Могут обучить компьютерной диагностике автомобиля

Autek. Обновление базы данных

СТАТЬИ

Основы компьютерной диагностики автомобилей для чайников. FAQ 11.08.2013 05:54

Это даже не столько отчет, сколько попытка поделиться инфой : быть может, кому-то это сможет помочь.

Предупреждение: Важно! Некоторые операции, при неправильном применении могут привести к неприятным последствиям. Поэтому нужно делать только то, в чем уверен на 100%.

О чем речь.
Большинство автомобилей имеют специальные диагностические разъемы, через которые может быть организован обмен данными между блоками управления автомобиля и специальным диагностическим оборудованием. В качестве оборудования может выступать обычный компьютер, подключаемый через специальный адаптер. Существуют разные компьютерные программы, с помощью которых можно получить сообщения об ошибках, прочесть данные с различных блоков и систем.

Без такой диагностики поиск и устранение неисправностей в современных автомобилях почти невозможно.
Простые диагностические операции может освоить каждый автолюбитель.
Зачем это нужно.
Экономить время, деньги и нервы.
Например, машина стала плохо ехать. Вы подключаете диагностический адаптер, и видите, что расходомер воздуха выдает значения.. ну, скажем 10..60 вместо 10..150. Заказываете новый, и в удобное для себя время меняете его самостоятельно или с помощью квалифицированного специалиста. Или, к примеру, выявляете обрыв цепи датчика температуры ОЖ. За пару минут все исправили.. Не пришлось звонить, записываться, терять полдня в дорогостоящем сервисе. А если учесть, что грамотных диагностов на всяких СТО очень мало, иногда можно самостоятельно выявить и более сложные неисправности.

Но не все так просто, конечно. Для того чтобы знать, что делать, куда давить, куда смотреть, и что все это означает, нужно знать устройство автомобиля, разобраться с программой, кодами ошибок, процедурами проверки и т.д.
Тем не менее, даже примитивных операциях чтения ошибок, уже можно выиграть время и деньги.
Что для этого нужно.
1) Адаптер.
2) Компьютер.
3) Программа.
4) Информация.
Адаптер.
Это такая кучка радиодеталек, собранных в хитрую схемку, которая позволяет обеспечить обмен данными между портом компьютера и разъемом автомобиля по соответствующему протоколу. Это посредник, согласовывающий (адаптирующий) эл. параметры.
Компьютер.
Соединительный кабель от адаптера втыкается в ком-порт компьютера (вариант USB следует оговорить отдельно) Требования к компьютеру минимальны. У меня всё заработало на древнем P100. ОС — W98 и выше. В случае с КПК, есть диагностические программы для ОС Pocket PC.
Принципиальные момент — десктоп или ноутбук или .
Об этом подробнее.
Если у вас есть такое место, где можно установить компьютер для диагностики, и к нему можно подъехать машиной, то можно обойтись и самым примитивным десктопом. Это можно сделать в частном доме (выкинуть кабель в форточку), гараже, на работе — в боксе, складе, и т.п. Следует учесть, что слишком длинный кабель может стать причиной плохой связи, либо отсутствием таковой. Метров 5 будет нормально. Если больше — надо пробовать. В цепочке компьютер-адаптер-авто следует удлинять участок адаптер-авто. Главный недостаток десктопа — нельзя снимать показания в динамике. Дело в том, что некоторые параметры проверяются при полной нагрузке двигателя — 3я передача и газ в пол. Тут без ноутбука (или КПК) не обойтись. Но чаще всего, такие тесты — для , для скурпулезного поиска сложных неисправностей, диагностики турбины, и пр. А для того, чтобы просто прочесть/стереть ошибки, посмотреть основные параметры, динамика не требуется. Кроме того, многие сервисные процедуры и проверки выполняются именно на холостом ходу. Иногда, запуск двигателя и вовсе не требуется (например, чтобы перепрограммировать «напоминалку» замены масла в приборной доске). Поэтому, установка старенького компьютера в гараже для диагностики — вполне разумное и бюджетное решение.
Ноутбук всем хорош, но не все имеют ком-порт.
Типовые решения
— покупка по дешевке древнего б/ушного ноутбука с ком-портом исключительно для диагностики.
— покупка специального диагностического адаптера для USB — порта.
— покупка прибамбаса PCMCIA — > COM (недешево) и работа с обычным адаптером для ком-порта.
КПК — тоже компьютер . На первый взгляд, никаких COM-портов у него не видно, но об этом отдельно.
Программа.
Программа, установленная на компьютере посылает сигналы через ком-порт (или USB-порт) в адаптер, который в свою очередь транслирует их на контроллер в автомобиле. Контроллер посылает ответные сигналы, которые программа получает и интерпретирует (визуализирует).
Обмен управляющими сигналами и данными происходит согласно определенному протоколу. Как правило, каждый автопроизводитель имеет свои протоколы обмена.
Есть как бы универсальный протокол ODB-II, но он не везде поддерживается, и его возможности ограниченны.

