Что спросить у продавца автомобиля?
1. «Здравствуйте, я по поводу машины. Скажите, а вы – сам владелец, или просто занимаетесь продажей?»
Ответ на этот вопрос покажет, что можно будет выяснить о машине по телефону, а что – нет. Владелец прекрасно знает историю автомобиля, а посредник – лишь в общих чертах.
Некоторые мелкие автосалоны сажают на телефон девушку из Молдовы, которая отвечает, что машина принадлежит именно ей, и на все вопросы (которые будут расписаны дальше) дает ответы в положительном ключе. По приезде на место вас встретит не хозяйка авто, а площадка, и продавцом-консультантом на ней будет горячий кавказский парень. Он скажет вам, что машину хозяйка поставила к ним на комиссию.
ПОКУПАТЬ АВТОМОБИЛЬ ЗДЕСЬ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ НАДО. Цены на таких площадках завышены, а если цена рыночная – то с вероятностью 95% вам пытаются продать машину, восстановленную после сильного ДТП. В лучшем случае вы потеряете время на осмотр, в худшем – купите плохой автомобиль, потеряете много денег и нервов. Поэтому если тётка-диспетчер развела вас на приехать – без сожалений разворачивайтесь и уезжайте оттуда куда-нибудь ещё.
Тётку-диспетчера иногда можно распознать по телефону:
Во-первых, они отвечают на все вопросы однообразно и механически.
Во-вторых, есть машины, на которых женщины не ездят – например Форд Мондео на механике.
В третьих, если она сразу дает адрес, куда приехать – то Яндекс.карты могут показать, что там находится автосалон.
В четвертых, она может сказать, что машина ее, но она «поставила ее на продажу в салон», а объявление дала, потому что «так быстрее». Поставьте тётку в затруднительное положение вопросом – почему же тогда салон не дает объявление сам? Сегодня в Сети представлены ВСЕ салоны, ни один не работает иначе, как через сайты объявлений. Поудивляйтесь, что же за странный салон такой, в котором тот, кто выставил машину на комиссию, должен еще и сам на нее рекламу давать. Пусть выкручивается, как умеет.
Нормальной фирме нет нужды мимикрировать под частного продавца, чтобы заманить к себе клиента: по телефону сразу скажут, что вы звоните в автосалон.
Далее. Частный перекуп может представиться родственником, или знакомым продавца. Так он пытается увеличить число потенциальных покупателей, потому что некоторые хотят купить машину непосредственно у владельца. Я в своей практике с самого начала отказался от такой «хитрости» — потому что принципиальных покупателей «от хозяина» примерно 10%, и подобное вранье ради одного человека из десяти просто ни к чему. КАЧЕСТВА МАШИНЫ НИКАК НЕ СВЯЗАНЫ С ТЕМ, КТО ЕЕ ПРОДАЕТ – хозяин, или посредник. Поэтому я считаю излишним стремление некоторых купить машину именно у того, кто указан в ПТС– это по большому счету ничего не дает.
Исключение из этого правила – вышеупомянутые нехорошие автосалоны. Основа бизнеса большинства из них – продажа плохих машин по завышенным ценам тем, кто в автомобилях не разбирается. Эта же схема лежит в основе работы большинства компаний, арендующих площадь в АТЦ «Москва». Я лично знаю несколько человек, работавших там, и они признавались мне, что сами никогда не стали бы покупать машину в этом месте.
Если вам отвечают, что машина (например) дяди, или сестры – ваш следующий вопрос касается оформления сделки купли-продажи:
1.2 «То есть у вас имеется нотариально заверенная генеральная доверенность на право продажи этой машины, или же, если мы договоримся, и дело дойдет до сделки – то я буду оформлять договор с непосредственным владельцем, который вписан в ПТС?»
Правильный ответ – один из этих двух вариантов. Неправильный – «у меня есть копия паспорта владельца, договор оформим в фирме». Это значит, что перекуп выкупил этот авто, взяв с бывшего владельца расписку в получении денег и копию паспорта. Сделку он предлагает оформить в магазине, где его знают и доверяют ему. В договоре продавцом будет указан бывший собственник, а перекуп за него распишется. Это не законно, однако так работает большинство частных перекупов. Юридически правильно заключать сделку купли-продажи с тем лицом, которое имеет на это право. Это сам владелец автомобиля, либо комитент (в случае оформления через договор комиссии), либо доверенное лицо хозяина, которое имеет на руках нотариально заверенную доверенность на данный автомобиль с правом его продажи.
