Какой автомобиль прозвали горбатый

Назад в СССР

ЗАЗ-965: Правда и мифы «горбатого»

ЗАЗ-965: Правда и мифы «горбатого»

50 лет назад, 22 ноября 1960 года, с конвейера Запорожского автомобильного завода «Коммунар» сошли первые серийные автомобили модели ЗАЗ-965. Наш еженедельник уже не раз рассказывал читателям об истории создания «горбатого», как его прозвали острословы, однако столь круглую дату мы сочли достаточно весомым поводом для того, чтобы еще раз поговорить о «самом культовом из культовых» отечественных транспортных средств. Итак…

Правда о “Запорожце”

История этой микролитражки берет свое начало еще в середине 50-х годов прошлого столетия, когда Первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева посетила мысль о необходимости создания автомобиля, который стал бы доступным для широких масс советских людей. Разработка и конструирование машины, получившей условное обозначение “Москвич-444”, было поручено коллективу конструкторов Московского завода малолитражных автомобилей под руководством А. Андронова.

Первый опытный образец нового советского “народного автомобиля” получил обозначение “444”. Конструирование М-444 осуществлялось с оглядкой на появившийся в 1955 году FIAT-600. Впрочем, его создателям, несмотря на наличие явного прототипа, многое пришлось разрабатывать заново, например двигатель и коробку передач. Так, в качестве кандидата на “должность” мотора рассматривались 2-цилиндровый МД-65, созданный на основе мотоциклетного ирбитского, и спроектированный в НАМИ командой А. Айзенбаха 23-сильный V-образный 4-цилиндровый силовой агрегат, объединивший в себе двигатель, коробку передач и главную передачу. Победил проект НАМИ…

Читайте также:  Семейный автомобиль вид кузова

Однако, когда к производству машин на “Москвиче” практически все уже было готово, Госплан неожиданно для многих принял решение перенести их выпуск в Запорожье, на завод “Коммунар”, ранее специализировавшийся на изготовлении сельскохозяйственных машин. Так осенью 1958 года “Москвич-444”, еще незадолго до этого экспонировавшийся на ВДНХ в качестве перспективной продукции МЗМА, стал ЗАЗ-965. Бывшему комбайновому заводу было предписано приступить к серийному выпуску самого маленького советского автомобиля в кратчайшие сроки. Поэтому-то, собственно, из его экстерьера и исчез лишний декор.

Первый “Запорожец” вышел из экспериментального цеха ЗАЗа 18 июня 1959 года. До конца года по обходной технологии было изготовлено еще 30 машин. В июле следующего года автомобиль решили показать в Москве, а по дороге с завода в столицу СССР два специально изготовленных образца были осмотрены в Киеве членами президиума ЦК Компартии Украины. 18 июля 1960 года в Кремле с “Запорожцем” ознакомился Никита Хрущев. Прокатившись на новинке отечественного автопрома вдоль здания Совета министров СССР, Первый секретарь ЦК КПСС назвал ее “хорошим подарком трудящимся” и распорядился установить на машину вполне демократичную цену — 18 тысяч дореформенных рублей.

Через два года после начала серийного выпуска ЗАЗ-965 стали комплектовать 27-сильным двигателем МеМЗ-966, несколько раз незначительно менялся его внешний вид, в ассортименте появилась даже экспортная модификация. Всего за девять лет было выпущено 322 106 “Запорожцев” “965-й” модели.

“И что я в тебя такой влюбленный?!”

Автомобиль полюбился народу за крепость кузова, неприхотливость, проходимость и совершенно нестандартную для советских машин внешность, благодаря чему он стал героем многочисленных анекдотов и шуток. Сегодня ЗАЗ-965 и его модификации вполне можно назвать культовыми автомобилями. Их почитатели объединены в клубы, “горбунков” подвергают глубокому тюнингу, из них делают хот-роды.

Нереставрированный “965-й” при желании можно купить и за несколько сотен долларов, хотя в основном предметом продажи являются экземпляры в хорошем состоянии по цене от $1000. По своей популярности среди любителей авторетро “запор” идет в сравнение разве что с ГАЗ-21.
В 2010 году в Украине, на родине автомобиля, прошел большой автопробег ЗАЗ-965.

