Городская автомобильная рация: что такое LPD-канал и для чего он нужен
Paster
Banned
Автовладельцы общаются между собой в пути не только при помощи Си-Би радиостанций на пятнадцатом «дальнобойном» канале. Есть и иные способы получить помощь или информацию, предложить их самому или просто поболтать с живой душой в мертвой пробке… Что такое московский LPD-автоканал, как он создавался, развивался и в каком виде существует в наши дни?
Большинство автовладельцев осведомлено о существовании так называемой «частоты дальнобойщиков», или иначе – «15-того канала» Си-Би диапазона, 27,135 мГц AM. Эта частота уже много лет служит универсальным «эфирным местом встречи» водителей – профессионалов, любителей, автопутешественников и т.п. Однако она не является единственной радиочастотой для общения моторизованного сообщества – существуют и иные средства коммуникации водительского братства для общения и взаимопомощи – это автоканал в LPD-диапазоне, а также популярный интернет-переговорник Zello. Никакой засекреченности в этих способах связи на дороге нет, но знает про них далеко не каждый. Попробуем восполнить пробелы и, возможно, дать вам тем самым небесполезный коммуникационный инструмент!
Распространение LPD-радиостанций в народе и в авто
Для начала – коротенькая справка. LPD – гражданский безлицензионный диапазон радиосвязи, простирающийся от 433,075 мГц до 434,775 мГц. Диапазон разбит на 69 фиксированных каналов-частот. Начало использования LPD-раций для автомобильной связи на фоне существования куда более традиционного и популярного «дальнобойного канала» 27,135 мГц было вызвано рядом объективных факторов.
Во-первых, резко возросшим количеством LPD-радиостанций на руках у граждан – в какой-то момент (этот момент, к слову, был отмечен лет эдак десять назад!) купить LPD-рации можно было в любом салоне связи очень и очень недорого. В середине 2000-х одна популярная сеть салонов связи даже дарила пару простеньких «LPD-шек» довеском к «мобильникам» Siemens – и примерно в эти годы количество этих радиостанций на руках у населения достигло таких значений, что их использование перестало быть уделом технарей-любителей – их юзали все, от детей до домохозяек. Тем более ввиду того, что сотовая связь еще не стала окончательно и бесповоротно дешевой, как сегодня. Соответственно, реализовалась и лежащая на поверхности идея использования доступных и распространенных раций для связи автомобилистов.
Во-вторых, применению LPD в автомобиле благоприятствовал гораздо более чистый эфир, в отличие от 27-мегагерцового «дальнобойного канала» – на УКВ было меньше индустриальных и атмосферных помех, да и многоэтажная шоферская матерщина первое время на LPD почти отсутствовала.
В-третьих, у LPD-раций крайне компактные антенны – ведь чем выше частота, тем меньше длина волны и, соответственно, короче антенна – антенна на 433 мГц гораздо меньше антенны на 27 мГц. То есть те, кто планировал быть на связи автоканала всегда и стабильно, могли поставить на крышу машины в качестве полноценной и бескомпромиссной антенны полуметровый прутик, а не почти трехметровый хлыст с огромным магнитом, как на Си-Би.
Появление LPD-автоканала 433,100
Историю зарождения и развития московского LPD-автоканала «Колесам» поведал его создатель и бессменный координатор по имени Ярослав, более известный в Сети под ником Mexico:
«Начиналось все с Западного округа Москвы, Юго-Запада – Гагаринский район, район Тропарево-Никулино, Очаково-Матвеевское и т.д. — говорит Mexico, – Сперва все общались непосредственно на одной частоте 433,100 мГц, что называется, «в прямом канале». Ввиду невысокой дальнобойности маломощных портативных раций, составлявшей на земле в лучшем случае 1-2 километра, каждый мог связаться с ограниченным количеством других корреспондентов в радиусе его досягаемости, но насыщенность эфира была столь высока, что пообщаться всегда было с кем! Плюс в эфире присутствовали корреспонденты, которые включались из дома и находились высоко – они слышали всех, их слышали все, и для автомобильного сообщества эти люди становились некими неофициальными добровольными диспетчерами-координаторами, помогая передавать информацию и связывать тех, кто друг до друга не докрикивался.
