- Что делать, если купил машину с запретом на регистрационные действия?
- Возможна ли покупка авто с запретом на регистрацию?
- Кто и как может стать владельцем ТС с ограничениями?
- Последствия покупки авто с запретом на регистрационные действия
- Что делать, если купил машину с запретом? Порядок действий
- Вариант 1. Обжаловать запрет
- Вариант 2. Расторгнуть договор купли-продажи
- Вариант 3. Погасить долги продавца или заставить его сделать это
- Момент снятия запрета
- Стоит ли покупать авто с запретом?
- Стоит ли покупать автомобиль c запретом на регистрацию
- Продать нельзя купить
- Впишем в ПТС
- Что будет
- Вернуть трудно
Что делать, если купил машину с запретом на регистрационные действия?
Ограничения на регистрационные действия – один из методов работы судебных приставов-исполнителей или реализации соответствующих судебных решений.
Автомобиль с подобными запретами нельзя после покупки поставить на учет, а значит новый владелец, даже являясь добросовестным приобретателем, не получит возможности эксплуатировать свое транспортное средство.
Ситуация, когда человек купил машину с запретом на регистрационные действия, мягко выражаясь, неприятная, но выход все же есть, пусть и не самый простой.
Возможна ли покупка авто с запретом на регистрацию?
Нужно четко разделять запретительные меры, связанные с ТС:
- Ограничения в регистрации, когда запрещены именно операции по постановке или снятию машины с учета.
- Запреты на распоряжение имуществом, т.е. случаи, когда владелец не имеет права на продажу автомобиля (арест, залог, изъятие и т.п.).
Разница принципиальная, т.к. в первом случае ТС не может быть поставлена на учет, но право собственности на нее может быть передано другому лицу, а во втором передача права собственности невозможна (незаконна), и подписанный в таких условиях договор купли-продажи является ничтожным.
Случаи запретов на распоряжения имуществом, в т.ч. и автомобилем, мы рассматриваем в отдельных материалах. Все, сказанное далее в этой статье, относится только к вариантам с ограничением регистрационных действий, т.е. ситуациям, когда продажа такого ТС возможна и может быть законной.
Кто и как может стать владельцем ТС с ограничениями?
Во-первых, человек может знать о наличии ограничительных мер, и заведомо идти на подобную сделку – зачем и почему, в данном случае значения не имеет. Важно, что при наличии желания приобрести такое ТС, законная возможность имеется.
Во-вторых, с определенного времени российские законы были скорректированы таким образом, что передача права собственности (подписание договора купли-продажи с передачей ТС новому владельцу) возможна и без снятия машины с учета. То есть стороны просто подписывают договор, а далее новый владелец отправляется в МРЭО ГИБДДД для постановки а/м на учет. Эти очень удобные для многих изменения имеют и обратную сторону – только в Госавтоинспекции, при попытке регистрации, можно обнаружить наличие ограничений.
Здесь так же возможны два варианта – продавец не знал о наличии запретов и, наоборот, был прекрасно осведомлен о возможных проблемах, и заведомо шел на обман.
Эти варианты и их разновидности крайне важны, т.к. от них будет зависеть и возможный способ справиться с ситуацией.
Последствия покупки авто с запретом на регистрационные действия
Прежде чем переходить к методам снятия ограничений, кратко напомним, а чем собственно грозит обладание таким автомобилем:
- Своевременная регистрация невозможна, а значит, в соответствии со ст.19.22 КоАП РФ, положен штраф в 1500 – 2000 рублей.
- Эксплуатация такого ТС приведет к нарушению ст.12.1 КоАП, а это 500 — 800 рублей при первом нарушении, а при повторном уже 5000 рублей или лишение прав.
- Чем дальше будет тянуться ситуация с невозможностью регистрации, тем выше вероятность того, что должник будет подвергнут новым санкциям. В том числе могут быть применены арест автомобиля и его реализация для погашения долгов. По БД будет значиться, что авто принадлежит ему, а значить машину могут забрать и даже продать.
Выбираться из последней ситуации придется долго, тяжело и непросто. Судебные споры, экспертизы и прочее обойдутся в приличную сумму. Будет ли после этого автомобиль «очищен» — большой вопрос.