ОК, выяснили, кто продает автомобиль – салон, перекуп, знакомый-родственник, или сам хозяин. Следующий вопрос:
2. «Скажите, а она по ПТС именно (к примеру) 2010 года выпуска, И ВЫПУЩЕНА, И ПРИОБРЕТЕНА В ЭТОМ ЖЕ ГОДУ?»
Бывает так, что машина выпущена, например, в 2009 году, а куплена в январе 2010. Это влияет на ее цену (среди машин 2010 г.в.) в сторону понижения. В объявлении продавец такой машины часто указывает не год выпуска по ПТС, а год покупки машины, не утруждаясь написать в поле «дополнительная информация» этот важный нюанс. Но вас может ждать и приятный сюрприз в виде честного человека, который купил ее в салоне в феврале 2011, хотя по ПТС она 2010 года. Опять же, не все догадываются указать этот момент в объявлении.
Если машина старше 1 года, а в объявлении указано, что у машины 1 хозяин по ПТС, то уместно спросить:
3. «Скажите, а вы ее единственный владелец по ПТС?» (если продает хозяин), или «Скажите, а по ПТС у нее один хозяин?» — если продает не сам владелец.
Потому что иногда в объявлении пишут, что владелец один, а на деле оказывается, что это не так. Если продавец – второй (и далее) владелец по ПТС, то надо еще задать вопрос:
3.1 «Скажите, а у вас она как давно?»
Если машине три года, у продавца она два года во владении, и до него был один владелец – это вполне нормально. Если же он ее оформил на себя месяц назад и сразу продает – то почему он так быстро решил избавиться от машины? И если потом все же поедете смотреть машину со странной историей смены владельцев по ПТС – отнеситесь к проверке более тщательно, чем в первом случае.
Если продает хозяин, и он – единственный владелец, то следующий вопрос звучит так:
4. «Скажите, а за время ее жизни что происходило с ней в плане кузовных работ, какие детали менялись, красились, какие аварии были?»
Вопрос задается доброжелательным, позитивным тоном – это важно, потому что создает впечатление, будто для вас кузовные работы не являются принципиальным моментом, и побуждает продавца более подробно рассказать историю машины, чем если бы вопрос был задан с ноткой подозрительности и недоверия.
Вопрос касательно кузовного ремонта второму (и далее владельцу) звучит так:
4.2 «Скажите, а при вас, и при предыдущем(их) владельце(ах) что происходило с ней за время ее жизни в плане аварий, какие детали менялись, красились?»
Если продавец вообще не был ее владельцем, то вопрос звучит так:
4.3 «Скажите, а вы знаете историю ее кузовных работ, что с ней было в плане ДТП за время ее жизни, какие кузовные детали менялись, красились?»
Многие не говорят, что с машиной было серьезное ДТП (если оно было), надеясь, что при осмотре человек этого не заметит. Однако сказать, что с машиной совсем ничего не происходило, им тоже совесть не позволяет. Если же по телефону задать правильные вопросы – в ряде случаев человек приходит к подсознательному заключению, что общается с профи, и рассказывает больше, чем планировал изначально. Например, если продавец отвечает, что «там красился только капот и крыло переднее левое», то уместно уточнить: «…и, наверное бампер тоже менялся, и фара, так?» Если ответ утвердительный, то дальше можно спросить: «а подушки стреляли, когда была эта авария, и если да – то там сейчас заглушки просто стоят, или новые подушки вставили?» И если подушки безопасности не ставились после «отстрела» (стоят заглушки), то цена машины должна быть существенно ниже рынка, потому что это дорогая деталь. А для большинства автовладельцев наличие подушек – принципиальный момент.
Если по телефону выяснится, что авария была, то надо спросить, была ли во время аварии задета геометрия кузова, проводились ли стапельные работы. В сущности, это самая главная опасность, которая может поджидать покупателя подержанного авто. В машине все поддается ремонту, или замене – были бы деньги. Все, кроме кузова, пострадавшего в серьезной аварии. В ряде случаев с ним ничего сделать нельзя.
После того, как продавец перечислит, какие детали красились (например «только передний бампер», уместно уточнить:
5. «То есть я правильно понимаю, что если другие детали посмотреть толщиномером, то он покажет, что они не крашены?»
Ответ может дать много дополнительной информации по машине.
6. «Скажите, а ТО у нее делались по сервисной книжке, у официального дилера, или так, своими силами?»
Если сервисная книжка имеет все отметки – то пробег машины документально подтвержден. Если сервисной книжки нет – то пробег может быть какой угодно, услуги по коррекции спидометра сегодня стоят от 500 до 15000 рублей, в зависимости от модели. На пробег не стоит особо заморачиваться – более важно техническое состояние машины. Можно накатать 100.000 км и содержать машину в идеале, а можно и за 40.000 превратить ее в ушаток. Для хорошей иномарки 100.000 все равно еще маленький пробег, так что это не очень важно.
