История Marussia Motors — почему проект потерпел крах
Статья о проекте Николая Фоменко по выпуску суперкаров Marussia Motors — история компании и причины ее краха. В конце статьи — интересное видео о немецком тест-драйве модели Marussia B2!
Содержание статьи:
- История Marussia Motors
- Причины краха компании
- Могло ли все закончиться успехом
- Видео немецкого теста Marussia B2
Проект Marussia Motors начинался очень эпатажно. Звучали громкие заявления, строились амбициозные планы. Организатор компании шоумен Николай Фоменко хотел выпускать и продавать по 500-700 суперкаров в год, составив таким образом серьезную конкуренцию Lamborghini, Ferrari и Porsche.
Однако громкие речи закончились ничем. Через 7 лет компания обанкротилась. Почему это произошло? Кто виноват? Могли ли российские «Маруси» на равных конкурировать с зарубежными аналогами? Давайте разбираться.
История компании Marussia Motors
Компания Marussia Motors (Маруся Моторс) была основана в 2007 г. актёром, шоуменом и гонщиком Николаем Фоменко и предпринимателем Ефимом Островским. Компания планировала заниматься производством спорткаров под маркой Marussia.
Уже через год был представлен первый автомобиль Marussia B1, чуть позже было объявлено о выпуске второго варианта суперкара B2. Летом 2010 года был презентован концепт кроссовера Marussia F2. Но ни один из этих автомобилей так и не вышел в массовое производство.
В конце 2009 г. Marussia Motors стала партнером Virgin Racing Ричарда Брэнсона и приняла участие в Формуле-1. Новая команда начала называться Marussia Virgin Racing, а Николай Фоменко стал в ней главой инженерного подразделения.
Сезон 2011 года завершился для команды не очень удачно, она не набрала очков. В 2012 году машина команды Маруся MR-01 не прошла обязательные краш-тесты, поэтому не смогла участвовать в заключительных заездах.
Но череда неудач не останавливала Фоменко. Хотя он и понимал, что дела идут неважно, но думал, что новые источники финансирования решат проблемы. Его компания совместно с НАМИ выиграла тендер проекта «Кортеж» по созданию отечественного лимузина для президента РФ и джипа сопровождения для охраны.
В дальнейшем планировались производство представительских авто для всех желающих. Однако получателем бюджетных средств (12 миллиардов рублей) стал государственный НАМИ. Директор НАМИ Максим Нагайцев отказался от услуг Marussia, поэтому Фоменко опять оказался у разбитого корыта.
Но шоумен не унывал. В начале 2013 г. компания пыталась получить заказ от Минобороны на разработку тактико-технических средств к многоцелевому вседорожнику («Суша-2»). Но это, скорее, напоминало агонию в попытке отыскать деньги. Ведь компания Marussia, в принципе, не могла в полной мере удовлетворить все требования военных закупщиков.
8 апреля 2014 г. Фоменка заявил о закрытии Marussia Motors. Работа над проектами была прекращена. Сотрудникам перестали платить зарплату. Долго продолжались судебные разбирательства, по которым Николай Фоменко должен быть выплатить банку «Петрокоммерц» 65,5 млн. руб. за кредит, предоставленный еще в 2011 году. Но на днях Мосгорсуд отменил это решение, поскольку правопреемник банка Павел Губнин отказался от исковых требований.
От проекта по производству отечественного суперкара остались только 30 тестовых вариантов Marussia B1, B2, один F2, аналог B2 в известной игре Need for Speed, а также множество красивых фотографий в интернете.
Почему проект Marussia потерпел крах
Давайте попробуем разобраться, что же послужило причиной подобного бесславного финала. Можно выделить несколько основных причин провала компании:
- Ключевой причиной провала является неправильный выбор стратегии развития компании. Нельзя заниматься производством спорткаров без серьезной технической и финансовой поддержки. Это приведет к провалу — вопрос только во времени, когда наступит крах.
И доказательств тому уйма. Marussia – это не первая и, увы, не последняя компания, павшая жертвой выбора неправильной стратегии. Несколько лет назад обанкротилась голландская фирма Spyker, которая тоже грезила славой Ferrari. А компания Venturi из Франции наглядно доказала, что небольшое количество проданных спорткаров и участие в Формуле-1 ведут к катастрофе. Казалось бы, на ошибках нужно учиться, но компания Николая Фоменко один в один повторила ошибки своих предшественников.
Задор, безрассудство, недальновидность и отсутствие предпринимательской хватки Николая Фоменко. Безусловно, в банкротстве компании лежит определенная вина и на ее создателе. Marussia фактически полностью была детищем Фоменко. Он генерировал большинство идей, находил партнеров и финансирование, но при этом допустил много тактических и стратегических ошибок, сыгравших роковую роль в судьбе его фирмы.
