- Как проверить стартер
- Как проверить стартер аккумулятором
- Проверка крутит ли стартер
- Как проверить втягивающее реле
- Как проверить щетки стартера
- Как проверить бендикс
- Как проверить обмотку стартера
- Как проверить якорь стартера
- Как проверить мультиметром
- Как проверить якорь стартера на МЖЗ и другие неисправности
- Чем грозит неисправность якоря
- Как определить место замыкания
- Диагностика и ремонт якоря стартера в условиях гаража
- Возможные неисправности якоря
- Ремонт якоря
- Заключение
- Видео «Ремонт стартерного узла в домашних условиях»
Как проверить стартер
Стартер отвечает за запуск двигателя автомобиля и если он отказывается работать, то завести авто становится достаточно нелегко. Как правило, он выходит из строя не моментально, а постепенно, и, обращая внимание на его поведение, по признакам можно вычислить неисправность. Если же этого не удалось сделать, то придется проверить стартер, как подручными средствами, так и воспользовавшись мультиметром.
Быструю проверку втягивающего реле или мотора стартера можно сделать не снимая с автомобиля или вынув его из под капота. Для такого теста нужен будет лишь заряженный аккумулятор и пара силовых проводов. А чтобы проверить якорь, щетки или обмотку стартера, придется разбирать и прозванивать мультитестером.
Как проверить стартер аккумулятором
Диагностику запуска двигателя начнем с первого вопроса, которым задаются многие автовладельцы — как проверить стартер на аккумуляторе и что покажет такая проверка?
Такая манипуляция позволяет определить правильность функционирования стартера, поскольку, когда он стоит на двигателе, кроме щелчков (если они конечно слышатся) о работе устройства мало что можно сказать. Поэтому, замыкая клеммы с выводами на втягивающем и корпусе стартера, можно определить наличие неисправности во втягивающем реле или непосредственно самом стартере, увидев, срабатывает ли реле и крутит ли моторчик стартера.
Проверка крутит ли стартер
Проверка стартера 3 простых действия
Для проверки стартёра на способность выдвигать шестерню и крутить (так он должен работать, когда установлен на автомобиле), можно прибегнуть к помощи аккумулятора.
Для теста нужно надежно зафиксировать деталь, клемму «-» подсоединить на корпус, а «+» – к верхней клемме реле и контакта его включения. При исправной работе должен произойти вынос бендикса и прокручивание мотором шестерни.
Как проверить отдельно каждый из узлов устройства запуска двигателя, рассмотрим наглядно и более подробно.
Как проверить втягивающее реле
Чтобы проверить втягивающее реле стартера, нужно подключить к нему плюсовую клемму АКБ, а минусовую — на корпус устройства. При исправно работающем реле будет выдвигаться шестерня бендикса с характерным щелчком.
Проверка втягивающего реле с помощью аккумулятора
Проверка втягивающего стартера
Шестерня может не выдвигаться по причине:
- подгоревших контактов втягивающего;
- заклинившего якоря;
- перегорания обмотки стартера или реле.
Как проверить щетки стартера
Щетки можно проверить несколькими способами, самый простой из них — проверка 12 вольтовой лампочкой. Для этого подсоедините один вывод лампочки на щеткодержатель, а другой — на корпус, если она загорится, то щетки нуждаются в замене, поскольку имеются пробои в защите.
Проверка щеток стартера замыкания на массу
Второй способ проверки щеток — мультиметром — можно осуществить на разобранном стартере. Задача будет заключаться в проверке замыкания на массу (не должны замыкать). Для проверки омметром измеряется сопротивление между основной пластиной и щеткодержателем — сопротивление должно стремиться к бесконечности.
Также, при демонтаже щеточного узла, обязательно проводим визуальный осмотр щеток, коллектора, втулок, обмотки и якоря. Ведь при выработке втулок может осуществляться просадка тока при запуске и нестабильное срабатывание моторчика, а поврежденный или подгоревший коллектор будет попросту «съедать» щетки. Разбитые втулки, кроме того, что способствуют перекосу якоря и неравномерному износу щеток, увеличивают риск возникновения межвиткового замыкания обмотки.
Как проверить бендикс
Работа бендикса стартера проверяется тоже достаточно просто. Нужно зажать корпус обгонной муфты в тиски (через мягкую прокладку, чтобы не повредить) и пробовать прокручивать его туда-сюда, он не должен вращаться в обе стороны. Проворачивается — неисправность заключается в обгонной муфте, поскольку при попытке провернуть в другую сторону, должен стопорится. Также бендикс может не входить в зацепление, и стартер будет прокручиваться вхолостую, если он попросту залег или съелись зубья. Повреждение шестерни определяется визуальным осмотром, а вот залегание можно определить лишь полностью все разобрав, и почистив редуктор от грязи, засохшей смазки внутри механизма.