Колонна стартовала 10 июля в городе Львове, а утром 16 июля участников пробега встречали на территории Запорожского автозавода, где для всех желающих была организована экскурсия по цехам предприятия. На центральной площади Запорожья 46 машин выстроились в число “50” (в акции должны были участвовать ровно 50 “горбатых”, но четыре из них сломались в дороге). Далее колонна взяла курс на Севастополь, откуда вернулась во Львов. Каждый из “Запорожцев” при этом преодолел 3333 км пути (это число также появилось неспроста: длина автомобиля — 3333 мм)…

…И к слову, преодолев 50-летний возрастной рубеж, ЗАЗ-965 перешел в первую категорию антикварных автомобилей по европейской классификации!

Олег ТИМИРЯЗЕВ
Фото автора
и из архива редакции «Биржа+Авто»

Мифы о “Запорожце”

• “Запорожец” — тесная машина. Кто вам это сказал? Снимаете переднее сиденье, садитесь на заднее и рулите.
• У “Запорожца” большой расход бензина. Не факт. Ведь ездить на нем вы будете только в крайнем случае, да и то по-быстрому: 15 минут позора — и вы на работе!
• “Запорожец” — ненадежная машина по результатам краш-тестов. Как бы не так: по крайней мере, при лобовом столкновении с “600-м” “Мерседесом” двигатель вам точно не придется “глотать”…

Домашнему мастеру. Советы

Ваш “Запорожец” отслужил свой срок? Не спешите его выбрасывать. Срежьте верхнюю часть, выньте из багажника моторчик, приделайте нехитрое приспособление из двух педалей, и у вас получится отличная детская педальная машинка!

Хотите продать ваш “Запорожец” вдвое дороже? Наполните его бак бензином!

Самый-самый…

— Какой автомобиль самый дорогой?
— “Запорожец”! Всю жизнь на него копишь, а потом всю зар­плату на него же и спускаешь!

— Какой автомобиль самый бесшумный?
— “Запорожец”! Когда на заднее сиденье садишься, уши коленями зажаты!

— Какой автомобиль самый эротичный?
— “Запорожец”! Зайдя в него, автоматически принимаешь позу, которой нет даже в Камасутре!

— Какой автомобиль самый быстрый?
— “Запорожец”! Вот если его с горки спустить, да еще при попутном ветре, — ни один “мерс” не уйдет!

— Какой автомобиль самый вечный?
— “Запорожец”! Купил… а теперь попробуй продай!

Источник статьи: http://ussr.nnov.org/back-in-sssr/2293282.html

«Каблук», «Горбатый» и другие забавные прозвища советских автомобилей

Нарекать именем груду соединенного болтами железа, тем самым будто бы одушевляя творение инженеров, явление невероятно распространенное на всей территории бывшего Союза. Многие десятилетия машина была главной мечтой и самой дорогой покупкой советских граждан, поэтому относились к ней, как к члену семьи. А зачастую, даже бережнее. Имена давали не только легковым авто, но и грузовикам, автобусам и даже тракторам.

А начало этой традиции в масштабе страны может принадлежать только одному автомобилю — легендарному ГАЗ — АА, который за грузоподъемность нарекли «Полуторкой». Имя настолько укоренилось в истории, что юный зритель может «не узнать героиню в лицо», однако достаточно точно опишет характер и роль, сыгранную этой знаменитой машиной в Великой Отечественной войне, а после и в становлении мирной жизни.

А начало этой традиции в масштабе страны может принадлежать только одному автомобилю — легендарному ГАЗ — АА, который за грузоподъемность нарекли «Полуторкой». Имя настолько укоренилось в истории, что юный зритель может «не узнать героиню в лицо», однако достаточно точно опишет характер и роль, сыгранную этой знаменитой машиной в Великой Отечественной войне, а после и в становлении мирной жизни.

