Методическая указание по предмету автомобили

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.01 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА» УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ
методическая разработка на тему

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 3 стр.

1.1. Общие положения 3 стр.

1.2.Методические указания к выполнению самостоятельной работе 3 стр.

2. Задания для выполнения самостоятельной работы 3 стр.

4. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов 5 стр.

4. Список рекомендуемой литературы 7 стр.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы по МДК 01.01 «Устройство автомобилей» разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентами новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Задачами самостоятельной работы являются систематизация и контроль знаний студентов в процессе изучения дисциплины «Устройство автомобилей». Одновременно студентам предоставляется возможность творчески осмыслить и изложить поставленные вопросы по изучаемой дисциплине.

Цель самостоятельной работы состоит не только в проверке знаний студентов, но и в оказании методической помощи при изучении дисциплины в целом. Основной задачей дисциплины является формирование и закрепление у студентов знаний, умений, общих и профессиональных компетенций в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.

Для выполнения самостоятельной работы студент должен изучить учебную литературу в соответствии со списком рекомендуемой литературы.

Самостоятельная работа построена на основе теоретических вопросов, подлежащих изучению в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине.

Скачать:

Вложение Размер
mu_sam.rab_.avto_.doc 123.5 КБ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА по МДК «Техническое обслуживание автомобильного транспорта» 1.83 МБ

Предварительный просмотр:

СМК ГБПОУ СПО Санкт-Петербургский технический колледж

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

РП ПМ.01, «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

« С анкт-Петербургский технический колледж»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
________ Л.Л. Богатская
«___»____________ 201__г.

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

ПМ.01 « ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА »

для студентов__2__курса специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Согласовано на заседании

Протокол № ____от «____»________20__г.

На заседании ПЦК «_______________________»

Протокол № ____от «____»____________20__г.

Председатель ПЦК Тимофеева Н.О.

Разработал преподаватель Богданов К.Н.

1. Пояснительная записка 3 стр.

1.1. Общие положения 3 стр.

1.2.Методические указания к выполнению самостоятельной работе 3 стр.

2. Задания для выполнения самостоятельной работы 3 стр.

4. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов 5 стр.

4. Список рекомендуемой литературы 7 стр.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические указания к изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы по МДК 01.01 «Устройство автомобилей» разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

1.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентами новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Задачами самостоятельной работы являются систематизация и контроль знаний студентов в процессе изучения дисциплины «Устройство автомобилей». Одновременно студентам предоставляется возможность творчески осмыслить и изложить поставленные вопросы по изучаемой дисциплине.

Цель самостоятельной работы состоит не только в проверке знаний студентов, но и в оказании методической помощи при изучении дисциплины в целом. Основной задачей дисциплины является формирование и закрепление у студентов знаний, умений, общих и профессиональных компетенций в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.

Для выполнения самостоятельной работы студент должен изучить учебную литературу в соответствии со списком рекомендуемой литературы.

Самостоятельная работа построена на основе теоретических вопросов, подлежащих изучению в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине.

2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание. «Виды и устройство рам автомобилей».

Подготовка докладов по теме.

Студентам необходимо подготовить доклад на предложенные темы. Объем 5 листов формата А4, шрифт Times New Roman 14. В содержании доклада рекомендуется использовать рисунки, схемы, картинки и фотографии по данным тематикам.

1.Особенности конструкции рам грузовых автомобилей.

2. Устройство лонжеронных рам.

3. Особенности конструкции рам автомобилей повышенной проходимости.

4. Классификация и устройство рам современных автомобилей.

Задание. «Устройство передней подвески заднеприводного автомобиля».

Подготовка докладов по теме.

Студентам необходимо подготовить доклад на предложенные темы. Объем 5 листов формата А4, шрифт Times New Roman 14. В содержании доклада рекомендуется использовать рисунки, схемы, картинки и фотографии по данным тематикам.

1.Особенности конструкции передней подвески современного заднеприводного автомобиля отечественного производства.

