- Замер тонировки: правила и порядок замера светопропускаемости, соответствие требованиям ГОСТа и особенности оформления
- Закон, позволяющий осуществлять проверку тонировки
- Какие приборы разрешены для замера тонировки
- Какие существуют требования к тауметру
- Кто имеет право осуществлять замер светопропускаемости стекол
- Погодные условия
- Как проверяют стекла на светопропускаемость
- Особенности проверки тонировки
- Инструкция по эксплуатации тауметра
- Предписание за тонировку
- Можно ли снять тонировку на месте
- Нужно ли ехать на стационарный пост ГИБДД для осуществления замера
- Может ли решение сотрудника ГИБДД быть незаконным
- Заключение
- Методика измерения светопропускания стекол автомобиля
- Предисловие
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Требования к условиям проведения измерений и оборудованию
- 5 Проведение измерений
- Приложение А (обязательное). Порядок определения испытательных зон на ветровом стекле
- Приложение Б (справочное). Положение точек V и опорных точек
Замер тонировки: правила и порядок замера светопропускаемости, соответствие требованиям ГОСТа и особенности оформления
- 9 Января, 2020
- Автомобильное право
- Инесса Жебрякова
Каждый день инспекторы в городах останавливают транспортные средства и привлекают их водителей к ответственности за неправильно затонированные передние стекла. Но имеют ли право работники ГИБДД действовать таким образом вне стационарного поста?
Какими должны быть правила замера тонировки? Как нужно вести себя автолюбителям и на что обращать внимание, чтобы не были нарушены их права? Об этом и многом другом мы расскажем в статье.
Закон, позволяющий осуществлять проверку тонировки
В КоАП Российской Федерации имеется статья под номером 12.5. В части 3.1 представлена ответственность за установку цветной пленки на лобовом, а также передних боковых стеклах, которые понижают светопропускаемость. Если на автомобиле установлены стекла, которые отличаются от стандартных по тех.регламенту, этот факт будет являться правонарушением. Управлять таким транспортным средством нельзя.
В пункте 4.3 технического регламента 018/2011 указан минимальный уровень светопропускания боковых передних и лобовых стекол – 70 %. Законом запрещена темная тонировка в виде пленки, съемная тонировка, «шторки».
Сейчас все стекла проверяются в соответствии с ГОСТ 32565-2013 «Стекло, безопасное для наземного транспорта. Технические условия».
Какие приборы разрешены для замера тонировки
Прибор, которым проверяют степень светопропускания, называют тауметром. Сейчас дорожная полиция использует тауметры, имеющие маркировку:
Погрешность данных устройств не должна превышать 2 процентов. Выбирают тауметр в зависимости от толщины стекла, которое подвергается проверке. Все стекла толщиной до 7,5 мм могут измеряться любым прибором, а для стекол, имеющих большую толщину, предусмотрен «Блик+».
Какие существуют требования к тауметру
Чтобы проводить замер тонировки по ГОСТУ, надо вовремя осуществлять поверку тауметра. Сертификация проводится комиссией по измерительным устройствам. Существуют некоторые правила, которые определяют состояние тауметра:
- Сертификационная комиссия проверяет тауметр раз в 12 месяцев.
- Ответственный за проверку человек ставит на него индивидуальную пломбу и выдает свидетельство.
- Если на тауметре нет опознавательных знаков, можно считать показания устройства недостоверными. Такие результаты не могут прописываться в предписания и за них нельзя выписывать штраф.
- Диапазон напряжения питания должен быть от 11.4 до 12.6 В.
- Свидетельство может храниться в отделении ГИБДД, а на устройство обязательно прикрепляется табличка, содержащая дату поверки.
Кто имеет право осуществлять замер светопропускаемости стекол
Проводить проверку технического состояния автомобиля может дорожный ТехНадзор, а также любой другой сотрудник ГИБДД, у которого имеется звание. Другие службы не имеют права проверять уровень светопропускаемости автомобильных стекол.
Специальное звание регламентируется законом «О полиции». Это может быть абсолютно любой сотрудник ГИБДД от младшего до высшего начальственного состава.
Правила замера тонировки подразумевают осуществление проверки уровня светопропускной способности стекол на контрольном посте полиции, а также стационарных постах ГИБДД.
