Могут ли дпс прятать автомобиль

В кустах с радаром сидят недаром

Уверен, большинство водителей с более или менее солидным стажем встречались с такой ситуацией: едешь себе спокойно по трассе, без нарушений, и вдруг из придорожных кустов вскакивает инспектор ДПС с радаром — нарушаете, превышаете! А, собственно, могут ли дорожные полицейские прятаться в кустах? На этот вопрос «Правде.Ру» ответили эксперты.

Как-то раз нынешним летом едем на рыбалку по не очень оживленной трассе с бывшим (уволился в 2011 году по сокращению штатов) полковником полиции. Он за рулем чувствует себя, что называется, как рыба в воде.

Ведет спокойно и уверенно, не дергается, правил не нарушает. Во всяком случае, старается. И вдруг впереди, метрах в ста, из-за будки пригородной автобусной остановки на дорогу выходит молоденький сержант ДПС с радаром в руках. По его сигналу останавливаемся.

Оказывается, по словам сержанта, полковник превысил допустимую на этом участке трассы скорость аж на пять километров в час. И показывает окошечко переносного радара: действительно, какое-никакое превышение есть. Водитель спокойно выходит из машины и вдруг начинает грозно отчитывать молодого сержанта: мол, нарушаете инструкцию такую-то, приказ МВД такой-то, положение ГИБДД такое-то…

Номера ведомственных приказов, инструкций и так далее сыплются, как из рога изобилия. Растерянный сержант краснеет и машет рукой: да поезжайте уже, только от меня отстаньте! Довольный экс-полковник садится за руль. Смеется: законы надо знать, сотрудникам дорожной полиции прятаться от водителей в каких-нибудь кустах или будках не положено. Собственно, именно по этому поводу напористый полковник и наехал на растерявшегося дорожного полицейского, не умудренного особым опытом.

Читайте также:  Сварочные работы кузова автомобиля уаз

Но оказывается, мудрый полковник использовал не столько собственное знание ведомственных правил, сколько незнание их молодым сержантом в форменном канареечном светоотражающем жилете. В данной ситуации закон действительно что дышло: в отдельных случаях инспекторы ДПС скрытно следить за дорогой все-таки могут! Даже на автомобиле, не разукрашенном служебной символикой.

Вот что пояснил корреспонденту «Правды.Ру» Заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, полковник полиции в отставке Виктор Николаевич Корзун:

«В былые времена совершенно официально было три формы несения службы: скрытая (работа на машинах без специальной раскраски), открытая (работа на патрульных автомобилях в местах, где чаще всего происходят нарушения ПДД с целью их профилактики) и смешанная. В 2009 году вышел специальный регламент, предусматривающий несколько иные нормы патрулирования на трассах, в 2011 году он был дополнен.

Правда, честно говоря, ясности во взаимоотношениях ГИБДД и водителей больше не стало. Например, в одном абзаце регламента сказано, что контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается.

И тут же дана расшифровка: патрульный автомобиль — это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов и так далее…. То есть если на машине отсутствуют синие полоски, аббревиатуры ДПС и красно-синие мигалки, то значит, патруль вне закона?

Как бы не так! В следующем абзаце говорится (постараюсь повторить дословно), что «контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме, с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля». То есть, исходя из этого пункта регламента, следует, что инспектору разрешено хоть на личном «Жигуленке» следить за порядком на трассах! Согласитесь, тут есть некое скрытое противоречие, которое можно использовать как угодно…».

А насколько все-таки правомерно гаишнику прятаться от водителей в кустах? На этот вопрос «Правде.Ру» отвечает кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Васильевич Шмидт:

«Тут ситуация довольно сложная и достаточно противоречивая. Формулировки в нормативных документах несколько расплывчаты, что позволяет трактовать их достаточно вольно. И ведь ничего не поделаешь! Дежурство на дорогах регламентируют специальные наставления по работе дорожно-патрульной службы, а там четко написано: сотрудник ДПС должен выбирать место несения службы так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения и иметь возможность для своевременного пресечения правонарушения.

А вот всего лишь несколько строк из приказа Министерства внутренних дел от 31 декабря 2009 года (цитирую по первоисточнику): «При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения…».

Но внимательно читаем далее: «В целях обеспечения контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». Короче говоря, дорожный инспектор с радаром может вполне спрятаться за бугром, за поворотом, даже по сути дела и в кустах. И никаких служебных регламентов не нарушит!

По сути, из положений приказов МВД и регламента ГИБДД следует, что патрульная машина однозначно может быть скрыта за придорожными кустами или автобусной остановкой только при условии, что контроль за дорожным движением ведется с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения.

