Кованные литые диски для автомобиля

Какие диски лучше литые или кованые? Разбор по полочкам

В чём отличия и на что обращать внимание

В этом материале читатель сможет ознакомиться с детальной информацией насчёт кованных и литых дисков. Оба «гиганта» рынка пользуются популярностью среди автолюбителей. Но лишь небольшая часть водителей может дать ответ какие диски лучше, литые или кованые. В конце статьи прикреплено полезное видео по теме. Вся информация максимально доступна и «разжёвана».

В интернете можно найти уйму мифов и рассказов о каждом из этих двух типов дисков. Например, на многих достаточно авторитетных ресурсах можно найти информацию о том, что кованые и литые диски производят из совершенно разных материалов. То есть, ничего общего они не имеют, а разница между ними просто колоссальная. Также кованые диски причисляют чуть ли не к нано-технологиям. На практике картина совершенно иная, и в этом материале вы узнаете почему.

Из чего производят диски

Оба типа очень похожие между собой по используемому для их создания материалу. В них нет никаких сверхсложных технологий. И литые, и кованые изделия производятся из простого сплава таких металлов:

  • Алюминия;
  • Магния;
  • Меди (её содержание всего от 3 до 7%);

Таким образом, их структура практически одинаковая. Но тут важно отметить, что каждый производитель использует свою уникальную формулу и подход. Но это технологическая и коммерческая тайна, охраняемая под семью замками. Ответ на вопрос «литые или кованые диски, что лучше?» следует искать совсем в другом.

Читайте также:  Зарядка ноутбука от бортовой сети автомобиля

На первом этапе производства (плавка металлов) технология одинаковая. Всё смешивается в огромных чанах. Вот после этого и начинается самое интересное. А именно процесс превращения жидкого сплава в тот или иной диск.

Литые диски

На начальном этапе сплав тщательно освобождают от шлаков. Затем , горячую смесь металлов напрямую заливают в специальные формы. Эти формы и придают форму диска. Как только сплав остывает, «грубый литой диск» освобождают из формы и обтачивают на станках. С их помощью создают необходимые технические и эстетические характеристики диска.

По сути, это обычное литьё металла в специальные формы и последующая обточка. Именно поэтому данный тип и называется литым диском. Учитывайте, что приведённое объяснение очень упрощено, так как современные технологии вносят свои нюансы в производство.

Главный недостаток литых дисков

Наибольшим недостатком данной технологии является прочность диска. Почему?

Да потому что самая технология литья предусматривает, что внутри изделия могут оставаться маленькие пузырьки (пустые полости). Это конечно же не критичные полости, но они прямо влияют на характеристики диска. Их образование происходит на этапе отливки изделия. Как результат, микро полости могут негативно сказываться на прочности и даже разрушаться при высоких нагрузках. Диск попросту не имеет полноценной однородности.

Но не спешите делать окончательные выводы в споре кованые или литые – что лучше. Для увеличения прочности производители делают стенки диска толще. Поэтому литые изделия способны выдерживать немалые нагрузки. Важно отметить, что литые диски могут быть на 30% легче, чем штампованные. Но всё же есть и сложные модели с большим весом, но это скорее исключение, нежели правило.

Кованные диски

А вот это более интересная история. После создания сплава, его разливают в специальные формы, которые могут быть похожи на пустые столбы. Что-то на подобие длинных цилиндров. Как только такой столб остывает, его пускают на разрезку. Станок распиливает цилиндр на небольшие части. Это чем-то напоминает разрез бревна на отдельные чурбаки. С одного цилиндра полуают несколько меньших частей.

Ковка или литье являются сложными процессами, но первый способ более затратный. После разрезки каждый небольшой кусок отправляют в печь. Там он разогревается до определённой температуры. Затеем горячий цилиндр быстро отправляют под гидравлический (или его аналог) пресс. Кусок сплава сильно сжимают в несколько раз. Это делается под определённым углом, чтобы пресс «сплющивал» металл. Весь процесс похож на классическую ковку. Металл также кладётся на наковальню и сплющивается под давлением.

Три шага к успешной заготовке

Из-за больших нагрузок и сплющивания, сплав получается волокнистым и плотным. Полностью исключается появления любых микро пустот. Соответственно, это исключает возможные проблемы при высокой нагрузке или резких ударах при движениях. Но это ещё не конец создание кованого диска. Раздавливание было лишь первым шагом.

После пресса полученная «лепёшка» снова отправляется под воздействие высоких температур. В этот момент на прессе заменяют штамп на другой. Второй тип штампа выдавливает из лепёшек фигуру, похожую на кастрюли. Они отдалённо напоминают форму диска, но без отверстий.

