- Как рассчитать скорость автомобиля во время столкновения
- Бесплатный автоюрист +7 (495) 725-58-91
- ваш юрист по автомобильным спорам
- Методики определения скорости при ДТП и их особенности
- Современные методы оценки
- Расчет скорости по тормозному следу
- Различие между понятиями
- Определение скрести по тормозному пути
- Преимущества и недостатки метода
- Использование закона сохранения движения
- Преимущества и недостатки
- Определение скорости путем анализа полученных деформаций
- Таблица расчета скорости при наезде на пешехода
- Экспертный отчет
Как рассчитать скорость автомобиля во время столкновения
Данное исследование проводится в рамках
Проблемы определения скорости автомобиля экспертным путем
Вопрос об определении скорости транспортного средства непосредственно перед столкновением, наездом на пешехода или неподвижный объект является одним из самых актуальных в экспертной практике. Во-первых, превышение скорости является наиболее распространенным нарушением ПДД. Во-вторых, скорость оказывает влияние на возможность водителя вовремя остановить свой автомобиль, сужает угол обзорности водителя, снижает его внимание к обстановке на дороге, а также влияет на другие важные факторы.
Теоретически существует три основных способа определения скорости, причем в некоторых ситуациях возможно было бы применение всех способов.
Первый способ. Определение скорости по длине следов торможения, скольжения, зафиксированных на месте происшествия. Этот способ является самым применимым в экспертной практике, т.к. составлено немало научных трудов, методических пособий с приведенными в них формулами и коэффициентами для такого расчета. Его достоинством является простота расчета, а значит и скорость проведения такого исследования. Но у него есть ряд значительных недостатков. Во-первых, такой расчет проводится с учетом длины оставленных следов юза. Если их не видно или не зафиксировано, ТС не было заторможено, то определить скорость таким способом не получится. Во-вторых, в данном способе не учитывается влияние действия одного транспортного средства на перемещение другого. К примеру, автомобиль оставил следы торможения длиною 5 м, а потом столкнулся с другим ТС, продвинув его еще на 10 м. В расчете таким способом будут учтены только длина следов – 5 м, и соответственно скорость по такому расчету окажется очень малой. Несомненно, чтобы переместить другое ТС на расстояние 10 м надо обладать большим количеством движения, а значит и скоростью, особенно это заметно, когда перемещенное транспортное средство оказывается большей массы. Для учета данных параметров применяется второй способ, описанный ниже. В-третьих, в данном способе не учитываются затраты кинетической энергии на образование повреждений ТС, ведь при столкновении скорость может существенно гаситься на деформацию конструкции обоих ТС.
Второй способ. Определение скорости из закона сохранения количества движения. Именно благодаря этому закону, изучаемому в средних школах на уроках физики, существует возможность определить скорость автомобиля, с учетом его перемещения после ДТП, а также перемещения другого автомобиля, совершенное под воздействием 1-го автомобиля. Данный метод применяется в совокупности с 1-м в случае наличия следов торможения, при их отсутствии на месте происшествия он применяется самостоятельно. Применение данного метода особенно удобно при перекрестных столкновениях, совершенных под углом, близким к прямому, а также в случае, если одно их ТС оказывается неподвижным непосредственно перед столкновением. Приведем пример, когда применение данного метода очевидно. А/м № 1 начал движение на загоревшийся зеленый сигнал светофора. А/м № 2, водитель которого намеревался успеть проезд перекрестка уже на запрещающий сигнал светофора, двигался в поперечном направлении слева направо по отношению к 1-му автомобилю. В результате произошедшего столкновения 1-й автомобиль сместился на несколько метров вправо, относительно направления своего движения. Совершенно, очевидно, что данное смещение произошло под действием удара со стороны 2-го автомобиля. Зная направления их движения, угол взаимодействия, расстояние перемещения после столкновения, а также скорость 1-го автомобиля, можно установить скорость 2-го ТС. Как видно применение данного метода обосновано при наличии всех перечисленных сведений или возможности их установления экспертным путем. Его недостатком является погрешность, так как в данном методе используется несколько данных, неточное определение хотя бы одного ведет к неточному результату. Также для данного метода необходимо знать режим движения транспортных средств после столкновения, были ли они при этом заторможены, скользили ли шины по асфальту, или может автомобиль находился в свободном качении – все это играет роль при проведении расчетов. Иногда режим движения ТС бывает очевиден, но часто его нельзя установить, а значит, в расчете эксперт может использовать несколько значений и формулировать альтернативный вывод. Данный метод, также как и 1-й, не учитывает затраты энергии на образование деформаций. Не смотря на очевидность данного способа определения скорости, он далеко не всегда применяется в экспертной практике. Причины этого нам неизвестны, возможно, это связано с более сложными расчетами, по сравнению с первым методом.