2. Особенности конструкции передней подвески современного заднеприводного автомобиля зарубежного производства.

3. Особенности конструкции передней подвески грузового заднеприводного автомобиля.

4. Типы передних подвесок, основные элементы, принцип действия.

Задание. «Конструкция шины»; «Маркировка колес и шин»; « Конструкция колеса»; «Балансировка колес».

Подготовка 4-х презентаций. Максимум 10 слайдов, раскрывающих выбранную Вами тему. Примерная тематика:

1. Конструкция радиальной и диагональной шины.

2. Устройство пневматической шины.

3. Маркировка шин.

4. Маркировка шин иностранного производства.

5. Конструкция колесных дисков.

6. Правка колесных дисков.

7. Балансировка колес автомобиля.

8. Методы балансировки колес.

Задание. «Типы кузовов легковых автомобилей».

Подготовка докладов по теме.

Студентам необходимо подготовить доклад на предложенные темы. Объем 5 листов формата А4, шрифт Times New Roman 14. В содержании доклада рекомендуется использовать рисунки, схемы, картинки и фотографии по данным тематикам.

1.Типы кузовов современных автомобилей.

2. Классификация кузовов легковых автомобилей.

3. Типы кузовов грузовых автомобилей.

Задание. «Типы рулевых механизмов », «Безопасность автомобиля. Виды травмобезопасных рулевых управлений», «Конструкции рулевых усилителей».

Подготовка 3-х презентаций. Максимум 10 слайдов, раскрывающих выбранную Вами тему. Примерная тематика:

1. Назначение, классификация и кинематика рулевого управления.

2. Особенности конструкции рулевого механизма.

3. Особенности конструкции насоса гидроусилителя руля.

4. Назначение, виды и схемы травмобезопасных рулевых управлений.

5. Конструкции травмобезопасных рулевых управлений.

6. Особенности конструкции рулевого механизма типа шестерня-рейка.

7. Особенности конструкции червячного рулевого механизма.

Задание. «Торможение автомобиля», «Виды и устройство тормозных механизмов», «Тормозные системы».

Подготовка 3-х презентаций. Максимум 10 слайдов, раскрывающих выбранную Вами тему. Примерная тематика:

1. Способы торможения автомобиля.

2. Тормозные механизмы. Особенности конструкции.

3. Особенности конструкции тормозных систем легковых автомобилей.

4. Особенности конструкции тормозных систем грузовых автомобилей.

5. Конструкции дисковых тормозных механизмов.

6. Конструкции барабанных тормозных механизмов.

7. Особенности конструкции стояночной тормозной системы.

Задание. «Назначение, типы и общее устройство трансмиссии», «Назначение, типы и устройство сцепления»;

Подготовка 2-х презентаций. Максимум 10 слайдов, раскрывающих выбранную Вами тему. Примерная тематика:

1. Типы трансмиссий современных автомобилей.

2. Принцип работы основных узлов трансмиссии.

3. Особенности конструкции сцеплений автомобилей с гидравлическим приводом.

4. Особенности конструкции сцеплений автомобилей с механическим приводом.

3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Схема оценивания презентации

Минимальный ответ (результат)

раскрытый ответ (результат)

Законченный, полный ответ (результат)

достойный подражания ответ (результат)

Аудитория не может понять представление, потому что нет никакой последовательности информации

Аудитории трудно следить за презентацией, потому что студент перескакивает с одного на другое

Студент представляет информацию в логической последовательности, за которой может следовать аудитория

Студент представляет информацию в логической последовательности

У студента нет понимания информации. Студент не может ответить на вопросы о предмете

Студент не владеет информацией и в состоянии ответить только на элементарные вопросы

Студент разбирается с содержанием, но не в состоянии уточнить информацию

Студент демонстрирует полное знание с объяснениями и разработкой

Представленная информация слабо связана с темой презентации

Представленная информация связана с темой презентации

Представленная информация подкрепляет представляемую информацию

Четыре или больше ошибок правописания и/или грамматические ошибки

Три ошибки правописания и/или грамматические ошибки

Есть не более двух ошибок правописания и/или грамматических ошибок

Нет ошибок правописания и/или грамматических ошибок

Не внятная, тихая речь

Трудность в восприятии информации, тихая речь

Изложение информации четкое и ясное

Точное и ясное представление информации

Для оценки внеаудиторной самостоятельной деятельности студента можно применить балльно-рейтинговую систему оценивания знаний, либо традиционную систему оценивания знаний.

