- Процедура покупки автомобиля на юридическое лицо. Плюсы и минусы сделки
- Минусы сделки
- Плюсы
- Как купить на ООО машину?
- Заключение договора
- Оформление ОСАГО на автомобиль
- Оплата госпошлины
- Необходимые документы для организации
- Компания имеет автомобиль: какие обязанности это накладывает на нее?
- Специальные требования: кто выполняет?
- Маршрут построен, оформляем путевой лист?
- Медосмотры на дорожку?
- Сверять или не сверять?
Процедура покупки автомобиля на юридическое лицо. Плюсы и минусы сделки
Сегодня многие предприниматели встают перед необходимостью покупки транспортного средства.
Однако неизменным остается вопрос – как именно должен действовать покупатель, и на кого будет оформлена покупка.
Прежде чем принимать решение, нужно взвесить все преимущества и недостатки приобретения автомобиля на юридическое лицо.
Минусы сделки
Среди недостатков покупки транспортного средства юридическим лицом можно выделить следующие:
- Отсутствие возможности использования автомобиля в личных целях. После того как автомобиль становится собственностью предприятия, оно автоматически начинает нести за него ответственность. Соответственно, должны контролироваться действия всех сотрудников, которые будут за рулем.
Согласно российскому законодательству, на каждое транспортное средство, принадлежащее юридическому лицу, должен быть оформлен путевой лист. Кроме того, водитель должен регулярно проходить медосмотр. В случае отсутствия путевого листа или свидетельства о медицинском осмотре, ответственность будет нести предприятие (штраф в размере до 100 тысяч рублей.
Необходимость оформления доверенности. В определенных ситуациях она действительно возникает (к примеру, когда оформлять путевой лист нецелесообразно или невозможно).
Плюсы
Если говорить о преимуществах приобретения автомобиля юридическим лицом, то в первую очередь стоит упомянуть о том, что:
- Даже если сам владелец фирмы нарушит правила дорожного движения, находясь за рулем служебного транспортного средства, штрафы все равно не будут взиматься с него лично – счет придет на юридическое лицо.
- Все затраты на покупку транспортного средства можно разбить на много частей и включить в общие расходы. Таким образом, будет сэкономлена определенная часть средств за счет сокращения налогов.
- Все затраты на содержание и обслуживание транспортного средства (ремонт, страховка, замена износившихся покрышек, мойка и покупка топлива) также могут быть причислены к общим расходам фирмы в структурированной форме, что в свою очередь закономерно приведет к уменьшению налогового бремени.
Как купить на ООО машину?
Прежде чем покупать и оформлять автомобиль на юридическое лицо, необходимо заблаговременно ознакомиться со всеми аспектами данной процедуры – в противном случае может иметь место нарушение нормативных актов РФ.
Заключение договора
При покупке автомобиля должен выполняться набор правил, прописанных в 30 главе Гражданского Кодекса РФ, а также закон «О защите прав потребителей» (при том условии, что продавцом техники также является юридическое лицо). В соответствии со статьей 454 Гражданского Кодекса РФ, договор купли-продажи подразумевает обязательство по передаче в собственность определенного товара одним лицом, а также обязательство иного лица этот товар принять.
В соответствии с договором о купле-продаже должен выполняться такой алгоритм действий:
- составляется само соглашение, в котором указывается вся информация о юридическом лице, в том числе его реквизиты, адрес, ИНН, а также физические лица, которые представляют компанию в конкретной сделке;
- осуществляется передача средств согласно тем срокам и условиям, которые прописаны в соглашении;
- оформляется акт о приеме и передаче транспортного средства, в котором обязательно должны фигурировать все технические данные о нем;
- оформление автомобиля на нового владельца.
- Скачать бланк купли-продажи автомобиля юридическим лицом
- Скачать образец купли-продажи автомобиля юридическим лицом
Оформление ОСАГО на автомобиль
С 2003 года на всей территории Российской Федерации действует Закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В нем прописано правило, согласно которому управление автомобилем без полиса ОСАГО является незаконным. Касается данная норма и юридических лиц.
