- Пожарная безопасность в автомобиле
- Памятка по правилам пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортной техники.
- Пожарная безопасность при эксплуатации и обслуживании автомобилей
- Меры безопасности при заливке топлива в резервуары из автоцистерны
- Меры противопожарной безопасности автомобиля
- Правила пожарной безопасности эксплуатации ТС
- Техническое обслуживание автомобилей с ГБО
- Особенности ремонта техники
- Применение огнетушителей на автомобилях
Пожарная безопасность в автомобиле
Помните, что нужно следить не только за внешним видом Вашего транспортного средства, регулярно очищая кузов Вашего автомобиля, но и в обязательном порядке необходимо проверять исправность всех его систем.
Одна из самых распространенных причин пожара – разгерметизация различных систем, в том числе топливной системы. Из-за негерметичных соединений в нишах и полостях автомобиля образовываются легковоспламеняющиеся газы высокой концентрации, на поверхности могут скапливаться капли топлива или масла, а при работе двигателя в подкапотном пространстве некоторые детали нагреваются до 800С – этих условий достаточно для того, чтобы произошел пожар.
Кроме того, нужно регулярно проверять электропроводку. Ведь при повреждении провод постоянно нагревается и затем в результате короткого замыкания «вырвавшаяся» наружу искра поджигает изоляцию проводника, скопившуюся в полостях автомобиля пыль или горючее вещество (масло, бензин и т. д.). Помните, что повреждение электропроводки может произойти и в результате перегрузки бортовой электросети, в частности при «запитывании» к сети освещения машины мощных сабвуферов. В результате сила тока на определенном участке проводника возрастает. Но так как проводка на это не рассчитана, в самом слабом ее месте возникает повышенный нагрев проводника с последующим коротким замыканием, которое приводит к возгоранию автомобиля.
Специалисты советуют иметь в автомобиле 2 огнетушителя. Для тушения пожаров в топливной системе лучше использовать порошковые огнетушители, при коротком замыкании электропроводки – углекислотные. Если вдруг в машине произошел пожар, а у вас не оказалось огнетушителя, вызовите пожарную охрану по телефону 112 (с мобильного телефона) и обратитесь к другим автомобилистам за помощью. Как правило, автолюбители не отказывают друг другу в помощи и будут готовы в случае беды предоставить свой огнетушитель.
Источник статьи: http://52.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya-dlya-naseleniya/rekomendacii-naseleniyu/pozharnaya-bezopasnost-v-avtomobile
Памятка по правилам пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортной техники.
Главное управление МЧС России по Тамбовской области.
Уважаемые коллеги!
Памятка по правилам пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортной техники.
Одним из важных требований безопасной эксплуатации автомобилей является соблюдение водителем требований пожарной безопасности. Причинами пожаров в автомобилях является банальный недостаток знаний пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, применяемых горюче-смазочных материалов, невыполнения и несоблюдения правил пожарной безопасности при технической эксплуатации автомобилей, несвоевременного и не в полном объёме проведённого технического обслуживания.
Пожары в автомобилях быстротечны и предоставляют большую опасность для водителей и пассажиров. Обилие электрооборудования и синтетической обшивки салона в случае пожара выделяют большое количество токсичных газов. Наличие огнетушителя в салоне является неотъемлемой частью комплектации автомобиля. Огнетушитель должен быть надёжным и исправным.
Наиболее часто повторяющиеся причины пожара:
В гаражах: неосторожное обращение с огнём; нарушение правил пользования электрооборудованием; проведение электросварочных работ; неисправность электрооборудования и электрической сети; нарушение требований пожарной безопасности при хранении и заправке автомобиля топливом и горюче-смазочным материалом.
В автомобиле: неисправность электрооборудования и топливной системы; неосторожное обращение с огнём при курении в салоне; использование открытого огня (факелов) для разогрева двигателя. При ремонте: неисправность электрооборудования; нарушение правил пожарной безопасности при проведении электросварочных работ и неосторожного обращения с огнём; неисправность системы питания.
Анализ пожаров в автомобилях показывает, что наиболее частой причиной их возникновения являются короткое замыкание при неисправности электрооборудования.
