Как считать выбросы от автомобилей

Расчет выбросов от автотранспорта

Расчет валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта производится по формуле:

M’ — выброс вещества в сутки при выезде (г);

M» — выброс вещества в сутки при въезде (г);

Dфк=Dp·Nк— суммарное количество дней работы в расчетном периоде.

Nк— количество ДМ данной группы, ежедневно выходящих на линию;

Dp— количество рабочих дней в расчетном периоде.

Расчет максимально разовых выбросов производился по формуле:

С учетом синхронности работы: Gmax=(Gi), где

Mп— удельный выброс пускового двигателя (г/мин.);

Tп— время работы пускового двигателя (мин.);

Mпр— удельный выброс при прогреве двигателя (г/мин.);

Tпр— время прогрева двигателя (мин.);

Mдв=Ml— пробеговый удельный выброс (г/мин.);

Tдв1=60·L1/Vдв=0.060 мин. — среднее время движения при выезде со стоянки;

Tдв2=60·L2/Vдв=0.705 мин. — среднее время движения при въезде на стоянку;

L1=(L+L)/2=0.010 км — средний пробег при выезде со стоянки;

L2=(L+L)/2=0.117 км — средний пробег при въезде со стоянки;

Tхх=1 мин. — время работы двигателя на холостом ходу;

Vдв— средняя скорость движения по территории стоянки (км/ч);

Mхх— удельный выброс техники на холостом ходу (г/мин.);

N’ — наибольшее количество техники, выезжающей со стоянки в течение 1 часа, характеризующегося максимальной интенсивностью выезда.

Надеюсь указанный расчет валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта поможет сориентироваться вам.

Источник статьи: http://ecoproverka.ru/raschet-vybrosov-ot-avtotransporta/

Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО
ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

приказом Госкомэкологии России

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА
ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ СВОДНЫХ РАСЧЕТОВ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ
АТМОСФЕРЫ ГОРОДОВ

Настоящий документ устанавливает порядок расчета выбросов автотранспорта для их использования при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферы городов ; может быть применен ко всем категориям автотранспортных средств при эксплуатации в городских условиях .

Полученные по настоящему документу результаты используются в качестве исходных данных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов выбросами промышленности и автотранспорта .

При разработке данного документа учтены результаты практической оценки выбросов при проведении расчетов загрязнения атмосферы в Государственных комитетах по охране окружающей среды Пермской и Псковской областях , Санкт — Петербурга и Ленинградской области и комитете по охране окружающей среды г . Воронежа , а также их замечания и предложения по совершенствованию методологии оценки выбросов автотранспорта для применения при сводных расчетах загрязнения атмосферы городов .

I. Общие положения . 1

II. Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспортом .. 2

II.1. Расчет выбросов движущегося автотранспорта. 3

II.2 Расчет выбросов автотранспорта в районе регулируемого перекрестка . 4

III. Организация и проведение натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков на основных автомагистралях . 5

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Настоящая методика предназначена для оценки величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными потоками на городских магистралях .

1.2 . Полученные величины выбросов автотранспортных потоков на городских автомагистралях применяются при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха города ( региона ) выбросами промышленности и транспорта .

1.3 . В качестве исходных данных для расчета выбросов автотранспорта в атмосферу используются результаты натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным категориям автотранспортных средств .

1.4 . Приведенные в данном документе усредненные удельные значения показателей выбросов отражают основные закономерности их изменения при реальном характере автотранспортного движения в городских условиях , определяемых целесообразным выбором передаточного отношения от двигателя к трансмиссии . При этом учитывается , что в городе автомобиль совершает непрерывно разгоны и торможения , перемещаясь с некоторой средней скоростью на конкретном участке автомагистрали , определяемой дорожными условиями .

1.5 . Расчеты выбросов выполняются для следующих вредных веществ , поступающих в атмосферу с отработавшими газами автомобилей :

— оксид углерода ( СО );

— оксиды азота N О x ( в пересчете на диоксид азота );

— диоксид серы ( SO 2 );

* — расчет выбросов соединений свинца для автомобилей , движущихся по городским автомагистралям , производится в том случае , если в данном городе используется этилированный бензин . Рассчитанные значения выбросов соединений свинца целесообразно уточнить с учетом доли этилированного бензина в общем потреблении бензинов всех марок в данном городе .