Правда, есть еще один нюанс, который известен всем водителям. Если вы едете нормально, не нарушая правил, то никакой инспектор, который хоть в кустах сидит, хоть открыто на обочине стоит, не страшен!».

Читайте самое интересное в разделе «Общество»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник статьи: http://www.pravda.ru/society/1134487-radar_inspekt/

Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?

В интернете на фоне вступления в силу нового Приказа №664 вместе со своим Административным регламентом всё чаще пишут якобы об официальном разрешении прятать патрульную машину ДПС в кустах, за зданиями или в других местах при ловле нарушителей. Якобы в изменённом регламенте внесён пункт об этом. Так ли это и могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664 в 2021 году, давайте разбираться!

Для начала отметим, что на полицию, коей является и служба ГИБДД, возложены обязанности по пресечению и предупреждению нарушений, а также их выявлению. При этом, первые две задачи явно имеют приоритет перед третьей, согласно самой формулировки «безопасности дорожного движения», функцией которой наделена полиция. Какую бы иллюзию инспекторы ни питали в отношении выявления нарушений, правозащитные функции в любом праве всегда первичны перед законоисполнительными!

Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах?

Вопрос законности этого напрямую регулируют два правовых акта:

  • Федеральный закон «О полиции»,
  • Административный регламент, введённый в действие Приказом №664.

Первый в своей статье 8 говорит нам о том, что действия полиции носят публичный характер, но и противоречия возможности прятать патрульный автомобиль за кустами, зданиями, сооружениями, холмами и другими объектами нет.

Поэтому давайте обратимся непосредственно к регламенту. Пункт 63 регулирует сразу три положения и условия видимости патрульной машины.

Итак, первый абзац пункта 63 говорит нам следующее:

63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.

Вроде бы всё логично, и ответ на главный наш вопрос получен. Если деятельность полиции является публичной, а пресечение нарушений ПДД первостепенно, то автомобиль должен быть отчётливо виден. Но не всё так просто!

В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

Это второй абзац того же пункта. Из него следует, что всё-таки ГИБДД могут прятаться в кустах, согласно Приказу №664 (точнее, его регламенту), но только при двух определённых условиях (выполнении одного любого из них):

  1. ДПС прячут машину, когда дежурят только на аварийно-опасных участках дороги,
  2. применяется фото- или видеофиксация нарушений ПДД.

Причём, практически всегда в 2021 году при выявлении нарушений сотрудники ГИБДД используют видеокамеру. Это факт.

Но в этом пункте прямого перечисления кустов нет. Кусты могут быть элементами обустройства улично-дорожной сети, но только в том случае, если они посажены в целях такого обустройства — то есть искусственно (например, в качестве защиты дороги от заноса снегом зимой), а не сами выросли возле дороги. Однако, ни то, ни обратное не доказуемо, и потому налицо пробел в трактовке этого правового акта.

Но самое главное заключается в том, что никаких смысловых изменений в Приказе №664 и не произошло. В регламенте Приказа №185 содержалась практически такая же формулировка, лишь слегка видоизменённая. Поэтому захлестнувшие интернет новости о том, что только после выхода нового Приказа ГИБДД могут прятаться в кустах, не более чем «утка».

Как определить аварийно-опасный участок дороги?

Нет, это вовсе не тот участок, который отмечен предупреждающим знаком 1.33:

Этот знак предупреждает о прочих опасностях, и это прямо говорит его одноимённое название. Именно к аварийным участкам дорог он не имеет прямого отношения, хотя и устанавливается перед ними. Но это совсем не означает, что если Вы увидели данный знак, то перед Вами аварийно-опасный участок.

Чёткое определение такого участка даёт нам Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в своей статье 2:

аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) — участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населённого пункта или 200 метров в населённом пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчётного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

Как видим, статус аварийно-опасного участок приобретает при наличии за отчётный год определённого количества ДТП на нём. Вот только такую информацию Вы нигде не найдёте, даже отправив официальный запрос в ГИБДД. Максимум — это статистика ДТП по районам субъектов России на официальном сайте статистики ГИБДД.

Да и практически любой участок дороги в нашей стране при такой статистике можно считать аварийным.

Поэтому прятать машину в кустах сотрудникам ГИБДД на практике можно практически везде. Но это ещё не всё. Выше мы говорили о том, что пункт 63 регламента имеет ещё и третий абзац.

Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов

Итак, третий абзац запрещает инспекторам даже при условии сокрытия патрульной машины в кустах умышленно препятствовать распознаванию водителями атрибутов автомобиля:

Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.

Но это совсем не значит, что они могут спрятать машину в кустах, но при этом отчётливо должны быть видны цветографические схемы и «мигалка» патрульного авто. Данный пункт аналогичен, например, сокрытию госномеров водителем листом бумаги или грязью в виде умышленных помех для их идентификации.

