Коэффициент полезной работы автомобиля
Работу автотранспортного предприятия в целом и каждого автомобиля в отдельности оценивают на основании показателей, характеризующих техническое состояние подвижного состава, организацию транспортного процесса и рациональность использования подвижного состава.
Такими показателями являются: коэффициент технической готовности, коэффициент использования парка, продолжительность работы автомобиля на линии, техническая и эксплуатационная скорости движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности (пас-сажировместимости), объем перевозок.
Показателем, характеризующим готовность подвижного состава выполнять перевозочный процесс, является коэффициент технической готовности подвижного состава ат.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Он определяется отношением числа технически исправных автомобилей к их списочному числу данного АТП. Если в АТП списочное число автомобилей на сегодняшний день равно 500, а технически исправных на сегодня автомобилей 420, то коэффициент технической готовности парка автомобилей на данное число ат = 420/500 = 0,84.
Коэффициент технической готовности зависит от организации и качества выполнения технического обслуживания и ремонта автомобиля, иными словами, является обобщенным показателем работы производственно-технической службы АТП и характеризует уровень технического состояния подвижного состава данного предприятия.
Повышение коэффициента технической готовности в значительной мере зависит от водителя, его профессионального мастерства. Умелое вождение автомобиля, соблюдение правил технической эксплуатации, своевременное обнаружение и устранение неисправностей—вот те факторы, которыми водитель может влиять на повышение этого коэффициента.
Степень использования подвижного состава в транспортном процессе характеризуется коэффициентом использования парка, который определяется отношением числа отработанных автомобиле-дней к числу календарных автомобиле-дней пребывания их в АТП. Если в АТП каждый автомобиль отработал на линии в среднем по 260 дней в году, то коэффициент технической готовности парка ат=260/365 = 0,71.
Этот коэффициент зависит от ряда организационных факторов: режима работы клиентуры, наличия подменных водителей, технического состояния подвижного состава АТП, состояния дорог на маршрутах перевозок и т. д.
Весьма важным фактором, определяющим организацию транспортного процесса в АТП, является продолжительность работы автомобиля на линии с момента выхода его из предприятия и до его возвращения.
Этот показатель зависит от режима работы грузополучателей и грузоотправителей, расстояния, на которое перевозится груз, и определяет режим работы АТП. Повышение этого показателя достигается организацией двух- и трехсменной работы водителей, созданием бригад водителей, работающих по графику для обеспечения работы подвижного состава в выходные дни.
Автобусные и таксомоторные предприятия, АТП, обслуживающие торговлю, работают все дни года.
Большое влияние на повышение производительности труда подвижного состава оказывает скорость движения. Различают техническую и эксплуатационную скорости.
Каждый водитель должен добиваться повышения технической скорости движения, учитывая при этом, что ее величина зависит от технического состояния автомобиля, дорожных условий, интенсивности движения транспортных средств и пешеходов на маршрутах перевозки.
Эксплуатационная скорость v3 — это средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде. Это время включает не только время движения, но и время на оформление, получение и сдачу грузов, время на погрузочно-разгрузочные работы, время на устранение неисправностей в пути. Эксплуатационная скорость определяется отношением пробега автомобиля ко времени нахождения его в наряде. Эксплуатационная скорость всегда ниже технической. Например, автомобиль ЗИЛ-130 находился в наряде 7 ч, из которых в движении был 5,7 ч и совершил пробег 154 км. Средняя техническая скорость ит= 154/5,7 = =27 км/ч, а эксплуатационная иэ= 154/7 = 22 км/ч.
Эксплуатационная скорость характеризует степень организации транспортного процесса (простои под погрузкой-разгрузкой) и оформления транспортной документации. С увеличением расстояния перевозок эксплуатационная скорость повышается и приближается к технической.
Одним из составляющих техни-ко-эксплуатационных показателей работы подвижного состава является пробег автомобиля. Он выражается в километрах, пройденных автомобилем, и состоит из нулевого пробега, пробега автомобиля с грузом и пробега без груза (порожнего пробега).
Пробег автомобиля с грузом является рабочим (производительным), так как при этом производится транспортная работа.
Нулевым пробегом называется подготовительный пробег для выполнения транспортной работы — подачи автомобилей к месту погрузки из АТП или из пункта выгрузки в АТП в конце работы. К нулевому пробегу относятся также все заезды автомобилей, не связанные с вы-
полнением транспортного процесса (на заправку, техническое обслуживание, текущий ремонт).