Что делать, если купил машину с запретом? Порядок действий
Для лучшего понимания, представим схемы с вопросами и вариантами. Просто выбирайте соответствующий вашей ситуации ответ, чтобы определить необходимый способ действий.
Будут представлены две различные схемы: действие до покупки и ситуация, когда об ограничениях узнали после приобретения ТС. Далее будут подробно пояснены основные методы.
Если ограничения выявлены до подписания договора купли-продажи:
Если запреты выявлены после покупки автомобиля:
Если вы внимательно рассмотрели схемы, то заметили несколько важных нюансов:
- При заведомом знании об ограничениях сделка проходит исключительно на условиях взаимной договоренности, с полным принятием на себя всех имеющихся рисков. Данный вариант более не рассматривается в этой статье.
- При согласии нового владельца оплатить задолженность за предыдущего, вопрос может решаться без участия продавца.
- Использовать инструмент обжалования у приставов можно лишь в случаях, когда ограничения у ТС появились позже, чем автомобиль был продан. В противном случае возможно только судебное разбирательство.
Основные из методов разберем более подробно. Если некоторые способы уже рассматривались во всех деталях в других материалах, на них будут предоставлены ссылки.
Вариант 1. Обжаловать запрет
Как уже упоминалось, обжаловать запрет у судебных приставов можно только если удастся указать, что дата его наложения позже даты покупки автомобиля. То есть, на момент заключения сделки купли-продажи никаких ограничений на ТС не было, и нынешний владелец являлся добросовестным приобретателем. Позже, по причине рассогласованности между ответственными ведомствами или по ошибке, машина попала под ограничения (например, из-за долгов предыдущего владельца).
Такие ограничения могли наложить только судебные приставы-исполнители. Соответственно и решать вопрос необходимо с ними. Это достаточно специфический и при определенных условиях многоступенчатый процесс, который мы детально разбирали в этой статье.
Напомним только, что действия / бездействия самих приставов можно обжаловать у их руководства, а при отрицательном результате – в суде.
Вариант 2. Расторгнуть договор купли-продажи
Это судебный путь решения. Применяется в условиях, когда ограничения на машине существовали на момент подписания договора купли-продажи, но покупатель не знал о них.
Вариант сложный, но применим в случае большинства ограничений, в том числе и при невозможности решить вопрос через приставов. В рамках процесса придется доказать:
- Что покупатель не знал об ограничениях.
- Что продавец намеренно скрыл наличие запретов.
- Что договор по этим причинам должен быть признан недействительным (расторгнут).
Сложность заключается еще и в том, что даже позитивное судебное решение необходимо еще выполнить – вернуть средства. Во-первых, они могут быть ограничены суммой договора, а иногда часть переданных средств не обозначается. Во-вторых, для взыскания денег порой приходится снова подключать судебных приставов, что усложняет и затягивает процесс.
Вариант 3. Погасить долги продавца или заставить его сделать это
«Заставить» — это конечно очень образное выражение. Применение насилия недопустимо, и само по себе может являться преступлением. Однако должника можно стимулировать к погашению задолженностей.
Способов может быть много, но нередко сам факт возможного судебного разбирательства, в результате которого будет потрачено время, а ответчику при проигрыше придется не только оплачивать долги, но и судебные издержки, является хорошим стимулом «решить вопрос миром».
Порой ситуация может быть иной. Например, выяснилось, что судебные приставы-исполнители наложили ограничения за неоплаченный штраф в 500 рублей. Как бы ни было жалко собственных средств, порой легче заплатить лишние несколько рублей, чем ждать (и попадать на 1500 – 2000 рублей по ст.19.22 КоАП) решения вопроса другими методами.
Момент снятия запрета
Какой бы способ не был выбран, результатом должно стать снятие ограничений и, как следствие, регистрация автотранспортного средства в ГИБДД.
Проблема в том, что цифровизация процедур в этой области внедрена на 100% (по передачи сведений от приставов в ГИБДД), но пока срабатывает не всегда оперативно. Нередко, получив предписание приставов о снятии запретов, несколько дней машину все еще невозможно поставить на учет, т.к. по базам ГИБДД она еще под ограничениями.
