Лобовое столкновение автомобилей тяжелые травмы

Травма водителя и пассажиров автомобиля от столкновений движущихся автомобилей

По частоте этот вид травмы занимает второе место после травмы чело­века от столкновений с движущимся автотранспортом До последнего вре­мени данный вид травмы именовали травмой внутри кабины автомобиля , что не является точной формулировкой и не отражает случившегося, так как такую травму можно получить при столкновении движущихся автомо­билей, столкновении автомобиля с неподвижными предметами и при опро­кидывании автомобиля Каждый из перечисленных видов травмы имеет свои морфологические особенности, своеобразие взаиморасположения и уровня повреждений, позволяющие проводить дифференциальную диаг­ностику

Наиболее полно травма внутри кабины автомобиля изучена А.А. Солохиным (1968). Столкновение автомобилей, сопровождающееся травмиро­ванием человека, может происходить передними поверхностями (фрон­тальное), центральным и нецентральным, прямым и косым (встречное), передней поверхностью одного автомобиля с боковой поверхностью дру­гого с причинением удара в переднюю, среднюю и заднюю часть (перекре­стно-боковое), передней поверхностью одного автомобиля с задней повер­хностью другого (заднее) В этом виде происшествий могут участвовать автомобили как одноименных, так и разноименных марок и моделей, име­ющих различную компоновку кабины, салона, деталей управления, что существенно влияет на характер и локализацию повреждений.

Фронтальное столкновение

В этом варианте травмы в зависимости от направления движения и угла удара различают следующие подварианты.

Центральное прямое столкновение автомобилей .

Иногда его назы­вают лобовым Место первичного удара автомобилей находится вблизи сагиттальных осей Такое столкновение наблюдается, когда водители не уступают дороги друг другу.

На дороге следов торможения, как правило, не бывает Иногда выявля­ется след торможения одного автомобиля и изредка — обоих В месте столкновения — осыпь краски, грязи, осколков стекол осветительных при­боров и лобового стекла Автомобили с одинаковой массой и скоростью остаются стоять на месте происшествия Если же масса и скорость одного из них превышают перечисленные характеристики другого, то автомобиль с большей массой и скоростью отбрасывает на некоторое расстояние дру­гой по направлению своего движения, волочит или разворачивает его в направлении своего движения, если водитель манипулирует рулевым колесом.

Читайте также:  Лак для колес автомобиля

Передние поверхности автомобилей вогнуты, краска в месте удара от­сутствует, фары, подфарники и лобовое стекло разрушены, рулевое колесо иногда согнуто, на панели управления или приборном щитке имеются вдавления.

Пострадавший чаще находится на своем месте Иногда он может быть сдавлен деталями автомобиля или выброшен из автомобиля Обычно из автомобиля выбрасываются нефиксированные пассажиры переднего си­денья.

Травма водителя автомобиля . Механизм травмы водителя слагается из удара о руль автомобиля руками, стопами о педали управления, наклона головы и туловища вперед, поступательного движения вперед, удара обла­стью коленного сустава о панель управления, приподнимания из кресла и поступательного перемещения по дуге вперед и вверх, сопровождающе­гося ударом бедер о руль, волосистой частью головы пострадавших высо­кого роста о крышу (рис 210 а), а пострадавшие низкого роста ударяются лицом о лобовое стекло (рис 210 6), отбрасывания назад с ударом о спинку или подушку сиденья в момент усаживания в кресло Движения участников во время перемещения происходят вокруг горизонтальных осей, проходя­щих через перечисленные ниже суставы. В каждую фазу травмы происхо­дят определенные изменения и возникают повреждения, позволяющие де тализировать место нахождения участника, что имеет главенствующее зна­чение для следственной и судебной практики.

В первую фазу от удара о руль и педали управления образуются повреж­дения как в месте контакта, так и на удалении. Если водитель крепко удерживает руль выпрямленными руками, то возникают разрывы первых межпальцевых промежутков, переломы и вывихи костей пястья, вколочен­ные переломы в лучезапястных и локтевых суставах, перелом локтевого отростка, задний вывих предплечья, которые А.А. Матышев (1985) считает характерными для травмы водителя. Кроме того, в таком функциональном положении конечностей наблюдаются разрывные переломы клювовидного отростка лопатки, переломы ключиц, вызванные изгибом, разрывы груди-но-ключичных сочленений. Наличие таких повреждений свидетельствует о готовности водителя уменьшить тяжесть травмы.

