Классификация брони для автомобиля

Бронированные автомобили и стандарты бронирования

Чудно все-таки устроен человеческий мозг. После статьи о решении США поставлять ВСУ летальное оружие у читателей появилось множество вопросов по поводу бронирования техники. В частности, автомобильной. Наверное, большую роль в этом сыграл наш новый бронеавтомобиль «Тигр-6М».

Именно поэтому сегодня затрону этот вопрос. Классификация защиты: является ли соответствие ей панацеей от вооружения противника? Есть ли смысл полностью прятать бойца за броневыми листами? Ну, и самый часто встречающийся вопрос: «Почему на БТР, прекрасно защищенной машине, бойцы раскатывают в зоне БД на броне?»

Итак, основным документом, определяющим уровень и класс защиты бронеавтомобиля, является ГОСТ Р 50963-96. Именно этот документ базовый. Ознакомиться с ним сегодня можно без проблем.

Всего в мире существует 6 классов бронирования. Однако если внимательно прочитать ГОСТ, становится ясно, что классификация и разделение достаточно условны. Проще говоря, класс машины может быть одним, а элементы защиты другими. Поговорим о российской классификации объектов.

Для соответствия классу защиты, изделие должно выдержать выстрел соответствующего оружия с указанного расстояния.

Пистолет Макарова (ПМ) с патроном 57-Н-181 (с пулей Пст), сердечник стальной, масса 5,9 г, скорость 305-325 м/с, дистанция 5 метров.

Револьвер типа «Наган», 7,62-мм револьверный патрон 57-Н-122 с пулей Р, сердечник свинцовый, масса 6,8 г, скорость 275-295 м/с, дистанция 5 метров.

Пистолет специальный малокалиберный ПСМ, 5,45-мм пистолетный патрон 7Н7 с пулей Пст, сердечник стальной, масса 2,5 г, скорость 310-335 м/с, дистанция 5 метров.

Пистолет Токарева (ТТ), 7,62 мм пистолетный патрон 57-Н-134С с пулей Пст, сердечник стальной, масса 5,5 г, скорость 415-445 м/с, дистанция 5 метров.

Для этого класса бронирования существует ещё одно требование (класс 2А). Охотничье ружьё 12 калибра, 18,5-мм охотничий патрон, сердечник свинцовый, масса 35 г, скорость 390-410 м/с, дистанция 5 метров.

Первые два класса бронирования для армейской техники почти не применяются. Понятно, что в боевых действиях с охотничьими ружьями, да и с пистолетами, мало кто будет «нападать» на бронеавтомобиль. Смысла «жертвовать» техническими характеристиками именно автомобиля в угоду такой бронезащите нет.

Наиболее распространённый и у нас, и в зарубежных странах следующий, третий, класс защиты. Как самый оптимальный именно для боевых бронеавтомобилей.

Автомат АК-74, 5,45-мм патрон 7Н6 с пулей ПС, сердечник СНТУ, масса 3,4 г, скорость 890-910 м/с, дистанция 5-10 метров.

Автомат АКМ, 7,62-мм патрон 57-Н-231 с пулей ПС, сердечник СНТУ, масса 7,9 г, скорость 710-740 м/с, дистанция 5-10 метров.

Автомат АК-74, 5,45-мм патрон 7Н10 с пулей ПП, сердечник СТУ, масса 3,4 г, скорость 890-910 м/с, дистанция 5-10 метров.

Винтовка СВД, 7,62-мм патрон 57-Н-231 с пулей ПС, сердечник СНТУ, масса 9,6 г, скорость 820-840 м/с, дистанция 5-10 метров.

Автомат АКМ, 7,62-мм патрон 57-Б3-231 с пулей бронебойно-зажигательной Б3, сердечник специальный, масса 7,4 г, скорость 720-750 м/с, дистанция 5-10 метров.

Для класса 5А требования несколько другие. Достаточно, чтобы бронирование «держало» АКМ.

Винтовка СВД, 7,62-мм патрон СТ-М2, сердечник СТУ, масса 9,6 г, скорость 820-840 м/с, дистанция 5-10 метров.

Требования для класса 6А ещё более жесткие.

Винтовка СВД, 7,62-мм патрон 7-Б3-3 с пулей Б3-32, сердечник специальный, масса 10,4 г, скорость 800-835 м/с, дистанция 5-10 метров.

Для сравнения и выводов приведу таблицы бронирования для США и Германии.

