Метод измерения светопропускания стекол автомобиля

Содержание
  1. Метод измерения светопропускания стекол автомобиля
  2. Предисловие
  3. 1 Область применения
  4. 2 Нормативные ссылки
  5. 3 Термины и определения
  6. 4 Требования к условиям проведения измерений и оборудованию
  7. 5 Проведение измерений
  8. Приложение А (обязательное). Порядок определения испытательных зон на ветровом стекле
  9. Приложение Б (справочное). Положение точек V и опорных точек
  10. Правила замера тонировки по закону
  11. Чем обосновано измерение тонировки?
  12. Как правильно измеряется тонировка?
  13. В каких погодных условиях может измеряться тонировка?
  14. Измерительные приборы и инструкция по эксплуатации
  15. Правомерно ли требовать соблюдение правил замера, указанных в инструкции?
  16. Кто имеет право проверить тонировку?
  17. Когда решение сотрудника ГИБДД по тонировке можно признать незаконным?
  18. Какое наказание предусмотрено за незаконную тонировку?
  19. Можно ли избежать наказания за тонировку?

Метод измерения светопропускания стекол автомобиля

ГОСТ Р 8.831-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

СТЕКЛО БЕЗОПАСНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

Методы определения светопропускания. Методика измерений

State system for ensuring the uniformity of measurements. Safety glass for automobiles, tractors and agricultural machinery. Method for the determination of light transmission. Measurement procedure

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений» (ФГУП «ВНИИОФИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 206 «Эталоны и поверочные схемы». Подкомитет ПК-10 «Оптические и оптико-физические измерения»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2013 г. N 1016-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на безопасное стекло для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин и устанавливает методы определения и измерений их светопропускания.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 7601-78 Физическая оптика. Термины, буквенные обозначения и определения основных величин

ГОСТ 8.654 Фотометрия. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

4 Требования к условиям проведения измерений и оборудованию

4.1 Условия измерений

При выполнении измерений соблюдают следующие условия:

— температура окружающего воздуха

— напряжение питающей сети

4.2 Требования к зонам и образцам для измерений

Измерения светопропускания проводят для безопасных стекол следующих типов: упрочненные ветровые стекла, равномерно упроченные стекла, многослойные безосколочные ветровые стекла и ветровые стекла из стеклопластика, многослойные безосколочные стекла из стеклопластика, не являющиеся ветровыми, обработанные многослойные безосколочные ветровые стекла, стекла, покрытые пластмассовым слоем, жесткие пластиковые стекла, не являющиеся ветровыми, гибкие пластиковые стекла, не являющиеся ветровыми, двойные жесткие пластиковые стекла.

Для ветровых стекол транспортных средств категории [1] измерения проводят в зоне , определяемой в соответствии с А.1 (приложение А), за исключением любого матового затемнения, нанесенного на ее поверхность.

Для ветровых стекол транспортных средств категории [1] измерения проводят в зоне , за исключением любого матового затемнения, нанесенного на ее поверхность, или в зоне , определяемой в соответствии с А.2 (приложение А).

Для ветровых стекол транспортных средств других категорий измерения проводят в зоне .

Для ветровых стекол тракторов и сельскохозяйственных машин измерения проводят в зоне , за которую принимают всю поверхность ветрового стекла.

При измерениях ветровых стекол допускается применять образцы двух видов:

— вырезанный из плоской части ветрового стекла;

— специально подготовленная плоская квадратная пластина, идентичная по характеристикам (материалу и толщине) реальному ветровому стеклу.

4.3 Требования к аппаратуре для измерений

Оптическая схема измерений светопропускания представлена на рисунке 1.

1 — источник света; 2 — оптическая система; 3 — диафрагма; 4 — приемник излучения; 5 — измерительный прибор; 6 — безопасное стекло

Источник света 1 — лампа накаливания, нить которой заключена внутри параллелепипеда размерами 1,5 1,5 3 мм. Напряжение на клеммах должно обеспечивать цветовую температуру (2856±50) К. Напряжение должно стабилизироваться в пределах ±1/1000. Прибор, используемый для проверки напряжения, должен иметь соответствующую точность.

