Милиция автомобиль ваз 2101

Рядовые патрульные: спецверсии Москвичей и Жигулей для советской милиции

В послевоенные десятилетия и до самой перестройки в СССР, наряду с милицейскими Волгами, получали всё большее распространение доступные автомобили малого класса — как тогда говорили, малолитражные. Сначала это были «Москвичи», а с 1970 года к ним добавились «Жигули». Массовый выпуск недорогих легковушек позволил обеспечить советскую милицию большим количеством патрульных машин.

П ервым из автомобилей малого класса широкое распространение в СССР получил «Москвич-400-420», выпускавшийся с 1947 года Московским заводом малолитражных автомобилей МЗМА. В 50-е годы фондов, выделенных МВД на служебный транспорт, не всегда хватало на закупку автомобилей «Победа» М-20. Поэтому в некоторых регионах в милицейские гаражи поступали «Москвичи». Завод в то время не получал задания на разработку специальной модификации «Москвича» для милиции, и такая машина в производственную программу не входила.

На местах автохозяйства сами оборудовали седаны «Москвич» громкоговорителями, дополнительными осветительными приборами и другими устройствами. Также самостоятельно машины окрашивали в синий цвет и наносили отличительные знаки – красную полосу и надписи.

Единая окраска милицейских автомобилей была утверждена приказами министра внутренних дел СССР 1953 и 1957 годов. Автомобиль «Москвич» по всем параметрам превосходил распространённые тогда в милиции мотоциклы с коляской М-72. Он отличался устойчивостью, управляемостью, предоставлял четырём пассажирам такие комфортабельные условия передвижения, какие не мог обеспечить мотоцикл. По маневренности «Москвич» превосходил «Победу», а по проходимости мало уступал ГАЗ-67, что в условиях того времени играло заметную роль.

В 60-е годы, когда правительство упразднило общесоюзное МВД и передало руководство милицией республиканским министерствам охраны общественного порядка (МООП), централизованная система закупки автотранспорта не действовала. В то время местные хозяйственные управления нередко приобретали для милиции и госавтоинспекции не «Волги», а «Москвичи» моделей 407 и 403.

Читайте также:  Как узнать какого цвета автомобиль

Просторный отапливаемый салон создавал более удобные условия для работы дежурного экипажа, чем были в прежнем «Москвиче». Багажник вмещал набор необходимого криминалистического инструмента или служил для установки радиостанции, обеспечивавшей связь машины с диспетчерской. МЗМА на несколько лет раньше ГАЗа выпустил модификацию с кузовом универсал. Машины «Москвич-423Н» тоже служили в милиции. Их преимущества, в частности, оценили кинологи — сзади в универсал было удобно посадить служебную овчарку.

Поначалу «Москвичи» этого семейства носили принятую в 50-х годах синюю окраску с красной полосой. С 1963 года МООП РСФСР ввел новый стандарт – бирюзово-голубой кузов и красную полосу только на передних дверях. В таком виде «Москвичи» этого поколения служили в милиции. Но часто из-за сложностей с перекраской автомобилей, красную полосу наносили на машины произвольных цветов.

Это продолжалось и после 1964 года, когда МЗМА сумел оперативно обновить базовую модель. Новые «Москвичи-408» получили в милиции ещё большее распространение, встречались даже машины с четырьмя фарами, по документам проходившие как «экспортные», но на самом деле массово поставлявшиеся и на внутренний рынок.

Москвич 408 Приезд Ю.А. Гагарина в Обнинск ‘1966

Конец 60-х годов ознаменовался несколькими важными событиями. Во-первых, конструкторы МЗМА разработали для «Москвича» принципиально новый двигатель модели 412, который уверенно поставил московскую машину в один ряд современными для тех лет европейскими моделями. Выпуск этих двигателей развернул Уфимский моторный завод. Во-вторых, было принято решение дублировать производство автомобилей «Москвич» на машиностроительном заводе в Ижевске, и вскоре автомобильный парк страны пополняли уже два завода. В-третьих, в Тольятти развернулась стройка нового завода-гиганта по производству автомобилей на базе FIAT-124. В-четвёртых, кресло министра охраны общественного порядка занял Н.А. Щелоков, который возродил общесоюзное МВД и вплотную занялся обновлением парка милицейского автотранспорта.