Порожним пробегом называется пробег без груза, совершаемый в процессе перевозок при подаче подвижного состава от места выгрузки к месту погрузки.
Рациональная организация транспортного процесса оценивается коэффициентом использования пробега, который определяется делением пробега с грузом на общий пробег. Например, если общий пробег автомобиля ЗИЛ-130 составил 154 км, а пробег с грузом 105 км, то коэффициент использования пробега (3 = = 105/154 = 0,68.
На повышение производительности труда автомобилей большое влияние оказывает коэффицент использования грузоподъемности, определяемый делением массы фактически перевезенного груза на грузоподъемность автомобиля.
Например, если автомобиль ЗИЛ-130 за одну ездку перевез 4,5 т, а грузоподъемность автомобиля 6 т, то коэффицент использования грузоподъемности у = 4,5/6 = 0,75.
Повышение коэффициента использования грузоподъемности достигается полной загрузкой автомобиля, поэтому при перевозке грузов небольшой массы необходимо наращивать борта автомобиля и при укладке груза полнее использовать площадь грузовой платформы, а при перевозке тарного груза укладывать, а затем увязывать его в несколько рядов, не превышая установленных габаритов. Работа грузового автомобиля определяется объемом перевозок (транспортной работой) или количеством перевезенного груза за одну ездку или за смену в тоннах.
Источник статьи: http://stroy-technics.ru/article/osnovnye-pokazateli-raboty-gruzovykh-avtomobilei
Курсовая работа: Автомобильный транспорт и его роль в рыночной экономике
Название: Автомобильный транспорт и его роль в рыночной экономике Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа Добавлен 09:14:34 19 декабря 2009 Похожие работы Просмотров: 7761 Комментариев: 14 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.4 Оценка: неизвестно Скачать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общий пробег | Периодичность ТО — 2 | Периодичность ТО — 1 | Плановое количество капитальных ремонтов | Автомобиле – дни работы в планируемом году | |
ЗИЛ – 555 | 69600 тыс. | 11000 км | 2200 км | 2 | 274 |
КАМАЗ | 96100 тыс. | 11000 км | 2200 км | 4 | 548 |
УАЗ — 452 | 95400 тыс. | 11000 км | 2200 км | 2 | 274 |
ЗИЛ — 555 | КАМАЗ | УАЗ — 452 | |
Количество ТО – 2 | 69600/11000-2 = 4 | 96100/11000 -4 =5 | 95400/11000-2 = 7 |
Количество ТО – 1 | 69600/2200 – (4+4) = 24 | 96100/2200 – (4+5) = 35 | 95400/2200 – (2+2) = 34 |
Количество ежедневного обслуживания (ЕО) | 274 | 548 | 274 |
Плановое количество ежедневного обслуживания автомобилей равняется плановой величине автомобиле — дней работы.
Вторым этапом планирования производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей является расчёт автомобиле – дней простоя в ремонте.
Для расчёта автомобиле – дней простоя автомобилей в ремонте учитывается продолжительность простоя в капитальном ремонте и на техническом обслуживании № 2. Остальные виды обслуживания и ремонта проводятся в межсменное время и в данном случае не учитываются.
Техническое обслуживание №1 выполняется в межсменное время, поэтому простои автомобилей не предусматриваются.
Продолжительность простоя подвижного состава автомобильного транспорта на техническом обслуживании и в ремонте можно рассчитывать по формуле следующего вида
АД рем = N к х Пк + L общ /1000 х Пто,
Где N к – количество капитальных ремонтов;
Пк – продолжительность капитального ремонта, календарных дней;
L общ – общий пробег автомобилей, км;
Пто – продолжительность простоя автомобилей на техническом обслуживании и в текущем ремонте , дней на 1000 км пробега.
Общий пробег | Норма простоя на капитальном ремонте | Норма простоя на ТО – 2 на 1000 км. | |
ЗИЛ – 555 | 69600км. | 0,7 дня | 0,1 дня |
КАМАЗ | 96100 км. | 1 день | 0,2 дня |
УАЗ — 452 | 95400 км. | 0,6 дня | 0,1 дня |
Третий этап работы – расчёт общей трудоёмкости технического обслуживания и технического ремонта (в чел.-ч), который необходим для определения численности ремонтных рабочих.
Трудоёмкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей определяется по каждой группе подвижного состава на основании плановой производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту, планового пробега автомобилей и утвержденных нормативов трудоёмкости.
Конкретные нормативы трудоёмкости технического обслуживания и текущего ремонта для автохозяйства утверждает его руководитель по согласованию с профсоюзной организацией.