Разные программы обычно приспособлены для работы с каким-нибудь одним протоколом и его модификациями.
Здесь и далее в основном речь идет о тестировании VAG (Audi, VW, SEAT, Skoda), хотя общие моменты для всех одинаковы.
Де-факто, стандартом для компьютерного тестирования автомобилей VAG стала программа «VAG-COM» или ВАГ КОМ. Она обеспечивает обмен данными по родным, ваговским диагностическим протоколам. Её автор — энтузиаст из америки Uwe Ross, а ныне — успешное предприятие :
http://www.ross-tech.com/vag-com/index.html
По сети гуляет множество разных копий, кряков, и есть даже полностью русифицированный вариант.
Имейте в виду, что программа — не доктор, и не руководство по ремонту. Она не может поставить диагноз. Всё, что она делает — это вывод (на экран, на печать, или в лог-файл) данных, полученных из авто. И всё. Только некоторые вещи получили некоторую автоматизацию — например, опрос контроллеров по заранее записанным адресам, и пр. Правда, у VAG-COM есть пару фишек.

Первое — это коллекция т.н. lbl-файлов, в которые упрощают понимание данных конкретного контроллера, обеспечивают правильные подписи под цифрами, и пр. Эти файлы можно редактировать, или создавать свои, соблюдая определенный формат.
Вторая фишка — это коллекция кодов ошибок (она хранится в шифрованном файле). Дело в том, что контроллер выдает только цифру — код ошибки. А значение кода для официально никем не публикуется. Поэтому нужно было извлечь из официальных мануалов тысячи текстовых строк, благодаря чему, на экране вы можете увидеть ещё и текст, например:
19521 4C41 P3065 Ventil 3 fur Ladedruckbegrenzung-N388 Kurzschluss nach Masse
(так напишет фирменный прибор, а в VAG-COM это на английском).
Шифрование не помешало одному умельцу из сопредельного государства перевести коллекцию кодов на русский, и зашифровать обратно:
19521 4C41 P3065 Клапан 3 ограничения давления наддува-N388: короткое замыкание на массу
Нет гарантии, что какая-то ошибка есть в коллекции. Вполне возможно, что будет только цифра. Тогда нужно искать источники типа ELSA ( ЭЛЬЗА). Отдельные списки ошибок с переводами уже начали появляться в сети.
И тут мы подходим к разделу..