Третий способ. Определение скорости исходя из полученных деформаций. Данный метод наиболее противоречив и не находит своего широко применения, можно сказать, что его используют единицы экспертов. Не смотря на очевидность того факта, что чем больше скорость автомобиля, тем более серьезные повреждения он может получить, на настоящий момент не существует достаточно обоснованных и апробированных методик по решению данной задачи. Те единицы экспертов, которые определяют скорость автомобиля по деформациям, выдают заключения с очень точными выводами, устанавливая скорость движения до десятых долей. Такая точность очень сомнительна, ведь на скорость движения автомобиля влияет огромное количество факторов, а уж на образование повреждений – еще большее. Потеря скорости при торможении и столкновении зависит от шин (давления в них, степени износа, рисунка протектора, наличия шипов), наличия и типа антиблокировочной системы, системы эффективного торможения, состояния тормозных колодок, конструкции автомобиля, его срока службы, обтекаемости, загрузки, в том числе, распределения груза, коэффициента сцепления на конкретном участке, а также от многих других факторов, включая силу и направление ветра. Практически все данные факторы не учитываются при проведении данных расчетов, а учет некоторых из них практически невозможен. В силу этого было бы убедительней, если даже с учетом применения методик расчета скорости, которые не утверждены и не апробированы, данные эксперты указывали на неточность данного метода и наличие некоторой погрешности. Важным фактором является то, что для определения скорости данным методом необходимо владеть информацией по конструкции автомобиля каждой марки, каждой модели и модификации, данная информация заводами-изготовителями не разглашается. Более того, по прошествии времени металл стареет и уже другим образом реагирует на нагрузки, не говоря о том, что автомобиль мог подвергаться восстановительному ремонту, а значит, свойства конструкций претерпели некоторые изменения. Как видно, для объективного, полного и обоснованного расчета по данному методу необходимо огромное количество данных, большинство из которых в настоящее время остаются недоступными. Вследствие чего, данный метод практически не применяется при производстве экспертизы ДТП. Тем не менее, граждане, обращающиеся за проведением автотехнической экспертизы, наиболее часто полагают, что скорость движения транспортных средств определяется именно таким способом.
Автотехнические эксперты АНО «Судебная экспертиза» при установлении скорости движения ТС применяют первый и второй методы, третий метод не используется в силу его недостаточной обоснованности в настоящее время.
Источник статьи: http://sud-exp.ru/stat13.html
Бесплатный автоюрист +7 (495) 725-58-91
ваш юрист по автомобильным спорам
Методики определения скорости при ДТП и их особенности
Нарушение скоростного режима является одной из, если не самой частой, причиной ДТП. Во многих прочих случаях определить, кто именно виноват в ДТП не так сложно: кто-то проезжает на красный свет, кто-то выезжает на встречную полосу.
Если же речь идет о превышении скорости, чаще всего не обойтись без экспертов – только они смогут установить, имело ли место подобное нарушение и с какой именно скоростью двигалось транспортное средство. Сегодня распространено несколько основных методик.
Современные методы оценки
Технический прогресс не стоит на месте и сегодня определить скорость зачастую можно достаточно просто.
