Лекции по истории автомобилей

История развития автотранспорта и ПДД в нашей стране.
план-конспект урока по теме

В этой лекции вы познакомитесь:

  • с историей происхождения слова «автомобиль» и создания первого автомобиля;
  • основными этапами развития автомототранспорта, в том числе российского;
  • узнаете как возникли и изменялись правила дорожного движения;

Скачать:

Вложение Размер
История развития автотранспорта и ПДД в нашей стране. 151 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция «История развития автомототранспорта и Правил дорожного движения в нашей стране»

История создания первого автомобиля.

Рассказ про историю автомобилей логично начать с истории происхождения этого слова. Далеко не все знают, откуда появилось слово “автомобиль”. Коляска самодвижущаяся (вуатюоотомобиль) – так назывался первый экипаж с механическим двигателем. Со временем, от этого названия осталось только слово “отомобиль”, которое берет свое начало от греческих “ауто” (сам) и латинского “мобилис” (подвижной). Именно эти два слова породили привычное для наших ушей “автомобиль”.

Мечта создать самодвижущуюся повозку возникла еще в далекой старине. Об этом мы узнаем из сказок, где сапоги-скороходы быстро переносят их счастливого обладателя через широкие поля и дремучие леса. Однако этой сказке суждено было сбыться…

Май 1752 года. Голубое небо Петербурга выглядело особенно праздничным, в воздухе улавливался тонкий аромат весны, ускользающее солнце посылало на землю последние лучи. В Летнем саду было многолюдно. По булыжной мостовой неслись нарядные конные коляски, кабриолеты. Гулкое цоканье копыт переливалось с доносившимися звуками духового оркестра, и вдруг на мостовой показался странный экипаж — коляска без лошади. Шла она без шума, обгоняя конные экипажи. Толпа любопытных следила за удалявшейся диковинкой. Потом лишь стало известно, что диковинка эта —«самобеглая коляска», построенная русским крепостным крестьянином Нижегородской губернии Леонтием Шамшуренковым .

Прошел год после апробации первой модели, и Шамшуренков пишет донесение в Сенат: «…ежели будет позволительно, то еще могу сделать часы, которые ходить будут у коляски на задней оси, на которых будет показываться на кругу стрелкою до тысячи верст, и на всякой версте будет бить колокольчик.. »

Так, за 150 лет до появления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания появился в крепостной Руси прообраз автомобиля и спидометра .

Шло время, и желание усовершенствовать «самобеглую коляску» увлекает все больше и больше умельцев. Одним из них, особо отличившимся, был знаменитый русский механик, заведующий механическими мастерскими Академии наук в Петербурге Иван Петрович Кулибин .

Учитывая недостатки «самобеглой коляски», он в 1791 году построил свой трехколесный самокат, приводимый в движение также педалями, но внес ряд технических усовершенствований. В своей «самокатке» И. П. Кулибин установил массивный маховик для плавности хода, впервые включил в трансмиссию шестеренчатую коробку передач, опередив на 57 лет англичанина Хильса, за которым официально утвержден приоритет в этом изобретении. Кулибин снабдил свой экипаж рулевым управлением и механическими тормозами.

История отечественного автомобилестроения

В 1763 году появилась паровая машина Ползунова, а в 1884 году русский морской офицер Костович построил первый карбюраторный двигатель, который положил начало отечественному автомобилестроению.
В 1914 году в стране было около 9 тысяч легковых автомобилей, большинство из которых ввезено из-за границы. Единственным заводом, собирающим автомобили в основном из импортных частей, был Рижский Русско-Балтийский вагоностроительный завод. Здесь за 1909 — 1915 годы было собрано около 450 легковых автомобилей.
Первый отечественный грузовой автомобиль АМО-Ф-15 грузоподъем¬ностью 1,5 т был выпущен в 1924 году на заводе АМО в Москве. В 1929 году правительством было принято постановление о строительстве в Горь¬ком и Москве автомобильных заводов, которые дали первую продукцию через 4 года.
Серийное производство легковых автомобилей ГАЗ-М-1 началось в 1936 году на Горьковском автомобильном заводе. Автомобиль с двигате¬лем мощностью 50 л. с. имел закрытый кузов, улучшенную подвеску.
В 1946 году в Москве приступили к выпуску легковых автомобилей ГАЗ-М-20 «Победа» и «Москвич-400», предназначавшиеся главным образом для индивидуального пользования. «Москвич-400» имел малую массу и небольшую мощность двигателя.
В 1950 году Горьковский автозавод освоил выпуск шестиместного легкового автомобиля ЗИМ, на котором устанавливается модернизированный двигатель автомобиля ГАЗ-51, а в 1957 году — автомобиля среднего класса ГАЗ-21 «Волга», который быстро завоевал популярность не только у нас в стране, но и за рубежом. В 1941 году Горьковский автомобильный завод начал выпускать автомобили повышенной проходимости ГАЗ-61, с 1953 года — ГАЗ-69.
В 1954 году Московский автозавод им. Ленинского комсомола (АЗЛК) освоил выпуск нового модернизированного автомобиля «Москвич-401», через два года — автомобиля «Москвич-402», а затем — автомобилей «Мос¬квич 2138», «Москвич 2140», «Москвич 2141».
Начиная с 1963 года, автомобильный завод «Коммунар» начал выпус¬кать малолитражные автомобили «Запорожец» различных модификаций.
С вводом в строй Волжского автомобильного завода в городе Тольятти выпуск легковых автомобилей резко возрос.