Короткое замыкание происходит в результате нарушений изоляции электропроводки и из-за неисправности электрооборудования. При коротком замыкании, ток протекая по проводнику, вызывает значительное его нагревание при котором возможно загорание изоляции проводника, а затем контактирующих с ним сгораемых материалов, так и возникает пожар. Профилактика и предупреждение коротких замыканий заключается в правильном монтаже и эксплуатации электропроводки и электрооборудования.
Перегрузка электросети – это явление, при котором возникают токи намного превышающие допустимые. Причиной перегрузки является неправильный расчёт электрических сетей при подключении дополнительной нагрузки. Чтобы избежать перегрузок не допускайте подключение дополнительного электрооборудования потребляемой мощностью превышающей, предусмотренной проектом.
Переходные сопротивления – опасны в пожарном отношении значительные переходные сопротивления, возникающие в местах соединения проводов, присоединения их к выключателям, розеткам, щиткам, электроприборам. Провод в месте контакта с большим переходным сопротивлением может нагреться до температуры воспламенения изоляции. В значительной степени увеличивается переходное сопротивление при кратковременных коротких замыканиях, отключаемых при исправно действующей защите. Надежность контакта обеспечивается опрессовкой, пайкой или специальными зажимами, снабженными пружинящими шайбами.
Меры пожарной безопасности:
Только повышенная ответственность каждого владельца индивидуального транспортного средства за соблюдением правил пожарной безопасности собственного гаража и автомобиля исключает возможность возникновения загораний и пожаров.
Все работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля должны проводиться при заглушенном двигателе и выключенном зажигании. Для освещения мест и участков работы необходимо пользоваться переносными лампами напряжением не более 12 вольт. Перегоревший предохранитель можно заменить только после устранения причины короткого замыкания.
Во время подзарядки аккумуляторной батареи происходит выделение свободного водорода. Смесь водорода с кислородом воздуха образует взрывоопасную концентрацию. Поэтому в месте подзарядки аккумуляторов запрещается пользоваться открытыми источниками огня. Зажимы на клеммы аккумулятора должны обеспечить надёжность контакта.
Источник статьи: http://68.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/rekomendacii-naseleniyu/pamyatka-po-pozharnoy-bezopasnosti/pamyatka-po-pravilam-pozharnoy-bezopasnosti-pri-ekspluatacii-avtotransportnoy-tehniki
Пожарная безопасность при эксплуатации и обслуживании автомобилей
Территории автотранспортных предприятий должны быть ограждены сплошным прочным забором, в котором устроены специальные пожарные проезды и выезды (ворота).
Для каждой стоянки автомобилей должен быть разработан и утвержден руководством плац расстановки и эвакуации автомобилей в случае пожара с описанием порядка и очередности эвакуации, В этом плане должно быть предусмотрено дежурство водителей в межсменное время, в выходные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания.
На площадках открытого хранения автомобилей при количестве их более 200 в одной группе противопожарный разрыв между группами автомобилей должен быть не менее 20 м. Разрывы до производственных зданий принимаются равными от 15 до 20 м в зависимости от степени огнестойкости зданий, а до зданий, где проводят техническое обслуживание автомобилей, – не менее 10 м. Между автомобилями и забором должен оставаться разрыв не менее 2 м. Если стоянка автомобилей организована в закрытом помещении, то оно должно быть оборудовано в соответствии с противопожарными нормами.
Заливные горловины топливных баков автомобилей должны быть закрыты. При наличии течи в топливном баке ставить автомобиль на стоянку до слива топлива не разрешается.
На открытых стоянках автомобили необходимо размещать так, чтобы между ними оставались разрывы, обеспечивающие их сохранность в случае пожара. Неисправные автомобили и прицепы, ожидающие ремонта или списания, хранят отдельно, изолированно от исправных автомобилей. Автомобили-цистерны, перевозящие легковоспламеняющиеся вещества, хранят только отдельно от других автомобилей (в отдельном наземном здании).
Территорию стоянки нельзя загромождать предметами, которые могут помешать рассредоточению автомобилей в случае пожара. Против запасных ворот должны стоять только исправные автомобили, готовые к немедленному выезду.
