- Длительные и кратковременные нагрузки
- Понижающие коэффициенты
- Источник нагрузки
- Понижающий
- коэффициент
- 1. От людей и мебели (полезные нагрузки)
- 2. От автотранспорта
- 3. Снег
- * Согласно п.10.11 ( СП-20.13330.2011 Нагрузки и воздействия ) коэф. 0,7 принимается для районов со средней температурой января минус 5º С и ниже. Для районов со средней температурой января выше минус 5º С пониженное значение снеговой нагрузки не учитывается. Районирование территории принимается по карте 5 прил. Ж ( СП-20.13330.2011 Нагрузки и воздействия ).
- Расчет стилобата по 2 ГПС на действие особой нагрузки (пожарные машины)
- Кратковременная нагрузка от автомобиля
- Предисловие
- Введение
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Общие положения
- 5 Классификация нагрузок
- 6 Сочетания нагрузок
- 7 Вес конструкций и грунтов
- 8 Нагрузки от оборудования, людей, животных, складируемых материалов и изделий, транспортных средств
- 8.1 Определение нагрузок от оборудования, складируемых материалов и изделий
- 8.2 Равномерно распределенные нагрузки
- 8.3 Сосредоточенные нагрузки
- 8.4 Нагрузки от транспортных средств
- 9 Нагрузки от мостовых и подвесных кранов
- 10 Снеговые нагрузки
Длительные и кратковременные нагрузки
Нагрузки определенного вида характеризуются, как правило, одним нормативным значением. Но для нагрузок от людей, мебели, оборудования, автотранспортных средств и снега устанавливается два нормативных значения: полное и пониженной. Пониженное значение вводится в расчет при необходимости учета влияния длительности нагрузок, проверке на выносливость и в других случаях, оговоренных в нормах проектирования конструкций и оснований. Нагрузки, принимаемые с полным нормативным значением, относятся к кратковременным, с пониженным значением — к длительным. Разделение временных нагрузок на длительные и кратковременные является условным, т.к. четких границ по продолжительности их действия нет. Поэтому принято такое разделение? Ответим теперь на ряд важных вопросов, возникающих у начинающих проектировщиков.
Вопрос №1. Для чего нужно разделение временных нагрузок на длительные и кратковременные?
Такое разделение актуально прежде всего при расчетах железобетонных конструкций. Дело в том, что в результате действия длительной нагрузки, несущая способность бетонных и железобетонных конструкций снижается в результате накоплений повреждений в бетоне (микро — и макроразрушений), а также с учетом повышения их деформативности в результате ползучести бетона в процессе длительного нагружения (к примеру, именно поэтому при наличии длительных нагрузок расчетные значенияпрочностных характеристик бетона умножают на коэффициент условий работы ϒb1.
Вопрос №2. Как определяется пониженное значение временной нагрузки?
Пониженное значение временной нагрузки получают путем умножения ее полного нормативного значения на коэффициент, приведенный в табл.1
Понижающие коэффициенты
Источник нагрузки
Понижающий
коэффициент
1. От людей и мебели (полезные нагрузки)
2. От автотранспорта
3. Снег
* Согласно п.10.11 ( СП-20.13330.2011 Нагрузки и воздействия ) коэф. 0,7 принимается для районов со средней температурой января минус 5º С и ниже. Для районов со средней температурой января выше минус 5º С пониженное значение снеговой нагрузки не учитывается. Районирование территории принимается по карте 5 прил. Ж ( СП-20.13330.2011 Нагрузки и воздействия ).
Вопрос №3. Является ли полная временная нагрузка от одного источника суммой ее кратковременной и длительной составляющей?
Нужно запомнить раз и на всегда: нет! За одну временную нагрузку при учете сочетаний следует принимать только одну нагрузку определенного рода от одного источника. Как отмечалось выше, для некоторых временных нагрузок устанавливаются два нормативных значения: полное и пониженное. Т.е. это два разных варианта загружения от одного и того же источника, а не две его составляющие. Это важно понимать. Например: Ваш вес 70 кг. Эта величина более -менее постоянная, возможные отклонения минимальны и зависят от того сыты вы или голодны. Вам необходимо перенести мешок картошки весом 25 кг. Вместе с мешком ваш вес 95 кг. Т.е. 70 кг — 1 вариант загружения; 95 кг — 2 вариант. Но вы же не можете одновременно весить и 70 и 95 кг, т.е. 165кг.
Вопрос №4. Как нагрузка от одного источника для различных сочетаний может быть и длительной и кратковременной?
В качестве примера рассмотрим обычную комнату в жилой квартире. Нагрузку на перекрытие создают мебель и проживающие здесь члены семьи. Но вот пришли гости. Они сытно поели и по народному обычаю решили потанцевать, для чего все разом вышли на середину комнаты. Совершенно очевидно, что такое скопление людей на ограниченной площади даст нагрузку, намного превосходящую повседневную. Вот как раз эта максимальная нагрузка на перекрытие и является кратковременной (действует в короткий промежуток времени пока все танцуют). А когда гости ушли по домам, то все вернулись в обычное русло. Эта нагрузка называется длительной (пока снова не придут гости).
Рассмотрим еще пример: покрытие здания. Началась зима, и выпало немного первого снега. Он лежал неделю или две (а может месяц). Эта нагрузка является длительной. В один прекрасный день начался снегопад, и выпало большое количество мокрого снега. В этом случае нагрузка является кратковременной, поскольку будет действовать малый промежуток времени, пока снег не начнет таять, или пока обслуживающая организация не почистит крышу.
Источник статьи: http://spravkidoc.ru/news/dlitelnye-i-kratkovremennye-nagruzki.html
Расчет стилобата по 2 ГПС на действие особой нагрузки (пожарные машины)
Страница 1 из 3 | 1 | 2 | 3 | > |
28.04.2013, 21:39
28.04.2013, 22:04
28.04.2013, 22:20
Актуализированный СНиП по нагрузкам п. 5.6 д) + в Петербуржском ТСН явно написано, что нагрузки на стилобат от пожарных машин следует относить к особым.
