Методичка по конструкции автомобиля

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Устройство и конструкция автомобиля»

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Устройство и конструкция автомобиля»

для специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство»

Данная программа учебной дисциплины «Устройство и конструкция автомобиля» предназначена для реализации требований к необходимому уровню подготовки студентов по специальности 050502.65 «Технология и предпринимательство» со специализацией «Автодело и техническое обслуживание автомобиля».

Программой предусматривается изучение общего устройства автомобилей; устройства, принципа действия узлов, агрегатов, механизмов и различных систем автомобилей, а также сущности процессов, протекающих при эксплуатации автомобилей.

Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, получаемых при изучении «Машиноведения», «Теоретической механики», «Общей электротехники», «Инженерной графики», и др.

Дисциплина «Устройство и конструкция автомобиля» является специальной дисциплиной для подготовки студентов в области технического обслуживания и ремонта автомобилей. Знание этого предмета необходимо для последующего изучения дисциплин: «Техническое обслуживание автомобиля», «Ремонт автомобиля», «Электрооборудование автомобиля», и др.

В целях закрепления и углубления знаний, полученных на теоретических занятиях, программой предусматриваются лабораторные и практические работы.

В результате изучения дисциплины студенты:

    классификацию автомобилей, их общее устройство;

· назначение, устройство и работу агрегатов, механизмов, систем автомобилей;

· конструктивные особенности различных агрегатов и систем;

    взаимное расположение деталей, узлов и механизмов автомобиля;

· характерные неисправности механизмов, приборов, узлов и систем автомобилей, возможные причины их возникновения и признаки проявления;

· специализированный подвижной состав, его конструктивные особенности;

· требования техники безопасности к техническому состоянию и оборудованию автомобиля.

    производить частичную разборку и сборку узлов, механизмов, агрегатов автомобилей; определять и устранять характерные неисправности агрегатов, узлов и систем автомобилей, не требующие разборки агрегатов и узлов; пользоваться электроизмерительной аппаратурой и технологическим оборудованием.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Шифр и наименование специальности

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

050502.65 Технология и предпринимательство

Разделы дисциплины и виды занятий

Наименование раздела, темы

Классификация и общее устройство автомобиля

Общее устройство и основные параметры двигателя

Рабочие циклы двигателя

Система питания карбюраторного двигателя

Система питания газобаллонного автомобиля

Система питания дизельного двигателя

Общее устройство трансмиссии

Коробка переменных передач. Раздаточная коробка

Передний управляемый мост

Рулевое управление, тормозная система

Кузов, кабина и дополнительное оборудование

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения

Наименование раздела дисциплины

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Классификация и общее устройство автомобиля

Общее устройство и основные параметры двигателя

Законспектируйте раздел 1.5. из первой главы учебника Автомобили / , , . Под ред. . – М., 2003.

Рабочие циклы двигателя

Обсуждение современных принципов смесеобразования топлива

Составьте схему принципа работы системы охлаждения легкового и грузового автомобилей

Составьте схему принципа работы системы смазки легкового и грузового автомобилей

Система питания карбюраторного двигателя

Выполните расчёт и постройте график удельного расхода топлива

Проверка расчёта и графика

Система питания дизельного двигателя

Выполните расчёт и постройте график удельного расхода топлива

Проверка расчёта и графика

Сравнение конструкций сцепления легковых и грузовых автомобилей

Проверка контрольных работ

Коробка переменных передач. Раздаточная коробка

Выполните расчёт и постройте график крутящего момента КПП

Проверка расчёта и графика

Выполнение зачётных тестовых заданий

Законспектируйте раздел 37.1, 37.2, 37.3 из 37 главы учебника Автомобили / , , . Под ред. . – М., 2003.

Передний управляемый мост

Составьте схему переднего управляемого, поддерживающего, комбинированного мостов легкового и грузового автомобилей

Рулевое управление, тормозная система

Основные особенности конструкций рулевых механизмов и приводов

Проверка контрольных работ

Выполнение зачётных тестовых заданий

Кузов, кабина и дополнительное оборудование

Выполнение рефератов по теме

Выполнение рефератов по теме

Методические указания к выполнению разделов

Исходные данные выбираются по таблицам и приводятся в начале контрольной работы.

Автомобиль — аналог подбирается на основании исходных данных, при этом основное внимание обращается на тип автомобиля и его колёсную формулу. Желательно также иметь близкие значения грузоподъёмности и пассажировместимости. Совпадение по остальным параметрам необязательно.

Описание технических характеристик автомобиля приводится в необходимом объёме, который даётся в литературе с использованием данных автомобиля или технического описания автомобиля-аналога. При этом параметры, не совпадающие с исходными данными, необходимо по мере возможности откорректировать с учётом задания.

Схема трансмиссии изображается в соответствии с примерами, имеющимися в литературе, при этом на ней должны быть отображены индивидуальные особенности, присущие выбранному автомобилю-аналогу, если таковые имеются.

Описание основных особенностей элементов трансмиссии, тормозной системы, рулевого управления и подвески производится на основании технического описания автомобиля-аналога. Для каждого элемента, описание должно включать в себя:

• кинематическую или структурную схему агрегата, системы или узла;

• перечень основных элементов и описание принципа работы рассматриваемого агрегата, системы, узла.

Необходимо показать устройство составных элементов максимально — просто, в виде схематичных изображений, не допуская перечерчивания чертежей и особенно аксонометрии.

Расчёт и построение внешних скоростных характеристик двигателя

Расчёт внешних скоростных характеристик двигателя производится по эмпирическим зависимостям, приведенным ниже:

11.4.1. Для карбюраторного двигателя:

удельный эффективный расход топлива

Для дизельного двигателя:

• удельный эффективный расход топлива

Крутящий момент для обоих типов двигателя:

, Нּм

Здесь Ne max, nN, geN — заданные в исходных данных значения соответствующих параметров. Величина текущего значения частоты вращения коленчатого вала двигателя nх выбирается в диапазоне от минимально устойчивой частоты (600 об/мин для дизельного и 800 об/мин для бензинового двигателей) до максимальной n max с таким шагом, чтобы суммарное число расчётных точек было не меньше 5. 6.

Значение nmax выбирается для карбюраторных двигателей без ограничителя частоты вращения коленчатого вала nmax1,1 · n N, для остальных типов двигателей — nmaxnN. Результаты расчетов сводятся в таблицу и изображаются на графике в виде зависимостей Nex, gex и Мех в функции от .

Источник статьи: http://pandia.ru/text/78/390/5085.php

Учебное пособие: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Зав. кафедрой, д.т.н., проф.