7. «Скажите, а вот на данный момент, по кузову и по технической части – какие вложения требуются в машину, что там прямо сейчас по ней надо делать?»
Ответ позволит сразу приблизительно оценить общую сумму затрат на покупку с учетом устранения важных для вас недостатков.
8. «А резина к ней – два комплекта – и зима, и лето?»
Если комплект один – прибавляйте к затратам на покупку стоимость второй резины, если с ней идет два комплекта и каждый на отдельных дисках – это хороший бонус, потому что на шиномонтаже вы дважды в год будете хорошо экономить.
9. «А цена – ХХХ тысяч – она предполагает еще какой-то торг на месте?»
Задавая этот вопрос, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОИЗНЕСИТЕ ЧЁТКО И РАЗБОРЧИВО ЦЕНУ, УКАЗАННУЮ В ОБЪЯВЛЕНИИ. Человек может опечататься, размещая рекламу, и указать не ту цену, которую он хочет получить. Лучше выяснить недоразумение по телефону, чем при осмотре, после «двух часов по пробкам».
9.1 Если в объявлении указан автомобиль с автоматической коробкой передач, но нет фотографии салона машины изнутри, на которой отчетливо видно рычаг коробки – обязательно задайте уточняющий вопрос: «А коробка-«автомат у нее – нормально работает?» Дело в том, что часто при размещении объявления продавец ошибается, и ставит отметку не в том месте. Из-за этого машина с механической коробкой передач публикуется в Сети, как машина с АКПП. Чтобы не прокататься зря — уточняйте это по телефону.
10. «А где ее можно посмотреть, если что, и в какое время?»
Если машина вам очень нравится, цена ниже рынка, продает сам хозяин – лучше всего ехать и смотреть ее сразу же после созвона – хорошие машины уходят быстро.
В этом случае надо спросить хозяина, может ли он показать машину прямо сейчас? Затем — есть ли уже у него сейчас договоренность с кем-то о просмотре, едет ли кто-нибудь к нему прямо сейчас, или пока нет?
Если нет, то надо представиться, сказать, вы готовы сейчас подъехать и посмотреть машину, сказать, что ехать вам до него примерно Х минут, и попросить его договариваться с другими потенциальными покупателями о просмотре хотя бы на Х+60 минут, чтобы вам зря не скататься. Тогда у вас будет гарантия, что машину не перехватят у вас перед носом.
В последнее время на авто.ру распространилась такая мошенническая схема: публикуется объявление машины по цене существенно ниже рынка. Когда вы туда звоните, человек в разговоре сообщает, что сейчас показать машину не может, а может, например, только завтра. В некоторых случаях так оно и есть. Однако во многих – нет. «Продавец» врет очень убедительно, упоминает множество мелочей, делая рассказ о несуществующем автомобиле максимально достоверным. Расчет строится на том, что человек, желающий «застолбить» авто, перечислит задаток за него на мобильный телефон «продавца». Как вы уже наверное догадались, ДЕЛАТЬ ЭТОГО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ НАДО. Если получится посмотреть машину – хорошо. Если нет – ничего страшного. Процент мошенников среди таких объявлений слишком высок, чтобы идти на риск и высылать задаток. Отличительный признак таких объявлений – номера машин на них закрыты в графическом редакторе, или машина сфоткана так, что номеров не видно. Обычному продавцу нет смысла скрывать номер своей машины. Еще вариант – фотография в объявлении вообще не публикуется.
Все вопросы из этой статьи для удобства вот здесь сведены в один краткий список.
Для вашего удобства я так же записал такой разговор по телефону на диктофон. Вы можете прослушать его вот тут:
Автомобили, привезенные в РФ из Канады и США, можно проверить по базе данных Carfax, где содержится вся история автомобилей, эксплуатировавшихся на территории этих двух государств. Подробнее – вот здесь.
Источник статьи: http://podbor-auto.com/chto_sprosit_u_prodavtsa
Звоним продавцу
Итак, вам понравилось объявление, и самое время связаться с продавцом, чтобы узнать подробности о машине. Чтобы разговор был максимально полезным, следуйте нашим советам.
Цель разговора
В первую очередь вам нужно получить по автомобилю как можно больше знаний. Постарайтесь убедиться, что заявленная информация в объявлении — правда, а продаёт машину реальный владелец. В некоторых случаях телефонного разговора достаточно, чтобы отказаться от покупки.
Залог
Первое и главное правило: не вносите предоплату за автомобиль до его осмотра. Никогда. Каким бы выгодным ни казалось предложение, а продавец — честным и порядочным.