Оптическая система состоит из линз с фокусным расстоянием не менее 500 мм и должна быть скорректирована по хроматической аберрации. Полная апертура линз не должна превышать /20. Расстояние между линзами и источником света должно регулироваться для получения строго параллельного пучка.

Диафрагму (3) применяют для ограничения диаметра светового пучка до (7±1) мм. Диафрагма должна располагаться на расстоянии (100±50) мм от линзы со стороны, противоположной источнику света. Точка измерений должна быть в центре светового пучка.

Приемник излучения 4 должен по своей относительной спектральной чувствительности соответствовать стандартному фотометрическому наблюдателю при дневном освещении, рекомендованному МКО. Чувствительная поверхность приемника должна быть закрыта рассеивателем и не менее чем в два раза больше сечения светового пучка, испускаемого оптической системой. Если применяют интегрирующую сферу, сечение ее апертуры должно не менее чем в два раза быть больше сечения параллельной части пучка.

Отклонение линейности приемника и измерительного прибора 5 должно быть не более 2% в рабочей части шкалы.

Приемник должен быть отцентрирован по оси светового пучка.

5 Проведение измерений

Приложение А (обязательное). Порядок определения испытательных зон на ветровом стекле

Порядок определения испытательных зон на ветровом стекле [2]

А.1 Порядок определения испытательной зоны на ветровом стекле транспортных средств категории

Испытательную зону определяют по отношению к точкам (приложение Б).

Испытательная зона — участок внешней поверхности ветрового стекла, ограниченный линиями пересечения следующих четырех плоскостей:

— плоскости, проходящей через точку параллельно оси под углом 7° вверх по отношению к оси (плоскость 1);

— плоскости, проходящей через точку параллельно оси под углом 5° вниз по отношению к оси (плоскость 2);

— вертикальной плоскости, проходящей через точки и под углом 17° влево (для транспортных средств, предназначенных для левостороннего движения) или вправо (для транспортных средств, предназначенных для правостороннего движения) по отношению к оси (плоскость 3);

— плоскости, симметричной плоскости 3 по отношению к среднему продольному сечению транспортного средства (плоскость 4).

А.2 Порядок определения испытательной зоны на ветровом стекле транспортных средств

Зона — зона ветрового стекла, ограниченная линиями пересечения плоскости ветрового стекла следующими четырьмя плоскостями:

— вертикальной плоскостью, проходящей через 0 и образующей угол 15° слева от средней продольной плоскости транспортного средства;

— вертикальной плоскостью, симметричной по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства.

Если отсутствует средняя продольная плоскость транспортного средства, то за принимают плоскость, симметричную по отношению к продольной плоскости, проходящей через точку 0.

— плоскостью, проходящей через прямую под углом 10° над горизонтальной плоскостью;

— плоскостью, проходящей через прямую под углом 8° под горизонтальной плоскостью.

Примечания

1 Прямая — горизонтальная прямая линия, проходящая через точку обзора 0 и перпендикулярная к средней продольной плоскости транспортного средства.

2 Точка обзора 0 — точка, расположенная на высоте 625 мм над точкой сиденья водителя в вертикальной плоскости, параллельной средней продольной плоскости транспортного средства и проходящей через ось рулевого колеса.

Приложение Б (справочное). Положение точек V и опорных точек

Б.1 Положение точек по отношению к точке в координатах , , трехмерной системы координат представлено в таблице Б.1

Примечание — Точка (контрольная точка места для сидения) — условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для каждого места для сидения и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.

В таблице указаны базовые координаты при конструктивном угле наклона спинки в 25°.

Источник статьи: http://docs.cntd.ru/document/1200108066

Правила замера тонировки по закону

Тонировка автомобиля – это востребованная процедура, которая несет эстетическую и практическую функцию. При тонировке транспортного средства следует строго следовать требованиям законодательства. Неправильное затемнение стекол в машине может послужить причиной штрафа. Чтобы избежать проблем, необходимо знать не только допустимые показатели для тонировки, но и требования к процедуре проведения замеров.

