Платиновая десятиминутка
Как оказывают медицинскую помощь в Формуле 1
К счастью, он появляется в кадре очень редко. Но его автомобиль всегда находится в эпицентре гонки. Этот же автомобиль мы видим на горизонте в тот момент, когда загораются огни светофора, и начинается очередная плотная борьба на старте Гран-при. Сегодня наш рассказ о главном враче Формулы 1, медицинской машине и о том, какую помощь может получит пилот непосредственно на трассе.
Немного истории
Мы привыкли к тому, что сейчас уровень безопасности Формулы 1 очень высок. Но так было не всегда. И до сих пор современный фанат автогонок содрагается от рассказов, что Джеки Стюарт начал возить с собой персонального врача после того, как увидел грязное прокуренное помещение медицинского центра на одном из Гран-при и главного врача-гинеколога на другом.
Знаковой фигурой в Формуле 1 является Сид Уоткинс – британский нейрохирург, который сыграл важную роль в становлении современного уровня медицинской помощи в Формуле 1. В 1978 году Берни Экклстоун предложил ему стать главным гоночным врачом. На тот момент практически ни один автодром не был обеспечен медицинским оборудованием. Но все кардинально изменилось после Гран-при Италии того же года, когда Ронни Петерсон попал в тяжелую аварию. Прибывшему на место трагедии Сиду Уоткинсу итальянская полиция не разрешила оказать первую помощь. Автомобиль скорой помощи приехал только через 18 минут и забрал пилота в госпиталь, но уже на следующий день Петерсон скончался.
После этого инцидента Уоткинс потребовал от Берни Экклстоуна медицинский автомобиль, вертолет и анестезиолога. И уже со следующего этапа медицинский автомобиль начал сопровождать пилотов на первом круге, чтобы, в случае аварии, немедленно оказать помощь. Эта тенденция сохраняется до сих пор.
В 1996 году свет увидела книга Сида Уоткинса «Жизнь на переделе». По словам самого профессора, он начал ее писать после гибели Айртона Сенны. Сид хотел еще раз показать всем, насколько сложно добиться абсолютной безопасности в автогонках и какого прогресса все же удалось достичь.
Не главным врачом единым
В современной Формуле 1 за безопасность пилотов и всех, кто принимает участие в Гран-при, отвечает не только главный врач. На каждом автодроме оборудован медицинский центр, где находится команда докторов. Перед стартом этапа координатор медицинской службы Формулы 1, которым сейчас является Ян Робертс, и делегация FIA инспектируют медицинский персонал. Самые главные требования: профессионализм врачей, наличие необходимого оборудования и лекарственных препаратов.
Рабочий график
В четверг Ян Робертс и Алан ван дер Мерве (водитель медицинского автомобиля) проезжают по трассе несколько кругов, чтобы приспособиться к гоночному треку. Им крайне необходимо знать трассу и пути к медицинскому центру, чтобы максимально быстро, в случае необходимости, прибыть на место аварии и доставить пилота в надежное место. В это же время проверяется работоспособность всех систем, которые информируют экипаж медицинского автомобиля о случившемся на трассе.
В пятницу, субботу и воскресенье водитель и врач часами дежурят в медицинском автомобиле с включенным двигателем, поскольку они должны быть в полной боевой готовности во время всех заездов Формулы 1, а также GP2 и GP3. Место парковки медицинского автомобиля – выезд с пит-лейна. Это обеспечивает максимально быструю возможность отреагировать на случившееся. По словам Алана ван дер Мерве, им необходимы одна-две минуты, чтобы приехать на место аварии. Сложнее всего с этим в Монако, где иногда приходится ехать три минуты.
Что находится в медицинском автомобиле
В Mercedes-Benz AMG C63 S находится достаточно средств оказания первой медицинской помощи. Прежде всего, из автомобиля можно считывать показания датчиков ускорения болидов. Это помогает врачу сразу увидеть уровень перегрузки, который испытал пилот в момент аварии. Также в медицинском автомобиле всегда есть интубационная трубка, запас кислорода, оборудование для очистки дыхательных путей от крови или иных выделений, дефибриллятор, прибор для электрокардиограммы, препараты, применяющиеся при остановке сердца и многое другое.
