Марки автомобилей для спасателей

Классификация пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники

Классификации пожарных автомобилей нужна для лучшей и слаженной организации ведения оперативных действий при тушении пожара личным составом подразделений МЧС. Перед тем как перейти непосредственно к классификации необходимо понимать, от чего отталкивались, какие характеристики и особенности учитывались перед тем как классифицировать пожарные автомобили.

Обеспечение пожарной безопасности объектов и территорий соблюдается не только за счет профилактическими действиями со стороны органов надзора и контроля за пожарной безопасностью, но и бывают к сожалению случаи, когда пренебрежение мер правил пожарной безопасности приводит к печальным последствиями которые зачастую сопровождаются пожаром.

Тушение пожара уже непосредственная робота боевых подразделений МЧС, осуществления которой возможно лишь при наличии хорошего пожарно-технического оборудования и пожарной аварийно-спасательной техники. Применение пожарно-спасательной техники необходимо в связи с тем, что неконтролируемое горение (пожар) способствует появлению значительных температур вблизи очага пожара и как следствие появлением опасных факторов пожара – дым, сажа, различные ядовитые вещества.

При таком варианте развития ситуации каждая минута на вес золота, таким образом, ликвидация пожара должна сводиться к элементарному разрушению типичного треугольника пожара, за счет подачи огнетушащего вещества в очаг пожара.

Так как горению могут подвергаться различные типы веществ со своими физическими свойствами и агрегатным состояниям – огнетушащие средства должны подаваться под определённым напором с заданной интенсивность. Выше перечисленные качества могут быть реализованы за счет использования пожарной техники.

Если рассматривать, что собой являет общее понятие пожарная техника, то можно сказать, что это комплекс технических средств и приспособлений различной конфигурации и строения, используемые для тушения пожаров (или обеспечения ведения действий по тушению пожаров), локализации пожара, защиты человека и материальных ценностей.

Читайте также:  Управление автомобилем по заверенной копии

На сегодняшний день пожарная техника представлена разнообразными средствами, начиная от элементарного огнетушителя и заканчивая пожарным танком.

Если рассматривать пожарную технику необходимую для обеспечения тушения пожаров, то рассмотрим детальнее классификацию пожарных автомобилей.

В соответствии с тактикой тушения во время пожара часто бывает необходимость производить роботы по удалению дыма, спасение пострадавших, вскрытию разнообразных конструкций за счет ручного аварийно-спасательного инструмента (ИРАС, “Хулиган”) или же ГАСИ. Выполнение выше обозначенных работ может быть реализовано с помощью специальной пожарной техники (автомобилей) и применения специального пожарного инструмента.

Классификация

Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

Основные

Служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:

1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);

ПА общего применения принято относить:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ);
  • Автомобили насосно-рукавные (АНР)
  • Автомобили первой помощи (АПП)
  • Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).

2. Автомобили целевого использования, приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).

ПА целевого использования принято относить:

  • Аэродромные автомобили (АА);
  • Автомобили порошкового тушения (АП);
  • Автомобили пенного тушения (АПТ);
  • Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
  • Автомобили газового тушения (АГТ);
  • Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
  • Автонасосные станции (ПНС);
  • Пожарные пеноподъемники (ППП).

Специальные

Служат для обеспечения специальных работ на пожаре ( автолестницы и коленчатые подъемники , автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ);
  • Коленчатые автоподъемники (АПК);
  • Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
  • Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
  • Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
  • Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
  • Водозащитные автомобили (АВЗ);
  • Автомобили связи и освещения (АСО);
  • Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
  • Автомобили дымоудаления (АД);
  • Рукавные автомобили (АР);
  • Штабные автомобили (АШ);
  • Пожарные автолаборатории (АЛП);
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
  • Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
  • Автомобили технической службы (АПТС);
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС);
  • Пожарно-технические автомобили (АТ);
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).

Вспомогательные

Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

От величины допустимой полной массы:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

В зависимости от проходимости:

  • категория 1 — неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 — полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 — вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

По посадочной формуле:

Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме:

  • По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина).
  • Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По климатическому исполнению:

Делятся на три группы:

  • Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
  • Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
  • Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).

Условные обозначения

Для облегчения идентификации всех видов пожарных автомобилей принято применять аббревиатуру, обозначающую функциональную принадлежность пожарного автомобиля к тому или иному типу. Также данную аббревиатуру принято обозначать на бортах автомобилей.