Информация.
Данные компьютерной диагностики совершенно бесполезны, если вы не знаете устройства своего автомобиля, расположение и назначение разных узлов и деталей, способов из проверки, и замены. Кроме того, нужно понимать, что означают цифры, которые вы видите. Нужно знать, какими они должны быть. Например, показания расходомера воздуха должны лежать в определенных пределах на разных режимах. Вам придется их узнать. Также и по другим датчикам. Неправильная работа датчика не всегда приводит к появлению записи об ошибке. Т.е. опрос блока говорит, что ошибок нет, а на самом деле, датчик температуры врёт. (Для многих двигателей есть подсказки в лейбл-файлах VAG-COM). Кроме чтения данных, есть еще несколько функций, для которых необходима точная информация. Например, — некоторые параметры работы ECU нужно корректировать после ремонтов / замен, и пр. Для доступа к адаптации нужно ввести секретный код. Его тоже нужно знать. (Output Tests) — тест некоторых систем, не имеющих обратной связи. После запуска теста что-то должно менять звук, что-то щелкать, что-то моргать — нужно знать, где, что и как. Полную информацию по конкретной машине можно найти только в ELSA. Но иногда достаточно проконсультироваться в какой-нибудь конфе . На самом деле всё не настолько сложно. Но знания добываются с трудом .

Источник статьи: http://kypikluchi.ru/articles/article_post/osnovy-kompyuternoy-diagnostiki-avtomobiley-dlya-chaynikov.-

Могут обучить компьютерной диагностике автомобиля

Можно ли научить автомобильной Диагностике? Нелья

Научиться автомобильной Диагностике.

За две недели.

Нет, за две недели научиться автомобильной Диагностике нельзя по определению.

А вот «повернуть голову в нужном направлении» — можно.

У преподавателей консультационных курсов обучения Козыры Андрея Николаевича и Волкова Сергея Александровича есть свои способы и методы для этого. Давайте послушаем их мысли.

«Вы хорошо подумали»?

Перед тем, как записать человека на консультационные курсы обучения и выслать ему приглашение, мы стараемся определить его уровень подготовки. Для этого ему задаётся несколько специфических вопросов, по ответам на которые можно сделать определенный вывод. И в зависимости от уровня подготовки мы предлагаем человеку тот или иной курс обучения.

Есть «Базовый», есть «Мастер-класс», есть и другие направления.

Всё зависит от того, насколько человек подготовлен, насколько «созрел» и понимает, что «Научиться с нуля автомобильной Диагностике нельзя». Справедливо будет спросить: « А если человек хочет с нуля?». Пожалуйста. Для этого у нас есть «Подготовительный курс».

Но бывают и другие варианты. Говоришь с человеком, выясняешь его уровень подготовки и понимаешь, что ему сейчас нужен только «подготовительный курс». Но на них он идти не хочет. Он хочет «все и сразу». Он хочет «немного поучиться, получить корочки и стать автомобильным Диагностом».

Таким людям мы пытаемся объяснить, что:

— «немного поучиться и превратиться в автомобильного Диагноста нельзя по определению»

— так называемые «корочки» мы не выдаем, да и не в «корочках» дело, главное – Знания и практический опыт

— «мы не волшебники, и за две недели не превращаем человека в «автомобильного Диагноста», мы только «поворачиваем голову в нужном направлении»

А вот если человек серьезно решил заниматься вопросами автомобильной Диагностики, то с нашей помощью он будет двигаться по правильному пути.

«Теория без Практики мертва»

Очень справедливое выражение. Однако справедливо будет и так сказать:

«Практика без теории невозможна». В любом деле теория является фундаментом, и мы стараемся, что бы этот «фундамент» был максимально крепким и надежным, что бы наш слушатель впоследствии смог на него надежно опереться.

Методик обучения существует множество, мы ничего нового не придумываем, мы используем самые надежные, те, которые дают максимальный эффект.

Теоретические занятия нельзя проводить без наглядных пособий

Мы стараемся так организовать учебную деятельность, что бы взаимоувязать деятельность преподавателя и обучаемых, а именно: преподаватель и объясняет материал, и активизирует деятельность обучаемых, побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и анализу.

Методов обучения много, но мы используем только такие, которые могут максимально помочь нашим ученикам в изучении, освоении и закреплении учебного материала.

«Знания через глаза и уши»

Именно так, потому что речевой текст лучше всего запоминается с визуальным сопровождением. Для каждой группы обучения предварительно готовится «мануал» с теми вопросами, которые слушатели будут изучать. Это 195 страниц специально отобранных материалов.

