Автотехническая экспертиза. Исследуем лакокрасочные поверхности. Часть 1
Опытные эксперты по автотехническим экспертизам считают, что значительную часть досудебных и судебных экспертиз составляют дела, связанные с претензиями к кузову автомобиля. Это и понятно: кузов как часть автомобиля всегда «открыт миру». Автовладелец видит его почти целиком каждый день и может по-своему оценивать состояние кузова или изменения в нем. А доказывать это продавцу транспортного средства или ремонтнику кузовной станции достаточно сложно, а иногда и недешево. Давайте по материалам «Заключения эксперта» проследим, как развивалась и чем закончилась история одного автомобиля.
Преамбула
Автомобиль был приобретен в апреле 2013 года. В гарантийный период эксплуатации были обнаружены локальные вспучивания лакокрасочного покрытия кузова. По этому поводу истец обратился в ремонтную организацию – ООО «Х», где было проведено окрашивание четырех деталей кузова: дверь задняя левая, дверь задняя правая, крыло заднее левое, крыло заднее правое.
После этого в марте 2016 года на ранее окрашенных в рамках проведенного ремонта деталях кузова в тех же местах вновь были обнаружены локальные вспучивания лакокрасочного покрытия. Считая данный недостаток существенным, истец обратился с требованием вернуть денежную сумму, уплаченную за автомобиль, а также возместить иные убытки. Ответчик иск не признал.
Вопросы экспертам
1. Определить, имеются ли в автомобиле Renault Duster 2013 года выпуска дефекты лакокрасочного покрытия задней левой двери, заднего левого крыла, задней правой двери, заднего правого крыла.
2. В случае выявления дефектов определить, какой характер они носят: производственный, эксплуатационный, в результате ранее проведенного некачественного ремонта или другой, являются ли дефекты повторными после их устранения или первичными.
В связи с данными обстоятельствами судом была назначена судебная автотехническая экспертиза.
Термины и определения
Дефект – каждое отдельное несоответствие транспортного средства (компонента) установленным требованиям.
Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Несоответствие требованиям технического задания или установленным правилам разработки (модернизации) продукции относится к конструктивным дефектам. Несоответствие требованиям нормативной документации на изготовление или поставку продукции относится к производственным дефектам.
Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния.
Лакокрасочное покрытие – сплошное покрытие, полученное в результате нанесения одного или нескольких слоев лакокрасочного материала на окрашиваемую поверхность.
Декоративные свойства лакокрасочного покрытия – способность лакокрасочного покрытия придавать окрашенной поверхности заданный цвет и блеск.
Защитные свойства лакокрасочного покрытия – способность лакокрасочного покрытия предотвращать или замедлять коррозию металлических или разрушение неметаллических поверхностей в условиях агрессивного воздействия внешних факторов.
Блеск лакокрасочного покрытия – оптическое свойство поверхности лакокрасочного покрытия, характеризующееся ее способностью зеркально отражать световые лучи.
Шагрень лакокрасочного покрытия – эффект, при котором поверхность лакокрасочного покрытия приобретает характерную текстуру кожуры апельсина.
Наплывы на лакокрасочном покрытии – локальные неоднородности толщины лакокрасочного покрытия, образующиеся в результате стекания вниз лакокрасочного материала во время сушки в вертикальном или наклонном положении.
«Потеки» – устаревший термин.
Адгезионная прочность лакокрасочного покрытия – совокупность сил, связывающих высохшее лакокрасочное покрытие с окрашиваемой поверхностью.
Твердость лакокрасочного покрытия – способность высохшего лакокрасочного покрытия сопротивляться проникновению или вдавливанию твердого тела.
Толщина лакокрасочного покрытия – расстояние между поверхностью покрытия и окрашиваемой поверхностью.
Меление лакокрасочного покрытия – разрушение пигментированных лакокрасочных покрытий, сопровождающееся образованием свободных частиц пигмента.
Меление лакокрасочного покрытия – появление на поверхности лакокрасочного покрытия тонкого легкоснимаемого порошка, вызванное деструкцией одного или нескольких его компонентов.
Отслаивание лакокрасочного покрытия – самопроизвольное отделение некоторых участков лакокрасочного покрытия от окрашиваемой поверхности вследствие потери адгезии.