И.Н. ПоРВАТОВ, С.Р. КРИСТАЛЬНЫЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ И МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЕЙ

к практическим занятиям по дисциплине
«Основы конструкции автомобилей»

Тема «Классификация и маркировка автомобилей», освещённая в настоящих методических указаниях, входит в дисциплину «Основы конструкции автомобиля». В рамках рассмотренной проблемы затронуты вопросы классификации не только автомобилей и прицепов к ним, но и других колёсных транспортных средств. Рассмотрены наиболее важные вопросы маркировки автомобилей и их компонентов.

Настоящие методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы при подготовке слушателей по специализации «Стандартизация, сертификация и испытания на автомобильном транспорте» и в рамках курсов повышения квалификации работников автомобильного транспорта.

© Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2010

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Классификация и маркировка автомобилей», освещённая в настоящих методических указаниях, входит в дисциплину «Основы конструкции автомобиля». В них затронуты вопросы классификации не только автомобилей и прицепов к ним, но и других колёсных транспортных средств, таких как мототранспортные средства во всём их многообразии, сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы. Приведена не только принятая в бывшем СССР и до настоящего времени используемая в России система классификации и индексации автомобильной техники, но и современные международные системы классификации.

Рассмотрены наиболее важные вопросы маркировки автомобилей и их компонентов. Необходимость отдельного изучения этого вопроса связана с тем, что в последние годы были введены в действие различные международные и российские нормативные документы. При этом в известной нам учебно-методической литературе подобные вопросы ранее не затрагивались либо освещались не достаточно полно, без должной систематизации.

Вопросы классификации, индексации и маркировки автомобилей и их компонентов рассмотрены с учётом сложившейся в России системы сертификации.

Глава 6 настоящих методических указаний посвящена правилам формирования идентификационного номера (кода VIN). В ней рассмотрены национальные и международные нормативные документы, регламентирующие построение кода VIN, изложено построение разделов идентификационного номера, приведены примеры формирования разделов и всего кода VIN в целом.

Настоящие методические указания могут быть использованы в качестве справочного материала по вопросам классификации и маркировки автомобилей, а также по вопросам маркировки отдельных компонентов автомобилей.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Классификация — это разделение автомобилей на группы, классы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей.

По назначению автомобили подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров, грузовые — для перевозки грузов. Специальные автомобили не выполняют транспортную работу, т.е. не перевозят пассажиров или грузы. Они перевозят только специальное оборудование, установленное на них. К специальным автомобилям относятся пожарные, уборочные автомобили, автомастерские, автолавки, автокраны, автовышки и т.п.

Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, не считая водителя, относятся к легковым. Свыше 8 человек — к автобусам.

Грузовые автомобили могут быть общего назначения или специализированными . Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, который может быть оборудован дугами и тентом. Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза. Например, панелевоз — предназначен для перевозки плит и панелей, самосвал — предназначен для перевозки сыпучих грузов, бензовоз — предназначен для перевозки светлых нефтепродуктов и т.п. Специализированные грузовые автомобили оборудуются специальными кузовами и оборудованием для перевозки того вида груза, для которого они предназначены.

Автомобили могут эксплуатироваться с прицепом, полуприцепом или прицепом-роспуском .

Прицеп — это буксируемое транспортное средство без водителя, в котором лишь незначительная часть его полной массы передается на буксирующий автомобиль.

Полуприцеп — это буксируемое транспортное средство без водителя, значительная часть полной массы которого передается на буксирующий автомобиль.

Прицеп-роспуск — это прицеп, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, часто имеющий дышло изменяющейся длины.

Автомобиль, буксирующий прицеп, полуприцеп или прицеп-роспуск, называется тягачом .

Тягач, предназначенный для буксировки полуприцепа, оборудуется опорно-сцепным устройством (другое название седельно-сцепное устройство или просто седло) и называется седельным тягачом .

Состав транспортных средств, состоящий из тягача и буксируемого им одного, двух или нескольких прицепов (полуприцепов, прицепов-роспусков), называется автопоездом (автомобильным поездом) .

Грузовые прицепы и полуприцепы, так же, как и грузовые автомобили, могут быть общего назначения и специализиро­ван­ны­ми.

Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей различных типов, а также прицепов и полуприцепов, буксируемых автомобилями. Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок.

Рис. 1. Прицепной состав:

а – одноосный прицеп;

б – двухосный прицеп;

г – двухосный полуприцеп

Для соединения с автомобилем – тягачом прицепы имеют дышло 2 (рис. 1). Дышло соединяют с тягачом при помощи тягово-сцепного устройства (ТСУ). Тягово-сцепные устройства могут иметь различную конструкцию. Требования к тягово-сцепным устройствам изложены в Правилах № 55, 102 Европейской экономической комиссии Организации объединённых наций.

Полуприцепы оборудуются опорной площадкой, в центре которой располагается шкворень 5 (рис. 1, г), который входит в пазы захватов опорно-сцепного устройства тягача. Опорно‑сцепное устройство иначе называется седельно-сцепным устройством или просто седлом. Тягач, предназначенный для буксировки полуприцепа и имеющий опорно‑сцепное устройство, называется седельным тягачом. Отцепленный от седельного тягача полуприцеп опирается на поддерживающую стойку (суппорт) 4 (см. рис. 1, г).

Прицеп-роспуск (рис.1, в) применяют для перевозки длинномерных грузов. Грузы, уложенные в кузов автомобиля-тягача, поддерживаются прицепом-роспуском. Он имеет поворотный конник 3 — опорную поворачивающуюся балку, обеспечивающую правильное размещение груза. Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется иногда телескопическим (раздвижным).

Для обеспечения устойчивого положения в отцепленном состоянии одноосные прицепы могут иметь переднюю 1 (рис.1, а) и (или) заднюю подставки.

2. ИНДЕКСАЦИЯ (ОБОЗНАЧЕНИЕ) АВТОМОБИЛЕЙ

До 1966 г. в СССР каждая новая модель автомобиля индексировалась буквами, обозначающими завод-производитель: ГАЗ — Горьковский автомобильный завод (г. Нижний Новгород);
ЗИЛ — завод имени Лихачева (г. Москва), КрАЗ — Кременчугский автомобильный завод (г. Кременчуг, Украина), и цифрами, причем Горьковскому автозаводу были выделены цифры от 1 до 99, заводу имени Лихачева — от 100 до 199, Кременчугскому автозаводу — от 200 до 299 и т.д.

