Массовый автомобиль генри форда

KUNST! Ford Model T — машина, поставившая мир на колёса

Ford Model T безо всяких преувеличений изменил мир. Из игрушки для богатых автомобиль превратился в средство передвижения.

«Считаешь ли ты возможным, — писал Станислав Лем в одном из своих эссе, обращаясь к воображаемому футурологу начала XX века, — что вон та старая бричка, в которую господин Бенц запихнул стрекочущий двигатель мощностью в полторы лошади, вскоре так расплодится, что от удушливых испарений в больших городах день обратится в ночь, а приткнуть эту повозку куда-нибудь станет настолько трудно, что в громаднейших мегаполисах не будет проблемы труднее этой?»

Конечно же, на заре автомобильной эпохи никто о таком кошмаре и помыслить не мог. Но это произошло, и виной тому был даже не Карл Бенц, а предприимчивый американец Генри Форд (Henry Ford), фамилия которого чуть не превратилась в синоним автомобиля вообще.

Первую свою машину — так называемый «квадрицикл» — Форд построил в 1896 году, в возрасте, и вывел на улицу Детройта через пролом в стене сарая: увлечённый изобретатель не учёл габаритов входной двери. Вскоре Форд проявил себя способным бизнесменом, продав своё творение за 200 долларов.

Тем не менее до промышленного производства было ещё далеко. Нынешняя, всем известная Ford Motor Company берёт своё начало лишь с 1903 года. В первые шесть лет компания выпускала десяток различных моделей, обозначавшихся буквами латинского алфавита от A до S. Были среди них дешёвые модели, были и довольно дорогие и мощные, рассчитанные на состоятельных покупателей. Впрочем, Форд скоро понял, что таким образом больших денег не сделаешь, и решил сосредоточиться на единственной массовой и практичной модели, доступной буквально всем слоям общества.

Читайте также:  Автомобили пежо 308 тест драйв

Такой моделью и стал Ford T — знаменитая «Жестянка Лиззи», первые экземпляры которой были собраны в 1908 году. Форд намеревался строить максимально дешёвый автомобиль — но вовсе не в ущерб надёжности! Поэтому рама машины клепалась из особо прочной стали, легированной ванадием. На неё ставился довольно мощный по тем временам мотор рабочим объёмом в 2,9 литра. Цилиндры были отлиты в одном блоке — также необычное решение для той эпохи. Максимальная скорость машины составляла 72 км/ч.

Позаботился Форд и о том, чтобы машина не представляла сложностей в управлении. Переключать передачи на тогдашних автомобилях было сущим мучением. Специально для Ford T разработали двухскоростную планетарную коробку передач, которая приводилась в действие педалью, у которой были три позиции, соответствовавшие нейтралке, первой и второй передачам. Ещё одной педалью включалась задняя передача, третья педаль приводила в действие трансмиссионный тормоз, а педали сцепления в машине вовсе не имелось — обходились без неё. Что касается акселератора, он размещался тоже в непривычном месте — его функции выполнял рычажок на руле. Рессор на машине стояло всего две, и обе поперечные полуэллиптические. Такое архаичное решение сохранится и на последующих моделях, даже на «восьмёрках», выпускавшихся в годы.

Имелись у Ford T и свои недостатки, связанные главным образом со стремлением удешевить конструкцию. Так, бензин поступал в мотор самотёком. Это приводило к тому, что если в баке оставалось мало топлива, на крутых подъёмах двигатель мог заглохнуть. Хитрые американцы нашли выход: в горку они забирались… задним ходом. Другой врождённой проблемой были фары. Они питались напрямую от магнето и при низких оборотах мотора горели очень тускло. Чтобы в ночное время видеть перед собой дорогу, приходилось ездить на пониженной передаче.

Помимо упрощённой конструкции, ещё одним козырем Форда была великолепная организация производства. Например, для того, чтобы снизить издержки и меньше зависеть от поставщиков, Форд завёл собственное металлургическое производство. Субподрядчикам он давал указания о том, какого размера должны быть доски для ящиков, в которых поставлялись детали. Потом из этих досок выпиливались деревянные части машины. Оставшаяся древесина пережигалась в древесный уголь, который тоже поступал в продажу. Такая борьба за доллары и центы вела к тому, что Ford T стоил исключительно дешёво: 825 долларов. И это в то время, когда редкий автомобиль продавался меньше чем за 2000 долларов, считаясь игрушкой для богачей!

Неудивительно, что машина моментально стала самой массовой моделью. Уже за 1909 год было продано более 12 тысяч Ford T, а на следующий год — почти вдвое больше, свыше 19 тысяч. Фирма Ford, которая ещё с 1906 года была крупнейшим автопроизводителем в Америке, резко пошла в отрыв. В её годовое производство составило более 70 тысяч автомобилей по сравнению с 28 тысячами у ближайшего конкурента — Willys-Overland. Покупатели по достоинству оценили надёжный и неприхотливый автомобиль, который легко передвигался по самым скверным дорогам — асфальтовыми шоссе в то время в Америке и не пахло, состояние дорог было ничуть не лучше, чем, скажем, в России, славящейся своими колдобинами. А если «Жестянка Лиззи» всё же ломалась, её буквально «на коленке» мог починить любой сельский кузнец.

Чтобы удовлетворить спрос и сделать издержки ещё ниже, Форд обратился к нетрадиционным методам организации производства. Так он пришёл к идее конвейера, взяв за образец те, которые к тому времени уже существовали… на чикагских бойнях, но представляли собой своего рода «разборочные линии»: говяжьи туши, подвешенные на крюках и двигавшиеся мимо мясников, последовательно «раздевались» до голого костяка. Форд же решил сделать наоборот: на его конвейере остов обрастал деталями, превращаясь в готовый автомобиль.

Конвейер был внедрён на фордовских заводах в начале 1914 года. Время сборки радикально сократилось: прежде одно шасси для Ford T собиралось за 12 с половиной часов, теперь же весь автомобиль — за 93 минуты. Правда, это решение, технологически эффективное, оказалось непродуманным с гуманитарной точки зрения. Монотонной, одурманивающей работой у конвейера могли прельститься только неквалифицированные эмигранты. Компанию Форда одолевала страшная текучка кадров. Не обошлось и без социальной критики: Форда обвиняли в том, что он превращает рабочих в живые автоматы. Форд ответил на это подъёмом минимальной заработной платы до неслыханного уровня: пять долларов за восьмичасовой рабочий день. Вспомните рассказы О. Генри: там девушкам-продавщицам такую сумму платят в неделю! Этот поступок потряс Америку. Форда критиковали снова, на этот раз обзывая социалистом. Однако Форд не только покончил с текучкой и поднял производительность: повышая своим рабочим зарплату, он давал им возможность покупать его же автомобили и тем самым увеличивал число своих клиентов. И действительно, несмотря на всю критику, прибыль компании к 1916 году удвоилась.

В том же году модель T прошла первый серьёзный рестайлинг, получив вместо прежнего угловатого радиатора из латуни новый округлый радиатор, выкрашенный в чёрный цвет. Вообще Генри Форд любил чёрную краску. Ему даже приписывают знаменитое изречение: «Цвет автомобиля может быть любым при условии, что он чёрный». Скорее всего, это легенда, но так или иначе, с по 1926 годы другие цвета покупателям действительно не предлагались. Чёрную краску Форд якобы выбрал того, что она сохла быстрее других, и тем самым ускорялось время сборки автомобиля, но на самом деле просто она была наиболее дешёвой и стойкой.

Первый закрытый кузов — седан — стал устанавливаться на Ford T с 1914 года. Он имел непривычную для нас конструкцию: для доступа и к передним, и к задним сиденьям служили две двери, расположенные посередине кузова. Таким образом, сбоку от водителя находилась не дверь, а глухая стенка с окном, и чтобы вылезти из машины, ему приходилось перелезать через спинку сиденья. По этой ли причине или относительной дороговизны седаны не пользовались большим спросом: наиболее массовым вариантом Ford T до самого конца оставался открытый кузов — фаэтон, который у американцев называется Touring.

Производство нарастало, перевалив в 1917 году за 700 тысяч. Затем США вступили в Мировую войну, промышленность частично переключилась на военные нужды, спрос упал, начались нехватки сырья, и в годах производительность фордовских заводов несколько сократилась. Но уже в 1921 году, на волне послевоенного бума, был взят новый рубеж: 1 миллион 400 тысяч машин! А ещё через два года Ford T был произведён в количестве 2 миллионов штук.

Таких объёмов производства в те годы больше не мог дать никто. Ближайшие соперники строили в шесть раз меньше машин. Неудивительно, что модель T составляла более половины автопарка США и 90 процентов — во всём мире. «Жестянки» раскупались так хорошо, что с по 1923 годы их вообще никак не рекламировали. Ford T, помимо прочего, стал первой интернациональной моделью: ещё в 1911 году завод по его сборке открылся в Англии, а в — в Германии. Так было положено начало «еврофордам», которые со временем стали радикально отличаться от американской линейки этой марки.

Однако такой фантастический успех, как это частенько бывает, не пошёл Генри Форду на пользу. Он возгордился и стал считать себя непогрешимым, полагая, что иной машины, нежели Ford T, потребителю никогда не понадобится. Между тем эпоха, когда модель T не знала конкуренции, подошла к концу. В 1916 году знаменитый автомагнат Билли Дюрант (Billy Durant) поставил на конвейер машину Chevrolet 490, которая называлась так потому, что первоначально стоила 490 долларов. В годы он же, уйдя из General Motors, основал новую недорогую марку Star. Переманивал покупателей также и Dodge, первым в отрасли освоивший цельнометаллические кузова. Если у клиента дела идут хорошо, он, как правило, покупает более дорогую и комфортабельную машину. А Генри Форд не мог предложить покупателям ничего, кроме очень дешёвых (менее 300 долларов в начале годов), но морально устаревших «Жестянок Лиззи», которые были лишены элементарных удобств. Например, почти до самого конца их производства стартер не входил в список стандартного оборудования и ставился за дополнительную плату.

Всё более архаичным выглядело и управление этими машинами. Дошло до того, что в ряде штатов для вождения Ford T требовались специальные права. В конце концов, продажи машины начали падать, и это даже такого упрямого человека, как Генри Форд, вынудило принять меры. В мае 1927 года заводы Форда были закрыты на шесть месяцев: якобы с целью переоснастки для выпуска новой модели, но на самом деле её ещё не существовало в природе. Форд отправил рабочих по домам, а инженеров усадил за разработку новой модели. Она пошла в производство лишь под конец года и называлась вовсе не Ford U, как следовало бы по логике, а Ford A — в знак того, что всё начинается сначала. Новая модель с двигателем, несмотря на спешку с её созданием, получилась очень удачной и стала достойной преемницей модели T.

Всего за двадцать лет было построено более 15 миллионов «Жестянок Лиззи» — этот рекорд лишь полвека спустя был побит другим «народным автомобилем», знаменитым «Жуком» от фирмы Volkswagen. Мечта Генри Форда сбылась: он действительно усадил американцев за руль. К лучшему или к худшему, но благодаря его усилиям автомобиль радикально изменил образ жизни сначала в Америке, а затем и в остальном мире.

Источник статьи: http://www.drive.ru/kunst/ford/4efb32bb00f11713001e1f71.html

Генри Форд. Часть 1. Как был сделан первый автомобиль

Генри Форд родился в Гринфилде, штат Мичиган, 30 июля 1863 года. С раннего детства он работал на ферме своего отца: рубил дрова, доил коров, занимался лошадьми. Когда Генри было тринадцать лет, умерла его мать, с которой он был очень близок.

В 1879 году против воли отца Генри уехал в Детройт, где стал учеником в механическом цехе. Позднее он писал: «У меня никогда не было особой любви к ферме. Я любил мать, которая была на ферме». Его заработная плата была низкой. Чтобы выжить, по вечерам Генри ремонтировал часы.

В Гринфилд Форд вернулся после того, как отец выделил ему 40 акров земли для создания собственной фермы. В апреле 1888 года он женился на Кларе Брайант. Девушка была младше его на три года.

Форд не любил сельское хозяйство и большую часть времени пытался построить машину с паровым двигателем — локомобиль. В сентябре 1891 года он вернулся в Детройт и начал работать инженером в Электрической компании Эдисона. Позднее он стал главным инженером завода с зарплатой 100 долларов в месяц.

В этот период Форд прочитал статью в журнале о том, как немецкий инженер Николас Отто изобрел двигатель внутреннего сгорания. Он также посетил Всемирную выставку в Чикаго, где изучил представленный там экспонат — небольшой бензиновый двигатель, созданный для перекачивания воды. Вдохновленный этим Форд все свободное время тратит на создание автомобиля, работающего на бензине.

Свой первый автомобиль Форд закончил делать в 1896 году. Работал он в своем саду в небольшом кирпичном сарае. Детали изготавливал из металлолома, обрабатывал их на токарном станке и вручную при помощи инструментов. Управляемый двухцилиндровым четырехтактным двигателем автомобиль, названный Tin Lizzie, передвигался на велосипедных колесах. Он не имел заднего хода и тормоза.

Первое испытание автомобиля прошло в мае 1896 года. Однако его создатель упустил из виду тот факт, что автомобиль был шире двери, через которую его надо было вытащить. В отчаянии Форд схватил топор и разбил заднюю стену.

На автомобиле Форд проехал один раз вокруг квартала. Он понимал, что созданное им средство передвижения пока не подходит для массового производства.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5aedbacc4bf161076f7180e9/genri-ford-chast-1-kak-byl-sdelan-pervyi-avtomobil-5aedcb1d256d5cf5602bf2f5

Генри Форд и его успех. История автомобиля Форд

Создание компании Форд имеет любопытную предысторию. Все началось в 1872 году, когда сын иммигранта из Ирландии и будущий знаменитый автомобилестроитель в детском возрасте упал с лошади и больно ушибся. Тогда в его голове созрела мысль о том, что надо придумать транспортное средство, которое может передвигаться без помощи животных. Этим ребенком был Генри Форд.

Создатель компании Генри Форд

Автомобильная компания получила свое название в честь своего создателя Генри Форда. Он от рождения был настоящим технарем. Еще в подростковом возрасте мальчик Генри интересовался всем механическим, пытался вникнуть в устройство всего, что его окружало. Он часто ремонтировал часы своим соседям.

Генри Форд был рожден 30 июля 1863 года в семье земледелов. У его отца была ферма. Достигнув 16-ти лет, Генри уехал работать в Детройт. Там он стал на практике изучать инженерное дело и знакомиться с работой механизмов. Он устанавливал и чинил паровые двигатели. В 1893 году был первый результат его трудов.

Форду удалось сконструировать свой первый двигатель внутреннего сгорания на бензине с одним цилиндром. По прошествии трех лет Генри Форд построил свою первую машину.

Генри решил попробовать своими силами создать свою автокомпанию, но смог только получить опыт на будущее. Он также принимал участие в автогонках, благодаря этому он обрел известность на рубеже XIX-XX вв.

Несмотря на всего восемь классов образования, Форду удалось добиться определенных результатов в автоспорте и показать горячую увлеченность строительством автомобилей. Он смог убедить несколько крупных финансистов вложиться деньгами в автомобильное производство. И тогда же в июне 1903 года в окрестностях Детройта появился завод «Форд Мотор Компани».

Но ссора Форда с компаньонами в 1905 году могла существенно повлиять на историю фирмы. Соучредители наотрез отказывались выпускать дешевые авто. Но Генри Форд был человеком упрямым и настырным, поэтому он вынудил держателя главного пакета акций продать их ему. После этого Форд стал спокойно изготавливать и продавать недорогие машины.

Конвейерное производство машин – его заслуга. Он сделал это в 1913 году. Благодаря этому производство автомобилей подешевело и было поставлено на поток, и продукцию завода могли себе позволить не только богачи, но и люди среднего класса.

Знаменитая модель «Т»

В жизни Генри Форда 1908 год стал знаменательным. В этот год сбылась его давняя мечта – он выпустил модель машины под названием «Жестяная Лиззи». Коротко автомобиль назывался Модель «Т». Впоследствии эта авторская машина стала самой известной в авто-индустрии.

Благодаря новой технологии производства цена на автомобиль упала до отметки в 260$. В первый год выпуска удалось сбыть более 10 тысяч экземпляров. Тогда же эта машина стала необходимым и доступным транспортом. Начали производить автомобили в крупных масштабах. А налаженный конвейер помогал каждые 10 секунд выпускать новенькую Модель «Т».

К 1932 году завод Форд производил 1/3 всех автомобилей в мире.

Компания в настоящий момент времени

С момента основания фирмы прошло более 100 лет. Главным принципом, принесшим компании бешеный успех, и по сей день является сочетание постоянного совершенствования моделей авто и минимальных трат на их производство. Благодаря этому обстоятельству «Форд Мотор Компани» сейчас выпускает автомобили мирового класса.

Фирма имеет свою долю акций в других известных компаниях. Например, Киа или Мазда. В настоящее время компания Форд находится на 4 месте в мире по объему выпускаемой ими продукции за все время своего существования.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b227abaec784100a92ae963/genri-ford-i-ego-uspeh-istoriia-avtomobilia-ford-5be96703ec5e1b00aa71cdb7

Оцените статью