Вздутие лакокрасочного покрытия – выпуклая деформация лакокрасочного покрытия, обусловленная локальным отделением одного или нескольких составляющих его слоев.
Термин «повреждение» будет использоваться в расширенном смысле, подразумевающем любое отклонение (ухудшение) свойства (параметра) от исходного либо заданного значения или состояния.
Вопрос 1
Определить, имеются ли в автомобиле Renault Duster 2013 года выпуска дефекты лакокрасочного покрытия задней левой двери, заднего левого крыла, задней правой двери, заднего правого крыла?
Вместе с экспертом начинаем искать ответы на эти вопросы.
На табличке изготовителя указан код лакокрасочного покрытия кузова «D69» (фото 1). В соответствии с данными программы цветоподбора PHOENIX в лакокрасочной системе SPIES HECKER установлен компонентный состав эмали, представленный в табл. 1. Количественные характеристики каждого компонента даны из расчета получения около 941 г готового продукта.
При осмотре лакокрасочного покрытия наружных поверхностей кузова установлено, что лакокрасочное покрытие относится к категории эффектных металлизированных покрытий. Это подтверждается компонентным составом эмали, приведенным в табл. 1, который включает большое количество металлизированных серебристых компонентов. Такое лакокрасочное покрытие является комплексным и, как правило, после нанесения на технологической линии производителя состоит из следующих слоев. Таблица 1. Компонентный состав эмали с кодом D69
1. Грунтовочный слой.
2. Выравнивающий слой.
4. Слой прозрачного бесцветного лака.
Лакокрасочное покрытие кузова автомобиля по своему назначению относится к виду защитно-декоративных покрытий, предназначенных для защиты окрашиваемой поверхности от воздействия факторов внешней среды и придания изделию декоративного вида. Стандарты устанавливают требования к показателям, характеризующим защитные и декоративные свойства лакокрасочного покрытия.
Лакокрасочное покрытие кузова автомобиля среднего класса, к которым относится автомобиль модели Renault Duster, должно соответствовать II классу.
ГОСТ 9.032–74 нормирует следующие свойства лакокрасочных покрытий II класса:
– потеки (в соответствии с ГОСТ 28246–2006 – наплывы);
ГОСТ 9.407–2015 устанавливает перечень свойств, характеризующих внешний вид и защитные свойства лакокрасочных покрытий. К свойствам, характеризующим внешний вид, ГОСТ 9.407–2015 относит:
К повреждениям, нарушающим защитные свойства лакокрасочного покрытия, ГОСТ 9.407–2015 относит:
Кроме приведенных выше, могут быть другие дефекты и повреждения, влияющие на декоративные и защитные свойства лакокрасочных покрытий и не указанные в ГОСТ 28246–2006.
Исследование лакокрасочного покрытия задней левой двери, задней правой двери, заднего левого крыла и заднего правого крыла кузова автомобиля Renault Duster проводилось с целью установления наличия или отсутствия дефектов, указанных в ГОСТах, а также повреждений, возникающих в процессе эксплуатации, которые в ГОСТах не приводятся, но описаны в специальной, справочной и методической литературе.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 длительность эксплуатации транспортного средства исчисляется от даты его первой регистрации. В соответствии с записями в Паспорте ТС (л. д. 27) и Свидетельстве о регистрации ТС автомобиль Renault Duster был поставлен на регистрационный учет в мае 2013 года. На момент проведения экспертизы автомобиль имел длительность эксплуатации 3,6 года.
В процессе эксплуатации автомобиля свойства лакокрасочного покрытия неизбежно меняются. В соответствии с материалами дела в процессе эксплуатации автомобиля в ноябре 2015 года проводилось ремонтное окрашивание четырех панелей кузова: двери задней левой, двери задней правой, крыла заднего левого и крыла заднего правого. Срок эксплуатации лакокрасочного покрытия, нанесенного в ноябре 2015 года, составляет один год.
Лакокрасочное покрытие наружных панелей кузова автомобиля Renault Duster гладкое, глянцевое, с незначительной шагренью, характерной для покрытий кузовов автомобилей массового и крупносерийного производства, сформированных на производственной линии окрашивания кузовов при их производстве, а также при нанесении ремонтного лакокрасочного покрытия в соответствии с предписанной производителем технологией.