Погодные условия
Проверяют тонировку только при определенных погодных условиях:
- Атмосферное давление должно быть в пределах 760 мм рт.ст (+/-30).
- Допустимая влажность воздуха – 60 % (+/-15).
- Температура воздуха должна варьироваться в пределах 20-25 градусов. Некоторые тауметры могут использоваться и при более высоких температурных режимах.
- В зимнее время температурные показатели воздуха не должны быть ниже -10 градусов.
Замер тонировки в дождь и туман не осуществляется. Многих интересует вопрос, можно ли проверять тонировку ночью. В отношении временных рамок не существует ограничений – замеры можно делать даже поздней ночью.
Как проверяют стекла на светопропускаемость
Правила замера тонировки предусматривают такой алгоритм действий:
- Инспектор измеряет температуру и влажность воздуха в настоящий момент, атмосферное давление.
- Стекло надо протереть до чистого и сухого состояния.
- Измерять можно в том случае, если прибор имеет погрешность 2 % либо меньше.
- Инспектор предъявляет водителю сертификат или показывает табличку, содержащую дату проверки туаметра, протокол, личный документ, согласно которому он имеет право проводить замеры.
Особенности проверки тонировки
Показатели светопропускаемости стекол измеряют в трех точках одного стекла. Все цифры могут быть разными. Необходимо вычислить среднее арифметическое для всех полученных чисел. Это и будет являться искомым показателем.
Инструкция по эксплуатации тауметра
Мы опишем инструкцию к самому популярному среди сотрудников полиции прибору – «Блик-Н». Если замеры производятся в полевых условиях, его крепят к ремешку, который надевают на шею.
Для проведения замеров необходимо соединить шнур прибора с прикуривателем машины, который имеет питание в 12В. Далее тауметр разогревается в течение нескольких минут. Если прибор переносится с помещения на свежий воздух или наоборот, проверяющему надо убедиться, что стекла на головке устройства не запотели и не замерзли.
Также надо определить, какая оправа подойдет для стекла в зависимости от его толщины. Следом надо настроить показатель индикатора прибора на 100 %. При нестабильности показателя, значения на индикаторе будут мигать.
Чтобы отрегулировать аппарат, приемную и передающую головки помещают друг напротив друга по обе стороны измеряемого стекла. Важно следить, чтобы не было резкого удара о стекло, поскольку обе головки притягиваются друг к другу посредством магнита.
Если соблюдены правила проверки тонировки, на индикаторе высветится цифра, которая определяет коэффициент светопропускания стекла.
Предписание за тонировку
Это документ, который выдается владельцу транспортного средства после того, как был составлен протокол о нарушении эксплуатационных правил. Чтобы исполнить требования должностного лица, дается определенный срок. Обычно это 10 дней.
Если по истечении этого срока предписание водитель не выполнил, сотрудник ГИБДД при повторной встрече может привлечь его к ответственности.
Можно ли снять тонировку на месте
Если условия замера тонировки были соблюдены и светопропускаемость стекол ниже нормативов, водитель может на месте удалить пленку и спокойно двигаться дальше. Но штраф размером 500 рублей ему оплатить все равно придется.
Если водитель произведет оплату не позднее чем через 20 дней с момента выдачи протокола, сумма штрафа сократится вдвое.
Нужно ли ехать на стационарный пост ГИБДД для осуществления замера
Если сотрудник полиции остановил водителя не на посту ГИБДД и предложил пройти проверку на светопропускаемость автомобильных стекол, автолюбитель вправе отказаться это делать, даже если стекла его транспортного средства полностью затонированы.
В этом случае инспектор может предложить проехать до стационарного поста, чтобы соблюсти все правила замера тонировки. Даже в этом случае водитель может отказаться. Чтобы заставить автолюбителя ехать к пункту проверки, сотруднику полиции надо осуществить административное задержание. Законно ли это?
Нет, это не законно. Кодекс о правонарушениях гласит, что ограничить свободу автолюбителя или любого другого человека можно лишь в тех ситуациях, когда необходимо своевременно рассмотреть случай правонарушения. В этом случае задержание не может использоваться для выявления правонарушения. Задержать автомобиль можно лишь в том случае, если уже было выявлено нарушение, но никак не до него.
