Кто является владельцем рабочего автомобиля
Владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;. (статья 1 Федерального закона об ОСАГО)
Владелец транспортного средства — лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;. (Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
Итак, владелец транспортного средства – это либо собственник автомобиля, либо лицо, владеющее им на основании доверенности, договора аренды иных, указанных выше основаниях. При этом, не является владельцем транспортного средства управляющее им лицо, являющееся работником по трудовому или гражданско-правовому договору и исполняющее в этот момент свои трудовые или служебные обязанности.
В этой связи необходимо понимать, что понятие «владелец транспортного средства» не тождественно понятию «водитель». Водитель транспортного средства, управляющий им во исполнение своих трудовых обязанностей, владельцем этого авто, по смыслу вышеприведенных норм права, не является.
Водитель:
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»)
Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (статья 1 закона об ОСАГО)
Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)
Владелец транспортного средства – управление только на законных основаниях!
В одном из обзоров судебной практики, Верховный Суд разъяснял, что лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования. Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года»)
Рекомендуем также: «Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика»
Источник статьи: http://logos-pravo.ru/vladelec-transportnogo-sredstva-voditel-eto-opredelenie-ponyatiya
Чем отличаются собственник и владелец транспортного средства?
С юридической, т.е. не с бытовой точки зрения, эти понятия отличаются.
Если коротко, то собственник — это не обязательно владелец. Владеть можно не приобретая право собственности.
Подробнее об этом, если хотите, посмотрите вот здесь — www gai net ru
C точки зрения Гражданского кодекса РФ собственность и владение любой вещью, в том числе и транспортным средством — это разные понятия.
Собственность — полное право распоряжаться транспортным средством: продавать, дарить, сдавать в аренду, даже уничтожить.
Владение — это определенное ограничение, например арендатор транспортного средства — это владелец, право владения ограничено договором аренды. Если в договоре прописано, то арендатор, например, не имеет права сдавать транспортное средство в субаренду.
То есть,говоря бытовым языком, владение — это очень сильно ограниченная собственность.
Собственник и владелец — в чем разница.
Собственник. По простому — это тот человек, на чье имя оформлен конкретный автомобиль, то есть чьи данные отражены в Паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации.
Кто же такой законный владелец ТС? Данный вопрос становится актуален для людей, попавших в ДТП, ведь именно он несет ответственность за причиненный вред. В соответствии со ст.1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности (то есть при использовании транспортного средства) возлагается на гражданина, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, ПО ДОВЕРЕННОСТИ на право управления транспортным средством и т.п.). Таким образом, законным владельцем ТС является любое лицо, которое на ЗАКОННОМ ОСНОВАНИИ находится за рулём и управляет транспортным средством. И именно владелец транспортного средства является надлежащим ответчиком по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП.
Источник статьи: http://www.moscow-faq.ru/q/transport/otlichayutsya-sobstvennik-i-vladelets-transportnogo-sredstva-58572
Кто является владельцем рабочего автомобиля
Главная страница | Форум Гарант |
юридическое лицо хочет предоставить автомобиль своему сотруднику для использования авто как в служебных целях (в рабочие дни), так и в выходные дни, но безвозмездно (т.е. аренда отпадает). Каким образом следует оформить юридическому лицу документы на своего сотрудника как на физическое лицо, чтобы в случае ДТП либо возникновения ответственности вследствие причинения вреда источником повышенной опасности, отвечало за все именно физическое лицо, а не юридическое лицо?
в рабочее время при исполнении служеюных обязанностей — никак, отвечать будет юрлицо, как бы вы ни оформили.
то, что в выходные — составьте договор безвозмездного пользования, например.
А если по доверенности?
то же самое все.
Разве управление ТС по доверенности как на физическое лицо в любое время (в рабочее и не в рабочее) будет считаться как на работника в силу служебных обязанностей,
нет. доверенность тут совершенно ни при чем, суд в любом случае будет выяснять, исполнял он служебные обязанности в момент ДТП или ездил просто так. то, выдавали вы ему доверенность или устно предоставили возможность — пофигу.
если в ней оговорить что он пользуется авто по своему усмотрению?
для этого договор безвозмездного пользования и придуман. хотите оформить не договором, а доверенностью — оформляйте, правового значения это иметь не будет никакого.
По ст. 1079 ГК РФ если физическое лицо управляет, к примеру, по доверенности, его можно отнести к владельцам ТС, даже если он управляет ТС в рабочее время. А по иному основанию, чем по доверенности, можно его отнести в владельу ТС?
можно. законных оснований в ГК — масса.
и когда конкурируют 1079-я и 1068-я — выигрывает 1068-я. так что еще раз повторяю — доверенность вам никак не поможет избежать ответственности, если ДТП будет в рабочее время при исполнении.
Но, если этот работник не связан своими трудовыми обязанностями с управлением ТС, т.е. его трудовая функция заключается в других обязанностях, а ТС ему предоставляется для удобства, что это тоже будет расцениваться как управление ТС при исполнении своих трудовых обязанностей?
да.
Где связь — что только это управление происходит в рабочее время?
. и для исполнения трудовых обязанностей.
непосредственно управление автомобилем не обязано при этом входить в трудовую функцию работника.
более того — если работник будет даже ЛИЧНЫМ автомобилем управлять для исполнения своих трудовых обязанностей в рабочее время, и произойдет ДТП — все равно будет отвечать работодатель. то, кому принадлежит источник повышенной опасности, значения не имеет никакого.