Чем обосновано измерение тонировки?

Осуществление замеров тонировки производится с целью определения светопропускной способности стекла. При несоответствии показателей допустимым значениям, транспортное средство запрещено использовать, так как его эксплуатация считается небезопасной.

Действующее законодательство требует, чтобы минимальный уровень светопропускания лобового и боковых стекол был не ниже 70%. Для задних окон ограничений по покрытию не предусмотрено, за исключением запрета на использование зеркальной тонировки.

Нормативная база, регламентирующая проверку тонировки:

Предусматривает административную ответственность за эксплуатацию ТС с нарушениями вышеперечисленных требований.

Устанавливает необходимость использования специальных средств для замера уровня светопропускания, дает определение подходящих измерительных приборов.

ПДД Запрещают пользование транспортным средством, если обзор водителя затруднен из-за нанесенного на окно покрытия или дополнительных предметов.
Технический регламент Таможенного союза Определяет норму светопропускания стекол не ниже 70%.
КоАП РФ
ГОСТ 32565-2013 Регламентирует технику определения светопропускной способности стекол.

Как правильно измеряется тонировка?

Помимо разрешенных показателей светопропускания стекол, необходимо знать требования по процедуре измерения тонировки. Недопустимые значения, полученные в ходе некорректных замеров, могут быть признаны недействительными.

Для измерения степени затемнения используют тауметр – аппарат, который замеряет процент прохождения солнечного света через стекло. Ежегодно должна проводиться поверка светоизмерительного прибора для подтверждения его исправности. Водитель должен убедиться, что тауметр разрешен к эксплуатации, проверив целостность пломбы и дату последней поверки.

Перед осуществлением измерений, владелец автомобиля должен ознакомиться со следующими документами:

Документ Что необходимо проверить/зафиксировать
Подтверждение соответствия измерительного прибора ГОСТу Проверить наличие документа. Зафиксировать в протоколе факт его отсутствия, если сотрудник не предоставит подтверждение.
Результаты поверки прибора Проверить показатель погрешности и дату поверки аппарата. Погрешность не должна превышать 2%. Поверка тауметра должна быть произведена менее года назад.
Подтверждение умения сотрудника пользоваться тауметром Удостовериться, что сотрудник имеет право проводить замеры.

Отсутствие данных документов или их несоответствие требованиям лишает результат замеров доказательной силы.

Для осуществления замера тауметр подключается к прикуривателю автомобиля. Для работы большинства аппаратов требуется напряжение 12 вольт. Если прикуриватель неисправен, водитель имеет право отказать инспектору в подключении тауметра в своем транспортном средстве.

Измерение светопропускной способности производится на чистой и сухой поверхности. На датчиках тауметра не должно быть пленок, загрязнения, капель. Для определения итогового показателя, сотрудник ГИБДД должен осуществить замер в трех точках на тестируемом стекле. Среднеарифметический результат измерений заносится в протокол. Если водитель желает оспорить показания прибора при первой проверке, он может потребовать повторного проведения измерений в сопровождении двух понятых.

В каких погодных условиях может измеряться тонировка?

Методика и условия измерений светопропускания стекол регламентируется ГОСТом. В нем отсутствует информация по влиянию погодных условий на возможность проведения замеров.

Однако в эксплуатационных документах тауметра прописаны условия поверки и использования прибора, при которых аппарат может дать точные значения. В инструкции могут быть оговорены ограничения по диапазону температур, влажности и давлению, в которых аппарат предоставляет корректные показатели. Государственный стандарт допускает проведение измерения согласно методике, обозначенной в эксплуатационной документации, однако остается приоритетным документом при спорных ситуациях.

Измерительные приборы и инструкция по эксплуатации

Разрешенные устройства для замеров тонировки указаны в Реестре средств измерения, который опубликован на сайте Росстандарта. Среди тауметров, которые имеют свидетельство о внесении в Реестр в 2021 г. – приборы «Блик», «Свет» и «Тоник».