Лишь на третий раз из заготовки наконец-то создают окончательную форму диска. Всё происходит на одном прессе. После третьего этапа уже можно заметить все очертания итогового изделия, но всё также без прорезей.

Далее все заготовки должны пройти «закалку». Их постепенно нагревают до температуры +500 градусов и резко охлаждают. В результате металл становится более мелкозернистым, повышается его прочность. Закалка повторяется три раза. Затем диски могут искусственно «старить». Это также позитивно влияет на его технические параметры, так как происходит снижение механического напряжения.

После закалки заготовка отправляет на обработку в цех. Там при помощи свёрл и резцов кусок сплава превращают в диск. Их делают максимально лёгкими, но в то же время жесткими. Согласно исследованиям, если диск будет на 1 кг легче, то в автомобиль можно дополнительно погрузить до 60 кг.

Важно акцентировать внимание на том, что несмотря на мифы, кованые диски не ограничены в рисунке. Их просто меньше производят, что влияет на ассортимент. При необходимости предприятие может создать кованый диск с любым рисунком. Зачастую кованые или литые диски практически нельзя отличить по внешнему виду. Также технология ковки позволяет создавать и более сложные рисунки, чем у штампованных «братьев».

Плюсы и минусы кованых дисков

Как только завершается обработка, кованые диски отправляются в магазины. Ценник на них достаточно высокий, так как производственный процесс очень затратный. Но стоит отметить ряд преимуществ кованой продукции:

  • Высокое качество, подтверждаемое многими проверками;
  • Эти диски – самые прочные среди всех аналогов;
  • Высокие скоростные показатели, часто не требуют балансировки;
  • Легче на 20-30% от литых вариантов;
  • Способствуют меньшему расходу топлива;
  • Имеют приятный эстетический вид;
  • Стойкие к коррозии, так как созданы из алюминия и магния;
  • Уменьшается нагрузка на подвеску;

Но нужно помнить и о недостатках:

  • Цена может быть в два раза больше, чем у литых;
  • Жесткость приводит к тому, что при наезде на яму в первую очередь страдает резина и подвеска авто;

Недостатков немного, но только цена может отбить желание у большинства покупателей купить эти диски. Но прежде, чем решить какие диски легче: кованые или литые, стоит взвесить абсолютно все за и против. Ведь качество всегда стоит дорого.

Надеемся, этот материал помог понять какие изделия нужно выбрать для автомобиля: кованые или литые. Каждый тип имеет право на жизнь. Но решать только владельцу автомобиля.

Поделитесь своим мнением в комментариях.

Если вам понравилась статья, прошу поставить лайк 👍 и подписатьсяна канал. Дальше будет ещё интереснее и полезнее!
Удачи на дорогах!

Промокод на 20 литров незамерзайки Nord Stream.

При покупке комплекта зимних шин от R16 с 28.10 до 08.11.
В акции участвуют Nokian , Michelin , Continental и Goodyear .

  • Бесплатный шиномонтаж
  • Бесплатная доставка
  • Бесплатное хранение

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/blacktyres/kakie-diski-luchshe-litye-ili-kovanye-razbor-po-polochkam-5f9c096d1f9f737992855706

Как отличить литой диск от кованого

Владельцы автомобилей часто задаются вопросом, как отличить кованые диски от литых , чтобы не переплатить за подделку.

Если перед вами два диска одного типоразмера, то отличить диски легко по весу. Кованый существенно легче. Для 15 дюймового диска разница составляет 3-4 кг. Рука легко почувствует разницу. Правда диски Российского производства, изготовленные по старым технологиям, могут весить, как зарубежные литые.

Если вес одинаковый, обратите внимание на кромку. У литого диска, при всей его красоте, кромка неровная. Кованные диски обрабатываются на станках с ЧПУ. Как снаружи, так и изнутри. Поэтому все поверхности этого изделия – идеальны.

Технология производства

Легкосплавные диски делают из одного и того же материала – из сплава алюминия с другими металлами. Чтобы знать, как отличить литой диск от кованого , надо знать технологию изготовления этих дисков.

Литые диски

Создание сплава в специальных печах;

Заливка жидкого металла в форму под давлением;

Остывание по технологии, извлечение изделия;

Механическая обработка для снятия излишков металла;

  • Нанесение надписей, покраска, полировка.
  • Кованые диски

    Литье цилиндра Ø 20 см, около 3 м длиной

    Разрезание трубы на заготовки под один диск;

    Нагрев заготовки до 500 0С, и выдавливание на прессах под большим давлением прообраза диска;

    Механическая обработка всей поверхности диска на станках с ЧПУ. Покраска (если предусмотрена технологией).

    Ковки в технологии нет. Но горячая штамповка под большим давлением и дальнейшая раскатка приводит к практически такому же результату, как и ковка:

    В изделии нет пузырьков;

    Создается волокнистая структура металла, которая обеспечивает большую прочность и высокие упругие свойства материала.