Для примера: пожарная автоцистерна – АЦ , пожарный автомобиль первой помощи – АПП автоцистерна, аварийно-спасательный автомобиль – АСА и др.

Также для простоты запоминания характеристик пожарного автомобиля в основу специального названия автомобиля принято добавлять основные параметры это характеристики, производительность насоса (как например 40 л/с в АЦ-40 (130) 63Б) или высота подъема коленчатого подъемника (30 м в АЛ-30 (4310)).

Согласно ГОСТ-Р-50574-2002 все пожарные автомобили принято окрашивать в красный цвет – который как принято считать символизирует огонь, опасность и т.д. Для большей восприимчивости красный цвет разбавляется широкими белыми полосками.

Окраска и маркировка пожарного автомобиля

Также нормативным документом регламентировано правило размещения надписей и опознавательных знаков.

Так номер пожарной части, к которой относится автомобиль и населенный пункт указываться на двери автомобиля, на задней части кузова указывается тип пожарного автомобиля (АНР).

Для усиления восприимчивости окружающими и понимания каждым того, что это пожарный автомобиль, на нем размещаются также звуковые и сигнальные маячки. Так как пожарный автомобиль относится к автомобилям повышенной внимательности и важности на нем размещаются светопроблесковые маячки синего цвета.

Что касается звукового сигнала, то на сегодняшний день звуковое оповещения окружающих производится от электрической сирены хотя в старых моделях пожарных автомобилей был вариант воспроизведения звукового сигнала за счет отработанных газов автомобиля через систему отвода газов – ГСВА (чем и объясняется специфический звук пожарных автомобилей в старых художественных фильмах).

Источник статьи: http://fireman.club/statyi-polzovateley/klassifikaciya-pozharnyx-avtomobilej-i-avarijno-spasatelnoj-texniki/

С особой подготовкой: на каких автомобилях работают спасатели

Сколько существует цивилизация — столько идет эта битва. Битва человека и стихии. Пожары, наводнения, ураганы, разрушения не дают о себе забыть. Но сколько существует цивилизация — столько совершенствуются методы и технологии противостояния стихии. Автомобильная техника — неотъемлемый инструмент этой «войны».

Но пожарные и спасатели борются не только с огнем. Зачастую огонь соседствуют с другими сложными факторами. Автомобильные и промышленные аварии, происшествия на воде и железной дороге, природные катастрофы — последствия всех этих чрезвычайных ситуаций ликвидируют пожарные-спасатели. Разновидностей таких ситуаций и типов «усложняющих факторов» довольно много. И здесь дело также не обходится без специальных автомобилей. Мы поговорим как раз о таких, которые предназначены для «усложняющих факторов».

Переходным типом от основных пожарных автомобилей к специальным можно назвать сравнительно недавно появившийся тип АЦЛ — автоцистерны с лестницей. Смысл тот же, что и у обычной автоцистерны, только на корпусе монтируют еще и относительно небольшую выдвижную лестницу с гидравлическим приводом. Достать такая лестница может до 5-6-го этажа.

Классические же специальные пожарные автомобили непосредственно огонь не тушат, но обеспечивают работу пожарных расчетов в различных условиях. Самый банальный пример — пожар на высоте. Самый массовый и часто используемый для этого тип автомобиля — пожарная автолестница. 30-метровая автолесница достанет до 9-го этажа,

52-метровая — до 16-го. Автолестницы раздвигаются довольно быстро, самые передовые модели оснащаются небольшим подъемным лифтом.

Второй тип высотной пожарной техники — коленчатые подъемники. Рабочая площадка коленчатых подъемников больше таковой у автолестниц. Больше у подъемников и вариативность рабочей зоны. Также этот тип лучше подходит для эвакуации с высоты пострадавших. Но для развертывания подъемника нужно несколько больше времени, чем для развертывания автолестницы.

Если пожарные работают внутри помещения, то в 99% случаев они пользуются так называемыми КИПами — противогазами с запасом кислорода. Время действия КИПа, естественно, ограничено. И если пожар сложный, то КИПы бойцам нужно периодически менять на новые, а старые перезаряжать. Запас КИПов на пожар привозят специальные автомобили газодымозащитной службы (АГДЗС). Проще говоря, «газодымозащитный» автомобиль защищает от дыма самих бойцов.

Если дыма слишком много, то к таким пожарам привлекают совершенно особый тип пожарных спецмашин — автомобили дымоудаления. Когда горит пластик или склад с автомобильными покрышками, то на таком пожаре не обойтись без «большого вентилятора». Автомобиль дымоудаления — это и есть передвижной большой вентилятор, который высасывает дым из помещений или выдавливает его, закачивая в помещения атмосферный воздух.

А если пожар происходит ночью? Если пожар серьезный и стандартных выдвижных световых мачт, которыми оснащаются автоцистерны, не хватает, то используют специальные автомобили связи и освещения (АСО). АСО — это и перевозчик прожекторов, и передвижная электростанция для их питания одновременно.

На большие учения, затяжные и длительные пожары, а также на сложные чрезвычайные ситуации, где задействовано большое количество личного состава, выезжают передвижные командные центры. Такие машины называют мобильными пунктами управления (МПУ). Внутреннее оборудование может быть самым разнообразным: системы видеослежения, мониторинга, спутниковой связи, компьютеры со специальным программным обеспечением. Почти у всех современных МПУ спецкузов внутри разделяют на две зоны — рабочую и релаксационную. В последней есть и туалет, и кухня, и душевая кабина.

Если авария связана с опасностью химического или радиационного заражения, то прежде чем на месте катастрофы начнут действовать отряды спасателей, ситуацию мониторит АЛХРА — специальный автомобиль лаборатории химического и радиационного анализа. Среди оборудования таких лабораторий — спектрометры, газоанализаторы, хроматографы и другие спецприборы. Только после проведения лабораторной разведки определяется правильная последовательность действий прибывших спасательных сил.

Бывают ситуации, когда помощь может понадобиться самим пожарным автомобилям. Скажем, отдаленный лесной пожар, где от падения деревьев те же автоцистерны могут получить проблемные, но устранимые в полевых условиях повреждения. Для этого есть мобильные пожарные ремонтные мастерские.

Разновидностей различных аварий и чрезвычайных ситуаций — великое множество. Самые распространенные аварии это, естественно, автомобильные. Необходимость достать пострадавшего из разбитой легковушки, увы, возникает нередко. Для этого нужны гидравлические ножницы, дисковые пилы, домкраты и другие специальные инструменты. На такие аварии выезжают автомобили типа АСА — аварийно-спасательные автомобили общего применения.

К целевым относят АСА химической и радиационной, а также водолазной служб. Это машина химиков. Наименований спецоборудования у спасателей-химиков великое множество, но самыми часто используемыми являются специальные насосы и резервуары для сбора агрессивных жидкостей и, естественно, комплекты защитной спецодежды.

Без специальных костюмов и оборудования не обойтись и спасателям-водолазам. Относительно простые водолазные АСА вывозят команду водолазов, специальные костюмы и акваланги, а также буксируют моторную лодку. Задачи таких машин относительно «бытовые» — например, снять рыбаков со льдины.

Но есть и совершенно особые водолазные АСА, так называемые мобильные водолазные комплексы (МВК). Список оборудования МВК воистину впечатляет: подводные алмазные гидравлические цепные пилы, подводные перфораторы, отбойные молотки и многое другое. Команда такой машины может проникнуть и в корпус затонувшего судна. А еще МВК — это и передвижной дом с кондиционером, душевой кабиной и туалетом.

«Особо специальные» аварийно-спасательные автомобили по прямому назначению используются, к счастью, редко.

Если привлекают инженерную спецтехнику МЧС, то это значит, что произошло что-то очень серьезное — землетрясение, ураган, наводнение или крупная техногенная катастрофа, связанная с обилием разрушений и требующая разбора завалов и расчистки подъездных путей. К инженерным спасательным машинам относят автокраны, экскаваторы, военные путепрокладчики, десантно-переправочные машины, а также бронетехнику.

Борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций — столь же многогранная область человеческой деятельности, сколь многогранной является сама цивилизация. И когда кажется, что все типы спасательной техники сконструированы и «всё для всего» придумано, жизнь преподносит новые «сюрпризы» и новые опасности. Благо конструкторская мысль не стоит на месте, целые коллективы инженеров-проектировщиков в содружестве со спасателями создают новые типы боевых машин мирного времени.

Источник статьи: http://www.abw.by/novosti/commercial/180427

Оцените статью