Прошу ответить по вопросу темы.
28.04.2013, 22:26
Вот честно говоря, не думаю, что нагрузка от пожарной машины — особая. Кратковременная же. Или вы считаете, что пожарная машина — это нагрузка, обусловленная пожаром?(пункт д СП 20) А если она просто так туда заедет? Вот если она при этом в стену врежется — это особая (пункт е СП 20), или если взорвется как в американских боевиках (пункт б).
28.04.2013, 22:33
да,это может обосновать потребуется,может они на ем будут учения каждый месяц проводить ?
только для питерцев все ясно — [quote]8.3.2 Нагрузки на технические этажи, помещения для складов материалов, автостоянок, а также нагрузки от инженерного оборудования следует принимать по технологическим заданиям.
Значения равномерно-распределенных временных нагрузок (при отсутствии технологического задания) следует принимать:
а) для технических этажей не менее 10 кПа (1000 кгс/м2);
б) для автостоянок не менее 5 кПа (500 кгс/м2);
в) для складских помещений не менее 5 кПа (500 кгс/м2);
Источник статьи: http://forum.dwg.ru/showthread.php?t=98281&page=3
Кратковременная нагрузка от автомобиля
Дата введения 2017-06-04
Предисловие
1 ИСПОЛНИТЕЛИ — ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко АО «НИЦ «Строительство» при участии ФГБУ «Главная геофизическая обсерватория им.А.И.Воейкова»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 20.13330.2011 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия»
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N 402/пр c 06.01.2019; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 28 января 2019 г. N 49/пр c 29.07.2019
Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту издания — М.: Стандартинформ, 2018 год; М.: Стандартинформ, 2019
Введение
Настоящий свод правил разработан с учетом обязательных требований, установленных в Федеральных законах от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и содержит общие технические требования по назначению нагрузок, воздействий и их сочетаний при строительстве новых, расширении, реконструкции и перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений.
Свод правил разработан авторским коллективом ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко АО «НИЦ «Строительство» (кандидаты техн. наук Н.А.Попов, И.В.Лебедева, д-р техн. наук И.И.Ведяков) при участии РААСН (д-р техн. наук В.И.Травуш) и ФГБУ «Главная геофизическая обсерватория им.А.И.Воейкова» (д-р геогр. наук Н.В.Кобышева).
Изменение N 1 выполнено авторским коллективом АО «НИЦ «Строительство» — ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко (руководитель разработки — канд. техн. наук Н.А.Попов, исполнители — канд. техн. наук И.В.Лебедева, д-р техн. наук И.И.Ведяков) при участии РААСН (д-р техн. наук В.И.Травуш) и ФГБУ «Главная геофизическая обсерватория им.А.И.Воейкова» (д-р геогр. наук Н.В.Кобышева).
Свод правил разработан авторским коллективом АО «НИЦ «Строительство» — ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко (канд. техн. наук Н.А.Попов, канд. техн. наук И.В.Лебедева, д-р техн. наук И.И.Ведяков) при участии РААСН (д-р техн. наук В.И.Травуш), ЗАО «Научно-исследовательский центр СтаДиО» (д-р техн. наук А.М.Белостоцкий, д-р техн. наук П.А.Акимов, канд. техн. наук И.Н.Афанасьева) и ФГБУ «Главная геофизическая обсерватория им.А.И.Воейкова» (д-р геогр. наук Н.В.Кобышева)*.
______________
* Четвертый абзац дополнен Изменением N 2. Вероятно, ошибка оригинала Изменения N 2. Во «Введении» уже имеется абзац соджержащий информацию о разработчиках. — Примечание изготовителя базы данных.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования по назначению нагрузок, воздействий и их сочетаний, учитываемых при расчетах зданий и сооружений по предельным состояниям первой и второй групп, в соответствии с положениями ГОСТ 27751.
Примечание — Далее по тексту, где это возможно, термин «воздействие» опущен и заменен термином «нагрузка», а слова «здания и сооружения» заменены словом «сооружения».
1.2 При проектировании следует учитывать нагрузки, возникающие при возведении и эксплуатации сооружений, а также при изготовлении, хранении и перевозке строительных конструкций.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» (с изменением N 2)
СП 296.1325800.2017 Здания и сооружения. Особые воздействия
СН 2.2.4/2.1.8.566 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 воздействия: Нагрузки, изменения температуры, влияния на строительный объект окружающей среды, действие ветра, осадка оснований, смещение опор, деградация свойств материалов во времени и другие эффекты, вызывающие изменения напряженно-деформированного состояния строительных конструкций. При проведении расчетов воздействия допускается задавать, как эквивалентные нагрузки;
3.2 коэффициент надежности по нагрузке: Коэффициент, учитывающий в условиях нормальной эксплуатации сооружений возможное отклонение нагрузок в неблагоприятную (большую или меньшую) сторону от нормативных значений;
3.3 коэффициент сочетаний нагрузок: Коэффициент, учитывающий уменьшения вероятности одновременного достижения несколькими нагрузками их расчетных значений;
3.4 нагрузки: Внешние механические силы (вес конструкций, оборудования, снегоотложений, людей и т.п.), действующие на строительные объекты;
3.5 нагрузки длительные: Нагрузки, изменения расчетных значений которых в течение расчетного срока службы строительного объекта пренебрежимо мало по сравнению с их средними значениями;
3.6 нагрузки кратковременные: Нагрузки, длительность действия расчетных значений которых существенно меньше срока службы сооружения;
3.7 нормативное (базовое) значение нагрузок: Основная базовая характеристика, устанавливаемая соответствующими нормами проектирования, техническими условиями или заданием на проектирование;
3.8 особые нагрузки: Нагрузки и воздействия (например, взрыв, столкновение транспортных средств с частями сооружений, авария оборудования, пожар, землетрясение, некоторые климатические нагрузки, отказ работы несущего элемента конструкций), создающие аварийные ситуации с возможными катастрофическими последствиями;
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.9 расчетное значение нагрузки: Предельное (максимальное или минимальное) значение нагрузки в течение срока эксплуатации объекта;
3.10 расчетные сочетания нагрузок: Все возможные неблагоприятные комбинации нагрузок, которые необходимо учитывать при проектировании объекта.
