1908–1913 Создание конвейера Форда
Создание конвейера Форда
Первая конвейерная линия Генри Форда, введенная в строй в апреле 1913 г., использовалась для сборки генераторов. До этого времени один рабочий мог собрать от 25 до 30 генераторов за девятичасовой рабочий день. Это означало, что на сборку одного генератора затрачивалось около 20 минут.
Новая линия разбила данный процесс на 29 операций, выполняемых отдельными рабочими с отдельными узлами генератора, которые доставлял к ним постоянно двигающийся конвейер. Новый подход сократил время сборки одного генератора в среднем до 13 минут. Через год удалось разбить производственный процесс на 84 операции, и время сборки одного генератора сократилось до 5 минут.
Генри Форд родился 30 июля 1863 г. близ Дирборна, штат Мичиган. С 1879 г. был учеником механика в Детройте, работал в электротехнической компании. Все свободное время он тратил на изготовление автомобиля. Каждый вечер Форд возился в своем сарае. При испытаниях в машине возникало много неисправностей. То выходили из строя двигатель или деревянный маховик, то рвался ремень передачи. Наконец, в 1893 г. Форд построил автомобиль с маломощным четырехтактным двигателем внутреннего сгорания, напоминающим скорее четырехколесный велосипед. Этот автомобиль весил всего 27 кг.
С 1893 г. Генри работает главным инженером «Эдисон ильюминейтинг компани», а в 1899–1902 гг. – в «Детройтской автомобильной компании». В 1903 г. он основал компанию «Форд мотор», которая впоследствии стала одним из крупнейших в мире производителей автомобилей. На своих заводах Форд широко внедрял стандартизацию и ввел конвейерную сборку. Свои представления о рациональной организации труда он изложил в книгах «Моя жизнь и работа» (1922 г., русский перевод 1924 г.), «Сегодня и завтра» (1926 г.), «Движение вперед» (1930 г.).
Автомобилестроением в США занимался не только Форд. В 1909 г. в этой стране было уже 265 фирм, выпустивших 126 593 автомобиля. Это больше, чем их к тому времени изготовили во всех европейских странах.
В 1903 г. Форд создал гоночный автомобиль. Гонщик Ольдфильд выиграл на нем трехмильные гонки. В том же году Форд организовал акционерное общество по производству автомобилей. Было выпущено 1700 машин модели «А». Автомобиль имел мощность мотора 8 л. с. и мог развивать максимальную скорость 50 км/ч. Немного по нынешним меркам, но уже в 1906 г. модель «К» достигала на гонках скорости 160 км/ч.
Вначале «Форд Мотор» обновлял модели автомобилей часто. Однако в 1908 г. с появлением модели «Т» политика компании изменилась. Модель «Т» стала первым автомобилем, собранным на конвейере, – по принципу конвейера по обработке туш на чикагских бойнях «Свифт энд компани». Машина выпускалась, ради экономии, только черного цвета и оставалась до 1927 г. единственной выпускавшейся Фордом. В 1924 г. половина всех автомобилей в мире была марки «Форд-Т». Она почти без изменений выпускалась в течение 20 лет. Всего было выпущено около 15 миллионов «Жестяных Лиззи» – так прозвали машину американцы. Несмотря на ее неказистый вид, мотор «Лиззи» работал на совесть.
Кроме этого автомобилю обеспечила успех и сравнительно низкая стоимость: производство ведь стало массовым. С 850 долларов она снизилась до 290. Фордовские автомобили стали появляться в Европе. Во Францию, которая в то время была ведущей автомобильной державой, они попали в 1907 г. Но своего производства в этой стране Форд не создал, зато построил крупные заводы в Дагенхеме (Англия) и в Кельне (Германия). Производство неуклонно расширялось. В конце 1912 г. на заводе в Дагенхеме – это пригород Лондона – было выпущено всего 3000 автомобилей. А примерно через 50 лет – 670 000. И памятник Г. Форду поставлен не в США, а в Англии.
Фордовский автомобиль дешевел. Но в 20?х годах устаревшую модель стали теснить «Шевроле», «Плимуты» и др. Форду пришлось остановить свои заводы, уволить большую часть рабочих и переналаживать производство.
В 1928 г. появилась новая модель – «Форд-А». Эта машина интересна тем, что стала прототипом автомобиля ГАЗ-А, который выпускал Горьковский автомобильный завод. По тем временам «Форд-А» считался лучшим легковым автомобилем в мире.
Производство же грузовиков Форд начал в 1917 г. Через 10 лет на конвейер встал грузовой полуторатонный автомобиль «Форд-АА», на базе которого в СССР была создана знаменитая полуторка – грузовой автомобиль ГАЗ-АА.
К 1939 г. корпорация «Форд» произвела уже 27 млн автомобилей, во многом за счет поглощения других, мелких фирм. А вскоре выпуск легковых автомобилей в стране был запрещен: началась Вторая мировая война. На освободившихся производственных площадях Форд начал делать самолеты (за годы войны было изготовлено 8685 бомбардировщиков). Лишь в 1946 г. американские автомобильные компании снова стали выпускать легковые автомобили, причем старых, довоенных марок. К слову, в нашей стране конструкторы работали над чертежами новых моделей уже в годы войны и сразу после ее окончания стали делать новые автомобили.
