- Способы зарядки гибридных автомобилей
- Зарядка во время движения
- Зарядка от низковольтной сети
- Зарядка от розетки
- Пошаговая инструкция по зарядке автогибрида от розетки
- Как заряжать гибридный аккумулятор автомобиля
- Достоинства и недостатки гибридных батарей
- Обслуживание гибридного аккумулятора
- Правила зарядки гибридного аккумулятора
- Лето и гибридная батарея
- Когда лучше использовать гибридные батареи
- Заключение
- Понятие о гибридных аккумуляторах, их обслуживание и зарядка
- Что это такое
- Особенности технологии
- Маркировка
- Рекомендации по обслуживанию
- Проблема сульфатации
- Правила зарядки
- Преимущества и недостатки
Способы зарядки гибридных автомобилей
Силовая установка гибридных автомобилей состоит из двух двигателей – электрического и внутреннего сгорания. Оба они питаются от разных источников энергии, и могут работать независимо друг от друга. Электромотор приводится в движение высоковольтной АКБ большой ёмкости, устанавливаемой стационарно внутри корпуса автомобиля. Как и всякий аккумулятор, АКБ гибридного авто порой требует подзарядки. Разберём, как заряжать гибридный аккумулятор, и какие способы для этого имеются.
Зарядка во время движения
Самый распространённый, и для многих автогибридов единственный, способ восстановления заряда АКБ – зарядка от ДВС через генератор во время движения. Бортовой компьютер автомобиля постоянно отслеживает уровень заряда батареи, и при необходимости в автоматическом режиме подзаряжает её. Средний уровень заряда на тяговой батарее составляет порядка 50-60% от максимальной ёмкости.
Если этот показатель опускается ниже установленного минимума, то бортовая ЭВМ самостоятельно запускает ДВС, переходя на режим подзарядки аккумулятора. Кроме того, возможна подзарядка АКБ гибрида во время движения через тормозную систему. Это так называемое рекуперативное торможение, когда кинетическая энергия вращения колёс преобразуется в электрическую. Получаемое электричество направляется на тяговый аккумулятор, подзаряжая его.
Зарядка от низковольтной сети
В ситуации, когда уровень зарядки высоковольтной батареи ниже допустимого порога, электроника просто не допустит включения электродвигателя. Такая ситуация может возникнуть, например, когда машина простояла без движения длительный срок, и тяговый аккумулятор полностью разрядился. На некоторых моделях гибридных авто исправить ситуацию можно при помощи низковольтной АКБ, питающей отдельную внутреннюю сеть.
В некоторых (но не всех!) автогибридах имеется возможность использования её для подзарядки тяговой батареи. Переданного заряда вполне может хватить для того, чтобы завести ДВС. А уже от двигателя произвести подзарядку высоковольтной АКБ до требуемых 50-60%. Для гибридов, не имеющих подобной функции, полная разрядка может стать существенной проблемой. Для решения её придётся обращаться за помощью к специалистам: «прикурить» такое авто от другой машины без внешнего вмешательства в блокировочную электронную программу вряд ли получится.
Зарядка от розетки
В последнее время появились модели автомобилей-гибридов, в которых предусмотрена функция подзарядки от внешнего источника электроэнергии. Зарядить гибридный автомобиль подобной конструкции можно от розетки в гараже или на специализированной электрозаправочной станции. Среди автомобилей, снабжённых этой удобной функцией, можно назвать «Мицубиси Аутлендер» -PHEV, «Шевроле Вольт», «Фольксваген Гольф»- GTE, «Вольво»-V60 Plug-In-Hybrid, а также экспериментальный вариант «Тойоты-Приус» модификации 2010г.
Возьмём для примера подзаряжаемый гибрид «Шевроле Вольт». Эта модель оснащается двумя видами зарядных устройств-переходников. Одна работает по американскому образцу от тока напряжением в 110-120 вольт. Вторая рассчитана на европейские стандарты, и способна заряжать АКБ гибрида от сети в 220-240 вольт. Разница между ними, кроме технических параметров, заключается в габаритах. Зарядник на 120 вольт выполнен в портативном варианте, а вот устройство на 220 вольт более массивное. Оно устанавливается при проведении зарядки рядом с авто и подключается к заземлению.