После Великой Войны в Советском Союзе задумались о массовом производстве автомобилей, тем более контрибуция одарила молодое государство достаточно современными технологиями, которые «вылились» в МЗМА — Московский Завод Малолитражных Автомобилей — а позже просто «Москвич». Первым детищем МЗМА был незначительно перелицованный Opel Kadett, созданный по лекалу готовых машин и названный «Москвич — 400», позже получивший рестайлинг и индекс 401. В таком виде машина выпускалась 10 лет, а за внешность получила в народе прозвище «Слон». Странная, конечно, аналогия для крошечного по нынешним меркам авто.

Старые клячи в лихом угаре: как гонки на древних «Жигулях» влетают в «Копеечку»

Секрет из СССР: как за минуту открутить прикипевшую колесную шпильку и другие детали

12 апреля 1961 году Юрий Гагарин совершил первым полет в космос и открыл космическую эру. Весь мир жил и мечтал о космическом пространстве, а новая мода тут же отразилась на товарах массового потребления. Перья «Чайки» простому и даже непростому гражданину были недоступны, поэтому единственным модным автомобилем того времени условно «для всех» стал «Москвич-408», тут же прозванный в народе, как «Космич». Пожалуй, это было последнее уважительно прозвище для продукции московского автозавода, ведь позже, когда предприятие получило имя ленинского комсомола, аббревиатуру АЗЛК расшифровывали как «Автомобиль, Заранее Лишенный Качества». Увы, начиная с семидесятых годов, АЗЛК обрекли на второстепенные роли, ведь под Самарой строили новый автогигант — Волжский автозавод.

И первым плодом советско-итальянской дружбы стал ВАЗ 2101, который обозвали «копейкой». И ведь называют так до сих пор! FIAT 124 заложил такую прочную основу для тольяттинского предприятия, что на этой телеге, многократно ее модифицируя, «ехали» аж до 2012 года, создав целое семейство классических «Жигулей», популярное в народе до сих пор. Третья модель, помимо «Тройки», стала «Трояном» и «Трояком», а «Шестерка» стала «Шахой». Новое же поколение вазовских автомобилей восьмого семейства с легкой руки строителей коммунизма обозвали «Зубилом». Похоже, тут сказать нечего.

Впрочем, автомобили в СССР производили не только в Москве и в Тольятти. В Нижнем Новгороде делали машины классом выше, на которые общенародная любовь давать имена тоже распространилась. «Волгу», например, за комфорт и ходовые характеристики бесстыже именовали «Баржой» или «Шаландой», а вот грузовики ГАЗа носили более гордые имена: легендарный ГАЗ-66 навсегда стал «Шишигой», а ГАЗ — 3307 — «Газоном». Имя настолько прижилось, что позже стало официальным.

Особенно «досталось» от населения двум советским предприятиям: недоступный УАЗ-469, купить который официально было нельзя, именовали «Козлом» и «Бобиком», а 452-ю модель в медицинском исполнении — «Таблеткой». Впрочем, все мы знаем этот бессмертный автомобиль, как «Буханка». От сложного цифрового индекса можно смело отказываться, ведь весь мир именует это чудо техники «Буханычем» и даже «Бухлом». Малый коммерческий транспорт от Ижевского автозавода получил от потребителя еще больше прозвищ: ИЖ-2715 именовали «Каблуком», «Чебурашкой», «Маскарадом», «Пирожком» и еще сотней имен.

А как насчет знаменитого 157-го ЗИЛа, который иначе, как «Колуном» за нрав и способности не называли, а также многочисленные «горбатые» и «ушастые» творения Запорожского автомобильного завода? Советских автомобилей было мало, всегда не хватало, страдало качество, будто нарочно дополняемое постоянным дефицитом запчастей. Но их отчего-то любили, ценили и бережно хранили, наделяя воистину человеческими свойствами. Произойдет ли когда-то нечто подобное с современными российскими машинами?

Источник статьи: http://www.avtovzglyad.ru/fan-zona/starohod/2021-01-12-kabluk-gorbatyj-i-drugie-prozvischa-sovetskih-avtomobilej-/

Так почему же ЗИС-5 советские шоферы назвали ласково Захаром

Более легендарного автомобиля в советской истории не существует. Его любили гражданские и военные водители. На то было масса причин. О них поговорим чуть ниже. А сейчас короткая история создание раритета.