В 1966 г. была принята отраслевая нормаль ОН 025270‑66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», которая не только классифицировала автомобили. На основании ОН 025270‑66 была принята система обозначения автомобилей, прицепов и полуприцепов.

В соответствии с этой системой каждый новый автомобиль обозначался аббревиатурой завода-изготовителя и имел цифровой индекс, состоящий из четырёх, пяти или шести цифр, за которыми через тире могут использоваться ещё две цифры.

Цифровой индекс автомобиля (прицепа, полуприцепа) следует начинать расшифровывать со второй цифры.

Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля:

1 — легковой автомобиль;

3 — грузовой автомобиль (общего назначения);

4 — седельный тягач;

9 — специальный автомобиль.

Для прицепов и полуприцепов вторая цифра является показателем типа прицепа (полуприцепа), как правило, соответствующего типу тягача.

1 — прицеп (полуприцеп) для легкового автомобиля;

2 — прицеп (полуприцеп) для автобуса;

3 — прицеп (полуприцеп) грузовой (общего назначения);

4 — не применяется;

5 — прицеп (полуприцеп) самосвал;

6 — прицеп (полуприцеп) цистерна;

7 — прицеп (полуприцеп) фургон;

9 — специальный прицеп (полуприцеп).

Первая цифра обозначает класс автомобиля.

Легковые автомобили классифицируют по рабочему объему двигателя.

Грузовые автомобили — по полной массе.

Автобусы — по габаритной длине.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 легковые автомобили подразделяются на 5 классов в зависимости от рабочего объема двигателя (табл. 1).

Классификация легковых автомобилей
в соответствии с ОН 025270‑66

Первая цифра индекса легкового автомобиля

Класс легкового автомобиля

Рабочий объем
двигателя, л (дм 3 )

рабочий объем не регламентируется

Под рабочим объёмом двигателя понимают сумму рабочих объёмов всех его цилиндров. Рабочим объёмом цилиндра называют объём, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке. Верхней мёртвой точкой (ВМТ) называют положение поршня, наиболее удалённое от оси коленчатого вала. Нижней мёртвой точкой (НМТ) называют положение поршня, наиболее близкое к оси коленчатого вала.

Рабочий объём двигателя обычно выражают в литрах и называют литраж двигателя. В соответствии с табл. 1 применяют выражения «малолитражные двигатели», «среднелитражные двигатели» и «двигатели большого литража».

Литр — это мера геометрического объёма. Один литр это кубический дециметр (10 сантиметров). Иными словами, объёму 1 л соответствует объём куба со стороной 10 см (1 дм).

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 грузовые автомобили подразделяются на 7 классов в зависимости от их полной массы (табл. 2).

Классификация грузовых автомобилей
в соответствии с ОН 025270‑66

Первая цифра индекса грузового автомобиля
(класс грузового автомобиля)

Полная масса,
т (тонны)

Полной массой (разрешённой максимальной массой) автомобиля называется масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 автобусы подразделяются на 5 классов в зависимости от их габаритной длины (табл. 3).

Классификация автобусов в соответствии с ОН 025270‑66

Первая цифра индекса автобуса

Длина автобуса, м (метры)

Примечание. Класса 1 (первая цифра индекса) для автобусов не существует.

Для прицепов на первой позиции цифрового индекса (класс) указывается цифра 8.

Для полуприцепов на первой позиции цифрового индекса указывается цифра 9.

Третья и четвертая цифры указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изго­то­ви­телем.

В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.

Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель. Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:

· для холодного климата — 1;

· экспортное исполнение для умеренного климата — 6;

· экспортное исполнение для тропического климата — 7.

Некоторые автомобили имеют в своем обозначении цифры 01, 03, 04 через тире после основного индекса. Это говорит о том, что модель или модификация имеет дополнительные комплектации или является переходной.

Например: ВАЗ‑21703 (рис. 2). Автомобиль ВАЗ – произведён Волжским автомобильным заводом (г. Тольятти). Цифра 1 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль легковой, следовательно, он классифицируется по рабочему объёму двигателя. Цифра 2 на первой позиции индекса означает класс автомобиля — рабочий объём двигателя от 1,3 л до 1,8 л. Номер модели 70. Модификация 3 (двигатель ВАЗ‑21126, рабочий объём 1,6 л).

Рис. 2. Автомобиль ВАЗ‑21703 LADA PRIORA

КамАЗ‑5410 (рис. 3). Автомобиль КамАЗ – произведён Камским автомобильным заводом (г. Набережные Челны). Цифра 4 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль — седельный тягач, следовательно, он классифицируется по полной массе. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автомобиля — полная масса (с учётом нагрузки на седло) от 15 т до 20 т. Номер модели 10.

Рис. 3. Автомобиль КамАЗ‑5410

ЛиАЗ‑5256 (рис. 4). Автомобиль ЛиАЗ – произведён Ликинским автобусным заводом (г. Ликино-Дулёво, Московская область). Цифра 2 на второй позиции индекса означает, что это автобус, следовательно, он классифицируется по габаритной длине. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автобуса — габаритная длина от 10,5 м до 12,0 м. Номер модели 56. (Действительная габаритная длина автобуса ЛиАЗ‑5256 составляет 11,4 м).

Рис. 4. Автобус ЛиАЗ‑5256

ЧМЗАП‑8386. Транспортное средство ЧМЗАП – произведено Челябинским машиностроительным заводом автомобильных прицепов. Цифра 3 на второй позиции индекса означает, что это транспортное средство грузовое общего назначения, то есть имеет неопрокидываемую бортовую платформу, которая может быть оборудована дугами и тентом. Цифра 8 на первой позиции индекса означает, что это прицеп. Номер модели 86.

В настоящее время отраслевая нормаль ОН 025270‑66 не носит обязательного характера, однако отечественные автозаводы в основном продолжают придерживаться её при цифровой индексации моделей вновь выпускаемых автомобилей.

Можно встретить автомобили, действительный класс которых не соответствует указанному в первой позиции индекса. Это означает, что индекс был присвоен разрабатываемой модели, однако в процессе её доработки и подготовки производства параметры автомобиля изменились и стали соответствовать другому классу, а индекс остался прежним. Примером такого автомобиля может служить ЗИЛ‑5301 «Бычок» полной массой 6950 кг.