Аккумуляторные батареи современных заряжаемых автогибридов рассчитаны в среднем на 10 000 циклов подзарядки. Исходя из этих данных, можно рассчитать, что при ежедневной зарядке от внешней сети, они смогут прослужить порядка 30 лет. Весьма неплохой показатель, особенно если учитывать немалую стоимость этого жизненно важного для гибрида узла. Время зарядки до уровня 80-85% от бытовой электросети АКБ гибридной машины составляет не менее 6-8 часов. На высоковольтной электрозаправочной станции это время сокращается до 30-40 минут.
Пошаговая инструкция по зарядке автогибрида от розетки
Для большей наглядности воспользуемся инструкцией, которую выпустили японские автопроизводители для своего подзаряжаемого «Приуса». В его системе внешней зарядки применено устройство, преобразующее, переменный ток от сети в 220 вольт в постоянный ток напряжением в 350 вольт. Система подзарядки АКБ на «Тойота Приус» активируется следующим образом:
- Зарядное устройство (преобразователь) подключается к розетке внешней сети.
- Преобразователь тока подключается к зарядной розетке на корпусе автомобиля.
- После этого с правой стороны приборной панели, у основания лобового стекла должен загореться светодиодный индикатор, свидетельствующий о начале процесса зарядки.
Через преобразователь заряд передаётся на тяговый аккумулятор и на компрессор вентилятора. Среднее время подзарядки АКБ до уровня в 80%, по заверениям производителя, через 3-4 часа. После этого процесс зарядки автоматически завершается. Автовладельцу останется лишь отключить зарядное устройство от стационарной розетки и от автомобиля. Особое внимание в инструкции обращается на то, что силовые кабели и прочие детали автогибрида, через которые проходил высоковольтный ток, могут оставаться под остаточным напряжением и после отключения зарядного устройства. Поэтому, в течение минимум 10 минут прикасаться к ним строго воспрещается.
Как видим, подзарядка гибридного автомобиля при помощи внешней розетки не составляет ничего сложного, в отличие от моделей, не наделенных подобной возможностью. Именно поэтому, как утверждают мировые автоэксперты, будущее за гибридными автомобилями, которые смогут подзаряжаться не только от ДВС, но и от внешней электросети.
Источник статьи: http://energycars.ru/elektromobili/sposoby-zaryadki-gibridnyh-avtomobilej
Как заряжать гибридный аккумулятор автомобиля
Всем автолюбителям так или иначе приходится выбирать аккумулятор. Помимо привычных нам аккумуляторов производят ещё и гибридные. Этот тип АКБ выпускается недавно, ввиду этого и вызывает вопросы у автовладельцев.
Достоинства и недостатки гибридных батарей
Технология производства таких батарей позволяет объединить и совместить все положительные качества других типов аккумуляторов и минимизировать их недостатки.
Положительными качествами данных батарей можно отметить:
- Наиболее оптимальное соотношение «цена-качество». Приобретение этого продукта позволяет получить практичный и долговечный аккумулятор и при этом сберечь свои деньги.
- Данная модель использует довольно мало воды, поэтому водителю нет надобности часто проверять её уровень.
- Виду того, что к электроду добавлен кальций, батареи отличаются низкой вероятностью саморазрядки. Это имеет огромное значение для водителей, которые редко пользуются автомобилем.
Важно! Водитель может не использовать транспортное средство длительный период времени и не переживать о заряде АКБ.
- Стойкость к полному разряду, обусловленная использованием свинцово-сурьмянистого положительного электрода. Такой компонент позволяет успешно преодолеть примерно 20 циклов полного разряда.
- Высокий стартерный ток, который производится благодаря применению отрицательных свинцово-кальциевых электродов. Высокий ток стартера даёт более лучшее раскручивание двигателя в процессе запуска, и соответственно быстрый и легкий старт.
- В процессе изготовления на пластину наносят обмазку, благодаря чему минимизируется возможнось окисления и повышается отдача тока.
- При условии грамотного ухода и достаточного количества свинца в пластинах гибридный аккумулятор может прослужить до 10 лет.
