- Если в двигателе замерзла вода: что делать водителю
- Замерзла вода в двигателе: причины и последствия
- Как разморозить двигатель, если замерзла вода
- Полезные советы
- Отогрев авто. Как оживить замерзшую машину?
- Чем откапывать машину зимой
- Как разморозить дверные замки
- Как открыть примёрзшую дверь
- Очистка стекол и дворников ото льда
- Как оживить севший аккумулятор
- Как запустить замёрзший двигатель
Если в двигателе замерзла вода: что делать водителю
Как известно, система охлаждения современного двигателя представляет собой совмещенную жидкостную систему и систему воздушного охлаждения. В жидкостной системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания присутствует рабочая жидкость. Долгое время такой рабочей жидкостью являлась обычная проточная вода, которая повсеместно использовалась в различных видах гражданского, коммерческого и другого транспорта. Использование воды позволяло реализовать достаточный отвод тепла, обеспечивало приемлемый срок службы элементов системы охлаждения.
При этом главным недостатком использования воды в системе охлаждения были и остаются сложности, с которыми сталкиваются водители во время эксплуатации автомобиля в холодное время года. Добавим, что хотя активное развитие химической промышленности позволило в дальнейшем предложить альтернативу в виде тосола или антифриза, некоторые водители продолжают и сегодня использовать проточную или дистиллированную воду. Причина такого решения проста – нет необходимости тратить деньги на антифриз или тосол. При этом подобная экономия сегодня кажется весьма сомнительной по ряду причин. Далее мы поговорим о том, что будет, если замерзнет вода в двигателе, а также что делать водителю, если замерзла вода в радиаторе и двигателе.
Замерзла вода в двигателе: причины и последствия
Как известно, вода имеет свойство замерзать. Это происходит даже не при отрицательных температурах, а при показателе в 0 градусов по Цельсию. Получается, ответом на вопрос, при какой температуре замерзает вода в двигателе, является именно эта отметка. Замерзание воды приводит к кристаллизации и увеличению в объеме. Обратите внимание, в системе охлаждения двигателя жидкость находится в замкнутом контуре.
Становится понятно, что замерзание приведет к расширению, в результате чего в блоке цилиндров, головке блока цилиндров, в радиаторе системы охлаждения и других элементах появляются трещины.
Добавим, что вода не обязательно замерзнет в моторе сразу при понижении температуры до ноля. Для полного промерзания автомобиль должен находиться на открытой стоянке при нулевой температуре определенное время (от 24 часов и более). Если же температура понизится еще сильнее, тогда процесс замерзания может значительно ускориться. Именно по этой причине до появления антифриза водители были вынуждены перед зимней стоянкой сливать воду из двигателя, после чего перед поездкой теплая вода повторно заливалась в систему.
Дополнительным способом предотвращения быстрого замерзания воды является утепление радиатора и двигателя. Обычно такое решение позволяет не сливать воду из ДВС зимой с учетом не продолжительной стоянки, так как утеплитель позволяет замедлить процесс остывания прогретого мотора.
Как разморозить двигатель, если замерзла вода
- Начнем с того, что воду обычно используют владельцы достаточно старых автомобилей. При этом первичным признаком замерзания обычно является лед в расширительном бачке. Если есть такая возможность, в подобном случае автомобиль лучше не заводить. Дело в том, что при попытке запуска значительно возрастает риск повреждения крыльчатки помпы. Машину в данном случае оптимально доставить на буксире в отапливаемое помещение, теплый бокс или гараж. Далее произойдет естественное отогревание, после чего воду нужно слить и провести диагностику. Если неполадок не выявлено, тогда остается промыть систему и залить антифриз. Этот способ считается наиболее правильным и рациональным.