** — для автомобилей с бензиновыми двигателями при проведении расчетов загрязнения атмосферы используется ПДКм . р . по бензину ( код 2704); для автомобилей с дизельным двигателем — по керосину ( код 2732) [ 8].

1.6 . Используемые при расчете выбросов параметры определяются на основе натурных обследований , проведение которых осуществляется по достаточно простой схеме , не требующей инструментального оснащения и продолжительного обучения . Это позволяет выполнять такие работы практически в любом городе с необходимой периодичностью , что весьма важно для регулярной корректировки информации о выбросах автотранспорта в целях поддержания работы компьютерного банка данных о выбросах промышленности и автотранспорта города в оперативном режиме .

II . РАСЧЕТ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ АВТОТРАНСПОРТОМ

Выброс i — го вредного вещества автотранспортным потоком ( MLi ) определяется для конкретной автомагистрали , на всей протяженности которой , структура и интенсивность автотранспортных потоков изменяется не более , чем на 20 — 25 %. При изменении автотранспортных характеристик на большую величину , автомагистраль разбивается на участки , которые в дальнейшем рассматриваются как отдельные источники .

Такая магистраль ( или ее участок ) может иметь несколько нерегулируемых перекрестков или ( и ) регулируемых при интенсивности движения менее 400 — 500 а / час .

Для автомагистрали ( или ее участка ) с повышенной интенсивностью движения ( т . е . более 500 а / час ) целесообразно дополнительно учитывать выброс автотранспорта ( Мп ) в районе перекрестка .

В районе перекрестка выбрасывается наибольшее количество вредных веществ автомобилем за счет торможения и остановки автомобиля перед запрещающим сигналом светофора и последующим его движением в режиме «разгона» по разрешающему сигналу светофора .

Это обуславливает необходимость выделить на выбранной автомагистрали участки перед светофором , на которых образуется очередь автомобилей , работающих на холостом ходу в течение времени действия запрещающего сигнала светофора .

Таким образом , для автомагистрали ( или ее участка ) при наличии регулируемого перекрестка суммарный выброс М будет равен :

( II .1 )

, , , выброс в атмосферу автомобилями , находящимися в зоне перекрестка при запрещающем сигнале светофора ;

, , , — выброс в атмосферу автомобилями , движущимися по данной автомагистрали в рассматриваемый период времени ;

n и m — число остановок автотранспортного потока перед перекрестком соответственно на одной и другой улицах его образующих за 20- минутный период времени ;

индексы 1 и 2 соответствуют каждому из 2- х направлений движения на автомагистрали с большей интенсивностью движения , а 3 и 4 — соответственно для автомагистрали с меньшей интенсивностью движения .

II.1 . Расчет выбросов движущегося автотранспорта.

Выброс i — того загрязняющего вещества ( г / с ) движущимся автотранспортным потоком на автомагистрали ( или ее участке ) с фиксированной протяженностью L ( км ) определяется по формуле :

( II .2 )

( г / км ) — пробеговый выброс i -г o вредного вещества автомобилями k — й группы для городских условий эксплуатации , определяемый по табл . II .1 ;

k — количество групп автомобилей ;

Gk (1/ час ) — фактическая наибольшая интенсивность движения , т . е . количество автомобилей каждой из К групп , проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автомагистрали в единицу времени в обоих направлениях по всем полосам движения ;

— поправочный коэффициент , учитывающий среднюю скорость движения транспортного потока ( ( км / час ) на выбранной автомагистрали ( или ее участке ), определяемый по табл . II .2 );

— коэффициент пересчета «час» в «сек» ;

L ( км ) — протяженность автомагистрали ( или ее участка ) из которого исключена протяженность очереди автомобилей перед запрещающим сигналом светофора и длина соответствующей зоны перекрестка ( для перекрестков , на которых проводились дополнительные обследования ).