Оформление ОСАГО для физических лиц и предприятий различается. В частности, представители тех или иных компаний, оформляя ОСАГО на служебные автомобили, столкнутся с такими особенностями:
- чтобы заключить договор потребуется ИНН, свидетельство о регистрации юридического лица, свидетельство о постановке автомобиля на учет, удостоверения вписываемых водителей и талон транспортного средства;
- в поле «собственник» нужно будет указать полное название юридического лица;
- базовый тариф будет варьироваться от 2573 до 3087 рублей для легковых автомобилей и от 5138 до 6166 рублей для авто, используемых в качестве такси;
- территориальный коэффициент будет зависеть от места дислокации организации;
- прицепы для транспортных средств подлежат страхованию;
- минимальный период использования составляет полгода;
- количество водителей не ограничено.
Даже если в распоряжении юридического лица есть целый автопарк, полис ОСАГО все равно нужно будет оформлять на каждое транспортное средство по отдельности.
Оплата госпошлины
В соответствии со ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ размер государственной пошлины, которую юридическому лицу нужно заплатить при регистрации транспортного средства, составляет 850 или 2850 рублей. Разница обусловлена тем, что иногда нужно оформлять новые номера, а иногда – нет.
Если представитель юридического лица хочет произвести оплату госпошлины в режиме онлайн, наиболее перспективным вариантом будет сайт Госуслуги. Также это можно сделать на сайтах банков и других интернет-ресурсах. При этом, нужно учесть такие нюансы:
- Онлайн сервисы могут удерживать комиссию в размере до 10% от общей суммы.
- Квитанция может не пройти проверку в органах автоинспекции. В таком случае придется идти в банк и получать документ с мокрой печатью.
- На некоторых онлайн-ресурсах платеж может задержаться и не поступить на счет получателя в установленный срок.
Необходимые документы для организации
Чтобы поставить авто на учет, необходимо посетить любое отделение ГИБДД. При себе нужно иметь такие бумаги, как:
- заявление, написанное от имени юридического лица с просьбой поставить авто на учет;
- ОСАГО;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- копии документов, удостоверяющих оплату госпошлин.
Если автомобиль регистрируется по месту расположения обособленных подразделений юридического лица, нужно предоставить также справку о постановке на учет конкретного подразделения, документ, удостоверяющий создание подразделения и его внесение в госреестр, а также приказ организации о наделении подразделения автомобильным транспортом.
Еще больше информации о том, как происходит сделка купли-продажи между юридическими лицами, можно найти тут.
Покупка авто на юридическое лицо может быть выгодной для одного предпринимателя и невыгодной для другого. Так или иначе, регистрация требует должной юридической подкованности и внимательности при оформлении документов. Сделать авто частью имущества компании не так просто, как может показаться.
Источник статьи: http://pravovoi.center/avtoyurist/oformlenie-prava-sobstvennosti/kuplya-prodazha-avto/mezhdu-yurlitsami/plyusy-i-minusy.html
Компания имеет автомобиль: какие обязанности это накладывает на нее?
Даже если компания не занимается профессионально перевозками грузов или пассажиров, она может иметь транспорт — для перевозки сотрудников, для выполнения разовых оперативных задач и т. п. При этом в отличие от транспортного средства, находящегося в личной собственности гражданина, транспортное средство, зарегистрированное на компанию, обязывает ее соблюдать некоторые дополнительные требования закона. Подробности в материале.
Безопасность дорожного движения — многогранное явление общественной жизни. Необходимость детального правового регулирования сферы, в которую вовлечены абсолютно все, не вызывает сомнений. В то же время, вводя запреты и ограничения, законодателю и правоприменителю необходимо выдержать баланс, не допуская чрезмерного регулирования, под гнетом которого ожидаемый положительный эффект не достигается, а отдельно взятые требования становятся и вовсе неисполнимыми.
Специальные требования: кто выполняет?
На сегодняшний день базовым нормативным актом, регулирующим указанную сферу, является Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности движения), а сферу оказания услуг автомобильным транспортом — Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав), отдельные положения которых развиваются многочисленными подзаконными актами и дополняются разъяснениями ведомств.
