Кто должен проводить предрейсовый осмотр автомобиля

Предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортных средств

Техническая исправность автомобиля – залог безопасной перевозки людей и доставки грузов. Поэтому каждая организация, использующая наземный транспорт для перевозки людей или грузов, обязана обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортного средства. В случае отказа от данной процедуры можно упустить важную неисправность, которая в дальнейшем может стать причиной серьезной аварии.

Законодательные основы

Порядок ежедневного предрейсового и послерейсового осмотра регулируется законодательством Российской Федерации. Согласно ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой людей или доставкой грузов, обязаны обеспечить соответствие транспортных средств техническим нормам и требованиям безопасности дорожного движения и не выпускать на линию неисправные автомобили.

Также правила проведения технического осмотра перед каждой сменой или рейсом регламентируются Приказом Минтранса России от 08.08.2018 N 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».

Предрейсовый осмотр должны проходить все транспортные средства, перевозящие пассажиров и грузы. К их числу относятся автобусы, микроавтобусы, грузовые и легковые автомобили (в том числе такси). При этом речь не обязательно ведется о коммерческом транспорте. Даже если автомобиль, принадлежащий организации, перевозит хотя бы одного пассажира, он обязательно должен проходить ежедневный техосмотр.

Для того чтобы удовлетворить требования законодательства, существует определенный порядок прохождения предрейсового осмотра автомобиля.

Читайте также:  Какой автомобиль лучше шевроле авео или киа рио что лучше

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Технический осмотр перед выходом транспортного средства на смену проводится ежедневно. Если время поездки превышает длительность одного рабочего дня, то осмотр проводится только перед отправлением в рейс.

Существует определённый порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Допуская автомобиль или автобус к выходу на смену, автомеханик проводит визуальный осмотр и оценку готовности автомобиля к осуществлению перевозок. Во время предрейсового техосмотра автомобиля механиком проверяются, в первую очередь, основные узлы и агрегаты:

световые приборы, звуковые сигналы;

замки дверей, багажника, капота;

заряд аккумуляторной батареи и т.д.

В обязательном порядке контролируется наличие в наборе автомобилиста таких важных предметов, как:

знак аварийной остановки.

Наконец, специалист обязательно должен обратить внимание на то, чтобы в конструкцию автомобиля не были внесены изменения, например, такие как самовольная установка газобаллонного оборудования.

Отметка в путевом листе

После завершения всех необходимых процедур осмотра транспортного средства, специалист обязан сделать соответствующую отметку в путевом листе, обозначив, что контроль технического состояния транспортного средства был пройден. Далее контролер ставит свою личную подпись и ее расшифровку, а также указывает дату и точное время проведения осмотра. После этого путевой лист отдается на руки водителю транспортного средства.

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?

Организация, осуществляющая перевозки, имеет право взять контролера технического осмотра в свой собственный штат, либо обратиться в сервисный центр, предоставляющий подобные услуги. Какой бы из вариантов ни был выбран, осмотр автомобиля должен проводить только профессиональный сотрудник, имеющий соответствующее образование, должность и полномочия (контролер должен соответствовать Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287). К контролеру, проводящему технический осмотр, предъявляются следующие требования:

наличие профильного образования не ниже среднего по определенной специальности;

знание нормативных актов, связанных с дорожным движением и эксплуатацией транспортного средства;

знание технических особенностей и устройства каждого автомобиля, проходящего техосмотр;

умение правильно оформлять необходимую документацию;

знание правил противопожарной безопасности.

Стать контролером технического состояния автотранспортных средств может любой сотрудник организации, даже не имеющий профильного образования. Если работник получил хотя бы среднее профессиональное образование по любой специальности, то он имеет право пройти профессиональную переподготовку с присвоением квалификации контролера. Например, если индивидуальный предприниматель работает сам на себя и занимается перевозкой грузов, то он может пройти курсы повышения квалификации и получить право самостоятельно выполнять предрейсовый осмотр своего автомобиля.