Тем не менее гибридные АКБ имеют и отрицательные стороны:
- Высокая стоимость. Однако если взять во внимание длительность их работы — выгода очевидна. Поэтому их стоимость будет скорее особенностью, чем недостатком.
- Конечно у гибридной батареи меньшие показатели потерь электролита, но тем не менее он выкипает. А его пониженный уровень отрицательно влияет на функционирование и срок службы автомобильных АКБ.
Важно! Обязательно нужно следить за уровнем воды и при необходимости добавлять, в противном случае аккумулятор может осыпаться и потерять емкость.
- Водителям машин, имеющих высокий показатель напряжения заряда (выше 14 вольт) доливать воду в электролит необходимо чаще, ввиду того, что она будет выкипать быстрее. Следовательно, потребуется более тщательно следить за уровнем.
- Кроме того, довольно часто гибридные батареи подделывают и есть риск приобрести контрафактную продукцию.
Обслуживание гибридного аккумулятора
Аккумуляторы такого типа не требуют особо обслуживания. Тем не менее один раз в квартал необходимо будет проверять уровень дистиллированной воды.
Если вовремя проверять объем электролита и его плотность, то трудностей с автомобильной батареей не возникнет. Обычно на АКБ наносятся метки требуемого уровня жидкости. Некоторые изготовители оборудуют свой товар специальным индикатором.
Также в обслуживание входит необходимость очищать белый налёт – сульфат свинца. В противном случае пластины будут разрушаться быстрее и ремонт уже не поможет. Следует отметить, что появление налёта — это естественное явление, возникающее в результате химической реакции.
Правила зарядки гибридного аккумулятора
Чтобы не возникало трудностей с подзарядкой источника питания, необходимо правильно выбрать зарядку, которая должна соответствовать всем рекомендациям производителя относительно максимального выдаваемого тока. Зарядное устройство должно быть оснащено поэтапным регулированием выходного напряжения. Трансформатор должен предусматривать ограничение максимальной мощности тока.
Зарядка гибридного аккумулятора понадобится если плотность электролита снизилась до 1,22 г/см. куб или если напряжение стало меньше 12 В.
Пошаговая инструкция как заряжать гибридный аккумулятор автомобиля:
- Протереть корпус от загрязнений.
- Открыть крышки, для того, чтобы газы, которые образуются при кипении, выходили.
- Долить электролизную воду, если есть такая необходимость.
- Соединить «плюсы», затем «минусы» клемм автомобильного аккумулятора и зарядного устройства.
- Включить трансформатор в электросеть.
Примерно через каждые 2 часа необходимо проверять:
- какой величины зарядный ток,
- напряжение (не более 14,2 В);
- плотность и температуру дистиллированной воды.
Полностью заряженная гибридная батарея должна выдавать напряжение 14,2 V, ток падает до 0,5 ампер. зрительно это можно понять по образованию пузырьков. в завершении необходимо провести проверку уровня дистиллированной воды в каждой секции, при необходимости добавить и хорошо закрыть все горловины. Не следует давать высокие токи, потому что это отрицательно влияет на состояние аккумулятора, и ведёт к большему испарению электролита.
Лето и гибридная батарея
Генераторы современных автомобилей выдают гораздо больше вольт, чем старые модели, особенно на нагруженных электроникой моделях. летом АКБ не получает «холодных пусков», ввиду чего тратит меньше энергии для пуска и быстрее подзаряжается. А если он получит высокое напряжение, то начнёт кипеть, и вода из электролита при этом испаряется, количество кислоты возрастает, пластины нагреваются и оголяются, это ведёт к осыпанию активной массы. По этой причине необходимо один раз в месяц проверять гибридный аккумулятор.
Когда лучше использовать гибридные батареи
Профессионалы считают, что следует ставить гибридные аккумуляторы на автомобили с пробегом более 150 000 километров или не имеющие функции отключения питания при постановке на сигнализацию. Это обусловлено тем, что при полном разряде гибридная батарея лучше восстанавливается и меньше поддается сульфатации. Этот тип аккумуляторов хорошо подойдёт для тех стран, где зимой мороз бывает свыше тридцати градусов по шкале Цельсия, а летом умеренная жара. Изготовители не рекомендуют ставить гибридные батареи в современные автомобили, так как им необходимо больше внимания. Тем более не стоит приобретать такую батарею для машины, в которой аккумулятор располагается в салоне или в багажнике, так как человеку придётся вдыхать пары дистиллированной воды, что не очень хорошо влияет на организм.