Общую плановую трудоёмкость технического обслуживания и текущего ремонта по хозяйству получают путём суммирования показателей по каждой группе подвижного состава.
4. Планирование производственной программы по эксплуатации подвижного состава
Порядок и метод составления производственной программы по эксплуатации подвижного состава для автомобилей, работающих на сдельной оплате, рассмотрим на примере автохозяйства (смотри таблицу 1).
Данные производственной программы автотранспортного
хозяйства по эксплуатации подвижного состава
на планируемый год
Средняя продолжительность пребывания
автомобиля в наряде, ч
Коэффициент использования парка
Время простоя под погрузкой и
разгрузкой за одну ездку, ч
Выработка на одну среднесписочную
При планировании первым методом сначала определяют показатели суточной производительности одного автомобиля: объём перевозок (в т), грузооборот ( в ткм) и среднесуточный пробег ( в км).
На основании данных, приведённых в таблице 1, произведём расчёт показателей суточной производительности.
Среднесуточный пробег можно определить по формуле:
Lсс – среднесуточный пробег, км;
Tн – средняя продолжительность пребывания автомобиля в наряде, ч;
Vт – техническая скорость, км/ч;
Iгр – среднее расстояние ездки с грузом, км;
пр – время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями на одну ездку, ч;
B – коэффициент использования пробега.
Подставляем в формулу числовые значения (таблица 1), определим среднесуточный пробег автомобилей:
ЗИЛ — 555 | КАМАЗ | УАЗ — 452 | |
Формула | Lсс = Tн хVт хIг /Iгр + tпр хVт хB, | ||
Расчёт | Lсс = 8х50х50/ 50+0,65х50х0,70 =274,9 | Lсс = 8х50х65 /65+0,65х50х0,70 = 296,3 | Lсс = 8х50х50 / 50+0,65х50х0,80 = 240,1 |
Затем определяем годовую производственную программу всех автомобилей.
Показатели годовой производственной программы (объём перевозок в тоннах, грузооборот в тонно-километрах и общий пробег в километрах) определяются путём умножения суточной производительности одного автомобиля в соответствующих показателях на автомобиле – дни в работе. Автомобиле – дни в работе – это произведение среднесписочного количества автомобилей, количества календарных дней и коэффициента использования парка автомобилей. Формула имеет следующий вид:
АДэ = Асс х 365 х Ки.п.
Подставляя в формулу числовые значения из таблицы 1, определим автомобиле – дни в работе:
ЗИЛ — 555 | КАМАЗ | УАЗ — 452 | |
Формула | АДэ = Асс х 365 х Ки.п. | АДэ = Асс х 365 х Ки.п. | |
Расчёт | АДэ = 1 х365 х 0,75 = 274 | АДэ = 2 х 365 х 0,75 = 548 | АДэ = 1 х365 х 0,75 = 274 |
Суточный объём перевозок:Qт.с. = qн х y х Z
Суточный грузооборот: Qс.ткм = Qт.с х Iср
Среднеерасстояние полной ездки – отношение среднего расстояния перевозки груза к коэффициенту использования пробега.
Количество ездок: Z = Тн / (Iгр/B/ Vт +tпр)
Время движения: Iгр/B/ Vт
ЗИЛ — 555 | КАМАЗ | УАЗ -452 | |
Среднеерасстояние полной ездки | 60:0,9 = 66,7 км. | 80:0,85 = 94 км | 50:0,9 = 55,6 км |
Время движения | 66,7:50 = 1,3 ч. | 9:50 = 1,9 ч | |
Количество ездок: | 8:(1,3+0,8) = 3,81 | 8:(1,9+1) =2,8 | 8:(1,1+0,6) = 4,7 |
Суточный объём перевозок | 5,5 х 0,9 х 3,81 =18,9 т. | 13 х 0,9 х 2,8 = 32,8 т | 3 х 0,8 х 4,7 = 11,3 т |
Суточный грузооборот | 18,9 х 50 = 943 ткм | 32,8 х 80 = 2620,8 ткм | 11,3 х 50 = 565 ткм |
Среднесуточный пробег | 66,7 х 3,81 = 254,1 км. | 94 х 2,8 = 263,2 км. | 55,6 х 4,7 = 261,3 км. |
Годовая производственная программа (исчисленная первым методом):
ЗИЛ — 555 | КАМАЗ | УАЗ -452 | |
Объём перевозок, тыс. т. | 18,9 х 274 = 5,2 | 32,8 х 548 = 18 | 11,3 х 274 = 3,1 |
Грузооборот, тыс. ткм | 943 х 274 = 258 | 2620,8 х 548 = 1436 | 565 х 274 = 154 |
Общий пробег, км | 254,1 х 274 = 70 | 263,2 х 548 = 144 | 261,3 х 274 = 72 |
Планирование показателей производственной программы вторым методом, который применяется в автохозяйствах с большим количеством марок автомобилей, начинается с определения годовой производительности одной среднесписочной автотонны грузоподъёмности автомобилей.
Годовая производительность одной среднесписочной автотонны в тонно – километрах равна произведению среднесуточного пробега, коэффициента использования пробега, коэффициента использования грузоподъёмности, количества календарных дней в году и коэффициента использования парка автомобилей:
Рассмотрим расчёт производственной программы подвижного состава по данным таблицы 1.
Годовая производительность одной среднесписочной автотонны в тоннах определяется отношением годовой производительности одной среднесписочной автотонны в тонно – километрах к среднему расстоянию ездки с грузом в километрах:
Определив выработку, можно приступить к планированию объёмаперевозок в тоннах и грузооборота в тонно – километрах поданной группе автомобилей:
ЗИЛ — 555 | КАМАЗ | УАЗ — 452 |
Qт = 1,22 х 5,5 = 149,7 тыс. т. | Qт = 0,78 х 26 =20,28 тыс. т. | Qт = 0,95 х 3 = 2,85 тыс. т. |
ЗИЛ — 555 | КАМАЗ | УАЗ — 452 |
Qткм = 61 х 5,5 = 335,5 тыс. т | Qткм = 62,1 х 26 = 1614,6 тыс. т | Qткм = 47,3 х 3 = 141,9 тыс. т. |
Общий объём перевозок грузов в тоннах и грузооборот тонно – километрах по автотранспортному предприятию в целом определяется суммированием их по группам автомобилей.
По автомобилям, работающим по почасовой оплате, в производственной программе устанавливается объём работы в часах.
На планируемый год этот показатель рассчитывается путём умножения средней плановой продолжительности пребывания автомобилей в наряде на количество автомобиле – дней работы.
5. Роль специалиста в составлении производственной программы
Специалист службы эксплуатации автотранспортного предприятия на основе полученных заявок от грузоотправителей и грузополучателей и анализа отчётных материалов за прошлые годы составляет проект плана перевозок грузов на планируемый год.
Объём перевозок и грузооборот , указанные в заявках, сопоставляются с производственной мощностью автомобильного парка , т. е. объёма перевозок и грузооборотом , которые может осуществить автохозяйство в планируемом году имеющимся парком автомобилей.
В результате выявляются объём перевозок и грузооборот, которые могут быть выполнены по каждой заявке собственным автомобильным транспортом.
В проекте плана перевозок грузов автохозяйством указываются объёмы перевозок, классы грузов, группы дорог, среднее расстояние перевозок, грузооборот, марки автомобилей, на которых будут осуществляться перевозки тех или иных видов грузов.
Проект плана перевозок грузов представляют вышестоящей организации.
Специалист автотранспортного хозяйства сопоставляет утвержденные объёмы перевозок с полученными от грузоотправителей заявками, уточняет план перевозок и заключает с ними договоры на перевозки грузов.
Специалист проводит анализ выполнения плана перевозок и контроль результатов работы автохозяйства. Анализ выполнения плана перевозок грузов проводиться с учетом показателей производственной программы, производственной базы, а технико–эксплуатационных измерителей. Сравнивает отчётные данные с плановыми по объёму перевозок и грузооборота. Затем сравнивает отчётные данные рассматриваемого периода с отчётными данными аналогичного предшествующего периода. Анализирует и планирует: показатели по труду и заработной плате, расходы, доходы, прибыль и рентабельность автомобильного хозяйства. Распределяет расчетную прибыль внутри предприятия в соответствии с действующими нормативами и инструкциями.
1. Головоненко С.Л. и др. Экономика автомобильного транспорта. – М.: Экономика, 1983.
2. Панасюк М.В. и др. Экономика, организация и планирование производственной деятельности потребительской кооперации. – М.: Экономика, 1984.
3. Пыхтунов Г.В. и др. Автомобильный транспорт потребительской кооперации. – М.: Экономика, 1986.
4. Петрук И.Т. Экономика потребительской кооперации. – М.: Экономика, 1989.
5. Малышев А.И. Экономика автомобильного транспорта. – М.: Транспорт, 1983.
Источник статьи: http://www.bestreferat.ru/referat-105295.html