В практике применения указанных норм при проверке организаций, использующих в своей деятельности транспортные средства, довольно давно наметилась болевая точка, своего рода индикатор степени регламентированности этой сферы общественных отношений, связанная с выполнением специальных требований Закона о безопасности движения.
Проблема заключается в следующем. Предположим, на балансе организации учтено пять автомобилей категории «B». В штатном расписании организации отсутствует должность «водитель». Автомобили используются работниками исключительно для служебных нужд. При этом основная деятельность организации не связана с автотранспортом, например, общество производит какую-либо продукцию. Должна ли организация оформлять путевые листы по обязательным реквизитам? Проводить инструктажи безопасности, медосмотры и т. д.? Или такие требования Закона о безопасности движения применимы только к автотранспортным предприятиям?
Отслеживая тенденции судебной практики, можно зафиксировать прямо противоположные доводы в отношении того, какие юридические лица должны исполнять подобные обязанности. В одних случаях суды, разрешая споры сторон, резюмировали, что указанные специальные требования распространяются только на определенный круг субъектов — автотранспортные предприятия, лиц, выполняющих трудовую функцию «водитель». В других, напротив, исходили из того, что нормативные требования в области безопасности дорожного движения должны в равной мере исполняться всеми юридическими лицами, эксплуатирующими транспорт в служебных целях.
По всей видимости, проблема зародилась на уровне юридической техники. Закон о безопасности движения, в отличие от Устава, имеет общую сферу действия и распространяется на всех без исключения юридических лиц. Рассмотрим, между тем, требования ст. 20 Закона о безопасности движения — именно их должны исполнять организации по результатам проверки. Из сравнительного анализа частей первой и четвертой указанной статьи представляется очевидным, что закон различает юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (ч. 1 ст. 20), и юридических лиц, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ч. 4 ст. 20), возлагая на последних значительно больший объем обязанностей. Однако на практике все оказалось не так очевидно.
Обращаясь к содержанию ч. 1 ст. 20 Закона о безопасности движения, автовладельцы, как правило, распознают среди этих требований правила общего порядка — обеспечение исправного технического состояния автомобиля, страхование ответственности и т. д., — которые необходимо соблюдать, эксплуатируя транспортное средство, вне зависимости от того, физическое или юридическое лицо является собственником. Это достаточно простые вещи, которые не вызывают дискуссии. Но есть и другие предписания, которые вызывают вопросы на практике:
создавать условия для повышения квалификации водителей;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения;
организовывать проведение обязательных медицинских осмотров.
Необходимо отметить, что ч. 4 ст. 20 Закона о безопасности движения дополняет этот перечень для организаций, осуществляющих перевозки, следующими обязанностями:
назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;
обеспечивать соответствие работников квалификационным требованиям;
организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Как свидетельствует практика, буквально в каждом случае организации получают предписания устранить выявленные нарушения и исполнить обязанности сразу из обоих перечней. При этом представители надзорного ведомства исходят из того, что требования закона в равной мере распространяются на всех юридических лиц, имеющих на балансе автомобили. Между тем организации придерживаются прямо противоположной позиции.
До недавнего времени правоприменительная практика особых надежд на определенность не давала, а устоявшейся позиции высших судебных инстанций по этому вопросу не было. Наконец, в 2016 г. объектом внимания Верховного суда РФ стали сразу несколько похожих споров — определения от 22.04.2016 № 301-КГ16-3321 по делу № А28-7292/2015, от 27.05.2016 № 303-КГ16-5282 по делу № А37-1121/2015, от 28.07.2016 № 303-КГ16-10291 по делу № А51-25581/2015. В рамках указанных дел заявители оспаривали законность предписаний управлений Транснадзора, проводивших проверку соблюдений требования законодательства в области безопасности дорожного движения. Суды последовательно поддержали позицию предприятий, которая сводилась к следующему.
