с легкостью снять катализатор, после чего не составит труда визуально определить его состояние. Однако на ряде моделей автомобилей выполнить такую работу можно лишь разрезав металлическую банку глушителя. Поэтому большинство автовладельцев просто отказываются от такой работы, так как в последующем требуется заваривать всю систему, а это лишняя и трудоемкая работа.
Определение состояния катализатора с помощью манометра и переходника
Имеется возможность определения состояния катализатора без его снятия, для этого потребуется приобрести специальный переходник и манометр. Всё что необходимо будет сделать, это вкрутить такой манометр через переходник вместо первого лямбда-зонда. Потребуется запустить двигатель и установить обороты мотора на уровне 2,500, после чего измерить показатели давления, которое не должно отличаться от указанного в инструкции на 0,3.
К недостаткам такого способа оценки состояния катализатора можно отнести тот факт, что открутить лямбда-зонд не всегда возможно, так как он часто прикипает, и существует вероятность сорвать резьбу. При этом получить максимально точные данные будет невозможно, Поэтому автовладельцу необходимо будет также учитывать другие признаки износа катализатора, в том числе повышенный расход топлива и падение мощности автомобиля.
Обращаемся в автосервис
Обращение в автосервис — это достаточно простой, но дорогой способ решить проблемы с катализатором, выполнив его качественную диагностику. Нужно лишь выбрать хорошие мастерские, где имеются соответствующие устройства для диагностики двигателя автомобиля и его выхлопной системы. В последующем мастера на основании полученных данных определят, каково состояние катализатора, можно ли его ещё использовать или же такая деталь требует замены или демонтажа.
Удаление или замена катализатора
Изготавливаются катализаторы из редкоземельных металлов, что объясняет их высокую стоимость. Неудивительно, что многие автовладельцы отказываются от использования таких нейтрализаторов на своём автомобиле, а как только они выгорают, просто вырезают фильтры для выхлопных газов. При этом требуется установить специальные обманки или же перепрограммировать двигатель, который будет после такой процедуры работать на меньшем противодавлении.
Если же автовладелец не хочет вырезать такой катализатор, то можно либо установить оригинальные запчасти, либо использовать для этих целей универсальные катализаторы, которые имеют меньшую стоимость. В каждом конкретном случае возможность такого ремонта будет различаться, в зависимости от особенностей автомобиля, на котором выполняется удаление катов. Большинство специалистов склоняются к замене катализатора, так как, работая с обманкой в системе, неизменно страдает двигатель автомобиля, у которого может появиться масложор, ухудшаются параметры работы, снижается эксплуатационный ресурс.
Подведём итоги
По мере эксплуатации автомобиля начинают изнашиваться и загрязняться катализаторы, которые, в конечном счете, потребуют замены. Определить состояние катализатора можно тремя простейшими способами, вскрыть всю систему и провести визуальный осмотр такого нейтрализатора, использовать манометр и переходник, подключая измеритель вместо лямбда-зонда, или же обратиться в автосервис, где с использованием специального оборудования проведут необходимую диагностику автомобиля.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cartechnic.ru/tri-prosteishih-sposoba-opredelit-zabivshiisia-katalizator-5e24a613e6cb9b00b04b826b
Как проверить катализатор на машине
В борьбе за экологичность все больше повышаются стандарты по вредным выбросам автомобилей. Из-за этого автопроизводителям приходится оснащать машины системами, которые эти самые выбросы снижают.
Одним из самых распространенных способов по снижению вредных веществ в выхлопных газах является оснащение автомобилей каталитическим нейтрализатором.
С одной стороны, наличие катализатора оправдано, он действительно способен уменьшить вредные выбросы за счет химических реакций, которые вредные вещества расщепляют на безопасные.
Но, с другой стороны, нейтрализатор вещь капризная, и выход его из строя может здорово попортить жизнь автовладельцу.
Устройство катализатора и его неисправности
Вначале немного теории по устройству катализатора. Устройство состоит из корпуса, внутри которого помещены специальные бобины.
Бобина состоит из большого количества сот и зачастую изготовлена из керамики. Вся поверхность сот покрыта благородными металлами или их сплавами.
Именно эти металлы и вступают в реакцию с вредными элементами, содержащимися в выхлопных газах, нейтрализуя их.
Катализатор является элементом системы отвода выхлопных газов и размещен он сразу за коллектором.