4 Общие положения
4.1 Основными характеристиками нагрузок, установленных в настоящих нормах, являются их нормативные (базовые) значения.
При необходимости учета влияния длительности нагрузок, при проверке на выносливость, усталостной прочности и в других случаях, оговоренных в нормах проектирования конструкций и оснований, устанавливаются пониженные нормативные значения нагрузок от оборудования, людей, животных и транспортных средств на перекрытия жилых, общественных и сельскохозяйственных зданий, от мостовых и подвесных кранов, снеговых, температурных климатических воздействий.
4.2 Расчетное значение нагрузки следует определять как произведение ее нормативного значения на коэффициент надежности по нагрузке , соответствующий рассматриваемому предельному состоянию. Минимальные значения коэффициента надежности в основных и особых сочетаниях нагрузок определяются следующим образом:
а) при расчете по предельным состояниям 1-й группы — в соответствии с 7.2-7.4, 8.1.4, 8.2.7, 8.3.5, 8.4.5, 9.8, 10.12, разделом 11, 12.5 и 13.8;
б) при расчете по предельным состояниям 2-й группы — принимаются равными единице, если в нормах проектирования конструкций и оснований не установлены другие значения.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.3 Расчетные значения особых нагрузок устанавливаются в соответствующих нормативных документах или в задании на проектирование.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4 Расчетные значения климатических нагрузок и воздействий (снеговые и гололедные нагрузки, воздействия ветра, температуры и др.) допускается назначать в установленном порядке на основе анализа соответствующих климатических данных для места строительства.
4.5 При расчете конструкций и оснований для условий возведения зданий и сооружений расчетные значения снеговых, ветровых, гололедных нагрузок и температурных климатических воздействий разрешается снижать на 20%.
4.6 Дополнительные требования по назначению нормативных и расчетных значений нагрузок, а также коэффициентов надежности по нагрузкам и коэффициентов сочетаний допускается устанавливать в нормативных документах на отдельные виды сооружений, строительных конструкций и оснований.
4.7 Для зданий и сооружений повышенного уровня ответственности, а также во всех случаях, не указанных в настоящем своде правил, дополнительные требования к нагрузкам и воздействиям на строительные конструкции и основания необходимо устанавливать в нормативных документах на отдельные виды сооружений, строительных конструкций и оснований, а также в заданиях на проектирование с учетом рекомендаций, разработанных в рамках научно-технического сопровождения проектирования.
5 Классификация нагрузок
5.1 В зависимости от продолжительности действия нагрузок следует различать постоянные Р и временные (длительные P , кратковременные Р , особые Р ) нагрузки.
5.2 Нагрузки, возникающие при изготовлении, хранении и перевозке конструкций, а также при возведении сооружений, следует учитывать в расчетах как кратковременные.
Нагрузки, возникающие на стадии эксплуатации сооружений, следует учитывать в соответствии с указаниями 5.3-5.6.
5.3 К постоянным Р нагрузкам следует относить:
а) вес частей сооружений, в том числе несущих и ограждающих строительных конструкций;
б) вес и давление грунтов (насыпей, засыпок), горное давление;
в) гидростатическое давление.
Сохраняющиеся в конструкции или основании усилия от предварительного напряжения следует учитывать в расчетах как усилия от постоянных нагрузок.
5.4 К длительным P нагрузкам следует относить:
а) вес временных перегородок, подливок и подбетонок под оборудование;
б) вес стационарного оборудования: станков, аппаратов, моторов, емкостей, трубопроводов с арматурой, опорными частями и изоляцией, ленточных конвейеров, постоянных подъемных машин с их канатами и направляющими, а также вес жидкостей и твердых тел, заполняющих оборудование;
в) давление газов, жидкостей и сыпучих тел в емкостях и трубопроводах, избыточное давление и разрежение воздуха, возникающее при вентиляции шахт;
г) нагрузки на перекрытия от складируемых материалов и стеллажного оборудования в складских помещениях, холодильниках, зернохранилищах, книгохранилищах, архивах и подобных помещениях;
д) температурные технологические воздействия от стационарного оборудования;
е) вес слоя воды на плоских водонаполненных покрытиях;
ж) вес отложений производственной пыли, если не предусмотрены соответствующие мероприятия по ее удалению;
и) пониженные нагрузки от оборудования, людей, животных и транспортных средств на перекрытия жилых, общественных и сельскохозяйственных зданий, от мостовых и подвесных кранов, снеговых, температурных климатических воздействий (см. также 4.1);
к) воздействия, обусловленные деформациями основания, не сопровождающимися коренным изменением структуры грунта, а также оттаиванием вечномерзлых грунтов;
л) воздействия, обусловленные изменением влажности, усадкой и ползучестью материалов.
5.5 К кратковременным нагрузкам Р следует относить:
а) нагрузки от оборудования, возникающие в пускоостановочном, переходном и испытательном режимах, а также при его перестановке или замене;
б) вес людей, ремонтных материалов в зонах обслуживания и ремонта оборудования;
в) нагрузки от людей, животных, оборудования на перекрытия жилых, общественных и сельскохозяйственных зданий с полными нормативными значениями, кроме нагрузок, указанных в 5.4, а, б, г, д;
г) нагрузки от подвижного подъемно-транспортного оборудования (погрузчиков, электрокаров, кранов-штабелеров, тельферов, а также от мостовых и подвесных кранов с полным нормативным значением), включая вес транспортируемых грузов;
д) нагрузки от транспортных средств;
е) климатические (снеговые, ветровые, температурные и гололедные), указанные в разделах 10-13.