Контрольная лампочка для проверки обмотки стартера
Как проверить обмотку стартера
Обмотку статора стартера можно проверять дефектоскопом или лампочкой 220 В. Принцип такой проверки будет схож с проверкой щеток. Лампочку до 100 Вт подключаем последовательно между обмоткой и корпусом статора. Один провод крепим на корпус, второй к выводу обмотки (с начала к одному, затем к другому) – загорается, значит есть пробой. Нет такой контрольки — берем омметр и замеряем сопротивление — должно быть около 10 кОм.
Обмотка ротора стартера проверяется точно таким же образом – включаем в сеть 220В контрольку и одним выводом прикладываем к пластине коллектора, а другим на сердечник – загорается, значит требуется перемотка обмотки или полностью замена ротора.
Как проверить якорь стартера
Чтобы проверить якорь стартера, нужно подать напряжение 12V с аккумулятора напрямую на стартер, в обход реле. Если он крутит, то с ним все в порядке, если нет, значит, либо проблемы с ним, либо со щетками. Молчит, не крутится — нужно прибегнуть к разборке для дальнейшей визуальной диагностики и проверке мультиметром (в режиме омметр).
Проверка якоря стартера аккумулятором
Проверка якоря на ППЯ
Основные проблемы с якорем:
- пробой обмотки на корпус (проверяется мультиметром);
- распайка коллекторных выводов (можно увидеть при детальном осмотре);
- межвитковое замыкание обмотки (проверяется только специальным прибором ППЯ).
Выгоревшие ламели из-за нарушения контакта между петушком и шинкой
Очень часто замыкание обмотки можно определить при детальном визуальном осмотре:
- стружка и другие токопроводящие частицы между ламелями коллектора;
- выгоревшие ламели в следствии контакта между шинкой обмотки и петушком.
Также очень часто неравномерный износ коллектора приводит к износу щеток и отказу стартера. Например: выступание изоляции в зазоре между ламелями, из-за смещения коллектора относительно оси вала.
Как проверить мультиметром
Зачастую в обычного автовладельца нет возможности произвести проверку контрольной лампочкой либо дефектоскопом, поэтому самые доступные методы проверки стартера — проверка на аккумуляторе и мультиметром. Щетки и обмотки стартера будем проверять на замыкание, в режимах мегомметра или прозвонки, а обмотки реле — на небольшое сопротивление.
Проверка стартера мультиметром
Разборка и проверка всех деталей стартера
Итак, как проверить стартер мультиметром — нужно лишь разобрать его и замерять сопротивление между:
- щетками и пластиной;
- обмоткой и корпусом;
- пластинами коллектора и сердечником якоря;
- корпусом стартера и обмоткой статора;
- контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
- выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.
Стоит отметить, что сопротивление обмоток якоря мизерное и обычным мультиметром его не определить, поэтому можно лишь прозвонить обмотки на отсутствие обрыва (каждая ламель коллектора должна звониться со всеми остальными) или проверить падения напряжения (на всех должно быть одинаковым) на соседних ламелях при подаче на них постоянного тока (около 1А).
Напоследок представляем для вас сводную таблицу, куда сведена информация о том, какими методами можно проверить ту или иную часть стартера.
Проверяемые элементы и методы | Втягивающее реле | Якорь | Щетки стартера | Обмотка стартера | Бендикс |
---|---|---|---|---|---|
Мультиметр | |||||
Визуально | |||||
Аккумулятор | |||||
Лампочка | |||||
Механически |
Надеюсь, данная информация помогла вам узнать, как проверить стартер своими руками в гаражных условиях, имея в своем распоряжении только аккумулятор или мультимет. Как видите, проверка стартера на работоспособность может и не требовать профессионального оборудования или знания электросхем. Нужны лишь элементарные навыки использования омметра и тестера с контрольной лампочкой. Но для профессионального ремонта в обязательном порядке нужен и ППЯ — прибор проверки якорей.
Источник статьи: http://etlib.ru/blog/471-kak-proverit-starter
Как проверить якорь стартера на МЖЗ и другие неисправности
Неотъемлемой частью любого автомобиля является пусковое устройство. Если оно функционирует хорошо, то и запуск двигателя не будет вызывать проблем, даже зимой. И напротив, если в стартере будут изъяны, мотор заводить с каждым разом будет всё труднее. Из этой статьи вы узнаете, как проверить якорь стартера в домашних условиях на межвитковое замыкание и другие неисправности.