Населенность LPD-эфира росла и росла, случаев реальной помощи членов автоканала друг другу было не сосчитать – и активно сообщали о пробках, опережая Яндекс-карты, и на аварии выезжали, и застрявших вытаскивали, и из-под рухнувшего дерева машину спасали – всякое было за годы… Общение в автоканале перезнакомило и передружило массу народу сперва на частоте, а потом и вживую – как и многие автомобильные коммьюнити, мы собирались на Воробьевых горах, сперва раз в неделю, а потом даже был период, когда участников было так много и это так привлекало людей, что летом встречи проводились каждый вечер!»
«Ретранслятор объединяющий»
«В 2008, кажется, году, на LPD заработал ретранслятор, установленный на высотном доме в Западном округе Москвы, что стало серьезным эволюционным скачком автоканала — продолжает Ярослав, – Ретранслятор, покрывающий всю Москву, позволял связываться между собой тем корреспондентам, которые в прямом канале никак не могли слышать друг друга из-за расстояния. Он, по сути, сформировал отсутствующую прежде радио-инфраструктуру – с его помощью люди могли слышать друг друга и общаться с портативных раций, находясь на разных концах столицы и даже в ближнем Подмосковье. Эфир автоканала просто кипел – водители помогали друг другу, делились информацией и просто общались за рулем.
Интересно, что ретранслятор, как это принято, работал с разносом частот – прием на одной частоте, а передача – на другой. Соответственно, и пользовательские радиостанции должны были поддерживать режим разноса частот – но практически ни одна станция из категории «LPD-мыльниц» из салона сотовой связи работать с разносом не умела. Это вызвало массовый апгрейд аппаратуры – но больших проблем не породило, ибо тогда уже на рынке была представлена масса моделей так называемых «китаенвудов» – китайских подделок разных моделей раций марки Kenwood по смешной цене в 1-1,5 тысячи, у которых был и режим разноса, и много иных полезных функций – например, работа с субтонами.
В эфире стало настолько плотно, что приходилось ждать, чтоб вставить слово! Но сплоченное и дружелюбное сообщество стали разрушать радио-тролли, загаживая частоту матерщиной и провокациями, и фактически глуша работу ретранслятора. Побороть их мирно не удалось, и спустя пару лет после запуска было принято решение ретранслятор выключить…
Интернет-линки
Новая волна эволюции LPD-автоканала пришла с появлением так называемых интернет-линков. Энтузиасты подключали LPD-радиостанции к домашнему компьютеру, соединяя гнезда микрофона и динамика со звуковой картой, в результате получался ретранслятор – вы с портативной рацией в машине включались на передачу, говорили фразу, вас принимала радиостанция интернет-линка с антенной на многоэтажке и через Интернет передавала голосовой поток другим линкам, которые его принимали и снова выпускали в эфир в своем районе. В итоге благодаря нескольким десяткам интернет-линков было обеспечено покрытие всего города – находясь в машине, скажем, в Чертаново, можно было запросто говорить с корреспондентом из Ховрино… А если в эфире начинали бесчинствовать тролли, то, поскольку сигнал шел через несколько ретрансляторов, легко было отключать временно не всю сеть, а только тот линк, на приемной частоте которого начинался беспредел.
На частотах автоканала с определенной периодичностью включался автоинформатор, который сообщал тем, кто только что обзавелся рацией и бродит по каналам, что они находятся на частоте московского автоканала, и что нужно, чтобы присоединиться к сообществу автолюбителей! Система интернет-линков прекрасно работала несколько лет, но в итоге из-за увлечения владельцев линков избыточной мощностью, да и из-за самого такого принципа построения радиосети, возникли, так сказать, э-ээ…расхождения с законодательной базой в сфере радиосвязи. Если не вдаваться в излишние нюансы – система распределенных интернет-ретрансляторов, проработав несколько лет, прекратила свое существование».
Радиосвязь, ушедшая в интернет
Как видно из вышеприведенной истории, LPD-автоканал, как и любой подобный проект, переживал взлеты и подъемы. По состоянию на данный момент инфраструктуры в виде ретрансляторов или интернет-линков – нет, и система работает, как и в «раннехристианские времена» – в прямом канале, между корреспондентами, находящимися неподалеку. И из-за несколько снизившегося количества участников и ограниченной эффективности станций, не имеющих ретрансляторной поддержки, в эфире пустовато…
Поддержать жизнь в системе помогли мобильные технологии – сообщество автоканала сейчас общается в небезызвестной «интернет-рации» Zello, где перекликается и переходит на эфирную радиосвязь, если обнаруживается, что кто-то из коммьюнити находится неподалеку – скажем, в соседней пробке. Народ в сообществе дружелюбный и приглашает всех желающих присоединяться – как с аккаунтом Zello, так и с LPD-радиостанцией!