Обычно сотрудники ГИБДД используют тауметр «Блик». Он функционирует в диапазоне температур от -10℃ до +40℃. Данным прибором можно измерить светопропускание стекол толщиной до 10 мм. Аналогичные требования по температурному режиму у устройства «Тоник», но он способен проверить пропускную способность толстых стекол до 20 мм. Прибор «Свет» может эксплуатироваться при сильных морозах и температуре до -40℃.

Условия проверки обозначаются в документации измерительного прибора. Ниже представлены требования на примере инструкции тауметра «Тоник»:

  • температура 20℃ (допустимое отклонение 5℃);
  • влажность 60% (допустимое отклонение 15%);
  • атмосферное давление 101.3 кПа (допустимое отклонение 4 кПа), 760 мм рт. ст. (допустимое отклонение 30 мм).

Правомерно ли требовать соблюдение правил замера, указанных в инструкции?

Хотя инструкция к тауметру дает информацию по условиям, в которых показатели проверки будут корректными, законодательно метод замера определяет ГОСТ. Сотрудники ГИБДД могут не принимать во внимание отсылки к эксплуатационной документации. В спорных ситуациях приоритет отдается указаниям государственного стандарта.

Кто имеет право проверить тонировку?

Произвести измерение тонировки автомобиля имеет право любой работник ГИБДД. Эти полномочия закреплены КоАП в РФ. Спорным вопросом являлось место осуществления проверок. Приказ МВД №1240, который имел силу ранее, требовал производить контроль технического состояния ТС на стационарных постах ГИБДД или на станциях техосмотра. Это давало основание предполагать, что замер тонировки тоже должен проходить в данных условиях. Действующий в данный момент Административный регламент не устанавливает подобных ограничений. Инспектор может провести проверку при остановке ТС на любом участке дороги.

Когда решение сотрудника ГИБДД по тонировке можно признать незаконным?

В тех ситуациях, когда установление нарушения законным путем невозможно или спорно, работники ГИБДД пытаются воспользоваться незнанием водителей и игнорируют обязательные правила. В случае с тонировкой, сотрудники прибегают к различным доводам, чтобы избежать проведения оценки измерительным прибором в соответствии с требованиями ГОСТа и Технического регламента.

Решение можно признать незаконным, если сотрудник:

  1. Аргументирует наличие нарушения личной визуальной оценкой, без использования измерительных приборов.
  2. Указывает на наличие нарушения из-за самого факта использования съемной тонировки, так как это изменяет конструкцию автомобиля.

Данные доводы не имеют юридического обоснования. Сотрудники ГИБДД прибегают к таким уловкам, если они не уверены, что прибор подтвердит нарушение. Эти доводы также используются, если тауметр неисправен или право на его эксплуатацию не может быть подтверждено документально.

Какое наказание предусмотрено за незаконную тонировку?

При подтверждении измерительным прибором недостаточной степени светопропускаемости, рекомендуется сразу снять тонировку. Иначе водителю грозит штраф 500 руб. и получение предписания об устранении правонарушения. При невыполнении данных требований, суд может назначить водителю повторный штраф или арестовать на 15 суток.

Можно ли избежать наказания за тонировку?

Целесообразно обращаться за отменой постановления о штрафе при наличии таких нарушений:

  • сотрудник некорректно заполнил документы по проверке тонировки;
  • сотрудник не предоставил владельцу ТС сведения о поверке и исправности прибора;
  • истек срок привлечения к административной ответственности.

Подробнее о том » Как избежать штраф за тонировку » в данной статье. В других случаях избежать наказания довольно сложно. Если были нарушены правила, указанные в инструкции измерительного прибора, суды могут сослаться на отсутствие аналогичных требований в ГОСТе и признать показания корректными, а постановления о штрафе – правомерным. Заключение о нарушении сотрудником регламента проведения замера может дать только специалист, однако на практике редко кто готов подтвердить неправомерность действий свой коллег.

Источник статьи: http://auto-pravda.online/obschenie-s-gibdd/409-pravila-zamera-tonirovki-po-gostu.html

Читайте также:  Можно ли проверить эбу без автомобиля
Оцените статью