Техническое обслуживание стартеров
Техническое обслуживание стартера заключается в проверке надежности его крепления и крепления контактов в соединениях, а также в проверке исправности системы электропуска. При ЕТО, ТО-1 и ТО-2 проверяются чистота стартера, надежность его крепления и крепление контактов в соединениях, действие стартера и устраняются неисправности.
Один раз в год при СО стартер разбирается, его детали промываются и проверяются, зачищаются коллектор и все контакты. Проверяется и регулируется усилие прижатия щеток к коллектору. После сборки проверяется регулировка стартера.
Эксплуатационные неисправности системы электропуска можно свести к следующим: стартер не действует, шум при включении стартера.
Если стартер не действует, причинами могут быть: обрыв цепи стартера, разряженность или неисправность аккумуляторной батареи, плохой контакт на зажимах цепи, неисправность электродвигателя стартера.
Для выяснения характера неисправности необходимо повторять включение стартера при включенных лампах (плафона кабины). Если при этом свет ламп остается неизменным, то это свидетельствует об обрыве в цепи стартера, сильное уменьшение света ламп (вплоть до погасания) свидетельствует о разряде аккумуляторной батареи либо о неисправности электродвигателя стартера. Обрыв возможен в одной из трех цепей стартера: в цепи электромагнита реле включения, в цепи тягового реле или в цепи рабочего тока стартера.
Место обрыва можно определить при включении стартера. Если при включении стартера слышен характерный щелчок, сопровождающий действие тягового реле, обрыв следует искать в цепи рабочего тока стартера с помощью контрольной лампы. Если же при включении стартера тяговое реле не включается, следует замкнуть проводом выводы «Б» и «С» реле включения. Если стартер при этом включается, то неисправность в реле включения, если стартер не включился, то неисправность в цепи тягового реле. Неисправные приборы заменяются новыми.
Причинами шума при включении стартера могут быть: нарушение регулировки момента включения стартера, износ или поломка зубьев шестерен, обрыв удерживающей обмотки тягового реле, ослабление буферной пружины привода.
Техническое обслуживание приборов освещения
И сигнализации
Техническое обслуживание приборов освещения и сигнализации заключается в поддержании их в чистоте и исправности, в проверке состояния электропроводки, выводов и соединений, крепления приборов.
При ЕТО проверяется работа приборов освещения и сигнализации, протираются рассеиватели фар, поворота, габаритные фонари и другие указатели приборов световой сигнализации.
При ТО-1 и ТО-2 проверяются исправность всех приборов освещения и сигнализации, надежность и правильность их крепления, регулировка фар.
Неисправности в приборах и цепях системы освещения проявляются в следующем: не горят отдельные лампы, лампы в приборах освещения мигают, понижена яркость излучаемого света, короткое замыкание в цепях освещения, лучи света фар направлены неправильно.
При замене ламп фар необходимо следить, чтобы внутрь оптического элемента не попали пыль, песок. Переключая центральный и ножной переключатели света в различные положения, выделяют неисправную цепь или участок цепи, а затем, пользуясь контрольной лампой, определяют место обрыва. Проверку ведут от потребителя к источнику тока по участкам. Если отдельные лампы мигают, причиной является нарушение контакта в соединениях. Способ обнаружения места неисправности такой же, как и ранее.
Причинами понижения яркости излучаемого света являются: потускнение поверхности отражателя или загрязнение рассеивателя, понижение напряжения на лампах из-за окисления контактов в цепи, обрыв провода, соединяющего лампу фары с «массой». Потускнение отражателя и загрязнение рассеивателя устраняются их промывкой, а окисленные контакты зачищаются. Рассеиватели и отражатели фар в случае повреждения заменяются.
Признаком короткого замыкания в системе освещения является срабатывание термобиметаллического предохранителя, которым цепи освещения защищены от тока короткого замыкания. При коротком замыкании предохранитель будет периодически размыкать и замыкать цепь; при этом слышны характерные щелчки, а лампы мигают в такт замыкания (стрелка амперметра сильно колеблется). Для определения цепи с коротким замыканием следует включать центральный переключатель и другие переключатели системы освещения в разные положения. При отключении поврежденной цепи признаки короткого замыкания исчезнут. Место короткого замыкания определяется методом последовательного отключения отдельных ее участков.
Установка фар осуществляется с помощью прибора мод. К-310.
Неисправности в электрических цепях приборов звуковой и световой сигнализации возникают при недостаточном уходе за ними. В частности, нарушение контактов приводит к обрыву цепи, а нарушение изоляции проводов — к короткому замыканию в данной цепи. Место обрыва или короткого замыкания в этих цепях обнаруживается так же, как и в системе освещения.
Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 12022 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник статьи: http://poznayka.org/s62672t1.html
Устройство автомобилей
Техническое обслуживание стартера
Приборы системы пуска, особенно стартеры, во время эксплуатации испытывают большие нагрузки. Электродвигатели стартеров потребляют ток большой силы, поэтому неумелое обращение стартером приводит к его преждевременному отказу.
Следует также учитывать, что стартер расположен в таком месте, где он подвергается воздействию пыли, влаги, грязи и смазочных материалов, а это способствует разрушению изоляции электродвигателя и поломкам механизма привода.
Тем не менее, современные автомобильные стартеры обладают достаточно высокой эксплуатационной надежностью и поэтому не требуют частого технического обслуживания и регулировок.
Техническое обслуживание систем пуска двигателя, производимое при каждом ТО-2, сводится к простым операциям. Проверяется крепление стартера к двигателю и соединение наконечников проводов к стартеру и аккумуляторной батарее.
При определенном нормируемом пробеге автомобиля, величина которого зависит от типа стартера, производится более углубленная проверка его технического состояния для предотвращения внезапных отказов.
Так, например, такая проверка выполняется для стартеров автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 – через 45 тыс. км пробега, для СТ130АЗ – при каждом восьмом ТО-2, а для стартера 25.3708 – через 150 тыс. км пробега автомобиля.
Для выполнения углубленной проверки стартер снимают с двигателя, и его наружные поверхности очищают от загрязнений.
При техническом обслуживании особенно тщательному осмотру и контролю подвергаются следующие элементы конструкции стартера: щеточно-коллекторный узел, привод, реле, электродвигатель, опоры якоря (втулки или подшипники).
После очистки поверхностей стартера от загрязнений выполняются следующие операции:
- внешний осмотр корпуса стартера, крышек, втягивающего реле;
- проверка осевого зазора вала якоря и наличие радиального люфта, а также оценка сопротивления вращению якоря во втулках (вращением рукой или лопаткой за шестерню привода);
- снятие крышек стартера, щеточного узла, демонтаж якоря с элементами привода;
- проверка состояния рабочей поверхности коллектора – не допускаются глубокие царапины, риски, прогары и другие повреждения, способные нарушить нормальный контакт щеток с коллектором или вызвать быстрый износ щеток; визуально оценивается состояние изоляции между секторами коллектора;
- проверка состояния щеток: степень и равномерность износа, отсутствие механических повреждений (сколов, раковин, глубоких царапин и трещин) на рабочих поверхностях, а также наличие продуктов износа щеток на поверхностях крышки и щеточного узла;
- проверка подвижности щеток в щеткодержателе и прижимного усилия пружин; в случае недостаточного давления пружины на щетку, осуществляют контроль силы давления пружины динамометром;
- проверка механизма привода: подвижность привода на валу якоря и работа обгонной муфты, состояние зубьев шестерни привода и втулки шестерни;
- проверка состояния зубчатых колес и элементов планетарного редуктора (если имеется);
- визуальная проверка общего состояния сердечника якоря – на внешней поверхности трансформаторных пластин не должно быть повреждений и следов контакта с обмоткой возбуждения; пластины не должны смещаться друг относительно друга, оказывая давление на обмотку якоря;
- визуальная проверка обмотки возбуждения, состояния изоляции обмотки, и крепление полюсных наконечников (башмаков) к корпусу.
В случае если до поступления стартера на техническое обслуживание замечаний по его работе не было, стартер собирают и устанавливают на двигатель с последующей проверкой работоспособности.
Если в работе стартера отслеживались неполадки или отказы, он подвергается углубленному диагностированию, регулировкам и ремонту.
Поиск неисправностей и регулировки стартера
Поиск неисправностей в стартере производят после его разборки. Проверяют состояние обмоток возбуждения и якоря, коллектора, подшипников, а также исправность тягового реле.
Первоначально производят осмотр щеточно-коллекторного узла, сняв крышку со стороны коллектора или защитную ленту. При этом измеряется высота щеток и сила, с которой они прижимаются к коллектору пружинами.
Если высота щетки меньше допустимого для данного стартера значения, или обнаруживается ее механические повреждения, щетку меняют. Щетки должны свободно, без заеданий, перемещаться в щеткодержателях.
Направление силы давления щеточных пружин должно совпадать с осью щеткодержателя. Силу давления пружины проверяют динамометром. Между щеткой и коллектором прокладывают бумажную полосу и оттягивают динамометром пружину в направлении оси щеткодержателя. Показания динамометра в момент, когда полоску бумаги можно легко вытащить, фиксируют и сравнивают с техническими данными стартера. При обнаружении ослабленной пружины ее меняют.