Оборудование для LPD-радиосвязи
Ну и напоследок – экспресс-справка по использованию LPD-радиосвязи в автомобиле, особенно актуальной летом, когда затеваются и осуществляются многочисленные вояжи и рейды – на юга, в леса, поля и т.п.
Касательно оборудования – в первую очередь на LPD функционируют разнообразные портативные уоки-токи «мыльничного» вида, которые можно купить в любом салоне связи крайне дешево и зачастую попарно. В нем же работают и радиостанции более солидного дизайна, имеющие множество дополнительных функций, помимо базового «приема/передачи». Также в LPD-диапазоне могут работать и чисто автомобильные, возимые модели, использующие внешние накрышные антенны:
Использование пары «станций-мыльниц» обеспечит вас связью между машинами на расстоянии не более 0,5-1 километра, что оптимально для следования в автоколонне или для использования в лагере. Радиостанции «традиционного дизайна» – то есть с дисплеями и клавиатурой, чаще всего имеют в несколько раз большую мощность и, что важнее, – возможность открутить штатную антенну и прикрутить вместо неё более эффективную удлиненную, заказанную и купленную в китайских интернет-магазинах: с удлиненной антенной эти станции удвоят-утроят радиус действия устойчивой связи. Ну и, наконец, автомобильные возимые станции – их мощность составляет несколько десятков ватт, и с компактной накрышной антенной они обеспечат связь на расстоянии до нескольких десятков километров.
Источник статьи: http://acura-suv.ru/forum/threads/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-lpd-%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB-%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%BD-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD.31319/
Популярные автомобили
Связь в автоколонне. Сравнение LPD/PMR раций.
Два автомобиля это компания, а три это уже колонна. И чем больше участников, тем сложнее координироваться. Остро встает вопрос оперативной и надежной связи. Казалось бы, самый простой и очевидный вариант — сотовая связь. Но она обладает несколькими серьезными недостатками: зависимость от доступности сотовой вышки, необходимость ожидания установления соединения, услуги оператора не бесплатные.
Быстро и решительно избавляемся от оператора сотовой связи, переходим из цифры в аналог, уходим в законодательно разрешенный диапазон частот — и мы получаем перед собой радиостанцию гражданского диапазона (CB, LPD или PMR). Мы больше не зависим от инфраструктуры посредника-оператора, мы можем оперативно общаться друг с другом нажатием одной кнопки, мы платим только за батарейки или зарядку аккумулятора. Но и здесь, увы, не без недостатков.
Есть такое понятие, как дальность устойчивой связи. Она складывается из мощности передатчика, избирательности и чувствительности приемника, эффективности передающей и принимающей антенны, уровня электромагнитных помех, препятствий между приемником и передатчиком и так далее. То есть, для максимального качества связи нам нужно взять мощный передатчик и качественный приемник, установить антенну с большим коэффициентом усиления, найти свободную от помех частоту и постараться устранить все препятствия. Вот так плавно и ненавязчиво мы пришли к набору оборудования базовой радиолюбительской станции, с которым можно общаться на десятки, сотни, а то и тысячи километров )
Наша задача скромнее: как правило, при движении в колонне дальность связи особо большая не требуется, должно хватить нескольких километров (при условии, что экипажи дисциплинированы и не норовят растянуться и растеряться кто куда). Так же важен «порог вхождения» — очевидно, что CB (27 MHz) диапазон оптимален для сухопутной передвижной радиосвязи, но чтобы общаться в этом диапазоне придется установить на машину довольно длинную антенну, на что готовы пойти далеко не все — заморочек весьма много. На диапазонах LPD и PMR требования к длине антенны намного ниже. Поэтому самым логичным вариантом выглядит покупка портативных трансиверов диапазона LPD/PMR (433 / 446 MHz), то есть именно того, что подразумевается большинством при слове «рация».
Моделей, входящих в диапазоны LPD/PMR, продается огромное количество, как правило, большинство из них идет комплектом «по две рации». Законодательство предусматривает ограничение максимальной мощности передатчика для LPD(433MHz) — 0,01Вт, для PMR(446MHz) — 0,5Вт. Применение внешних и направленных антенн запрещено. На самом деле, можно без проблем приобрести LPD рацию мощностью, например, в 4 ватта — и куда только смотрит радиочастотный центр? ))
Поскольку за обзоры нам денег не платят, рации собирали как могли — у кадабры.