Николай постоянно делал громкие заявления, но забыл, что, ввязавшись в этот проект, он перестал быть шоуменом. Ему нужно было стать бизнесменом, который не просто бросается пустыми фразами, а доказывает все реальными делами. Но это ему не удалось. Он так и остался шоуменом.
О чем можно говорить, если у него не было никакого бизнес-плана. Весь проект развивался по воле случая. Не понятно, каким образом он планировал продавать более 500 спорткаров ежегодно. К тому же в разных странах. Такие тиражи не снились Ascari, Wiesman, Noble, Gumpert, Caparo даже вместе взятым. Почему тогда Фоменко решил, что его «Маруся» станет такой популярной? По всей видимости, это было лишь его мечтой.
Причем следует отметить, что Николай долгое время работал главным редактором солидного автомобильного издания, поэтому наверняка знал, что на мировом рынке спорткаров сливки снимают только крупные игроки (Ferrari, Porsche, Lamborghini), а всем остальным приходится довольствоваться только крохами с царского стола.
Но Николай Фоменко все равно регулярно делал такие заявления, которые многих экспертов приводили в недоумение. Если, конечно, рассматривать их с позиции шоумена, то такой голословный пиар может быть уместным, однако это показывает, что предприниматель из Николая никакой.
К ошибкам также можно отнести оснащение Marussia двигателями со слабой мощностью. 300-сильная силовая установка Nissan для спортивного автомобиля явно слабовата. Ведь некоторые хэтчбеки оснащены более мощным мотором.
Позже начали устанавливать 360-сильный мотор Cosworth и турбомотор на 420 «лошадок», но они не смогли кардинально улучшить положение Marussia. С такого двигателя (возможно, даже более мощного) нужно было начинать, но не заканчивать.
Следующая ошибка – работа по разным направлениям. Ещё не довели до ума Марусю B1, как начали разрабатывать модель В2, внедорожник F2 и участвовать в Формуле-1. Не может небольшая компания с ограниченным финансированием одновременно производить несколько моделей и участвовать в Формуле. Это безумие. Причем следует отметить, что на то время не было продано ни одного автомобиля.
Тут можно привести пример компании Gumpert. Её создатель Роланд Гумперт сотрудничал с Audi и несколькими научными институтами. Он основательно подошел к самому проекту (с традиционной немецкой педантичностью).
Его спорткар Gumpert Apollo вызвал много восторженных откликов, поскольку автомобиль действительно получился хорошим. При этом Гумперт вел себя довольно сдержанно, не делал громких заявлений, не участвовал в Формуле-1 и всячески рекламировал свою разработку. Но даже при таком взвешенном и продуманном подходе компания Роланда Гумперта разорилась. Это очередной раз доказывает сложность осуществления таких проектов.
Отсутствие компетентной команды. Николая окружали люди, которые не могли ему возразить. Поэтому в компании было много некомпетентных сотрудников, что и стало одной из причин банкротства «Маруси».
Как рассказывали работники компании, они закупали оборудование из Китая по ценам немецких аналогов. Но затем выяснялось, что купленное оборудование не работает должным образом. Закупили английские и итальянские запчасти, а они оказывались не нужными.
С таким подходом далеко не уедешь. Вот «Маруся» никуда и не доехала. После банкротства компании прототипы незаконченных суперкаров хранятся в полузаброшенных складах или вовсе стоят под открытым небом.
Могло ли все закончиться успехом
Да, могло! Точно никто не знает, сколько средств потеряли инвесторы, которые поверили в этот проект. Однако сумма может измеряться сотнями миллионов долларов. А ведь нужно было просто потратить эти деньги с большей выгодой.
Но русская душа захотела всего и сразу. Автомобиль не был еще доведен до ума, а его цена уже составляла 4,5 миллиона рублей (150 тысяч долларов по тогдашнему курсу). Это крайне дорого. Хотя Николай и заявлял, что нашел 500 покупателей. Но, скорее всего, его слова были очередным пиаром. Вряд ли кто-то готов был выложить такие деньги в кризисном 2009 году.
Но однозначно нашлись бы покупатели на качественный 500-сильный отечественный автомобиль за 60-80 тысяч долларов. Нужно было только хорошо разрекламировать спорткары. А на рекламу деньги были, так как не пришлось бы тратиться на Формулу-1 и разработку внедорожника.
Конечно, нужно было набраться терпения. За несколько лет бренд Marussia получил бы популярность и закрепился на рынке. Только после этого можно было повышать цену и браться за разработку новых моделей.