Помогают в этом два источника данных:
- данные видеорегистратора. Практически все модели этих устройств записывают также и скорость движения транспортного средства.
Специальный сенсор улавливает момент столкновения и сбрасывает данные в память, удалить их оттуда невозможно;
Можно ли определить скорость авто по видеозаписи? Как это сделать? Смотрите видео:
- GPS/ГЛОНАСС. Они также помогают оценить скорость, но не в момент удара, а лишь за несколько секунд до него.
Однако данные способы подходят далеко не всегда. В таком случае придется измерять скорость более классическими способами.
Расчет скорости по тормозному следу
Одним из наиболее распространённых способов выяснения скорости автомобиля является ее расчет по длине тормозного пути. О данном методе слышал, наверное, каждый автовладелец.
Однако далеко не все в курсе, что здесь имеется нюанс: очень часто люди путают тормозной и остановочный путь.
Как выглядит тормозной путь. Фото: ryazan-expert.ru
Различие между понятиями
Если водитель оперативно реагирует и быстро нажимает на педаль тормоза, то на асфальте обязательно останутся следы, которые и называют тормозным путем.
В случае, если педаль была нажата резко и «в пол», то след будет сплошным, его также часто называют следом юза.
Остановочный путь – совершенно иное понятие. Под ним понимают расстояние, которое успел пройти автомобиль с того момента, как водитель заметил угрозу, до текущей позиции транспортного средства после остановки.
По сути, он включает в себя тормозной путь, который увеличен на расстояние, которое потребовалось, чтобы отреагировать на опасность.
Время реакции зависит от конкретного человека и может возрасти, если водитель был утомлен, был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в тяжелом эмоциональном состоянии. Именно поэтому в подобных случаях садиться за руль не рекомендуется.
Определение скрести по тормозному пути
Для того чтобы рассчитать скорость ТС в начале торможения, экспертам потребуется собрать определенные данные:
- длина кузова и колесная база;
- длина тормозного следа;
- масса автомобиля;
- путь движения накатом;
- наличие или отсутствие ABS.
Как происходит расчет скорости по тормозному пути? Подробно рассказано в этом видео:
Кроме того, эксперты опросят водителя, чтобы определить его состояние, узнать, насколько оперативно он нажал на тормоз и т.п.
Собираются данные о текущей дорожной ситуации (время года, влажность и состояние покрытия, время суток и граница видимости), показания свидетелей происшествия, составляется детальная схема аварии, фиксируются все следы, включая расположение обломков.
Все они подставляются в специальную формулу, с помощью которой и выводится итоговая скорость. Формулы достаточно сложные и могут варьироваться в зависимости от обстоятельств ДТП.
Преимущества и недостатки метода
Плюсы:
- достаточная точность результата;
- обилие посвященной предмету литературы;
- относительно несложные расчеты;
- быстрое получение результата.
Программа для расчета скорости авто при ДТП. Фото: 70region.tomsk.ru
Минусы;
- невозможность использования, если отсутствуют следы шин;
- не учитывается ряд факторов.
Использование закона сохранения движения
Данный метод основан на законе физики, изучаемому еще в школе. Чаще всего он используется в тех случаях, когда произошло столкновение двух автомобилей. В этом методе учитывается траектория движения транспортных средств непосредственно после столкновения.
Использоваться методика может, как в совокупности с первой, так и самостоятельно. Она наиболее ценна тем, что позволяет рассчитать скорость, если отсутствует отчетливый тормозной путь.
Для того чтобы проиллюстрировать метод, можно провести следующий пример: один автомобиль пытался проскочить прямо перед тем, как загорится красный свет светофора, в то время, как второй начал уже начал движение в перпендикулярном направлении и получил удар в бок.
В таком случае он сместится в сторону движения первой машины на некоторое расстояние.
Для определения скорости первого автомобиля эксперты собирают следующие сведения:
- расстояние смещения после удара;
- угол взаимодействия транспортных средств;
- направление движения.