Стандарт США NIJ STD-0101/03

I — .22 LRHV Lead, 2,6g, 320 м/с
.38 SPL RN Lead, 10,2g, 259 м/с

II-A — .357 Mag JSP, 10,2g, 381 м/с
9 mm Para FMJ, 8,0g, 332 м/с

II — .357 Mag JSP, 10,2g, 425 м/с
9 mm Para FMJ, 8,0g, 358 м/с

III-A — .22 Mag JSP, 15,5g, 426 м/с
9 mm Para FMJ, 8,0g, 426 м/с

III — 7,62 mm FMJ, 9,7g, 838 м/с

IV — .30-06 SPRG AP, 10,8g, 868 м/с

Нормы бронезащиты технического отдела полиции Германии (1988 г.)

I — 9 mm Para FMJ, 8,0g, 410 +/- 10 м/с

II — .357 Mag FMJ KTW, 7,45g, 560 +/- 20 м/с

III — 7,62×51 FMJ SC, 9,45g, 875 +/- 25 м/с
5,56×45 FMJ SC, 3,56g, 1005 +/- 20 м/с

IV — 7,62×51 FMJ AP, 9,8g, 875 +/- 25 м/с

Как видите, параметры во многом схожи. Отличие лишь в том, что и американцы, и немцы используют для тестирования собственные патроны. Такой подход понятен. «Родное» более известно. А значит, испытания будут более объективными.

Но существует и ещё одна проблема, которая сильно меняет бронезащиту любого автомобиля. Это проблема стекол. Увы, но автомобили слабо защищены именно в этом плане. Современные технологии позволяют сделать бронестекло такого же класса, как броню. Только вот толщина такого стекла будет огромной. К примеру, стекло автомобилей президентов имеет толщину 12-15 сантиметров. Бронестекло для боевых бронемашин регламентируется опять же по ГОСТу. В плане сравнения российского и западных требований — почти равны. Отличия совершенно не существенны.

Устойчивость бронированного стекла к выстрелу.

Класс защиты по ГОСТ Р 51136-98

1 — Пистолет ПМ, 9-мм стальной сердечник, вес 6,1 г, скорость 315 м/с.
2 — Пистолет ТТ, 7,62-мм стальной сердечник, вес 5,6 г, скорость 420 м/с.
3 — Автомат АКМ, 7,62-мм стальной нетермоупрочненный сердечник, вес 7,9 г, скорость 735 м/с.

В целом проблема бронеавтомобилей встала только тогда, когда изменилась сама тактика ведения боя. Концепция бронетранспортера и боевой машины пехоты хороша в бою с противником, имеющим хоть какой-то фронт. Сегодня же тяжелые, хорошо вооруженные БТР часто применяют для уничтожения мелких групп бандитов. И часто просто потому, что такая техника уступает по скорости бронеавтомобилям, операции затягиваются.

Современный бронеавтомобиль широко используется спецслужбами различных стран, мобильными группами разведки, полицией. В большинстве случаев такие автомобили имеют либо люк в крыше для ведения прицельной стрельбы, либо боевой модуль, но в таком же люке. То есть фактически незащищенный верх. По большому счету, получается, что классификация бронирования условна. Вот почему в начале статьи я именно эту мысль озвучил.

При определенных условиях, ну, и удачливости, именно туда может «прилететь» граната. Судьба экипажа в этом случае плачевна. Все прекрасно понимают, что натворят осколки в закрытом пространстве. Кстати, «народные умельцы» решили эту проблему! Доработали конструкцию прямо на месте. И решение это сродни «космическому карандашу» СССР. Сверху установили обычную сетку-рабицу. И все. Гранаты отскакивают от неё как горох за счет скорости движения автомобиля (явно кто-то побывал в Африке, использовали опыт Иностранного легиона Франции, их изобретение первоначально).

Так почему открытый верх? Все дело в фугасах. Именно мины и фугасы заставляют конструкторов держаться идеи «свободной крыши». В ходе спецопераций бронеавтомобили чаще всего поражаются РПГ. Однако такое поражение не критично. Экипаж останется жив и готов к ведению БД, за исключением тех, кто непосредственно попадет под действие кумулятивной струи. Критичным становится попадание струи в боекомплект. Тогда…

А вот мины и фугасы часто выводят из строя весь экипаж. При закрытом верхе бойцы получают серьезную баротравму. Да и удар по ногам бывает такой силы, что конечности часто «отсыхают» надолго.

Вообще, спор о «крытых » и «открытых» бронеавтомобилях давний. Через это в свое время прошли конструкторы БТР. БТР-152, БТР-40, БТР-60 как раз и учитывали эту возможность.