Подобралась следующая компания:
Стандарт | LPD |
Диапазон частот | 433.075-434.775 МГц |
Мощность передатчика | 0.01 Вт |
Переключение мощности передатчика | есть |
Количество каналов | 69 |
Поддержка кодирования | CTCSS, DCS |
Количество кодов | 142 |
Количество элементов питания | 1 |
Формат | свой собственный |
Тип аккумулятора | Ni-MH |
Емкость аккумулятора | 800 мАч |
Подключение зарядного устройства | есть |
Особенности | индикатор заряда. можно использовать 4 AA батарейки или аккумуляторы |
Средняя цена | 3 800 руб. |
Стандарт | PMR |
Диапазон частот | 446-446.1 МГц |
Радиус действия | 3 км |
Количество каналов | 8 |
Количество элементов питания | 3 |
Формат | AAA |
Тип аккумулятора | Ni-MH |
Подключение зарядного устройства | нет |
Особенности | индикатор заряда |
Размеры (ШхВхТ) | 51x148x32 мм |
Средняя цена: | 1 090 руб. (аккумуляторы в комплект не входят) |
Диапазон частот | 446,00625 — 446,09375 (PMR) |
Число каналов | 8 |
Количество частотных кодировок (CTCSS/DSC) | 38 |
Мощность передатчика | 0,01 Вт |
Максимальная мощность передатчика | 0,5 Вт* |
Радиус действия | до 5 км |
Питание | батарея NiCd аккумуляторов |
Габариты | 102x60x30 |
Вес | 179 гр |
Средняя цена: | Модель снята с производства |
*видимо тонкий намек на то, что рацию можно «раскрыть» на большую мощность
Стандарт | PMR |
Диапазон частот | 446-446.1 МГц |
Радиус действия | 5 км |
Количество каналов | 8 |
Поддержка кодирования | CTCSS, DCS |
Количество кодов | 121 |
Количество элементов питания | 4 |
Формат | AAA |
Подключение зарядного устройства | есть |
Особенности | индикатор заряда, режим сохранения энергии |
Средняя цена: | 2 150 руб. |
Стандарт | VHF/UHF |
Диапазон частот | 136-174 МГц, 400-480 МГц |
Мощность передатчика | 4 Вт |
Переключение мощности передатчика | есть |
Вид модуляции | FM |
Чувствительность | 0.2 мкВ (12dB SINAD) |
Поддержка кодирования | CTCSS, DCS, DTMF |
Количество кодов | 154 |
Антенна | съемная |
Время работы | 12 ч |
Количество элементов питания | 1 |
Формат | свой собственный |
Тип аккумулятора | Li-Ion |
Емкость аккумулятора | 1800 мАч |
Подключение зарядного устройства | есть |
Особенности | индикатор заряда, режим сохранения энергии |
Размеры (ШхВхТ) | 58x110x32 мм |
Рабочая температура | -20 — 60 °C |
Средняя цена: | 2 290 руб.за одну рацию |
Эта рация охватывает намного больший диапазон, чем обычные LPD/PMR. Есть возможность работать на прием и передачу с 400 и до 480 Mhz. Так же, есть второй диапазон (т.н. «двойка») 136-174Mhz, что позволяет расценивать данный трансивер как радиолюбительское устройство.
Была возможность протестировать его со стандартной и с удлиненной антеннами, поэтому в таблицах будут периодически встречаться то один, то оба варианта.
Отдельно вне зачета (потому, что с ней связь такая, что проще в окно друг другу кричать) CB-портативка
Стандарт | CB |
Диапазон частот | 26.965-27.405 МГц |
Мощность передатчика | 4 Вт |
Переключение мощности передатчика | есть |
Вид модуляции | AM/FM |
Чувствительность | 0.5 мкВ (10 dBS/N, AM) |
Количество каналов | 40 |
Антенна | съемная |
Подключение внешней антенны | есть |
Количество элементов питания | 8 |
Формат | AA |
Подключение зарядного устройства | есть |
Особенности | индикатор заряда, режим сохранения энергии |
Средняя цена: | 4 150 руб. за одну рацию |
Мы сразу решили, что будем проводить тесты, исключительно находясь в салоне автомобиля, то есть заведомо усложнили условия. Все должно было быть максимально приближенным к реальности, ведь не будешь же постоянно останавливаться на обочине и залезать на пригорок, чтобы передать какую-нибудь информацию далекому абоненту.