5.6 К особым нагрузкам следует относить:
в) ударные, в том числе нагрузки от столкновений транспортных средств с частями сооружения;
г) нагрузки, вызываемые резкими нарушениями технологического процесса, временной неисправностью или поломкой оборудования;
д) воздействия, обусловленные деформациями основания, сопровождающимися коренным изменением структуры грунта (например, при замачивании просадочных грунтов) или оседанием его в районах горных выработок и в карстовых районах;
е) нагрузки, обусловленные пожаром;
ж) климатические (снеговые, ветровые, температурные и гололедные) нагрузки, действие которых может привести к аварийной расчетной ситуации.
Другие типы особых воздействий устанавливаются в нормах проектирования конструкций и оснований.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6 Сочетания нагрузок
6.1 Расчет конструкций и оснований по предельным состояниям 1-й и 2-й групп следует выполнять с учетом неблагоприятных сочетаний нагрузок или соответствующих им усилий.
Эти сочетания устанавливаются из анализа реальных вариантов одновременного действия различных нагрузок для рассматриваемой стадии работы конструкции или основания.
6.2 В зависимости от учитываемого состава нагрузок следует различать:
а) основные сочетания нагрузок, состоящие из постоянных, длительных и кратковременных
б) особые сочетания нагрузок, состоящие из постоянных, длительных, кратковременных и одной из особых нагрузок.
где — нагрузка для основного сочетания;
— нагрузка для особого сочетания;
(i=1, 2, 3, . ) — коэффициенты сочетаний для длительных нагрузок;
(i=1,2, 3, . ) — коэффициенты сочетаний для кратковременных нагрузок.
6.3 Для основных и особых сочетаний нагрузок, за исключением случаев, оговоренных в нормах проектирования сооружений в сейсмических районах и в нормах проектирования конструкций и оснований, коэффициент сочетаний длительных нагрузок определяется следующим образом:
где — коэффициент сочетаний, соответствующий основной по степени влияния длительной нагрузке;
, — коэффициенты сочетаний для остальных длительных нагрузок.
6.4 Для основных сочетаний необходимо использовать следующие значения коэффициентов сочетаний кратковременных нагрузок
где — коэффициент сочетаний, соответствующий основной по степени влияния кратковременной нагрузке;
— коэффициент сочетаний, соответствующий второй кратковременной нагрузке;
, — коэффициенты сочетаний для остальных кратковременных нагрузок.
Для крановых нагрузок коэффициенты сочетаний устанавливаются в соответствии с 9.18.
6.5 Для особых сочетаний, определяемых формулой (6.2), необходимо использовать следующие значения коэффициентов сочетаний кратковременных нагрузок:
где — коэффициент сочетаний, соответствующий первой кратковременной нагрузке;
, — коэффициенты сочетаний для остальных кратковременных нагрузок.
Другие значения коэффициентов сочетаний кратковременных нагрузок допускается устанавливать в нормативных документах на проектирование конструкций и оснований.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.6 При учете сочетаний нагрузок в соответствии с 6.3-6.5 за одну временную нагрузку следует принимать:
а) нагрузку одного вида от одного источника (давление или разрежение в емкости, снеговую, ветровую, гололедную нагрузки, температурные климатические воздействия, нагрузку от одного погрузчика, электрокара, мостового или подвесного крана);
б) нагрузку от нескольких источников, принимаемые со своими расчетными значениями, если они действуют совместно (нагрузки от оборудования, людей и складируемых материалов на одно или несколько перекрытий с учетом коэффициентов , приведенных в 6.7 и 6.8; нагрузки от нескольких мостовых или подвесных кранов с учетом коэффициента , приведенного в 9.18; гололедно-ветровую нагрузку, определяемую в соответствии с 12.3).
(Измененная редакция, Изм. N 2).
6.7 При расчете балок, ригелей, плит, стен, колонн и фундаментов, воспринимающих нагрузки от одного перекрытия, нормативные значения нагрузок, указанные в таблице 8.3, допускается снижать в зависимости от грузовой площади , м , с которой передаются нагрузки на рассчитываемый элемент, умножением на коэффициент или , равный:
а) для позиций 1, 2, 12, а (при =9 м )
б) для позиций 4, 11, 12, б (при = 36 м )
6.8 При определении усилий для расчета колонн, стен и фундаментов, воспринимающих нагрузки от двух перекрытий и более, полные нормативные значения нагрузок, указанные в позициях 1, 2, 4, 11, 12, а и 12, б таблицы 8.3, допускается снижать умножением на коэффициенты сочетания или :
а) для позиций 1, 2, 12, а
б) для позиций 4, 11, 12, б
где , — определяются в соответствии с 6.7;
— общее число перекрытий, нагрузки от которых учитываются при расчете рассматриваемого сечения колонны, стены, фундамента.
6.7, 6.8 (Введены дополнительно, Изм. N 2).
7 Вес конструкций и грунтов
7.1 Нормативное значение веса конструкций заводского изготовления следует определять на основании стандартов, рабочих чертежей или паспортных данных заводов-изготовителей, для других строительных конструкций и грунтов — по проектным размерам и удельному весу материалов и грунтов с учетом их влажности в условиях возведения и эксплуатации сооружений.
7.2 Коэффициенты надежности по нагрузке для веса строительных конструкций и грунтов приведены в таблице 7.1.
Конструкции сооружений и вид грунтов
Коэффициент надежности по нагрузке
Металлические, за исключением случаев, указанных в 7.3
Бетонные (со средней плотностью свыше 1600 кг/м ), железобетонные, каменные, армокаменные, деревянные
Бетонные (со средней плотностью 1600 кг/м и менее), изоляционные, выравнивающие и отделочные слои (плиты, материалы в рулонах, засыпки, стяжки и т.п.), выполняемые:
в заводских условиях
на строительной площадке
В природном залегании
На строительной площадке
Примечание — При определении нагрузок от грунта следует учитывать нагрузки от складируемых материалов, оборудования и транспортных средств, передаваемые на грунт.