89% максимальное количество баллов, указанное в карте-маршруте (табл. 1)

самостоятельной работы студента по каждому виду задания, студент получает, если:

• обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;

• дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

• может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

• правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

89% от максимального количества баллов студент получает, если:

• неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;

• при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;

• дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;

• может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;

• правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

69% от максимального количества баллов студент получает, если:

• неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;

• при изложении была допущена 1 существенная ошибка;

• знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке понятий;

• излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;

• затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.

49% и менее от максимального количества баллов студент получает, если:

• неполно (менее 50% от полного) изложено задание;

• при изложении были допущены существенные ошибки.

В «0» баллов преподаватель вправе оценить выполненное студентом задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.

Сумма полученных баллов по всем видам заданий внеаудиторной самостоятельной работы составляет рейтинговый показатель студента. Рейтинговый показатель студента влияет на выставление итоговой оценки по результатам изучения дисциплины.

Источник статьи: http://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2015/12/22/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vypolneniya

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МДК 01.02.. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля (ЛПЗ)
методическая разработка на тему

Скачать:

Вложение Размер
laboratrnaya_rabota_no1.docx 820.43 КБ
laboratrnaya_rabota_no2.docx 510.79 КБ
laboratrnaya_rabota_no3.docx 2.66 МБ
laboratrnaya_rabota_no3-1.docx 1.21 МБ
laboratrnaya_rabota_no5.docx 1.05 МБ
laboratrnaya_rabota_no4.docx 1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Зерноградский техникум агротехнологий»

на заседании на заседании

методической методического совета

комиссии «Автомобили» Протокол № …

Протокол № 1 от … … 20…г

К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МДК01.02.Устройство, техническое обслуживание

и ремонт автомобиля

Тема 1.2.2. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»

Автор-составитель: преподаватель Сухов Г.Н.

срок обучения 2года 10 месяцев (10 мес.)

Данное пособие включает в себя сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, обучающихся по дисциплине МДК 01.02.Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Тема 1.2.2. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля (ЛПЗ)

с методическими рекомендациями по их выполнению. Предназначено для обучающихся по профессии «Автомеханик».

Методические указания по выполнению самостоятельных работ созданы Вам в помощь для работы во внеурочное время при подготовке к лабораторным работам по дисциплине Тема 1.2.2. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. 1-Цикл.(30-часов)

Порядок и проведение лабораторно- практических занятий (ЛПЗ) предусматривает получение практических навыков в изучении предмета и усвоения материала данной темы . Вы должны подготовиться к лабораторной работе для качественного усвоения материала.

Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые Вам не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.

Самостоятельная работа № 1

Вид самостоятельной работы:

Письменная проработка темы (конспектирование) при подготовке к лабораторным работам согласно нижеприведённым вопросам для каждой лабораторной работы.

Лабораторная работа №1

Диагностирование и ремонт двигателя

Упражнение №1 Техническое обслуживание механизмов двигателя (6 часов )

Разработал: Преподаватель высшей категории Сухов Г.Н.

Учебное пособие предназначено для учащихся, изучающих

Раздел1. ПМ 01 . Разборка и сборка узлов и агрегатов автомобилей

МДК01.02.Устройство, техническое обслуживание и ремонт

Тема2. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»

и служит пособием при выполнении лабораторных, практических и теоретических занятий по предмету.

Рассмотрено и одобрено на заседании

методической комиссии секции «Автомобили»

протокол №1 от 28.08 2012 г.