Договор на предрейсовый технический осмотра автомобиля

В случае если выпуском автомобилей на рейс будет заниматься специализированная организация, между сторонами (заказчиком и исполнителем) обязательно должен быть заключен соответствующий договор оказания услуг по проведению предрейсового технического контроля транспортного средства. Образец договора обязательно должен включать в себя следующие поля:

данные сторон (названия фирм, ФИО руководителей);

сроки оказания услуг;

место осмотра (важно учесть, то перед проведением контроля технического состояния автомобиль не может выезжать со стоянки, где он был оставлен после окончания смены или возвращения из рейса);

стоимость услуг и порядок оплаты;

права и обязанности, а также ответственность каждой из сторон;

возможность возникновения обстоятельств непреодолимой силы;

порядок рассмотрения споров.

В заключение договора указываются реквизиты заказчика и исполнителя, ставятся подписи руководителей и печати организаций.

К договору составляется приложение. В нем указываются сведения о транспортном средстве, предрейсовый осмотр которого будет производиться, а также о водителе данного ТС.

Послерейсовый осмотр

Еще совсем недавно технический контроль исправности автомобиля после выполнения рейса был не обязательным. Теперь осмотр ТС должен проводиться дважды – перед выездом на смену или в рейс и после возвращения на базу. Таким образом, в путевке ставятся два штампа.

В том случае, если разные люди работают на одном автомобиле или автобусе по сменам, то технический осмотр производится в начале и окончании каждой смены. При этом каждому из водителей путевой лист оформляется индивидуально.

Если автомобиль, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, не будет иметь отметки о предрейсовом контроле, то ответственность за данный факт будут нести как владелец автомобиля, так и его водитель, а также контролер транспортного средства. Согласно части 3 статьи 12.31.1 КОАП РФ, на каждого из них будет наложен штраф:

водителю – 3 000 рублей;

контролеру – 5 000 рублей;

организации, которой принадлежит автомобиль, — 30 000 рублей.

Журнал прохождения предрейсового осмотра и послерейсового осмотра

Обязанность контролера, выпускающего автомобили и автобусы на рейсы, также заключается в ведении журнала прохождения предрейсового и послерейсового ТО. Данный документ является обязательным для любой организации.

Журнал оформляется в виде таблицы, в которой обязательно должны присутствовать следующие графы:

наименование марки, модели транспортного средства;

государственный регистрационный знак транспортного средства;

фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;

фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль;

дату, время проведения контроля;

показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;

отметку о прохождении контроля;

подпись контролера, проводившего контроль.

Журнал предрейсового и послерейсового контроля может вестись как в бумажном, так и в электронном виде.

Заключение

От технической исправности транспортного средства зависит его безопасность на дороге, а также жизни и здоровье людей, сохранность грузов. Поэтому крайне важно соблюдать все нормы прохождения технического осмотра перед выездом на смену или в рейс. Такую проверку должен выполнять только подготовленный специалист, который несет личную ответственность за решение о допуске каждого автомобиля к работе.

Источник статьи: http://zakon-auto.ru/info/predrejsovyj-osmotr.php

Для каких организаций обязателен контролер технического состояния ТС

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Всвязи с некоторым недопониманием снова возвращаюсь к вопросу об обязанности проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

В соответсвии с пунктом 1 Статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Этот пункт касается всех без исключения организаций эксплуатирующих транспортные средства. В данном пункте не описано кто и как должен не допускать ТС к эксплуатации и на основании каких нормативных документов.

Однако отдельно в пункте 2 Статьи 20 Закона «О безопасности дорожного движения» выделены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями).

То есть в данном пункте выделены организации выполняющие следующие виды перевозок:

  • Коммерческие перевозки. Это юридические лица или индивидуальные предприниматели родом деятельности которых является перевозка пассажиров и (или) грузов на основании договоров.
  • Перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. Это юридические лица и индивидуальные предприниматели не являющиеся перевозчиками но перевозящие собственных сотрудников автобусами и (или) материальные объекты грузовыми автомобилями. Именно автобусами и грузовыми автомобилями.

Как видите про перевозку сотрудников и грузовая для собственных нужд легковыми автомобилями в пункте 2 Статьи 20 ничего не сказано.

Но, давайте дальше рассмотрим пункт 2 Статьи 20. В этом пункте так же описано каким образом перечисленные выше организации должны не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей. Согласно пункта 2 Статьи 20 эти организации обязаны:

  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».