В соответствии с ГОСТ 9.407–2015 и ГОСТ 31975–2013 блеск металлизированного лакокрасочного покрытия приборными методами не оценивается. Блеск лакокрасочного покрытия кузова исследуемого автомобиля визуально оценивается как хороший, обеспечивающий зеркальное отражение с незначительным искажением отражения за счет естественной шагрени. Некоторое незначительное снижение блеска вызвано множественными мелкими поверхностными царапинами эксплуатационного характера.
Инородные включения в лакокрасочное покрытие размером 0,5 мм и более (сорность) отсутствуют (ГОСТ 9.032–74). Требование по параметру «включения» для покрытия II класса выполняется.
Разнооттеночность лакокрасочного покрытия определялась визуально при естественном и искусственном освещении в максимальной степени приближенно к требованиям ГОСТ 29319–92. Полностью выполнить условия ГОСТ 29319–92 для кузова автомобиля не представляется возможным, так как ГОСТ предполагает работу не с крупногабаритными изделиями, имеющими криволинейные поверхности, а с образцами в виде плоских пластин с размерами от 120 × 50 мм до 150 × 100 мм. Разнооттеночность лакокрасочного покрытия внешних поверхностей кузова исследуемого автомобиля, в том числе задних дверей и задних крыльев, при осмотре при естественном и искусственном освещении не проявляется.
Меление лакокрасочного покрытия проверяется у пигментированных лакокрасочных покрытий. Внешним слоем лакокрасочной системы кузова исследуемого автомобиля является прозрачный непигментированный лак. Проверка меления в соответствии с ГОСТ 16976–71 с помощью хлопчатобумажной ткани черного и белого цветов показала, что частицы лака на ткани отсутствуют. Это означает, что разрушение материала лака с образованием мелких отделяющихся частиц отсутствует.
Для оценки грязеудержания лакокрасочного покрытия было проведено исследование кузова в состоянии поставки, т. е. в загрязненном состоянии, и после технологической мойки водным моющим раствором. Исследование показало, что эксплуатационные дорожные загрязнения моечным раствором были удалены. После мойки на кузове сохранились только мелкие выпуклые наслоения вещества черного цвета, схожего по внешним признакам с каплями дорожного битума, используемого при строительстве и ремонте дорог и не удаляемого водными моющими растворами. Эти наслоения удаляются очистителем битумных пятен DW5628. Лакокрасочное покрытие кузова исследуемого автомобиля не проявляет повышенное грязеудержание.
Штрихи от окраски кистью, риски от шлифовального инструмента, наплывы (потеки) на наружных панелях кузова, в том числе и на задних дверях и задних крыльях, отсутствуют. Волнистость покрытия в соответствии с ГОСТ 9.032–74 не может быть определена, так как этот параметр установлен для плоских окрашенных поверхностей размером не менее 500 мм, такие плоские поверхности у кузова автомобиля Renault Duster отсутствуют. Неоднородность рисунка не оценивается, так как лакокрасочное покрытие кузова не имеет рисунка.
Признаки термического повреждения лакокрасочного покрытия кузова исследуемого автомобиля в виде изменения цвета, термической деструкции, термической деформации и т.п. отсутствуют.
Растрескивание и выветривание лакокрасочного покрытия кузова автомобиля отсутствуют. Растворение покрытия не проверялось, так как при внешнем осмотре отсутствуют какие-либо признаки растворения лакокрасочного покрытия. При осмотре покрытия также установлено отсутствие в нем пузырей.
Лакокрасочное покрытие деталей кузова автомобиля Renault Duster, указанных в определении суда, имеет следующие повреждения.
Дверь задняя левая. Множество мелких по глубине царапин в пределах слоя лака в углублении под наружной ручкой. Наклонная царапина длиной 11 мм на передней стойке рамы окна двери (фото 2, 3). Мелкие по глубине царапины в средней по высоте части двери. Точечные наслоения вещества черного цвета, схожего по внешним признакам с дорожным битумом. Наслоения удаляются очистителем DW5628. В задней части двери имеются множественные сколы и срезы лакокрасочного покрытия.
Микроскопическое исследование показывает наличие следов внешнего механического воздействия и разрушения покрытия, следов резания на кромках покрытия и на поверхности металла (фото 4, 5, 6). В местах механического разрушения образовались очаги вздутия лакокрасочного покрытия и признаки коррозионного процесса в виде вещества бурого цвета, схожего по внешним признакам с продуктами коррозии железа (фото 7).