- В том случае, если такой возможности нет, тогда для начала следует проверить степень промерзания, так как лед в бачке не всегда означает, что вода в системе охлаждения полностью замерзла. Многие автолюбители рекомендуют такой способ, когда привод с помпы снимается, после чего мотор заводят на несколько минут (не более 5). В этом случае циркуляции жидкости в рубашке охлаждения не будет, но и силовой агрегат не успевает перегреться. Далее двигатель следует заглушить, выдержать несколько минут паузы и снова запустить на 5 минут. Нескольких таких подходов будет достаточно для того, чтобы лед в системе оттаял. Дополнительно можно заранее утеплить двигатель и радиатор до первого запуска. Также необходимо перед запуском прогреть помпу. Для этого насос обматывают тряпками, которые поливают горячей водой. Минусом способа можно считать то, что на многих авто помпа приводится в действие от ремня ГРМ, то есть снять ремень и затем завести двигатель не получится. В этом случае машину необходимо отогревать в теплом боксе.
- Если водитель завел мотор, но есть подозрения на замерзшую воду в радиаторе, тогда степень замерзания воды в двигателе также можно определить при помощи термометра или в результате появления пара, который идет из пароотводной трубки. Это проявится уже после запуска и определенного прогрева ДВС.
Полезные советы
В том случае, если вода в нижнем трубопроводе не превратилась в лед, будет достаточно реализовать качественное утепление радиатора и самого двигателя. Затем отогревают водяной насос, после чего заводят агрегат и мотору дают некоторое время поработать в режиме холостого хода. Далее двигатель следует сразу заглушить в тот момент, когда вода начнет кипеть.
Напоследок добавим, что использование даже самого дешевого антифриза или тосола является намного более оправданным решением по сравнению с тем, чтобы заливать в систему обычную или дистиллированную воду. Дело в том, что кроме замерзания в холодное время год вода также не способна защитить детали системы охлаждения от коррозии и накипи. В результате срок службы радиатора охлаждения и радиатора печки, помпы, термостата и других элементов значительно сокращается. В случае использования воды в нагруженных режимах двигатель может перегреваться, что влияет на качество и стабильность его работы, расход топлива и общий моторесурс.
На какие неисправности указывает эмульсия на масляном щупе и крышке маслозаливной горловины. Способы самостоятельного определения причин данной проблемы.
Ржавчина в системе охлаждения мотора и двигателе: что делать и как удалить загрязнения. Доступные способы очистки системы охлаждения своими руками.
Почему попадание антифриза в моторное масло является серьезной неисправностью. Какие последствия для ДВС могут возникнуть после езды на смеси ОЖ и масла.
Причины затрудненного «холодного» пуска дизельного двигателя. Компрессия, свечи накаливания, дизельные форсунки, ТНВД, парафин или вода в топливной системе.
Можно ли мыть двигатель с наступлением холодов, когда рекомендуется эта процедура. Как правильно осуществляется мойка мотора зимой. Советы и рекомендации.
Как вернуть работоспособность авто аккумулятору, если он замерз. Почему происходит замерзание электролита в АКБ, как нужно размораживать и заряжать батарею.
Источник статьи: http://krutimotor.ru/zamerzla-voda-v-radiatore-i-bloke-cilindrov/
Отогрев авто. Как оживить замерзшую машину?
Зимой автомобиль часто проводит по несколько дней без движения из-за нелётной погоды или новогодних праздников. Долгая стоянка на холоде может заморозить технику, создав владельцу немало проблем. Что делать, если машина замёрзла? Посмотрим, какие инструменты и хитрости есть в арсенале водителей, чтобы ответить на зимние вызовы.
Чем откапывать машину зимой
Сугроб на месте машины — стандартное зимнее «развлечение» автомобилиста. Столкнувшись с ним впервые, понимаешь: инструменты для борьбы со снегом стоит заранее брать домой, а не оставлять в машине накануне снегопада. Тогда не придётся копаться в сугробе руками, пытаясь нащупать крышку багажника.
Что нужно для быстрого вызволения из снежного плена? Прежде всего, правильная лопата. Не стоит откапывать машину старой дедовской железной лопатой, которой легко повредить кузов и колёсные диски. Купить пластиковую автомобильную лопату для снега намного дешевле, чем чинить сколы краски. Да и времени уйдёт меньше: широким пластиковым совком снег кидать проще и эффективнее.
Для очистки кузова есть удобные щетки и скребки для снега. Начинать чистку лучше с крыши, постепенно спускаясь вниз. Не стоит сразу приниматься за стёкла, оставляя на крыше сугроб: при первом же резком торможении он съедет на лобовое стекло, перекрыв обзор. А на высокой скорости оставшийся на крыше снег создаёт позади машины настоящую вьюгу, мешающую заметить вас на дороге. Поэтому чистить автомобиль от снега нужно тщательно.
