Коробка передач автомобиля ваз 2121

Коробка передач

Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента на ведущих колесах автомобиля, длительного разъединений двигателя и трансмиссии и получения заднего хода.

На автомобиле установлена коробка передач механическая, четырехступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами и ручным управлением.

Коробка передач имеет четыре передачи для движения вперед (передаточные числа: I — 3,242; II — 1,989; III — 1,289; IV — 1,000) и одну передачу для движения назад (передаточное число заднего хода 3,34). Шестерни всех передач, кроме заднего хода, косозубые, что уменьшает шум при работе коробки передач, и имеют постоянное зацепление. Шестерни передачи заднего хода прямозубые. Включение передач для движения вперед осуществляется с помощью синхронизаторов, а для движения назад — передвижением промежуточной шестерни заднего хода. Переключение передач производится с помощью рычага, расположенного на картере коробки передач.

Рис. 28. Коробка передач:
а — коробка в сборе; б — синхронизатор:

1 — нижняя крышка; 2 — пробка для проверки уровня масла; 3 — промежуточный вал; 4 — картер; 5 — шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 6 — первичный вал; 7 — передняя крышка; 8 — шестерня постоянного зацепления первичного вала; 9 — синхронизатор III и IV передач; 10 — шестерня III передачи; 11 — шестерня II передачи; 12 — синхронизатор I и II передач; 13 — вторичный вал; 14 — шестерня I передачи; 15 — шестерня заднего хода; 16 — ползун вилки включения заднего хода; 17 — шариковый фиксатор; 18 — ползун вилки включения III и IV передач; 19 — блокировочный замок; 20 — ползун вилки включения I и II передач; 21 — пружина; 22 — крышка шаровой опоры; 23 — рычаг переключения передач; 24 — задняя крышка; 25 — вилка включения заднего хода; 26 — промежуточная шестерня заднего хода; 27 — шестерня заднего хода промежуточного вала; 28 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 29 — пружина; 30 — блокирующее кольцо; 31 — ступица; 32 — муфта.

Читайте также:  Автоматическое включение питания автомобиля

В картере 4 коробки передач (рис. 28) на подшипниках установлены первичный (ведущий) 6, вторичный (ведомый) 13 и промежуточный 3 валы. Первичный вал выполнен как одно целое с шестерней 8, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 5 промежуточного вала 3, представляющего собой блок шестерен. На вторичном валу свободно установлены шестерни 10, 11 и 14 соответственно III, II и I передач, находящиеся в постоянном зацеплении о соответствующими шестернями промежуточного вала. На вторичном валу также жестко закреплены ступицы синхронизаторов 9 и 12 и шестерня 15 заднего хода. Промежуточная шестерня 26 заднего хода свободно установлена на оси 28. При включении I и II передач синхронизатор 12 соединяет соответственно шестерни 11 и 14 со вторичным валом коробки передач. При включении III и IV передач синхронизатор 9 соединяет соответственно шестерню 10 и первичный вал 6 со вторичным валом. Включение заднего хода осуществляется введением в зацепление шестерни 26 с шестернями 27 и 15.

Синхронизатор предназначен для бесшумного и безударного переключения передач. Синхронизатор облегчает работу водителя и увеличивает срок службы шестерен коробки передач. Он включает в себя: ступицу 31, скользящую муфту 32, блокирующие кольца 30 и пружины 29. Ступица синхронизатора закреплена на вторичном валу коробки передач. Она имеет внешние шлицы, на которых установлена скользящая муфта 32 с внутренними коническими поверхностями. Блокирующие кольца 30 имеют наружные конические поверхности и внутренние зубья со скосами. Блокирующие кольца постоянно отжимаются пружинами 29 к скользящей муфте 32.