Очаги вздутия покрытия располагаются на локальном участке вогнутой формы в зоне сопряжения с задним левым крылом в задней части двери. Поверхность участка повреждения покрытия обращена в сторону движения автомобиля. Ширина этого участка составляет около 50 мм. На остальной поверхности двери очаги вздутия лакокрасочного покрытия отсутствуют.
- Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
- Владимир Смольников, редактор, издатель
Источник статьи: http://abs-magazine.ru/article/avtotehnicheskaja-ekspertiza-issleduem-lakokrasochnye-poverhnosti-chast-1
Требования к лакокрасочным покрытиям
Лакокрасочные покрытия должны:
— прочно удерживаться на поверхности;
— обладать необходимой механической прочностью, трёрдостью и эластичностью;
— обладать стойкостью против воздействия влаги, нефтепродуктов, отработавших газов и солнечных лучей;
— быть водо- и газонепроницаемыми;
— сохранять свои качества при положительных температурах летом отрицательных температурах зимой;
— быть нейтральными, не вызывать коррозии окрашенных поверхностей;
— быстро высыхать после нанесения на поверхность и не требовать для этого сложных сушильных устройств;
— обеспечивать необходимый цвет окрашиваемой поверхности при минимальных толщине и количестве наносимых слоёв, т.е. обладать хорошей укрывистостью;
— быть недорогостоящими, долговечными и позволять производить частичное или полное восстановление недорогими и доступными способами.
Не один из современных материалов полностью не отвечает указанным требованиям. По этой и ряду других причин в большинстве случаев покрытия делаются многослойными.
10.2 Строение лакокрасочного покрытия и требования к основным материалам
Основными элементами строения многослойного лакокрасочного покрытия являются: слой грунта, слой шпатлёвки и несколько слоёв краски (рисунок 10.1).
На подготовленную поверхность наносится первый слой покрытия – грунт. Основное его назначение – обеспечивать высокую адгезию между металлом и последующими слоями покрытия.
Исходя из этого, от грунтов требуется:
— высокая прилипаемость (адгезия) к металлам, древесине и другим конструкционным материалам;
— способность удерживать на себе последующие слои покрытия за счёт взаимопроникновения материалов;
— хорошие противокоррозионные свойства;
— по возможности быстрое высыхание.
1 – окрашиваемая поверхность;
3 – слой местной шпатлёвки;
4 – слой общей шпатлёвки;
Рисунок 10.1 – Строение многослойного лакокрасочного покрытия
Шпатлёвка служит для выравнивания окрашиваемой поверхности. Различают местный и общий шпатлёвочные слои. Первый имеет целью выравнивание крупных дефектов, второй – получение гладкого покрытия по всей окрашиваемой площади.
От шпатлёвочных материалов требуется:
— хорошая прилипаемость к грунтам;
— достаточная механическая прочность, особенно ударо- и виброустойчивость;
— сравнительно хорошая высыхаемость;
Обработанная шпатлёвка или грунтовка покрывается несколькими слоями краски. Каждый слой проходит этап сушки.
От красок требуется:
— достаточная адгезия к грунтам и шпатлёвкам;
— способность образовывать сплошную защитную плёнку;
— устойчивость к воздействию технических жидкостей и других веществ, с которыми покрытие контактирует при эксплуатации машин.
10.3 Классификация лакокрасочных материалов
Лакокрасочные материалы обозначаются пятью группами знаков.
Первая группа знаков определяет вид лакокрасочного материала и обозначается полным словом, например «грунтовка», «шпатлёвка», «эмаль», «лак».
Вторая группа знаков определяет основную смолу, входящую в состав плёнкообразующего вещества, и обозначается двумя буквами: ГФ – глифтали, ПФ – пентафтали, ФЛ – фенольные, МЛ – меламинные, ЭП – эпоксидные, ВЛ – поливинилацетатные, НЦ – нитроцеллюлоза, МА – масла растительные и др.
Третья группа знаков определяет ту группу, к которой отнесён лакокрасочный материал по его назначению: 0 – грунтовки и лаки полуфабрикатные, 00 – шпатлёвки, 1 – атмосферостойкий, 2 – стойкий внутри помещения, 5 – специальный (для кожи, резины и т. д.), 7 – стойкий к различным средам, 8 – термостойкий, 9 – электроизоляционный. Между второй и третьей группами знаков ставится тире.