Алгоритм действий
Ян Робертс утверждает, что они не используют большинство оборудования и препаратов. Их главная задача – максимально быстро провести необходимые манипуляции для спасения жизни пилота и безопасно транспортировать его в ближайший медицинский пункт или госпиталь.
«В медицинском лексиконе есть выражение «золотой час», но в автоспорте мы используем словосочетание «платиновая десятиминутка». Мы должны в течение минуты оказаться на месте событий и моментально оценить, что произошло и как действовать»
Также Ян Робертс рассказывает, что в современном мире гаджетов, Интернета и «диванных критиков» работать стало немного сложнее, поскольку многие зрители снимают момент аварии, выкладывают его на Youtube, а затем обсуждают профессионализм врача. Но Робертс утверждает, что ему виднее, что именно необходимо сделать на месте происшествия и как не усугубить ситуацию.
Источник статьи: http://parabolike.com/2015/11/13/medical
Формула 1 показала машину безопасности и медицинскую машину
Формула 1 показала машину безопасности и медицинскую машину, которые будут использоваться в этом году. Медицинской машиной будет универсал Mercedes-AMG C 63 S Estate, а машиной безопасности — Mercedes-AMG GT R. Эти машины оснащены всем необходимым оборудованием.
В Формуле 1 решили изменить ливрею этих машин. Они сохранили базовый серебристый цвет, но при этом добавили радугу и хаштег #WeRaceAsOne. Эти символы демонстрируют, что Формула 1 поддерживает инициативы по борьбе с дискриминацией и расизмом.
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:
С этого года в Формуле 1 действуют бюджетные ограничения, из-за этого команды не смогут одновременно.
23.02.2021
Том Коронель (нидерландский гонщик) говорил о решении Карлоса Сайнса покинуть McLaren и перейти в Ferrari. «В.
23.02.2021
Руководитель Red Bull Кристиан Хорнер говорил о Серхио Пересе, с которым они подписали контракт. Также.
23.02.2021
В этом году Александер Албон будет работать резервным пилотом Red Bull, также он будет выступать в DTM.
23.02.2021
Роман Грожан рассказал как изменится его отношение к пилотам. Напомним, что француз покинул Формулу 1. «В.
23.02.2021
Руководитель Mercedes Тото Вольфф считает, что в этом году они могут потерять лидерство в Формуле 1. «В.
22.02.2021
Исполнительный директор Формулы 1 Стефано Доменикали говорил о Ferrari. Напомним, что в прошлом Стефано.
22.02.2021
Команда Alfa Romeo показала шлем, который Кими Райкконен будет использовать в этом году. На фото можно.
22.02.2021
Richard Mille и Ferrari подписали многолетний спонсорский контракт. Напомним, что Richard Mille — это.
22.02.2021
В 2020 году, когда Александр Албон являлся боевым гонщиком команды Red Bull, он не рассматривал переход.
Источник статьи: http://f1report.ru/news/f1-54447.html
Служба спасения Формулы 1
Спасение жизней в Формуле 1 требует усилий множества людей. Корреспондент родственного AUTOSPORT издания F1 Racing познакомился с новым главным координатором медицинской службы Ф1 доктором Яном Робертсом – и оснащением медицинской машины спасения AMG Mercedes
Неординарная фигура Сида Уоткинса [ушедшего из жизни в сентябре прошлого года] оставила заметный след в Формуле 1 – как, наверное, и должно быть. В наше просвещенное время трудно себе представить повторение ситуации, когда-то случившейся с Джеки Стюартом: добрых полвека назад шотландец как-то зашел в медицинский центр одной из трасс, и его взору предстало грязное помещение, усыпанное окурками от сигарет.
В ту пору медицинское обслуживание на этапах чемпионата было довольно неоднородным — на одной из трасс тот же Стюарт обнаружил, что главным местным медицинским специалистом является гинеколог, получивший этот пост за большую любовь к гонкам — после этого Джеки начал возить с собой на этапы своего персонального доктора. Но все изменилось в конце 70-х, когда Берни Экклстоун пригласил на роль главврача Формулы 1 Сида Уоткинса.