Тогда решающим аргументом стало ОМП. Ядерная война, которая диктовала условия выживания экипажа. Появились первые-БТР-60П и дальше вся линейка с десантом «на броне». А правильнее было бы — под броней. Что и реализуется сегодня в бронеавтомобилях.

Сравнивая ГОСТ и западные стандарты, можно прийти к выводу, что в большинстве своем они схожи. Сделано это не столько по прихоти лично кого-то. Сделано это по необходимости. И Россия, и США, и Западная Европа производят бронетехнику не только для себя, но и на экспорт. Это и есть главный «стандартизатор» и «унификатор» современного военного производства.

Покупателю для сравнения тактико-технических характеристик вооружения и техники необходимы понятные, унифицированные стандарты. Только в этом случае становятся понятны преимущества и недостатки предлагаемого товара. Только в этом случае производителям «светит» контракт на поставку. Да и длительные контракты на обслуживание и ремонт.

Главные же наши различия в подходах, в частности, к бронированию техники, заключаются в дополнительных требованиях. Часто не связанных с основной задачей. Я приводил пример в статье о поставках летального оружия ВСУ разного подхода к поражению личного состава в автомобилях одного класса защиты.

Развитие систем вооружения и техники не остановить. Этот факт неоспорим. Сегодня время бронеавтомобилей. Мы возвращаемся к «хорошо забытому старому». Аэростатам, дирижаблям, бронеавтомобилям, ПТР (правда, уже в виде снайперской винтовки). Новый уровень развития инженерной мысли. Новый уровень развития промышленности. Новый уровень развития науки. Вот «киты», которые поражают и ещё долго будут поражать наше воображение совершенно немыслимыми ещё недавно машинами, оружием и прочими, пока не известными нам вещами.

Источник статьи: http://topwar.ru/101561-bronirovannye-avtomobili-i-standarty-bronirovaniya.html

Классификация брони для автомобиля

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАЩИТА БРОНЕВАЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Общие технические требования

Armor protection cars. General technical requirements*

* Наименование стандарта. Измененная редакция, Изм. N 3.

ОКС 43.160
ОКП 73 9920

Дата введения 1997-07-01

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом Научно-исследовательский институт стали

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 сентября 1996 г. N 600

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 ИЗДАНИЕ (август 2003 г.) с Изменениями N 1, 2, принятыми в сентябре 1998 г., мае 2002 г. (ИУС 12-98, 9-2002)

ВНЕСЕНЫ: Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 04.03.2009 N 111-ст с 01.09.2009; Изменение N 4, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2012 N 1032-ст c 01.09.2013

Изменения N 3, 4 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 5, 2009 год, ИУС N 2, 2013 год

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на броневую защиту автомобилей, предназначенных для перевозки людей, денег, ценных и особо опасных грузов, обеспечивающую защиту жизни и здоровья людей, сохранность ценностей и безопасность особо опасных грузов от воздействия средств поражения.

Стандарт устанавливает общие технические требования к броневой защите автомобилей отечественного и иностранного производства, предназначенных для эксплуатации в Российской Федерации.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 броневая деталь: Элемент броневой защиты, поглощающий или рассеивающий энергию средств поражения.

3.2 броневая защита: Конструктивная совокупность броневых преград и броневых деталей, в том числе пулестойких стекол, способных предотвратить проникновение средств поражения и вторичных поражающих элементов в защищаемые отсеки автомобиля.

3.3 броневая преграда: Слой или слои материалов, обладающие комплексом механических свойств, выполняющих функции преграды (препятствия) на пути различных по силе и интенсивности воздействия средств поражения.

3.4 вторичные поражающие элементы: Фрагменты элементов броневой защиты автомобиля, образующиеся в результате соударения метаемых элементов или осколков ручных наступательных или оборонительных гранат с броневой защитой автомобиля.

3.5 кондиционное поражение: Отсутствие проникновения средств поражения и вторичных поражающих элементов за тыльную сторону броневой защиты автомобиля.

3.6 пулестойкость: Регламентированное защитное свойство броневой защиты автомобиля противостоять проникновению метаемых элементов или их фрагментов.

3.7 пулестойкое стекло: По ГОСТ Р 51136.

3.8 метаемый элемент: По ГОСТ Р 52212.

3.9 стрелковое оружие: По ГОСТ 28653.

3.10 средства поражения: Метаемые элементы и (или) осколочно-фугасное воздействие ручных противопехотных гранат и зарядов взрывчатого вещества.

3.11 особо опасные грузы: Грузы, содержащие взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, химически опасные вещества и т.п.