Четвёртая группа знаков относится в основном к эмалям и определяет их цвет. Обозначается полностью словами («белая», «голубая», а при наличии оттенков «голубая – 1», «голубая – 2» и т.д.). Если цвету эмали присвоен номер, то в пятой группе знаков указывается сначала номер цвета, а затем пишется цвет полностью словами. Между четвёртой и пятой группами знаков ставится тире.
Пример условного обозначения: «эмаль МЛ – 12 – 38 голубая» (эмаль, основная плёнкообразующая смола метиламинная (МЛ), атмосферостойкая (1), порядковый номер второй (2), цвет голубой (38).
Лакокрасочные покрытия классифицируют по материалу покрытия, внешнему виду поверхности покрытия (класс покрытия) и по условиям эксплуатации.
По внешнему виду поверхности лакокрасочных покрытий подразделяются на четыре класса. Первый класс характеризуется ровной, однотонной поверхностью, без дефектов, видимых невооружённым глазом (кузова легковых автомобилей). Второй класс допускает на поверхности отдельные малозаметные дефекты: соринки, штрихи, след зачистки и т. п. (кузова автобусов, кабины и оперение грузовых автомобилей). Третий класс допускает неровности, связанные с состоянием окрашиваемой поверхности до её окраски. Четвёртый класс допускает видимые дефекты, не влияющие на защитные свойства покрытия. По третьему и четвёртому классу окрашивают рамы, оси, колёса, грузовые платформы и другие части машин, нуждающиеся лишь в противокоррозионной защите.
По условиям эксплуатации (устойчивости) лакокрасочные покрытия разделяют на восемь групп: устойчивые внутри помещения (П); атмосферостойкие (А) (покрытия для автомобилей); химически стойкие(Х, ХК, ХЩ); водостойкие в пресной (В) и морской воде (ВМ); термостойкие (Т); маслостойкие (М); бензостойкие (Б) и электроизоляционные (Э).
По степени блеска лакокрасочные покрытия подразделяются на глянцевые, полуглянцевые и матовые.
Пример условного обозначения лакокрасочного покрытия; «ЭМ НЦ – 25, синий, I. П» (покрытие нанесено нитроэмалью (НЦ) синего цвета, выполнено по первому классу (I) и стойкие при эксплуатации внутри помещений (П).
К наиболее важным показателям лаков и красок относят: вязкость, розлив (способность красок давать ровную, гладкую поверхность, без штрихов от кисти и без ряби при нанесении пулевиризатором), время высыхания, укрывистость (свойство краски при нанесении её тонким равномерным слоем делать невидимым цвет закрашиваемой поверхности), адгезию (способность плёнки краски прилипать к окрашиваемой поверхности), прочность и твёрдость плёнки, водо- и маслобензостойкость, токсичность и огнеопасность.
10.4 Технология окраски кузовов автомобилей. Вспомогательные материалы
Технология окраски кузовов автомобилей на автозаводах, как правило, включает следующие основные операции: обезжиривание; фосфатирование; первичное грунтование и сушка; нанесение вторичной грунтовки или шпатлёвки и сушка; нанесение эмали определённого цвета и сушка.
Окраска деталей двигателя, шасси и трансмиссий производится обычно в один слой по обезжиренной и фосфатированной поверхности.
Вспомогательные материалы предназначены для подготовки поверхности перед окраской, разведения лакокрасочных материалов до рабочей вязкости, ускорения сушки покрытия.
Для очистки поверхностей перед окраской, а также для доведения лакокрасочных материалов до рабочей вязкости применяют растворители. В качестве растворителей используются различные органические соединения и в некоторых случаях вода. Органические растворители бывают однокомпонентные или многокомпонентные (смеси однокомпонентных растворителей), называемые составными растворителями, разбавителями или разжижителями. Наиболее распространённые однокомпонентные растворители и их назначение приведены в таблице Б.1 приложения Б. Состав и назначение многокомпонентных растворителей приведены в таблице Б.2 приложения Б. С использованием растворителей изготавливают смывки – специальные составы, предназначенные для удаления старых лакокрасочных покрытий. Смывки содержат следующие компоненты: активные растворители, загустители, замедлители испарения, разрыхлители, эмульгаторы, ингибиторы коррозии и специальные добавки. Состав и назначение смывок лакокрасочных покрытий приведены в таблице Б.3 приложения Б.