После смерти Сида мы по привычке цепляемся за романтический образ фигуры главного доктора Формулы 1, которого каждый в паддоке мог попросить о помощи, который стоял на страже здоровья гонщиков, раз за разом выезжая на трассу для оказания первой помощи — время ему требовалось лишь на то, чтобы затушить свою очередную сигару. Но с той поры многое изменилось, и в медицинской машине Формулы 1 вы больше не найдете хьюмидора [коробки для сигар] – к тому же, новый «пассажир» серебристого Mercedes AMG не столь колоритен, как его предшественник. Однако он также является очень квалифицированным специалистом в своей области.
«Меня могут вызвать для оказания помощи кому-то на пит-лейн, — рассказал бывший главный врач трассы Сильверстоун, а ныне координатор медицинской службы Формулы 1 доктор Ян Робертс, — но на каждой трассе, где проводятся этапы чемпионата, есть собственная команда докторов, которая в основном и занимается подобными вопросами.
Перед каждым этапом мы [делегация FIA во главе с Жаном-Шарлем Пьеттом] инспектируем медицинскую службу трассы. Мы проверяем, чтобы центр первой помощи был оборудован должным образом, и чтобы все специалисты обладали необходимой квалификацией. При этом они могут не обладать обширными знаниями в автоспорте, поскольку не у каждой страны есть достаточный опыт проведения соревнований – но обязаны иметь должную квалификацию в своих областях медицины».
Ян Робертс
Именно Ян Робертса вы видите краем глаза, когда машины выстраиваются на решетке перед сигналом стартовых светофоров. Тот самый Mercedes-Benz C63 AMG в кузове «универсал», что последним занимает свое место в хвосте пелотона — это и есть машина медицинской службы. Управляет ей бывший тест-пилот команды BAR F1 Ален ван дер Мерве, а место рядом с ним занимает как раз Ян Робертс. Вместительный багажник машины доверху наполнен необходимым медицинским оборудованием.
Со стороны Mercedes выглядит снаряженным для туристического похода, но Робертс точно и молниеносно определяет, где и что находится в багажнике, чтобы воспользоваться этим при первой же необходимости.
«В медицинском лексиконе есть такое выражение — «золотой час» [время, за которое необходимо оказать пострадавшему первую помощь, чтобы повысить его шансы на выживание], но в автоспорте чаще приходится говорить о «платиновой десятиминутке», — продолжил Ян. — Мы должны в течение минуты оказаться на месте событий и моментально оценить, что произошло и как действовать».
После трагической гибели Айртона Сенны на Гран При Сан-Марино в 1994 году в FIA всерьез занялись повышением безопасности машин: как путем некоторого снижения скорости, так и увеличения количества всевозможных краш-тестов. Разумеется, инженеры команд не сидели все это время, сложа руки, и автомобили вновь поехали быстрее. Несмотря ни на что, нынешние машины, оснащенные «уменьшенными» 2,4-литровыми моторами, не особенно уступают по времени прохождения круга технике прошлого поколения с 3-литровым 10-цилиндровым «монстрам» образца 2004 года. И хотя Формула 1 сегодня стала намного безопаснее, а риск получения серьезных травм сведен к минимуму, он все еще присутствует.
«Прелесть современных машин в их повышенной прочности, — продолжил главный врач Больших Призов. — Столкновения, которые в прошлом обычно приводили к травмам легкой и средней степени тяжести, сегодня не столь страшны. Но мы по-прежнему обеспокоены возможными последствиями от сильных ударов — хоть монокок машины весьма прочен, в случае его разрушения пилоту может быть причинен серьезный вред.
Разумеется, очень важно, чтобы на гонках присутствовали медики, но мы должны выразить благодарность за снижение количества травм и многим другим людям, в числе которых инженеры, разработчики машин, дизайнеры трасс и люди, причастные к написанию правил. Наша очередь приходит тогда, когда по какой-то причина «дают осечку» все выстроенные им преграды».
Спокойный, но говорящий с большим энтузиазмом Робертс, конечно, сильно отличается от своего колоритного предшественника. Акцент явно выдает его происхождение из центральной Англии (он был консультантом по анестезии и интенсивной терапии в больнице Джорджа Элиота в Нанитоне близ Бирмингема), к тому же, Ян обладает исключительно британским чувством юмора, хотя можно было ожидать, что человек с таким опытом работы в травматической медицине может оказаться очень угрюмым и мрачным.