Работа синхронизатора основана на использовании сил трения. Включение передачи возможно только после предварительного уравнивания угловых скоростей вторичного вала и шестерни включаемой передачи. После уравнивания угловых скоростей за счет трения между коническими поверхностями скользящей муфты 32 и блокирующего кольца 30 зубья муфты входят в зацепление с зубчатым венцом синхронизатора, выполненном на шестерне. В этом случае свободно вращающаяся шестерня на вторичном валу с помощью синхронизатора соединяется со вторичным валом, и передача включается.

В механизм переключения коробки передач входят: рычаг переключения 23, ползуны 16, 18 и 20 с вилками, шариковые фиксаторы 17 и замок 19. Рычаг 18 прижимается пружиной 21 к сферической поверхности крышки 22 шаровой опоры и имеет фигурный конец, который яри переключении передач входит в лазы вилок. Вилки, установленные на ползунах, входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов 9 и 12 и промежуточной шестерни 26 заднего хода. Шариковые фиксаторы 17 удерживают ползуны в нейтральном и включенном положениях, а замок 19 исключает одновременное включение двух передач. Замок состоит из двух блокировочных сухарей и штифта между ними. При перемещении среднего ползуна 18 оба сухаря выходят из его углублений и запирают крайние ползуны 16 и 20, исключая их смещения. При перемещении одного из крайних ползунов сухарь выходит из его углубления, блокирует средний ползун, и, действуя через штифт на другой сухарь, запирает также другой крайний ползун.

Источник статьи: http://www.vazbook.ru/Niva/2121/main/system/korobka-peredach

Механическая коробка ВАЗ 2121

4-ступенчатая механическая кпп ВАЗ 2121 собиралась с 1977 по 1994 год на заводе в Тольятти и устанавливалась на самые первые модификации популярного в России внедорожника Нива. Эта коробка по своей конструкции практически не отличается от трансмиссии седана ВАЗ 2106.

В семейство Нивы также входят мкпп: 2123, 21213 и 21214.

Технические характеристики кпп ВАЗ 2121

Тип механика
Количество передач 4
Для привода передний
Объем двигателя до 1.6 литра
Крутящий момент до 116 Нм
Какое масло лить Лукойл ТМ-5 80W-90
Объем смазки 1.35 литра
Замена масла раз в 50 000 км
Замена фильтра каждые 50 000 км
Примерный ресурс 150 000 км

Передаточные числа кпп 2121 Нива

На примере Лада Нива 1980 года с двигателем 1.6 литра:

Главная 1-я 2-я 3-я 4-я Задняя
4.3 3.242 1.989 1.289 1.000 3.34

На какие авто ставилась коробка ВАЗ 2121

Недостатки, поломки и проблемы коробки Нивы

Больше всего жалоб поступает на шумную работу мкпп и ее нечеткие переключения

На втором месте сильные вибрации и вой коробки на определенных оборотах мотора

Далее идут течи масла из сальников с последующими затруднениями переключений

И последнее это самопроизвольное выключение передачи из-за износа фиксаторов

Ваз 2121. Ремонт кпп

  • Связаться с администратором сайта Вы можете по электронной почте:
    otobaru@mail.ru

    Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.

    Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.

    Источник статьи: http://otoba.ru/transmissii/vaz/2121.html

    Устройство коробки передач Нива 2121, Ваз 2131, Лада 4х4

    1 – первичный вал;
    2 – сальник первичного вала;
    3 – картер сцепления;
    4 – пружинная шайба;
    5 – сапун;
    6 – игольчатый подшипник вторичного вала;
    7 – зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
    8 – вилка переключения III и IV передач;
    9 – скользящая муфта синхронизатора III и IV передач;
    10 – ступица муфты синхронизатора III и IV передач;
    11 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи;
    12 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи;
    13 – вилка переключения I и II передач;
    14 – муфта переключения I и II передач;
    15 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи;
    16 – промежуточный подшипник вторичного вала;
    17 – шестерня V передачи;
    18 – рычаг переключения передач;
    19 – корпус рычага переключения передач;
    20 – распорная втулка;
    21 – фланец эластичной муфты;
    22 – вторичный вал;
    23 – сальник заднего подшипника вторичного вала;
    24 – задний подшипник вторичного вала;
    25 – маслоотражательная шайба;
    26 – подшипник блока шестерен V передачи и заднего хода;
    27 – блок шестерен V передачи и заднего хода;
    28 – ступица синхронизатора V передачи;
    29 – промежуточная шестерня заднего хода;
    30 – задняя крышка;
    31 – задний подшипник промежуточного вала;
    32 – скользящая муфта синхронизатора I и II передач;
    33 – пробка заливного отверстия;
    34 – промежуточный вал;
    35 – передний подшипник промежуточного вала;
    36 – картер коробки передач;
    37 – задний подшипник первичного вала;
    38 – направляющая втулка.