Как разморозить дверные замки
— Как твоя машина в -30° заводится?
— А кто её знает, она не открывается…
(Бородатый анекдот)
Большинство машин сегодня открывается «по воздуху»: с пульта сигнализации или с помощью бесключевого доступа. Но если аккумулятор сядет, придётся вспомнить о старой доброй замочной скважине. Правда, и с ней возможны проблемы.
Из-за отсутствия смазки и редкого использования личинка замка может подклинивать даже летом. А зимой к этому добавляется влага, попадающая в механизм на автомойках — на улице она быстро превращается в лёд. Повернуть ключ в закисшей и заледеневшей личинке не получится — можно только сломать его, если давить чересчур сильно. Для оживления замка нужны другие методы.
Лучший способ восстановить работу личинки — залить в неё специальный размораживатель замков. Лёд растопит изотермическая реакция, безопасная для металлических деталей и краски. Специальные средства для замков отличаются от универсальных размораживателей замков и стёкол наличием в составе смазки (на стёклах она бы оставила масляные разводы). Оба типа автохимии справятся с задачей, но после универсальных средств замок лучше дополнительно смазать.
Народные средства для размораживания замков — кипяток и тормозную жидкость — использовать не стоит. Создавая резкий перепад температур, кипяток портит лакокрасочное покрытие двери рядом с личинкой, а остывая, сам превращается в лёд. Тормозная жидкость весьма агрессивна к металлам, что ускоряет коррозию внутри замка.
В крайнем случае, когда под рукой нет подходящей автохимии, можно попытаться разморозить дверной замок автомобиля самим ключом, предварительно нагрев его зажигалкой.
Как открыть примёрзшую дверь
Замок открыт, а дверь не поддается — знакомая ситуация? Особенно после мойки накануне. Чтобы двери не примерзали, нужна профилактика: тщательная протирка влаги в дверных проёмах, продувка сжатым воздухом и обработка уплотнительных резинок графитовой или силиконовой смазкой. В этом вопросе важна самостоятельность: на автомойках редко думают о том, как вы будете открывать машину на следующий день.
Если дверь все-таки примёрзла, не переусердствуйте в попытках открыть её. На морозе дверную ручку легко отломать, оставшись с ней в руках перед так и не сдавшейся дверью. Вместо силовых методов применяйте смекалку: проверьте другие двери машины — возможно, одна из них откроется проще. По периметру двери можно аккуратно стучать ладонью, чтобы раскрошить лёд внутри проёма. А самый изящный, пусть и долгий способ попасть в машину — запустить двигатель дистанционно и дождаться, пока отопитель прогреет салон, освободив двери.
Очистка стекол и дворников ото льда
Можно ли поцарапать стекло пластиковым скребком? С точки зрения физики, это невозможно: пластик значительно мягче. Однако царапины, порой появляющиеся на стекле даже от работы резиновых дворников, заставляют усомниться в научных выкладках.
На самом деле, стекло царапают не дворники и не скребки, а мелкие песчинки и твёрдые частицы грязи, оказавшиеся на поверхности. Кристаллы льда мягче них и не могут повредить стекло, но всё же при работе скребком стоит соблюдать осторожность: счищать иней и лёд в одном направлении, без хаотичных движений в разные стороны.
«Ленивое» растапливание льда на стекле струёй горячего воздуха из печки чревато более серьёзной проблемой, чем царапины. Из-за разницы температур велик шанс, что стекло просто лопнет, и перед глазами водителя появится внушительная трещина. Так часто бывает при наличии на стекле мелких сколов.
Безопасно и быстро очистить стекло ото льда поможет размораживатель стёкол. Тонкая наледь и иней после обработки легко удаляются взмахом дворников, а толстый, намерзший за несколько дней слой льда размягчается и счищается скребком почти без нажима.
Щётки стеклоочистителей тоже стоит обработать размораживателем, поскольку механическая очистка скребком может повредить резинки. А включение примерзших к стеклу дворников чревато поломкой электропривода.