Приказ министра внутренних дел №338 от 22 сентября 1969 года утвердил новый стандарт окраски милицейских автомобилей – жёлтый кузов, синяя полоса вдоль каждого борта, синяя крышка багажника. Для автомобилей разных марок был предложен одинаковый набор специального оборудования: Два рупора громкоговорителя, проблесковый маячок синего цвета на высокой «ножке», фара-искатель на левом переднем крыле, пара жёлтых противотуманных фар, фонарь с надписью «остановитесь» на багажнике, радиостанция «Пальма».

Москвич 412 АЗЛК

В первые же списки автомобилей, которые следовало закупить МВД, помимо ГАЗ-69, «Волг» ГАЗ-21 и ГАЗ-24, входили машины «Москвич-412». Причем, предполагалось в год покупать «Москвичей» вдвое больше, чем «Волг». И ещё до начала серийного производства в Тольятти Щёлоков проявил интерес к новинке советского автопрома ВАЗ-2101. Эти машины тоже подлежали закупке и переоборудованию.

Надо заметить, что новую жёлто-синюю окраску и сигнальную аппаратуру «примерили на себя» даже «Москвичи» с так называемым «старым кузовом» образца 1964-1969 годов. Но основную массу составили всё-таки модернизированные машины, пошедшие с конвейера в ноябре-декабре 1969-го. Для нужд МВД закупались «Москвичи» обоих заводов, но большее распространение в милиции всё-таки получили ижевские. Дело в том, что у «Ижмаша» не было такой большой экспортной программы, как у АЗЛК, к тому же все 100% машин из Ижевска с 1968 года комплектовали двигателями модели 412, в то время как АЗЛК ещё был вынужден устанавливать 408-е моторы. Так или иначе, а жёлто-синие «Москвичи» в начале 70-х несли службу наравне с «Волгами» обоих поколений.

Опытные образцы «Жигулей» в милицейской окраске и комплектации существовали уже в 1970-1971 годах, но в больших количествах продукция ВАЗа начала поступать в дорожно-патрульную и патрульно-постовую службу только с 1973 года. Первые лет 7 все милицейские «Жигули» отличались кузовом и салоном базовой модели ВАЗ-2101, самой массовой и дешёвой. Но часть машин для МВД оснащалась прямо на заводе в Тольятти более мощным двигателем ВАЗ-2103 с соответствующими передаточными числами трансмиссии. Из-за очень большого количественного выпуска на заводе ВАЗ в 70-е годы удалось обеспечить массу милиционеров и инспекторов ГАИ служебным автотранспортом, а многих пересадить с мотоцикла на автомобиль.

ВАЗ-2101 начало 70-х

В 1975 году желто-синюю окраску милицейских машин узаконил введённый в действие ГОСТ. Но уже к началу 80-х годов этот стандарт всё чаще и чаще нарушали на местах, в том числе в Москве и Ленинграде. Если милицейские машины начала 70-х поступали в гаражи МВД со специализированных предприятий, где были все условия для перекраски и переоборудования автомобилей, то к концу десятилетия возродилась практика закупки стандартных машин на автозаводах и оборудования их силами местных автобаз. Поэтому на улицах замелькали «Жигули» и «Москвичи» с синими полосами на белых, бежевых, даже ярко-зелёных и ярко-красных кузовах, бессистемно подобранными моделями радиооборудования, громкоговорителей и специальных световых сигналов.

ВАЗ-2101 и Москвич-2140

С 1976 по 1988 годы базовой моделью АЗЛК был «Москвич-2140». В патрульно-постовой и дорожно-патрульной службах милиции эти машины встречались очень часто. Обычно им оставляли конвейерную окраску. Но завод выпускал большое количество гражданских «Москвичей» жёлтого цвета нескольких оттенков. Если такие машины приходили в милицию, соблюдение ГОСТа получалось само собой. Параллельно с московскими машинами МВД закупало ижевские седаны. Сначала это были «Москвичи-412» образца 70-х, а потом модернизированные автомобили образца 1982 года с приставкой «028» в индексе. В Ижевске базовые гражданские машины в 80-х в жёлтый не красили, поэтому в милиции обычно работали машины произвольных цветов с синей полосой.