История о Правилах дорожного движения.

Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин.

История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь.

Попытки ввести правила езды по улицам и дорога м в России делались еще тогда, когда там безраздельно господствовал конный экипаж. В 1683 году был издан именной указ, «сказанный разных чинов людям», который категорически запрещал управление лошадьми с помощью вожжей. Тогда считали, что для того, чтобы кучер лучше видел дорогу, он должен управлять лошадью сидя на ней верхом.

В 1730 году был издан новый указ, который гласил: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей, взнузданными, со всякими опасениями и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, а за третью сосланы будут на каторгу».

В указе, изданном в 1742 году, говорилось: «Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни».

Это хотя и строгие меры, но они носили эпизодический характер, не являлись правилом.

И только в 1812 году были введены правила, устанавливающие правостороннее движение, ограничение скорости, требования к техническому состоянию экипажей, введение номерных знаков для экипажей. Это была попытка организовать движение экипажей. Пешеход ное же движение было беспорядочным и неорганизованным.

Новые попытки обеспечить безопасность движения были предприняты, когда появились паровые, а затем и бензиновые автомобили. Многие предписания водителям сейчас у нас могут вызвать лишь улыбку. В Англии, например, впереди парового экипажа должен был идти человек с красным флагом и предупреждать встречных о приближении паровика, а заодно усмирять перепуганных извозчичьих лошадей. Во Франции скорость движения бензиновых автомобилей в населенных пунктах не должна была превышать скорости пешеход а. В Германии владелец машины обязан был накануне заявить полиции, по какой дороге поедет. В ночное же время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути заставала ночь, ему предписывалось остановиться и ждать утра. В те времена в России автомобилей было очень мало, поэтому вопросы безопасности еще не стояли так остро. Но с годами, с увеличением транспортных средств, все острее становились вопросы, создания условий безопасности движения.

Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах. Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.

В 1920 году был принят декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям» — первые систематизированные правила движения. Они устанавливали предельные скорости движения: для легковых автомобилей — 25, для грузовых — 15 верст в час. Не ограничивалась скорость для пожарных автомобилей. Запрещалась езда по левой стороне дорог и улиц, обгон на узких местах, срезание углов. Это был документ большого государственного значения. Он положил начало организации автомобильного движения в стране.

В 1961 году были введены для всей территории нашей страны Правила движения по улицам городов и дорога м. В 1968 году в Вене на международной конференции ООН по дорожному движению были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Исходя из этих документов и с учетом передового отечественного опыта организации дорожного движения, были разработаны новые Правила дорожного движения и введены в действие по всей нашей стране с 1 января 1973 года. Они обязательны для всех участников движения: водителей, пешеходов и пассажиров. Их можно назвать «законом улиц и дорог». В дальнейшем в Правила вносились изменения, вводились в действие новые Правила дорожного движения. Участники дорожного движения должны постоянно следить за изменениями в Правилах дорожного движения.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/02/09/istoriya-razvitiya-avtotransporta-i-pdd-v-nashey

Лекции по истории автомобилей


Название: Лекции по истории автомобильной науки и техники
Автор: Масленников Р.Р.
Издательство: Кемерово
Год: 2000
Формат: pdf
Страниц: 175
Размер: 12 mb
Язык: русский

Пособие посвящено истории создания отечественных автомобилей. Рассмотрено появление первых автомобилей в Германии, становление автомобильной промышленности США. Описаны конструкции первых автомобилей и биографии их создателей. Рассмотрены этапы развития автомобильной промышленности России.