Л абораторная работа № 1

Диагностирование и ремонт двигателя

Упражнение №1 Техническое обслуживание механизмов двигателя (6 часов )

Цель занятия: 1.Закрепить знания полученные на теоретических занятиях. 2.Получить навыки в проведении технического обслуживания механизмов двигателя

Специальность: Слесарь по ремонту автомобилей

Оборудование и инструмент : Методические указания для проведения лабораторной работы; ; автомобиль; Двигатели: ЗИЛ-130; М-2141; КАМАЗ-740; , ВАЗ-2106; ВАЗ-2110;компрессометр; динамометрический ключ; набор щупов; приспособление для регулировки клапанов; набор ключей и головок ; верстак; ветошь.

Последовательность выполнения задания:

I. Изучить правила безопасного выполнения задания:

При техническом обслуживании механизмов двигателя соблюдать осторожность. Рабочее место должно быть чистым. Не допускается наличие посторонних предметов . Инструмент разместите в порядке удобном для работы. Снятые детали расположите на верстаке в порядке разборки. Не кладите детали, инструмент и приспособления на край верстака. Пользуйтесь исправным инструментом и только по назначению. Направление движения ключей должно быть только « к себе».

II. Изучить порядок выполнения работы и отчета .

Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно под

контролем преподавателя или учебного мастера. Во время работы записывают только полученные результаты, а к расчетам и составлению отчета приступают после завершения экспери

ментальной части. После каждой выполненной лабораторной работы преподаватель опрашивает учащихся и проверяет полученные результаты. Содержание отчета должно отвечать конкретным

требованиям, которые приведены в каждой лабораторной работе. Цель проверки отчета — оценка правильности полученных результатов и выводов, сделанных учащимся по этим результатам.

1 .Изучить неисправности механизмов двигателя

( выделенные жирным шрифтом неисправности отразить в отчёте ) устно назвать причины и способы устранения

2.Проверить правильность расположения распредвалов на всех двигателях по меткам.

3.Найти ( повторить ранее изученное ) на всех изучаемых двигателях месторасположение агрегатов газораспределительных механизмов с нижним распредвалом : (ЗИЛ) распредвал, шестерни газораспределения, толкатели, штанги толкателей, коромысла, ось коромысел(стойки коромысел КАМАЗ),клапана с деталями крепления (пружины ,тарелки ,сухари ,манжеты клапанов);втулки клапанов

С верхним распредвалом : (ВАЗ классика) корпус подшипников, распредвал, рычаги(рокера) со шпилечными пружинами; клапана с деталями крепления; сальники клапанов; втулки клапанов.

ГРМ (ВАЗ -2108 ) : отличия от классики

4.Изучить порядок регулировки клапанов двигателей: ЗИЛ; КАМАЗ;

5.Отрегулировать клапана.(см.И нструктивная карта № 1.1.1)

Краткие теоретические сведения

1 .Изучить неисправности механизмов двигателя

( выделенные жирным шрифтом неисправности отразить в отчёте ) устно назвать причины и способы устранения

Коленчатый вал проворачивается стартером,

но двигатель не пускается

1.Сбиты фазы газораспределения

Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном вале / валах

Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)

1 — ведущая шестерня; 2 и 3 — промежуточные шестерни; 4- шестерня распределительного вала; 5- шестерня привода топливного насоса; 6 — шестерня привода насоса гидроусилителя рулевого управления; 7 — шестерня привода компрессора

Схема привода распределительного вала: 1 — зубчатый шкив коленчатого вала двигателя; 2 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 — натяжной ролик; 4 — задняя крышка ремня ГРМ; 5 — зубчатый шкив распределительного вала; 6 — зубчатый ремень привода ГРМ; 7 — прилив на крышке масляного насоса; А — метка на зубчатом шкиве коленчатого вала; В — метка на приливе крышки масляного насоса; С — выступ на задней крышке ремня ГРМ; D — метка на зубчатом шкиве распределительного вала

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

1.Не отрегулированы зазоры в при-
воде клапанов

Проверяется набором щупов

(см. и нструктивную карту

2.Износ кулачков распределительного вала ( валов)

Осмотр после частичной разборки двигателя

Замените распределительный вал (валы)

3.Низкая компрессия в цилиндрах (менее 10,0 бар): износ или повреждение клапанов, седел, износ, залегание или поломка поршневых колец

(давление для ВАЗ-2110)

метром или на специальном стенде

Замените кольца, поршни. Отремонтируйте цилиндры .

Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, проточите седла

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью. Рывки и провалы при движении .

1.Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов (8-кл.двиг.)

(см. и нструктивную карту

2.Низкая компрессия в цилиндрах (менее 10,0 бар): износ или повреждение клапанов, седел, износ, залегание или поломка поршневых колец

Определяется компрессометром или на специальном стенде

Замените кольца, поршни. Отремонтируйте цилиндры.
Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, проточите седла

Повышенный расход масла (более 500 г на 1000 км пробега)

1.Износ, потеря упругости маслоотражательных колпачков (сальников клапанов) или уплотнительных колец. Износ стержней клапанов, направляющих втулок

Замените изношенные детали

2.Износ, поломка или закоксовывание (потеря подвижности) поршневых колец. Износ поршней, гильз цилиндров

Осмотр после разборки двигателя

Замените кольца; очистите канавки в поршнях, замените изношенные поршни и / или гильзы цилиндров. Расточите и отхонингуйте цилиндры

Недостаточное давление масла (горит контрольная лампа)

1.Чрезмерный зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала

Определяется промером деталей после разборки двигателя

Замените изношенные вкладыши. При необходимости замените или отремонтируйте коленчатый вал

Посторонние шумы и стуки в двигателе

1.Зазоры в клапанном механизме не соответствуют норме (8-клапанные двигатели)

Измерьте зазоры щупом

(см. и нструктивную карту

2.Изношены или зависли гидротолкатели клапанов (16-клапанные двигатели)

Осмотр после демонтажа

Замените неисправные гидротолкатели. Используйте масло, рекомендованное заводом-изготовителем, соблюдайте сроки замены масла

3.Стук коленчатого и распределительного валов, шатунных подшипников, поршней, поршневых пальцев, люфт или заедание в подшипниках насоса охлаждающей жидкости

Проверка на СТО

Отремонтируйте детали на СТО или замените

1. Лабораторно-практические работы по устройству грузового автомобиля КАМАЗ Мигачёв Виктор Анатольевич Методические указания; Ульяновск УлГТУ, 2011

2.Е.Б. Пятков, А.П. Игнатов ,Г. Б. Новокшёнов Автомобили ВА3-2106, ВАЗ-21061, ВАЗ-21063 Методическое пособие по ремонту: Издательство Саратовского Госуниверситета., Саратов 1992г.

2. С.М.Круглов Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей . Издание третье, переработанное и дополненное., Москва «Высшая школа»,1991г

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа № 2

Вид самостоятельной работы:

Письменная проработка темы (конспектирование) при подготовке к лабораторным работам согласно нижеприведённым вопросам для каждой лабораторной работы.

Лабораторная работа №2

Ремонт механизмов двигателя

Упражнение №2 Дефектация коленчатого вала двигателя(3 часа)

МДК01.02.Устройство, техническое обслуживание

и ремонт автомобиля

Тема 2. ТО и ремонт автомобиля

Разработал: Преподаватель высшей категории Сухов Г.Н.

Учебное пособие предназначено для учащихся, изучающих

Раздел1. ПМ 01 . Разборка и сборка узлов и агрегатов автомобилей

МДК01.02.Устройство, техническое обслуживание и ремонт

Тема2. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля»

и служит пособием при выполнении лабораторных, практических и теоретических занятий по предмету.

Рассмотрено и одобрено на заседании

методической комиссии секции «Автомобили»

протокол №1 от 28.08 2012 г.

Л абораторная работа № 2

Тема : Ремонт механизмов двигателя (6 часов)

Упражнение №1: Дефектация коленчатого вала двигателя

Цель занятия: Практически изучить дефектовку коленчатого вала двигателя и получить навыки обращения с мерительными инструментами.

