Что делать, если вывесили колесо автомобиля
Даже не надо выезжать за город, на бездорожье, чтобы столкнуться с вывешиванием колеса. «Диагональ», как её называют джиперы, или диагональное вывешивание – тот случай, когда на каждой оси по одному колесу оказываются висящими в воздухе. Подобное возможно не только на бездорожье, но и в городе, при движении по неровной дороге, колее, при парковке и т.д.
Как возникает вывешивание
Описанная выше диагональ, когда вывешены на каждой оси по одному колесу – классический случай. То же самое может происходить частично, когда зависает только одно колесо. Однако порой и этого достаточно, чтобы машина встала. Как правило, вызвано это бывает неправильными действиями водителя. В одном случае не учитываются особенности автомобиля, в другом – особенности рельефа поверхности. Именно поэтому у джиперов в почёте именно короткобазные автомобили(Нива, Сузуки Джимни и др.) — там получить диагоналку сложнее, чем на «длинном» авто.
А уж как любят джиперы тестировать свои новые блокировки на «диагональ» — тут уж и хлебом не корми ))
Для более полного понимания можно привести два примера:
1. При движении на переднеприводном автомобиле водитель, замечая впереди яму, пытается ее объехать. Тогда возможно, что три колеса остаются на дороге, а четвертое, скажем правое переднее, будет на весу. Если это случилось, то автомобиль может оказаться обездвиженным. Возникает вывешивание. В таком положении весь крутящий момент подается на свободно висящее колесо, которое будет вращаться, остальные останутся неподвижны. То же самое может происходить, когда пытаются под углом съехать с бордюра или переехать канаву.
2. При движении по неровной дороге подвеска отрабатывает все встречающиеся кочки. Если у подвески короткие ходы, то возникает такая ситуация, что диагонально расположенные колеса воспринимают максимальную нагрузку и подвеска в этом случае полностью сжата, а двум другим не хватает хода, и они теряют контакт с землей. Получите полную диагональ.
Таким образом, из двух приведенных примеров должно быть понятно, что вывешивание автомобиля может возникнуть практически в любой момент при неправильных действиях водителя. Конечно, оказаться в подобном положении достаточно неприятно, но справиться с ним вполне по силам каждому. По сути, «словить диагональ» можно на практически ровном месте.
Как не попасть на диагональ?
Самое кардинальное решение – пользоваться полноприводным автомобилем с необходимыми блокировками. Причем следует иметь в виду, что помощь в случае, связанном с вывешиванием машины, окажет только полный набор блокировок – межосевая и межколесная блокировки.
Крутая статья про блокировки на автомобиле — обязательно прочтите, чтобы знать, как они работают и как помогают на бездорожье. Особенно полезно будет тем, кто осваивает внедорожник, но пока еще толком не разобрался, как работать раздаткой и как можно прокачать авто путем установки самоблоков в мосты.
Причиной этого является особенность дифференциала – он направляет весь поступающий на него момент на то колесо, где нагрузки меньше. Поэтому, даже если у автомобиля полный привод, вполне реальной выглядит ситуация, когда он окажется бесполезным, и весь момент будет передаваться на зависшее колесо.
Именно межосевая блокировка(по умолчанию она стоит, например, в Ниве и Шеви Ниве) позволяет избежать этого. Она распределяет момент между мостами в заранее установленной пропорции. В этом случае, если зависло переднее колесо, момент поступит и на задний мост, благодаря чему машина сможет двигаться дальше.
В то же время одной межосевой блокировки может оказаться недостаточно. В случае полной диагонали на каждой оси вывешивается по одному колесу. И хотя момент поступает, как положено, он все равно передается на висящие колеса, и автомобиль остается неподвижным.