Индексация иностранных автомобилей не соответствовала отраслевой нормали ОН 025270‑66. С развитием в Российской Федерации системы сертификации автомобильной техники и появлением «Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» (Утверждены Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г.) на каждый новый тип транспортного средства, выпускаемый в обращение на территории Российской Федерации, стали оформлять документ, называемый «Одобрение типа транспортного средства». В соответствии с этим документом каждый тип транспортного средства может иметь марку. Это зарегистрированная специальным образом торговая марка, например LADA, FORD, MAZDA, TOYOTA и т.п. Если у предприятия нет зарегистрированной торговой марки, то в графе «Марка транспортного средства» Одобрения типа транспортного средства ставится прочерк. В графе «Тип транспортного средства» записывается обозначение типа, выбранное изготовителем. Для отечественных изготовителей тип, как правило, состоит из индекса модели, сформированного в соответствии с ОН 025270‑66. Также тип может содержать торговое название модели, например PRIORA, KALINA. Иностранные производители индекс модели в соответствии с ОН 025270‑66 не используют. Они формируют свой индекс по внутренним правилам фирмы-изготовителя или ограничиваются торговым названием модели, например FORD FOCUS , VOLKSWAGEN TOUAREG , TOYOTA RAV4 , MAZDA 3 , PEUGEOT 308 .

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
НА ОСНОВЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ЕЭК ООН

Для целей сертификации автомототехники в Российской Федерации используется международная классификация, основанная на рекомендациях Европейской экономической комиссии Организации объединённых наций (ЕЭК ООН). Эта классификация применяется также при разработке общих стандартов, таможенных правил и в других подобных случаях.

В соответствии с классификацией, основанной на рекомендациях ЕЭК ООН, все автомобили, мотоциклы и прицепы предлагается разделить на следующие основные группы: L, M, N, O. Подобный принцип классификации закреплён в российском ГОСТ Р 52051‑2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».

3.1. Категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы.

3.1.1. Категория L1 . Двухколесный мопед. Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 ;

— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

3.1.2. Категория L2 . Трехколесный мопед. Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 ;

— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт;

— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

3.1.3. Категория L3 . Мотоцикл. Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

3.1.4. Категория L4 . Мотоцикл с коляской (боковым прицепом). Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

3.1.5. Категория L5 . Трицикл. Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

3.1.6. Категория L6 . Легкий квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 ;

— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;

— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

3.1.7. Категория L7 . Квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

3.2. Категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.

3.2.1. Категория М1 . Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

3.2.2. Категория М2 . Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.

3.2.3. Категория М3 . Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

3.3. Категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.

3.3.1. Категория N1 . Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) не более 3,5 т.

3.3.2. Категория N2 . Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) свыше 3,5 т, но не более 12 т.

3.3.3. Категория N3 . Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) более 12 т.

3.4. Категория О — прицепы (включая полуприцепы).

3.4.1. Категория O1 . Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.

3.4.2. Категория О2 . Прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.

3.4.3. Категория О3 . Прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.

3.4.4. Категория О4 . Прицепы, максимальная масса которых более 10 т.

3.5. Транспортные средства специального назначения .

Согласно ГОСТ Р 52051‑2003 транспортные средства категорий М, N и О могут быть отнесены к транспортным средствам специального назначения, которые предназначены для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования. Обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться символом «C ». Например, транспортное средство медицинской помощи категории М2 должно иметь обозначение «М2 С ».

3.6. Категория G — транспортные средства повышенной проходимости.

К транспортным средствам повышенной проходимости относят транспортные средства категорий М и N, удовлетворяющие определённым в ГОСТ Р 52051‑2003 требованиям. К таким требованиям относятся, например, требования к приводам колёс, дорожному просвету (клиренсу), максимальному преодолеваемому подъёму, углам въезда и съезда, наличию механизмов блокировки дифференциалов и некоторые другие.

При обозначении категории транспортного средства буквы М и N могут сочетаться с буквой G. Например, транспортное средство категории N1 , которое отвечает требованиям к транспортным средствам повышенной проходимости, может обозначаться как N1 G .

3.7. Категория T — сельскохозяйственные и лесохозяйствен­ные тракторы.

Сельскохозяйственный и лесохозяйственный трактор — механическое транспортное средство на колесном или гусеничном ходу, имеющее не менее двух осей. Назначение такого трактора зависит в основном от его тягового усилия. Тракторы предназначены главным образом для буксировки, толкания, перевозки или приведения в действие определенных устройств, механизмов или прицепов, предназначенных для использования в сельском или лесном хозяйстве. Такой трактор может быть приспособлен для перевозки грузов и обслуживающего персонала.

4. Классификация автомобилей в соответствии с
Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г.

В 1968 году в г. Вене (Австрия) была принята Европейская Конвенция о дорожном движении. Классификация, предусмотренная этой конвенцией, применяется для обозначения категорий транспортных средств, на которые выдаётся водительское удостоверение. Классификация в соответствии с Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г. включает в себя следующие категории:

Категория A — мотоциклы и другая мототехника.

Категория B — автомобили, за исключением относящихся к категории A, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Категория C — автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг.

Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя.

Категория E — составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

Иными словами, категория E даёт право управлять автопоездом, состоящим из тягача, относящегося к категории B, C или D и прицепа (полуприцепа) любого типа, либо право управлять сочленённым транспортным средством. Категория E применяется только совместно с категориями B, C или D и даёт право её обладателю буксировать прицеп (полуприцеп). При этом правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений предусмотрено, что водителю разрешено движение с прицепом (полуприцепом) без отметки в графе «E», если его разрешённая максимальная масса не превышает 750 кг. Для автопоезда, с тягачом, относящимся к категории B, также должно выполняться условие: общая разрешенная максимальная масса состава транспортных средств не превышает 3500 кг. В противном случае водитель должен иметь удостоверение с разрешающими отметками в графах «B» и «E».

Примерное соответствие категорий транспортных средств, указанных в Европейской Конвенции о дорожном движении, с категориями автомототехники, рекомендуемыми ЕЭК ООН, может быть представлено в виде табл. 4.

Примерное соответствие категорий транспортных средств, указанных в Европейской Конвенции о дорожном движении,
с категориями, рекомендуемыми ЕЭК ООН

Мотоцик­лы и другая мототех­ника

Авто­бусы, в т.ч. соч­ле­нён­ные

Гру­зо­вые авто­мо­би­ли, спе­ци­аль­ные

Гру­зо­вые авто­мо­би­ли, тяга­чи

5. НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕПРИНЯТАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Кроме официально признанных классификаций, существует неофициальная, но широко используемая так называемая Общепринятая европейская классификация, согласно которой выделяются классы: A, B, C, D, E, F, куда автомобили входят в зависимости от размеров, мощности двигателя, комплектации, стоимости. Эта классификация часто используется автомобильными журналистами для сравнительной оценки автомобилей разных марок.