Удар согнутыми в суставах руками образует переломы костей предпле­чий, возникающие вследствие деформации изгиба. Тяжесть повреждений головы и туловища будет большей, чем в случаях, когда водитель удержи­вал руль выпрямленными руками.

Удар стопами, находящимися на педалях управления, причиняет их отпечатки на подошвах обуви, свидетельствующие об очень большой ско­рости транспорта в момент удара. Резкое нажатие на педаль носком, сопро­вождающееся перемещением стопы вперед, вызывает разрыв ранта обуви или верхнего шва и разрыв ахиллова сухожилия. При упоре каблука в нижний конец педали образуется отрыв каблука Глубокими разрезами мягких тканей подошвенной поверхности стопы выявляются кровоподтечность, переломы костей плюсны, линейные или оскольчатые переломы таранной или пяточной костей. В случаях удара о педаль стопой выпрям­ленной ноги образуются разрывы обуви по швам и вколоченные переломы в области голеностопных суставов.

Удар фиксированными кистями и стопами о детали транспорта вызыва­ет сотрясение внутренних органов, проявляющееся характерными для этого вида травматического воздействия повреждениями, а также повреж­дения позвоночника вследствие сгибания в шейном и верхнегрудном отделах Резкое сгибание вызывает разрывы межостных связок и иногда надрывы сосудов шеи.

Поступательное движение вперед сопровождается трением о подушку сиденья, оставляющим потертость опорной поверхности материала пояс­ной одежды и наложения на ней краски сидений, не защищенных чехлами, в местах взаимодействия с сиденьем, ссадины на бедрах и ягодицах, а также ударом ключиц и 1 ребра о клетчатку, окружающую подключичные сосуды, вызывающим кровоподтечность, ( S . Рааг (1962) считает это харак­терным для травмы водителя), иногда разрывы грудино-ключичных сочле­нений и переломы грудины на границе рукоятки и тела. Продвижение вперед оканчивается в зависимости от роста водителя, расстояния между рулевым колесом и телом, а также конструктивных особенностей кабины или салона автомобиля, либо ударом областью коленных суставов о перед­нюю панель с последующим отрывом от сиденья и катапультированием, либо ударом головой и грудью о рулевое колесо. О положении ног, а следовательно, и о позе водителя можно судить по переломам тех или иных костей, образующих коленный сустав, вызванных ударом о щиток приборов или переднюю панель.

Переломы берцовых костей в верхней трети характерны для травмы водителя, манипулирующего педалями управления ногой, согнутой под тупым углом в коленном суставе. Переломы коленной чашечки причиняют­ся ударом областью коленного сустава ноги, согнутой в коленном суставе под прямым углом и опирающейся о пол. Переломы нижней трети бедра образуются ударом ноги, согнутой в коленном суставе под острым углом во время нахождения стоп у края сиденья для уменьшения силы удара. Кроме того, у водителя возможны разрывы крестовидных связок коленного сустава.

Удар о щиток управления или переднюю панель автомобиля причиняет не только повреждения в месте приложения силы, но и на отдалении. К ним относятся переломы диафиза бедра, вызванные деформацией изгиба, тазо­бедренного сустава и таза, образованные вколачиванием. Повреждения тазобедренного сустава и таза определяются положением ноги. Удар при­веденным бедром вызывает задневерхний вывих бедра. Удар ногой, нахо­дящейся в среднем положении между отведением и приведением, сопро­вождается вывихом, сочетающимся с переломом заднего края вертлужной впадины.

Удар отведенным бедром причиняет горизонтальный перелом вертлуж­ной впадины, сочетающийся с переломом лонной и седалищной костей, а иногда и с обширными переломами тазового кольца.

Если рулевое колесо расположено близко к туловищу водителя, то по­ступательное движение вперед оканчивается ударом о рулевое колесо, ко­торый вызывает дуговидные кровоподтеки или ссадины, локализующиеся на передней поверхности туловища, переломы тела грудины у мечевидного Отростка, переломы хрящей 2—4 ребер, повреждения внутренних органов грудной и брюшной полостей. Удар свободно подвижной головой вызывает ушибленные раны и черепно-мозговую травму.