Только наличие двух блокировок – межосевой и межколесной(хотя бы в задний мост, а лучше — в оба)) позволит автомобилю перемещаться в условиях возможного возникновения вывешивания. Если установлена хотя бы блокировка заднего дифференциала, то совместно с межосевой при полном приводе это позволит обеспечить поступление момента к трем из четырех колес, и автомобиль продолжит движение в любых условиях. Ну а если поставить самоблоки на оба моста(передний и задний), то крутится будут все 4 колеса и вы гарантированно выедете из любой ямы и колеи. Ну а если не выедете — хайджек вам в руки ))
Ну и конечно обязательно посмотрите видео, где ясно можно понять, что такое «диагональ» и как работают блокировки. Ну и не попадайте в такие ситуации ))
При отсутствии полного привода и блокировок, при движении по пересеченной местности необходимо руководствоваться правилом – ехать «внатяг» и на небольшой скорости. В этом случае на подвеску приходится меньшая нагрузка, особенно из-за отсутствия раскачивания автомобиля, и контакт с поверхностью оказывается гораздо лучше. Ну, а небольшая скорость позволяет вовремя прочувствовать поведение машины и своевременно изменить маршрут движения.
Многие начинающие нивоводы наоборот, при преодолении тяжелого грязевого участка стремятся проехать его с разгона и в принципе, такой подход имеет смысл, потому что если встанешь в такой грязи — то по-любому возникнут прокручивания колес и это будет «залет» )) Поэтому сложно советовать где и как ехать, все зависит от конкретного случая и места. И только опыт поможет вам понять, какой участок лучше «брать с разгона», а какой ехать медленно внатяг. Да и от грязевой резины зависит очень много.
Что предпринимать, если все-таки вывесили колесо?
При этом выбор практически небольшой – надо ликвидировать вывешивание и восстановить контакт зависшего колеса с землей. Первым делом надо выйти из машины и оценить, что же произошло. Если вывешено одно колесо, на полноприводной машине, например Ниве, можно включить блокировку и попытаться выбраться своим ходом за счет подключения второго моста. Помогает в большинстве случаев.
Существует несколько других возможных способов действий, которые рекомендуются в этом случае для автомобилей без полного привода. Но если вы попали в диагональ, то самым эффективным будет ликвидировать вывешивание(пробуксовку). Можно просто вытолкать машину на другое место, где его не будет. Выполнить это можно либо вручную, либо воспользовавшись помощью лебедки(ручной или что круче — установленной на силовом бампере).
Если автомобиль оборудован электронными блокировками, например ESP (Дастеры полноприводные ими, кстати, снабжают), то можно воспользоваться таким приемом – прибавить газ и попытаться раскрутить вывешенное колесо. В этом случае электроника начнет его притормаживать, и часть момента попадет на другое колесо, что может позволить преодолеть опасное место.
Как еще один вариант, который может помочь(не всегда конечно) — можно потихоньку притормаживать ручником, тогда момент так же будет поступать на другое колесо, и автомобиль может начать двигаться. Но подобные методы не всегда обеспечивают желаемый результат.
Чаще всего ликвидация вывешивания, особенно вне города, осуществляется подкладыванием камней, бревен, веток под зависшее колесо. Для обеспечения его лучшего контакта с этими предметами, можно поддомкратить колесо, подложить все необходимое и потом опустить автомобиль. Поэтому всегда у меня в Ниве лежит бензопила, чтобы можно было по-быстрому напилить дров для подкладывания при пробуксовке.
Когда полностью восстановится контакт с землей, машина продолжит движение, как ни в чем не бывало. Ну и если на вашем внедорожнике установлены силовые пороги, то можно встать парочке пассажиров на них и придавить машину весом людей.
Диагональное вывешивание – довольно неприятное явление и попасть на него можно не только в условиях бездорожья, но и в городе. Необходимо отметить, что подобное практически невозможно на полноприводном автомобиле, оснащенном необходимыми блокировками – межосевой и межколесной.
Источник статьи: http://shina-gear.com/bezdorozh-e-2/chto-takoe-diagonal-noe-vy-veshivanie-i-kak-s-nim-borot-sya/
Правильные действия при диагональном вывешивании
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора
На этот раз мы поговорим о классической ситуации диагонального вывешивания, когда машина при движении по бездорожью разгружает по одному колесу на каждой из осей и обездвиживается. Как правило, процесс застревания выглядит следующим образом: автомобиль едет по бездорожью, подвеска отрабатывает неровности и наступает момент, когда ее ходов не хватает для того, чтобы все четыре колеса сохранили равномерное сцепление с грунтом. В этот момент на два колеса, расположенных с тех сторон, где подвеска сжата (обычно по диагонали друг от друга), приходится двойная нагрузка, а колеса противоположной стороны, с распущенной подвеской, не имеют практически никакой нагрузки. Как следствие, машина замирает. Это происходит благодаря межколесным дифференциалам допускающим полную остановку одного из колес на мосту — нагруженного.