О безопасности движения концерн «Форд» тоже не забывал. Начиная с 1955 г. на его заводах начали выпускать автомобили с сильно вогнутым рулевым колесом, затем применили безопасные замки дверей, мягкую обшивку панели приборов и даже ремни безопасности.
Что же помогло Генри Форду добиться таких успехов? В первую очередь – внедрение в производство сборочного конвейера. Конвейер – это транспортер для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов. Форд в своем производстве использовал конвейер для сборки мелких частей автомобиля и даже корпусов.
В промышленном производстве конвейеры являются неотъемлемой составной частью технологического процесса. Конвейеры позволяют задавать темп производства, обеспечивают его ритмичность, являясь основным средством комплексной механизации поточных технологических операций; конвейеры вместе с тем освобождают рабочих от тяжелых и трудоемких транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, делают их труд более производительным.
С именем Форда связан термин «фордизм», в основе которого лежит конвейерный принцип и новые методы организации труда. Каждый из рабочих вдоль конвейера выполнял одну операцию, не требующую практически никакой квалификации. По свидетельству Форда, для 43 % рабочих требовалась подготовка до одного дня, для 36 % – от одного дня до одной недели, а для 6 % – 1–2 недели, для 14 % – от 1 месяца до года. Введение конвейерной сборки наряду с некоторыми другими техническими новшествами привело к резкому росту производительности труда и снижению себестоимости продукции, положило начало массовому производству. Вместе с тем фордизм привел к небывалому усилению интенсивности труда, сделал его бессодержательным, отупляющим и изматывающим. Рабочие превратились в роботов. Принудительный ритм, задаваемый конвейером, вызвал необходимость перехода на повременную оплату труда рабочих. Система Форда, как и до него тейлоризм, стала синонимом эксплуатации рабочих, присущей монополистической стадии капитализма. Стремясь подавлять недовольство рабочих и не допустить их организованной борьбы в защиту своих прав, Форд ввел усиленную дисциплину на предприятиях, насаждал шпионаж и расправы с рабочими активистами.
Из рассказа рабочего автомобильного завода Форда в Дагенхэме: «В течение многих лет не допускалась на предприятиях Форда деятельность профсоюзов. В книге “Моя жизнь, мои достижения” Генри Форд претендовал на роль некого социального реформатора и утверждал, будто его методы организации производства и труда могут превратить буржуазное общество в “общество изобилия и социальной гармонии”. Форд превозносил свою систему как заботу о рабочих, особенно более высокую заработную плату на своих предприятиях, чем в среднем по отрасли».
В начале 70?х гг. некоторые фирмы отказываются от крайних форм конвейерного производства в целях повышения содержательности и привлекательности труда, а следовательно, и его эффективности. Для этого конвейерные линии укорачиваются, операции на них совмещаются, практикуются перемещения рабочих вдоль конвейера и т. п.
Подведем некоторые итоги. Гигантский скачок в производстве произошел в 1913 г., когда Генри Форд внедрил сборочную линию в автомобилестроение. До этого времени автомобили строили почти так же, как и дома: то есть рабочие просто выбирали место на заводе и собирали машину снизу доверху. Себестоимость была высока, и поэтому только богатые люди в то время могли позволить себе купить автомобиль.
Чтобы сделать его доступным для большинства, по мнению Форда, надо было повысить производительность труда. Для этого требовалось: 1) ограничить количество операций, выполняемых каждым рабочим; 2) приблизить работу к тем, кто ее выполнял, а не наоборот; 3) предусмотреть наиболее рациональную последовательность операций из всех возможных вариантов.
Конвейерный метод сборки сделал цены на автомобили доступными миллионам семей. В результате количество зарегистрированных автомобилей выросло с 944 000 в 1912 г. до 2,5 млн в 1915 г. и до 20 млн в 1925 г.
Генри Форд не был экономистом, но его инновационная стратегия производства оказала революционное влияние на производство промышленных товаров массового потребления и уровень жизни американцев.
Источник статьи: http://info.wikireading.ru/118399
Самые впечатляющие изобретения Генри Форда
Генри Форд произвел революцию в автомобильной и обрабатывающей промышленности.
Генри Форд — один из самых выдающихся изобретателей и новаторов в мировой истории и один из величайших в автомобильной промышленности. Он начал свою карьеру в качестве машиниста в Мичигане и в итоге перешел на работу к Томасу Эдисону в качестве инженера.
Благодаря своей работе Форд стал первооткрывателем современной индустрии и навсегда изменил мир.
Квадрицикл
После того, как Генри Форд женился, его наняла компания Edison Illuminating, где он быстро поднялся по служебной лестнице. Через два года Генри стал главным инженером.
На этой работе у него не было свободного времени, тем не менее, Форд находил время для работы над своими собственными проектами во время простоя. Он работал над созданием кареты без лошадиных сил, работающей на бензиновом двигателе. Форд не был первым, кто задумывал эту концепцию, но, используя свое инженерное мастерство, он разработал автомобиль, который он назвал квадрициклом . Этот автомобиль имел легкую металлическую раму, которая двигалась на 4 велосипедных колесах.