7.3 При проверке конструкций на устойчивость положения против опрокидывания, а также в других случаях, когда уменьшение веса конструкций и грунтов может ухудшить условия работы конструкций, следует произвести расчет, принимая для веса конструкции или ее части коэффициент надежности по нагрузке =0,9, если иное значение не указано в нормах проектирования этих конструкций.
При этом следует учесть также случай пониженных значений кратковременных нагрузок.
8 Нагрузки от оборудования, людей, животных, складируемых материалов и изделий, транспортных средств
Правила настоящего раздела распространяются на нагрузки от людей, животных, оборудования, изделий, материалов, временных перегородок, транспортных средств, действующие на перекрытия, покрытия, лестницы зданий и сооружений и полы на грунтах.
Варианты загружения перекрытий этими нагрузками следует принимать в соответствии с предусмотренными условиями возведения и эксплуатации зданий, в наиболее неблагоприятном расчетном положении.
Если на стадии проектирования данные об этих условиях недостаточны, при расчете конструкций и оснований необходимо рассмотреть следующие варианты загружения отдельных перекрытий:
сплошное загружение принятой нагрузкой;
неблагоприятное частичное загружение при расчете конструкций и оснований, чувствительных к такой схеме загружения;
отсутствие временной нагрузки.
8.1 Определение нагрузок от оборудования, складируемых материалов и изделий
8.1.1 Нагрузки от оборудования (в том числе трубопроводов, транспортных средств), складируемых материалов и изделий устанавливаются в задании на проектирование на основании технологических решений, в котором должны быть приведены:
а) возможные на каждом перекрытии и полах на грунте места расположения и габариты опор оборудования, размеры участков складирования и хранения материалов и изделий, места возможного перемещения оборудования в процессе эксплуатации или перепланировки;
б) нормативные значения нагрузок и коэффициенты надежности по нагрузке, принимаемые в соответствии с указаниями настоящих норм, для машин с динамическими нагрузками — нормативные значения инерционных сил и коэффициенты надежности по нагрузке для инерционных сил, а также другие необходимые характеристики.
Фактические нагрузки на перекрытия допускается заменять эквивалентными равномерно распределенными нагрузками, рассчитанные значения которых должны обеспечивать несущую способность и жесткость элементов конструкций и их узлов, требуемые по условиям их загружения фактическими нагрузками.
8.1.2 Нормативное значение веса оборудования, в том числе трубопроводов, следует определять на основании стандартов, а для нестандартного оборудования — на основании паспортных данных заводов-изготовителей или рабочих чертежей.
Нагрузки от веса оборудования включают в себя: собственный вес установки или машины (в том числе привода, постоянных приспособлений, опорных устройств, подливок и подбетонок), вес изоляции, заполнителей оборудования, наиболее тяжелой обрабатываемой детали, вес транспортируемого груза, соответствующий номинальной грузоподъемности, и т.п.
При этом следует предусматривать мероприятия, исключающие необходимость усиления несущих конструкций, связанного с перемещением технологического оборудования во время монтажа или эксплуатации здания.
Число учитываемых одновременно погрузчиков или электрокаров и их размещение на перекрытии при расчете различных элементов следует принимать по заданию на проектирование на основании технологических решений.
Динамическое воздействие вертикальных нагрузок от погрузчиков и электрокаров допускается учитывать путем умножения нормативных значений статических нагрузок на коэффициент динамичности, равный 1,2.
8.1.3 При задании нормативных значений нагрузок в складских помещениях необходимо учитывать эквивалентную равномерно распределенную нагрузку на перекрытия, покрытия и полы на грунтах, а также вертикальную и, при необходимости, горизонтальную сосредоточенные нагрузки, прикладываемые для учета возможного неблагоприятного влияния местных нагрузок и воздействий.
Эти нагрузки следует определять по заданию на проектирование на основании технологических решений, с учетом удельного веса складируемых материалов и изделий, возможного их размещения по площади помещений и максимальных значений высоты складирования и принимать не менее нормативных значений, приведенных в таблице 8.1.
Здания и помещения
Нормативные значения равномерно распределенных нагрузок , кПа
Нормативные значения сосредоточенных нагрузок , кН
Производственные и промышленные складские помещения
По заданию на проектирование, но не менее:
3,0 — для расчета плит и второстепенных балок;
2,0 — для расчета ригелей, колонн и фундаментов
По заданию на проектирование, но не менее 3,0
По заданию на проектирование, но не менее 5,0
Таблица 8.1 (Измененная редакция, Изм. N 1).
8.1.4 Коэффициент надежности по нагрузке для веса оборудования и материалов приведен в таблице 8.2.
Оборудование и материалы
Коэффициент надежности по нагрузке
Изоляция стационарного оборудования
Заполнители оборудования (в том числе резервуаров и трубопроводов):
суспензии, шламы, сыпучие тела
Погрузчики и электрокары (с грузом)
Складируемые материалы и изделия
Таблица 8.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
8.2 Равномерно распределенные нагрузки
8.2.1 Нормативные значения равномерно распределенных кратковременных нагрузок на плиты перекрытий, лестницы и полы на грунтах приведены в таблице 8.3.
8.2.2 Нормативные значения нагрузок на ригели и плиты перекрытий от веса временных перегородок следует принимать в зависимости от их конструкции, расположения и характера опирания на перекрытия и стены. Указанные нагрузки допускается учитывать как равномерно распределенные добавочные нагрузки, принимая их нормативные значения на основании расчета для предполагаемых схем размещения перегородок, но не менее 0,5 кПа.