Чем грозит неисправность якоря
Проблемы с якорем, наряду с различными пробоями, износом и распайкой относят к самым распространённым. Неисправность подобного свойства может спровоцировать полный выход из строя пускателя, что, само собой, даст предпосылки к проблемам в системе зажигания.
Следует знать, что поломки этого типа не «лечатся» сразу. Потребуется немного времени и сил, чтобы сначала точно установить причину, а затем её устранить.
Кроме того, неисправности можно полностью доверить специалистам в СТО. Они своё дело знают хорошо, но за любую операцию, какой бы простой она не была, придётся платить из своего кармана. Поэтому некоторые вещи можно и нужно научиться делать самому.
Как определить место замыкания
Если обмотки якоря коротнут, то это грозит большими проблемами. Чтобы суметь разобраться с поломкой и устранить её, потребуется внимательно осмотреть выходы.
Визуальный осмотр может дать исчерпывающие ответы. Практически каждый опытный автомобилист, да и что там – специалист, должен уметь делать оценку уже на визуальном этапе осмотре. Как не бывает дыма без огня, так и не бывает замыкания без следов гари.
После определения места возникновения замыкания, следует очистить контакты, а затем проверить сопротивление измерительным прибором, настроенным на Ом (мультиметром, например).
Изоляция проблемного участка – следующий этап работы. Хорошо поможет смесь асбеста с супер клеем, что даст составу свойство мгновенно застывать.
Если место пробоя, все же, определить не удалось, нужно воспользоваться пока что тоже простым способом. Берётся зачищенная медная проволока, которой нужно связать все ламели так, чтобы они соединились и оказывали друг на друга воздействие. Затем подаётся импульс на короткое время с целью определения слабого места. Ток можно успешно подать с помощью сварочного аппарата, воздействуя на массу и коллектор. Где будет пробивать сварочная дуга, и есть место короткого замыкания.
В крайнем случае, если опять не удалось выявить место замыкания, якорную обмотку можно перемотать целиком.
Межвитковое замыкание или МЖЗ является неисправностью якоря номер один. Определяется с помощью особого аппарата, который предназначен конкретно для этих целей. Называется ППЯ. Он представляет собой трансформатор, эффективно определяющий неисправность.
МЖЗ составляет почти половину всех неисправностей, связанных с электродвигателями (которым, по сути, и является стартер). Причины возникновения МЖЗ нужно искать в перегрузке устройства, ошибочной эксплуатации и изначальном штатном браке.
Примечательно, что неправильная эксплуатация пускового устройства грозит проникновением воды внутрь обмоток.
Как найти МЖЗ? Определить его не так и сложно, если использовать подручные средства и вышеописанный аппарат.
Вот несколько других способов определения МЖЗ якоря:
- При работе стартера устройство нагревается неодинаково, какая-то часть, если потрогать, очень горяча;
- Измерение нагрузки на каждую фазу токовыми клещами (очевидно, что если на одной из фаз тока больше чем на других – это проблема);
- Прозвон обмоток тестером, что подразумевает обязательность отдельного прозвона (каждая обмотка в отдельности, что даёт возможность сверить почерпнутые значения сопротивления);
- Проверить мегомметром, что позволит определить замыкание на корпус (одна клемма прибора прикладывается к корпусу пускателя, другая – к выходу обмоток).
Лучшая и точнейшая проверка якоря на МЖЗ – это использование Гроувер Тестер (американское название) или по-нашему – ППЯ. Правда, уже якорь должен быть снят, а стартер разобран.
ППЯ – это трансформатор, у которого есть только первичная обмотка, а в сердечнике вырезан зазор, куда помещается якорь.
Проверка осуществляется так:
- Якорь ставится в этот зазор;
- Включается ППЯ в сеть 220В;
- На якорь ставится любой отрезок металлической полоски;
- Если кусок металла начнет вибрировать или намагничиваться, значит, в якоре имеется МЖЗ.
Не забудьте вращать якорь по всей окружности, так как МЖЗ может не быть в одной плоскости, но присутствовать в другой.
Источник статьи: http://ozapuske.ru/starter/kak-proverit-yakor-startera.html
Диагностика и ремонт якоря стартера в условиях гаража
Стартер представляет собой узел, без которого не обходится ни одно транспортное средство, поскольку этот элемент является одним из основных в системе зажигания. Как известно, вечных деталей не бывает и время от времени стартерный узел имеет свойство выходить из строя. Подробнее о том, какие неисправности для этого элемента характерны и как проверить якорь автомобильного стартера своими силами в домашних условиях, вы сможете узнать из этого материала.