Может ли решение сотрудника ГИБДД быть незаконным
Часто сотрудники дорожной полиции пользуются тем, что автолюбители плохо знают законы и регламенты. Вследствие этого мало кто будет оспаривать штраф в 500 рублей. Вот перечень незаконных действий со стороны инспектора:
- Нельзя измерять светопропускную способность стекол «на глаз», даже если инспектору «и так все видно». Даже если стекло сильно тонировано, инспектор обязан проверить его тауметром.
- Если у сотрудника ГИБДД нет измерительного прибора, он может просто выписать протокол, в котором будет написано, что на транспортном средстве установлены предметы, которые ограничивают обзорность. Штрафа в этом случае не будет.
- Инспектор не может заставить водителя снять тонировку без проведения замеров.
- Если сотрудник дорожной полиции утверждает, что на автомобиле установлены съемные тонировочные стекла, то есть конструкция транспортного средства подверглась незаконным изменениям, свои слова он обязан подтвердить посредством измерений прибором.
Заключение
Зная правила измерения тонировки, автолюбитель может защитить собственные права по всем требованиям закона. Многие автомобилисты придумывают разные ухищрения, чтобы уйти от ответственности за тонировку. Некоторые просто регулярно оплачивают штраф и не выполняют требования представителей власти.
Лучше все делать по закону, выплатить небольшой штраф и снять пленку со стекла, чтобы в дальнейшем избежать остановки инспектором и потери времени и средств.
Если же вы полагаете, что вас незаконным образом привлекли к административной ответственности (не были проведены замеры, инспектор превысил должностные полномочия), можно смело подавать апелляцию в суд. Желательно иметь видеоподтверждение неправомерных действий и показания понятых, которыми не могут выступать коллеги инспектора и пассажиры остановленного транспортного средства.
Источник статьи: http://realconsult.ru/467079a-zamer-tonirovki-pravila-i-poryadok-zamera-svetopropuskaemosti-sootvetstvie-trebovaniyam-gosta-i-osobennosti-oformleniya
Методика измерения светопропускания стекол автомобиля
ГОСТ Р 8.831-2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная система обеспечения единства измерений
СТЕКЛО БЕЗОПАСНОЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Методы определения светопропускания. Методика измерений
State system for ensuring the uniformity of measurements. Safety glass for automobiles, tractors and agricultural machinery. Method for the determination of light transmission. Measurement procedure
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений» (ФГУП «ВНИИОФИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 206 «Эталоны и поверочные схемы». Подкомитет ПК-10 «Оптические и оптико-физические измерения»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2013 г. N 1016-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на безопасное стекло для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин и устанавливает методы определения и измерений их светопропускания.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 7601-78 Физическая оптика. Термины, буквенные обозначения и определения основных величин
ГОСТ 8.654 Фотометрия. Термины и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку
3 Термины и определения
4 Требования к условиям проведения измерений и оборудованию
4.1 Условия измерений
При выполнении измерений соблюдают следующие условия:
— температура окружающего воздуха
— напряжение питающей сети
4.2 Требования к зонам и образцам для измерений
Измерения светопропускания проводят для безопасных стекол следующих типов: упрочненные ветровые стекла, равномерно упроченные стекла, многослойные безосколочные ветровые стекла и ветровые стекла из стеклопластика, многослойные безосколочные стекла из стеклопластика, не являющиеся ветровыми, обработанные многослойные безосколочные ветровые стекла, стекла, покрытые пластмассовым слоем, жесткие пластиковые стекла, не являющиеся ветровыми, гибкие пластиковые стекла, не являющиеся ветровыми, двойные жесткие пластиковые стекла.
Для ветровых стекол транспортных средств категории [1] измерения проводят в зоне , определяемой в соответствии с А.1 (приложение А), за исключением любого матового затемнения, нанесенного на ее поверхность.
Для ветровых стекол транспортных средств категории [1] измерения проводят в зоне , за исключением любого матового затемнения, нанесенного на ее поверхность, или в зоне , определяемой в соответствии с А.2 (приложение А).
Для ветровых стекол транспортных средств других категорий измерения проводят в зоне .
Для ветровых стекол тракторов и сельскохозяйственных машин измерения проводят в зоне , за которую принимают всю поверхность ветрового стекла.
При измерениях ветровых стекол допускается применять образцы двух видов:
— вырезанный из плоской части ветрового стекла;
— специально подготовленная плоская квадратная пластина, идентичная по характеристикам (материалу и толщине) реальному ветровому стеклу.