Помещения зданий и сооружений
Нормативные значения равномерно распределенных нагрузок P , кПа, не менее
Квартиры жилых зданий; спальные помещения детских дошкольных учреждений и школ-интернатов; жилые помещения домов отдыха и пансионатов, общежитий и гостиниц; палаты больниц и санаториев; террасы
Служебные помещения административного, инженерно-технического, научного персонала организаций и учреждений; офисы, классные помещения учреждений просвещения; бытовые помещения (гардеробные, душевые, умывальные, уборные) промышленных предприятий и общественных зданий и сооружений
Кабинеты и лаборатории учреждений здравоохранения, лаборатории учреждений просвещения, науки; помещения электронно-вычислительных машин; кухни общественных зданий; помещения учреждений бытового обслуживания населения (парикмахерские, ателье и т.п.); технические этажи жилых и общественных зданий высотой менее 75 м; подвальные помещения
б) обеденные (в кафе, ресторанах, столовых и т.п.)
в) собраний и совещаний, ожидания, зрительные и концертные, спортивные, фитнес-центры, бильярдные
г) торговые, выставочные и экспозиционные
Сцены зрелищных предприятий
а) с закрепленными сиденьями
б) для стоящих зрителей
Покрытия на участках:
а) с возможным скоплением людей (выходящих из производственных помещений, залов, аудиторий и т.п.)
б) используемых для отдыха
Балконы (лоджии) с учетом нагрузки:
а) полосовой равномерной на участке шириной 0,8 м вдоль ограждения балкона (лоджии)
б) сплошной равномерной на площади балкона (лоджии), воздействие которой не благоприятнее, чем определяемое по 10, а
Участки обслуживания и ремонта оборудования в производственных помещениях
Вестибюли, фойе, коридоры, лестницы (с относящимися к ним проходами), примыкающие к помещениям, указанным в позициях:
Помещения для скота:
1 Нагрузки, указанные в поз.8, следует учитывать на площади, не занятой оборудованием и материалами.
2 Нагрузки, указанные в поз.9, не следует учитывать одновременно со снеговой нагрузкой.
3 Нагрузки, указанные в поз.10, следует учитывать при расчете несущих конструкций балконов (лоджий) и участков стен в местах защемления этих конструкций. При расчете нижележащих участков стен, фундаментов и оснований нагрузки на балконы (лоджии) следует принимать равными нагрузкам примыкающих основных помещений зданий и снижать их с учетом 6.7 и 6.8.
4 Нормативные значения нагрузок для зданий и помещений, указанных в позициях 3, 4, г, 6, 11 и 14, следует принимать по заданию на проектирование на основании технологических решений.
8.2.3 Пониженные нормативные значения равномерно распределенных кратковременных нагрузок, указанных в позициях 1-4, 6, 7, 9, а, б, 10, 12-14 таблицы 8.3 определяются умножением их нормативных значений на коэффициент 0,35. Для нагрузок, указанных в позициях 8, 9, в и 11, пониженные значения устанавливаются равными их нормативным значениям.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
8.2.6 Нормативные значения горизонтальных нагрузок на поручни перил лестниц и балконов следует принимать:
а) для жилых зданий, дошкольных организаций, домов отдыха, санаториев, больниц и других лечебных учреждений — 0,5 кН/м;
б) для трибун и спортивных залов — 1,5 кН/м;
в) для других зданий и помещений — 0,8 кН/м или по заданию на проектирование;
г) для обслуживающих площадок, мостиков, ограждений крыш, предназначенных для непродолжительного пребывания людей, нормативное значение горизонтальной нагрузки на поручни перил следует принимать 0,3 кН/м, если по заданию на проектирование на основании технологических решений не требуется большее значение нагрузки.
8.2.7 Коэффициенты надежности по нагрузке для равномерно распределенных нагрузок, указанных в 8.2.2, следует принимать:
1,3 — при полном нормативном значении менее 2,0 кПа;
1,2 — при полном нормативном значении 2,0 кПа и более.
Коэффициент надежности по нагрузке от веса временных перегородок следует принимать в соответствии с 7.2.
Для нагрузок, указанных в 8.2.6, следует принимать коэффициент надежности по нагрузке =1,2.
8.2.6, 8.2.7 (Введены дополнительно, Изм. N 2).
8.3 Сосредоточенные нагрузки
________________
* Измененная редакция, Изм. N 2.
8.3.1 Несущие элементы перекрытий, покрытий, лестниц и балконов (лоджий) должны быть проверены на сосредоточенную вертикальную нагрузку, приложенную к элементу, в неблагоприятном положении на квадратной площадке со сторонами не более10 см.
Если в задании на проектирование на основании технологических решений не предусмотрены более высокие нормативные значения сосредоточенных нагрузок, их следует принимать:
а) для перекрытий и лестниц — 1,5 кН;
б) для чердачных перекрытий, покрытий, террас и балконов — 1,0 кН;
в) для покрытий, по которым можно передвигаться только с помощью трапов и мостиков, — 0,5 кН.
Элементы, рассчитанные на возможные при возведении и эксплуатации местные нагрузки от оборудования и транспортных средств, допускается не проверять на указанную сосредоточенную нагрузку.
8.3.4 Для нагрузок, указанных в 8.3.1, 8.3.2 и 8.3.3, следует принимать коэффициент надежности по нагрузке =1,2.
8.3.5 Для сосредоточенных нагрузок, указанных в 8.3.1, следует принимать коэффициент надежности по нагрузке =1,2.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
8.4 Нагрузки от транспортных средств
8.4.1 Настоящий раздел регламентирует значения вертикальных строительных нагрузок на перекрытия, покрытия и полы на грунтах от колесных транспортных средств, движущихся как свободно, так и по рельсовым путям.
Расчетные значения таких нагрузок включают собственный вес транспортных средств и полезные нагрузки, определяемые их техническими параметрами в соответствии с паспортной документацией заводов-изготовителей.