    Коробка передач нива 2121 – механическая, с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну – заднего, все передачи переднего хода синхронизированы. Она унифицирована с коробкой передач 2107; незначительно отличается лишь задняя крышка: отверстие под привод спидометра закрыто заглушкой, так как спидометр «Нивы» приводится от раздаточной коробки. В настоящее время для всех коробок передач используется передаточный ряд коробки 2105.

    Корпусные детали коробки ваз 2121 – картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка – отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками. Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена. Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление – на шпильках). Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя. Для обеспечения соосности коленчатого вала и первичного вала коробки передач картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в крепежных отверстиях блока и картера). На задней крышке коробки передач установлена третья опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а последний – к полу кузова (на приварных болтах).

    В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, в его нижней крышке – сливное. Отверстия закрыты пробками с конусной резьбой. В сливной пробке находится магнит. Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей. В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун. Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве. В случае неисправности сапуна (заклинивании колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения.

    В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный. Первичный вал опирается на два шариковых подшипника – в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В заднем торце первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке. Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний – двухрядный шариковый, расположен в передней стенке картера коробки передач ваз 2131, задний – роликовый, расположен в его задней стенке. Через блок шестерен заднего хода и V передачи промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач ваз 2121. На задней стенке картера коробки закреплена и ось промежуточной шестерни заднего хода.

    Первичный вал имеет два зубчатых венца. Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).

    Промежуточный вал ваз 2131 представляет собой блок из четырех косозубых шестерен. При включении любой передачи, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, II, I передач. К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и V передачи (косозубая). Он дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.

    На вторичном валу расположены ведомые шестерни III, II, I передач, заднего хода и V передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни III и II передач вращаются на закаленных шейках вторичного вала ваз 2121, шестерни I и V передач – на втулках. Ведомая шестерня заднего хода жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов – прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III, I, V – вперед, II – назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты. Раньше гайку фиксировали от отворачивания подложенной под нее стопорной шайбой – ее края отгибали на грани гайки. Теперь на резьбу наносят анаэробный герметик, а шайбу не устанавливают.

    Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой. Ступицы синхронизаторов III–IV и I–II передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора V передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода niva. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону скользящих муфт. Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы.

    Передача заднего хода не имеет синхронизатора. Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и с ведущей шестерней заднего хода в заднем блоке шестерен на промежуточном валу нива 2131.

    Привод управления коробкой передач ваз 2121 состоит из трех штоков, соединенных с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода – в выточку на промежуточной шестерне.

    Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса и блокировочной скобы заднего хода. Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к задней крышке коробки. «Нейтральное» положение рычага между III и IV передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага. Случайное включение заднего хода нива 2121 вместо V передачи невозможно благодаря отогнутому лепестку блокирующей скобы, в который упирается выступ на рычаге. Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз – при этом его выступ опускается ниже лепестка скобы.

    Детали коробки передач нива 2131 смазываются разбрызгиванием. Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу позади ведомой шестерни V передачи расположена маслоотражательная шайба. В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровень должен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).

    Источник статьи: http://vazclub.com/niva/2121-2131/remont/transmissiya/korobka-peredach/ustroistvo.html

  • Оцените статью