Самоокупаемость таких проектов – долгий процесс, причем не всем компаниям удается получить прибыль. К примеру, Lamborghini окрепла только после сотрудничества с Audi, а ведь за этой компанией стоит немецкий концерн Volkswagen с огромнейшими ресурсами. Тот же McLaren начал полномасштабный выпуск авто только после финансовых вливаний арабских инвесторов.
Ему нужно было начать эту бесславную эпопею с проведения маркетингового анализа, чтобы четко понимать, что и за какую цену нужно рынку. Хотя опытному Роланду Гумперту даже тщательный анализ не помог избежать банкротства. И не ему одному.
Стоит отметить, что Николай Фоменко, похоже, особо не расстраивается по поводу краха Marussia Motors. Ведь уже сразу после объявления о банкротстве он со своей группой «Секрет» дал большой юбилейный концерт. Сейчас Николай снимается в телепрограммах, в кино, играет в спектаклях. Он по-прежнему неутомим, хотя имеет уже трех внуков. А свою любовь к автомобилям он наверняка еще реализует.
Выводы
Производством спорткаров могут заниматься только истинные энтузиасты. В большинстве случаев они разоряются, но без них было бы скучно. Возможно, история Marussia еще не закончилась окончательно, и в России появятся свои достойные спорткары.
Отрицательный опыт придает мудрости. Если кто-то из русских в будущем захочет снова создать настоящий отечественный спорткар, пусть тщательно изучит ошибки своих предшественников. Только тогда все получится!
Видео теста Marussia B2:
Источник статьи: http://fastmb.ru/autonews/autonews_rus/1138-istoriya-marussia-motors-pochemu-kompaniya-poterpela-krah.html
Что погубило первый российский суперкар – история взлета и разбор причин краха «Маруси»
Возможно, многие даже не знают, что Россия могла стать страной производителем суперкаров. Но ей она так и не стала. Давайте разберем историю взлета и падения автомобильной марки «Маруся» , которая замахнулась на конкуренцию с Lamborgini и Феррари.
История успеха
В 2007 году знаменитого ведущего, гонщика, шоумена Николая Фоменко пригласили на презентацию спортивного автомобиля Феникс. Создателем этой машины стал знаменитый в определенных кругах конструктор и промоутер автогонок Игорь Ермилин. Он искал финансирование для своего проекта.
Фоменко авто понравилось, но у него возникла амбициозная идея создать машину не для гонок, а для дорог общего пользования. Построить первый российский суперкар.
Планировалось, что автомобиль будет стоить 40-45 тыс. долларов. Для примера был взят британский Lotus Elise – быстрый суперкар, популярный в Европе. Для столь амбициозной затеи нужно было много денег. Обладая необходимыми знакомствами, Фоменко мог их достать. К проекту подключились: партнер по бизнесу Антон Колесник, бизнесмен и политтехнолог Ефим Островский, меценат, бизнесмен и коллекционер, выпускавший знаменитую в 90-х годах приставку Dandy Андрей Чеглаков.
Денег стало много, чтобы реализовывать столь сложный проект. Всего за два месяца в 2008 году была создана команда, закуплено минимальное количество необходимого оборудования и арендовано помещение на заводе ЗИЛ. Через пять месяцев был построен первый прототип без кузовных панелей. В основе всего лежит кокпит, сваренный из труб квадратного и круглого сечения. Все это обшивалось алюминиевыми листами.
К кокпиту спереди крепился подрамник на который монтировалась передняя подвеска, с поперечно расположенным двигателем. На задний – задняя. На каркас навешивались кузовные панели из стеклопластика, которые в будущем планировали заменить на детали из карбона.
С альянсом Рено-Ниссан было заключено соглашение о поставки моторов WQ35. Это V-образная шестерка в разных модификациях ставилась на огромное количество автомобилей. На спорткаре Nissan 350z двигатель развивал 300 лошадиных сил. На болидах Формулы 1 из этого силового агрегата «вытягивали» до 500 л.с.
По расчетным данным российский суперкар должен был разгоняться с 0 до 100 за 5 секунд. А с самым мощным движком – 3,8 секунды. У мотора все равно оставался запас для повышения мощностных характеристик, чип-тюнинга. На первые автомобили решили устанавливать АКПП на 5 ступеней. Была возможность оснастить механической коробкой передач.
Прототип готовился в огромной спешке. Люди работали сверхурочно. Работали с энтузиазмом, чувствовали огромную ответственность. В 2008 году в Москве молодая компания с необычным названием «Маруся Моторс» показала свой автомобиль «Маруся B1» – первый российский суперкар.
Уже на презентации 10 человек решили купить этот автомобиль. Название было предложено актрисой Марией Голубкиной – женой Николая Фоменко. Цена на машину повысилась до 100 тысяч долларов, что в два раза превышала планируемую.
Все ходили, вздыхали и охали: «Неужели это все сделано в России»! Маруся состояла на 80% из деталей отечественного производства.