Значения пробеговых выбросов ( г / км ) для различных групп автомобилей

Источник статьи: http://gosthelp.ru/text/Metodikaopredeleniyavybro.html

Расчет выбросов загрязняющих веществ от автомобилей

Воздействие транспорта на экосистемы выражается в следующем:

– в загрязнении атмосферы, водных объектов и земель, изменении химического состава почв и микрофлоры, образовании производствен­ных отходов, в том числе токсичных и радиоактивных, шламов, замазученного грунта. Например, в 2007г. около 65 % пришлось на транспортные выбросы от общего объема выбросов загрязняющих веществ, которые поступили в атмосферу Одесской области. Распределение выбросов по видам транспорта следующее: 87 % приходится на автомобильный транспорт, около 8 % – на же­лезнодорожный, чуть более 2 % – на воздушный и 3 % – на речной и морской.

– в потреблении природных ресурсов: атмосферного воздуха, необходимого для протекания рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств; нефтепродуктов и природного газа; воды для систем охлаждения ДВС и мойки транспортных средств, производственных и бытовых нужд предприятий транспорта; земельных ресурсов, отчуждаемых под строительство автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, речных и морских портов и т.д. Также для процессов технического обслуживания и ремонта подвижного соста­ва необходимы энергетические затраты, связанные с большим водопотреблением, загрязнением атмосферы, гидросферы и образованием отходов, в том числе токсичных.

– в выделении тепла в окружающую среду при работе ДВС и топливосжигающих установок в транспортных производствах;

– в создании высоких уровней шума и вибрации;

– в возможности активизации неблагоприятных природных процессов: водная эрозия, заболачивание местности, оползней, обвалов;

– в травматизме и гибели людей, животных, нанесении большого материального ущерба при авариях и катастрофах;

– в разрушении почвенно–растительного покрова и уменьшении урожайности сельскохозяйственных культур.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта приобретает все большее значение в связи с увеличивающимся количеством автомобилей на улицах городов и автомобильных парков. Выхлопные газы являются продуктами окисления и неполного сгорания углеводородного топлива. Они поступают в нижние слои атмосферы, в связи с этим вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека, поэтому автотранспорт является низким источником выбросов, создает высокие концентрации загрязняющих веществ в районах автомагистралей и близлежащих к ним селитебных зон.

Состав выхлопных газов автомобилей колеблется в значительной степени и зависит от ряда факторов: типа двигателя (карбюраторный (бензиновый) или дизельный), режима его работы (прогрев, холостой ход, движение при постоянной скорости) и нагрузки, технического состояния, качества топлива, квалификации и опытности водителя. Поэтому расчет загрязнения атмосферы выхлопными газами автомобиля по усредненным показателям является ориентировочным. Точные значения могут быть определены при многократных замерах реальных концентраций загрязнителей атмосферы.

Зависимость состава выбросов от типа двигателей приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1. Состав выхлопных газов в зависимости от типа двигателя, %

Компонент Карбюраторный Дизельный
Азот 74–77 76–78
Кислород 0,3–8,0 2–18
Пары воды 3,0–5,5 0,5–4,0
Диоксид углерода 5,0–12,0 0,5–4,0
Оксид углерода 0,5–12,0 0,01–0,5
Оксиды азота 0,0–0,8 0,0002–0,5
Углеводороды неканцерогенные 0,2–3,0 0,009–0,5
Альдегиды 0,0–0,2 0,001–0,009
Сажа 0,0–0,4* 0,01–1,1*
Бенз[а]пирен До 10–20×10 −6 ** До10×10 −6 **

* Токсичные компоненты ** Канцерогены

Из приведенных в табл. 4.1. данных следует, что выбросы основных загрязняющих веществ ниже в дизельных двигателях. Поэтому их принято считать более экологическими. Однако дизельные двигатели отличаются повышенным выбросом сажи, образующейся вследствие перегрузки и плохой регулировки двигателя и системы подачи топлива.

Более 200 компонентов поступают в атмосферу в составе выхлопных газов, топливных испарений, картерных газов от ДВС и топливных систем автомобилей. Автомобильные газы представляют собой чрезвычайно сложную, недостаточно изученную смесь токсичных компонентов. Ниже рассмотрим воздействие некоторых загрязнителей.