Системное толкование ст. 20 Закона о безопасности движения позволяет сделать вывод, что законодатель четко различает правовой статус субъектов транспортной деятельности и иных организаций. Факт наличия на балансе организации транспортного средства не является основанием для возложения на нее обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, установленных для профессиональных перевозчиков грузов, пассажиров и багажа.
Легальное понятие «перевозка» содержится в ст. 784, 785 ГК РФ. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).
Таким образом, перевозка представляет собой коммерческую деятельность, осуществляемую на основании соответствующих договоров по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения. Как правило, дополняет судебная практика, по заданному маршруту, то есть рейсами.
Если организация не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам и основной вид деятельности не связан с перевозками, то и оснований для выполнения специальных обязанностей (осуществлять предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию и т. д.) у нее не имеется.
Казалось бы, спор себя исчерпал, но, по-видимому, точку ставить рано. В письме от 17.03.2017 № 03-525ПГ Минтранс России в ответ на обращение заявителя указал, что перевозка может рассматриваться не только как вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени с применением средств, представляющих повышенную опасность, осуществляемый на основании негласного взаимного согласия. Именно с целью обеспечения безопасности самого процесса и разработаны положения ст. 20 Закона о безопасности движения. При этом п. 4 ст. 20 Закона о безопасности движения, по мнению Министерства, не предусмотрено дифференцирование требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).
С учетом таких разных позиций Верховного суда РФ и Минтранса России, по всей видимости, до исправления ситуации на уровне законодательства подобные споры периодически будут повторяться. Соответственно компаниям, у которых возникла необходимость формировать позицию по данному вопросу, стоит учитывать доводы, приведенные высшей судебной инстанцией.
Маршрут построен, оформляем путевой лист?
В свете рассматриваемого вопроса возникает дискуссия и о необходимости ведения путевых листов. Напомним, что Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов и предельно четко ограничивает сферу собственного регулирования лишь отношениями, возникающими при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Пунктом 2 ст. 6 Устава установлено, что перевозка пассажиров и багажа, грузов, в том числе легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство, запрещается.
Принятый во исполнение этой нормы приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ № 152) фактически расширил сферу применения упомянутой нормы, обязывая всех юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили, вне зависимости от целей такой эксплуатации вводить путевые листы с обязательными реквизитами (п. 2 приказа № 152).
Надо отметить, что судебная практика по этому вопросу является противоречивой (см., например, постановления АС Поволжского округа от 24.03.2015 № Ф06-21584/2013 по делу № А57-13332/2014 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2014 по делу № А58-5793/2013). Единства и по сей день нет даже на уровне высшей судебной инстанции. Ярким примером того могут служить приведенные выше определения Верховного суда РФ, принятые с незначительным временным интервалом в один месяц (дела № А28-7292/2015 и № А37-1121/2015). В обоих случаях необходимость ведения путевых листов была подробно исследована судом первой инстанции, а вышестоящие суды эти выводы оставили без изменения. В итоге обнаружились две противоположные позиции: в одном случае суд, ссылаясь на приказ № 152, указал на необходимость оформления путевых листов по обязательным реквизитам, в другом, напротив, сделан вывод, что организация не является субъектом деятельности по перевозке, а потому не должна вести путевые листы.
Более взвешенной представляется позиция, что обязанность оформлять путевые листы лежит лишь на профессиональных перевозчиках, но, вероятнее всего, отстаивать ее придется в судебном порядке. Строго говоря, подзаконный акт (которым является приказ № 152) не может расширять круг субъектов, на которых распространяется действие правовой нормы федерального закона, в данном случае Устава. В то же время ведение путевых листов может быть удобным инструментом учета для иных целей организации. В этом случае для организаций открывается возможность разработать путевые листы по собственной форме, с указанием значимых для деятельности сведений.
Медосмотры на дорожку?