Его нельзя назвать несерьезным, просто он один из тех, кто в любой критической ситуации сохраняет спокойствие, а не предается эмоциям. А именно так и нужно относиться к жизни, когда стартуешь за пелотоном Формулы 1 в кипящем мареве от выхлопных газов и горячей резины.
«Есть определенное чувство волнения и возбуждения — гаснут огни! — и весь пелотон отправляется на дистанцию, — комментирует Иан. — В этой группе удаляющихся машин сосредоточена невероятная мощь! А наша задача в этот момент — внимательно следить за ситуацией, наблюдать за желтыми флагами, смотреть, не заглох ли кто на стартовой прямой, и пытаться разглядеть вдали, не произошло ли каких-нибудь серьезных происшествий. У нас есть радиообмен с системой резервного копирования, к тому же, мы находимся на постоянной связи с руководством гонки. Плюс у нас есть экран хронометража».
Медицинской машине порой тоже приходится мчаться на пределе Фото: LAT
Несмотря на старт с места и непрогретую резину, машинам Ф1 все равно требуется не более двух минут, чтобы пройти первый круг дистанции.
Чтобы быстро как можно быстрее оказаться на месте событий, если кому-то нужна помощь – или, в противном случае, промчать круг и нырнуть на пит-лейн еще до того, как их настигнет лидер заезда, – пилот медицинской машины должен пилотировать ее на максимуме, хоть по телевизору все выглядит так, как будто он едет очень медленно. Алан ван дер Мерве и Ян Робертс так же, как и призовые пилоты, проводят собственную тренировку в каждый из дней Гран При, а слаженность их командных действий имеет огромное значение.
«В обязанности Алана входит безопасная доставка нас к месту инцидента, — продолжает Ян. — Компанию нам составляет кто-то из представителей медцентра автодрома. Мы настоящая команда — и я тоже помогаю водителю, пытаясь смотреть как можно дальше, чтобы предвидеть возможные проблемы».
По окончании первого круга медицинская машина паркуется в самом конце пит-лейна, готовая снова выехать, если это понадобится (один из телевизионных экранов в машине показывает гонку, но только когда она стоит на месте). Вы можете спросить, а зачем вообще она проезжает этот первый круг? Это что, неотъемлемая часть шоу? В конце концов, авария может случиться в любой момент гонки. Есть также и приверженцы теории заговора, утверждающие, что своим присутствием на трассе медицинская машина обязана деньгам, которые, якобы, платят Mercedes-Benz и Allianz. Робертс решительно отвергает подобные домыслы.
«Дело не столько в вероятности аварии, — поясняет британец, — сколько в том, что на первом круге машины находятся очень близко друг от друга, потому возможность серьезного происшествия с причинением ущерба для здоровья пилотов куда выше».
В случае чего Робертс обязан не просто оказаться рядом с пострадавшим в кратчайшие сроки, но и за несколько секунд оценить ситуацию — поскольку машины уже находятся на дистанции и приближаются к нему сзади на огромной скорости, Ян не должен обращать внимание на незначительные столкновения. Если после аварии гонщик пытается самостоятельно покинуть кокпит, в дело должны вступить судьи трассы, которые перед гонкой также проходят инструктаж. Кроме того, из медицинского автомобиля можно считывать показания датчиков ускорения, расположенных в гоночных машинах — если перегрузки на торможении превышают 15g, значит, гонщику срочно требуется медицинская помощь.
В случае тяжелой аварии — «если машина осталась в отбойнике или ее повреждения связаны с серьезным ударом, опасным для пилота» — гонка может быть остановлена, и тогда Яну Робертсу приходится открывать багажник C63.
«Если собираться невнимательно, то там легко можно будет отыскать даже кухонную раковину, — улыбается доктор. — Но в багажнике нашей машины должно быть только то, что поможет при оказании срочной медицинской помощи. У нас с собой есть интубационная трубка, запас кислорода и все необходимое оборудование». Эндотрахеальная интубация представляет собой — особо впечатлительным лучше сразу перейти к следующему абзацу! — процесс введения трубки через нос или разрез в гортани для очистки дыхательных путей пациента.