Предисловие.
Основные понятия о транспорте и его проблемы.
Колесо.
Механические транспортные средства, приводимые в движение мускульной силой человека.
Механические транспортные средства, приводимые в движение силой пара.
Первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
Готлиб Даймлер и его автомобиль.
Карл Бенц и его автомобиль.
Первый, построенный в России автомобиль.
Изобретательский период в создании автомобилей.
Первые шаги автомобильной промышленности США.
Генри Форд и его автомобиль.
Основоположники науки об автомобиле.
Основные этапы развития автомобильного транспорта России.
Этап первый (1896 – 1917гг.).
Этап второй (1918 – 1927 гг.).
Этап третий (1928 – 1938 гг.).
Этап четвертый (1939 – 1947 гг.).
Этап пятый (1948 –1957 гг.).
Этап шестой (1958 – 1967 гг.).
Этап седьмой (1968 – 1975 гг.).
Этап восьмой (1976 – 1986 гг.).
Этап девятый (1987 – 1997 гг. и по настоящее время).
Список литературы.

Источник статьи: http://mirlib.ru/knigi/nauka_ucheba/239676-lekcii-po-istorii-avtomobilnoy-nauki-i-tehniki.html

Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Министерство образования Российской Федерации Кузбасский государственный технический университет

Лекции по истории автомобильной науки и техники

ББК 39.32 УДК 656.13.(09)+629.33.(09) М315

Областное государственное унитарное предприятие «Кузбассавтотранс»

Кандидат технических наук, доцент Кемеровского сельскохозяйственного института Е.А.Сигаев.

Масленников Р.Р. Лекции по истории автомобильной науки и техники/Кузбас. гос. техн. ун-т. Кемерово, 2000. 175с. 151 ил.

Пособие посвящено истории создания отечественных автомобилей. Рассмотрено появление первых автомобилей в Германии, становление автомобильной промышленности США. Описаны конструкции первых автомобилей и биографии их создателей. Рассмотрены этапы развития автомобильной промышленности России.

Предназначено для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство», 240100.03 «Организация перевозок и управления на транспорте (автомобильном)» и 240400 «Организация дорожного движения», будет интересно и тем, кто интересуется историей автомобиля.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Кузбасского государственного технического университета.

технический университет, 2000

Масленников Р.Р., 2000

А.В Колесников. иллюстрации,

компьютерное оформление, 2000

Написание конспекта лекций по курсу «История автомобильной науки и техники» вызвано отсутствием учебников по этому курсу.

В 1986 году отмечался столетний юбилей создания первого в мире автомобиля, а в 1996 году столетний юбилей первого Российского автомобиля. Популярных книг, написанных по этому поводу достаточно много (см. список используемой литературы).

Появление этого курса в учебных планах вызвано тем, что знание истории техники не только расширяет интеллектуальный кругозор человека, но и имеет большое практическое значение особенно для будущих специалистов. Многообразие технических решений в процессе создания той или иной машины стимулирует творческую активность инженеров, экономит силы и время, способствует тому, чтобы не изобретать то, что было известно раньше. Ранее изобретенное в свое время могло не найти практического применения по разным причинам: прежде всего из-за отсутствия потребности или неподготовленности государства или общества, отсутствия конструкционных или эксплуатационных материалов и т.п. А у студентов необходимо вызвать повышенный интерес к изучению как дисциплин социально-экономического цикла, общетехнических и общеинженерных дисциплин, так и специальных. К примеру, знание истории техники имеет юридическое значение. Такие дисциплины дают возможность опротестовать патенты конкурентов путем доказательства отсутствия в них новизны. В ответ на предъявленные иски многие фирмы проводили свой патентный поиск или поиск публикации, описывающих близкие по конструкции изобретения.

Так, в начале XX века, когда появилась потребность ответить на во-

прос, кто же явился автором первого автомобиля,

оритет более 400 изобретателей различных стран,

и только анализ па-

тентов, привилегий, публикаций позволил установить их имена.

В работе последовательно рассмотрена эволюция транспорта, начиная с создания колеса, колесниц, карет, паросиловых установок, электрических двигателей, двигателей внутреннего сгорания и транспортных средств с их применением.