Работа устройства контролируется двумя лямбда-зондами, один из которых установлен перед нейтрализатором, а второй – за ним.
Сверяя показания этих датчиков электронный блок контролирует работу устройства.
Именно конструкция катализатора и является его слабым местом. Соты бобины имеют достаточно мелкие размеры, поэтому забиться они могут достаточно быстро.
Рассмотрим самые распространенные неисправности каталитического нейтрализатора.
Данная проблема возникает зачастую из-за использования некачественного топлива, или же из-за неисправности двигателя, в результате которой в цилиндры попадает масло.
Большое количество сажи в выхлопных газах, образованной в результате неполного сгорания «плохого» бензина или наличия масла в топливе, начинает оседать на стенках сотов, приводя к их забитию.
Разрушение бобины в результате сильного удара по корпусу.
Встречается эта неисправность хоть и редко, но она является очень опасной.
В результате удара по катализатору, к примеру, во время поездок по пересеченной местности, бобина разрушается. При этом мелкие части ее могут попасть в ЦПГ, приводя к еще большим проблемам, можно полностью «убить» двигатель.
Внутренние составляющие катализатора хоть и рассчитаны на работу в среде высоких температур, но превышение их выше критической точки приводит к оплавлению керамической основы.
Исчерпан ресурс катализатора.
Даже если на авто ездили бережно, заправляли его только качественным топливом, со временем устройство все равно выйдет из строя.
Дело в том, что химические реакции постепенно уменьшают слой металла, нанесенного на керамическую основу. Поэтому после длительной эксплуатации слой металла полностью растворяется, и катализатор перестает выполнять свои функции.
Признаки неисправностей
Если с катализатором автомобиля возникли проблемы, то появятся определенные признаки, указывающие на это, причем их не так уж и мало.
Самый первый признак.
Он же самый явный – это загорание контрольной лампочки «Check engine» на приборной доске, а сканер при диагностике выводит код ошибки, указывающий на проблемы с системой отвода выхлопных газов.
Но этот признак не может указать, действительно ли катализатор забит или оплавлен. Просто электронный блок основывается на показаниях лямбда-зондов, и выход из строя одного из этих датчиков тоже может стать причиной загорания лампочки.
Потеря динамики авто при достижении определенной скорости. К примеру, при разгоне до 140 км/ч авто начинает «тупить». Причем со временем скоростная планка будет снижаться, динамика будет резко ухудшаться при достижении 140 км/ч, затем – при 120 км/ч, после – при 90 км/ч.
Объясняется это просто – из-за забития катализатора выхлопные газы не могут полностью выйти из камер сгорания, часть из них остается, в результате чего они «задавливают» силовой агрегат.
И чем больше соты будут забиваться, тем на меньшей скорости газы будут «задавливать» мотор.
Если вовремя не обратить внимание на такой признак, то это приведет к тому, что в один не очень хороший момент двигатель не сможет завестись. Оплавление катализатора имеет те же признаки, что и забитие.
Один из самых явных признаков, это разрушение бобины катализатора. При заведенном двигателе из-под авто будет явно прослушиваться шум и дребезжание.
Появление сильного запаха сероводорода (еще он называется запахом «тухлых яиц») в выхлопных газах.
Другие признаки неисправностей катализатора читайте здесь.
Способы проверки
Но перед тем как грешить на устройство, следует точно убедиться, что проблема скрыта в нем.
Проверка катализатора выполняется двумя способами – не снимая с авто, и после его демонтажа.
Проверка без снятия.
Без снятия с авто проверка устройства выполняется двумя способами – диагностикой выхлопной системы на газоанализаторе и тестирование на противодавление в системе отвода газов.
Проверка на газоанализаторе хоть и является отличным вариантом, но вот только далеко не все СТО оснащены таким оборудованием. А в небольших городах такой прибор и вовсе не найдешь.
Суть такого способа – к выхлопной трубе автомобиля подсоединяется газоанализатор, и проводятся замеры.
На основе химического анализа выхлопных газов определяется, забит ли катализатор или нет.
Второй способ проверки – на противодавление более распространен и не требует наличия сложного оборудования.
Суть такой проверки – определение давления на входе в нейтрализатор. Если он забит, давление перед ним на определенных оборотах мотора возрастет.
Официально этот метод проверки делается так – в трубе, подходящей к нейтрализатору проделывается отверстие, к котором нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подсоединяется медная трубка.