Во время катапультирования образуются переломы голеней от дефор­мации изгиба на любом уровне, а также горизонтальные полосчатые крово­подтеки или ссадины на передневнутренней поверхности бедер в проме­жутке между средней и верхней третями в результате удара о нижний край рулевого колеса. Удар головой о крышу салона пострадавших высокого роста вызывает кольцевидные переломы основания черепа при фиксиро­ванной голове, сопровождающиеся травмой головного мозга, внедрением позвоночника в полость черепа. Пострадавшие низкого роста головой раз­рушают лобовое стекло, причиняя ушибленные раны, раны типа резаных и колото-резаных на голове, иногда с внедрением осколков стекла, челюстно-лицевую и черепно-мозговую травмы

В случаях столкновений на малой скорости, а также фиксации правиль­но подогнанными ремнями безопасности катапультирования не возникает и водитель, обычно низкого роста, ударяется о рулевое колесо передней поверхностью тела в промежутке живот — лицо.

Удар грудью или животом ниже пупка оставляет отпечатки конструкции рулевого колеса, уплощение туловища в переднезаднем направлении, кровоподтечность мягких тканей передней поверхности туловища, переломы грудины и ребер по боковым анатомическим линиям. Внутренние органы повреждаются ударно-сотрясающим воздействием. Среди повреждений типичными для травмы водителей являются разрывы сердца и циркуляр­ные разрывы аорты.

Если водитель, предвидя столкновение, закрывал лицо руками, то на тыльной поверхности кистей располагаются раны, нанесенные осколками стекол.

В фазе отбрасывания вследствие переразгибания травмируется позво­ночник, в фазе удара о спинку кресла — мягкие ткани спины, в фазе скольжения по спинке сиденья — ссадины. Лица высокого роста, проконтактировав с крышей салона, сразу усаживаются на сиденье, причиняя себе травму мышц ягодиц.

Деформирующаяся кабина автотранспорта сдавливает тело человека между деталями автомобиля.

Применение ремней безопасности изменило морфологическую картину травмы. Правильное использование ремней безопасности при относитель­но невысоких скоростях движения (до 60 км/ч) почти полностью исключа­ет возникновение смертельных повреждений и снижает тяжесть травмы наполовину в случаях фронтальных столкновений. Ремни безопасности препятствуют перемещению человека вверх и вперед, в связи с чем они не достигают крыши, руля, передней панели и лобового стекла У таких пострадавших тяжелая черепно-мозговая травма отсутствует, чаще выявля­ются челюстно-лицевая травма и травмы мягких тканей конечностей Не­правильно подогнанные ремни безопасности не только не уменьшают тя­жесть травмы, но и подчас утяжеляют ее. Ветви ремней безопасности соответственно их ходу у водителя и пассажира переднего сиденья причи­няют полосчатые кровоподтеки, состоящие из внутрикожных точечных кровоизлияний, ссадины, кровоподтечность мягких тканей, переломы ре­бер, ключиц, разрывы грудино-ключичных сочленений. В случаях столкно­вений на большой скорости тело человека испытывает значительную пере­грузку, вызванную торможением ремнем безопасности. Вследствие этого образуются разрывы аорты, сердца, отрыв сердца от сосудов.

Т равма пассажира переднего сиденья автомобиля . Механогенез трав­мы аналогичен таковому у водителей. Однако характер, локализация и тяжесть травмы отличаются от травмы водителей отсутствием поврежде­ний, причиненных рулем автомобиля, наличием повреждений, вызванных ударом о переднюю панель и контактом с дверцей Повреждения ударом о переднюю панель проявляются чаще горизонтальными полосчатыми сса­динами, расположенными на груди, кровоподтеками, кровоподтечностью мягких тканей, переломами ребер, травмой внутренних органов грудной полости. Удар шеей о край вещевого ящика или передней панели причиняет переломы хрящей гортани и подъязычной кости. Повреждения органов брюшной полости у пассажиров переднего сиденья возникают, главным образом, в результате сотрясения, в то время как у водителей они образуют­ся вследствие удара. Повреждения почек чаще наблюдаются у пассажиров, что объясняется ударом о спинку сиденья

Удар о лобовое стекло вызывает множественные разнообразные по­вреждения, ушибленные раны и ссадины разрушающимся лобовым стек­лом. Осколки стекол на волосистой части головы, лице, шее, а в случаях защиты лица руками — и на тыльной поверхности кистей, оставляют раны типа резаных и колото-резаных

