- Режим работы водителей с 5 июня 2018 года
- Режим работы водителей пожарных и спасательных автомобилей
- Продолжительность рабочего дня
- Время управления автомобилем в течение недели
- Обязательные перерывы при управлении автомобилем
- Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф
- По какому графику может работать водитель
- Учет рабочего времени водителя
- Что входит в рабочее время водителя
Режим работы водителей с 5 июня 2018 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет об изменениях, которые внесены в положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» с 5 июня 2018 года.
Указанный документ регламентирует продолжительность рабочего дня для водителей транспортных средств и именно на его основании составляются графики (расписания) работы водителей. Напомню, что на pddmaster.ru опубликована отдельная статья, в которой рассматриваются особенности режима труда и отдыха водителей. Рекомендую с ней ознакомиться.
Ну а сегодня речь пойдет об изменениях документа от 5 июня 2018 года:
Режим работы водителей пожарных и спасательных автомобилей
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).
Обратите внимание, данный документ больше не распространяется на водителей:
- пожарных автомобилей;
- спасательных автомобилей.
Т.е. при составлении графиков для этих водителей максимальная продолжительность рабочего дня с 5 июня не нормируется.
На самом деле, это изменение должно решить важную проблему, с которой ко мне несколько раз обращались как сами водители оперативных служб, так и их руководители. Суть проблемы заключается в том, что водители пожарных и спасательных автомобилей работают «сутками». Однако в течение этих суток выезды не регулярные. Например, в один день может быть три выезда, а в другой — вообще ни одного. И в любом случае водитель проводит за рулем лишь небольшую часть рабочего времени.
Однако до 5 июня 2018 года законодательство не позволяло установить 24-часовой рабочий день для водителя. Поэтому у руководителей организаций возникали проблемы. Приходилось либо делить смену между двумя водителями, либо устанавливать суточный рабочий день в нарушение законодательства.
В общем, обновленное положение позволяет более гибко выбирать продолжительность рабочего дня для водителей пожарных и спасательных автомобилей. Не уверен, что все водители отнесутся к этому с одобрением. Однако в данном случае лучше работать в соответствии с законодательством и не опасаться штрафа за нарушение режима труда.
Продолжительность рабочего дня
10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.
В данный пункт добавлена дополнительная ссылка на пункты 16 и 17 документа. В них речь идет о максимальном времени управления автомобилем.
То есть рабочий день водителя в некоторых случаях может быть увеличен до 12 часов, однако при этом время управления автомобилем в любом случае не может превышать 10 часов. Более подробная информация по этому вопросу приведена в следующей статье:
Время управления автомобилем в течение недели
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).
До 5 июня 2018 года при суммированном учете рабочего времени существовало только ограничение на продолжительность управления автомобилем в течение 2-х недель (90 часов).
В новой редакции вводится также ограничение на продолжительность управления автомобилем в течение 1 недели — 56 часов.
Рассмотрим пример. Расписание водителя на неделю (суммированный учет рабочего времени):
Действия водителя | Пн | Вт | Cр | Чт | Пт | Сб | Вс |
Предрейсовый медицинский осмотр | 8:00 | 7:30 | 7:00 | 7:00 | 7:00 | 7:00 | 7:00 |
Управление автомобилем | 8:15 | 7:45 | 7:15 | 7:15 | 7:15 | 7:15 | 7:15 |
Обед | 12:15 | 11:45 | 11:15 | 11:15 | 11:15 | 11:15 | 11:15 |
Управление автомобилем | 12:45 | 12:15 | 11:45 | 11:45 | 11:45 | 11:45 | 11:45 |
Перерыв | 14:45 | 14:15 | 13:45 | 13:45 | 13:45 | 13:45 | 13:45 |
Управление автомобилем | 15:00 | 14:30 | 14:00 | 14:00 | 14:00 | 14:00 | 14:00 |
Перерыв | 17:00 | 16:30 | 15:30 | 15:30 | 15:30 | 15:30 | 15:30 |
Управление автомобилем | 17:15 | 16:45 | 15:45 | 15:45 | 15:45 | 15:45 | 15:45 |
Послерейсовый осмотр | 19:15 | 18:45 | 17:15 | 17:15 | 17:15 | 17:15 | 17:15 |
Междусменный отдых | 19:30 | 19:00 | 17:30 | 17:30 | 17:30 | 17:30 | 17:30 |
Итого: Рабочее время, ч | 11 | 11 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Итого: Время управления, ч | 10 | 10 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Расписание в таблице намеренно составлено таким образом, чтобы максимально увеличить время работы водителя, не нарушая при этом законодательства.