К классу A относятся маленькие автомобили с двигателями небольшого литража и невысокой стоимости. К классу F — дорогие, престижные, как правило, большие автомобили с мощными двигателями. В промежуточные классы без четких классифицирующих критериев вписывается все многообразие выпускаемых в мире легковых автомобилей.

Некоторые автомобильные журналы определяют примерные границы классов легковых автомобилей, основываясь в основном на их длине. Также часто учитывают основное назначение автомобиля или его внешний типаж. Пример такой классификации представлен в табл. 5.

По мере развития автомобильной промышленности постоянно появляются новые автомобили, занимающие свои ниши на автомобильном рынке. В связи с появлением новых моделей автомобилей постоянно расширяется и их классификация. Часто автомобили занимают промежуточные границы между классами и образуют, таким образом, новый класс. Ярким примером такого явления в своё время стало появление внедорожников, предназначенных в основном для движения по дорогам с твёрдым покрытием. Этот класс автомобилей получил название «паркетных внедорожников».

Неофициальная европейская классификация легковых автомобилей

Принятое название класса

Примерная длина автомобиля, мм

от 3500 до 3900

от 3900 до 4300

от 4300 до 4600

от 4600 до 4900

Кроме этого, в зависимости от внешнего типажа автомобиля принято выделять следующие основные классы:

Принятое название класса

Недорогие спортивные купе

Дорогие спортивные купе

Sport Utility Vehicle 1 – автомобиль спортивного сервиса 1

Sport Utility Vehicle 2 – автомобиль спортивного сервиса 2

Multi-Purpose Vehicle – многоцелевой автомобиль

Универсалы повышенной вместимости, минивэны

Появление на рынке квадрициклов, способных двигаться по бездорожью, привело к созданию нового класса транспортных средств, получившего обозначение ATV — All Terrain Vehicle.

6. КОД VIN

Каждому авто-, мото-транспортному средству изготовитель присваивает идентификационный номер VIN — Vehicle Identification Number. В коде VIN особым образом зашифровано кем, где, а также, в большинстве случаев, когда и в какой комплектации выпушено транспортное средство, а также некоторая другая информация.

Код VIN состоит из 17 знаков (цифр и латинских букв).

При формировании и нанесении кода VIN европейские фирмы применяют общие рекомендации стандартов ISO (International Standard Organization — Международная организация по стандартизации):

— ISO 3779‑1983. Дорожные транспортные средства. Идентификационный номер транспортного средства. Содержание и структура («Road vehicles. Vehicle identification number (VIN). Content and structure»);

— ISO 3780‑1983. Дорожные транспортные средства. Идентификационный код мирового производителя («Road vehicles. World manufacturer identifier (WMI) code»).

На этих стандартах основаны директивы европейского экономического сообщества (ЕЭС):

— 76/114/EEC. Таблички изготовителей механических транспортных средств и прицепов. Их содержание, место расположения и способы крепления;

— 78/507/EEC. Изменения к директиве 76/114/EEC «Таблички изготовителей механических транспортных средств и прицепов. Их содержание, место расположения и способы крепления».

Российские стандарты, регламентирующие порядок формирования и нанесения кода VIN, также построены по принципам, определённым в стандартах ISO. С 01.01.2004 г. в Российской Федерации действует ГОСТ Р 51980‑2002 «Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования». В части, касающейся правил построения кода VIN, он идентичен стандартам ISO 3779‑1983 и ISO 3780‑1983. До введения в действие ГОСТ Р 51980‑2002 код VIN формировали по ОСТ 37.001.269‑96 «Транспортные средства. Маркировка». (Содержание ГОСТ Р 51980‑2002 во многом аналогично ОСТ 37.001.269‑96, но имеются некоторые дополнительные требования.)

С 01.09.2010 г. в Российской Федерации вводится в действие утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. № 720 «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Указанный технический регламент содержит требования к структуре, содержанию и правилам нанесения идентификационных номеров. Технический регламент также основан на стандартах ISO 3779‑1983, ISO 3780‑1983.

Изготовители из США, Кореи и Японии, поставляя автомобили в Европу, в том числе в Россию, строят VIN по принципам, изложенным в стандартах ISO.

У конкретного транспортного средства может быть только один код VIN. (У другого, точно такого же транспортного средства, будет другой код VIN.) Его присваивает конечный изготовитель, от которого выходит пригодное для эксплуатации транспортное средство. При этом не важно, изготовлен, например, автомобиль полностью самостоятельно или собран из крупных узлов других производителей.

Идентификационный номер состоит из разделов (частей), заполненных значащими символами – арабскими цифрами (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) и заглавными латинскими буквами, кроме I, O, Q. (I, O, Q не применяются, так как их можно перепутать с похожими по начертанию цифрами.) Допускается применять разделители, отмечающие начало и окончание VIN, либо отделяющие друг от друга его части. Разделители выбирают по усмотрению изготовителя. В качестве разделителей не следует использовать буквы и цифры, служащие для составления кода VIN, а также любые символы, которые можно было бы ошибочно принять за эти буквы и цифры. Приложение № 8 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств рекомендует применять в качестве разделителя символ «*». В документах разделители не используют.

Код VIN содержит три раздела:

1) Всемирный код изготовителя (World Manufacturer Identifier — WMI). WMI состоит из трёх символов и обозначает изготовителя транспортного средства, географическую зону и страну, где он расположен.

Первый символ — код географической зоны (табл. 6).

Второй символ — код страны (табл. 6).

Третий символ — код изготовителя транспортного средства.

Код WMI изготовитель назначать не вправе. Коды географической зоны и страны учитывает и контролирует уполномоченное Международное агентство под наблюдением Международной организации по стандартизации (ISO), а изготовителя внутри страны — компетентный орган страны, работающий по соглашению с Международным агентством. В настоящее время функции Международного агентства возложены на международную общественную организацию Общество автомобильных инженеров — Society of Automotive Engineers (SAE), находящуюся по адресу: 400, Commonwealth Drive, Warren-dale, PA 15096‑0001, USA. Функции компетентного органа, уполномоченного присваивать и учитывать коды изготовителей, в Российской Федерации в настоящее время возложены на ФГУП НАМИ (Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), находящееся по адресу: 125438, г. Москва, Автомоторная ул., 2.

Изготовителем транспортного средства может быть физическое или юридическое лицо (предприятие, фирма). Если годовая производственная программа не превышает 500 штук, в третьем знаке WMI ставят цифру 9. В этом случае 12-й, 13-й и 14-й знаки идентификационного номера также присваиваются компетентным органом страны, на территории которой зарегистрирован изготовитель.