    Зная технологию изготовления, как определить кованый диск или литой , на глаз? Токарь сделает это легко, так как токарно-фрезерная обработка бросается в глаза. Во- первых после токарной обработки остаются риски, которые видны.

    Во-вторых, плоскость на ступице с внутренней стороны – абсолютно ровная у кованых дисков. У литых, привальная поверхность ступицы гладкая, но не идеально плоская. Слегка бугристая. На краях остаются приливы. Можно провести по поверхности пальцем или приложить линейку, чтобы заметить это.

    Вопрос, как узнать кованые диски или литые , можно задать менеджеру в магазине. В серьезной фирме вряд ли вас обманут. Продавец покажет документы и возможно покажет на дисках различие.

    Преимущества

    Автомобиль с коваными дисками с большей вероятностью сохранит подвеску (при езде по нашим дорогам), чем с литыми. Потому что литые диски жесткие и хрупкие (за счет структуры). Помимо хрупкой структуры металла, в нем присутствуют пустоты (пузырьки), которые ослабляют изделие. Кованые диски пружинят при ударе и возвращают свою форму.

    Литые трескаются. Жесткость кованных дисков меньше, чем у литых, а упругие свойства существенно лучше. Поэтому часть ударных нагрузок, при попадании автомобиля в яму берет на себя кованый диск(за счет упругой деформации), уменьшая нагрузку на подвеску. Опытный водитель знает, как отличить кованые диски от литья , по ощущениям от вождения. На кованных дисках автомобиль идет мягче. Особенно это заметно на кочках и ямах.

    На фото показаны, как определить литые диски, по слому. Ступица отвалилась полностью (хрупкое разрушение). Даже после небольших деформаций их нельзя восстановить, так как после правки, внутри металла появятся трещины, которые дополнительно ослабят диск.

    Кованые диски можно править после любой ямы. За счет пластичности металла, в нем не образуется трещин.

    Литые диски существенно дешевле – это главное преимущество их перед коваными. Осторожный водитель, который объезжает все ямы медленно и аккуратно, может поставить на свой автомобиль литые диски. Тем, кто ездит быстро, часто торопится, лучше ставить кованные.

    Отличия по ободу и внешнему виду

    Еще один метод, как отличить кованые диски , заключается в прощупывании обода. Толщина обода кованого диска 3 мм. Толщина литого – 6 мм. Разницу легко почувствовать. Спицы у кованого тоже уже, чем у литого. За счет этого масса кованого существенно (на 3-4 кг) меньше, чем у литого.

    Если диск с простыми, незатейливыми спицами, то он скорее всего кованый. Литые диски более художественны, имеют больше различных ажурных форм. Это вызвано тем, что литье намного проще обработки на станках. Простая форма скорее всего принадлежит кованому диску. Сложная, со множеством спиц может быть, у литых и у кованных.

    Многие отечественные кованые диски изготавливаются на бывших оборонных предприятиях, которые были проданы за бесценок. Поэтому производители имеют возможность делать диски по низкой цене, сравнимой с литыми. Их качество отменное, а форма проста, потому что станки ЧПУ там старого образца.

    Если хотите знать, как выглядят кованые диски , посмотрите на рисунок сверху. Первое что бросается в глаза – они просты. Ниже литые диски.

    На современных заводах кованые диски по дизайну не уступают литым. К тому же для удешевления продукции некоторые заводы делают и литые простой формы. Так что простота формы – дополнительный параметр, но не абсолютный.

    Покупка

    Необходимо знать, как обозначаются кованые диски , чтобы купить то, что надо. Особенно с рук. Специфика изготовления дисков приводит к тому, что маркировка литых – выпуклая, кованых – вдавленная. Выбивают ее на внутренней стороне диска. Редко бывают исключения, как в одну, так и в другую сторону.

    Маркировка всех дисков одинакова.

    На диске нет букв или цифр обозначающих – кованый. Поэтому узнать о диске можно лишь по вышеуказанным признакам или у продавца.

    Подытожим, как проверить кованые диски при покупке , чтобы не переплатить:

    Вес существенно ниже чем у литых (в среднем на 3-4 кг).

    Цена в разы больше, чем у литых (в 2-3 и более раза).

    Видны риски на поверхности, оставшиеся после токарно-фрезерной обработки (даже после полировки).

    Обод в 2 раза тоньше (можно определить на ощупь).

    Форма относительно простая.

    Отсутствуют приливы металла по краям.

    Источник статьи: http://blacktyres.ru/informaciya/informatsija-o-diskah/kak-otlichit-litoj-disk-ot-kovanogo/

    Оцените статью