В случаях, оговоренных в нормах на проектирование конструкций, необходим также учет горизонтальных нагрузок, передаваемых на элементы несущих конструкций зданий и сооружений.
Вертикальные и горизонтальные нагрузки, способы их приложения и расположение должны определяться в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
Нормативные значения эквивалентных вертикальных равномерно распределенных и местных сосредоточенных нагрузок на перекрытия, покрытия и полы на грунтах автостоянок следует определять по таблице 8.4.
Помещения зданий и сооружений
Нормативные значения равномерно распределенных нагрузок P , кПа, не менее
Нормативные значения сосредоточенных нагрузок Q , кН, не менее
Автостоянки в зданиях для автомашин общим весом до 3 тс включительно:
а) площади парковки
б) пандусы и подъездные пути
Автостоянки в зданиях для автомашин общим весом от 3 до 16 тс:
а) площади парковки
б) пандусы и подъездные пути
Автостоянки для автомашин общим весом свыше 16 тс
По заданию на проектирование
1 Общий вес — совокупность собственного веса автомобиля и максимальной полезной нагрузки.
2 Нормативные значения нагрузок для зданий и помещений, указанных в 2, а, б следует принимать по заданию на проектирование на основании технологических решений.
3 Если внутригаражные проезды доступны для проезда автотранспорта, не размещаемого на автостоянке, то их следует относить к подъездным путям.
8.4.2 При расчете плит перекрытий на продавливание и в других случаях учета местных воздействий следует учитывать сосредоточенные нагрузки величиной 0,5Q , приложенные на две квадратные площадки стороной 100 мм для позиций 1, а и 1, б таблицы 8.4 и 200 мм для позиций 2, а и 2, б, расположенные на расстоянии 1,8 м друг от друга, в наиболее неблагоприятном возможном положении. Указанные нагрузки не следует рассматривать одновременно с равномерно распределенной нагрузкой Р .
8.4.3 Расчетные значения нагрузок, указанные в таблице 8.4, допускается уточнять в соответствии с техническими данными автотранспортных средств, с учетом заданной схемы их размещения и коэффициента динамичности, принимаемого не менее 1,4.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
8.4.4 Пониженные значения равномерно распределенных нагрузок от транспортных средств следует устанавливать умножением их нормативных значений на коэффициент 0,35.
8.4.5 Для нагрузок, указанных в 8.4.1, следует принимать коэффициент надежности по нагрузке =1,2.
9 Нагрузки от мостовых и подвесных кранов
9.1 Нагрузки от мостовых и подвесных кранов следует определять в зависимости от групп режимов их работы, устанавливаемых в таблице А.1 приложения А и других нормативных документах, от вида привода и способа подвеса груза.
9.2 Нормативные значения вертикальных нагрузок, передаваемых колесами кранов на балки кранового пути, и другие необходимые для расчета данные следует принимать в соответствии с требованиями государственных стандартов на краны, а для нестандартных кранов — в соответствии с данными, указанными в паспортах заводов-изготовителей.
Примечание — Под крановым путем понимаются обе балки, несущие один мостовой кран, и все балки, несущие один подвесной кран (две балки — при однопролетном, три — при двухпролетном подвесном кране и т.п.).
9.3 Нормативное значение горизонтальной нагрузки, направленной вдоль кранового пути и вызываемой торможением моста крана, следует принимать равным 0,1 полного нормативного значения вертикальной нагрузки на тормозные колеса рассматриваемой стороны крана.
При отсутствии данных допускается принимать что половина колес крана являются тормозными.
9.4 Нормативное значение горизонтальной нагрузки, направленной поперек кранового пути и вызываемой торможением электрической тележки, следует принимать равным:
— для кранов с гибким подвесом груза — 0,05 суммы подъемной силы крана и веса тележки;
— для кранов с жестким подвесом груза — 0,1 суммы подъемной силы крана и веса тележки.
Эту нагрузку следует учитывать при расчете поперечных рам зданий и балок крановых путей. При этом принимается, что нагрузка передается на одну сторону (балку) кранового пути, распределяется поровну между всеми опирающимися на нее колесами крана и может быть направлена как внутрь, так и наружу рассматриваемого пролета.
9.5 Нормативное значение горизонтальной нагрузки, направленной поперек кранового пути и вызываемой перекосами мостовых кранов и непараллельностью крановых путей (боковой силой), для каждого ходового колеса крана следует принимать равным 0,2 полного нормативного значения вертикальной нагрузки на колесо.
Эту нагрузку необходимо учитывать только при расчете прочности и устойчивости балок крановых путей и их креплений к колоннам в зданиях с кранами групп режимов работы 7К, 8К. При этом принимается, что нагрузка передается на балку кранового пути от всех колес одной стороны крана и может быть направлена как внутрь, так и наружу рассматриваемого пролета здания. Нагрузку, указанную в 9.4, не следует учитывать совместно с боковой силой.
9.6 Горизонтальные нагрузки от торможения моста и тележки крана и боковые силы считаются приложенными в месте контакта ходовых колес крана с рельсом.
9.7 Нормативное значение горизонтальной нагрузки, направленной вдоль кранового пути и вызываемой ударом крана о тупиковый упор, следует определять в соответствии с указаниями, приведенными в А.2 приложения А. Эту нагрузку необходимо учитывать только при расчете упоров и их креплений к балкам кранового пути.
9.8 Коэффициент надежности по нагрузке для крановых нагрузок, в том числе, при проверке местной устойчивости стенок балок, следует принимать равным =1,2 для всех режимов работы.
9.9 При учете местного и динамического действия сосредоточенной вертикальной нагрузки от одного колеса крана полное нормативное значение этой нагрузки следует умножать при расчете прочности балок крановых путей на дополнительный коэффициент, равный:
1,8 — для группы режима работы кранов 8К с жестким подвесом груза;
1,7 — для группы режима работы кранов 8К с гибким подвесом груза;
1,6 — для группы режима работы кранов 7К;
1,4 — для группы режима работы кранов 6К;
1,2 — для остальных групп режимов работы кранов.