Нужна она для рассеивания тепла, получаемого от выхлопной системы. На конец медной трубки надевается резиновый шланг, подсоединенный к манометру.
Сделав такое приспособление, приступают к замерам. Выхлопная система тестируется на всех режимах работы мотора, а по показаниям манометра определяют, забит ли катализатор.
Кстати, продаются специальные наборы для проверки методом противодействия.
На такой способ несколько сложен в исполнении – необходимо сверлить трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.
Самостоятельная проверка на противодавление
Но можно проверить катализатор на противодавление несколько проще, причем протестировать описанным ниже способом даже самостоятельно, не прибегая к услугам СТО.
Итак, нам понадобится наличие манометра, причем нужен точный прибор, измеряющий давление до 1 кгс/см 2 . Также потребуется штуцер и длинная резиновая трубка.
Имея все это, можно приступать к замерам:
- Автомобиль ставим на смотровую яму и обездвиживаем.
- Находясь под авто выкручиваем лямбда-зонд, установленный перед катализатором.
- Вкручиваем на его место датчика штуцер. Важно заранее подобрать штуцер, по размерам соответствующий отверстию.
- На штуцер надеваем подготовленную резиновую трубку. Сразу необходимо закрепить соединение хомутом.
- К другому концу трубки подсоединяем штуцер и тоже закрепляем хомутом.
- Просим помощника завести двигатель и установить обороты холостого хода. При запуске на приборной панели загорится «Check engine», но внимание на него не обращаем.
- После помощник должен довести обороты до 3000 и удерживать их на протяжении 5-7 секунд, затем снова повышаются обороты – уже до 5000 и тоже удерживаются.
- В это время манометром снимаются показания давления на входе в катализатор при всех режимах работы мотора.
Если катализатор не забит или не оплавлен, то показания манометра даже на 5000 об/мин не должны превышать 0,35 кгс/см. куб. И то — это значение больше подходит для авто, в которых силовая установка подвергалась доработка в ходе тюнинга. Для «стоковых» моторов нормальными будут и показания манометра до 0,5 кгс/см. куб.
Проверка со снятием.
Если не хочется заморачиваться с подсоединение трубок и т. д., то можно нейтрализатор попросту снять с авто и провести визуальный осмотр на свету.
Делается это просто – устройство демонтируется с авто, с одной его стороны ставиться источник света (лампа, фонарь), а с другой смотрится, как соты пропускают свет.
Этот способ проверки точно даст понять, забит ли катализатор, вот только при снятии его можно столкнуться с сильными проблемами. За время эксплуатации гайки крепления часто прикипают к болтам и сорвать их бывает сложно.
Неотъемлемой частью катализатора является датчик кислорода, который тоже требует дополнительной диагностики — подробнее читайте как проверить лямбда зонд.
Способы решения проблемы
Одной проверки катализатора недостаточно, ведь если он забит – проблему нужно решать.
Вариантов устранить неисправность несколько:
- Попытаться прочистить или промыть устройство. Это действительно может помочь, но только в случае несильного забития. При оплавлении, разрушении и полной закупорки сотов таким способом проблему не решить.
- Замена нейтрализатора на оригинальный. Выполнить проще всего – сняли, установили новый и все. Вот только стоит оригинальный аналог очень дорого, поэтому не всегда целесообразно его покупать.
- Замена на универсальный нейтрализатор. Некоторые фирмы, занимающиеся производством автозапчастей и аксессуаров, выпускают каталитические нейтрализаторы, которые можно устанавливать на разные авто. Стоит такой элемент дешевле оригинального, но придется «помучиться» с подбором и подгонкой;
- Замена нейтрализатора на пламегаситель. Самый простой способ, позволяющий навсегда забыть о проблеме катализатора.
Пламегаситель врезается в систему вместо нейтрализатора и все. Но для корректной работы ЭБУ придется его либо перепрошивать, либо использовать обманки. Стоит отметить, что на авто, в котором вместо нейтрализатора стоит пламегаситель, в некоторые из стран Европы уже не въедешь.
Как решать проблему с каталитическим нейтрализатором – решать автовладельцу. Мы же рассказали, как проверить данный элемент разными способами, и что можно предпринять в случае его неисправности.
Источник статьи: http://autotopik.ru/sovet/1003-kak-proverit-katalizator.html