Тема лекции 3 Надежность автомобилей
3.1 Общие положения
Под надежностью автомобиля понимается его свойство сохранять во времени или в течение некоторой наработки в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Надежность в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации включает следующие свойства: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Безотказностью автомобиль должен обладать как в период его эксплуатации, так и в периоды хранения и транспортирования.
Долговечность — это свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность заключается в приспособленности автомобиля к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Сохраняемость — это свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Указанные свойства автомобиля оцениваются соответствующими показателями, которые рассматриваются в специальном курсе, поэтому в данном курсе будут рассматриваться пути повышения надежности автомобиля.
Автомобиль относится к таким изделиям, которые не сохраняют работоспособное состояние до наступления предельного, т. е. его безотказность меньше наработки, соответствующей долговечности.
Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. Следует различать отказ и повреждение. Последнее заключается в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного. Переход объекта из одного состояния в другое обычно происходит вследствие повреждения или отказа.
При проведении анализа отказов необходимо учитывать все факторы, приводящие к нарушению работоспособности автомобиля.
Все причины отказов и неисправностей могут быть отнесены к одной из следующих трех основных групп: конструкционного характера, производственно-технологического, эксплуатационного.
Типичными ошибками конструирования являются: недостаточная защищенность узлов трения; наличие концентратов напряжений; неверное представление о характере распределения напряжений; неправильный расчет несущей способности; неадекватность расчетной модели; неправильный выбор материалов и др.
Дефекты производственно-технологического характера являются наиболее распространенными, их число в значительной степени зависит от точности выполнения технологического процесса, организации производства, состояния производственной дисциплины и эффективности контроля.
Основными причинами отказов и повреждений эксплуатационного характера являются:
— нарушение правил эксплуатации автомобилей;
— перегрузки и непредвиденные нагрузки;
— неправильное техническое обслуживание.
3.2 Пути повышения надежности автомобиля
Создание автомобиля с высокой надежностью может быть обеспечено при комплексном подходе к решению этой задачи на всех этапах «жизненного цикла» автомобиля: при его конструировании, изготовлении и эксплуатации.
Ведущая роль в обеспечении надежности автомобиля принадлежит конструктору и достигается следующим способами:
— использованием наиболее рациональных принципиальных и компоновочных схем всего изделия, обеспечивающих благоприятные условия для работы отдельных узлов, агрегатов и систем автомобилей;
— применением метода агрегатирования, с помощью которого создается единый типовой ряд автомобилей различного назначения из унифицированных узлов;
— упрощением конструкции автомобиля, применением минимального числа деталей и конструктивных элементов;
— обеспечением безотказности отдельных систем автомобилей в некоторых случаях за счет частичного резервирования элементов схемы;
— обеспечением высокой прочности деталей без увеличения их массы,
повышением износостойкости деталей, учитывая то, что именно недостаточная износостойкость обусловливает наступление предельного состояния;
— исключением или максимальным уменьшением концентрации напряжений в наиболее нагруженных и ответственных деталях автомобиля;
— обеспечением возможности высоких циклических и динамических нагрузок для ряда деталей двигателя, трансмиссии и ходовой части автомобилей;
— исключением возможности резкого возрастания нагрузок в трансмиссии автомобилей и ходовой части, смягчением их за счет применения гидромеханических передач, демпферных устройств, эластичных подвесок и др.;
— обеспечением необходимой жесткости деталей за счет целесообразных их форм и рационального расположения опор;
— выбором конструктивных решений, обеспечивающих сборку деталей только в определенном положении, если иное положение может привести к их поломке или снижению надежности;
— обеспечением надежной затяжки резьбовых соединений;
— предупреждением коррозии деталей за счет обеспечения эффективной антикоррозионной защиты;
— созданием необходимых условий для оптимальных температурных режимов работы деталей трансмиссии;
— широким использованием конструкций лучших аналогичных отечественных и зарубежных автомобилей, а также машин смежных отраслей промышленности;
— обеспечением эффективной очистки воздуха, топлива и масла;
— созданием условий для локализации отказа, с тем чтобы его последствия были минимальными;
— совершенствованием эксплуатационной технологичности, улучшением приспособленности конструкций автомобиля, агрегата или узла к выполнению с наименьшей трудоемкостью необходимых операций по предупреждению (техническое обслуживание) и устранению (ремонт) неисправностей и отказов с целью поддержания надежности автомобиля в данных условиях эксплуатации.
Надежность автомобиля в значительной степени зависит от качества изготовления деталей. На стадии производства автомобиля использование прогрессивных технологических процессов создает условия не только для стабильного и бездефектного изготовления деталей и сборочных единиц в соответствии с требованиями конструкторской документации, но и способствует повышению их долговечности.