9.10 При расчете прочности и устойчивости балок кранового пути и их креплений к несущим конструкциям расчетные значения вертикальных крановых нагрузок следует умножать на коэффициент динамичности, равный 1,2 независимо от шага колонн.
При расчете конструкций на выносливость, проверке прогибов балок крановых путей и смещений колонн, а также при учете местного действия сосредоточенной вертикальной нагрузки от одного колеса крана коэффициент динамичности учитывать не следует.
9.11 Вертикальные нагрузки при расчете прочности и устойчивости балок крановых путей следует учитывать не более чем от двух наиболее неблагоприятных по воздействию мостовых или подвесных кранов.
9.12 Вертикальные нагрузки при расчете прочности и устойчивости рам, колонн, фундаментов, а также оснований в зданиях с мостовыми кранами в нескольких пролетах (в каждом пролете на одном ярусе) следует принимать на каждом пути не более чем от двух наиболее неблагоприятных по воздействию кранов, а при учете совмещения в одном створе кранов разных пролетов — не более чем от четырех наиболее неблагоприятных по воздействию кранов.
9.13 Вертикальные нагрузки при расчете прочности и устойчивости рам, колонн, стропильных и подстропильных конструкций, фундаментов, а также оснований зданий с подвесными кранами на одном или нескольких путях следует принимать на каждом пути не более чем от двух наиболее неблагоприятных по воздействию кранов. При учете совмещения в одном створе подвесных кранов, работающих на разных путях, вертикальные нагрузки следует принимать:
не более чем от двух кранов:
— для колонн, подстропильных конструкций, фундаментов и оснований крайнего ряда при двух крановых путях в пролете;
не более чем от четырех кранов:
— для колонн, подстропильных конструкций, фундаментов и оснований среднего ряда;
— для колонн, подстропильных конструкций, фундаментов и оснований крайнего ряда при трех крановых путях в пролете;
— для стропильных конструкций при двух или трех крановых путях в пролете.
9.14 Горизонтальные нагрузки при расчете прочности и устойчивости балок крановых путей, колонн, рам, стропильных и подстропильных конструкций, фундаментов, а также оснований следует учитывать не более чем от двух наиболее неблагоприятных по воздействию кранов, расположенных на одном крановом пути или на разных путях в одном створе. При этом для каждого крана необходимо учитывать только одну горизонтальную нагрузку (поперечную или продольную).
9.15 Число кранов, учитываемое в расчетах прочности и устойчивости при определении вертикальных и горизонтальных нагрузок от мостовых кранов на двух или трех ярусах в пролете, при одновременном размещении в пролете как подвесных, так и мостовых кранов, а также при эксплуатации подвесных кранов, предназначенных для передачи груза с одного крана на другой с помощью перекидных мостиков, следует принимать по заданию на проектирование на основании технологических решений.
9.16 При определении вертикальных и горизонтальных прогибов балок крановых путей, а также горизонтальных смещений колонн нагрузку следует учитывать от одного наиболее неблагоприятного по воздействию крана.
9.17 При наличии на крановом пути одного крана и при условии, что второй кран не будет установлен во время эксплуатации сооружения, нагрузки на этом пути должны быть учтены только от одного крана.
9.18 При учете двух кранов нагрузки от них необходимо умножать на коэффициент сочетаний:
=0,85 — для групп режимов работы кранов 1К-6К;
=0,95 — для групп режимов работы кранов 7К, 8К.
При учете четырех кранов нагрузки от них необходимо умножать на коэффициент сочетаний:
=0,7 — для групп режимов работы кранов 1К-6К;
=0,8 — для групп режимов работы кранов 7К, 8К.
При учете одного крана вертикальные и горизонтальные нагрузки от него необходимо принимать без снижения.
9.19 Пониженные значения крановых нагрузок определяются умножением нормативного значения вертикальной нагрузки от одного крана (см. 9.2) в каждом пролете здания на коэффициент: 0,4 — для групп режимов работы кранов 1К-3К; 0,5 — для групп режимов работы кранов 4К-6К; 0,6 — для группы режима работы кранов 7К; 0,7 — для группы режима работы кранов 8К.
9.20 При расчете на выносливость балок крановых путей под электрические мостовые краны и креплений этих балок к несущим конструкциям следует учитывать пониженные значения нагрузок в соответствии с 9.19, и при этом для проверки выносливости стенок балок в зоне действия сосредоточенной вертикальной нагрузки от одного колеса крана пониженные значения вертикального усилия колеса следует умножать на коэффициент, учитываемый при расчете прочности балок крановых путей в соответствии с 9.9. Группы режимов работы кранов, при которых следует производить расчет на выносливость, устанавливаются нормами на проектирование конструкций.
10 Снеговые нагрузки
10.1 Нормативное значение снеговой нагрузки на горизонтальную проекцию покрытия следует определять по формуле
где с — коэффициент, учитывающий снос снега с покрытий зданий под действием ветра или иных факторов, принимаемый в соответствии с 10.5-10.9;
c — термический коэффициент, принимаемый в соответствии с 10.10;
— коэффициент формы, учитывающий переход от веса снегового покрова земли к снеговой нагрузке на покрытие, принимаемый в соответствии с 10.4;
S — нормативное значение веса снегового покрова на 1 м горизонтальной поверхности земли, принимаемое в соответствии с 10.2.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
10.2 Нормативное значение веса снегового покрова на 1 м горизонтальной поверхности земли для отдельных населенных пунктов Российской Федерации принимают в соответствии с приложением К.
Для остальной территории Российской Федерации нормативное значение веса снегового покрова на 1 м горизонтальной поверхности земли следует принимать в зависимости от снегового района по данным таблицы 10.1.
Снеговые районы
(принимаются по карте 1 приложения Е)
Источник статьи: http://docs2.cntd.ru/document/456044318