Обозначения кодов географической зоны и страны,
применяемые при формировании кода WMI

Обозначение страны
(первая и вторая позиции кода WMI)

Географическая зона – Северная Америка

Обозначение географической зоны
(первая позиция кода WMI) — 1, 2, 3, 4, 5

1A, 1B, 1C, 1D, 1E, 1F, 1G, 1H, 1J, 1K, 1L, 1M, 1N, 1P, 1R, 1S, 1T, 1U, 1V, 1W, 1X, 1Y, 1Z, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 10, 4A, 4B, 4C, 4D, 4E, 4F, 4G, 4H, 4J, 4K, 4L, 4M, 4N, 4P, 4R, 4S, 4T, 4U, 4V, 4W, 4X, 4Y, 4Z, 41, 42, 43 44, 45, 46, 47, 48, 49, 40, 5A, 5B, 5C, 5D, 5E, 5F, 5G, 5H, 5J, 5K, 5L, 5M, 5N, 5P, 5R, 5S, 5T, 5U, 5V, 5W, 5X, 5Y, 5Z, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 50

2A, 2B, 2C, 2D, 2E, 2F, 2G, 2H, 2J, 2K, 2L, 2M, 2N, 2P, 2R, 2S, 2T, 2U, 2V, 2W, 2X, 2Y, 2Z, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 20

3A, 3B, 3C, 3D, 3E, 3F, 3G, 3H, 3J, 3K, 3L, 3M, 3N, 3P, 3R, 3S, 3T, 3U, 3V, 3W

3X, 3Y, 3Z, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37

Продолжение табл. 6

Обозначение страны
(первая и вторая позиции кода WMI)

Географическая зона – Австралия и Океания

Обозначение географической зоны
(первая позиция кода WMI) — 6, 7

6A, 6B, 6C, 6D, 6E, 6F, 6G, 6H, 6J, 6K, 6L, 6M, 6N, 6P, 6R, 6S, 6T, 6U, 6V, 6W

Географическая зона – Южная Америка

Обозначение географической зоны
(первая позиция кода WMI) — 8, 9

9A, 9B, 9C, 9D, 9E, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99

Тринидад и Тобаго

Географическая зона – Африка

Обозначение географической зоны
(первая позиция кода WMI) — A, B, C, D, E, F, G

AA, AB, AC, AD, AE, AF, AG, AH

Продолжение табл. 6

Обозначение страны
(первая и вторая позиции кода WMI)

CF, CG, CH, CJ, CK, GA, GB, GC, GD,GE

Географическая зона – Азия

Обозначение географической зоны
(первая позиция кода WMI) — J, K, L, M, N, P, R

JA, JB, JC, JD, JE, JF, JG, JH, JJ, JK, JL, JM, JN, JP, JR, JS, JT, JU, JV, JW, JX, JY, JZ, J1, J2, J3, J4, J5, J6, J7, J8, J9, J0

LA, LB, LC, LD, LE, LF, LG, LH, LJ, LK, LL, LM, LN, LP, LR, LS, LT, LU, LV, LW, LX, LY, LZ, L1, L2, L3, L4, L5, L6, L7, L8, L9, L0

Продолжение табл. 6

Обозначение страны
(первая и вторая позиции кода WMI)

Географическая зона – Европа

Обозначение географической зоны
(первая позиция кода WMI) — S, T, U, V, X, Y, Z

SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SK, SL, SM

WA, WB, WC, WD, WE, WF, WG, WH, WJ, WK, WL, WM, WN, WP, WR, WS, WT, WU, WV, WW, WX, WY, WZ, W1, W2, W3, W4, W5, W6, W7, W8, W9, W0, а также коды SN, SP, SR, SS, ST, ранее принадлежавшие ГДР

SU, SV, SW, SX, SY, SZ

TA, TB, TC, TD, TE, TF, TG, TH

TJ, TK, TL, TM, TN, TP (ранее принадлежали Чехословакии)

Окончание табл. 6

Обозначение страны
(первая и вторая позиции кода WMI)

VF, VG, VH, VJ, VK, VL, VM, VN, VP, VR

X3, X4, X5, X6, X7, X8, X9, X0 (Часть изго­то­ви­те­лей транспортных средств применяют коды, присвоенные им до распада СССР)

ZA, ZB, ZC, ZD, ZE, ZF, ZG, ZH, ZJ, ZK, ZL, ZM, ZN, ZP, ZR

Коды WMI некоторых отечественных автопроизводителей представлены в табл. 7.

Коды WMI некоторых отечественных автопроизводителей

Волжский автомобильный завод (ВАЗ)

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)

Камский автомобильный завод (КамАЗ)

Ульяновский автомобильный завод (УАЗ)

Ижевский автомобильный завод (ИЖ)

2) Описательный (Vehicle Descriptor Section — VDS).

VDS состоит из шести символов: он характеризует тип транспортного средства, его назначение, тип двигателя, кабины, кузова, тормозной системы, количество осей и другую подобную информацию. Виды, количество и способ кодирования этой информации изготовитель выбирает самостоятельно, учитывая общие ограничения, принятые при формировании идентифика­цион­но­го номера. Если описанием характеристик заполнены не все позиции VDS, на свободные проставляют символы из числа значащих, применяемых при построении VIN. Обычно используют цифру «0».

Некоторые зарубежные изготовители применяют контрольный символ на шестой позиции VDS (девятая позиция VIN). Подставив остальные знаки кода VIN в специальную формулу и сделав расчёт, эксперты сравнивают его результат с контрольным символом. Если они совпали, VIN подлинный.

Отечественные изготовители формируют шестизначный VDS согласно отраслевой нормали ОН 025270‑66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» по правилам, описанным в главе 2. При этом недостающие цифры заменяют нулями. Контрольный символ не используют.

3) Индикаторный (Vehicle Indicator Section — VIS).

VIS состоит из восьми символов и отражает уникальность транспортного средства. Он даёт возможность отличить один автомобиль от другого, такого же (той же марки и модели). В первой позиции VIS указывается символ, кодирующий модельный год выпуска транспортного средства (табл. 8). Модельный год может совпадать с календарным годом или отличаться от него. В соответствии с ГОСТ Р 51980‑2002 модельный год определен как условный год, указываемый изготовителем и, как правило, следующий за фактическим годом выпуска транспортного средства.

Например, на ВАЗе (ОАО «АВТО-ВАЗ») начало модельного года установлено с 1 октября календарного года. Таким образом, с 1 января по 30 сентября модельный год соответствует календарному году выпуска автомобиля, а с 1 октября по 31 декабря соответствует следующему за фактическим годом выпуска автомобиля.