На стоянках автомобилей во избежание пожара не разрешается курить, работать с открытым огнем и хранить горючие и легковоспламеняющиеся материалы. Нельзя разогревать холодные двигатели, картеры коробок передач и редукторы мостов, топливные баки дизельных двигателей и другие узлы автомобилей открытым огнем, оставлять в автомобиле промасленные обтирочные концы и спецодежду по окончании работы, а также оставлять автомобиль с включенным зажиганием.
В помещениях для хранения автомобилей нельзя курить, пользоваться открытым огнем, переносными кузнечными горнами, паяльными лампами, сварочными аппаратами, хранить бензин, дизельное топливо, баллоны с газом (за исключением топлива в баках и газа в баллонах, смонтированных на автомобилях), хранить тару из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Нельзя оставлять на местах стоянки груженые автомобили.
Заправлять автомобили топливом можно только на специально оборудованных заправочных пунктах. При организации временных стоянок автомобилей в полевых и лесных условиях во избежание пожаров рекомендуется очищать площадки стоянок от сухой травы, стерни и валежника, вспахивать вокруг полосу шириной в 1 м и располагать стоянки не ближе 100 м от построек, стогов соломы, токов, хлеба на корню, лесоразработок. Места стоянки автомобилей должны быть обеспечены буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 автомобилей.
Топливо и смазочные материалы для автомобилей необходимо хранить на очищенных от растительности земляных площадках на расстоянии не менее 100 м от лесоразработок, мест уборки и обмолота хлебов, стогов сена и соломы, хлеба на корню, стоянок, автомобилей и тракторов и не менее 50 м от трудносгораемых и сгораемых построек. Площадки следует опахивать полосой шириной не менее 1 м.
Противопожарная безопасность требует создания на производстве специальных мест для курения. Их рекомендуют делать на видных местах, оборудуют урной для окурков, средствами пожаротушения. В таких местах должно быть объявление «Место для курения» или «Курить только здесь». Во всех других помещениях должны быть повешены объявления типа «Не курить!»
Для создания повышенной пожаробезопасности ванны с легко воспламенящимися веществами для мойки деталей желательно располагать в отдельном помещении с индивидуальной вентиляцией. На время перерывов ванны следует закрывать плотными крышками, а после окончания работы запирать. Детали после мойки легко воспламенящимися веществами следует просушивать и протирать на столах, обитых железом, или в сушильных шкафах. Частой причиной пожара в производственном помещении является неправильное и не по назначению применение бензина и керосина, например, стирка спецодежды в бензине. Спецодежду следует очищать только в специальных химчистках или прачечных.
Нельзя применять жидкое топливо и керосин для отмывания полов и стен помещений и канав, так как при этом образуется большое количество легковоспламеняющихся паров.
Аккумуляторные батареи автомобилей, находящихся, в ТО-2, а также в длительном (более одной рабочей смены) ремонте, следует отключить.
Промасленные обтирочные материалы и промасленная грязная спецодежда способны при определенных условиях самовозгораться. Поэтому эти материалы собирают в стальные ящики с плотными крышками, а в конце смены выносят из помещения и либо уничтожают вместе с другими отходами, либо вывозят на специальные свалки и сжигают. Спецодежда между сменами должна храниться в расправленном виде, а главное, ее надо своевременно очищать.
Одной из наиболее частых причин возникновения пожара является неправильное устройство и эксплуатация электропотребителей.
Необходимо следить за тем, чтобы отдельным группам кабелей не было произвольно (т. е. без проекта) присоединено больше электропотребителей, чем позволяют эти кабели. В противном случае в электрических щитах произойдет перегрев и разрушение изоляции, возникнет короткое замыкание и как следствий его – пожар.
У телефонов на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номеров телефонов пожарных команд.
Цистерны и баки для хранения жидкого топлива должны быть оборудованы огневыми предохранителями и заземлены.
Меры безопасности при заливке топлива в резервуары из автоцистерны
- выключить двигатель автомобиля
- заземлить цистерну или бак цепочкой через автомобиль
- проверить плотность соединения сливного шланга с цистерной и с приемным патрубком
- если на станции есть гравийный предохранитель, то следует открыть краник предохранителя на его перепускной трубе
- все подтекания немедленно устранить, а пролитое топливо засыпать песком и удалить
Для хранения каждого вида жидкостей в металлической таре массой более 30 т выделяют помещение с несгораемыми глухими стенами. Меньшее количество жидкостей можно хранить в общих помещениях. Тару следует хранить отдельно.
