- Виды буксировки
- Буксировка автомобиля на гибкой сцепке
- Правила буксировки на гибкой сцепке
- Буксировка на жесткой сцепке
- Правила буксировки на жесткой сцепке
- Буксировка методом частичной погрузки
- Правила при частичной погрузке
- Правила буксировки транспортных средств
- Буксирующее и буксируемое транспортные средства
- Световые приборы при буксировке
- Максимальная скорость при буксировке
- Буксировка на автомагистрали
- Стаж водителей при буксировке
- Условия, при которых запрещена буксировка транспортных средств
- Штраф за неправильную буксировку
- ДТП при буксировке
- Какие штрафы за нарушения правил буксировки? ПДД о гибкой и жёсткой сцепке
- Какой размер штрафа за неправильную буксировку в 2021 году?
- Так штраф или предупреждение?
- Действует ли скидка?
- Кому выпишут штраф: буксирующему или буксируемому?
- Заберут ли авто на штрафстоянку за это нарушение?
- Штраф за буксировку водителем без стажа
- Есть ли отдельное наказание за грузовую машину?
- Есть ли отдельная санкция для юридических лиц?
- Главные пункты ПДД про буксировку
- Нужно ли включать «аварийку»?
- Какие правила для гибкой сцепки?
- Когда она запрещена?
- Какие правила жёсткой сцепки?
- Когда она запрещена?
- Какая максимальная скорость буксировки?
- Можно ли буксировать отдельные виды транспортных средств?
- Грузовые автомобили и автобусы
- Мотоциклы, мопеды и велосипеды
- Можно ли тянуть авто без тормозов?
- Произошло ДТП – кто виноват?
Виды буксировки
Добрый день, уважаемый читатель.
Далеко не каждому водителю приходилось участвовать в буксировке автомобиля или другого транспортного средства.
На практике это ведет к тому, что лишь немногие водители знают правила буксировки и в случае необходимости выполняют буксировку без нарушений ПДД.
Напомню, что в правилах дорожного движения понятие «буксировка» может обозначать как буксировку прицепа, так и буксировку транспортного средства. В этой статье речь пойдет исключительно о буксировке автомобилей.
Правилам буксировки в ПДД посвящен специальный раздел «Буксировка механических транспортных средств», однако кроме него понятие «буксировка» встречается и в других разделах.
В этой статье речь пойдет о видах буксировки и об относящихся к ним правилах:
Буксировка автомобиля на гибкой сцепке
Буксировка автомобиля на гибкой сцепке является самым распространенным способом буксировки легковых машин.
Гибкая сцепка, которая обычно представляет собой матерчатый трос, присутствует в багажнике почти любого автовладельца. И дело здесь не в том, что водители заботятся о проблемах возможной буксировки. Обычно трос вместе с огнетушителем, знаком аварийной остановки и аптечкой входит в комплект автомобилиста, поэтому он волей-неволей попадает практически в любой багажник.
Пример буксировки на гибкой сцепке приведен на следующей картинке:
На практике кроме троса для буксировки потребуются и специальные буксировочные крепления. На некоторых автомобилях крепления представляются собой проушины, которые торчат из-под бамперов. На других следует использовать специальную петлю, которая вкручивается в крепление под заглушкой в бампере.
Именно на гибкой сцепке чаще всего буксируют автомобили категории B.
Правила буксировки на гибкой сцепке
При использовании гибкой сцепки накладывается самое большое количество ограничений:
- За рулем буксируемого (находящегося сзади) автомобиля должен находиться водитель.
- Расстояние между буксирующим и буксируемым транспортным средством должно составлять от 4 до 6 метров.
- На тросе для буксировки должны быть установлены не менее двух световозвращающих предупредительных устройств размером 200 на 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми полосами.
- Запрещается перевозить людей в буксируемом автобусе, троллейбусе или кузове буксируемого автомобиля.
- Запрещается буксировать автомобили с недействующим рулевым управлением.
- Запрещается буксировка автомобилей с недействующей тормозной системой.
- Запрещается буксировка в гололедицу.
Буксировка на жесткой сцепке
В отличие от буксировки на гибкой сцепке, при которой буксировочный трос может провисать до земли, буксировка на жесткой сцепке осуществляется с помощью специальных неподвижных приспособлений, обычно выполненных из металла.
При этом сцепные устройства для буксировки могут быть различных конструкций. Простейшие жесткие сцепки имеют по одной точке крепления к каждому автомобилю. Более сложные имеют несколько точек крепления к буксируемому автомобилю (как на рисунке выше) и позволяют буксируемому транспортному средству двигаться по траектории буксирующего при движении по прямой. Правила для разных типов жестких сцепок различны.
На практике буксировка на жесткой сцепке применяется значительно реже буксировки на гибкой. Однако жесткие сцепки имеют несколько преимуществ перед гибкими. Например, они более прочные и позволяют осуществлять буксировку тяжелых грузовых автомобилей.
Правила буксировки на жесткой сцепке
Ограничения при использовании жесткой сцепки:
- За рулем буксируемого (находящегося сзади) автомобиля должен находиться водитель, кроме случая, когда конструкция сцепки позволяет буксируемому автомобилю двигаться по траектории буксирующего при прямолинейном движении.
- Расстояние между буксирующим и буксируемым транспортным средством должно составлять не более 4 метров.
- Запрещается перевозить людей в буксируемом автобусе, троллейбусе или кузове буксируемого автомобиля.
- Запрещается буксировать автомобили с недействующим рулевым управлением.
- Запрещается буксировка автомобилей с недействующей тормозной системой. Однако если фактическая масса буксируемого автомобиля более чем в 2 раза меньше фактической массы буксирующего, то буксировка на жесткой сцепке допускается.
Буксировка методом частичной погрузки
Буксировка методом частичной погрузки является самым сложным видом буксировки. Для ее осуществления необходим грузовой буксирующий автомобиль, а также кран, способный осуществить частичную погрузку, или эстакада.
Обычно этот метод буксировки используется для перегона новых грузовых автомобилей. Применение метода частичной погрузки для легковых автомобилей выглядит нецелесообразным.
Обратите внимание, что полная погрузка автомобиля в кузов другого автомобиля не является буксировкой. Подобное перемещение автомобиля является перевозкой груза, в качестве которого выступает транспортное средство.
Правила при частичной погрузке
Ограничения при использовании метода частичной погрузки:
- Запрещается нахождение людей (в том числе водителя) в буксируемом транспортном средства, а также в кузове буксирующего.
- Запрещается буксировка автомобилей с недействующей тормозной системой. Единственное исключение — если фактическая масса буксируемого автомобиля более чем в 2 раза меньше фактической массы буксирующего.
Примечание. Метод частичной погрузки — это единственный метод буксировки, который может применяться для буксировки транспортного средства с неисправным рулевым управлением.
В следующей статье серии «Правила буксировки автомобиля» рассмотрены правила, которые затрагивают одновременно все типы буксировки:
Источник статьи: http://pddmaster.ru/pdd/vidi-buksirovki.html
Правила буксировки транспортных средств
Добрый день, уважаемый читатель.
В предшествующей статье серии «Правила буксировки автомобиля» были рассмотрены виды буксировки и их основные особенности. Напомню, что речь шла о буксировке на гибкой сцепке, на жесткой сцепке, методом частичной погрузки.
В этой статье будут рассмотрены правила буксировки транспортных средств, которые являются общими для всех видов буксировки, а также возможные наказания за нарушения этих правил:
Буксирующее и буксируемое транспортные средства
Для начала рассмотрим различия понятий «буксирующее ТС» и «буксируемое ТС», которые довольно часто вызывают затруднения у водителей, впервые взявших в руки правила дорожного движения.
Буксирующее ТС — это автомобиль, который выполняет буксировку. Он находится спереди и тянет другой автомобиль с помощью гибкой или жесткой сцепки. На рисунке выше буксирующим транспортным средством является синий автомобиль.
Буксируемое ТС — это автомобиль, который находится сзади, т.е. автомобиль, который тянут на буксире. На картинке буксируемым транспортным средством является белый автомобиль.
Световые приборы при буксировке
Правила дорожного движения требуют, чтобы буксируемое (находящееся сзади) транспортное средство было выделено на дороге:
- Аварийкой (аварийной световой сигнализацией) или знаком аварийной остановки. Знак аварийной остановки допускается использовать только в том случае, если аварийная световая сигнализация неисправна. Сам знак в этом случае закрепляется на задней части буксируемого автомобиля.
- Габаритными огнями. При движении в темное время суток или в тоннелях.
Кроме того, не забывайте, что в 2021 году на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены дневные ходовые огни, ближний свет фар или противотуманные фары.
То есть и на буксирующем, и на буксируемом транспортных средствах должен быть включен один из перечисленных типов световых приборов.
Максимальная скорость при буксировке
Максимальная скорость при буксировке составляет 50 км/ч (пункт 10.4 ПДД). Данная цифра не зависит от того, происходит буксировка в населенном пункте или за его пределами.
Буксировка на автомагистрали
Буксировка на автомагистрали в 2021 году не запрещена правилами дорожного движения.
Однако хочу напомнить, что если буксирующее и буксируемое транспортные средства не могут ехать быстрее 40 км/ч, то движение по автомагистрали для них является нарушением правил.
Стаж водителей при буксировке
В 2021 году водителем буксирующего транспортного средства может быть только человек, имеющий водительское удостоверение в течение 2-х или более лет. То есть начинающий водитель не может управлять буксирующим автомобилем. Подробнее о данном изменении от 4 апреля 2017 года Вы можете узнать в отдельной статье.
К водителям буксируемых транспортных средств подобные требования не предъявляются.
Условия, при которых запрещена буксировка транспортных средств
1. Знак «движение с прицепом запрещено» запрещает буксировку механических транспортных средств:
2. Запрещается буксировка мотоциклами без бокового прицепа, мопедами и велосипедами, а также буксировка таких транспортных средств. Т.е. мотоциклы, велосипеды и мопеды не могут выступать ни в качестве буксирующего, ни в качестве буксируемого транспортного средства.
3. Запрещается буксировка одновременно нескольких транспортных средств.
Примечание. При этом одновременная буксировка нескольких прицепов правилами не запрещается.
Штраф за неправильную буксировку
В настоящее время наказанием за нарушение правил буксировки является предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей (статья 12.21 КоАП).
ДТП при буксировке
В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).
Для предотвращения столкновения автомобилей следует придерживаться заранее оговоренной между водителями схемы торможения:
Например, сначала буксирующий автомобиль кратковременно нажимает на педаль тормоза, чтобы показать водителю буксируемого автомобиля, что вскоре состоится совместное торможение. После этого оба автомобиля одновременно начинают торможение.
При смене полосы движения первым должен перестроиться буксируемый (задний) автомобиль. Только после него перестраивается буксирующий. В противном случае буксируемому автомобилю может просто не хватить места в соседней полосе.
Источник статьи: http://pddmaster.ru/pdd/buksirovka.html
Какие штрафы за нарушения правил буксировки? ПДД о гибкой и жёсткой сцепке
ПДД и буксировка
Правила буксировки в 2021 году довольно чётко регламентированы. Между тем, требования и предписания эти достаточно мягкие, но даже за их нарушение штраф очень небольшой. Однако, к делу всё равно нужно подходить ответственно, ведь, помимо административной ответственности может наступить и гражданская – по ремонту повреждённого своего и чужих автомобилей, если этот процесс будет осуществляться неправильно. Да, «ПДД написаны кровью» – даже если и «кровью» самих машин. В статье мы актуально и исчерпывающе разберём все тонкости буксировки транспортных средств на гибкой и жёсткой сцепке, выясним максимальную скорость, требования к тросу и все другие пункты регулирования этой процедуры.
Какой размер штрафа за неправильную буксировку в 2021 году?
За любые нарушения правил буксировки, кроме ПДД касательно пользования световыми приборами и превышения скорости при этом процессе применяется единая норма наказания, и ответственность в этом случае довольно мягкая.
За нарушения ПДД при буксировке выписывается штраф 500 рублей или выносится предупреждение по части 1 статьи 12.21 КоАП РФ.
Такое наказание, в частности, налагается в следующих случаях:
- штраф положен, если стаж водителя буксирующего автомобиля меньше 2 лет,
- за нарушения условий буксировки на гибкой или жёсткой сцепке,
- при недостаточной или излишней длине троса,
- за невыставленный сзади машины знак аварийной остановки в установленных ПДД случаях,
- если вы взяли на трос транспортные средства, которые запрещается буксировать: велосипеды или мотоциклы без коляски.
Однако, есть 2 нарушения при этой процедуре, за которые положены отдельные – более частные меры ответственности:
- за нарушения скоростного режима при буксировке налагается один из штрафов ГИБДД за превышение – от 500 рублей до наказания в виде лишения прав на 1 год,
- а за нарушения использования световых приборов положено такое же наказание – предупреждение или штраф 500 рублей по статье 12.20 КоАП.
Так штраф или предупреждение?
В административном законодательстве 2021 года предупреждение является более мягкой мерой ответственности, а штраф – более жёсткой. И потому первое выносится по закону в следующих случаях:
- если нарушение правил буксировки совершено водителем впервые,
- если в результате нарушения не было ДТП с вредом здоровью или причинением смерти людям, животным или окружающей среде.
Так говорит статья 3.4 КоАП.
Однако, на практике предупреждение практически никогда не выписывается сотрудниками ГИБДД – только штраф.
Причём, обратите внимание, в отличие от большинства других правил назначения наказания, отсутствие нарушений до текущего считается не за последний год, а вообще.
Действует ли скидка?
Да. На штраф за неправильную буксировку механических транспортных средств распространяется скидка 50% при условии уплаты денег в течение 20 дней со дня вынесения постановления. То есть размер штрафа составит в этом случае 250 рублей.
Данная скидка также не зависит от конкретного нарушения: если стаж водителя менее 2 лет, при неправильной длине или разметке троса при гибкой сцепке, на гибкой сцепке в гололёдицу, при запрещённой буксировке в предписанных ПДД случаях и так далее.
Кому выпишут штраф: буксирующему или буксируемому?
Тому, кто нарушил. Но если этот момент будет спорным, то чаще всего сотрудники ГИБДД назначают штраф буксирующему водителю. Давайте рассмотрим каждое конкретное нарушение.
Буксирующему выпишут штраф:
- за превышение скорости,
- за буксировку транспортных средств, которые ПДД запрещают буксировать,
- за неправильную длину троса (даже если трос принадлежит буксируемому),
- и за другие нарушения, совершённые автомобилем буксирующего.
А буксируемому в следующих случаях:
- если тот не включил аварийную сигнализацию, габаритные огни в тёмное время суток или не выставил знак аварийной остановки, когда «аварийка» не работает,
- за перевозку людей в его автомобиле,
- за другие нарушения правил буксировки, произошедшие непосредственно в машине буксируемого.
Заберут ли авто на штрафстоянку за это нарушение?
Опять же, здесь та ситуация, когда практика несколько отличается от теории – в худшую для водителя сторону. Но не во всех случаях.
Дело в том, что статья 27.13 КоАП не предусматривает эвакуацию на штрафстоянку за нарушения правил буксировки. Между тем, если она осуществляется при нерабочей тормозной или рулевой системе, и она запрещена в этом случае для гибкой сцепки и в ряде случаев для жёсткой (о правилах буксировки мы ещё поговорим подробно немного ниже), то инспектор может незаконно к буксируемому автомобилю применить отдельное наказание по части 2 статьи 12.5 КоАП. А при выписывании штрафа по этой норме эвакуация уже становится законной.
В чём же здесь дело?! А в том, что если вы нарушаете запрет ПДД буксировать автомобиль с нерабочими тормозами или рулевым управлением, то это является одновременно нарушением правил буксировки и управления при наличии неисправностей, при которых эксплуатация машины запрещена. Однако, оба этих нарушения вызваны одним незаконным действием, а 2 раза наказывать за это нельзя. А, так как именно неправильная буксировка является более частным случаем данного нарушения, то и санкция должна применяться именно по этой норме, за которую штрафстоянка неправомерна.
Однако, остаётся открытым вопрос в том случае, если инспектор выпишет штраф за нарушение правил буксировки буксирующему водителю, а за неисправность – буксируемому. В этом случае всё усматривается логичным, так как уже 2 противоправных действия привели к 2 нарушениям.
Штраф за буксировку водителем без стажа
Несмотря на то, что требование по минимальному опыту вождения ввели не так давно изменениями в ПДД, штраф за это нарушение отдельный не сделали. Таким образом, оно квалифицируется также по статье 12.21 КоАП с суммой штрафа 500 рублей.
Есть ли отдельное наказание за грузовую машину?
Нет. Статья 12.21 Административного кодекса общая как для легковых автомобилей, так и для грузовых, автобусов, мотоциклов, мопедов и так далее. Она предписывает штраф за нарушения буксировки любых механических транспортных средств.
Есть ли отдельная санкция для юридических лиц?
Тоже нет. Да и штраф будет выписан не организации, а водителю за конкретное нарушение неправильной буксировки.
Есть, однако, специальные санкции для юрлиц при движении с буксируемым прицепом в случае тяжеловесного или крупногабаритного транспорта, а также опасных грузов (статьи 12.21.1 и 12.21.2 соответственно).
Главные пункты ПДД про буксировку
Теперь настало время поговорить непосредственно за какие нарушения выписываются штрафы. Основные пункты ПДД содержатся в разделе 20 этого нормативного акта, и мы рекомендуем прочитать всё же официальную его трактовку. Но некоторые требования разбросаны по другим разделам.
Итак, основное, что вам необходимо запомнить, это:
- стаж водителя буксирующей машины по новому закону должен составлять не меньше 2 лет (пункт 20.2(1)),
- без водителя в буксируемом автомобиле можно ехать только на жёсткой сцепке при условии, что она обеспечивает строгое движение за тянущим автомобилем (пункт 20.1 ПДД),
- в буксируемом легковом автомобиле пассажирам находиться можно, кроме случая метода частичной погрузки (пункт 20.2),
- длина троса должна составлять 4-6 метров на гибкой сцепке, а длина сцепного устройства при жёсткой – не более 4 метров,
- Правила запрещают буксировать автомобили с неисправными рулевой или тормозной системой (кроме частичной погрузки),
- также нельзя буксировать 2 и более машины,
- на тросу запрещена буксировка в гололёдицу.
Так выглядит буксировка методом частичной погрузки
Нужно ли включать «аварийку»?
Да. Но только на буксируемом автомобиле (пункт 7.1 Правил). Для буксирующего вообще нет никаких отдельных требований ПДД по части световых огней – всё как обычно. А, если она неисправна, то необходимо прикрепить в задней части машины знак аварийной остановки (7.3). Причём, не имеет значения, каким образом вы его закрепите – главное, чтобы его видели водители позади вас.
Кроме того, пункт 19.1 предписывает обязательное включение габаритных огней в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости – тоже только для буксируемого транспортного средства.
Все эти требования не зависят от типа сцепки.
Какие правила для гибкой сцепки?
ПДД устанавливают следующие правила (их исчерпывающий список для троса):
- при буксировке на гибкой сцепке в обоих автомобилях обязательно должны быть водители – это очевидно,
- стаж буксирующего автолюбителя должен быть не менее 2 лет,
- длина троса должна обеспечить расстояние между машинами от 4 до 6 метров,
- а сам трос должен быть обозначен флажками с бело-красными чередующимися полосами.
Когда она запрещена?
- Когда на дороге гололёд – причём, его наличие определяется сотрудником ГИБДД на глаз,
- если на участке дороги есть знак 3.7, запрещающий движение с прицепом, а вместе с этим и буксировку (ниже вы можете увидеть, как он выглядит),
- если у буксируемого не работает рулевое управление или тормоза,
- если речь идёт о мотоциклах без коляски (причём, они и сами не могут тянуть, и их нельзя буксировать),
- велосипедов, скутеров и мопедов (им также нельзя быть с любой стороны троса) – пункт 24.9 ПДД,
- также Правила запрещают буксировку 2 и более автомобилей друг за другом.
Какие правила жёсткой сцепки?
- Если конструкция жёсткой сцепки позволяет буксируемому двигаться жёстко по траектории тянущего его автомобиля, то в буксируемом может не быть водителя,
- если же сцепка этого не обеспечивает, то в обеих машинах обязательно должны находиться водители,
- при неисправности тормозов у буксируемого его можно тянуть только в том случае, если его масса меньше половины массы буксирующей машины (а на гибкой сцепке вообще запрещается),
- сцепное устройство должно быть не более 4 метров – точнее, расстояние между автомобилями не более этого значения,
- сама сцепка должна выполнять условия ГОСТ 25907-89 (пункт 10 Основных положений),
- и здесь также есть требование по минимальному сроку водительских прав у буксирующего – от 2 лет.
Когда она запрещена?
Запреты жёсткой сцепки несколько мягче, нежели гибкой:
- если конструкция сцепки не позволяет буксируемому ехать прямолинейно за впереди идущим автомобилем, то запрещена буксировка без водителя в буксируемом авто,
- если длина сцепки более 4 метров,
- если не работает рулевое управление,
- 2 и более транспортных средств,
- также нельзя буксировать на любой сцепке мотоциклы, мопеды, скутеры и велосипеды.
Какая максимальная скорость буксировки?
50 км в час. Это максимальная разрешённая скорость при любом виде буксировки и на любых дорогах при условии, что другими пунктами ПДД или дорожными знаками на данном участке не установлено меньшее значение.
Таким образом, Правила чётко регламентируют следующие лимиты разрешённой скорости:
- в населённом пункте на дороге (не на прилегающей территории) без знаков ограничения скорости разрешено буксировать со скоростью не более 50 км/ч,
- такое же ограничение действует на трассах вне населённых пунктов и автомагистралях,
- если же дорожный знак устанавливает свой определённый скоростной режим ниже 50 км/ч, то и вам при буксировке следует снизить скорость до указанного на знаке,
- на дворовых территориях и в жилых зонах разрешается ехать не более 20 км/ч.
Здесь буксировку автомобиля не следует путать с ездой с прицепом – для последнего установлены отдельные ограничения скорости.
Можно ли буксировать отдельные виды транспортных средств?
Теперь давайте рассмотрим правила буксировки отдельных видов транспорта.
Грузовые автомобили и автобусы
Для грузовых машин нет отдельных общих пунктов ПДД, касающихся буксировки, которые бы как-либо ограничивали или запрещали это действие. Однако, есть ряд ограничений по нюансам такой буксировки:
- Правила запрещают нахождение людей в кузове буксируемого грузовика (в кабине можно), когда его тянут на жёсткой или гибкой сцепке,
- если буксировка осуществляется методом частичной погрузки, то и в кузове буксирующего запрещено находиться людям.
Ровно такие же правила действуют и для автобусов – в салоне буксируемого нельзя находиться людям.
Мотоциклы, мопеды и велосипеды
ПДД запрещают буксировать мотоциклы без боковой коляски – причём, нельзя как тянуть такой мотоцикл, так и к нему цеплять буксируемый. То есть оба мототранспортных средства должны иметь коляску для возможности этой процедуры. То же относится и к мопедам и скутерам.
А вот велосипеды вообще запрещается брать на трос любым способом, на любых дорогах и при любых ситуациях – пункт 24.9 ПДД.
Можно ли тянуть авто без тормозов?
Это зависит от вида буксировки и пропорций массы транспортных средств:
- на гибкой сцепке тянуть автомобиль с неисправными тормозами запрещается Правилами в принципе,
- на жёсткой сцепке или методом частичной погрузки можно буксировать, если текущая масса буксируемой машины меньше половины текущей массы буксирующей.
Так предписывает пункт 20.4. Обратите внимание, что считается именно фактическая масса автомобилей – то есть в данный момент времени. Впрочем, вряд ли её смогут и будут измерять на дороге инспекторы при подозрении в нарушении правил буксировки.
Кроме того, ПДД чётко регламентируют неисправность тормозов в контексте буксировки. Они считаются недействующими, если вообще не работают – то есть не позволяют остановить (именно остановить, а не просто замедлить) авто даже на минимальной скорости. Если у вас тормоза просто очень плохие (и, следовательно, неисправные), но немного работают и позволяют тормозить до полной остановки, то недействующими по Правилам они не считаются.
Произошло ДТП – кто виноват?
В любом ДТП виновником считается лицо, чьё виновное действие привело к причинению вреда имуществу или здоровью других людей. Таким образом, здесь каждый случай будет рассматриваться индивидуально.
Например, если буксировка осуществлялась на тросу, и водитель буксируемого автомобиля повернул руль вправо и зацепил соседнее авто, то, очевидно, виновен будет буксируемый. Также на него ляжет вина, если он таким резким манёвром вызвал занос тянущего его автомобиля.
Если авария произошла в результате превышения скорости, то буксируемый точно не будет виновен, потому как он не мог воздействовать на буксирующего (ведь торможение могло вызвать новое ДТП). Равно как при буксировке на жёсткой сцепке и, тем более, методом частичной погрузки буксируемый не в ответе за манёвры буксирующего.
Источник статьи: http://autotonkosti.ru/q/kakie-shtrafy-za-narusheniya-pravil-buksirovki-pdd-o-gibkoy-i