Основные понятия о транспорте и его проблемы

Привычное слово «автомобиль» появилось от двух слов греческого «autos»- сам и латинского «mobilis» – подвижный. В европейских языках сложилось прилагательное «самоподвижный» или причастие «самодвижущийся», а буквально «автомобильный», а уже от них образовалось существительное «автомобиль». Слово автомобиль очень емкое, под ним можно понимать не только привычный нам образ автомобиля, но и паровоз, электровоз, грейдер, трактор и т.д. Но под словом «autos»

– «сам» человечество понимает и способность самому, т.е водителю выбирать маршрут движения, скорость, где и когда начать движение, где остановиться.

Нет сомнений в том, что паровоз и электровоз не отвечают этим требованиям, а грейдер, трактор и др. машины отвечают этим требованиям не в полной мере, да и количество их ничтожно мало по сравнению с привычными нам автомобилями. В машиностроении появился даже термин «массовое производство», и он относится только к производству легковых автомобилей, все остальное в каких бы количествах ни выпускалось, всего лишь «серийное производство». Массовое производство автомобилей привело к тому, что автомобильный парк мира в настоящее время превысил 500 млн. единиц и продолжает расти темпами около 15 млн. автомобилей в год.

Автомобильный транспорт является большим потребителем материальных и трудовых ресурсов. На территории бывшего СССР к концу восьмидесятых годов в сфере производства и эксплуатации автомобилей и дорожных машин было занято около 15 млн. чел., т.е. примерно один из семи работающих. Во многих странах мира этот показатель выше, т.к. сервисное обслуживание автомобилей и дорог много лучше. Транспортная система страны складывается из нескольких видов транспорта, каждый из которых имеет свою область применения, или, как говорят сегодня, «свою нишу». Различают несколько видов транспорта:

• сухопутный: железнодорожный, автомобильно-дорожный (автомобильный);

• водный: речной и морской;

• транспорт местного значения: канатный и транспортерный. Железнодорожный транспорт выполняет, как правило, регулярные

перевозки основной массы грузов на большие расстояние, осуществляет так называемые межрегиональные транспортные связи.

Речной транспорт осуществляет мощные межрайонные перевозки по направлениям судоходных рек в период летней навигации в районах со слаборазвитой дорожной сетью.

Морской транспорт осуществляет, как правило, межгосударственные перевозки, а если в переделах одного государства, то каботажные перевозки.

Автомобильный транспорт в большинстве своем обслуживает внутренние перевозки на сравнительно короткие расстояния. В районах с развитой транспортной сетью и сервисом рентабельными становятся перевозки на расстояние в 3-4 тыс. км.

Воздушный транспорт обладает высокой скоростью и работает по максимально большим расстояниям. Его назначение — перевозка пассажиров, почты, срочных остродефицитных грузов на большое расстояние.

Трубопроводный транспорт осуществляет доставку на сотни и тысячи километров нефти, нефтепродуктов, газа. В меньших объемах используется пневматический трубопроводный транспорт для доставки на расстояние в несколько десятков или сотен километров, сыпучих, пылевидных, зернистых и мелкокусковых материалов.

Существуют еще подвесные канатные дороги. Применяя их, можно осуществлять транспортирование по кратчайшим расстояниям без устройства мостов, эстакад с уклонами 30-40 0 .

Транспортерный или конвейерный транспорт осуществляет доставку сыпучих или штучных грузов, как правило, в пределах одного предприятия, выполняя роль технологического транспорта.

На долю перечисленных видов транспорта приходится более 20 % основных производственных фондов и более 10 % капитальных вложений страны. Транспорт, являясь самостоятельной отраслью экономики, обеспечивает деятельность всех остальных отраслей. Доля транспортных затрат в совокупной стоимости продукции составляет около 10-15 %. В стоимости некоторых видов продукции доля транспортных затрат бывает выше. Например, в стоимости угля их более 16-17 %, железной руды 19-22 %, в стоимости нефтепродуктов 25-26 % , продуктов переработки древесины 24%, почти 30 % в стоимости цемента, а также до