Заключение
Итак, гибридный аккумулятор не сложен в обслуживании, токи запуска немного меньше, но тем не менее их вполне достаточно. Дистиллированная вода конечно выкипает, но не так сильно, как у других видов автомобильных батарей. Эти аккумуляторы несложно зарядить. Соотношение «цена-качество» также является приятным моментом.
Источник статьи: http://batteryzone.ru/accumulator/kak-zarjazhat-gibridnyj-akkumuljator-avtomobilja
Понятие о гибридных аккумуляторах, их обслуживание и зарядка
Когда возникает необходимость заменить старую аккумуляторную батарею в машине, у автовладельца появляется внушительный список вариантов для покупки. И действительно, нынешний ассортимент АКБ поражает своим разнообразием.
И среди них довольно часто встречаются так называемые гибридные аккумуляторные батареи. Ошибочно считать, что они предназначены для аналогичных машин, то есть авто с гибридной силовой установкой. Название обусловлено технологией производства.
Такие АКБ достаточно популярные и востребованные, у них есть свои сильные и слабые стороны. Перед покупкой важно понять, что это такое, и как правильно заряжать и обслуживать гибридные аккумуляторы.
Что это такое
Для начала необходимо понять, что же значит понятие гибридный аккумулятор.
Это АКБ, при производстве которых используется 2 технологии.
Гибридными называют аккумуляторы, у которых положительные пластины выполнены по малосурьмянистой технологии, а отрицательные – по кальциевой.
За счёт этого гибрид получает более высокие показатели пускового тока, а также становится менее восприимчивым к разряду.
Распространённой ошибкой является называть гибридные АКБ кальциевыми. На самом деле существует отдельное понятие кальциевых аккумуляторов. Это более новая и совершенная технология, позволяющая сделать батарею на полностью кальциевой основе необслуживаемой.
А вот гибридные аккумуляторы, которые хоть и сталкиваются со значительно меньшими объёмами испарения воды, всё равно остаются обслуживаемыми. Их принято называть малообслуживаемыми.
У гибридных АКБ предусмотрены откручивающиеся крышки, при открытии которых можно долить внутрь банок дистиллированную воду, проверить плотность электролита и его уровень.
Особенности технологии
Стоит детальнее изучить гибридную технологию таких аккумуляторов, которые оказались достаточно востребованными и популярными среди автомобилистов.
Нынешнее устройство гибридов таково, что здесь применяются 2 вида пластин:
- сурьмянистая технология, которая предполагает обработку свинцовых пластин сурьмой, делает АКБ более устойчивой к глубоким разрядам;
- добавление кальция на другую часть пластин необходимо, чтобы снизить саморазряд и уменьшить испарение воды.
Соединение двух технологий положительно сказывается на сроке службы гибридных автомобильных аккумуляторов.
Одним из преимуществ гибридной технологии называют именно увеличенный срок службы, если сравнивать с обычными АКБ, основанными полностью на сурьмянистой технологии.
Обычно производитель может указывать, что гарантийный срок составляет 5–7 лет. Но чтобы добиться таких показателей, потребуется поддерживать АКБ в постоянном стабильном и рабочем состоянии. А это предполагает своевременное и правильное обслуживание, зарядку, доливку воды и пр.
Маркировка
Ещё немного о том, как могут обозначаться гибридные источники питания.
Каждый производитель сам выбирает определённые обозначения и маркировку, что является, скорее, маркетинговым ходом.
Но чаще всего на корпусе аккумуляторов встречаются следующие надписи:
Маркировка «Ca/Ca» уже указывает на то, что это полностью кальциевая батарея.
Также в маркировке гибридов обычно присутствуют дополнительные обозначения. Они указывают на то, насколько интенсивно будет расходоваться вода в батарее.