4.3 Требования к аппаратуре для измерений
Оптическая схема измерений светопропускания представлена на рисунке 1.
1 — источник света; 2 — оптическая система; 3 — диафрагма; 4 — приемник излучения; 5 — измерительный прибор; 6 — безопасное стекло
Источник света 1 — лампа накаливания, нить которой заключена внутри параллелепипеда размерами 1,5 1,5 3 мм. Напряжение на клеммах должно обеспечивать цветовую температуру (2856±50) К. Напряжение должно стабилизироваться в пределах ±1/1000. Прибор, используемый для проверки напряжения, должен иметь соответствующую точность.
Оптическая система состоит из линз с фокусным расстоянием не менее 500 мм и должна быть скорректирована по хроматической аберрации. Полная апертура линз не должна превышать /20. Расстояние между линзами и источником света должно регулироваться для получения строго параллельного пучка.
Диафрагму (3) применяют для ограничения диаметра светового пучка до (7±1) мм. Диафрагма должна располагаться на расстоянии (100±50) мм от линзы со стороны, противоположной источнику света. Точка измерений должна быть в центре светового пучка.
Приемник излучения 4 должен по своей относительной спектральной чувствительности соответствовать стандартному фотометрическому наблюдателю при дневном освещении, рекомендованному МКО. Чувствительная поверхность приемника должна быть закрыта рассеивателем и не менее чем в два раза больше сечения светового пучка, испускаемого оптической системой. Если применяют интегрирующую сферу, сечение ее апертуры должно не менее чем в два раза быть больше сечения параллельной части пучка.
Отклонение линейности приемника и измерительного прибора 5 должно быть не более 2% в рабочей части шкалы.
Приемник должен быть отцентрирован по оси светового пучка.
5 Проведение измерений
Приложение А (обязательное). Порядок определения испытательных зон на ветровом стекле
Порядок определения испытательных зон на ветровом стекле [2]
А.1 Порядок определения испытательной зоны на ветровом стекле транспортных средств категории
Испытательную зону определяют по отношению к точкам (приложение Б).
Испытательная зона — участок внешней поверхности ветрового стекла, ограниченный линиями пересечения следующих четырех плоскостей:
— плоскости, проходящей через точку параллельно оси под углом 7° вверх по отношению к оси (плоскость 1);
— плоскости, проходящей через точку параллельно оси под углом 5° вниз по отношению к оси (плоскость 2);
— вертикальной плоскости, проходящей через точки и под углом 17° влево (для транспортных средств, предназначенных для левостороннего движения) или вправо (для транспортных средств, предназначенных для правостороннего движения) по отношению к оси (плоскость 3);
— плоскости, симметричной плоскости 3 по отношению к среднему продольному сечению транспортного средства (плоскость 4).
А.2 Порядок определения испытательной зоны на ветровом стекле транспортных средств
Зона — зона ветрового стекла, ограниченная линиями пересечения плоскости ветрового стекла следующими четырьмя плоскостями:
— вертикальной плоскостью, проходящей через 0 и образующей угол 15° слева от средней продольной плоскости транспортного средства;
— вертикальной плоскостью, симметричной по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства.
Если отсутствует средняя продольная плоскость транспортного средства, то за принимают плоскость, симметричную по отношению к продольной плоскости, проходящей через точку 0.
— плоскостью, проходящей через прямую под углом 10° над горизонтальной плоскостью;
— плоскостью, проходящей через прямую под углом 8° под горизонтальной плоскостью.
Примечания
1 Прямая — горизонтальная прямая линия, проходящая через точку обзора 0 и перпендикулярная к средней продольной плоскости транспортного средства.
2 Точка обзора 0 — точка, расположенная на высоте 625 мм над точкой сиденья водителя в вертикальной плоскости, параллельной средней продольной плоскости транспортного средства и проходящей через ось рулевого колеса.
Приложение Б (справочное). Положение точек V и опорных точек
Б.1 Положение точек по отношению к точке в координатах , , трехмерной системы координат представлено в таблице Б.1
Примечание — Точка (контрольная точка места для сидения) — условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для каждого места для сидения и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.
В таблице указаны базовые координаты при конструктивном угле наклона спинки в 25°.
Источник статьи: http://docs.cntd.ru/document/1200108066