Обезжиривание поверхности перед окраской заключается в удалении с поверхности консервационных и технологических масел, смазок, шлифовально-полировочных составов, различных загрязнений. Для обезжиривания применяются органические растворители, щелочные или кислые водные моющие составы, эмульсионные составы (таблицы Б.4 и Б.5, приложение Б). Необходимая степень обезжиривания достигается сочетанием различных средств обезжиривания в одной технологии. Обезжиривание кузовов автомобилей, как правило, начинается с предварительной подготовки: наружные поверхности протирают с помощью щётки или ветоши уайт-спиритом, а места, имеющие лёгкий налёт ржавчины, диоксидином – специальной раскисляющей жидкостью. Более прогрессивным способом предварительной подготовки поверхности кузовов перед окраской является струйная промывка водным раствором состава «Омега – 1», обладающим моющим и раскисляющим действием.
Фосфатирование поверхности металла перед окраской позволяет обеспечить необходимый уровень защитных свойств лакокрасочных покрытий – повышает адгезию покрытия к металлу и существенно тормозит развитие подплёночной коррозии. Фосфатирование производят обработкой поверхности водными растворами, содержащими фосфорные соли металлов и различные добавки, играющие роль активаторов процесса фосфатирования, ингибиторов коррозии, загустителей и наполнителей. Для фосфатирования применяются растворы на основе солей цинка, железа, марганца, а также их смеси (таблица Б.6, приложение Б). Обработка поверхности фосфатирующим раствором в заводских условиях производится окунанием или распылением. В ремонтной технологии применяется также облив и нанесение кистью или тампоном.
Операции шлифования и полирования являются составной частью технологического процесса окраски кузовов автомобилей. Перед поступлением кузовов автомобилей на окраску производится шлифование наружных поверхностей для устранения дефектов металла и обеспечения шероховатости не более 2 мкм. В технологии окраски кузовов шлифование применяют для улучшения адгезии между отдельными слоями покрытия, сглаживания слоёв шпатлёвки, а также устранения дефектов – наплывов, неровностей, сорности с высохших слоёв лакокрасочных покрытий. Для шлифования используют абразивные материалы в виде порошков, паст, шлифовальных шкурок на бумажной и тканевой основе. Существует сухой и мокрый (с водой) способы шлифования. Более распространён мокрый способ, для которого используют водостойкие шлифовальные шкурки.
10.5 Химические средства для ухода за автомобилем
По назначению химические средства для ухода за автомобилем подразделяются на следующие виды: моющие, чистящие, полирующие, защитные, герметизирующие, эксплуатационные, вспомогательные.
10.5.1 Моющие средства
По трудности удаления с поверхности автомобиля загрязнения можно условно подразделить на три вида: слабосвязанные (песок с глинистыми примесями), среднесвязанные (песок с глинистыми примесями, а также с примесями органических и масляных веществ) и прочно связанные (частицы асфальта, различные смолистые загрязнения). Слабосвязанные загрязнения можно смыть водой, среднесвязанные и прочносвязанные загрязнения удалить с помощью одной воды не удаётся.
Не рекомендуется использовать для мытья кузова автомобиля обычные синтетические моющие средства, а также мыло.
Для мытья лакокрасочных покрытий, а также обивки и пластмассовых деталей автомобиля применяют автошампуни, куда входят поверхностно активные вещества, спирты, карбоксилметилцеллюлоза, жидкое натриевое стекло и другие вещества. Рецептуры автошампуней подбираются таким образом, чтобы они не оказывали коррозионного действия. Имеются автошампуни, применение которых способствует антикоррозионной защите, они особенно рекомендуются для мытья повреждённого лакокрасочного покрытия.
Существуют моющие средства для мытья и кратковременной консервации лакокрасочных покрытий (Лак Клин).
Высокой эффективностью обладают автопрепараты типа «Автосредство для мытья порогов», предназначенные для промывки закрытых полостей и днища кузова перед антикоррозийной обработкой.