Как видно из табл. 8, система построена таким образом, что не может появиться двух автомобилей с одинаковыми кодами VIN как минимум в течение 30 лет.

Во второй позиции VIS может указываться код сборочного завода. Этот символ выбирается по усмотрению изготовителя из числа разрешённых. Если код сборочного завода не используется, то во второй позиции VIS ставят символ «0».

Позиции VIS с третьей по восьмую отведены для производственного (порядкового) номера транспортного средства. Его ставят на последние позиции, а на незначащие первые, если они имеются, ставят «0». Например, автомобиль с порядковым номером 15 будет иметь на позициях VIS с третьей по восьмую «000015». Знаки с пятого по восьмой включительно всегда должны быть цифрами.

Коды модельного года выпуска транспортных средств
(в соответствии с ISO 3779‑1983)

Пример построения кода VIN:

Позиции кода VIN

Позиции разделов кода VIN

Поз. 1-3: XTA — международный идентификационный код изготовителя для ОАО «АВТО-ВАЗ», Российская Федерация.

Поз. 4-9: 217230 – описательная часть – тип транспортного средства для автомобиля ВАЗ-21723 LADA PRIORA.

Поз. 10: 9 – модельный год выпуска – 2009 (с 01.10.2008 г. по 30.09.2009 г).

Поз. 11-17: 0060386 – производственный номер транспортного средства.

Формирование кода VIN в Российской Федерации имеет следующие особенности:

— Изготовитель, являющийся юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, использующий для производства транспортных средств покупные шасси или базовые транспортные средства иного изготовителя, формирует и наносит на такие транспортные средства новый идентификационный номер, отличный от идентификационного номера покупных шасси. Ранее присвоенный идентификационный номер шасси (базового транспортного средства) должен быть сохранен на транспортном средстве.

— На изготовленные в Российской Федерации транспортные средства, являющиеся результатом индивидуального технического творчества, изготовитель наносит идентификационный номер транспортного средства, который присваивается каждому транспортному средству. При этом идентификационный номер такого транспортного средства формируется с учетом следующих требований:

— на первых трех позициях должен быть приведен единый для всех изготовителей транспортных средств, являющихся результа­том индивидуального технического творчества, международный идентификационный код изготовителя – «Х99»;

— на 4-й, 5-й и 6-й позициях приводятся латинские буквы — R, U, S (RUS);

— на 7-й, 8-й и 9-й позициях приводится арабская цифра «0»;

— на 10-й позиции указывается код года изготовления транс­порт­ного средства (табл. 8);

— на позиции с 11-й по 17-ю указывается порядковый регистра­ци­онный номер, начиная с «0000001», по реестру компетентного органа Российской Федерации.

7. МАРКИРОВКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Согласно действующей отраслевой нормативно-технической документации изделия промышленного производства должны иметь маркировку изготовителя.

Маркировка – это товарные знаки, символы, надписи и изображения, наносимые на изделие и дающие информацию об изделии, его изготовителе, а также данные, необходимые для монтажа и эксплуатации изделия. Маркировка может быть основной (обязательной) и дополнительной (рекомендуемой).

Автотранспортные средства подлежат обязательной маркировке. Одной из основных частей маркировки автотранспорт­ных средств является код VIN. Основным международным стандартом, регламентирующим нанесение кода VIN, является стандарт ISO 4030‑83 «Идентификационный номер транспортного средства. Место расположения и способ нанесения». На требованиях этого стандарта, а также стандартов ISO 3779‑1983, ISO 3780‑1983 основано содержание российского ГОСТ Р 51980‑2002 «Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования», введённого в действие с 01.01.2004 г.

До введения в действие ГОСТ Р 51980‑2002 транспортные средства маркировали по ОСТ 37.001.269‑96 «Транспортные средства. Маркировка». (Содержание ГОСТ Р 51980‑2002 во многом аналогично ОСТ 37.001.269‑96, но имеются некоторые дополнительные требования. Стандарт определяет места нанесения кода VIN, размер символов и др.)

С 01.09.2010 г. в Российской Федерации вводится в действие утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. № 720 «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Приложение № 8 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств содержит требования к маркировке и обеспечению возможности идентификации транспортных средств. Эти требования также основаны на международных стандартах ISO 3779‑1983, ISO 3780‑1983, ISO 4030‑83.

Согласно указанным документам:

— Код VIN наносят на табличку изготовителя ТС, а также на раму, шасси или часть кузова, не являющуюся легкосъемной, в одну или две строки без пробелов и разрыва разделов. Идентификационный номер наносится в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной. Идентификационный номер, по возможности, должен наноситься с правой стороны, в передней части транспортного средства, в легкодоступном для считывания месте.

— Допускается наносить идентификационный номер на транспортное средство в одну или две строки. В случае нанесения идентификационного номера в две строки знаки с 1‑го по 9‑й включительно располагаются на первой строке, знаки с 10‑го по 17‑й включительно располагаются на второй строке. В начале и в конце строк должен быть проставлен разделитель, который устанавливается изготовителем транспортных средств (например, знак «*»). Идентификационный номер, указываемый в документах на транспортное средство, должен быть расположен в одной строке без пробелов и разделителей.

— Высота знаков идентификационного номера, нанесённого на транспортное средство, должна быть не менее 7 мм для транспортных средств категорий M, N, O и не менее 4 мм для транспортных средств категории L. Высота знаков на табличке (табличках) изготовителя должна быть не менее 4 мм для транспортных средств категорий M, N, O и не менее 3 мм для транспортных средств категории L.

— Способ и технология нанесения кода VIN не регламентированы. Однако изготовитель обязан наносить идентификационный номер четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков. Идентификационный номер должен наноситься без пробелов между знаками. Структуру, содержание и места расположения VIN транспортных средств, сертифицированных на территории Российской Федерации, указывают в приложении №2 к «Одобрению типа транспортного средства» и в руководстве по эксплуатации. Владельцу транспортного средства выдают только руководство по эксплуатации.

— На транспортном средстве, кроме идентификационного номера VIN, нанесённого непосредственно на транспортное средство, должна быть установлена табличка изготовителя. При установке изготовителем на транспортном средстве (шасси) таблички изготовителя она должна быть размещена в удобном для считывания месте — части транспортного средства (шасси), не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.