Исходя из пунктов 1 и 2 Статьи 20 видим что перевозки для собственных нужд сотрудников и грузов легковыми автомобилями под действие Приказа № 296 не подпадает.

Однако в пункте 2 этого Порядка организации и проведения предрейсового контроля сказано следующее:

  • Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).

Если рассмотреть на какие виды перевозок Министерство транспорта распространяет этот приказ, то получаем следующее:

  • Коммерческие перевозки. Это юридические лица или индивидуальные предприниматели родом деятельности которых является перевозка пассажиров и (или) грузов на основании договоров.
  • Перевозки для собственных нужд автобусами, легковыми и грузовыми автомобилями. Это юридические лица и индивидуальные предприниматели не являющиеся перевозчиками но перевозящие собственных сотрудников автобусами и (или) легковыми автомобилями и (или) материальные объекты грузовыми и (или) легковыми автомобилями.

Как видим в Порядке тоже есть исключение, но только для легковых автомобилей в которых не перевозят сотрудников или грузы, а только перемещается сам водитель.

Как видим в Федеральном законе и в Приказе Минтранса есть несоответствия, и это отдельная тема для разговора, к сожалению законы не совершенны. Но, в любом случае, в каждом из этих документов есть исключения на которые не распространяется обязанность соблюдать Порядок проведения предрейсового контроля технического состояния ТС утвержденный Приказом Министерства транспорта РФ № 296. Соответсвенно именно для этих исключений не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей может не только контролер технического состояния ТС а любой другой назначенный для этого сотрудник на которого, в свою очередь, не распространяются профессиональные и квалификационные требования утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287.

Как в таком случае быть с отметкой в путевом листе, кто её должен проставлять и в каком виде она должна быть? И как быть с сотрудниками ГИБДД которые будут требовать отметку в путевом листе с подписью контролера технического состояния транспортных средств? Обратимся к Приказу Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Согласно подпункту 5 пункта 6 Приказа в обязательных реквизитах путевого листа сведения о транспортном средстве должны включать:

  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).

То есть предрейсовый контроль ТС проводится только в том случае если эта обязанность предусмотрена законодательством. А законодательством предрейсовый контроль ТС предусмотрен не для всех организаций эксплуатирующих транспортные средства, а только:

  • согласно пункта 2 Статьи 20 Закона «О БДД», для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).
  • согласно пункта 2 самого Порядка, он обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).

Остальные организации, не вошедшие в этот перечень, обязаны только не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Соответсвенно действие Приказа № 296 на эти организации не распространяется. Обязанность не допускать ТС к эксплуатации с неисправностями может исполнять не только контролер технического состояния ТС, а любой сотрудник организации который знает перечень этих неисправностей, и методы их проверки.

Перечень неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств перечислен в п риложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».

Что думаете Вы по этому поводу? Пишите в комментариях.

Так же напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

2 комментария

Оказывается, есть Бог на земле (или на небе)! Откопал интересную вещь, рекомендую к прочтению: «Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 234-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коркина Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положениями статей 20 и 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Хоть тема чуток и не та, но в конце увидите трактовку судом той самой ч.2 ст.20. Носите, как настольную книгу. Теперь уж точно не прикопаются за отсутствие предрейсового контроля техсостояния для легковых (кроме такси, естественно).

Я уже писал комментарий к Вашей статье. Вся загвоздка будет в толковании нормативных актов. И если будет нужно прикопаться, то это обязательно сделают.
Со 196-ФЗ:
— «а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя,»
— «и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями)»
Из приказа 296:
— «осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки),»
— «а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд)».
Если смотреть по знакам препинания, или, по-другому выразиться, до знаков препинания (невзирая на разнобой между законом и приказом — скорее всего Минтранс прощёлкал торжественный момент, когда готовил изменения в 196-ФЗ, и решил втихаря окультурить приказ 296), то предрейсовый контроль не нужен только в случаях, когда перемещается исключительно водитель. А раз такое бывает очень редко, то контроль нужно проходить. Ну или доказывать запятые и несостыковки сперва человеку с «членом зебры» в руках, а после бегать по судам.

Источник статьи: http://trans-otdel.ru/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BA/

Оцените статью