Раздел 3. (Измененная редакция, Изм. N 3).

4 Классификация

Класс защитной структуры бронеавто-
мобиля

Наименование средства поражения

Характеристика поражающего элемента

Дистанция обстрела, м

Специальные классы защиты

18,5-мм охотничий патрон

Охотничье ружье 12-го калибра

Баллистический ствол без нарезов

Основные классы защиты

9×18 мм пистолетный патрон с пулей Пст, инд. 57-Н-181С

9-мм АПС, инд. 56-А-126

9×21 мм патрон с пулей П, инд. 7Н28

9-мм СР-1,инд. 6П53

9×19 мм патрон с пулей Пст, инд. 7Н21

9-мм ПЯ, инд. 6П35

5,45×39 мм патрон с пулей ПП, инд. 7Н10

5,45-мм автомат АК74, инд. 6П20

7,62×39 мм патрон с пулей ПС, инд. 57-Н-231

7,62-мм автомат АКМ, инд. 6П1

7,62×54 мм патрон с пулей ПП, инд. 7Н13

7,62-мм винтовка СВД, инд. 6В1

7,62×54 мм патрон с пулей Б-32, инд. 7-БЗ-3

7,62-мм винтовка СВД, инд. 6В1

12,7×108 мм патрон с пулей Б-32, инд. 57-БЗ-542

Стальной шарик 6,35 мм по ГОСТ 3722, если иное не указано в нормативных документах на изделие, утвержденных в установленном порядке.

Значение определяется нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

Скорость поражающего элемента (за исключением скорости имитатора осколка) измеряют на расстоянии (3±0,1) м от дульного среза. Скорость имитатора осколка измеряют на расстоянии (0,75±0,01) м от лицевой поверхности образца.

1 Броневая защита автомобиля должна обеспечивать защиту людей и особо опасных грузов от воздействия метаемых элементов и вторичных поражающих элементов при обстреле суммарной защищаемой площади передней, боковых и задней проекций автомобиля.

2 Конструкцией броневой защиты автомобиля по требованию заказчика может быть предусмотрена защита крыши, трансмиссии, ходовой части, днища и других узлов, агрегатов и систем от воздействия средств поражения.

3 Характеристики гранат и зарядов взрывчатого вещества, предусмотренных для испытаний конкретной модели автомобиля, определяют в соответствии с нормативными документами на этот автомобиль.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3, 4).

4.2 При проведении испытаний допускается использование стволов или огнестрельного оружия, перечисленного в приложении В, имеющих аналогичные значения (оружию, перечисленному в таблице 1) определяющих параметров (длина ствола, количество, глубина и угол наклона нарезов).

(Введен дополнительно, Изм. N 4).

5 Общие технические требования

5.1 Характеристики

5.1.1 Броневая защита должна быть изготовлена в соответствии с требованиями настоящего стандарта по нормативной и конструкторской документации (в том числе ведомости броневых деталей) на автомобиль конкретного типа.

В комплект разрабатываемой документации на броневую защиту должны входить технические условия на броневую конструкцию в целом.

Требования к составлению ведомости броневых деталей и ее форма приведены в приложении А.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

5.1.2 Пулестойкость устанавливается в нормативных документах на броневую защиту конкретного автомобиля и должна соответствовать требованиям 4.1.

Допускается сочетание различных классов защиты броневых преград, составляющих броневую защиту автомобиля.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

5.1.3 Класс защиты при проведении испытаний по условиям, заданным в нормативной документации на автомобиль конкретного типа, оценивают по характеру поражения: кондиционное или некондиционное.

5.1.4 Вероятность защиты от воздействия средств поражения в зависимости от класса защиты должна соответствовать приведенной в приложении Б.

5.1.5 Броневая защита должна обеспечивать сохранность не менее 85% суммарной защищаемой площади передней, боковой и задней проекций автомобиля.

5.1.6 Металлические броневые детали должны быть изготовлены из листов, выдержавших испытания пулевым обстрелом по нормам, установленным в нормативных документах на конкретный материал.

При испытаниях деталей пулевым обстрелом количество выстрелов в зависимости от площади испытуемой детали должно соответствовать указанному в таблице 2.

Таблица 2

Количество выстрелов в деталь

5.1.7 Сварные соединения (сварные швы), околошовные зоны и разъемные соединения броневой защиты, стойкость которых должна быть равна стойкости основного материала, должны обеспечивать целостность конструкции броневой защиты при воздействии средств поражения.