60 % в некоторых строительных материалах. Из приведенных выше самостоятельных видов транспорта наибольшую популярность у населения имеет автомобильный, т.к. значительная доля его находится в личном пользовании. Для большинства владельцев личного автомобиля, независимо от профессии, автомобиль — это хобби, которому он посвящает все свободное время. Они (владельцы) стараются его улучшить и усовершенствовать, а в разговоре с ними можно убедиться в том, что их знания автомобиля на уровне профессиональных. Поскольку автомобиль не просто средство передвижения, а в его конструкции находят отображение достижения многих отраслей промышленности, современные тенденции развития техники, то, познавая автомобиль, мы повышаем уровень своей технической культуры. Автомобиль, из года в год совершенствуясь, уже на заре своего возникновения способствовал развитию многих отраслей промышленности, таких как машиностроение, металлургическая, химическая, резино-техническая, нефтеперерабатывающая промышленность и др. (со своими научноисследовательскими и конструкторскими институтами.)

Бурно развиваясь, эти отрасли промышленности в свою очередь стали стимулировать совершенствование конструкции автомобиля. Так, достижения автоматики и электроники находят широкое использование в современных конструкциях транспортных средств, организации дорожного движения. Все возрастающие масштабы промышленного освоения природных ресурсов, огромный рост потребления энергии и энергоресурсов, расширяющаяся внешняя и внутренняя торговля, экономические и культурные связи невозможны без мощного развития различных видов транспорта, без широкого строительства транспортных путей и коммуникаций.

Вместе с тем следует сказать и о другой стороне предмета нашего разговора. Пророческими оказались слова Ф. Энгельса в работе «Диалектика природы». Он пишет: « Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь, те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». Вредное воздействие автомобиля на окружающую среду сводится к следующему:

• загрязнение воздушного бассейна токсичными компонентами;

• тепловое загрязнение атмосферы;

• повышение шумового фона;

• разрушение поверхности земли.

Общая мощность автомобильных двигателей в мире оценивается цифрой около 25 млрд. кВт, а для приведения их в движение ежечасно расходуется топлива примерно 200 гр/кВт.ч. Загрязнение атмосферы как выхлопными газами, так и шумом весьма значительно. Надо учесть, что большая часть автомобилей работает в городах, и большая часть этих загрязнений находится рядом с нами, проникая в наши жилища. Поэтому для автомобилистов представляют интерес такие курсы как: «Экология» (из цикла естественно-научных дисциплин), «Безопасность жизнедеятельности» (из цикла общепрофессиональных дисциплин), «Экология транспорта» (из цикла специальных дисциплин), и многие другие.

Исторически появление самостоятельных видов транспорта, вероятно, складывалось следующим образом. Прежде всего, человек сам перемещался пешком и переносил для себя жизненно — необходимые грузы, обеспечивая свое существование. Позже для этих целей, правда, несколько возросших, начали использовать рабов. В этом случае путями сообщения были тропы, а потом стали появляться дороги, сначала примитивные, которые со временем непрерывно совершенствовались. Следующим видом транспорта стал водный т.к. не надо было строить пути сообщений, да и средства сообщения были самые примитивные: поваленные деревья, плоты, позже лодки. Потом появилась верховая езда и вьючные перемещения грузов, а также использовались волокуши из шестов, молодых деревьев, веток и шкур. Каменные блоки для пирамид и прочие тяжести перемещались с помощью бревенкатков, которые, вероятно, и подсказали конструкцию колеса. Первое колесо появилось в Месопотамии в середине 4 тысячелетия до н.э. С появлением колеса появился гужевой транспорт, который сегодня используется в очень ограниченном количестве только на селе, а как государственный перестал существовать. Применялся он несколько тысячелетий и за это время достиг большого совершенства, а приоритет транспорта в жизни

человека всегда был достаточно высоким. Установлено, что общество, прежде всего, нуждается в еде, одежде, жилище, а уж затем в транспорте. Следующим стал железнодорожный транспорт, который существует около двух веков и в последние годы переживает вторую молодость в виде магнитной подвески, скоростных магистралей и т.д. Далее появился автомобильный транспорт и самый молодой воздушный. Трубопроводный транспорт был известен в древнем мире. Как государственный вид транспорта он начал использоваться одновременно с появлением железной дороги для обеспечения паровозов водой, а с середины XX века этот вид транспорта получил широкое применение как международный вид транспорта для транспортирования нефти, газа и нефтепродуктов.

Источник статьи: http://studfile.net/preview/417087/

Читайте также:  Пуско зарядное устройство старт для автомобиля
Оцените статью