Травма пассажира заднего сиденья автомобиля . Механизм травмы такой же, как и у водителей, но наряду с этим имеются различия в локализа­ции, характере и степени (меньшей) тяжести травмы. В момент столкнове­ния пассажир заднего сиденья с силой подбрасывается вверх, увлекается вперед, ударяясь, в зависимости от роста и расстояния между сиденьями, соответственно о крышу салона и даже о лобовое стекло или водителя, а затем отбрасывается назад и часто усаживается обратно на заднее сиде­нье. Такой механогенез травмы обусловливает черепно-мозговую травму Удар о лобовое стекло головой образует повреждения типа резаных и колото-резаных. В фазе отбрасывания возникают повреждения на груди вследствие контакта со спинкой переднего сиденья, иногда переломы ребер от взаимодействия со спинкой заднего сиденья, а удар о его подушку — кровоподтеки в их мягких тканях Трав­ма внутренних органов, особенно у по­страдавших высокого роста, возникает в результате сотрясения после удара го­ловой о крышу салона.

В случаях подсовывания ног под переднее сиденье в момент катапуль­тирования образуются переломы обеих голеней, вызванные деформацией изги ба в местах контакта с сиденьем (рис. 211). Пострадавшие обычно не ударяются головой о крышу салона, а контактируют либо со спинками передних сидений, либо с водителем и пассажиром переднего сиденья, причиняя себе относительно не тяжелую травму голо­вы и туловища.

Центральное косое столкновение автомобилей .

Место первичного контакта ударяемого автомобиля локализуется у сагиттальной оси, а ударя­ющего — вблизи одного из краев передней поверхности Такое столкнове­ние происходит при объезде препятствий на дороге с выездом на встреч­ную полосу движения

Следы торможения на дороге наблюдаются относительно редко, но всегда имеют место следы юза ударяемого автомобиля. На дороге лежат осыпавшаяся краска, грязь, стекла фары и подфарника обоих автомобилей, пластмасса ударяющего автомобиля, иногда осколки лобовых стекол и передней двери ударяемого автомобиля. Автомобили передними поверх­ностями обращены в сторону движения ударяющего автомобиля. Передняя поверхность ударяемого автомобиля вогнута, иногда следы скользящего удара, переходящие в разрыв металла и осыпавшаяся, растрескавшаяся краска. На ударяющем автомобиле изогнут передний бампер, разбиты фары, подфарник (у автомобилей с вагонной компоновкой кузова повреж­дено ребро, соединяющее переднюю и боковые поверхности кузова, у легковых — пластмассовые накладки). На обоих автомобилях имеются следы скольжения с наложениями краски. В кабине или салоне ударяемого автомобиля на передней панели — вдавление, расположенное правее или левее рулевой колонки, разбиты стекла вблизи передней стойки и лобовое стекло на некотором удалении от нее, что обусловлено направлением удара, наличием водителя и пассажира. Пострадавший обычно находится на сво­ем месте.

Травма водителя . Механизм травмы состоит из косого удара, который в зависимости от угла вызывает вращение или поступательное движение вперед, сочетающееся с вращательным. При ударе слева под углом, при­ближающимся ч прямому, водитель ударяемого автомобиля поступательно начинает перемещаться вперед, контактируя с рулем переднебоковой по­верхностью левой половины тела, а областью коленного сустава — с пе­редней панелью. После этого туловище начинает поворачиваться вокруг вертикальной оси в направлении удара, и водитель, взаимодействуя передненаружной поверхностью левого плеча со стеклом двери, головой с лобовым стеклом и заднебоковой поверхностью правой половины спины со спинкой сиденья, получает соответствующие повреждения.

В случаях столкновений под очень острым углом фаза продвижения вперед отсутствует и водитель травмируется от трения во время вращения вокруг вертикальной оси.

Повреждений на одежде и обуви, характерных для действия тупых предметов в данном подварианте травмы, как правило, не встречается. Изредка наблюдаются повреждения разрушившимися стеклами.

Травма пассажира переднего сиденья отличается большей площадью повреждений и более значительной тяжестью, что объясняется худшей фиксацией. Травме подвержены те же области тела, что и у водителей, но только с противоположной стороны.

Травма пассажира заднего сиденья справа отличается от травмы во­дителя и пассажира переднего сидения справа отсутствием повреждений, вызванных контактом с рулем, передней панелью, лобовым стеклом, мень­шей глубиной, большей площадью и локализацией повреждений на перед­ней поверхности гела

Травма пассажира заднего сиденья слева зеркально отображает травму пассажира заднего сиденья справа

Нецентральное прямое столкновение автомобилей .

Данное проис­шествие происходит во время обгона с выездом на полосу встречного д вижения. Место первичного контакта находится между сагиттальной осью и свободным краем боковой поверхности автомобилей

На дороге имеются следы торможения одного или обоих транспортных средств, осыпь грязи, краски, осколки стекол фар, подфарников, иногда лобовых стекол, чаще в случаях столкновений транспортных средств с вагонной компоновкой кузова. Изредка наблюдается след волочения транспорта меньшей массы, двигавшегося с меньшей скоростью Автомо­били обращены друг к другу передними поверхностями и стоят несколько наискось к осевой, что объясняется смещением центров масс в момент удара и возникновением вращательного момента

В месте контакта автомобилей передние поверхности вогнуты краска потрескавшаяся местами осыпавшаяся, передние бамперы или вдавлены или изогнуты, фары, подфарники и лобовые стекла разбиты, возможен разрыв передней облицовки, рулевое колесо деформировано, на передней панели вблизи концов имеются следы вдавлення. Каждый из участников находится на своем месте.

Травма водителя . Механизм травмы слагается из поступательно-вра­щательного движения тела вперед, вверх и в сторону удара с отбрасывани­ем назад и контактом со спинкой сиденья (рис. 212).

Повреждения на теле, одежде и обуви во многом напоминают таковые при центральном прямом столкновении, но смещены в сторону от верти­кальной оси. Иногда встречаются характерные переломы ребер, вызванные деформацией кручения, свидетельствующие о вращении водителем руле­вого колеса и попытке предотвратить столкновение

Травма пассажира переднего сиденья . Характер и локализация по­вреждении отличаются от таковых у водителей отсутствием повреждений причиненных взаимодействием с рулевым управлением, и расположением их на передней поверхности тела на стороне, противоположной удару. При ударе слева в момент удара о стекло двери возникают повреждения типа резаных и колото-резаных.

Травма пассажира заднего сиденья справа . Эта травма отличается от травмы пассажира переднего сиденья наличием обширных поверхностных повреждений, причиненных контактом со спинкой сиденья. В случаях уда­ров слева возможны и повреждения типа резаных и колото-резаных разру­шающимися стеклами двери. Иногда встречаются переломы голеней от контакта с нижним краем кресла пассажира переднего сиденья и поврежде­ния, причиненные ударом о водителя или пассажира переднего сиденья, что обусловлено местом удара вблизи сагиттальной оси автомобиля.

Травма пассажира заднего сиденья слева зеркально отображает травму пассажира заднего сиденья справа.

Таким образом, наибольший объем повреждений у пассажира передне­го сиденья, меньший — у водителя, еще меньший — у пассажира заднего сиденья справа и наименьший у пассажира заднего сиденья слева от удара слева. При ударе справа минимальный объем повреждений у пассажира заднего сиденья справа, что объясняется плечом своеобразного рычага, вызывающего вращение.

Нецентральное косое столкновение автомобилей .

Место первичного контакта локализуется вдали от сагиттальной оси, чаще вблизи одного из краев транспорта.

На дороге наблюдаются следы бокового скольжения ударяемого авто­мобиля, осыпь краски, стекол фары, подфарника, лобового стекла, стекла двери, грязи. Автомобили передними поверхностями обращены в сторону движения ударяющего автомобиля. На ударяемом автомобиле имеются следы скользящего удара, переходящие иногда в разрыв металла. Стекла фар, подфарников, лобовые стекла и стекла двери разрушены На ударяю­щем автомобиле разбиты стекла фары, подфарников В месте контакта — следы трения и наложения краски ударяемого автомобиля Дверь ударяемо­го автомобиля может быть вдавлена.

Механизм травмы аналогичен механизму травмы в случаях централь­ных косых столкновений под очень острым углом. Удар слева вызывает вращение по часовой стрелке.

Характер, локализация и высота расположения повреждений на теле, одежде и обуви участников такие же, как и в случаях центральных косых столкновений под очень острым углом.

Источник статьи: http://sudebnaja.ru/avtomobilnaya-travma/226-travma-voditelya-i-passazhirov-avtomobilya-ot-stolknovenij-dvizhushhixsya-avtomobilej

Оцените статью