Специальность: Слесарь по ремонту автомобилей

Оборудование и инструмент : Методические указания для проведения лабораторной работы; верстак; ветошь ; лупа четырехкратного увеличения; штангенциркуль ШЦ1-160-0,1(ГОСТ 16689); микрометр МК 75; индикатор часового типа НЧ (ГОСТ 577-68) на штативе; коленчатый вал двигателя ВАЗ-2108

Последовательность выполнения задания:

I. Изучить правила безопасного выполнения задания:

Замеры микрометром необходимо производить на верстаке.

Рабочее место должно быть чистым; не допускается наличие посторонних предметов . Инструмент разместите в порядке удобном для работы. Снятые детали расположите на верстаке в порядке разборки. Не кладите детали, инструмент и приспособления на край верстака. Пользуйтесь исправным инструментом и только по назначению. Направление движения ключей должно быть только « к себе».

II. Изучить порядок выполнения работы и отчета .

Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно под

контролем преподавателя или учебного мастера. Во время работы записывают только полученные результаты, а к расчетам и составлению отчета приступают после завершения экспери

ментальной части. После каждой выполненной лабораторной работы преподаватель опрашивает учащихся и проверяет полученные результаты. Содержание отчета должно отвечать конкретным

требованиям, которые приведены в каждой лабораторной работе. Цель проверки отчета — оценка правильности полученных результатов и выводов, сделанных учащимся по этим результатам.

1. Изучить дефекты коленчатого вала ( Отразить в отчёте )

2. Изучить устройство микрометра.

3 .Установить на микрометре значения 4,0 ; 11,88; 12,02

4. Изучить способы измерения износа коленчатого вала.

5. Измерить овальность и конусность шеек коленчатого вала (коленчатый вал ВАЗ-2108)

6.Сравнить измеренные размеры со справочными и сделать заключение о степени пригодности (подлежит выбраковке; шлифовать до какого ремонтного размера; годен)

7. Результаты измерений занести в дефектовочную ведомость.

8 . Проверка зазора между вкладышами и шейкой коленчатого вала при помощи калиброванной пластмассовой проволоки

Краткие теоретические сведения.

Коленчатые валы автомобильных двигателей изготавливают из

углеродистых и легированных сталей или из высокопрочного магниевого чугуна. Коренные и шатунные шейки подвергаются закалке током высокой частоты (ТВЧ) на глубину 1,5-3 мм, твердость шеек HRС 50-62 ( табл. 1 ).

В процессе работы на коленчатый вал воздействуют силы трения,

вибрации, знакопеременные нагрузки, среда и др.

Это вызывает износ шатунных и коренных шеек ( до 0,1 мм), они изнашиваются неравномерно: по длине принимают форму конуса, по диаметру — овала ( нецилиндричность до 0,08 мм); нарушение качества поверхности шеек (задиры, риски, коррозия);

механические повреждения (трещины, дефекты резьб); прогиб коленчатого вала (биения до 0,150 мм); износ отверстий во фланце под подшипник ведущего вала коробки передач. ( рис.1 )

Прогиб коленчатого вала приводит к нарушению перпендикулярности оси вала к оси цилиндра, вследствие чего условия смазки сопряженных поверхностей ухудшаются, масляная пленка на трущихся поверхностях разрушается, появляется граничное или сухое трение / 1 /.

Материал и твёрдость коленчатых валов

Сталь 42 ХМФА4Н

Возникающие дефекты устраняют обработкой шеек под ремонтный размер шлифованием с последующим полированием, различными видами наплавок или плазменным напылением.

Прогиб вала устраняют пластическим деформированием (правкой).

Ремонтные размеры шеек коленчатого вала даны в табл. 2 .

Р ис.1 Основные дефекты коленчатого вала на примере двигателя

1 — изгиб вала; 2 — износ наружной поверхности фланца; 3 — биение торцевой поверхности фланца; 4 — износ маслосгонных канавок: 5 — износ отверстия под подшипник; 6 – износ отверстий под болты крепления маховика; 7 — износ коренных и шатунных шеек; 8- износ

шейки под шестерню и ступицу шкива; 9 — износ шпоночной канавки по ширине; 10 — увеличение длины передней коренной шейки; 11 — увеличение длины шатунных шеек

Ремонтные размеры шеек коленчатых валов двигателя ВАЗ-2108

Коренные шейки, мм

Шатунные шейки, мм

2. Изучить устройство микрометра.