Чтобы избежать такой ситуации, нужно следовать простейшему правилу движения по рельефу: двигаться исключительно «в натяг» и на небольших скоростях. Тогда диагональное вывешивание не застанет вас врасплох и машина не повиснет, беспомощно вращая колесами в воздухе. Если по рельефу ехать быстро, то автомобиль будет сильно раскачиваться, так как подвеска, постоянно работая на сжатие, станет передавать колебания на раму (кузов), и сразу начнется обратный эффект: рама и кузов, раскачиваясь, будут увлекать за собой и подвеску, попеременно нагружая одни колеса и разгружая другие. Таким образом, еще до того как машину настигнет диагональное вывешивание, не все колеса будут иметь достаточное сцепление с поверхностью, и как только сопротивление качению нарастет, машина немедленно забуксует. Если же двигаться на небольшой скорости, вы минимизируете поперечную раскачку кузова и обеспечите лучшее сцепление с грунтом. К тому же вам легче будет почувствовать тот момент, когда машина начнет замедляться из-за увеличения сопротивления качению, вызванного рельефом, и вместо того чтобы забуксовать, и тем самым окончательно обездвижить машину, вы сможете просто остановиться, сохранив возможность выехать назад. Если вы не достигли пиковой точки вывешивания, этот маневр вполне удастся, потому как земное притяжение, мешавшее заехать на кочки, станет вашим союзником, когда вы включите заднюю передачу.
Отъехав назад, осмотрите место, где только что застряли, и попробуйте откорректировать свой маршрут таким образом, чтобы избежать критических ходов подвески, затем повторите попытку преодолеть сложный участок. Если препятствие все равно не удается пройти на малом ходу, то единственным выходом будет набрать небольшую динамику. Повторяю: небольшую! Не стоит разгоняться изо всех сил. На фотографиях оторвавшаяся от земли машина будет смотреться очень эффектно, но радость от просмотра фото навряд ли компенсирует затраты на последующий ремонт. Ускориться перед местом, где возможно диагональное вывешивание, нужно ровно настолько, чтобы машине хватило инерции это самое место проскочить.
Для внедорожников, оснащенных электронными колесными блокировками, алгоритм движения аналогичен, за исключением одного момента. Если вы все же «словили диагональ», шанс выбраться самостоятельно по-прежнему есть. Нужно нажать на педаль газа посильнее. Когда скорость вращения разгруженных колес достигнет определенного значения, электроника начнет импульсно блокировать их колодками, давая возможность нагруженным колесам вывезти машину с «диагонали».
В случае если машина оборудована жесткими межколесными блокировками, их можно включать как перед потенциальным диагональным вывешиванием, так и уже на обездвиженной машине, но работать акселератором при включенных блокировках следует очень аккуратно. Неумеренный газ при таких нагрузках может привести к фатальным повреждениям трансмиссии.
На самом деле движение по бездорожью есть перманентный процесс борьбы с диагональным вывешиванием, и сколько бы разговоров ни велось про клиренс,артикуляция подвески важна нисколько не меньше, чем дорожный просвет, особенно на каменистых дорогах, в бродах, оврагах и везде, где под слоем грязи притаился главный враг джипера — рельеф.
Источник статьи: http://nemodniy.ru/?p=1355
Тестирование на диагональное вывешивание, от седанов до минивэнов
Полный привод- вперед! Тестирование седанов, минивэнов и внедорожников на вывешивание
Одним из важных тестов, которые проходят все кроссоверы и конечно же реальные внедорожники- это тестирование на диагональное вывешивание или как это называется в среде настоящих джиперов- «диагональ».
Если вы владелец легкового автомобиля или даже внедорожника, но никогда не выезжали за пределы асфальта, то скорее всего вы никогда и не сталкивались с подобным явлением.