Крышки люков на резервуарах снабжают прокладками, исключающими образование искр. Для сообщения с атмосферой устанавливают дыхательные клапаны.
Нельзя закрывать отверстия металлических бочек деревянными пробками или тряпками, вынимать или отвинчивать пробки металлическими предметами, перекатывать бочки при помощи стальных ломов, от которых могут возникнуть искры.
На складах легковоспламеняющихся к горючих жидкостей, на площадках хранения порожней тары и в радиусе не менее 20 м от них воспрещается выполнять работы, связанные с применением открытого огня.
Все наливные, спускные, вентиляционные отверстия баков и цистерн для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны быть снабжены взрывобезопасными сетками. Цистерны должны иметь устройства для заземления во время наполнения и слива.
Автомобили, перевозящие эти грузы, снабжают двумя огнетушителями ОП-5, песком и лопатой.
Легковоспламеняющиеся материалы должны выдаваться со складов в производство в количествах, удовлетворяющих суточную потребность в них. На местах потребления их хранят в специально оборудованных запирающихся емкостях. Разлитые легковоспламеняющиеся жидкости следует немедленно посыпать песком и убирать из помещения.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/tehnika-bezopasnosti/protivopozharnaya-bezopasnost-pri-e-kspluatatsii-i-obsluzhivanii-podvizhnogo-sostava-avtomobil-nogo-transporta/
Меры противопожарной безопасности автомобиля
Автомобиль является не только транспортным средством, но и источником повышенной опасности ввиду своих эксплуатационно-технических характеристик. Поэтому при его использовании и хранении следует применять правила пожарной безопасности во избежание возникновения воспламенения. Это относится к особенностям эксплуатации, технического обслуживания, правилам постановки ТС на стоянку либо в гараж.
Правила пожарной безопасности эксплуатации ТС
Топливные баки автомобилей всегда должны быть закрыты, для чего следует проверять герметичность закрытия заливных горловин. В том случае, если имеется течь в баке, автомобиль запрещено ставить на стоянку.
На стоянке не должно быть предметов, которые мешали бы произвести перемещение транспорта при пожаре. Аналогично запрещается курить и работать с открытым огнём, хранить горючие и воспламеняющиеся вещества на стоянках. Водителям запрещается разогревать двигатели, коробки передач и мосты, прочие узлы автомобилей открытым огнём. Во избежание воспламенения нельзя оставлять автомобиль с включённым двигателем или бросать в нём промасленный материал и рабочую одежду.
На временных стоянках в полевых условиях следует обязательно пропахать полосу шириной не менее 1 м, а само место стоянки очистить от древесных и травянистых остатков, стерни. Временная стоянка располагается на расстоянии не менее 100 м от злаковых полей, стогов и скирд, мест лесозаготовки.
Во время заправки автомобиля топливом необходимо заглушить двигатель, выполнить заземление бака или цистерны при помощи цепочки, обеспечить герметичность в месте соединения сливного шланга с приёмным патрубком. В случае возникновения протекания топлива следует срочно его устранить, а топливо засыпать песком.
Автомобили, осуществляющие перевозку легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и веществ, обеспечивают песком и лопатой, двумя огнетушителями ОП-5. На отверстиях в баках и цистернах устанавливают взрывобезопасные сетки, на цистернах – устройства для заземления при сливе и наполнении жидкостей.
В том случае, если на автомобиле неисправна топливная система, запрещается подача прямо в карбюратор бензина при помощи шланга или другим способом. Мойку двигателя нельзя осуществлять бензином или прочими легковоспламеняющимися жидкостями. Водитель обязан следить, чтобы на двигателе и картере не было масла или грязи. Нельзя использовать открытое пламя при диагностике неисправностей автомобиля, курить при открытом баке или вблизи от любых элементов системы питания.
Техническое обслуживание автомобилей с ГБО
Как показывают статистические данные, автомобили с ГБО намного реже попадают в пожаро- и взрывоопасные ситуации. Основной причиной пожаров на них, как правило, является негерметичность газовой системы (свыше 60 % пожаров связаны с ней, причём в основном из-за изменений, которые владельцы вносили в конструкцию оборудования и самовольного ремонта). Почти 10 % пожаров случились из-за нарушения техники безопасности и правил ремонта ГБО.