Рис.2 Конструкция (а), схема (б) и отсчётное устройство (в)

На рис. 2 а, б показаны конструкция и схема микрометра .

Скоба 1 имеет два соосных отверстия, в которые запрессованы с одной стороны неподвижная измерительная пятка 2, а с другой — стебель 5. В отверстии стебля, как в направляющих, перемещается микрометрический винт 4, гайка 7 которого имеет наружную резьбу и продольные разрезы. Навинчивая на наружную резьбу специальную регулировочную гайку 8, сжимают гайку 7 и выбирают зазор в соединении микровинт — гайка. Эта операция устраняет влияние зазора в резьбовом соединении на точность осевого перемещения микровинта в зависимости от угла его поворота. За один оборот винта его торец перемещается в осевом направлении на величину,

равную шагу резьбы (0,5 мм). На микрометрическом винте находится барабан б, закрепленный установочным колпачком-гайкой 9. В колпачке-гайке смонтирован механизм 12 (рис. 19, б), обеспечивающий постоянное измерительное усилие. Он соединяет колпачок-гайку с трещоткой 10 и состоит из храпового колеса, фиксатора и пружины. В случае отклонения измерительного усилия от значений (0,7± 0,2) Н трещотка 10, за которую вращают барабан, отсоединяется от установочного колпачка 9 и начинает проворачиваться с характерным прощелкиванием. При этом микрометрический винт 4 остается неподвижным. Измерительные поверхности пятки и микровинта выполнены из твердого сплава. Для фиксации микровинта в нужном положении микрометр снабжен стопорным винтом (стопором) 11.

На стебле 5 микрометра имеется шкала 14 с делениями через 0,5 мм. Для удобства отсчета четные штрихи расположены выше, а нечетные — ниже сплошной продольной линии 13, которая используется для отсчета углов -поворота барабана.

На коническом конце барабана нанесена круговая шкала 15, имеющая 50 делений. Если учесть, что за один оборот барабана с 50 делениями торец винта и срез барабана перемещаются на 0,5 мм, то поворот барабана на одно деление вызовет перемещение торца винта на 0,01 мм, т. е. цена деления на барабане составляет 0,01 мм.

При снятии отсчета пользуются шкалами на стебле и барабане. Срез барабана является указателем продольной шкалы и регистрирует показания с точностью 0,5 мм. К этим показаниям прибавляют отсчет по шкале барабана (рис. 19, в).

Перед измерением следует проверить правильность установки на нуль.

Для этого барабан вращают за трещетку до соприкосновения измерительных поверхностей, либо, если используется установочная мера 3 (см. рис. 2, а),— до касания ее измерительными поверхностями. Правильной считается установка, при которой торец барабана совмещается с нулевым штрихом шкалы на стебле, а нулевой штрих круговой шкалы барабана совпадает с продольной линией на стебле. В случае их несовпадения необходимо закрепить микровинт стопором, отвернуть на пол-оборота установочный колпачок-гайку, повернуть барабан в положение, соответствующее нулевому, закрепить его колпачком-гайкой и расфиксировать стопор 11, освободив микровинт. После этого следует еще раз проверить правильность установки на нуль.

Микрометром можно пользоваться как нормальным калибром-скобой . Для этого необходимо установить требуемый размер между измерительными поверхностями пятки и винта, а затем стопором зафиксировать микровинт в этом положении.

3 .Установить на микрометре значения 4,0 ; 11,88; 12,02

4. Изучить способы измерения износа коленчатого вала.

Источник статьи: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/12/20/metodicheskie-rekomendatsii-k-vypolneniyu

Читайте также:  Что будет если замкнуть клеммы автомобиля
Оцените статью