Местность для тестирования была выбрана двух типов: город с плотной застройкой и загородная трасса. При этом проводилось по две серии тестов в каждой локации: при наличии прямой видимости и при наличии препятствий между двумя абонентами. Для теста были взяты два автомобиля Kia Sportage первого поколения, на которых установлены комплекты автомобильной CB радиосвязи — через нее мы поддерживали постоянную связь между экипажами.
Сами тесты выглядели так: оба автомобиля останавливаются в одной точке (А), один автомобиль остается на месте, второй отъезжает на заданное расстояние (измерялось GPS навигатором по прямой) и останавливается. Включаем первый комплект раций, первая машина вызывает вторую, затем наоборот, оценку пишем по субъективной десятибалльной шкале, выключаем рации, берем следующий комплект, и так далее, пока не проверим все. После этого первый автомобиль так и продолжает стоять на том же месте, а второй едет дальше, и все начинается сначала.
И так, первая локация — «город»:
Очень кстати пригодился длинный и прямой Богатырский проспект. Связь по прямой мерили вдоль него. Результаты записывались с точки зрения абонента в данном конкретном автомобиле. То есть, были ситуации, когда абонент в авто №1 вообще не принимал абонента из авто №2, в то же время в обратном направлении связь была вполне хорошая. Возможно, это объясняется наличием э/м помех в разных точках локации, которые забивали прием, но не мешали передаче. Получились вот такие результаты:
Город, прямая видимость
Midland GXT-1050 | Voxtel MR-190 | Motorola T5622 | Cobra MT600-2 | Baofeng UV-5R | |
---|---|---|---|---|---|
500м | 10 | 8 с шумами | Сигнал 8, разборчивость 2, плохая модуляция | Приём 6, с шумами, передача 0-1. | 10 |
800м | Прием 8, передача 6 | 4 | Прием 1, передача 0-1 | 0 | 9, со стандартной антенной 8 |
1100м | Прием 4, передача 3 (на другом канале 6) | 3 | Roger beep 5, разборчивость 0 | Прием 2, передача 0 | 8, со стандартной антенной 7 |
1660м | 6 | 1 | Roger beep 3, разборчивость 0 | Прием 1, передача 0 | 7, со стандартной антенной 6 |
2050м | 2 с шумами (с откл. шумодавом) | 1 | Roger beep 1, разборчивость 0 | 0 | 5, со стандартной антенной 3 |
2600м | 0 | 0 | 0 | 0 | 5, со стандартной антенной 7 |
3200м | 0-1 | 0 | 0 | 0 | Прием 0, передача 7 |
Город, с препятствиями (дома, городская застройка)
Midland GXT-1050 | Voxtel MR-190 | Motorola T5622 | Cobra MT600-2 | Baofeng UV-5R | |
---|---|---|---|---|---|
480м | 9 | 7 | 5 | Прием 7, передача 0 | 10, со стандартной антенной 10 |
780м | 5 | 3 | Roger beep 5, модуляция 2 | roger | 3, со стандартной антенной 3 |
1050м | 5 | 0 | Roger beep: Прием 4, передача 0-1 | 0 | 4, со стандартной антенной 2 |
1550м | Только roger beep | 0 | 0 | 0 | 2, со стандартной антенной 0 |
2000м | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2630м | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
То ли в этот день нам не повезло, то ли так всегда, но LPD диапазон оказался тотально загаженным — всюду какие-то помехи, строители, охранники, почти на каждом канале либо что-то шумит, либо кто-то разговаривает. PMR же диапазон, несмотря на свои всего 8 каналов, был чист — минимум помех и посторонних разговоров. Сильно удивило CB — после 2км общаться стало крайне затруднительно. Впрочем, для города это закономерно, т.к. на 27 MHz сильно мешает помехами всякий городской техноген, который на 433-446 MHz остается незамеченным.
1. В лидеры вышел с большим отрывом Baofeng — это и не удивительно, при 4 ваттах мощности и эффективной антенне с ним тяжело конкурировать. В один из моментов стандартная антенна стала работать на прием даже лучше, чем удлиненная — возможно более эффективная антенна, благодаря своей чувствительности, смогла «поймать» какую-то помеху, которую короткая «не услышала».