При проектировании необходимо устанавливать соответствующие функциональному назначению детали или сборочной единицы рациональные квалитеты (классы) точности и чистоту обработки, предельные отклонения формы и расположения поверхностей.
Литература: 234
Контрольные вопросы:
1) Что понимается под надежностью автомобиля?
2) Какими свойствами характеризуется надежность автомобиля?
3) Назовите типичные ошибки конструирования, снижающие надежность автомобиля.
4) Какими способами должен руководствоваться конструктор при проектировании автомобиля для повышения его надежности?
5) Назовите пути повышения надежности автомобиля производственного характера.
Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 2782 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник статьи: http://poznayka.org/s58967t1.html
Лекции по надежности ЭО автомобилей и тракторов
Составитель доцент каф. ЭО Шакирзянова Н.Ш.
1. Острейковский В.А. Теория надежности. М. Высшая школа, 2003.
2. Голинкевич Т.А. Прикладная теория надежности. М. Высшая школа,1985
3. Справочник. Надежность технических систем. М. Радио и связь, 1985 г.
1. Основные понятия и определения теории надежности
1.1 Система, ее элементы
Промышленное изделие – любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии. Изделиями могут быть детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.
Сборочная единица – изделие, составные части которого подлежат соединению между собой с помощью сборочных операций. Сборочные единицы – узлы, блоки, приборы, машины, устройства.
Комплекс – два (и более) изделия, не соединенных сборочными операциями, но предназначенных для выполнения взаимосвязанных функций.
Техническая система – изделие, состоящее из комплектующих частей, соединенных сборочными операциями, предназначенное для выполнения определенных функций.
По количеству комплектующих частей, числу и характеру связей между ними, числу возможных перестроений структуры в процессе эксплуатации система может быть различной степени сложности.
Анализ надежности системы сопровождается расчленением ее на составные части. Отнесение объекта при этом к категории «система» или «часть системы» носит условный характер, т.е. одно и тоже изделие может быть и системой и частью системы.
1.2. Надежность и качество функционирования технического объекта.
Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значение всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования (ГОСТ 27. 002 – 82).
Надежность является одной из важнейших характеристик качества объекта.
Качество – это совокупность свойств, определяющих пригодность использования объекта по назначению. Обычные характеристики качества объекта, такие как быстродействие, производительность, масса и др. – измеряются для некоторого момента времени (« точечные» характеристики). Надежность характеризует зависимость «точечных» характеристик качества либо от времени использования, либо от наработки объекта. Надежность – характеристика временная. Вывод о качестве объекта может быть сделан только тогда, когда учитываются «точечные» характеристики качества и сохранение их в течение заданного интервала времени, или заданной наработки. Нельзя говорить о качестве объекта, если не известно о его надежности, как нельзя говорить о качестве объекта, зная только то, что он обладает высокой надежностью.
Надежность – сложное свойство, состоит из составных частей – сторон надежности.
Стороны надежности:
1. Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени, или некоторой наработки.
2. Ремонтопригодность – свойство объекта,заключающееся в приспособленности его к предупреждению и обнаружению отказов и восстановлению работоспособности объекта либо путем проведения ремонта, либо путем замены отказавших комплектующих элементов.
3. Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния, то есть наступления такого состояния, когда этот объект должен быть направлен либо в ремонт (текущий или капитальный), либо изъять из эксплуатации.
4. Сохраняемость — свойство объекта сохранять работоспособность в течение (и после) его хранения и (или) транспортирования. Различают сохраняемость в процессе (и после) хранения в специально приспособленном помещении, сохраняемость в полевых условиях, сохраняемость в процессе (и после) транспортирования по железной дороге, автомобильным транспортом и т.д.
Источник статьи: http://studopedia.ru/4_157958_lektsii-po-nadezhnosti-eo-avtomobiley-i-traktorov.html
Тема лекции 3 Надежность автомобилей
3.1 Общие положения
Под надежностью автомобиля понимается его свойство сохранять во времени или в течение некоторой наработки в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Надежность в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации включает следующие свойства: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Безотказностью автомобиль должен обладать как в период его эксплуатации, так и в периоды хранения и транспортирования.
Долговечность — это свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность заключается в приспособленности автомобиля к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Сохраняемость — это свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Указанные свойства автомобиля оцениваются соответствующими показателями, которые рассматриваются в специальном курсе, поэтому в данном курсе будут рассматриваться пути повышения надежности автомобиля.
Автомобиль относится к таким изделиям, которые не сохраняют работоспособное состояние до наступления предельного, т. е. его безотказность меньше наработки, соответствующей долговечности.
Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. Следует различать отказ и повреждение. Последнее заключается в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного. Переход объекта из одного состояния в другое обычно происходит вследствие повреждения или отказа.
При проведении анализа отказов необходимо учитывать все факторы, приводящие к нарушению работоспособности автомобиля.
Все причины отказов и неисправностей могут быть отнесены к одной из следующих трех основных групп: конструкционного характера, производственно-технологического, эксплуатационного.
Типичными ошибками конструирования являются: недостаточная защищенность узлов трения; наличие концентратов напряжений; неверное представление о характере распределения напряжений; неправильный расчет несущей способности; неадекватность расчетной модели; неправильный выбор материалов и др.
Дефекты производственно-технологического характера являются наиболее распространенными, их число в значительной степени зависит от точности выполнения технологического процесса, организации производства, состояния производственной дисциплины и эффективности контроля.
Основными причинами отказов и повреждений эксплуатационного характера являются:
— нарушение правил эксплуатации автомобилей;
— перегрузки и непредвиденные нагрузки;
— неправильное техническое обслуживание.
3.2 Пути повышения надежности автомобиля
Создание автомобиля с высокой надежностью может быть обеспечено при комплексном подходе к решению этой задачи на всех этапах «жизненного цикла» автомобиля: при его конструировании, изготовлении и эксплуатации.
Ведущая роль в обеспечении надежности автомобиля принадлежит конструктору и достигается следующим способами:
— использованием наиболее рациональных принципиальных и компоновочных схем всего изделия, обеспечивающих благоприятные условия для работы отдельных узлов, агрегатов и систем автомобилей;
— применением метода агрегатирования, с помощью которого создается единый типовой ряд автомобилей различного назначения из унифицированных узлов;
— упрощением конструкции автомобиля, применением минимального числа деталей и конструктивных элементов;
— обеспечением безотказности отдельных систем автомобилей в некоторых случаях за счет частичного резервирования элементов схемы;
— обеспечением высокой прочности деталей без увеличения их массы,
повышением износостойкости деталей, учитывая то, что именно недостаточная износостойкость обусловливает наступление предельного состояния;
— исключением или максимальным уменьшением концентрации напряжений в наиболее нагруженных и ответственных деталях автомобиля;
— обеспечением возможности высоких циклических и динамических нагрузок для ряда деталей двигателя, трансмиссии и ходовой части автомобилей;
— исключением возможности резкого возрастания нагрузок в трансмиссии автомобилей и ходовой части, смягчением их за счет применения гидромеханических передач, демпферных устройств, эластичных подвесок и др.;
— обеспечением необходимой жесткости деталей за счет целесообразных их форм и рационального расположения опор;
— выбором конструктивных решений, обеспечивающих сборку деталей только в определенном положении, если иное положение может привести к их поломке или снижению надежности;
— обеспечением надежной затяжки резьбовых соединений;
— предупреждением коррозии деталей за счет обеспечения эффективной антикоррозионной защиты;
— созданием необходимых условий для оптимальных температурных режимов работы деталей трансмиссии;
— широким использованием конструкций лучших аналогичных отечественных и зарубежных автомобилей, а также машин смежных отраслей промышленности;
— обеспечением эффективной очистки воздуха, топлива и масла;
— созданием условий для локализации отказа, с тем чтобы его последствия были минимальными;
— совершенствованием эксплуатационной технологичности, улучшением приспособленности конструкций автомобиля, агрегата или узла к выполнению с наименьшей трудоемкостью необходимых операций по предупреждению (техническое обслуживание) и устранению (ремонт) неисправностей и отказов с целью поддержания надежности автомобиля в данных условиях эксплуатации.
Надежность автомобиля в значительной степени зависит от качества изготовления деталей. На стадии производства автомобиля использование прогрессивных технологических процессов создает условия не только для стабильного и бездефектного изготовления деталей и сборочных единиц в соответствии с требованиями конструкторской документации, но и способствует повышению их долговечности.
При проектировании необходимо устанавливать соответствующие функциональному назначению детали или сборочной единицы рациональные квалитеты (классы) точности и чистоту обработки, предельные отклонения формы и расположения поверхностей.
Литература: 236
Контрольные вопросы:
1) Что понимается под надежностью автомобиля?
2) Какими свойствами характеризуется надежность автомобиля?
3) Назовите типичные ошибки конструирования, снижающие надежность автомобиля.
4) Какими способами должен руководствоваться конструктор при проектировании автомобиля для повышения его надежности?
5) Назовите пути повышения надежности автомобиля производственного характера.
Источник статьи: http://megaobuchalka.ru/11/5516.html