Не менее сложная и неоднозначная ситуация сложилась с необходимостью проведения медосмотров. Проведение медицинских обследований водителей названо в числе общих требований Закона о безопасности движения (ч. 1 ст. 20). Любопытно, что закон под термином «водитель» понимает любое лицо, управляющее транспортным средством, в том числе для собственных нужд (ст. 2 Закона о безопасности движения). При этом в п. 3 ст. 23 Закона о безопасности движения упоминается несколько разновидностей медосмотров — предварительные, периодические, предрейсовые, послерейсовые. Первые два законодатель связывает с фактом приема на работу и трудовой деятельностью в качестве водителей транспортных средств, а проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров — с осуществлением юридическим лицом деятельности по перевозке пассажиров или багажа и грузов.
Иными словами, из приведенных положений следует, что в данном случае термин «водитель» трактуется более узко по сравнению с его определением, данным в ст. 2. Получается, что обязанность проходить медицинские осмотры возникает лишь у лиц, принятых на работу в качестве водителей, а на другие категории работников данное требование не распространяется. При этом пред- и послерейсовые осмотры обязательны только для субъектов транспортной деятельности.
Подтверждение этой позиции можно найти в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2013 по делу № А56-78601/2012, АС Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 № Ф04-27561/2015 по делу № А03-4759/2015, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу № А05-4955/2016.
Между тем существует и противоположная практика. Так, в одном из недавних дел суд указал, что учреждение хотя и не занимается деятельностью по перевозке, все же обязано проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Исполнение юридическим лицом самостоятельной ст. 23 Закона о безопасности движения при эксплуатации транспортных средств, по мнению суда, не ставится законодателем в зависимость от вида и характера перевозок пассажиров автомобильным транспортом (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 № 06АП-363/2017 по делу № А04-10204/2016).
Сверять или не сверять?
Еще одним непростым моментом в практике является вопрос учета дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП). Закон о безопасности движения и постановление Правительства РФ от 29.06.95 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» обязывают организации вести учет ДТП с участием принадлежащих организациям транспортных средств с последующим проведением ежемесячных сверок. Ключевой вопрос практического применения этих требований: должна ли организация проводить сверки, если ДТП не было? Судебная практика в подавляющем большинстве случаев исходит из того, что сверки необходимы только в случае, если имело место ДТП с автомобилем, принадлежащем организации (см., например, Определение Верховного суда РФ от 18.05.2015 № 307-КГ15-5004 по делу № А66-8046/2014).
Вместе с тем, если исходить из буквального толкования закона, подобный вывод не имеет достаточного обоснования. Дело в том, что по смыслу законодательства предполагается, что сверки с ГИБДД должны проводиться на ежемесячной основе, вне зависимости от того, имело ли место ДТП. В этом есть определенная логика: например, если работник скрыл факт ДТП от предприятия. В таком случае для целей полного и точного учета всех ДТП с участием транспорта, принадлежащего организации, требуется именно сверка — сравнение имеющейся в распоряжении юридического лица информации о ДТП с данными ГИБДД.
Резюмируя выводы судебных инстанций, можно выделить некоторые критерии, когда специальные требования Закона о безопасности движения не применимы к организациям, имеющим автотранспорт:
основная деятельность организации не связана с перевозками — коммерческой деятельностью, осуществляемой на основании договоров перевозки по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения;
в штате организации отсутствует должность «водитель»;
транспортные средства персонально ни за кем из сотрудников не закреплены;
имеющиеся на балансе общества транспортные средства используются эпизодически для передвижения сотрудников;
при этом такие перемещения не являются рейсами, то есть осуществляемой в течение рабочей смены деятельностью, нацеленной на доставку в известный пункт пассажиров или груза.
Однако даже если организация соответствует всем указанным критериям, ей следует все же проявлять осторожность и помнить об общих требованиях Закона о безопасности движения. Существует серьезный риск, если произойдет ДТП, что возникнут вопросы о соблюдении организацией требований охраны труда и обеспечения безопасности дорожного движения. В этой связи компаниям, имеющим автотранспорт, целесообразно назначить лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, с определенной периодичностью проводить с сотрудниками инструктажи безопасности, осуществлять с ГИБДД сверки наличия/отсутствия ДТП с участием транспорта, принадлежащего организации. Принятие таких превентивных мер позволяет снизить риск возникновения неблагоприятных последствий.
Источник статьи: http://www.eg-online.ru/article/347294/