Но данная трактовка также и не исключает обязанности не скрывать такие схемы и «мигалку» в кустах при выявлении нарушений.

Источник статьи: http://autotonkosti.ru/q/mogut-li-gibdd-pryatatsya-v-kustah-po-novomu-prikazu-no664

Можно ли избежать штрафа, если инспектор ДПС прятался в укрытии?

Он сидел в машине, которая была спрятана от вашего водительского взора за кустами, деревьями, за поворотом или любым другим искусственным ограждением. Проще говоря, чтобы выполнить «гибэдэдэшный план» и обеспечить себе «стол» на предстоящий уикенд, инспектор спрятался от вас, чтобы вы, его вовремя не увидев, не смогли прекратить то или иное нарушение ПДД.

А ведь вроде бы все уже давно знают, что такие «прятки» незаконны, и всё равно попадаются. То ли от своей безграмотности, то ли от страха при виде погон и незнания того, что вообще нужно говорить инспектору в таком случае.

Давайте разбираться вместе, насколько «игра в прятки» законна

Для начала хочу отметить, что если вы нарушили ПДД, а со стороны инспектора нет никакого самоуправства (от вас он не прятался, вежливо представился и назвал причину остановки), то не уклоняйтесь от ответственности, отвечайте за свои поступки, будьте мужчиной. А если вы автоледи, то помните, дорогие женщины, какие бы ни были у вас красивые глаза, – на дороге все равны.

Ну а если же инспектор действительно решил спрятаться, тогда избежать наказания, даже за совершенное вами нарушение – это дело принципа.

Первое: требуйте составления протокола. Поскольку такие «прятки» незаконны. Хотя изначально Административный регламент МВД № 185, введенный 1 сентября 2009 года, разрешал «при осуществлении контроля за дорожным движением с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения использовать естественные и искусственные укрытия». Но позднее Генеральная прокуратура РФ, ссылаясь на закон «О противодействии коррупции», где сказано, что представители органов власти должны работать «публично и открыто», потребовала отменить вышеназванное положение, что и было сделано распоряжением МВД РФ.

Второе: пока инспектор заполняет протокол, сделайте несколько фотографий его патрульной машины, на которых было бы видно, что инспектор действительно был от вас спрятан и вы не могли его вовремя заметить.

Третье: в протоколе, переданном вам на подпись, в графе «Объяснения» пишем: «С нарушением не согласен, поскольку инспектор и его автомобиль в нарушение «Административного регламента № 185″ были спрятаны за кустами и я, соответственно, заблаговременно увидеть их не имел возможности, о чем свидетельствуют фотографии, которые я готов приобщить к материалам дела. Вместе с тем заявляю ходатайство о рассмотрении материалов по данному делу в подразделении ГИБДД. Требую помощи адвоката».

Если у вас есть видеорегистратор, то в протоколе еще укажите и на имеющуюся видеозапись, подтверждающую нарушение со стороны инспектора, которую вы также готовы будите предоставить в подразделении ГИБДД. Требуйте копию протокола.

В назначенный день разбора принесите в подразделение ГИБДД вместе с видеозаписью и фотографиями уже готовое ходатайство о приобщении к материалам дела видеозаписи и фото. Оно пишется просто: «Я, Иванов Иван Иванович, прошу Вас приобщить к материалам дела №…. имеющуюся видеозапись с видеорегистратора марки …… и модели такой-то. А также прошу приобщить фотографии, свидетельствующие о нарушении со стороны инспектора ДПС».

Однако, если ваши факты и настойчивость на блюстителей дорожного порядка впечатления не произвели, тогда в течение десяти дней с момента получения постановления о вашем нарушении смело отправляйте заявление в суд о прекращении производства по делу об административном правонарушении, поскольку инспекторы нарушили закон, а согласно части 3 статьи 26.2. КоАП РФ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением норм закона. Даже если и было вами совершено нарушение ПДД, наказание вы не понесете.

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Я вообще советую всем без исключения водителям изучить 3-ФЗ (Федеральный закон «о полиции» от 7 февраля 2011) и 185 приказ полностью. При изучении обязательно смотрите, чтобы редакция была последней, на сегодняшний день последняя правка была внесена 24 февраля 2015. А после этого купить копию в любом книжном магазине либо распечатать и возить с собой.

На слово сотрудники иногда не верят, а вот когда достаешь 185 приказ и тыкаешь пальцем, мол, вот 126 пункт об отстранении от управления, вот 70 пункт о предложении покинуть автомобиль и так далее.

Нарушать, конечно, не стоит. Но это касается не только водителей, но и сотрудников!

Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/mozhno-li-izbezhat-shtrafa-esli-inspektor-dps-prjatalsja-v-ukrytii-2015-04-30

Оцените статью