Тут возможны такие варианты, указанные в виде последней буквы маркировки:
- То есть Normal. Эта буква говорит о том, что расход воды будет нормальный. Обычно это самые недорогие гибридные АКБ;
- Расшифровывается как Low. То есть расход малый;
- Или Very Low. Здесь расход воды будет самый маленький.
Также можно встретить маркировку в виде VRLA. Это указывает на наличие регулирующего клапана в аккумуляторе.
Опираясь на эти обозначения, можно примерно понять, как часто потребуется обслуживать батарею, то есть в основном доливать в банки дистиллированную воду.
Рекомендации по обслуживанию
Если сравнивать с обычными WET аккумуляторами, основанными на малосурьмянистой технологии, стоимость гибридных моделей заметно выше. Но это всё равно не мешает гибридам активно распространяться и быть в числе наиболее востребованных видов АКБ.
Основной причиной популярности можно считать соотношение цены, качества и сравнительную простоту обслуживания. Если автомобилист привык работать с полноценно обслуживаемыми батареями, которые требуют постоянного контроля состояния и доливки воды, переход на гибридную батарею его приятно удивит. Ведь такому аккумулятору придётся уделять значительно меньше времени и сил.
Самой главной проблемой можно считать выкипание воды из электролита, которое происходит не так активно, но всё же полностью исключить это явление не удалось в гибридной технологии. Потому доливка жидкости потребуется.
На этот счёт можно дать несколько рекомендаций:
- периодически проверяйте уровень и состояние рабочей жидкости в аккумуляторе;
- на многих гибридах предусматриваются специальные отметки на прозрачной части корпуса;
- на некоторых гибридных аккумуляторах применяется цветовой индикатор-глазок, актуальный для полностью необслуживаемых АКБ;
- в случае падения уровня электролита по причине испарения воды, жидкую составляющую следует долить;
- доливать разрешается исключительно дистиллированную воду;
- повышать уровень путём доливки готового электролита нельзя;
- если требуется поднять плотность электролита, это достигается путём зарядки.
В процессе зарядки часть жидкости испаряется, и тем самым соотношение воды и серной кислоты в составе электролита меняется.
Проблема сульфатации
Поскольку это кислотно-свинцовая батарея с жидким электролитом, проблема сульфатации для гибридных АКБ более чем актуальная.
Сульфатация возникает при падении напряжения и снижения плотности электролита. Она проявляется в виде белого налёта, который оседает на поверхностях свинцовых пластин. Это сульфат свинца.
Потому, чтобы минимизировать возможную сульфатацию, рекомендуется стараться поддерживать АКБ в рабочем состоянии, следить за напряжением на клеммах, а также своевременно проверять показатели электролита.
Но если избежать сульфатации не удалось, проводится десульфатация АКБ, изготовленной по гибридной технологии.
Есть несколько основных методов десульфатации, подходящих для гибридов:
- Импульсная очистка. Для этого потребуется специальный прибор, который называется десульфатором. Он подаёт короткие импульсы тока, тем самым провоцирует постепенное разрушение и растворение в электролите сульфата свинца. Но устройство стоит дорого, и для личных целей его решаются купить далеко не все.
- ЗУ с функцией десульфатации. В последнее время стали популярными новые зарядные устройства, в которых появилась функция разрушения сульфата свинца. Стоимость таких ЗУ выше по сравнению с обычными устройствами. Но зато эффективность их работы довольно высокая.
- Автохимия. Обычно она заливается в банки АКБ, затем батарея подключается к зарядному устройству. Химия вступает в реакцию с сульфатом, разрушает его. Затем проводится промывка, заливается свежий электролит и выполняется обычная зарядка.
- Дистиллированная вода. Подойдёт для тех случаев, когда сульфатация не сильно поразила пластины. Нужно слить электролит, залить в банки дистиллированную воду и включить зарядный процесс. Вода должна немного бурлить, но не выкипать. Потребуется несколько раз заменить воду. Минус в том, что на восстановление уходит довольно много времени.
- Механическая очистка. Не самый приемлемый метод, который лучше использовать в крайних случаях. Смысл в том, чтобы вырезать на корпусе часть пластика, извлечь пластины, промыть их, очистить и вернуть на место. Тут нарушается целостность корпуса, и восстановить его не так просто.