Багажник медицинской машины заполнен оборудованием Фото: LAT
«Также у нас с собой есть необходимое оборудование для очистки дыхательных путей от крови или иных выделений, и дефибриллятор. Это крайне необходимый аппарат — по одному дефибриллятору обязательно есть и в каждых боксах, включая помещение технической комиссии, на случай возможных непредвиденных ситуаций, связанных с работой с KERS», – объяснил доктор.
Тут же обнаружилась красная сумка с надписью «Неотложная помощь», со странным написанием названия в виде кардиограммы.
«Да, я понимаю, о чем вы, — тут же ответил Ян. — Это прибор для ЭКГ [электрокардиограмма, показываящая электрическую активность сердца]. Раньше такие устройства занимали гораздо больше места.
Есть вещи, которые возить с собой совем необязательно. Сюда относятся различные лекарства, которые вы никогда не используете, а срок их годности истечет, и они превратятся в опасные препараты. Также мы не берем с собой аппарат для измерения давления: просто мерить давление здесь, — Ян жестом показал в сторону трассы, — не имеет никакого смысла. Но мы можем сделать пульсовую оксиметрию, измеряющую уровень кислорода в крови. Это бывает очень важно, так как гонщики быстро расходуют запас кислорода в легких.
Также у нас собой есть препараты, применяющиеся при остановке сердца. Мы можем ввести адреналин, кроме того, есть и другие средства, позволяющие контролировать состояние дыхательных путей пациента в случае черепно-мозговой травмы. Но это для экстремальных ситуаций. В большинстве случаев мы стараемся сделать на трассе необходимый минимум — сохранить жизнь человека. Главное в такой ситуации – не усугубить ситуацию и как можно быстрее доставить пациента в медицинский центр, где можно провести полную диагностику в более приемлемых для этого условиях. Проводить интубацию человеку, лежащему на гравии — не лучшая затея».
Юристы часто говорят об «эффекте CSI [«Место преступления» — телесериал о работе сотрудников криминалистической лаборатории]» — присяжные, насмотревшись перипетий популярной криминальной драмы, ожидают максимально подробных и понятных данных судебной экспертизы. Я спросил Робертса, не беспокоит ли его, что нечто подобное может произойти и в их сфере, учитывая прогресс современных смартфонов. Например, зритель может снять на мобильный телефон работу врачей и выложить в интернет, где так называемые «диванные знатоки» начнут обсасывать все подробности. Дело ведь может дойти и до суда.
«Да, здесь есть определенная проблема, поскольку такие записи могут вводить людей в заблуждение относительно того, чем занимается доктор на трассе, — ответил Ян. — Люди вообще склонны к огульной критике. Они видят картину лишь с одной стороны, но не понимают всех обстоятельств произошедшего и не знают, что делают врачи. И вообще, это довольно. мерзко. Записи аварий могут быть полезны тем, что по ним видно, что и как произошло, в чем причина аварии и тому подобное. Вопрос лишь в том, насколько далеко при этом можно зайти. Нужно ли людям видеть все эти подробности?
Как-то в Сильверстоуне [не во время Гран При] один из гонщиков попал в ужасную аварию. От его машины практически ничего не осталось. А зрители снимали это на телефоны. Это просто. ужасно».
В некоторых странах наблюдается нехватка людей, готовых идти волонтерами в медицинские службы во время гонок — у кого-то есть причины личного характера, где-то существуют и законодательные ограничения. Робертс не стесняется признать, что он настоящий фанат автоспорта — «как и большинство людей, я начинал зрителем, но позже захотел как-то поучаствовать в процессе». Так в далеком уже 1995 году Ян пришел волонтером на Гран При Великобритании. Впоследствии он стал главным врачом трассы. Британец осознает, что спорту постоянно нужны эксперты в области медицины.
«Это очень увлекательная и благодарная работа, — подвел итог Ян Робертс. — Безопасность на трассе требует совместных усилий множества людей. Нам необходимо привлекать в автоспорт больше врачей, к тому же, в настоящее время FIA открыла специальные медицинские курсы, где помогает желающим освоить эту профессию. В гонках много анестезиологов, так как их работа напрямую связана с практикой, но у нас работают даже акушеры.
Каждый врач обладает определенным набором знаний и навыков, которые можно применить в автоспорте. Как я уже сказал, спасение жизней требует командных усилий».
Медицинская машина
Источник статьи: http://autosport.com.ru/features/5807-sluzhba-spaseniya-formuly-1