Приводом послужил двухцилиндровый бензиновый двигатель мощностью в 4 лошадиные силы. В конце концов, характеристика автомобиля не имела значения — она выполняла свою функцию и работала.
Модель А
После изобретения квадрицикла, Форд захотел улучшить оригинальный дизайн, но ему нужны были деньги для этого. Форд построил и продал квадрициклы, чтобы получить средства для разработки других автомобилей. В течение примерно 7 лет он получал поддержку от многих известных инвесторов того времени, а в 1899 году основал Детройтскую автомобильную компанию.
Детройтская Автомобильная Компания позже стала Форд Мотор Компани, и первым автомобилем, произведенным Фордом, была модель А.
Конвейер
Модель А была революционной и дефицитной
Спрос на автомобиль взлетел до небес, и Генри Форду потребовалось новое эффективное средство, чтобы не отставать от производства. Хотя идея создания сборочной линии не принадлежала Форду,но он широко внедрили её на своих заводах.Он превратил фабричных рабочих из мастеров на все руки, которые могли бы построить каждую часть автомобиля,а менее квалифицированные рабочие могли бы хорошо выполнять одну часть процесса сборки.
Модель Т
Поскольку Форд усовершенствовал внедрение производственной линии на своих заводах, он также разработал новую модель автомобиля,модель Т.
Модель T, дебютировавшая в 1908 году, сразу же завоевала популярность в Америке. Цель модели T состояла в том, чтобы быть более доступной для широкой публики, чем дорогая модель A. По мере того, как Форд разрабатывал этот автомобиль и совершенствовал методы его изготовления, каждый год он снижал цену автомобиля, чтобы сделать его как можно более дешевым для покупателей.
Массовое производство
В то время как Эли Уитни ( американский изобретатель и промышленник) был первым, кто придумал процесс массового производства, Ford первым применил его во всей своей компании и на своих заводах.
Модель массового производства Ford включала сборочную линию, как упоминалось ранее, но также включала в себя гораздо больше производственного процесса.
В 1920-х годах Форд построил в Мичигане огромный промышленный комплекс, в котором была фабрика для производства всех видов автомобилей, от стекла до стали. Это дало Форду полный контроль над производством сырья, используемого для его транспортных средств. Это также означало, что инженеры Ford могли постепенно оптимизировать весь процесс массового производства.
В разгар производства, Ford выпускал одну модель T каждые 24 секунды.
Пять долларов
Кроме того,что у Форда были уникальные инженерные навыки,которые сделали его известным, он прославился как талантливый бизнесмен. Он первым задумался над идеей под названием «капитализм благосостояния», которая должна была улучшить качество жизни его работников.
Чтобы его специалистов не переманивали на фабрики других промышленников, Форд предложил платить работникам больше , 5 долларов в день, сегодня эта сумма равна 130 долларам)
Этот шаг потряс индустрию и продемонстрировал, что работая на фабрике можно не только работать за еду получая гроши,но и зарабатывать на жизнь,чтобы содержать свои семьи. Все, кто был кем-то в этой отрасли, стекались на работу в Ford, что повысило производительность и снизило чистые затраты Ford на обучение.
Платя работникам больше, у Форда тоже была хитрость — это означало, что его работники могли позволить себе машины, которые они производили. Работая над повышением заработной платы в промышленности, он сделал так, чтобы местные жители в этом районе могли позволить себе больше собственной продукции.
Форд даже ввел распределение прибыли для работников, которые работали в компании более 6 месяцев и прошли тщательный и постоянный ряд проверок, чтобы убедиться, что они живут благополучно.
В 1926 году компания Ford также ввела 40-часовую рабочую неделю, сократив ее с 6-8 часовых дней до 5. Эта концепция должна была повысить производительность труда рабочих, когда они находились на работе, и дать им больше времени для отдыха.
Тримоторный самолёт
Во время Первой мировой войны компания Ford Motor вошла в авиационный бизнес, как и многие автомобильные компании в то время. После окончания войны компания приобрела Stout Metal Airplane Company и начала проектировать и производить еще больше самолетов.
Уильям Бушнелл Стаут стал руководителем автомобильной компании Ford и разработал Ford Trimotor, который Генри Форд помогал производить.
Это был проект самолета, который имел 3 отдельных двигателя, самой успешной моделью которого был Ford 4AT Trimotor.
Благодаря размеру самолета и способности перевозить 12 человек, самолет стал первым успешным пассажирским авиалайнером в США. Хотя, там было не комфортно,но о комфорте в транспорте, в то время, мало кто задумывался,так как ещё не было такого транспорта который мог бы доставить пассажиров на большие расстояния в кротчайшие сроки.
Влияние Форда на авиацию за эти годы кардинально изменило отрасль, помогая создавать много новых технологий. К сожалению, в 1933 году из-за Великой депрессии компания по производству самолетов Форда была закрыта.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d8b28fce4f39f00b17955c9/samye-vpechatliaiuscie-izobreteniia-genri-forda-5d8f569dbc251400adb76b27