10.5.2 Чистящие средства
Для очистки различных частей и агрегатов автомобиля от загрязнений, которые не удаляются с помощью шампуней (ржавчина, нагар и другие прочносвязанные соединения) используются специальные чистящие средства.
Для удаления битумных, жировых и масляных пятен с лакокрасочных поверхностей автомобиля очень эффективны жидкие препараты типа «Автоочиститель битумных пятен» содержащие высокоэффективные растворители.
Для удаления ржавчины химическим способом с металлических поверхностей перед нанесением на них антикоров применяют пастообразные очистители ржавчины типа «Омега – 1».
Для быстрого удаления грязи, масел и других нерастворимых в воде загрязнений с поверхности двигателя и агрегатов эффективные жидкие препараты типа «Автоочиститель двигателя». Его наносят на очищаемую поверхность и через 10 – 15 мин промывают водой до полного удаления образовавшейся эмульсии. Не допускается чистить двигатель с помощью бензина.
Для очистки стёкол кузова автомобиля при умеренных и низких температурах (до – 27 0 С) применяют жидкие автопрепараты типа «Автоочиститель – 2 стекол», содержащие спирты, ПАВ и др. Данное средство можно заливать и в бачок омывателя стёкол в чистом виде или разбавив водой в соотношении 1:5. Не рекомендуется мыть стёкла автомобиля очистителем для оконных стёкол.
Для удаления загрязнений с лакокрасочных покрытий и декоративных деталей автомобилей без применения воды (что особенно удобно в зимнее время) применяется «Быстромоющее средство с силиконом»). При пользовании этим средством на очищенной поверхности образуется защитная плёнка, предохраняющая лакокрасочные и гальванические покрытия от вредных атмосферных воздействий. Недопустимо для очистки лакокрасочных поверхностей пользоваться бензином.
Существуют так же средства для удаления накипи из системы охлаждения («Автоочиститель – 1 накипи»); снятия нагара («Автоочиститель нагара»); очистки и обезжиривания фрикционных накладок («Стоп»); удаления льда и инея со стёкол и размораживания замков («Авторазмораживатель») и другие.
10.5.3 Полирующие средства
Для поддержания и восстановления блеска лакокрасочного покрытия, поддержания срока его службы применяются специальные полирующие средства.
В зависимости от срока эксплуатации автомобиля и состояния лакокрасочного покрытия используют полирующие средства следующих типов:
— для новых лакокрасочных покрытий (для автомобилей в первый год эксплуатации);
— для обветренных лакокрасочных покрытий (для автомобилей, эксплуатирующихся в течение 2 – 3 лет).
— для старых лакокрасочных покрытий (после 3 лет эксплуатации).
При уходе за старым покрытием требуется более длительное полирование поверхности.
Повышения атмосферостойкости достигают введением в состав полирующе-консервирующих средств, специальных добавок, улучшающих физико-механические свойства получаемых на поверхности защитных плёнок, которые в результате могут выдерживать до 5 – 10 моек.
10.6 Вопросы для самопроверки
1 Для чего служат лакокрасочные материалы, применяемые на автомобильном транспорте?
2 Перечислите основные требования предъявляемые к лакокрасочным покрытиям?
3 Назовите основные элементы строения лакокрасочного покрытия?
4 Перечислите основные требования предъявляемые к слою грунта?
5 Перечислите основные требования предъявляемые к шпатлёвочным материалам?
6 Перечислите основные требования, предъявляемые к автомобильным краскам?
7 Каким образом классифицируются лакокрасочные материалы?
8 Какие основные операции включает в себя типовая технология покраски автомобильных кузовов?
9 С какой целью при покраске автомобилей используются растворители?
10 Для каких целей выполняется обезжиривание окрашиваемых поверхностей?
11 Для каких целей выполняется фосфатирование окрашиваемых поверхностей?
12 Для каких целей и когда применяется шлифование при покраске автомобилей?
13 Каким образом подразделяются химические средства для ухода за автомобилем по своему назначению?
14 Каким образом подразделяются загрязнения по трудности удаления с поверхностей автомобиля?
15 Назовите основные компоненты, входящие в состав автошампуней?
16 Для каких целей при уходе за автомобилем используются чистящие средства?
17 Назовите основные типы полирующих средств, укажите области их применения?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник статьи: http://studopedia.su/10_97277_trebovaniya-k-lakokrasochnim-pokritiyam.html