Варианта решения проблемы всего два. Либо подождать, пока данные синхронизируются. Либо затребовать с ведомства, снявшего запрет, документальное подтверждение этого факта, и предоставить его в Госавтоинспекцию.
Стоит ли покупать авто с запретом?
Это решение каждый принимает для себя самостоятельно. Мы можем лишь рекомендовать держаться подальше от подобных схем тем лицам, кто плохо знаком с процессом.
Вместе с тем, если решение обдуманное, а процессуальные детали хорошо изучены, есть желание и опыт заниматься «отмывкой» таких ТС, или они приобретаются на запчасти, то вариант вполне может быть жизнеспособным.
И, конечно, отдельными случаями являются покупки машин с ограничениями при незнании данного факта. В наше время поступить так могут только достаточно наивные люди, ведь проверка, которую можно провести предварительно, доступна каждому. Если же запрет – результат ошибки, выше указано как нужно поступать в таких случаях.
В конце стати традиционно разберем несколько вопросов по рассматриваемой теме, которые наиболее часто встречаются в сообщениях от читателей.
Оказаться «счастливым обладателем» автомобиля с ограничениями – дело не приятное, но, как мы с вами выяснили, решения существуют. Очевидно и другое – все эти методы довольно сложны и в документальном плане, и в процессуальном. Выход прост – обратиться за помощью к автоюристам, чтобы раз и навсегда разобраться с «запретной машиной».
Наши специалисты помогают в разных обстоятельствах, и в первую очередь готовы оказать консультационные услуги, чтобы определить перспективы дел и проработать способы их проведения. Для обращения к юристам, отправьте бесплатно свое сообщение через специальную форму или позвоните по указанному телефону.
Консультации по тел: 8(800)350-23-68. Звонок бесплатный на территории РФ.
Источник статьи: http://urist-consult.com/kupil-avto-s-zapretom.html
Стоит ли покупать автомобиль c запретом на регистрацию
Проверить чистоту подозрительной машины можно на сайте ГИБДД.
Автовладельцы всё чаще попадают в неприятные ситуации, покупая автомобили с запретом на регистрационные действия. Как правило, клиентов привлекают богатая комплектация, мощный мотор и хорошее состояние при цене существенно ниже рыночной для данной модели. С виду такие машины весьма заманчивы для покупки, но за ними тянется шлейф неприятных событий, включая огромные долги, уголовное дело, угон или международный розыск. «Известия» расскажут, чем опасны такие покупки.
Продать нельзя купить
Автомобили с запретом на регистрационные действия в ГИБДД на сайтах продаж машин с пробегом присутствуют в большом количестве. Сейчас на одной из таких площадок предлагается Hyundai ix35 — весьма популярный корейский кроссовер 2013 года выпуска. При среднерыночной цене этого автомобиля в 700-800 тыс. рублей машина предлагается всего за 380 тыс. рублей.
«Машина в хорошем состоянии, как на фото она есть. С запретом ситуация никакая, вариантов ее снять (с учета в ГИБДД) нет. Ездите столько, сколько нужно, а потом либо продаете, либо. в общем, ну, сами решите. Я лет пять на ней езжу, это моя машина семейная, езжу сколько времени на ней, просто сейчас она мне не нужна уже, беру новую, а эту продаю. У бывшего владельца банковские долги, машина не в залоге — у него свои проблемы, машины они не касаются. Из-за тех банковских долгов, которые у него есть, на машину наложили ограничения на регистрационные действия, чтоб он ее не мог продать. Вот и всё. Если б можно было ее изъять, то давно уже изъяли бы. Я поставил ее ровно в полцены», — обрисовал сделку обладатель автомобиля.
В качестве одного из доводов на покупку машины собеседник приводит то обстоятельство, что за пять лет обладания кроссовером он ни разу не платил за него транспортный налог и дорожные штрафы, поступающие с камер видеофиксации нарушений ПДД. Однако на вопрос об официальном заключении договора купли-продажи через нотариуса дает твердый отказ.
«С гаишниками проблем нет, они же по базе этого не видят: права, ПТС, страховку показали — и поехали. Насчет купли-продажи — а что мы будем заключать? Мы возьмем мой паспорт, поедем к нотариусу — и что? Я же не владелец автомобиля», — парирует продавец.