- Переполюсовка. Справедливо считается наиболее крайней мерой, когда ничего не помогает. Суть проста. Нужно соединить АКБ с зарядным устройством, но только плюс подключить к минусу, а минус к плюсу. Тут либо аккумулятор восстановится, либо полностью выйдет из строя.
При наличии финансовых возможностей, если гибридная АКБ служит уже далеко не первый год и слабо выполняет свои задачи, самым правильным решением станет покупка нового источника питания. Такого же гибридного, или какого-либо другого, решать будет уже сам автовладелец.
Правила зарядки
Также стоит учесть особенности зарядки для гибридных аккумуляторов. Здесь ничего сложного нет.
В отличие от кальциевых АКБ, гибриды не нуждаются в цикличной зарядке
Потому с тем, как правильно заряжать гибридные аккумуляторы, разберётся даже новичок без особого опыта.
Здесь необходимо учитывать ток заряда, а также до какого напряжения потребуется заряжать стартерный гибридный автомобильный аккумулятор.
Фактически есть 2 способа:
- Быстрая зарядка. Проще всего зарядить гибридный аккумулятор от вашего автомобиля автоматическим зарядным устройством, выбрав ток заряда номиналом 10% от ёмкости АКБ. Но для рассматриваемой технологии такой метод на постоянной основе применять не рекомендуется. Его лучше использовать тогда, когда водитель ограничен во времени, и ёмкость нужно восстановить быстро.
- Правильная зарядка. Для гибридов более правильным решением будет зарядка с помощью тока в 2 Ампера с напряжением 14,2 В.
Если выбрать второй вариант зарядки, это существенно продлит срок службы, сохранит рабочие характеристики. Но для подзарядки напряжением требуется значительно больше времени.
Признаком завершения зарядки является то, что напряжение составляет 14,2 В, а ток упал до 0,5 А.
Большой ток считается губительным для гибридных аккумуляторных батарей. Потому на них не стоит подавать слишком высокие значения при заряде. Иначе можно своими же руками буквально приговорить АКБ и отправить её на утилизацию.
Преимущества и недостатки
В завершение стоит акцентировать внимание на достоинствах и недостатках гибридных АКБ, которые выделяют обычные автомобилисты и подчёркивают профильные специалисты.
К числу положительных сторон стоит отнести такие пункты:
- низкие показатели саморазряда;
- незначительное выкипание воды в процессе эксплуатации;
- сравнительная простота обслуживания;
- устойчивые характеристики;
- высокие показатели пускового тока;
- стойкость к глубоким разрядам;
- увеличенное число выдерживаемых циклов заря–разряд.
Недостатки во многом связаны со сравнением гибридной технологии с другими разновидностями аккумуляторов.
Кто-то считает, что гибридный аккумулятор слишком дорогой. Но цена отражает плюсы и минусы одновременно. Если сравнивать с сурьмянистыми АКБ, гибриды действительно дорогие. А если сопоставить с GEL, AGM или EFB батареями, то рассматриваемый вариант окажется дешевле.
То же самое касается и условного недостатка в виде необходимости обслуживания. Минус в том, что такие АКБ всё равно приходится обслуживать. То есть проблема доливки воды никуда не ушла, хотя и проводится эта процедура значительно реже.
Но тут есть и обратная сторона. Доступ к банкам открывает больше возможностей для контроля состояния, восстановления аккумуляторов, нежели в случае с полностью необслуживаемыми батареями. Автомобилист может с лёгкостью долить дистиллированную воду, слить электролит, визуально оценить состояние пластин и самой рабочей жидкости, ничего не разрезая и не нарушая целостности корпуса.
Объективно гибридные источники питания можно назвать более простыми в обслуживании, неприхотливыми и достаточно долговечными. Есть батареи более высокого уровня, но присутствуют и откровенно слабые конкуренты, на фоне которых гибридная технология выглядит явно предпочтительнее.
Источник статьи: http://drivertip.ru/osnovy/obsluzhivanie-i-zaryadka-gibridnogo-akkumulyatora.html