Первая группа. В нее входят нетоксичные вещества: азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ и другие естественные компоненты атмосферного воздуха. В этой группе заслуживает внимания углекислый газ (СО2), содержание которого в выхлопных газах в настоящее время не нормируется, однако, вопрос об этом ставится в связи с особой ролью СО2 в «парниковом эффекте».

Вторая группа. К этой группе относят только одно вещество – оксид углерода, или угарный газ (СО). Продукт неполного сгорания нефтяных видов топлива, не имеет цвета и запаха, легче воздуха. С кислородом и на воздухе СО превращается в СО2, выделяя значительное количество теплоты.

Оксид углерода вступая в реакцию с гемоглобином крови приводит к нарушению газообмена в организме, появляется кислородное голодание и возникает нарушение функционирования всех систем организма. Характер отравления СО зависит от его концентрации воздухе, продолжительности воздействия и индивидуального восприятия человека. Легкая степень отравления вызывает пульсацию в голове, потемнение в глазах, повышенное сердцебиение. При тяжелом отравлении сознание затуманивается, возрастает сонливость. При очень боль­ших дозах угарного газа (свыше 1 %) наступают потеря сознания и смерть.

Третья группа. В ее составе оксиды азота, главным образом оксид азота (NО) и диоксид азота (ΝО2). Это газы, образующиеся в камере сгорания ДВС при температуре 2800 0 С и давлении около 10 кгс/см. Оксид азота – бесцветный газ, не взаимодействует с водой, и мало растворим в ней. При обычных атмосферных условиях NО легко окисляется кислородом воздуха и превращается в NО2 – газ бурового цвета с характерным запахом. Он тяжелее воздуха, поэтому собирается в углублениях и представляет большую опасность при техническом обслуживании транспортных средств.

Для человеческого организма оксиды азота еще более вредны, чем угарный газ. Общий характер воздействия меняется в зависимости от содержания различных оксидов азота. При контакте NО2 с влажной поверхностью (слизистые оболочки глаз, носа, бронхов) образуются азотная и азотистая кислоты, раздражающие слизистые оболочки и поражающие легкие. При высоких концентрациях оксидов азота возникают астматические проявления и отек легких. При длительном их воздействии в концентрациях, превышающих норму, люди заболевают хроническим бронхитом, воспалением слизистой желудочно–кишечного тракта, страдают сердечной слабостью, а также нервными расстройствами.

Вторичная реакция на воздействие оксидов азота проявляется в образовании в человеческом организме нитритов и всасывании их в кровь. Это приводит к нарушению сердечной деятельности.

Они оказывают отрицательное воздействие и на растительность, образуя на листовых пластинах растворы азотной и азотистой кислот. Этим же свойством обусловлено их влияние на строительные материалы и металлические конструкции. Кроме того, они участвуют в фотохимической реакции образования смога.

Четвертая группа. В эту наиболее многочисленную по составу группу входят различные углеводороды соединений типа СХНУ. В выхлопных газах содержатся углеводороды различных гомологических рядов: парафиновые (алканы), нафтеновые (цикланы) и ароматические (бензольные), всего около 160 компонентов. Они образуются в результате неполного сгорания топлива в двигателе.

Углеводороды токсичны и оказывают неблагоприятное воздействие на сердечнососудистую систему человека, также они являются канцерогенными веществами (способны вызвать и развить злокачественные новообразования).

Особой канцерогенной активностью отличается ароматический углеводород бенз[а]пирен (С20Н12), содержащийся в выхлопных газах бензиновых и дизельных двигателей. Он хорошо растворяется в маслах, жирах, сыворотке человеческой крови. Накапливаясь в организме человека до опасных концентраций, стимулирует образование злокачественных опухолей.

Углеводороды под действием ультрафиолетового излучения Солнца вступают в реакцию с оксидами азота, в результате образуются фотооксиданты, являющиеся основой «смога». Они биологически активны, оказывают вредное воздействие на живые организмы, ведут к росту легочных и бронхиальных заболеваний людей, разрушают резиновые изделия, ускоряют коррозию металлов, ухудшают условия видимости.

Пятая группа. Ее составляют альдегиды (органические соединения), в основном формальдегид, акролеин и уксусный альдегид. Наибольшее количество альдегидов образуется на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда температуры сгорания в двигателе невысокие.

Формальдегид (НСНО) – бесцветный газ с неприятным запахом, тяжелее воздуха, легко растворимый в воде. Он раздражает слизистые оболочки человека, дыхательные пути, поражает центральную нервную систему.

Акролеин (СН2=СН–СН=О) – бес­цветный ядовитый газ с запахом подгоревших жиров. Оказывает воз­действие на слизистые оболочки.

Уксусный альдегид (СНзСНО) – газ с резким запахом, токсично действует на человеческий организм.

Шестая группа. В нее выделяют сажу и другие дисперсные частицы (продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар и др.). Сажа – частицы твердого углерода черного цвета, образующиеся при неполном сгорании и термическом разложении углеводородов топлива. Она не представляет непосредственной опасности для здоровья человека, но может раздражать дыхательные пути. Создавая дымный шлейф за транспортным средством, она ухудшает видимость на дорогах. Сажа насыщена канцерогенными углеводородами и микроэлементами (их выбросы в атмосферу недопустимы). Наибольший вред сажи заключается в адсорбировании на ее поверхности бенз[а]пирена, который оказывает более сильное негативное воздействие на организм человека, чем в чистом виде.

Седьмая группа. В эту группу входят сернистые соединения (сернистый ангидрид, сероводород), которые образуются в составе выхлопных газов двигателей, используемых топливо с повышенным содержанием серы. Значительно больше серы присутствует в дизельных топливах.

Сернистые соединения обладают резким запахом, тяжелее воздуха, растворяются в воде. Оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки горла, носа, глаз человека, могут привести к нарушению углеводного и белкового обмела, а также к отравлению организма.

Сернистый ангидрид губительно воздействует на растительный мир, строительные материалы, металлические конструкции и участвует в реакции образования смога.

Восьмая группа. Компоненты этой группы – свинец и его соединения – встречаются в выхлопных газах карбюраторных автомобилей только при использовании этилированного бензина, имеющего в своем составе присадку, повышающую октановое число (этиловую жидкость Р–9). Добавление к бензину присадки Р–9 делает его высокотоксичным.

При применении этилированных бензинов в атмосферу выделяются свинец (тетраэтилсвинец), бром, хлор и их соединения. Считается, что аэрозоли галоидных соединений свинца могут подвергаться каталитическим и фотохимическим превращениям, участвуя в образовании смога.

В придорожном пространстве примерно 50 % выбросов свинца в виде микрочастиц сразу распределяются на прилегающей поверхности. Остальное количество в течение нескольких часов находится в воздухе в виде аэрозолей, а затем также осаждается на землю вблизи дорог. Накопление свинца в придорожной полосе приводит к загрязнению экоси­стем и делает близлежащие почвы непригодными к сельскохозяйственному использованию.

Рекомендации по уменьшению загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей

— увеличить пропускную способность улично–дорожной сети населенных пунктов в 2–2,5 раза;

— выделить в больших городах внеуличные магистрали, которые способны принять на себя основную нагрузка внутригородского пробега автомобилей;

— обеспечить повышение средней скорости движения путем уменьшения количества перекрестков и светофоров;

— развить систему общественного транспорта с использованием более скоростных, емких и комфортных видов подвижного состава;

— сформировать сетку автомобильных стоянок и построек автосервиса с активным использованием подземного пространства;

— снижать нагрузку подвижного состава путем постоянного усовершенствования систем общественного транспорта;

— совершенствовать ДВС, что может уменьшить потребление топлива на 15–20%, а значит и объем выбросов на 15–20%;

— переводить ДВС на более экологическое топливо.

Осуществление указанных мер, их планирование, установление первоочередности проведения в условиях каждого населенного пункта или города целесообразно только после проведения всестороннего изучения доли выбросов автомобильного транспорта в загрязнение воздушного бассейна.

Методика расчета

Выбросы вредных веществ рассчитываются в соответствии с «Методикой проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом)» Министерства транспорта Российской Федерации.

Расчет выбросов загрязняющих веществ выполняется для шести загрязняющих веществ: оксида углерода – СО, углеводородов – СХНУ, оксидов азота –NOХ, в пересчете на диоксид азота NO2, твердых частиц – С, соединений серы, в пересчете на диоксид серы SO2 и соединений свинца – Рb. Для автомобилей с бензиновыми двигателями рассчитывается выброс СО, СХНУ, NOX, SO2 и Рb; с газовыми двигателями – СО, СХНУ, NOX, SO2; с дизелями – СО, СХНУ, NOX, SO2, С.

Максимально разовый выброс i–гo вещества Мi рассчитывается по формуле:

, (4.1)

где mnpjk – удельный выброс i–гo вещества при прогреве двигателя автомобиля k–й группы, г/мин;

mLik – пробеговый выброс i–гo вещества, автомобилем k–й группы при движении со скоростью 10–20 км/час, г/км;

mxxik – удельный выброс i–гo вещества при работе двигателя автомобиля k–й группы на холостом ходу, г/мин;

tnp – время прогрева двигателя, мин;

Lі – пробег автомобиля по территории стоянки, км;

txxі – время работы двигателя на холостом ходу (мин);

Nk – количество автомобилей k–й группы, выезжающих со стоянки за 1 час.

Значения удельных выбросов загрязняющих веществ mnpik, mLik, и mxxjk для различных типов автомобилей представлены в таблицах 4.2, 4.3, 4.4.

Таблица 4.2. Удельные выбросы загрязняющих веществ на холостом ходу (mxxik ), г/мин

Рабочий объем двигателя, л Тип двигателя СО СХНУ NOx С SO2 Pb
АИ–93 А–92
до 1,2 Б 0,8 0,07 0,01 0,006 0,004 0,002
Д 0,1 0,04 0,05 0,002 0,032
свыше 1,2 до 1,8 Б 1,1 0,11 0,02 0,008 0,004 0,002
Д 0,1 0,06 0,07 0,003 0,040
свыше 1,8 до 3,5 Б 1,9 0,15 0,03 0,010 0,005 0,003
Д 0,2 0,10 0,12 0,005 0,048
свыше 3,5 Б 3,2 0,31 0,05 0,013 0,007 0,004
Д 0,4 0,17 0,21 0,008 0,065

Таблица 4.3.Удельные выбросы загрязняющих веществ при прогреве двигателей (mnpik), г/мин

Рабочий объем двигателя, л Тип двигателя СО СХНУ NOx С SO2 Рb
АИ–93 А–92
Т X Т X Т X Т X Т X Т X Т X
до 1,2 Б 1,2 2,4 0,08 0,12 0,01 0,02 0,007 0,008 0,004 0,005 0,002 0,003
Д 0,14 0,21 0,06 0,07 0,06 0,09 0,002 0,004 0,032 0,038
свыше 1,2 до 1,8 Б 1,7 3,4 0,14 0,21 0,02 0,03 0,009 0,010 0,005 0,006 0,002 0,003
Д 0,19 0,29 0,08 0,1 0,08 0,12 0,003 0,006 0,040 0,048
свыше 1,8 до 3,5 Б 2,9 5,7 0,18 0,27 0,03 0,04 0,011 0,013 0,006 0,008 0,003 0,004
Д 0,35 0,53 0,14 0,17 0,13 0,20 0,005 0,010 0,048 0,058
свыше 3,5 Б 4,8 9,6 0,39 0,58 0,05 0,06 0,014 0,017 0,008 0,010 0,004 0,005
Д 0,6 0,75 0,24 0,29 0,23 0,35 0,009 0,018 0,065 0,078
Таблица 4.4. Пробеговые выбросы загрязняющих веществ (mLik), г/км
Рабочий объем двигателя, л Тип двигателя СО СХНУ NOx С SO2 Рb
АИ–93 А–92
Т X Т X Т X Т X Т X Т X Т X
до 1,2 Б 5,3 6,6 0,8 1,2 0,14 0,14 0,032 0,041 0,015 0,019 0,007 0,009
Д 0,8 0,9 0,1 0,2 0,8 0,8 0,04 0,06 0,143 0,178
свыше 1,2 до 1,8 Б 6,6 8,3 1,0 1,5 0,17 0,17 0,049 0,061 0,022 0,028 0,01 0,013
Д 1,0 1,2 0,2 0,3 1,1 1,1 0,06 0,09 0,214 0,268
свыше 1,8 до 3,5 Б 9,3 11,7 1,4 2,1 0,24 0,24 0,057 0,071 0,028 0,036 0,013 0,017
Д 1,8 2,2 0,4 0,5 1,9 1,9 0,1 0,15 0,250 0,313
свыше 3,5 Б 13,3 16,6 2,0 3,0 0,34 0,34 0,087 0,109 0,044 0,055 0,02 0,025
Д 3,1 3,7 0,7 0,8 2,4 2,4 0,15 0,23 0,35 0,481

Индивидуальные задания для студентов

Определить массу выбросов оксида углерода и диоксида азота в атмосферный воздух при хранении автомобилей. При условии, что максимальное время прогрева двигателя – 5 мин, пробег автомобиля по территории – 50 м, время работы двигателя на холостом ходу – 1 мин.

Исходные данные представлены в таблице 4.5.

Таблица 4.5. Задания для индивидуальной работы

№ п/п Количество и тип ДВС Объем двигателя, л № п/п Количество и тип ДВС Объем двигателя, л
Пример 50 бензиновых 30 дизельных от 1,2 до 1,8 от 1,8 до 3,5 75 бензиновых 25 дизельных свыше 3,5 до 1,2
100 бензиновых 50 дизельных от 1,8 до 3,5 до 1,2 35 бензиновых 15 дизельных до 1,2 свыше 3,5
75 бензиновых 20 дизельных от 1,8 до 3,5 от 1,2 до 1,8 55 бензиновых 45 дизельных от 1,2 до 1,8 от 1,2 до 1,8
100 бензиновых 30 дизельных от 1,2 до 1,8 свыше 3,5 200 бензиновых 70 дизельных от 1,8 до 3,5 от 1,8 до 3,5
125 бензиновых 45 дизельных от 1,8 до 3,5 свыше 3,5 128 бензиновых 47 дизельных от 1,8 до 3,5 от 1,2 до 1,8
30 бензиновых 10 дизельных до 1,2 от 1,2 до 1,8 135бензиновых 52 дизельных от 1,2 до 1,8 от 1,8 до 3,5
120 бензиновых 60 дизельных от 1,2 до 1,8 от 1,2 до 1,8 98 бензиновых 32 дизельных от 1,2 до 1,8 от 1,8 до 3,5
70 бензиновых 30 дизельных от 1,8 до 3,5 от 1,8 до 3,5 85 бензиновых 30 дизельных от 1,8 до 3,5 до 1,2
140 бензиновых 40 дизельных от 1,8 до 3,5 от 1,2 до 1,8 60 бензиновых 25 дизельных от 1,2 до 1,8 свыше 3,5
120 бензиновых 30 дизельных от 1,8 до 3,5 от 1,2 до 1,8 130 бензиновых 50 дизельных от 1,8 до 3,5 свыше 3,5
80 бензиновых 40 дизельных свыше 3,5 свыше 3,5 210 бензиновых 68 дизельных от 1,2 до 1,8 от 1,2 до 1,8
25 бензиновых 5 дизельных до 1,2 свыше 3,5 95 бензиновых 30 дизельных от 1,8 до 3,5 до 1,2
115 бензиновых 45 дизельных от 1,2 до 1,8 от 1,2 до 1,8 45 бензиновых 15 дизельных от 1,8 до 3,5 свыше 3,5

Пример выполнения задания

Определить массу выбросов СО и NO2 в атмосферный воздух при въезде и выезде автомобилей с территории паркинга. На его территории находится 50 бензиновых и 30 дизельных автомобилей.

1. Определяем удельные величины выбросов загрязняющих веществ от легковых автомобилей при прогреве двигателя, проезде по территории паркинга, работе двигателя на холостом ходу.

Из таблиц 4.2 – 4.4 выписываем удельные значения. Наибольшие значения выбросов в атмосферу от автотранспорта поступают в холодный период времени, следовательно, удельные значения необходимо выписывать за этот же период.

Удельные выбросы загрязняющих веществ при прогреве двигателей легковых автомобилей (см. табл. 4.3).

v свыше 1,2 до 1,8:

– Оксид углерода – 3,4 г/мин

– Диоксид азота – 0,03 г/мин

v свыше 1,8 до 3,5:

– Оксид углерода – 0,53 г/мин

– Диоксид азота – 0,2 г/мин

Пробеговые выбросы (см. табл. 4.4):

v свыше 1,2 до 1,8:

– Оксид углерода – 8,3 г/км

– Диоксид азота – 0,17 г/км

v свыше 1,8 до 3,5:

– Оксид углерода – 2,2 г/км

– Диоксид азота – 1,9 г/км

Аналогично выписываются удельные выбросы загрязняющих веществ на холостом ходу от легковых автомобилей (см. табл. 4.2).

2. По формуле (4.1) рассчитываем массу выбросов СО и NO2 от бензиновых двигателей.

По условия задания максимальное время прогрева двигателя – 5 мин, пробег автомобиля по территории стоянки – 50 м (т.к. в формуле 4.1. данная величина измеряется в километрах необходимо перевести 50 метров в километры, это составит 0,05 км), время работы двигателя на холостом ходу – 1 мин.

Масса выбросов загрязнителей от 50 бензиновых двигателей с мощностью свыше 1,2 до 1,8 л составит:

Мб (СО) = (3,4 × 5 + 8,3 × 0,05 + 1,1× 1) × 50/3600 = 0,257 г/сек.

Мб (NO2) = (0,03 ×5 + 0,17 × 0,05 + 0,02× 1) × 50/3600 = 0,0025 г/сек.

Аналогично по формуле (4.1) рассчитываем выбросы загрязняющих веществ от 30 дизельных двигателей мощностью свыше 1,8 до 3,5 л.

Мд (СО) = 0,0247 г/сек и Мд (С) = 0,01 г/сек

3. Определяем суммарное выделение і–того вредного вещества от всех видов двигателей.

М (СО) = 0,257 + 0,0247 = 0,2817 г/сек

М (СО) = 0,2817 × 24 × 3600 × 365 × 10 – 6 = 8,884 т/год

М (NO2) = 0,0025 + 0,01 = 0,0125 г/сек

М (NO2) = 0,0125 × 24 × 3600 × 365 × 10 –6 = 0,394 т/год

5. Определяем общую массу выбросов поступивших в атмосферный воздух с выхлопными газами от хранения автотранспорта.

Σ М = 8,884 + 0,394 = 9,278 т/год.

Ответ: Общая масса выбросов загрязняющих веществ поступивших от паркинга в атмосферный воздух составила 9,278 т/год, из них 8,884 т/год выбросов оксида углерода и 0,394 т/год – диоксида азота.

Контрольные вопросы

1. Какие факторы влияют на состав выхлопных газов?

2. Какие загрязняющие вещества поступают в атмосферу с выхлопными газами от автотранспорта?

3. Токсическое действие основных загрязнителей на здоровье человека и окружающую среду?

Рекомендуемая литература

1. Безуглая Э.Ю. Мониторинг состояния загрязнения атмосферы в городах. Ленинград., Гидрометеоцентр, 1986 – 188 с.

2. Беккер А.А., Агаев Т.Б. Охрана и контроль загрязнения природной среды. Ленинград., Гидрометеоиздат, 1989 – 286 с.

3. Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе //Справочное издание.– М.: Химия , 1991 – 368 с.

4. РД 238 УССР 84001–106–89. Руководящий документ. Инструкция. Установление допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу предприятиями Министерств УССР – с. 79 – 90.

Источник статьи: http://infopedia.su/17x11a8a.html

Читайте также:  Поздравление коллеге с покупкой автомобиля прикольные
Оцените статью