Впишем в ПТС
Второй случай не менее курьезен. Неофициальный автосалон предлагает кроссовер Suzuki Grand Vitara 2006 года выпуска за 225 тыс. рублей. Среднерыночная цена этой машины — 350-400 тыс. рублей. По телефону продавец заверяет, что автомобиль находится в отличном состоянии, просто у владельца есть коммунальные долги, поэтому судебные приставы наложили ограничения на регистрационные действия в ГИБДД. Сам кроссовер достался этому автосалону по сделке «трейд-ин», когда старую машину с доплатой отдают взамен новой.
А единственным подтверждением покупки будет паспорт транспортного средства (ПТС), куда обещают вписать нового владельца.
«Сделаем простой договор-купли продажи, вписываем вас в ПТС — и всё. Собственник живет за 400 километров, я думаю, никто не поедет. Смысл ему ездить просто так? Впишем вас в ПТС просто шариковой ручкой», — попытался убедить сотрудник автосалона.
Формально дилер или комиссионный магазин имеют право внести нового собственника в ПТС. Но это возможно лишь при условии, что на автомобиль не наложен арест, а сделка совершается непосредственно между номинальным собственником и покупателем. Однако в данном случае, по словам продавца, владелец Grand Vitara на нее приехать не сможет. Иными словами, такая продажа будет недействительна перед законом. Более того, продажа автомобиля, находящегося под арестом, будет квалифицирована правоохранителями как мошенничество, а саму машину ждет изъятие в качестве доказательства по делу.
Что будет
В таких сделках всегда нужно учитывать, что перспективе есть большой риск лишиться автомобиля, потому что если есть запрет на регистрационные действия, то это означает, что у номинального собственника есть долги перед бюджетом, ЖКХ, налоги, алименты, кредиты — что угодно, предупреждает правозащитник и автомобильный адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
«Рано или поздно машина будет изъята и продана с торгов. Как оперативно будет искать машину пристав — будет зависеть от того, насколько активно его будут стимулировать взыскатели долгов. Вопрос времени — можно покататься и год, и три, а возможно, будет какая-нибудь совместная операция судебных приставов и ГИБДД. Они увидят, что машина под арестом, собственник в долгах, и ее изымут прямо на дороге», — рассказал Радько.
«Можно отследить, где машина паркуется, где она стоит, и просто ночью подъедет эвакуатор с судебными приставами и изымет машину. Таких случаев очень много. Не советую такие машины вообще рассматривать в качестве покупки, поскольку здесь расчет только на авось. Такую машину можно брать, если только за копейки. К примеру, такой автомобиль на рынке стоит миллион рублей, то с учетом наложения запрета больше 100 тыс. рублей за него не стоит давать. И это только в том случае, если не жалко эти деньги потерять», — предостерег Радько.
Вернуть трудно
Очень часто граждане узнают о том, что на приобретенную машину установлен запрет на регистрационные действия, только в ГИБДД. Как правило, это происходит, когда новый покупатель, понадеявшись на добросовестность продавца, уплатил деньги и отправился самостоятельно ставить машину на учет. Единственным способом возвращения потраченных средств в этом случае будет суд с продавцом. Но для этого у автовладельца должен быть на руках хотя бы грамотно оставленный договор купли-продажи, объясняет юрист Коллегии правовой защиты автомобилистов Москвы Константин Кожевников.
«Нужно добиться признания сделки недействительной и расторгать договор. Здесь важно, чтобы в договоре была указана реальная сумма сделки. Очень часто продавцы просят ее занизить якобы для того, чтобы поменьше платить налогов. В этом случае трудно рассчитывать на возмещение реально уплаченной суммы. Очень часто бывает, что люди долго не перерегистрируют автомобиль на себя. Вот был недавно показательный случай: человек два года катался на машине, а потом решил ее продать, но в ГИБДД выяснилось, что у машины перебиты идентификационные VIN-номера. В суде не удалось доказать, что машина была куплена уже такой, потому что человек на ней очень долго ездил», — заключил Кожевников.
Главные автомобильные новости недели — в видео ниже.
Источник статьи: http://autodromo.ru/news/stoit-li-pokupat-avtomobil-c-zapretom-na-registraciyu