Во время Олимпиады 1980 года в московской милиции помимо ВАЗ-2101, появились ВАЗ-2103. К середине 80-х Волжский автозавод заменил свою первую модель автомобилем ВАЗ-21013 с кузовом от ВАЗ-21011. Такие машины, как самая бюджетная версия, тоже получили в гаражах системы МВД массовое распространение. Что касается «Жигулей» следующих моделей, ВАЗ-2106, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, то на них милиционеры и инспекторы ГАИ массово пересели уже в перестроечные и постсоветские годы.

Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/ryadovye-patrulnye-spetsversii-moskvichej-i-zhigulej-dlya-sovetskoj-militsii

Купили милицейский ВАЗ-2101. Показываю, как он устроен

Лет так тридцать пять тому назад, когда наша страна еще называлась СССР, у меня появилась коллекционная моделька милицейского «жигулёнка» первой модели. Со всеми полагающимися атрибутами: канареечной окраской, мигалкой на крыше и гербом СССР на передних дверях. И вот, спустя столько времени, я испытываю чувство дежавю. Передо мной стоит практически такой же канареечный ВАЗ-2101, но вся разница в том, что его масштаб теперь не 1:43, а 1:1.

Как видно в видеоролике, «моделька» эта вполне себе действующая: что должно моргать и мигать – моргает и мигает, сирена крякает, мотор заводится с полоборота. Хоть сейчас включай передачу и бросайся в погоню за злостными нарушителями правил дорожного движения ))

Машинка будто бы сошла с телеэкрана, из какого-нибудь фильма советской эпохи. Собственно, для участия в игровых кинофильмах этого «жигулёнка» и сделали. Но, как подсказал Фёдор Лапшин, большой знаток применявшихся в нашей стране спецсигналов, в нем есть пара несоответствий реальным машинам, работавшим в СССР.

Как видно, на реплике стоят три «мигалки»: две красные по бокам и большая центральная синяя. И те, и другие маячки – импортные. Красные – немецкие, «бошевские». И по словам Федора, такие закупались только 10-м управлением ГАИ в Москве на автомобили рангом не ниже «Волги». А вот очень характерный синий маяк для этой машины правильный. Знаете, как он называется?

А называется он Tesla! Только к изделиям столь знаменитого теперь Илона Маска отношения не имеет, конечно, никакого. Эта Tesla – из уже несуществующей на карте страны Чехословакия. Модель самой «мигалки» обозначалась как ARS 560A1. В комплекте с ней шли репродуктор ART 983 (он стоит на крыше машины прямо перед «мигалкой»), усилитель AZZ 500A (монтировался в салоне) и присоединенный к усилителю микрофон AMD 622A. Вместе весь комплект назывался так: «Сигнальное и радиовещательное оборудование TESLA AZD 500A».

В салоне милицейского ВАЗ-2101 усилитель, выполненный заодно с панелью управления светосигнальной аппаратурой, монтировался под панелью приборов посередине. Здесь он был одинаково доступен и с водительского, и с переднего пассажирского сиденья. Но, как видно на фото, кроме пульта управления «светомузыкой» в салоне есть и еще один «лишний» девайс, смонтированный в правой части панели приборов, под бардачком. Даю фото крупным планом:

«Мобильник» советского периода? Ну, практически )) Это ультракоротковолновая радиостанция «Лён-Б», которая… да, никогда не использовалась советской милицией. Она широко применялась в сельском хозяйстве, позволяя председателю колхоза держать связь с работающими далеко в полях комбайнерами и трактористами. Правильную для милицейского «жигулёнка» радиостанцию «Пальма» найти намного сложнее, чем «Лён». Но в таких тонкостях разбирается очень и очень ограниченный круг специалистов. И поскольку по прямому назначению ни «Пальму», ни «Лён» никто в этой машине уже использовать не будет, то подобная подмена не выглядит сколько-нибудь критичной. А теперь подробнее покажу пульт управления «Теслой»:

Четыре рукоятки, две лампочки – ничего сложного, в принципе. Синяя лампа вверху зажигается при включении проблесковых маячков, красная правее – при возникновении неисправности репродуктора. Первый слева переключатель: перемещением вверх зажигается «люстра», вниз – подключается магнитофон с записью. Второй переключатель отвечает за выбор тона сирены. Третий – подключает к громкоговорителю микрофон или радиостанцию. Четвертая ручка – регулятор громкости. Ну и в качестве бонуса – еще пара фотографий деталировки самого ВАЗ-2101:

Комбинация приборов у «единички» – образец лаконичности и функциональности. Здесь нет ничего лишнего! Вместо амперметра или вольтметра и указателя давления масла – две контрольные лампочки красного цвета (вторая и третья по счету). Левее них – еще одна красная лампа, которая отвечает за тормозную систему: при затянутом «ручнике» она мигала, а при значительной утечке тормозной жидкости из расширительного бачка горела постоянно. С четвертой по счету лампочкой салатного цвета всё понятно без пояснений – это индикатор «поворотников». Пятая лампа, зелёная, зажигалась при включении габаритных огней и ближнего света, а шестая лампа, синяя – дальнего света. Обратите внимание на три малозаметные короткие черточки красного цвета на шкале спидометра: в отсутствие тахометра ими помечались те значения максимальной скорости, которую разрешалось развивать на 1, 2 и 3 передаче соответственно.

Отделка сидений – ну практически кожаная )) Но надо признать, что материал жигулёвских кресел отличался очень высокой долговечностью и при регулярной чистке даже через много-много лет выглядел, как новый. С позиции современных автомобилей оценивать удобство «жигулевских» сидений – занятие неблагодарное. Но на фоне сидений других советских автомобилей того периода они были достаточно удобными, к тому же имели ряд полезных «фишек». Например, прекрасную спутницу на правом кресле можно было переместить в горизонтальное положение для более тесного знакомства всего одним движением руки. А теперь вспомните, сколько надо потратить времени на ту же процедуру в большинстве современных машин, где спинка регулируется вращающимся «барашком»: пока докрутишь его до горизонтального положения спинки, всё желание пропадёт )) А еще в ВАЗ-2101 сиденья раскладывались в два полноценных спальных места. Для поездок на речку с ночевкой это было классным подспорьем. А теперь заглянем под капот:

Тут стоит родной 1200-кубовый агрегат, который в привычных сегодня единицах измерения (нетто) развивал 59 сил. На милицейских «единичках» встречались и более мощные моторы: и 1,3-литровые, и 1,5-литровые – завод такие модификации выпускал. Надо сказать, что мотор «классики» был чрезвычайно простым и надежным агрегатом. Чем он портил жизнь владельцам? Был период времени, когда на АвтоВАЗе не могли обеспечить долговечность распредвалов. Но с этой проблемой справились еще в доперестроечные времена. А в остальном – этот агрегат, разработанный в солнечной Италии, стал эталоном того, как должно быть на автомобиле, созданном для условий СССР. Никаких проблем с холодным пуском, быстрый прогрев без необходимости закрывать-открывать жалюзи радиатора (ибо их тут вообще не было), а в сам мотор можно было не заглядывать более 100 тысяч километров – не считая работ по регламентному обслуживанию, конечно. А еще на «жигулях» никогда не было проблем с перегревом бензонасоса и паровыми пробками в топливной системе, да и замена свечей выполнялась намного удобнее, чем в автомобилях другой популярной советской марки – думаю, вы сами догадались, какой )) В общем, ВАЗ-2101 – это был очень классный автомобиль в те времена. И не менее классная «игрушка» теперь.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/nmarkov/kupili-miliceiskii-vaz2101-pokazyvaiu-kak-on-ustroen-5f61f4924f0bfa38c331170d

Оцените статью