В этом сборнике есть все «отвизуализированные» объяснения преподавателя, и слушатель может по ходу занятия делать там свои пометки, что бы впоследствии применять в своей дальнейшей практической работе.

Кроме такой папки, мы выдаем каждому обучаемому диск DVD с дополнительной учебной информацией.

«Иллюстрация и демонстрация при устном изложении»

Любые теоретические занятия надо проводить только после тщательной подготовки и максимально использовать технические средства обучения, что бы излагаемый материал был всегда перед глазами.

Мы для этого используем ноутбук, который подсоединен к видеопроектору, а тот уже выводит изображение на экран.

Вот, например, очень интересный вопрос: «Корректировка времени впрыска топлива при различных режимах работы двигателя».

Автомобильный Диагност должен назубок знать, помнить и постоянно держать в голове это понимание. А если говорить по-другому, то он должен

«видеть» схему работы двигателя при запуске, при ускорении, при торможении и т.д.

Реальные осцилограммы слушатели увидят позже, на практических занятиях, а сейчас они будут изучать «теорию» на предоставленных чертежах и схемах:

Коррекция впрыска топлива

— Корректировка по температуре воздуха на впуске

— Обогащение после пуска

— Обогащение при прогреве

— Коррекция на переходных режимах

— Коррекция по датчику кислорода

— Коррекция для стабилизации холостого хода

— Коррекция при разгоне

Для чего это знать? Что бы понимать работу той или иной системы, потому что, только зная и понимая это, можно составить представление о неисправности или её предваряюще- составляющих факторах.

А зная «фундамент» неисправности, можно её устранить с наименьшими затратами.

Например, у нас есть проблемы при запуске двигателя. Не заводится или заводится с трудом. Что делать? Правильно, подключим сканер или мотортестер и будем смотреть.

А что будем смотреть? На что надо обратить особое внимание?

А если знать или помнить таблицу (слева-вверху): «Корректировка времени впрыска топлива при пуске двигателя», уже можно составить представление о том, что может мешать правильному запуску двигателя.

Сможем проанализировать ситуацию, снять дополнительные данные, внимательно изучить «дата-лист» и определить неисправность.

Изучаемый материал необходимо закреплять в памяти и сознании. Конечно, по окончанию учебного курса мы проводим практические, а потом выпускные занятия, но и до них используем такой метод, как «Беседа на конкретных примерах», что бы изученное запомнилось еще лучше.

Вот, например, недавно была тема о «расходомерах воздуха» (MAF-sensor).

Мы изучили Датчик скоростного напора воздуха LMM, Термоанемометрический расходомер воздуха с горячей проволокой HLM, Термопленочный датчик массового расхода воздуха HFM2, Термопленочный датчик массового расхода воздуха HFM5

(здесь обратили внимание на то, что HFМ5 может определять как массу воздуха, так и направление воздушного потока.

Благодаря очень тонкой микромеханической мембране датчик очень быстро и точно реагирует на изменения температуры (меньше 15 мс). Это особенно важно при наличии сильно пульсирующих воздушных потоков), расходомер воздуха Karman Vortex.

Слушателям был рассказан интересный практический случай:

«В каждом большом автосервисе, тем более, если он имеет много постов, есть так называемая «выходная диагностика». Это когда автомобиль проверяется Диагностом перед тем, как покинет ремонтную зону и будет отдан Клиенту. Так вот, пришел такой автомобиль, начинаем запускать двигатель – не запускается. Заводится и глохнет. И так несколько раз. Что за дела такие? Сами видели, как на соседнем посту его заводили, потом проводили на нем очередное ТО. Мистика? Спрашиваем: «Что делали, какие работы проводили?»,- отвечают, что ничего особенного, ТО как ТО. Поменяли масло, все фильтра…начинаем соображать и прикидывать. Замена моторного масла может повлиять на незапуск автомобиля? Вряд ли, но оставить заметочку в голове надо. Вдруг какие-то провода оборвали,…хотя нет, сканер ничего не показывает, никаких ошибок. Меняли воздушный фильтр. А посмотрим на него? Снимаем крышку с воздушного фильтра и буквально остолбеваем: воздушный фильтр стоит новый, но…как он был в целофановой упаковке, так его и поставили. Какой уж тут запуск двигателя…».