2. На втором месте по дальности оказался Midland GXT-1050.
3. Неожиданно третье место занял Voxtel MR-190.
4. Cobra MT600-2 — одна из раций в этом комплекте оказалась с дефектом и отказывалась нормально работать на передачу, оценивать связь пришлось в одностороннем режиме.
5. Motorola T5622 — удивительная рация. Казалось бы, достаточно мощный сигнал, который уверенно открывал шумодав вплоть до 2км по прямой. Но модуляция настолько отвратительная, что разобрать слова совершенно невозможно. Ощущение, что человек разговаривает с заклеенным ртом. Поэтому в ячейке присутствует две оценки — баллы разборчивости голоса и баллы разборчивости Roger Beep (сигнал окончания передачи, отправляется рацией автоматически при отпускании кнопки). Почетное последнее место.
Участвующий вне зачета Midland Alan 42 выбыл из борьбы уже на 500м. Дело в том, что даже на таком смешном расстоянии пришлось выйти из автомобиля на улицу — при передаче из салона он даже не мог открыть шумодав у другого абонента. На передачу он отработал на 1 балл, после чего стало ясно, что смысла тратить время на его дальнейшее тестирование нет никакого. Снова подтвердилась аксиома, что в CB диапазоне имеет смысл работать только при наличии достаточно серьезного набора оборудования. Портативкам тут места нет.
Перемещаемся на вторую локацию — «загородная трасса»
Трасса с неровностями рельефа
Midland GXT-1050 | Voxtel MR-190 | Motorola T5622 (оценка только по Roger Beep) | Cobra MT600-2 | Baofeng UV-5R | |
---|---|---|---|---|---|
600м | 9 | 8 | 6 | Прием 6, передача 0 | 10 |
1000м | 7 | 2 | 2 | Прием 1, передача 0 | 8, со стандартной антенной 7 |
1600м | Прием 0, передача 6 | Прием 0-1, передача 3 | — не проверялось — | — не проверялось — | Прием 3, передача 7 |
2000м | Прием 2, передача 7 | 0 | — не проверялось — | — не проверялось — | Прием 1, передача 2 |
2500м | 0 | — не проверялось — | — не проверялось — | — не проверялось — | 0 |
Трасса по прямой
Midland GXT-1050 | Voxtel MR-190 | Motorola T5622 (оценка только по Roger Beep) | Cobra MT600-2 | Baofeng UV-5R | |
---|---|---|---|---|---|
1100м | 8 | 3 | — не проверялось — | — не проверялось — | 9 |
1800м | 6 | 1 | 1 | 0 | 7 |
2000м | Прием 1, передача 8 | 0 | — не проверялось — | — не проверялось — | Прием 4, передача 6 |
По расстановке мест картина получилась такой же, как и в городе — Baofeng, Midland GXT, Voxtel, Cobra, Motorola. В тесте с неровностями на точке 2000м Баофенг неожиданно уступил Midland — скорее всего мы наткнулись на какую-то помеху на этой частоте, возможно, стоило попробовать другие каналы, и картина бы изменилась.
Тест «по прямой» пришлось прекратить на 2000м по причине того, что ровная асфальтовая прямая на этом заканчивалась, и дальше шли повороты. Поэтому предельную дальность связи по прямой за городом установить так и не получилось. Но цель нашего исследования состояла не столько в том, чтобы выявить самую «дальнобойную» рацию, а для того, чтобы определить на каком расстоянии, в общем и целом, можно комфортно общаться при передвижении на автомобилях. Кстати CB за городом работало на всех вышеприведенных расстояниях вполне хорошо.
Вывод таков: при использовании обычных популярных PMR/LPD, продающихся комплектами, при езде и по городу, и за городом — не стоит разделяться дальше, чем на
1.5км — любая неровность местности, поворот или другое препятствие, и дальность связи сразу же падает очень сильно. А заявленные в брошюрах оптимистичные цифры дальности нужно смело делить на 2.
Огромное спасибо одноклубникам по кадабре: @Turbocat, @BeeRMaN, @Michspar и @Cooleroff за предоставленные рации. А так же @Michspar и @Cooleroff отдельное спасибо за помощь в проведении тестов.
Источник статьи: http://autokadabra.ru/shouts/85014