Данные сведения устанавливаются либо опросом пострадавших и свидетелей, либо экспертной методикой.
Преимущества и недостатки
Плюсы:
- может использоваться, когда поредение скорости по тормозному следу затруднено или невозможно;
- позволяется получить результат с высокой точностью, но только при условии достоверности начальных данных;
- оптимальный метод для расследования столкновений с неподвижным автомобилем или препятствием при столкновениях на перекрестах.
Минусы:
- отсутствие упомянутых данных или их незначительное искажение крайне негативной влияет на точность исследования;
- значительно более громоздкие формулы расчета, требующие значительно более сложных расчетов (возможно, именно поэтому на практике данная методика применяется очень редко);
- при определении не учитывается энергия столкновения, затраченная на образование повреждений ТС.
Определение скорости путем анализа полученных деформаций
Данный метод используется наиболее редко, так как сам по себе он достаточно противоречив. Сегодня к нему прибегает лишь незначительное количество экспертов.
На образование деформаций влияет огромное множество факторов, включая состояние шин автомобиля, наличие или отсутствие ABS, распределение груза в нем, конструкции, срока службы авто и т.д.
Очень часто эти данные просто отбрасываются, а часть учесть просто невозможно. Также в результате старения металл кузова может деформироваться по-разному. Это далеко не все факторы, которые следует учитывать для расчета скорости.
Огромное количество требуемых данных, а также зачастую невозможность их установления экспертным путем не позволяют широко использовать данную методику в повседневной практике.
Что характерно, многие автовладельцы уверены, что анализ повреждений автомобиля является главным методом определения его скорости в момент ДТП, настаивая на проведении подобной экспертизы.
Как проводится трасологическая экспертиза? Подробности читайте здесь.
Таблица расчета скорости при наезде на пешехода
В случае, если произошло столкновение с человеком, дополнительно используется и иной способ определения скорости транспортного средства.
Существуют специальные таблицы, в которых перечислено, какие именно травмы может получить пострадавший и какие повреждения при этом получит автомобиль. В таблицах также учитывается множество факторов.
Какие документы нужны для получения страховки после ДТП? Полный список здесь.
Таблица соотношения скорости и нанесенных повреждений пешеходу. Фото: 70region.tomsk.ru
В наиболее простом виде такую таблицу можно представить в следующей форме:
- 30 км/ч – удар придется на бампер транспортного средства, при этом большая часть травм пешехода придется на ноги;
- 60 км/ч – повреждения автомобиля смещаются ближе к лобовому стеклу;
- от 80 км/ч – наиболее сильные деформации автомобиля находятся на передней части крыши.
Упомянутые таблицы постоянно дорабатываются данными из практики ДПС различных стран, а также результатами исследования.
Экспертный отчет
По результатам инспекции места ДТП специалисты составляют соответствующий экспертный отчет.
- подробное описание ситуации на момент аварии. Сюда включают данные: время года и дня, тип покрытия, включая упоминание о влажности, показания свидетелей происшествия, пострадавших и возможного виновника;
- подробная схема дорожной ситуации в момент, непосредственно до аварии (в том числе расположение и направление движения транспорта);
Как правильно самому составить схему ДТП? Подробная инструкция по ссылке.
- месторасположение автомобилей в настоящий момент с указанием, насколько они были сдвинуты ударом;
- фиксация следов происшествия, включая месторасположение возможных обломков, вмятина и прочие деформации кузовов автотранспорта, наличие и продолжительность тормозного пути.
Полученные данные эксперты заносят в специальную форму, которая и становится официальным документом. Он позволяет воссоздать полную картину ДТП.
Как можно видеть, сегодня существует сразу несколько методик для определения скорости автомобиля в момент ДТП.
Однако несмотря на их многообразие, наиболее активно используются первые две из упомянутых – они позволяют получить максимально достоверный результат при минимальных затратах времени.
Источник статьи: http://autourist1.ru/sporny-e-situatsii-na-doroge/dtp/opredelenie-skorosti-pri-dtp.html