Возможные неисправности якоря
Неисправности, связанные со стартерным узлом, так или иначе затрагивают всю систему зажигания. О выходе из строя узла вы узнаете сразу, поскольку без него завести двигатель невозможно.
Основные неисправности, характерные для этого устройства:
- износ коллектора, который может быть неравномерным;
- замыкание между витками обмоток узла;
- произошел пробой изоляции на массу;
- распаялись коллекторные контакты;
- износились шипованные элементы под втулки.
Чтобы вы могли решить неисправности такого рода своими силами, вам полезно будет знать, как проверить якорь стартера. Подробнее о диагностике и ремонте мы расскажем ниже.
Проверка стартерного узла тестером
Ремонт якоря
Одной из самых часто встречаемых проблем в работе якоря стартерного узла является короткое замыкание, в частности, речь идет об обмотках, расположенных на корпусе. Для того, чтобы решить такую проблему, потребуется произвести визуальную диагностику выходов инки, а также проводки элемента. Сделав это, вы сможете найти место, где произошел пробой. После того, как оно будет найдено, необходимо осуществить очистку контактов и диагностику сопротивления, для этого используется мультиметр. После этого следует заизолировать пробитый участок, для чего можно применять супер клей с асбестом.
Если визуальная проверка не позволяет найти место пробоя, для диагностики можно использовать другой метод. Он заключается в соединении всех ламелей устройства вместе, но для этого необходимо использовать специальную зачищенную проволоку. Когда ламели будут замкнуты, нужно будет подать напряжение на устройство (на коллектор и массу), а поскольку оно должно быть максимально высоким, для этого может потребоваться сварочный аппарат. Собственно, именно в этом заключается сложность метода. То место, где имеется пробой, будет выгорать (автор видео — Константин Петраков).
В том случае, если в работе узла произошло межвитковое замыкание, такую проблему можно определить при помощи специального девайса. Он так и называется — ППЯ — прибор для проверки якоря. Как показывает практика, зачастую замыкание обусловлено использованием погнутых или мятых проводов либо наличием токопроводящих частиц между ними. Если это так, то необходимо исправить все проблемы (выровнять провода и зачистить их от мусора), после чего сверху нанести слой лака, это позволит защитить устройство. Если данный метод не помог вам найти неисправность, вы можете перемотать якорь самостоятельно.
Что касается короткого замыкания, то обычно оно отражается и на функционировании коллектора. Впоследствии это может привести к перегоранию пластин, в результате чего данный элемент может полностью разрушиться. Если вам придется паять, то помните о том, что перед пайкой рабочие поверхности необходимо тщательно зачистить, для этого можно использовать бормашину. С помощью этого устройства можно произвести хорошую зачистку контактов, а также подводящих проводов. Когда проводка будет вмонтирована обратно в так называемые петушки, с помощью прибора для диагностики якоря его нужно будет проверить.
Если вы будете паять, то в качестве материала рекомендуем приобрести неактивный флюс, а также олово. Прежде чем приступить к процессу, паяльник следует максимально прогреть, это позволит добиться необходимого результата. Также прогревать необходимо и провода, поскольку припой должен хорошо расплавиться, чтобы он мог попасть в место пайки. Когда пайка будет завершена, необходимо будет обработать это место при помощи растворителя, после чего опять произвести диагностику якоря с помощью прибора.
Как показывает практика, наши соотечественники часто сталкиваются с проблемой износа коллекторных пластин, причем неравномерного. Кроме того, коллектор даже может сместиться в отношении своей оси — все эти неисправности обычно обусловлены износом щеточного узла или коллектора в целом. Если говорить о пластинах, то такая проблема проявляется в результате неплотного прилегания щеточных элементов, что способствует образованию так называемой дуги во время работы, изнашивающей пластины. Если это так, то решить проблему позволит проточка коллектора, но учтите, что для этого понадобится специальный токарный станок. Когда проточка будет завершена, устройство необходимо будет очистить от стружки и другой грязи, которая может привести к его неработоспособности.
Заключение
В целом процесс диагностики и ремонта якоря стартерного узла — не особо сложная задача. Если вы знакомы с основами электротехники, то вполне сможете справиться с проверкой самостоятельно. В том случае, если вы сомневаетесь в своих силах, то лучше купите новый стартер или доверьте процедуру ремонта специалистам.
Видео «Ремонт стартерного узла в домашних условиях»
Как правильно отремонтировать устройство и какие нюансы при этом нужно учитывать — узнайте из видео (автор — канал АВТО РЕЗ).
Источник статьи: http://avtozam.com/elektronika/pusk/diagnostika-i-remont-yakorya-startera/