Коллектор должен быть чистым, его поверхность ровной, без царапин, рисок и подгораний. При наличии грязи или незначительного подгорания коллектор протирают. Сильно подгоревший коллектор зачищают шлифовальной шкуркой. Выполнять эту операцию следует при работе стартера в режиме холостого хода, прижимая шкурку к коллектору деревянной колодкой. Абразивные частицы после зачистки удаляют, продувая коллектор воздухом.
Если подгорание таким способом не устраняется или имеет место сильный износ коллектора, стартер разбирают, и коллектор протачивают на токарном станке с последующей шлифовкой. При этом остаточный диаметр или толщина секторов коллектора после проточки не должна быть менее нормируемой техническими условиями.
Привод стартера должен свободно, без заеданий, перемещаться по валу и возвращаться в исходное положение возвратной пружиной. При затрудненном перемещении привода вал якоря очищают от грязи и, если нет специальных указаний в технической документации, смазывают маслом, применяемым для двигателя. Храповой привод стартеров нуждается в смазывании. Для этого выдвигают шестерню в корпус привода и заливают в корпус моторное масло. Это повторяют 5…10 раз, затем масло выливают, заливают свежее и так повторяют 2..3 раза. Операцию проводят на самом приводе, снятом со стартера.
Осевой зазор вала якоря не должен превышать 1 мм. Поперечный зазор вала в подшипниках должен быть почти незаметен. При значительном поперечном зазоре вала изношенные втулки в крышках стартера меняются.
Состояние втягивающего реле стартера проверяют визуально, для чего снимают крышку реле. В случае подгорания контактов их зачищают напильником, а затем мелкой шлифовальной шкуркой. При большом износе или подгорании контактов болты поворачивают на 180˚, а диск (контактную пластину) переворачивают.
На собранном стартере проверяется правильность регулировки привода, которая у стартеров карбюраторных двигателей характеризуется величиной вхождения шестерни привода в зацепление с венцом маховика и исходным положением шестерни привода. Задаются регулировки привода зазором А (рис. 1) между приводной шестерней и упорным кольцом при включенном реле стартера и расстоянием Б между торцом шестерни и посадочным пояском на крышке стартера.
Определение зазора А производится при подключении положительного вывода источника питания к выводу «50» обмоток реле, а отрицательного вывода – к корпусу стартера. Напряжение источника питания должно соответствовать номинальному напряжению стартера.
После подачи напряжения и срабатывания реле зазор А измеряется предельными калибрами, толщина которых соответствует максимальному и минимальному значению зазора, или универсальным измерительным инструментом. При измерении зазора А следует выбрать осевой зазор, отжимая привод по направлению к коллектору.
Регулировку зазора А осуществляют поворотом эксцентриковой оси (стартеры типа СТ230) или регулировочным винтом 1 сердечника реле (стартер СТ130А3).
У стартеров типа СТ130А3 расстояние Б, соответствующее исходному положению шестерни привода, регулируется специальным винтом 2, у стартеров СТ230 – той же эксцентриковой осью, что и зазор А.
У некоторых стартеров (СТ221, 29.3708 и других современных легковых автомобилей) регулировка привода стартера не предусмотрена.
Стартеры дизелей имеют особенности регулировок.
У стартеров СТ142 и 25.3708 задается зазор А, вместо расстояния Б, соответствующего исходному положению шестерни. Для этих стартеров задано расстояние между торцом шестерни и упорной шайбой, при котором замыкание контактов реле стартера не должно происходить. При проверке между шестерней и упорной шайбой устанавливают прокладку определенной толщины и на обмотки реле подают питание. Замкнулись при этом контакты реле или нет, определяют контрольной лампой или омметром.
У стартеров СТ103 между шестерней и упорной шайбой ставят поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм. При включении стартера с прокладкой толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться, а при прокладке толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться.
Диагностирование электродвигателя стартера
Электродвигатель стартера проверяют в режиме холостого хода и полного торможения. Параметры режима холостого хода (частота вращения и сила потребляемого тока) позволяют судить о качестве сборки и механических неисправностях.
Наличие дефектов (тугое вращение вала в подшипниках и др.) вызывает увеличение потребляемой мощности при холостом ходе, вследствие чего ток холостого хода увеличивается, а частота вращения якоря снижается ниже нормы.
В режиме холостого хода проявляются также и электрические неисправности. Так, увеличение силы тока и уменьшение частоты вращения якоря могут свидетельствовать о межвитковом замыкании обмотки якоря, а увеличение частоты вращения якоря может сигнализировать о межвитковом замыкании обмотки возбуждения.