Для легкого усвоения материала обратимся к теории, тезисно разъясним, что такое «диагональ»:
При диагональном вывешивании несколько диагонально расположенных колес на передней и задней осях полностью теряют контакт с поверхностью, это как правило происходит в те моменты, когда ходов подвески не хватает и колеса в буквальном смысле повисают в воздухе, не давая автомобилю продвинуться вперед. Машина в таком положении встает без движения.
Нужно ли об этом знать и опасаться такого своеобразного, но закономерного поведения автомобиля на бездорожье водителям обычных дорожных машин? Возможно и не нужно, но посмотреть на старания людей, протестировавших абсолютно разные автомобили всегда интересно.
Упражнение «диагональ» прошли 11 полноприводных автомобилей, причем некоторые из них совершенно не были предназначены для подобных экспериментов, например, тот же Mini Clubman, седан Subaru Impreza 2017 года выпуска или минивэн Toyota Sienna. Тем интереснее наблюдать как они карабкались на препятствия.
Эксперимент показывает насколько хорошо та или иная система дифференциалов от того или иного автопроизводителя может справится со сложным рельефом и всего двумя колесами которые остаются в зацепе с твердой поверхностью.
Некоторые производители действительно неплохо продумали такой сценарий развития событий во время эксплуатации, идя на технические ухищрения, которые позволяют передать максимально возможный крутящий момент на нужные колеса (например, притормаживая вывешенные в воздух колеса). Другие автомобили, например, Mazda CX-9, наоборот, на удивление плохо прошли подобное тестирование, беспомощно повисая в воздухе.
Вот собственно говоря и первый кандидат на выбывание:
Продолжая разговор о Mazda, сложно не упомянуть о CX-5, которому также не очень изящно дался совершенно небольшой склон с минимальным уклоном:
Вот как повел себя на похожем склоне далеко не кроссовер, но минивэн Toyota Sienna. Парень отчаянно боролся до последнего и как итог все же сумел преодолеть препятствие. Вторая попытка была не столь гладкая, но сделаем ему скидку:
Еще один автомобиль, которому на роду было написано не барахтаться по бездорожью- Mini John Cooper Works Clubman. Но вот что удивительно, этот автомобиль преодолел подъем буквально и глазом не моргнут. Чудеса! Главное днищем не зацепиться за край:
Следом идет отлично управляемый полноприводный кроссовер Acura, модель MDX с системой полного привода Super Handling All-Wheel Drive. Основная мощность у него идет на задние колеса при проскальзывании передней оси, но и это еще не все. Если сцепления недостаточно, мощность начинает перераспределяться между правым и левым колесом, обнаруживая лучшую точку соприкосновения. Результат:
Семейство Honda CR-V неплохо справляется с поставленной задачей. Результатом этого стала тщательная доработка фирменной полноприводной системы инженерами компании, после серии провальных тестов на подобие представленных ниже:
Еще одна Хонда, на этот раз пикап Ridgeline, также проходит заезд. Справился неплохо. Такие умения пикапу пригодятся в повседневной жизни:
Тестирование Subaru Crosstrek интересно тем, что в ручной позиции кроссовер еле заезжает на препятствие, тогда как стоит переключиться в автоматический D Mode, ситуация кардинально меняется:
Маленькая Импреза, с ее «многодисковой муфтой раздаточной коробки передач, которая распределяет крутящий момент в соотношении 60/40 (передние/задние колеса) и использует множество датчиков для автоматической подстроки соотношения «на лету» при различных условиях» решила проблему нажатием педали газа в пол.
Особняком стоит Nissan Titan XD, который—с его огромной колесной базой, Flexy задним мостом, серьезным крутящим моментом дизельного двигателя и блокировками дифференциала может заехать куда угодно, даже колесами не проскользив по бетону:
И конечно эталонный Ford Raptor, который не нуждается в представлении:
Вывод? Не все умные полноприводные системы работают одинаково хорошо, прежде чем куда-то заезжать думайте прежде всего головой, а уже потом решайтесь всецело довериться технике.
Источник статьи: http://1gai.ru/test-drayvy/519477-testirovanie-na-diagonalnoe-vyveshivanie-ot-sedanov-do-minivenov.html