Это мошенническая схема: вы заходите на сайт и видите объявление с очень привлекательной ценой. По телефону продавец расскажет душещипательную историю о вынужденной срочной продаже и сообщит, что на машину большой спрос и её вот-вот купят. Место осмотра назовёт отдалённое, чтобы вам казалось, что действовать нужно прямо сейчас. В качестве решения проблемы лжепродавец предложит перечислить ему некоторую сумму на телефон или карту, и после этого он якобы придержит машину именно для вас.
Верить ему, конечно же, нельзя, тем более переводить деньги. Это мошенничество. Такого автомобиля не существует, он не продаётся, а объявление фиктивное. Если слышите про залог, сразу кладите трубку. Ниже примеры таких телефонных разговоров:
Мы следим за тем, чтобы такие объявления удалялись с сайта, но из-за большого потока машин они всё-таки могут встречаться. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то пожалуйтесь на объявление. Мы будем благодарны вам за помощь.
Жалобы помогают нам быстрее находить плохие объявления
Какие вопросы задавать
Продаётся ли ещё автомобиль? В первую очередь узнаём актуальность предложения. Если автомобиль уже продан, вы можете сообщить об этом на сайте. Таких случаев станет меньше.
Вы собственник? Очень важно убедиться, что продавец — собственник или у него есть законное право продавать этот автомобиль. Если такого права у него нет, то обычно ехать на осмотр не имеет смысла.
Оригинальный ли ПТС и сколько владельцев? Если это дубликат, то стоит узнать причину, по которой он был выдан, — утилизация или утеря оригинала. Дубликат ПТС может осложнить страхование машины по КАСКО. Лучше заранее уточнить это у вашей страховой компании. Спросите также, осталось ли свободное место в ПТС.
Сколько ключей? Один ключ — это дополнительный барьер при оформлении полиса КАСКО или в случае страховых выплат.
Были ли серьёзные ДТП? На этот вопрос редко можно получить честный ответ, особенно по телефону. Обычно он всегда отрицательный, а из крашеных элементов будет только бампер. Однако спрашивать всё равно стоит, как минимум, чтобы услышать реакцию или в редких случаях правдивый ответ.
Где обслуживалась машина? Есть ли гарантия? Обслуживание у официального дилера, сервисная книжка и наличие гарантии могут быть хорошими аргументами в пользу покупки автомобиля.
Какой адрес осмотра? Попробуйте поискать в интернете точный адрес, который вам сообщил продавец. Иногда это помогает вычислить серых дилеров, продающих машину под видом частников. К сожалению, это работает не всегда: продавец может назвать адрес поблизости, например, жилого дома, а когда вы подъехали, уже предлагает спуститься на подземный паркинг или зайти в соседнее здание, где он находится.
Есть ли зимняя/летняя резина? Дополнительный комплект колёс никогда не будет лишним и позволит сэкономить значительную сумму в будущем.
Что попросить
VIN-код. С его помощью можно проверить автомобиль по базам не выходя из дома: сопоставить характеристики из объявления, изучить все постановки машины на учёт, убедиться, что нет никаких ограничений. Если машина продаётся в Москве или Московской области, есть смысл попросить ещё и номер СТС, в таком случае вы сможете воспользоваться порталом Автокод и получить дополнительную информацию.
Документы. Обязательно предупредите человека, чтобы он взял на встречу ПТС (паспорт транспортного средства) и свой паспорт. С помощью этих документов вы сможете понять, кто продаёт автомобиль и какая у него была история.
Фотографии. Если автомобиль вас действительно заинтересовал, можно попросить продавца прислать больше снимков, например мелких недостатков или дополнительного оборудования. Так вы сможете больше узнать о состоянии и комплектации понравившейся машины ещё до осмотра.
Если у вас нет возможности или желания звонить продавцу, вы можете ему написать с помощью чата Авто.ру. Спрашивать нужно всё то же самое, что и по телефону, разницы быть не должно. Это также удобный способ передавать дополнительную информацию и фотографии. Помните, чтобы начать общение, необходимо зарегистрироваться.
Кнопка чата находится рядом с номером телефона. Написать можно как с компьютера, так и с мобильного телефона
Заключение
Разговор с продавцом — это только первый шаг в выборе автомобиля. Всю информацию, полученную во время общения, лучше записать, чтобы сравнить её с тем, что есть на самом деле. Относитесь к сказанным словам с осторожностью и перепроверяйте всё во время осмотра.
Например, автомобиль с одним владельцем и отсутствием ДТП может считаться таковым только после того, как вы лично проверите ПТС и осмотрите кузов.
Источник статьи: http://mag.auto.ru/article/how-to-call/