— Табличка изготовителя должна быть прямоугольной формы с размерами, позволяющими поместить, в общем случае, следующую обязательную информацию на русском и (или) иностранном языке:

1) наименование изготовителя;

2) разрешенная полная масса транспортного средства;

3) разрешенная максимальная масса автопоезда, если транспортное средство может быть использовано для буксировки прицепа (полуприцепа);

4) разрешенная максимальная осевая масса, приходящаяся на каждую из осей транспортного средства, начиная с передней оси;

5) технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство (полуприцеп) (при наличии);

6) номер «Одобрения типа транспортного средства»;

7) год изготовления или модельный год по усмотрению изготовителя транспортного средства;

8) идентификационный номер транспортного средства.

— Информация, содержащаяся в подпунктах 6) – 8), может, по выбору изготовителя, располагаться на дополнительной табличке (наклейке), расположенной ниже или сбоку от основной таблички. Основная и дополнительная таблички могут быть выполнены в виде наклеек, которые должны разрушаться при попытке снять их механическим путем.

— Для транспортных средств иностранного производства допускается в качестве номера «Одобрения типа» указывать номер «Общего европейского одобрения типа» — Whole Vehicle Type Approval, WVTA.

— Изготовитель может поместить на табличке дополнительную информацию. Эта информация должна находиться внизу или сбоку по отношению к прямоугольнику, заключающему в себе обязательные надписи.

— В случае, если информация на табличке изготовителя представлена на иностранном языке, её перевод должен быть приведен в инструкции (руководстве) по эксплуатации.

— На транспортные средства изготовителем может дополнительно наноситься видимая и (или) невидимая (видимая в ультрафиолетовых лучах) маркировка, содержащая код VIN либо его описательную (VDS) и указательную (VIS) части.

— Надписи на иностранном языке, нанесенные изготовителем на наружную или внутреннюю поверхность транспортного средства с целью предупреждения или информирования потребителей о конструктивных особенностях данного транспортного средства, должны быть продублированы на русском языке. Разрешается не дублировать на русском языке общеизвестные надписи, состоящие из одного или двух слов, нанесенные на органы управления. Перевод и разъяснение таких надписей должны быть приведены в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Пример такого перевода приведён на рис. 5.

Рис. 5. Надписи на иностранном языке, их перевод и разъяснение

Пример таблички изготовителя приведён на рис. 6. Первая строка сверху содержит наименование изготовителя — ВАЗ. Вторая строка сверху содержит номер одобрения типа транспортного средства. Третья строка сверху — семнадцатизначный идентификационный номер VIN – XTA21723090060386. Четвёртая строка сверху — модель двигателя — 21126. Цифры в левой колонке сверху вниз обозначают:

— полную допустимую массу автомобиля – 1480 кг;

— разрешенную максимальную массу автопоезда – 2280 кг.

Цифры в правой колонке сверху вниз обозначают:

— максимально допустимую нагрузку на переднюю ось – 780 кг;

— максимально допустимую нагрузку на заднюю ось — 780 кг.

Номер для запасных частей соответствует порядковому номеру выхода автомобиля с конвейера. В нижней строке указаны вариант исполнения и комплектация.

Рис. 6. Табличка изготовителя

За подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (равно как и за подделку или уничтожение номера кузова, шасси, двигателя) с целью эксплуатации или сбыта транспортного средства, а также за сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером (номером кузова, шасси, двигателя) в соответствии со статьёй 326 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность.

8. МАРКИРОВКА КОМПОНЕНТОВ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Отдельные компоненты транспортных средств проходят процедуру официального утверждения типа компонента. В некоторых случаях тип компонента утверждается в составе транспортного средства, в некоторых случаях тип компонента может быть утверждён самостоятельно, отдельно от транспортного средства. Например, тормозные системы утверждаются в составе транспортного средства, а такие компоненты, как сцепные устройства, безопасные стёкла, ленты ремней безопасности и т.п. могут утверждаться отдельно.

Если образец типа компонента автомобиля (в общем случае следует говорить дорожного транспортного средства, но для простоты изложения мы будем здесь и далее употреблять слово «автомобиля»; следует понимать, что под этим подразумеваются также прицепы, полуприцепы и всё многообразие мототехники) удовлетворяет требованиям соответствующего нормативного документа, то его тип считается официально утверждённым и этот компонент подлежит маркировке знаком официального утверждения. Как правило, компоненты автомобилей утверждаются на соответствие Правилам ЕЭК ООН или директивам ЕС (Европейского союза).

Каждому официально утверждённому типу компонента присваивается номер официального утверждения. При утверждении на соответствие Правилам ЕЭК ООН первые две цифры номера официального утверждения обозначают серию поправок, включённых в правила к моменту предоставления официального утверждения. Правила ЕЭК ООН постоянно пересматриваются и их требования ужесточаются. Обычно, чем серия поправок выше, тем более жёстким требованиям удовлетворяет утверждённый компонент. В одной и той же стране не может быть присвоено одного номера официального утверждения двум разным типам компонентов.

Страны, применяющие Правила ЕЭК ООН, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения, отказе в официальном утверждении, отмене официального утверждения или об окончательном прекращении производства официально утвержденного типа автомобильного компонента (или автомобиля в целом) посредством направления специальной карточки-сообщения.

На компонентах автомобиля, представляемых на официальное утверждение, должна проставляться фабричная или торговая марка завода-изготовителя, поставщика или подателя заявки. Если существуют какие-либо ограничения на использование компонента, то на данное устройство или его элемент должна быть нанесена отметка о таком ограничении. Любая маркировка, нанесённая на компоненты автомобиля, должна быть нестираемой и разборчивой. Технологию нанесения маркировки действующие нормативные документы не регламентируют.

В случае утверждения типа компонента автомобиля по Правилам ЕЭК ООН, знак официального утверждения должен быть международ­ным знаком, состоящим из круга, в котором проставлена буква «Е», за которой следует отличительный номер страны, выдавшей официальное утверждение, номера правил ЕЭК ООН, по которым утверждён данный компонент, за которым может быть нанесена латинская буква «R» и номера официального утверждения, начинающегося с номера серии поправок. Пример знака официального утверждения и основные требования к его размерам приведены на рис. 7.

Рис. 7. Пример знака официального утверждения на соответст­вие правилам ЕЭК ООН и основные требования к его размерам

В качестве отличительного номера страны, выдавшей официальное утверждение на соответствие правилам ЕЭК ООН, нанесённого в круге за буквой «E», используют следующие цифры:

Источник статьи: http://www.bestreferat.ru/referat-404932.html

Читайте также:  Автомобиль путина сбил ребенка
Оцените статью
Название: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Добавлен 21:49:23 08 сентября 2011 Похожие работы
Просмотров: 659 Комментариев: 6 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать