Радиоконструктор 047 — Плавное выключение освещения салона автомобиля
Если ваш автомобиль не оборудован такой опцией, как задержка выключения света в салоне автомобиля после закрывания дверей, тогда это устройство для вас. Устройство производит задержку выключения салонного освещения на несколько секунд после закрытия дверей с дальнейшим плавным отключением. Несложная схема на трёх транзисторах. В комплекте печатная плата, три транзистора, конденсатор, 10 постоянных резисторов, две клеммные колодки, схема и описание. Упаковка в картонной коробке.
Рассмотрим работу схемы. В разомкнутом положении контактного выключателя дверей схема находится в закрытом состоянии, лампочка освещения обесточена.
При открывании двери кнопка замыкается (как правило, все кнопки дверей салона подключены параллельно), ток от плюса через резистор R4, переход эмиттер-база транзистора VT1, резисторы R2, R3, диод VD1, кнопка дверей Кн, масса. В результате протекания тока через переход эмиттер-база транзистор VT1 открывается. Сопротивление перехода эмиттер-коллектор падает. В результате чего ток начинает течь от плюса через резистор R4, переход эмиттер-коллектор транзистора VT1, резистор R5, переход база-эмиттер транзистора VT2, переход база-эмиттер транзистора VT3, масса. Открывается транзистор VT2, сопротивление его перехода эмиттер-коллектор становится низким, что в свою очередь открывает транзистор VT3.
Сопротивление перехода эмиттер-коллектор VT3 тоже становится низким, что приводит к протеканию тока от плюса через лампу освещения салона, переход коллектор-эмиттер транзистора VT3, масса (порядок подключения транзисторов VT2, VT3 между собой образует составной транзистор). Свет в салоне загорается.
Пока дверь находится в открытом состоянии, заряжается конденсатор С1 по цепи: плюс, пластины конденсатора С1, резистор R3, диод VD1, кнопка двери Кн, масса. После закрывания двери кнопка Кн размыкается. Напряжение от плюса через резистор R10 поступает на катоды диодов VD1, VD2 и запирает их. Ток от плюса через резистор R4, переход эмиттер-база VT1, резисторы R2, R3, диод VD1 прекращает течь, но транзистор VT1 продолжает быть открытым, а лампа освещения салона продолжает гореть потому, что зарядившийся конденсатор С1 начинает разряжаться: положительная пластина, резистор R4, переход эмиттер-база транзистора VT1, резистор R2, отрицательная пластина.
Время разряда зависит от ёмкости конденсатора и сопротивления резисторов R4, R2. Как только разряд конденсатора подходит к концу, ток через переход эмиттер-база уменьшается, транзистор VT1 начинает закрываться, закрывая транзисторы VT2, VT3.
Освещение салона плавно гаснет. Если водитель остановил автомобиль для высадки пассажира, а после чего он продолжил движение, появится неудобство – свет в салоне ещё нескольких секунд будет гореть. Для устранения этого неудобства имеется клемма Зж. Её необходимо соединить с плюсом зажигания.
Резисторы R1, R2, R3, R4 определяют режим работы транзистора VT1, а резисторы R6, R7, R8 – режим составного транзистора VT2, VT3. Если зажигание выключено, резистор R9 не принимает участие в работе транзистора VT1, а схема работает так, как описано выше.
Если зажигание включено, резистор R9 шунтирует резистор R1, изменяя режим работы транзистора VT1, и освещение салона гаснет сразу после закрытия двери.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b9662fc8f916100a9fd16ac/radiokonstruktor-047-plavnoe-vykliuchenie-osvesceniia-salona-avtomobilia-5d709da5ecfb8000ae709636
Простая схема плавного гашения салонного света
Я собираюсь рассказать Вам здесь о простой схеме плавного выключения освещения в салоне автомобиля. В её состав входит небольшой конденсатор и несколько необходимых для работы этого устройства вспомогательных элементов. Несмотря на кажущуюся простоту, схема может сгодиться для любого автомобиля. Всё, что для этого потребуется – это бережно и аккуратно припаять её к двум клеммам плафона салонного освещения.
Теперь осветим подробнее, как должна работать данная схема. Спрямляющий диод призван защитить устройство от переполюсовки и надёжно препятствовать непредвиденной утечке тока в противоположном направлении. Тем самым полностью предотвращается случайный разряд заряженного конденсатора в цепь.
Необходимо также учесть, что в ряде автомобилей плафон салона изначально запараллелен с багажной лампочкой. При большем расходе тока нам потребуется, соответственно, и большая ёмкость, которая задействована в нашем устройстве.
От диода ток прямиком направляется на плафон, а также и на сопротивление величиной 1 Ом. Основная функция вспомогательного резистора – ограничение силы тока, напрямую влияющего на зарядку конденсатора. Если подключенный к сети конденсатор окажется полностью разряженным, то произойдёт резкий всплеск потребляемого тока. Конденсатор в данном случае – потенциальный источник короткого замыкания. Именно это может явиться причиной поломки предохранителя, защищающего электросеть от короткого замыкания.
Заряженный конденсатор, как только освещение в салоне будет отключено, медленно начинает отдавать наработанную энергию обратно в сеть. По мере того, как будет происходить разряд, напряжение в осветительной цепи неуклонно снижается. Создаётся эффект плавного угасания лампочки в салоне. Длительность его напрямую зависит от ёмкости конденсатора. Чем больше ёмкость, тем медленнее в салоне гаснет свет. И наоборот.
При замене обычных лампочек светодиодами ёмкость конденсатора придётся уменьшить, добавив в схемку «дотушивающий» резистор. Это связано с нелинейностью падения тока в светодиодах. Дело в том, что ток, проходящий через светодиод, при разрядке на него конденсатора нелинеен, и поэтому свет в салоне будет затухать неравномерно. Без такого резистора гаснущий вначале плавно плафон в конце будет продолжать светиться ещё около минуты, сохраняя 10% яркости.
Источник статьи: http://xn—-7sbbil6bsrpx.xn--p1ai/prostaya-sxema-plavnogo-gasheniya-salonnogo-sveta.html
Плавное включение\выключение подсветки салона в авто
Диммер представляет собой особый аналог обычных выключателей, основным отличием которого является, то, что он способен плавно включать и выключать источники света – лампочки.
Диммеры используются вместо обычных выключателей в домах, но благодаря нашим умельцам, прямым рукам и трезвым умам (иногда и не очень) диммеры начали применяться и в автомобилях. В данной статье пойдет речь именно о то, как сделать и подключить этот девайс.
Наш самодельный диммер сконструирован на микроконтроллере – «Attiny-13» компании «Atmel». Из-за того, что в конструкции были использованы SMD-компоненты, благодаря чему диммер получился довольно таки миниатюрным и его можно спрятать даже в обшивке потолка или же в плафоне салона.
К основным функциям диммера относятся:
1. После, того как двери автомобиля закроются, свет в салоне автоматически отключится по истечении 10-ти секунд.
2. Продолжительность плавного выключения и включения света составляет около 8-ми секунд.
3. При заводе двигателя или при запирании двери свет плавно выключается
4. При отпирании двери освещение зажигается и останется включенным в течение 7-ми минут до закрытия двери.
5. Плавное включение и отключение света в салоне.
Принцип работы димера довольно прост – лампочка начинает светиться, как только напряжение бортовой сети автомобиля изменяется. Контроль за напряжением осуществляет АЦП микроконтроллера – если напряжение (U) ниже показателя в 13,6 вольт – это означает, что двигатель заглушен, а если больше – двигатель включен. Далее напряжение падает на фильтр R1, R2, C4.
Здесь особо важно отметить, что резисторы, а точнее их номиналы следует подбирать точно, в силу того, что это может повлиять на точность измеряемого напряжения. HL-1 – светодиод – здесь служит неким индикатором работы двигателя.
VT-1 – здесь транзистор, если невозможно найти точно такой же, то можно заменить его иным по показателям аналогом.
Сама плата была разработана при помощи программы Dip Trace. Элементы SMD находятся по одну сторону, а чип (микроконтроллер), резисторы и стабилизаторы по другую. Наладка устройства заключается в подборе сопротивления для резисторов R1 и R2.
На фотографии видно, что резистор R1 составлен из двух резисторов, которые подключены параллельно с номиналами по 22 кОм. Сборка довольно проста в изготовлении. Естественно без базовых навыков и знаний в электротехнике данное устройство собрать будет чуть тяжелее.
После окончания сборки советуется покрыть плату лаком и разместить в термоусадочной трубке.
Внизу статьи, представлен архив для скачивания. В архиве можете найти конфигурацию fuse-битов, макет платы, и прошивку чипа.
Источник статьи: http://xn—-7sbgjfsnhxbk7a.xn--p1ai/plavnoe-vklyuchenievyklyuchenie-podsvetki-salona-v-avto
Плавное выключение освещения салона
Во многих иномарках есть удобная функция плавного отключения освещения салона. Если вдруг ваш автомобиль лишен такого преимущества, эту опцию можно без труда внести самостоятельно. Принципиальная электрическая схема управления освещением состоит из двух транзисторов VT1 и VT2, трех резисторов R1, R2 и R3, одного диода VD1 и оксидного конденсатора С1 (Рис. 1)
В момент закрывания дверей в автомобиле, происходит размыкание контакта дверного выключателя SF1. При этом конденсатор С1 разряжен. По цепи +12В, через лампу салона EL1, конденсатор C1, резистор R1, эмиттерный переход транзисторов VT1 и VT2 начинает течь ток. Транзисторы открываются. На них устанавливается напряжение, равное суммарному напряжению на их эмиттерных переходах (1,4…1,5 В).
Лампа салона EL1 светит ярко, поскольку на ней установлено напряжение бортовой сети за вычетом незначительного падения напряжения на транзисторах.
Далее конденсатор С1 начинает заряжаться, а ток, который протекает через него уменьшаться. Вследствие, базовые и коллекторные токи транзисторов VT1 и VT2 также падают. Напряжение и ток на лампе EL1 уменьшаются и она постепенно гаснет. Время полного отключения освещения зависит от характеристик всех элементов схемы. В предложенном варианте (см. рис. 1) оно составляет примерно 5 с. При необходимости изменить время отключения освещения следует поменять емкость конденсатора С1. Чем емкость выше, тем дольше задержка отключения света, и наоборот.
Необходимо заметить, что при открывании любой двери лампа EL1 загорается мгновенно. Для этого в цепь впаян диод, который при замыкании контакта дверного выключателя быстро разряжает конденсатор С1.
В схеме можно применять транзисторы средней и большой мощности любого типа. При применении транзисторов с переходом p-n-p следует поменять полярность подключения самого устройства к выключателю SF1 и полярность подключения конденсатора С1 .
Хотя оба транзистора находятся в активном режиме короткий промежуток времени (приблизительно 5с), теплоотдача от их работы невелика. Но для повышения надежности устройства следует использовать небольшой теплоотвод.
Установку и подключение собранного устройства к сети автомобиля целесообразнее всего произвести в центральной стойке около выключателя освещения. Устройство не влияет на работу сигнализации, которая также подключена к дверным выключателям, поскольку ток потребления в отключенном состоянии очень мал.
Источник статьи: http://xn—-7sbgjfsnhxbk7a.xn--p1ai/plavnoe-vyklyuchenie-osveshheniya-salona
5 Самых Простых Схем плавного включения автомобильных фар
5 САМЫХ ПРОСТЫХ СХЕМ плавного запуска автомобильных ламп накаливания.
Рассмотрим по порядку пять самых популярных и простых схем плавного пуска их достоинства тонкости и недостатки.
1) Первая схема строится на электронном ключе — транзисторе или тиристоре, при включении постепенно , по мере заряда конденсатора через ограничивающий резистор, подает ток на лампочку накаливания.
Недостатком такой схемы является сложность в подборе нужного мощного транзистора (его дороговизна) и сильная зависимость от температуры. при низких температурах силовые ключи имеют свойство локально перегреваться и разрывать свой корпус.
Достоинство схемы в обеспечении наиболее комфортного и постепенного включения нагрузки.
2) Вторая схема исключает температурную зависимость , но обладает пороговыми свойствами и требует оптимального подбора ограничительного сопротивления ( не все резисторы способны работать при низких температурах с большими мощностями).
Схема строится на реле и запуск нагрузки происходит через ограничительное сопротивление. Как только разгоревшаяся лампочка обретает большое сопротивление нити накала, реле переключает контакты и подает на лампу весь потенциал минуя ограничительный резистор.
3) Третья схема строится на специальном резисторе — Термисторе с положительным коэффициентом сопротивления. Эта схема проста, но требует наличия или поиска такого Терморезистора, который способен выдерживать большие токи, имея минимальное сопротивление и не выходить из строй от холода.
Холодный старт резисторов с ПТКС очень часто выводит их из строя и такая схема , наряду с редкостью нужных деталей не рентабельна для самодельщиков.
4) Четвертая схема проста и лишена перечисленных выше недостатков. Малоомные сопротивления — это провода , а конденсатор сгодится практически любой. На холоде емкость большинства конденсаторов только нарастает, что улучшает характеристики схемы, а стойкость конденсаторов в цепях постоянного тока к низкой температуре прописана в технических паспортах.
При пуске сопротивление конденсатора практически равно нулю и основная энергия поглощается его емкостью, затем сопротивление конденсатора становится равным почти бесконечности и нисколько не мешает работе лампы накаливания. При этом в момент отключения питания, гашение происходит с плавным затуханием.
5) Пятая схема чуток не тривиальна, но работоспособна. Использование ламп с двойными спиралями разной мощности позволяет запускать лампочку в трёх режимах свечения, один из которых (при запуске спиралей последовательно) как раз и организует плавное включение.
Эта схема скорее для информации, но может для кого нибудь и пригодится.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/dima/5-samyh-prostyh-shem-plavnogo-vkliucheniia-avtomobilnyh-far-5e0da3089515ee00aee2c6ee