В этом рассказанном случае показана не конкретная причина неисправности датчика расхода воздуха, а сделана попытка показать обучаемым некоторые начальные методики проведения автомобильной Диагностики.

Что имеется в виду: «На шаг назад». То есть, если есть какая-то неисправность, то надо постараться выяснить, что делали, какие работы проводились на данном автомобиле перед появлением неисправности.

Но всегда ли так поступают при проведении Диагностики?

Иногда могут делать по-другому, создавая себе дополнительную и ненужную работу, например:

— Надо подсоеденить сканер и прочитать коды ошибок

— Снять осцилограммы и проанализировать их

И много еще чего можно сделать…

Есть методики, которые, как говорят, «написаны сбитыми пальцами автомобильного Диагноста» ☺

Но нельзя утверждать, что надо пользоваться только определенными, узко ограниченными методиками и только.

Каждый автомобильный Диагност вправе и даже должен искать новые методики, которые могут помочь в повседневной работе.

И в этой работе не должно быть ничего «застывшего».

Кстати, а что такое «методика» в словаре? Читаем:

(гр. methodike) — совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы.

— В автомобильной Диагностике это: «Совокупность приемов и способов работы, позволяющих найти и устранить неисправность в автомобиле».

А вот другой пример.

Мы уже говорили о таком способе, как «на шаг назад».

А можно применить и такой способ, как: «От простого – к сложному».

Приехал Клиент с уже оформившимся решением:

— Мне надо поменять ручку на руле, где управляется омыватель стёкол.

Поменять кнопку. Сам моторчик работает, кнопка тоже работает, но она «западает» — нажимаешь на неё, а вода не сразу брызжет на стекла. На грязной дороге очень уж неудобно…

Конечно, можно было сразу выполнить его просьбу, но…

Называйте как хотите, но и это можно назвать «методикой»: «От простого к сложному».

Западает кнопка? А проверим её. Включаем зажигание, нажимаем на кнопку, прислушиваемся: моторчик под капотом включается сразу же, а вот вода начинает брызгать на стекла с запозданием в полторы-две секунды.

Если сразу же снова нажать на кнопку омывателя, то вода брызжет без всякой задержки.

Нет, она исправна.

Причина в том, что система подачи воды к стеклам «завоздушена», имеет контакт с атмосферой. И насос сначала прогоняет воздух…

Простой пример, правда?

И по стоимости он обошелся Клиенту намного дешевле, чем то, что он захотел сделать, а точнее, ему «посоветовали в Интернете».

Используя наглядные методы обучения перед проведением практических занятий, мы задействуем так же и стенды, на которых можно моделировать самые различные неисправности и тут же, на месте, пытаться их диагностировать и устранять.

Такой подход к обучению помогает нашим слушателям усваивать учебный теоретический материал не только «через уши и глаза», но и «через руки».

С самого начала наших учебно-консультационных курсов мы пытаемся донести до слушателей самое важное: «Автомобильный Диагност – это не «хомо- арбайтен», а «хомо-сапиенс».

Чем отличается автомобильный Диагност от простого «исполнителя»?

3. Выполнять задачу исходя из предыдущих пунктов

1. Просто выполняет порученную ему задачу от «сих» и до «сих».

Вот, если коротко о том, как организована теоретическая часть обучения.

О практической части будет рассказано в следующей статье.

Руководитель информационного центра Компании BrainStorm г. Москва

Источник статьи: http://autodata.ru/article/all/mozhno_li_nauchit_avtomobilnoy_diagnostike_nelya/

Читайте также:  Навигационные компьютеры для автомобиля
Оцените статью