Выявляются электрические неисправности в режиме полного торможения. Параметры режима полного торможения (крутящий момент, сила потребляемого тока) позволяют определить состояние электрической части стартера. При плохом контакте между щетками и коллектором сила потребляемого тока и крутящий момент снижаются ниже нормы.
Замыкание обмоток якоря на корпус или замыкание в обмотке возбуждения приводят к уменьшению крутящего момента при возросшем против нормы потребляемом токе.
Проверка в режиме холостого хода осуществляется при питании стартера от источника постоянного тока. Схема соединения соответствует схеме включения стартера на автомобиле.
Напряжение, приложенное к стартеру между выводами реле стартера и его корпусом, должно быть равно номинальному напряжению стартера. При испытании фиксируется сила тока стартера и частота вращения якоря.
Показания приборов снимают после того, как стартер поработает в режиме холостого хода 20…30 с. Испытание считается выдержанным, если сила потребляемого тока не более, а частота вращения якоря не менее установленных для данного стартера значений.
После ремонта стартера производится регулировка тягового реле и проверка стартера в режимах холостого хода и полного торможения на специальных стендах.
Испытание стартера в режиме полного торможения выполняется при определенном значении напряжения питания (определяют по таблицам). Момент, развиваемый стартером, должен быть не менее установленной величины, а сила тока не превышать заданное значение.
Схема, которая собирается при проверке стартера в режиме полного торможения, аналогична схеме при проверке в режиме холостого хода. Дополнительно необходимо нагрузочное устройство, снабженное измерителем крутящего момента.
Часто при проверке в режиме полного торможения трудно обеспечить необходимое напряжение питания. Осуществить проверку можно и с меньшим напряжением. В принципе стартер является частным случаем электродвигателя постоянного тока с насыщенной магнитной цепью в режиме полного торможения.
Крутящий момент в этом случае связан с током линейной зависимостью:
где a и b – постоянные коэффициенты, зависящие от типа стартера и определяемые зависимостью Мст = f(I) , которая задается в технических условиях (обычно в виде графика).
Оценка результатов испытаний производится следующим образом. Полученное при испытании значение силы тока подставляют в формулу и вычисляют момент. если величина момента, полученная при испытании не меньше значения, полученного расчетом, стартер считается исправным.
У некоторых стартеров, например СТ142, частота вращения якоря в режиме холостого хода не нормируется.
Испытание в режиме холостого хода целесообразно выполнять при открытом щеточно-коллекторном узле, наблюдая за ним визуально. При этом не должно наблюдаться заметных перемещений щеток в щеткодержателях, наличие которых свидетельствует о повышенном биении коллектора или выступании изоляции над его поверхностью.
Устройство, которым снабжены стенды Э240, Э242, Э250 и аналогичные, позволяет проверять стартер в режиме полного торможения при напряжении больше задаваемого техническими условиями на стартер.
Испытательный стенд снабжен зубчатым колесом, которое имитирует маховик двигателя, и тормозным устройством, которое обеспечивает плавное торможение данного зубчатого колеса. Проверку осуществляют следующим образом. Подают напряжение, стартер начинает вращать зубчатое колесо без нагрузки.
Затем тормозным механизмом постепенно затормаживают зубчатое колесо, а вместе с ним и якорь стартера, и внимательно следят по прибору на стенде за силой тока стартера. Торможение увеличивают до тех пор, пока сила тока не достигнет значения, заданного для режима полного торможения. В этом момент также по прибору на стенде фиксируют величину крутящего момента.
Так как напряжение питания больше необходимого значения, полного торможения стартера в этом случае не будет.
Величину крутящего момента, полученную при испытании, сравнивают с заданным значением, и если оно не меньше расчетного, то стартер считается исправным.
Однако при такой проверке невозможно определить повышенное падение напряжения на щетках стартера.
Для обнаружения этой неисправности после небольшого перерыва (20…30 с) снова подают напряжение на стартер и затормаживают его полностью. Быстро фиксируют по приборам на стенде напряжение питания Uст/I и силу тока стартера Iт , затем отключают питание.
Далее вычисляют отношение Uст/Iт , и отношение этих величин, установленное для данного типа стартера. Если отношение измеренных величин не больше отношения установленных значений, электродвигатель стартера исправен. В противном случае это указывает на повышенное сопротивление на щетках, что может быть связано с плохим контактом между щетками и коллектором, загрязнением и т. п.
Источник статьи: http://k-a-t.ru/mdk.01.01_elektro/27-pusk_5/index.shtml