Водители ГБА должны запомнить, что перед постановкой на стоянку следует использовать газ в системе и перекрыть вентиль на баллоне. Ставить автомобили с ГБО на стоянку в подземные автостоянки и паркинги запрещено. Пуск автомобиля после долгой стоянки осуществляется при открытых капоте и дверях. Также необходимо обращать внимание на возможность утечки газа и появление его запаха, регулярно проводить профилактический осмотр ГБО при помощи пены для бритья и кисти. Водитель должен помнить, что моторный отсек – самое пожароопасное место автомобиля. Наибольшее количество возгораний начинается именно здесь либо во время движения, либо при запуске двигателя.
Заправка автомобилей сжиженным газом проводится таким образом, чтобы уровень жидкости не превышал максимально допустимой отметки, а объем паровой подушки оставался прежним. В противном случае происходит превышение допустимого давления, в результате чего может произойти разрыв газового баллона.
При заправке газом запрещается находиться вблизи газонаполнительного шланга, осуществлять регулировку или ремонт двигателя, выполнять подтягивание гаек или стучать по ним металлическими инструментами. Нельзя, чтобы во время заправки в автомобиле был взрывоопасный груз. Следует учитывать свойство сжиженного газа забирать тепло при испарении, поэтому при заправке обязательно пользуются защитными перчатками.
Особенности ремонта техники
Ремонтные работы в автомобиле проводятся при выключенном двигателе и зажигании при освещении лампами мощностью до 12 В. Перед заменой предохранителя необходимо устранить причину короткого замыкания. В месте подзарядки аккумулятора не используют открытые источники огня, во избежание взрыва смеси водорода и кислорода. Клеммы аккумулятора должны плотно контактировать с зажимами.
Промывка агрегатов и деталей автомобиля выполняется негорючими составами, а если двигатель работает на неэтилированном бензине, это можно делать керосином. Ремонт топливного бака и топливопроводов осуществляют при слитом горючем. Если выполняется ремонт газовой аппаратуры, необходимо пользоваться инструментом, который изготовлен из неискрящих материалов типа алюминия, латуни. Систему электрооборудования на автомобилях с ГБО проверяют и обслуживают при закрытии вентилей и после естественной вентиляции пространства под капотом.
Водитель должен знать о пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, ГСМ, а также представлять себе, что несвоевременно проведённое ТО увеличивает риск возникновения Неконтролируемое горение вне специального очага, приносящее материальный ущерб.
«>пожара на автомобиле. Поскольку наличие значительного количества электрооборудования и обшивка автомобиля могут отягчить результаты возгорания, это следует обязательно учесть.
Применение огнетушителей на автомобилях
Огнетушитель является неотъемлемой частью комплектации транспортного средства. Обычно ТС оснащают хладоновыми или порошковыми огнетушителями. Можно использовать углекислотные огнетушители, имеющие огнетушащую способность для ликвидации пожара класса В. Конструкция огнетушителя должна иметь соответствующую вибрационную прочность. Для заправки в порошковый огнетушитель используют смеси класса АВСЕ.
Объём огнетушителя для легковых и грузовых ТС, особо малых автобусов должен быть не менее 2 л. Другие автобусы, осуществляющие перевозку людей, комплектуют двумя огнетушителями типа ОП-2 или ОП-5. ТС, перевозящие нефтепродукты и опасные грузы, снабжают двумя огнетушителями ОП-5, которые размещают соответственно на шасси и цистерне (в кузове). Для большегрузных ТС достаточно иметь один огнетушитель ОП-5. Огнетушители располагают в удобном для водителя месте, если их размещают вне кабины, то защищают от осадков, грязи, лучей и прочих природных факторов. Крепления огнетушителя должны быть надёжными и исключать его выпадение при случае возникновения аварийной ситуации.
Чёткое соблюдение правил пожарной безопасности позволяет обеспечивать надёжную и длительную эксплуатацию ТС, без риска возникновения возгорания. Поэтому водители должны придерживаться требований инструкции по пожарной безопасности при использовании автомобиля.
Источник статьи: http://pojarunet.ru/obespechenie-pozharnoj-bezopasnosti-avtotekhniki