В 1933 году на «Московском заводе имени Сталина» собрали первых 10 образцов новых автомобилей.

Изначально первоисточником ЗИСа являлся американский грузовик «White». Но заокеанская машина создана для шоссейных дорог. А на бездорожье просто рассыпалась на части.

Московские инженеры изменили: коробку передач, карданный вал, систему зажигания, радиатор, карбюратор, раму. И многое другое. Мощность увеличилась на десяток лошадей.

В результате получился компактный, легкий (для своего класса) трехтонный автомобиль. Но эта грузоподъемность лишь по паспорту. На него грузили 5 и более тонн. Особенно на фронте. Скорость сбавлял но тянул.

Кабина не лишена аскетизма. Руль и пару приборчиков, которые обычно не работали. Шоферы по слуху определяли состояние движка.

Во второй половине войны в войска уже поступали американские автомобили. Много было и трофейных, немецких. Они мощнее и быстрее. Но у Захара было четыре преимущества:

Заводился даже при -40. Водители придумали хитрость. Отворачивали свечи и заливали внутрь цилиндров бензин или керосин. Несколько оборотов рукоятки и мотор ожил.

Простая конструкция позволяла ремонтировать его даже в поле.

ЗИС ездил на бензине, дизеле, керосине. Даже на грязном и низкосортном горючем. «Американцы» и «немцы» на это не способны.

Высокая маневренность. Посмотрите на снимок. Колёса развернулись чуть ли не под 90 градусов.

И наконец высокая проходимость. Это уже пятое достоинство. Автомобиль проектировался не для шоссе. В Советском Союзе асфальт между городами являлся редкостью. Чаще насыпная грунтовка. В распутицу колёса увязали до рамы. Но и в этих условиях машина двигалась вперёд. Особенно, если подталкивали солдаты.

Трудно перечислить — какие разновидности Захаров выпускались во время войны и после. Прожекторные установки, передвижные госпитали, радиостанции, штабные машины, ремонтные мастерские. Даже колбасные мини цеха.

Но и конечно же военное назначение. На эти автомобили монтировали и катюши. А также обшивали металлом и получались бронемашины. Грузовики возили личный состав, артиллерийские установки, понтонные мосты для переправ через реки. И многое, многое другое.

Зис выпуска 1944 года. Обратите внимание на упрощённые крылья. В войну их не штамповали, а гнули на гибочных станках из жести. Три года назад этот раритет совершил пробег из города Петропа́вловск-Камча́тский до Бреста.

А это 8 тысяч километров. И дорога не везде идеальная. Встречалась разбитая и грунтовка.

В пути случались и поломки. Но старичка удавалось отремонтировать. Понятно — почему его любили фронтовые шофёры. В условиях наступления или отступления приходилось ремонтировать и в поле. Впрочем, как и в обороне. Но в этом случае иногда помогали ремонтные бригады. Они появились чуть позже начала войны.

И наконец: Почему же ЗИС назвали Захаром? Имеется несколько версий. Одна из них:

Первые автомобили на московском заводе собирала бригада Захара Ивановича. Он имел ещё дореволюционный опыт работы с техникой. Детали на сборку поступали со значительными отклонениями. Приходилось при сборке применять кувалду, наждачные, и другие станки. Кто работал на штучной и опытной сборке любого агрегата, поймёт . Лишь благодаря умению и опыту старого мастера первые десять автомобилей выкатились за ворота. Говорили, что это автомобили от Захара Ивановича. Так и прилепилось.

Существует и другой вариант: Народ называл ЗИСы (завод имени Сталина) — Захар Иванович Сталин.

Возможно и вы добавите информацию или поделитесь критическими комментариями. Жду. Подписывайтесь.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/palitra/tak-pochemu-je-zis5-sovetskie-shofery-nazvali-laskovo-zaharom-5bfbee8b52ef2600a9403608

Оцените статью