То есть в расписании представлены необходимые перерывы при управлении автомобилем и междусменный отдых. В расписании отсутствует еженедельный отдых (выходные), однако в случае суммированного учета такое возможно. При этом выходные будут предоставлены на следующей неделе.
Вернемся к таблице. Время управления автомобилем в течение недели составляет 65 часов. И это самый «суровый» вариант, который мог иметь место до 5 июня 2018 года.
Судя по всему некоторые работодатели этим пользовались, поэтому и введено новое ограничение — 56 часов. То есть с 5 июня приведенное выше расписание использоваться не может. Из него нужно либо полностью убрать один из рабочих дней, либо сократить продолжительность каждой рабочей смены.
Еще одно изменение заключается в том, что теперь в Положении четко говорится о том, как рассчитывается неделя (с 0 часов понедельника, до 24 часов воскресенья). Т.е. неделя в документе строго соответствует календарной неделе.
Обязательные перерывы при управлении автомобилем
19. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
Еще одно важное изменение, которое затронет всех водителей. Ранее делать перерывы при управлении автомобилем должны были только водители на междугородных перевозках.
Начиная с 5 июня 2018 года требование распространяется абсолютно на всех водителей.
Например, если водитель перевозит грузы в пределах одного населенного пункта (города), то теперь он также обязан делать 15-минутные перерывы.
Напомню, что первый перерыв назначается не позже, чем через 4 часа после начала управления автомобилем, а последующие — не позже, чем через каждые 2 часа.
В завершение предлагаю Вам изучить статью, в которой рассмотрены особенности организации рабочего времени водителей:
Источник статьи: http://pddmaster.ru/documentsnews/rezhim-s-05-06-18.html
Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф
Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха (РТО), не только потому что за нарушения положен штраф. Последствия нарушений режима — переутомление и невнимательность — часто приводят к авариям на дорогах. «Известия» приводят такую статистику: больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя. В статье расскажем:
По какому графику может работать водитель
Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации, в которой он работает, и прописан в трудовом договоре. Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных регулируется графиком водителя. Они бывают трёх видов:
- Сменный. Водитель выходит на работу в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании сменного графика, который работодатель составляет ежемесячно.
- Разрывной. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними, потому что интенсивность перевозок неравномерна на протяжении дня. Это помогает избежать переработок. Продолжительность рабочих периодов в сумме укладывается в нормы Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может наступать не раньше, чем через 4 часа с начала смены.
- Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости, при этом часто за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня.
Учет рабочего времени водителя
Особенности и продолжительность рабочего времени водителей прописаны в Приказе Минтранса №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». В зависимости от графика и характера работы организация использует один из двух методов учета рабочего времени сотрудника-водителя.
- Ежедневный. Максимальная продолжительность рабочего времени не превышает 40 часов в неделю. При пятидневной неделе — 8 часов в день, при шестидневной — 7 часов в день.
- Суммированный. В течение дня или недели водитель может отработать больше нормы. Главное, чтобы суммарно отработанное время не превысило месячную норму. Этот метод учета используется, если из-за специфики работы появляется необходимость продлить рабочую смену. Например, при ненормированном графике.
При суммированном методе учета рабочее время может быть увеличено до 10 часов, но не больше двух раз в неделю. Общая продолжительность управления автомобилем за неделю не должна превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов.
В исключительных случаях рабочее время может быть увеличено до 12 часов для водителей, занятых на:
- пассажирских перевозках в городе или пригороде,
- перевозках на дальние расстояния, чтобы добраться до места отдыха.
Такие сверхурочные работы не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Если поездка продлится больше 12 часов, на смену заступают два водителя, а транспортное средство должно быть оборудовано местом для сна.
Что входит в рабочее время водителя
Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:
- Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
- Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
- Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
- Регламентированные перерывы. Например, для отдыха от управления автомобилем, для обогрева при работе в низких температурах или для отвода теплоты при работе в жару и другие перерывы. Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4 первых часа за рулем. А в дальнейшем — не позже чем через каждые 2 часа. Отдохнуть нужно не менее 15 минут.
- Простои не по вине водителя.
- Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.
- Охрана груза и автомобиля во время стоянки в транзитных пунктах.
- Если в рейс отправляются два водителя, учитывается время пребывания сменщика на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем.
Некоторые виды деятельности водителя могут оплачиваться не в полном объеме. Время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда он не за рулем, работодатель может оплатить только на 50%. Время на охрану груза и автомобиля на 30%. При этом, если в рейс на одном автомобиле вышли два водителя, то время охраны груза засчитывается только одному из них. Эти моменты должны быть прописаны в трудовом договоре.
Пример расчета рабочего времени водителя для разных видов деятельности:
Источник статьи: http://onlinegibdd.ru/articles/view/rezhim-truda-otdiha