- Как правильно пользоваться поворотниками и почему им нельзя доверять
- Когда следует включать указатели поворота
- Когда и где нужно включать поворотники по ПДД
- Правила включения сигнала поворота
- Простые маневры
- При обгоне
- Круговое движение
- Когда водитель не должен подавать сигнал поворотника
- Сигнал рукой о повороте
- Предусмотренные штрафы за нарушение ПДД
Как правильно пользоваться поворотниками и почему им нельзя доверять
Кажется, что вопросов о том, как пользоваться поворотниками, возникать просто не может, ведь это базовое действие, выполняемое каждым водителем десятки раз в день и отработанное до автоматизма? Однако если выехать на дорогу, в некоторые дни может сложиться впечатление, что треть водителей не использует указатели поворота вовсе, а еще треть делает это неправильно. Давайте разберемся, как же правильно пользоваться поворотниками, а заодно выясним, почему верить даже правильно включенному поворотнику все равно не стоит.
Фактически применение указателей поворота исчерпывающе разъяснено в пунктах 8.1 и 8.2 ПДД. Первый пункт регламентирует условия и способ подачи сигнала, а второй описывает процедуру и сопутствующие обстоятельства. Давайте выделим ключевые особенности использования указателей поворота, исходя из этих пунктов, и расставим их по порядку.
Правила пользования поворотниками:
- поворотник включается перед любым маневром: началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой;
- поворотник включается заблаговременно до начала выполнения маневра;
- поворотник не должен вводить в заблуждение других участников движения;
- при выполнении маневра даже с включенным поворотником не должны создаваться опасность и помехи для других участников движения;
- включение поворотника не дает водителю никаких преимуществ в движении и не освобождает его от принятия мер предосторожности;
- поворотник должен выключаться немедленно после завершения маневра;
- в случае отсутствия или неисправности поворотников водитель обязан подавать сигналы руками.
Напомним, что сигналы, подаваемые руками, тоже четко регламентированы ПДД. По правилам «сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх», а «сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх».
В списке выше стоит отдельно коснуться нескольких пунктов, которые особенно часто игнорируются или трактуются превратно.
Прежде всего, это необходимость включения поворотника не только перед поворотом, но и при других маневрах: начале движения, остановке и перестроении, особенно в движении. Например, высматривая на парковке вдоль дороги свободное место, стоит заранее включить поворотник, чтобы обозначить намерение остановиться и дать возможность водителям сзади заранее перестроиться и продолжить движение без остановки.
Еще одно требование, которое часто игнорируют, – это требование включить поворотник заблаговременно. Планируя маневр, водитель должен заранее известить о своих намерениях других участников движения – то есть поворотник стоит включить с учетом дорожных условий за такое количество времени до совершения маневра, сколько потребуется другим водителям, чтобы заметить, оценить и отреагировать на намерения маневрирующего. Включение указателя поворота непосредственно перед совершением маневра или уже в момент поворота руля – это невыполнение требований ПДД.
Ну и еще одно заблуждение, присущее некоторым водителям, это вера в то, что включение поворотника обязывает других водителей уступить дорогу и дать маневрирующему водителю беспрепятственно совершить маневр. На самом деле это, разумеется, не так, и дело не только в пункте 8.2 ПДД. Этот пункт фактически дублирует требования других правил в контексте включения поворотников, напоминая, что «подача сигнала не дает водителю преимущества». На практике водитель прежде всего обязан соблюдать правила маневрирования с учетом требований светофоров, регулировщиков, дорожных знаков, разметки и ПДД. К примеру, при повороте включенный сигнал никак не влияет на требование уступить дорогу, а при перестроении не отменяет пункта 8.4 Правил, который указывает, что «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения».
Не все водители помнят, что за игнорирование поворотников можно даже получить штраф. Наказание регламентируется частью 1 статьи 12.14: «невыполнение требования ПДД подать сигнал перед началом движения, перестроения, поворота, разворота или остановкой влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей». На практике такие штрафы встречаются редко, что дополнительно усугубляет ситуацию на дорогах, укрепляя веру некоторых водителей в необязательность применения указателей поворота.
Несмотря на то что правила обязывают включать поворотники при маневрировании, безоглядно верить каждому включенному указателю не стоит. Да, в том же пункте 8.3 ПДД сказано, что «сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения», но при этом наказание за ошибочно включенный указатель поворота законом не предусмотрено. А самое неприятное – то, что в случае ДТП вину водителя, включившего «обманчивый» поворотник, придется доказывать.
Например, если водитель, планирующий выехать на главную дорогу со второстепенной, «доверится» указателю поворота автомобиля, движущегося по главной, то при отсутствии свидетелей и записей с камер ему будет весьма сложно доказать логику своих действий. Даже наличие видеорегистратора в этой ситуации будет бесполезным: регистраторы снимают то, что происходит впереди и, в лучшем случае, позади автомобиля, но не захватывают картинку по сторонам. Более того, даже при наличии доказательств вероятен вариант признания обоюдной вины, но не полное освобождение от ответственности водителя на второстепенной дороге за непредоставление преимущества в движении.
Таким образом, безоговорочно верить включенному указателю поворота не стоит. Если есть возможность учесть намерения другого водителя и выполнить маневр безопасно, ей можно воспользоваться. Но если скорость другой машины, плотность движения и другие дорожные условия допускают вероятность пересечения траекторий, лучше убедиться в том, что водитель действительно начинает выполнение указываемого им маневра.
Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/kak-pravilno-polzovatsya-povorotnikami-i-pochemu-im-nelzya-doveryat
Когда следует включать указатели поворота
Для безопасности на дорогах все транспортные средства оборудованы сигналами поворота. Поворотники дают окружающим понять куда движется транспорт. Но даже такой простой маневр требует верного выполнения, иначе возможна аварийная ситуация.
Когда и где нужно включать поворотники по ПДД
Согласно правилам дорожного движения, поворотники нужно включать в следующих случаях:
- при повороте на перекрестке (в том числе на кольцо);
- при повороте на прилегающую территорию (дорогу), в том числе при въезде во двор (и выезде из него);
- при развороте;
- при смене полосы движения;
- при обгоне или объезде препятствия на дороге;
- при съезде на обочину для остановки, стоянки;
- при начале движения с парковки, места стоянки или остановки;
- при съезде с главной дороги;
- при съезде с полосы разгона или при съезде на полосу торможения.
ВАЖНО! Поворотник нужно включать заблаговременно, до начала (а не во время) выполнения маневра. Сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения (в том числе пешеходов). Важно помнить, что подача сигнала о повороте не дает водителю преимущества и не освобождает его от ответственности.
Правило использования поворотных сигналов подробно представлено в разделе 8 ПДД.
Правила включения сигнала поворота
Главное правило состоит в том, чтобы заранее оповестить других участников движения о своем намерении перестроиться, повернуть (развернуться). То есть включить сигнал нужно не во время выполнения маневра (и уж точно не при его окончании), а заблаговременно.
Простые маневры
К простым маневрам относятся перестроения и повороты на перекрестках. На перекрестке следует включить сигнал заблаговременно, примерно за 50 метров до поворота, но только при условии, что столь ранее включение сигнала не введет в заблуждение других участников движения. При перестроении нужно убедиться, что полоса свободна, затем включить сигнал и совершить маневр. Выключать поворотники нужно сразу после завершения маневра.
Даже если на перекрестке установлен знак, указывающий на единственное разрешенное направление движения, то поворотник все равно нужно включать.
При съезде на обочину нужно сбавить скорость и включить поворот направо. При выезде с обочины или при начале движения на проезжей части после остановки следует включить поворот налево.
При обгоне
Обгон можно считать одним из видов перестроения. При совершении обгона впереди идущего автомобиля нужно удостовериться, что в данном месте разрешен этот маневр и что левая полоса свободна для перестроения. На двухполосных дорогах водители совершают обгон по встречной полосе — это двойной риск. Всегда нужно убеждаться в том, что маневр не помешает другим участникам движения и не приведет к ДТП.
Прежде чем перестроиться налево для обгона ТС, нужно включить левый поворотник. Выключить его можно будет как только завершится маневр, то есть перестроение на левую полосу. Обогнав транспорт, нужно включить правый сигнал поворота, чтобы предупредить участников движения о возвращении на правую полосу. Таким образом, при обгоне потребуется включить сначала левый поворотник, а затем правый.
Круговое движение
Перекресток с круговым движением выглядит как кольцо, движение на котором организовано против часовой стрелки. Данные перекрестки обозначаются дорожным знаком 4.3 «Круговое движение». Данный тип перекрестка может присоединять к себе неограниченное количество дорог.
Поскольку движение на кольце всегда идет против часовой стрелки, то при въезде нужно включать сигнал поворота направо. Включенный левый поворотник — нарушение ПДД. Однако, есть исключение, при котором требуется включение левого сигнала поворота. Такой маневр будет верным, если кольцо имеет смещение влево относительно проезжей части.
Въезд на кольцо может быть совершен с любой полосы, но съезд с него всегда выполняется с крайнего правого ряда. При смене ряда на круговом движении всегда нужно включать соответствующий поворотник.
Когда водитель не должен подавать сигнал поворотника
Автомобилист не должен подавать сигнал поворотника, если он введет в заблуждение других участников движения. Ситуации, при которых включенный поворотник может ввести в заблуждение:
- Перекресток с несколькими пересечениями. Например, если водителю нужно повернуть налево на втором пересечении, то включать поворот нужно только после въезда на первое пересечение.
- Близко расположенные прилегающие дороги. То есть если водителю нужно повернуть направо во второй въезд на прилегающую дорогу (территорию), то и включать поворотник нужно непосредственно перед ним, чтобы другие участники движения не подумали, что водитель поворачивает на первый въезд.
- Если главная дорога имеет плавный изгиб, а к ней примыкает второстепенная дорога, то водитель может продолжать движение по главной дороге без включения сигнала поворота. Но при съезде на второстепенную дорогу, нужно обозначить маневр.
- Если знак главной дороги расположен на Y-образном перекрестке, а также с тремя или более ответвлениями, то поворотник все же потребуется включить. Знак «Главная дорога» определяет приоритеты, а не направление движения.
Сигнал рукой о повороте
Если транспортное средство не оборудовано световыми сигналами поворота (или же они неисправны), то необходимо подавать сигнал рукой. Подача сигнала поворота рукой производится заблаговременно и может быть прекращена непосредственно перед началом выполнения маневра, чтобы водитель ТС мог использовать обе руки для управления.
- поворот налево обозначается как вытянутая вбок прямая левая рука или правая рука, отведенная в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Соответственно, поворот направо обозначается как вытянутая вбок прямая правая рука или левая рука, отведенная в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх;
- поднятая вверх любая рука — сигнал об остановке.
К транспортным средствам, не оборудованным сигналами поворота относятся велосипеды, самокаты, некоторые скутеры, мопеды и мотоциклы, гужевые повозки, верховые лошади. Если на машине сломаны поворотники, то автомобилист должен вытягивать руку через окно. Отсутствие световых сигналов на ТС не освобождает водителя от требований правил.
Предусмотренные штрафы за нарушение ПДД
За несоблюдение правил использования сигналов поворота на водителя могут быть наложены штрафные санкции.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84
- За неработающий поворотник водителю могут вынести предупреждение или оштрафовать на 500 рублей. Такая же мера наказания применяется за нарушение правил маневрирования.
- Непредоставление преимущества (нарушение правил проезда перекрестков) карается штрафом в размере 1000 рублей.
- Согласно статье 12.5 части 3 КоАП РФ на водителя, управляющего автомобилем, на передней части которого установлены поворотники красного цвета, может накладываться ответственность в виде лишения права на вождение автомобиля сроком от полугода до 1 года.
- Иные штрафы могут быть наложены в том случае, если при проезде перекрестка, обгоне, остановке или перестроении водитель нарушил какие-либо другие правила. Например, за остановку на кольцевом перекрестке водителя транспорта оштрафуют на 500 рублей. Размер штрафа зависит от степени тяжести нарушения.
Соблюдение простого правила использования сигнала поворота может не только сэкономить деньги, но и уберечь от аварии. Владельцам средств передвижения следует регулярно проверять работу поворотников и следить за чистотой ламп, чтобы не стать причиной ДТП. Вежливость и внимательность на дороге могут сохранить финансы, здоровье и даже жизни.
Источник статьи: http://autourist.expert/shtrafi/kogda-sleduet-vklyuchat-ukazateli-povorota.html