Вопрос: С работником заключено соглашение об использовании личного автомобиля в служебных целях. Работник сам управляет своим автомобилем. Автомобиль попал в ДТП по вине данного работника. В результате ДТП причинен ущерб третьим лицам. Вред причинен при исполнении работником трудовых обязанностей. С одной стороны, работодатель должен возместить ущерб, причиненный работником третьим лицам. С другой стороны, ответственность несет владелец источника повышенной опасности (ведь именно работник — собственник причинил ущерб с использованием принадлежащего ему транспортного средства).
С кого в данном случае будет взыскан ущерб?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Ответственным перед потерпевшим за причиненный работником вред в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, является работодатель.
Однако однозначно ответить на заданный вопрос не представляется возможным, и его решение зависит от усмотрения суда.
Обоснование позиции:
По общему правилу вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Однако законом обязанность возмещения вреда может быть возложена и на иное лицо, не являющееся причинителем вреда.
Так, например, согласно ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный работником юридического или физического лица при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, возмещается этим юридическим или физическим лицом.
Специальной нормой по отношению к ст. 1064 ГК РФ является и положение ст. 1079 ГК РФ, согласно которому обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Таким образом, по отношению к ст. 1064 ГК РФ обе указанные нормы (ст. 1068 ГК РФ и ст. 1079 ГК РФ) являются специальными.
Как разъяснено в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», в силу приведенных норм не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности. На такое лицо ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, если будет доказано, что оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации владельцем источника повышенной опасности является сам причинитель вреда (работник), который хотя и использовал это имущество в интересах работодателя (ст. 188 ТК РФ), но не передавал его во владение работодателю.
Очевидно, что при таких обстоятельствах одновременно соблюдаются условия применения и ст. 1079 ГК РФ (поскольку вред причинен источником повышенной опасности), и ст. 1068 ГК РФ (поскольку вред причинен работником при исполнении трудовых обязанностей).
Однако в законе отсутствует прямой ответ на вопрос о том, кто несет ответственность перед потерпевшим в случае, если вред причинен работником организации при исполнении своих трудовых обязанностей, однако в связи с использованием источника повышенной опасности, владельцем которого является сам причинитель вреда — работник. Не разъяснен этот вопрос и на уровне Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
С одной стороны, только ст. 1079 ГК РФ специальным образом регулирует вопрос о должном субъекте ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности. На этом может основываться позиция, согласно которой именно ст. 1079 ГК РФ подлежит применению в случаях причинения вреда такими источниками. При таком подходе лицом, ответственным за вред, в рассматриваемой ситуации следовало бы признать работника.
Так, в «Обобщении судебной практики по спорам, связанным с возмещением ущерба, причинённого в результате ДТП» Орловского районного суда Орловской области нам удалось обнаружить следующий вывод: «Если вред причинен работником при использовании собственного (личного) транспортного средства, хотя бы и при исполнении трудовых обязанностей, вред возмещается самим работником» (ознакомиться с ним можно, пройдя по ссылке: http://orlovsky.orl.sudrf.ru/modules.php?name=information&id=137).
С другой стороны, юридическое лицо участвует в гражданских правоотношениях через свои органы, а также через своих работников, за действия которых он отвечает как за свои собственные (ст.ст. 53, 402, 1068 ГК РФ). Поэтому если работник причинил вред, выполняя свою трудовую функцию, надлежащим субъектом ответственности за причинение вреда следует признать работодателя, независимо от того, с использованием каких средств выполнялась эта трудовая функция — принадлежащих работодателю или собственных. Иными словами, поскольку действия работника, совершаемые при исполнении трудовых обязанностей, являются действиями самого юридического лица, выражающими его волю, именно оно и должно отвечать перед третьими лицами за вред, причиненный им такими действиями, хотя бы источник повышенной опасности, в связи с использованием которого причинен вред, принадлежал работнику. Косвенно такой подход находит подтверждение в судебной практике (смотрите, например: «Судебная практика по гражданским делам Алтайского краевого суда за IV квартал 2004 г.» (выписка из дела N 44 г-361); постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 марта 2011 г. по делу N А22-1096/2009). Однако обнаружить судебную практику, прямо рассматривающую затронутый вопрос, нам, к сожалению, не удалось.
На наш взгляд, следует исходить из того, что если вред причиняется источником повышенной опасности, ответственным за причинение вреда по общему правилу будет являться владелец источника повышенной опасности. Однако если вред причинен работником при исполнении трудовых обязанностей, то ответственным за причинение вреда становится работодатель (даже в том случае, если владельцем источника повышенной опасности является работник).
Напомним, что работодатель, возместивший вред, причиненный работником при исполнении им трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (ст. 1081 ГК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
31 октября 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Статья 1068 также определяет обязанности работника, что он действует по заданию работодателя, т.е. управляет ТС. А если в доверенности прописать, что это лицо управляет по своему усмотрению, то о каком задании работодателя здесь может идти речь?
приписывать вы можете все, что угодно — но императивные нормы закона ваши писульки никак не изменят. суд смотрит, был ли работник при исполнении и применяет ГК, вне зависимости от того, что вы там написали в доверенности.
причинил вред при исполнении трудовых обязанностей — будет отвечать работодатель (с правом последущего регресса к работнику, конечно).
Источник статьи: http://forum.garant.ru/?read,7,2363206