Как оживить севший аккумулятор
Может ли аккумулятор замёрзнуть на морозе? Полностью заряженный — нет, электролит в нём сохраняет текучесть до -60°C и даже ниже. Но в коротких городских поездках батарея редко заряжается на 100%, да и работающие «фоном» электроприборы (сигнализация, иммобилайзер, блок бесключевого доступа) постепенно «съедают» заряд. А это уже опасно: в полуразряженном аккумуляторе электролит превращается в лёд всего при -20°C.
Замёрзший электролит повреждает пластины, и батарею уже не спасти, поэтому нужно тщательно следить за ней, не допуская глубокого разряда. Перед долгой стоянкой на морозе проверьте напряжение аккумулятора (если требуется — подзарядите) и снимите клеммы с токовыводов, чтобы исключить утечку.
Но полностью разряженный и замёрзший аккумулятор — крайний случай, до которого лучше не доводить. Обычно всё начинается с неудачных попыток запуска и неуверенного вращения стартера. Такому аккумулятору требуется помощь, лучше всего — демонтаж и зарядка стационарным зарядным устройством в домашних условиях. Температура влияет на скорость химической реакции, поэтому не спешите заряжать только что принесённую с мороза батарею — дайте ей нагреться в течение пары часов.
Для оперативной помощи на улице можно использовать зарядно-пусковое устройство как дополнительный источник питания, либо прибегнуть к классической «прикурке» от другой машины — для этого понадобятся качественные пусковые провода.
Как запустить замёрзший двигатель
Итак, с аккумулятором порядок — зарядили, «подкурили» или купили новый. Как завести машину на холоде? Успешный запуск двигателя в мороз зависит от нескольких факторов:
- Стартовый ток аккумулятора
- Подходящая вязкость масла
- Исправность свечей зажигания/накаливания
- Наличие топлива и его воспламеняемость
- Правильное смесеобразование в цилиндрах
Если стартер уверенно крутит, но мотор не заводится — что-то не так с последними пунктами списка. При долгих попытках запуска свечи зажигания часто заливает бензином, и они не дают искру. Сушка свечей зажигания не всегда помогает — лучше сразу менять их на новые. Дизельному двигателю искра не нужна, зато требуется высокая стартовая температура в цилиндрах — убедитесь, что исправны свечи накаливания.
Какой бензин лучше заливать зимой? Чем больше октановое число, тем выше детонационная стойкость топлива (актуально для форсированных двигателей), но она же усложняет зимний запуск. 95-й бензин поджечь сложнее, чем 92-й, а 98-й горит ещё хуже. Поэтому зимой лучше заправляться бензином с минимальным октановым числом, допустимым для вашего двигателя.
А что насчёт дизеля? Согласно нормам, зимнее дизельное топливо не должно замерзать до -35°C (летнее кристаллизуется при -5°C), но на практике с образованием в зимнем топливе парафинов можно столкнуться уже при -25°C. Для профилактики лучше заливать в бак антигель для дизельного топлива накануне похолодания. Если же топливо уже замёрзло, то оживить машину будет непросто. Да, есть специальные антигели-размораживатели, но они смогут восстановить текучесть топлива только в баке. Чтобы запустить двигатель, придётся вручную прокачать магистраль и заменить топливный фильтр.
Для запуска двигателя недостаточно подать в цилиндры воздух и топливо, нужно сделать это в правильной пропорции, которая зависит от корректной работы датчиков. А они на морозе часто сбоят, делая смесь слишком бедной или чересчур богатой. В этой ситуации можно создать топливно-воздушную смесь вручную с помощью жидкости для быстрого старта. Она впрыскивается прямо во впускной патрубок и попадает в цилиндры, где легко воспламеняется, и мотор успешно стартует.
Если же никакие хитрости не помогли, и двигатель не заводится — не стоит мучить технику, которой на морозе и так несладко. Придётся кардинально менять условия запуска: греть подкапотное пространство тепловой пушкой, эвакуировать машину в тёплый бокс или ждать потепления.
Источник статьи: http://hyperauto.ru/articles/poleznaya-informaciya/otogrev-avto-kak-ozhivit-zamerzshuyu-mashinu/