Что дальше было?
Окрыленная успехом, «Маруся Моторс» объявила о запуске еще одной модели «Маруся B2». С технической точки зрения это был такой же автомобиль, но с другими кузовными деталями. Как заявлял Фоменко, на одну платформу можно навесить любой кузов.
Всего за два года у Маруси готовилось к производству два суперкара – B1 и B2. К этому моменту были сформированы отделы с дизайнерами, инженерами и проектировщиками. В то время, пока прототипы проходили испытания, на заводы закупалось дорогое оборудования, по всему миру началась масштабная рекламная компания.
Первые российские суперкары давались на тест-драйвы, демонстрировались на всевозможных очень крупных мировых выставках. Снимались рекламные ролики со знаменитыми моделями, Маруся появилась в популярных видеоиграх. В Москве и Монако открылся шоурум. В последнем случае на открытие был приглашен князь Монако.
На автомобиль предлагалось оформить заказ с внесением предоплаты. Руководство заявляло, что заказ сделали 700 человек. Дела шли в гору, деньги от инвесторов потекли рекой. Это все происходило в тот момент, когда не было еще ни одного готового к выпуску авто.
Маруся стала спонсором одной из команд Формулы 1 Virgin Racing. Чуть позже, основной инвестор Андрей Чеглаков выкупил полностью пакет акций команды, после чего она стала называться «Маруся F1 Team». Как надеялось руководство, эта покупка поспособствует популяризации бренда и привлечет еще больше инвестиций.
История краха
Планировалось продавать по 1500 штук автомобилей в год. Завод разрастался, штат людей увеличивался, компания развивалась. Начиналась разработка третьей модели B3, хотя полноценных экземпляров B1 и B2 еще не было. Кроме этого, огромные ресурсы были брошены на проектировку двух внедорожников – полноразмерного F1 и среднеразмерного F2.
В планах были еще лимузин и электрокар. Количество проектов было очень большим. Казалось, что компания слишком распыляет свой потенциал. Тем более, что еще не один из существующих проектов не был до конца завершен.
Во время сертификации, тестов было выяснено, что доработки требовали система охлаждения двигателей, нужно было улучшить аэродинамику, это не все технические проблемы, которые нужно решать.
В неподходящий момент произошел разрыв сотрудничества с Ниссан-Рено. Нужно было искать нового поставщика двигателей. Им стала английская компания Cosworth. Моторы были не хуже прежних, но затраты возросли. Цены на российский суперкар пришлось поднимать до 140 тысяч долларов.
Бюджет компании истощался, людские ресурсы были «размазаны» по нескольким проектам, но ни один не был доведен до серийного производства. Инвесторы требовали результата. Большой потерей стал уход главного конструктора Игоря Ермолина. Доработку суперкаров передали финской компании. Это опять ударило по бюджету.
Большие затраты компания несла при закупке дорогостоящих комплектующих, запчастей, оборудования. Как вспоминали сотрудники, покупалось все бездарно, некоторое даже не пригодилось.
На репутацию Маруси повлияли неудачи в Формуле 1. Две аварии с автомобилями Маруся F1 Team испортили отношение к автомобилям этой марки. В обоих случаях был летальный исход. Никто в этом команду не винил, но они косвенно повлияли на её репутацию. За четыре года выступлений в Формуле результатов было ноль, всего два очка.
Над Марусей сгущались тучи. Настали нелегкие времена, что в гонках, что в выпуске суперкаров. Инвесторы теряли терпение. Бюджет истощался. Чтобы выжить, приходилось участвовать в государственных проектах: «Кортеж» и постройка легкого внедорожника для нужд армии. Государственного финансирования она не получила.
Проекты не были закончены, обязательства, перед оплатившими заказ, не были выполнены. Финансирование прекратилось, штат стали сокращать. Финансовая поддержка команды F-1 полностью прекратилась. На последнюю гонку сезона она не вышла.
В апреле 2014 года производитель российских суперкаров «Маруся» был признан банкротом.
Вывод
Причиной краха стали:
- Неумелый маркетинг и бездарный менеджмент;
- Огромные вливания в гоночную команду;
- Проектирование и развитие нескольких проектов одновременно. Ни один из них не был доведен до серийного производства.
Амбиции руководства не знали предела. Принимались не обдуманные стратегические решения. В итоге – многомиллионные убытки, не выполненные контракты, задолженности банкам и судебные разбирательства. За все время существования компании было выпущено 44 прототипа разной степени готовности. На данный момент не больше 5 на ходу.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/59ab872ae86a9e96d63241ad/chto-pogubilo-pervyi-rossiiskii-superkar—istoriia-vzleta-i-razbor-prichin-kraha-marusi-5eece28aea1f4f4969192239