5.1.8 Сварные соединения деталей броневой защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 14771, ГОСТ 23518 и конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

5.1.9 Защита топливных баков автомобилей должна обеспечивать их пожаро- и взрывобезопасность при воздействии пуль стрелкового оружия и осколочно-фугасном воздействии гранат.

5.2 Конструктивные требования

5.2.1 Соединения элементов конструкции броневой защиты должны полностью исключать попадание в обитаемые отсеки автомобиля осколков брони, пуль и свинцовых брызг.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

5.2.2 Защитные свойства пулестойких стекол, применяемых в броневой защите, должны соответствовать классу защиты броневых преград и (или) броневых деталей автомобиля, с которыми они сопрягаются.

Допускается применение отдельных броневых деталей и в том числе пулестойких стекол, имеющих класс защиты, превышающий общий класс защиты для броневых преград.

Пулестойкие стекла должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51136 и требованиям нормативных документов на пулестойкое стекло.

5.3 Требования к материалам

5.3.1 Материалы, применяемые для изготовления броневой защиты, должны соответствовать требованиям нормативной документации и быть подвергнуты входному контролю на соответствие требованиям указанной документации, утвержденной в установленном порядке.

5.4 Маркировка

5.4.1 Содержание и место маркировки должны быть указаны в нормативной и конструкторской документации на броневую защиту автомобилей.

5.4.2 Маркировка комплекта броневой защиты может быть выполнена любыми способами, позволяющими сохранить ее четкость в течение срока службы автомобиля.

5.4.3 Маркировку выполняют шрифтом по ГОСТ 2.304.

5.4.4 Маркировка пулестойких стекол должна быть выполнена в соответствии с требованиями нормативной документации на стекло конкретного типа.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

6 Указания по эксплуатации

6.1 В процессе эксплуатации автомобиля не допускаются возникающие дефекты, снижающие класс броневой защиты:

— сквозные трещины любой длины на броневых деталях;

— очаги коррозии, рванины, вмятины и царапины глубиной, выходящей за нижнее предельное отклонение по толщине деталей;

— выпучины на тыльной поверхности броневых деталей, образовавшиеся в результате механического воздействия, кроме выпучин, образовавшихся при испытаниях обстрелом, по техническим условиям на конкретный автомобиль;

— отсутствие (снятие) броневых деталей, предусмотренных нормативными документами предприятия-изготовителя;

— нарушение целостности композиционных броневых материалов;

— трещины, отлипы и другие пороки внешнего вида, а также пропускание света пулестойких стекол свыше ограничений, указанных в ГОСТ Р 51136 (5.3.1, 5.3.5), если они не оговорены в нормативной документации на конкретный автомобиль.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

6.2 Допускается без снижения броневой защиты ремонт броневых деталей по утвержденной документации, указанной в технических условиях.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

6.3 В процессе эксплуатации автомобиля:

— должна сохраняться работоспособность специального и дополнительного оборудования, предусмотренного нормативными документами предприятия-изготовителя;

— не допускается дребезжание броневых деталей, отсутствие (потеря) крепежных деталей и ослабление их затяжки.

6.4 Двери, бойницы автомобиля должны легко открываться и закрываться, фиксироваться в открытом и закрытом положениях.

Провисание, прогибы и перекосы дверей в закрытом положении не допускаются.

Раздел 6 (Введен дополнительно, Изм. N 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное). ВЕДОМОСТЬ БРОНЕВЫХ ДЕТАЛЕЙ

A.1 Ведомость броневых деталей — документ, составляемый разработчиком броневой защиты.

А.2 Ведомость выполняют на листах формата A3 или А4 по ГОСТ 2.301. Основная надпись для первого и последующих листов — по ГОСТ 2.104.

А.3 В зависимости от назначения деталей проставляют группу маркировки: I, II.

В соответствии с группой маркировки на детали набивают:

— для группы I — номер чертежа детали, номер детали, условное обозначение марки стали (алюминия или других материалов);

— для группы II — номер чертежа детали, условное обозначение марки стали (алюминия или других материалов).

Для группы II допускается партию деталей маркировать на бирке номером чертежа детали и условным обозначением марки стали (алюминия или других материалов).

Допускается детали маркировать условным обозначением, принятым на предприятии — изготовителе деталей.

А.4 Ведомости броневых деталей (броневой ведомости) присваивают код — ДВБ, где буква Д — в соответствии с требованиями пункта 2.6 ГОСТ 2.102; буквы ВБ — ведомость броневая.

Источник статьи: http://docs.cntd.ru/document/1200028018

Читайте также:  Чем помыть двигатель автомобиля своими руками
Оцените статью